IT компания и ее структура
В нынешнее время все компании – от малого до крупного размера нуждаются в информационных технологиях для того, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях повсеместного использования высокотехнологичных решений. Однако специфика средств IT и методов их внедрения, эксплуатации и сопровождения в зависимости от масштаба предприятия может существенно отличаться. Если необходимый набор средств IT в случае с фирмой с численностью штата до 50 человек может исчерпываться только одной автоматизированной системой учета и одним системным администратором средней квалификации, то крупной организации необходим комплексный подход к созданию IT инфраструктуры, который включает в себя создание IT отдела. Итак, для чего же нужен IT отдел? Начиная отвечать на данный вопрос, стоит перечислить некоторые нюансы работы с информационными потоками на предприятии и рассмотреть их:
Одного человека (а в некоторых случаях – и десятерых) не хватит для обеспечения необходимого объема работ того или иного профиля, связанных с IT;
Ни один человек не может быть высококвалифицированным специалистом сразу во всех областях IT. Следовательно, в штате ИТ сотрудников компании должны состоять специалисты разного профиля;
Каждый специалист занят выполнением только своей задачи, выполнение которой нужно постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, поставленных перед ИТ инфраструктурой предприятия в целом;
Как следует из вышеизложенного, работа нескольких человек, выполняющих разную работу должна быть скоординирована. Что предполагает привлечение к работе управляющего по ИТ – ИТ директора, способного понимать как деятельность каждого из специалистов, так и цели и задачи IT инфраструктуры в рамках деятельности предприятия.
Рассмотрение данных нюансов неизбежно наталкивает на вывод о том, что отдел IT должен быть системой, а не просто набором средств и компанией дружно работающих специалистов из разных областей. Таким образом, отдел ИТ компании – это совокупность взаимосодействующих средств IT и специалистов в области IT, целями которой являются:
Обеспечение информационными технологиями;
Повышение эффективности деятельности компании посредством оптимизации информационных потоков.
IT отдел компании выполняет задачи, такие, как:
Реализация IT проектов;
Обеспечение работоспособности информационных систем;
Предоставление руководящему звену компании сведений о новых возможностях IT и технологиях управления ими;
Делопроизводство отдела, ведение бюджета IT, учет IT активов, обеспечение кадрового состава IT.
Что касается кадрового состава отдела IT, то в большинстве случаев он включает в себя сотрудников следующих профилей:
Специалист по сетевому обеспечению
Системный аналитик
Программист
Системный администратор
Специалист по поддержке пользователей
Руководитель отдела информационных технологий
Веб-мастер
Специалист по сетевому обеспечению определяет возникающие в ходе работы сети проблемы; анализирует требования пользователей; координирует процесс наладки и поддержки сетевого оборудования; обеспечивает совместимость программного и аппаратного сетевого обеспечения; готовит бюджет в подотчетной сфере и обеспечивает эффективное использование ресурсов; руководит менее квалифицированным техническим персоналом.
Системный аналитик проводит анализ требований пользователей для определения конфигурации программного и аппаратного обеспечения; готовит технические спецификации, технические отчеты по поддержке программного и аппаратного обеспечения; координирует процесс испытаний и ввода в эксплуатацию ИТ обеспечения; проводит анализ комплексных вопросов программирования касательно модификации кода уже существующих программ и создания кода для новых программ.
Программист решает комплексные вопросы программирования, касающиеся модернизации, модификации уже существующего кода либо создания нового кода; готовит графики и диаграммы рабочего процесса; устанавливает последовательность проведения операций по вводу и компьютерной обработке данных; контролирует проведение тестирования и отладки программного обеспечения.
Системный администратор производит установку программного и аппаратного обеспечения; осуществляет мониторинг и оптимизацию работы операционных систем вычислительной техники; определяет проблемы в программном обеспечении; анализирует требования пользователя, оценивает дополнительные возможности по улучшению работы программного обеспечения.
Специалист по поддержке пользователя отвечает за установку и проведение диагностики программного и аппаратного обеспечения; предоставляет техническую поддержку и консультации конечным пользователям; несет ответственность за организацию ремонта компьютерной техники; обеспечивает наличие расходных материалов для компьютерной и оргтехники; консультирует пользователей по техническим вопросам.
Руководитель отдела IT руководит любой деятельностью, связанной с обслуживанием вычислительной техники; контролирует процесс подбора, установки, поддержки программного и аппаратного обеспечения; контролирует связи компании с партнерами, предоставляющими услуги в сфере IT; руководит процессом подбора, обучения специалистов отдела, анализирует результаты их деятельности; руководит процессом обучения сотрудников.
К началу 21-го века мир информационных технологий стал немыслимым без такого явления, как глобальная сеть «Интернет». На данный момент Интернет в бизнесе является не только средством связи между территориально удаленными подразделениями или разными фирмами, но и средством, с помощью которого можно осваивать новые рынки, предъявив потенциальным клиентам свою особого рода визитную карточку – вэб-сайт.
В зависимости от типа вэб-сайта (сайт-визитка, информационный портал, интерактивный портал с Интернет-магазином) количество требуемых специалистов может существенно варьироваться. В самом сложном случае, в отделе IT должны присутствовать:
PHP/ASP/Perl/JavaScript программист со знанием языка управления базами данных SQL;
HTML/CSS/Flash верстальщик;
Веб-дизайнер, работающий на профессиональном уровне с такими программами редактирования растровой и векторной графики, как Adobe Photoshop, Corel Draw;
Контент-менеджер, отбирающий, редактирующий текстовую и графическую информацию для последующего размещения ее на сайте;
Системный администратор по вэб-службам (Apache, cron, sshd, ftpd, sendmail, mysql);
Специалист по привлечению посетителей сайта (SEO, регистрация в тематических каталогах, заказ рекламы и ссылок).
Вышеизложенное приводит к заключению о том, что задача создания крупного, динамично развивающегося Интернет проекта, который приносил бы ощутимую пользу бизнесу – не из простых. Особенно с учетом того, что критерии качества вэб-сайтов становятся все более строгими с каждым годом.
IT отрасль в России и положение в ней разработчиков ПО
Все, видимое, слышимое и ощущаемое нами, несущее некоторый вполне определенный для нас смысл, является информацией. Информация сопровождает нас повсюду, то давая понять, что происходит вокруг, то помогая в принятии решения о том, как реагировать на ту или иную ситуацию. В условиях стремительной интенсификации информационных потоков каждый из нас сталкивается с необходимостью контролировать поступление информации, обрабатывать ее для внедрения в свою уже сложившуюся картину представлений о мире. Гораздо более актуальной задача управления информацией оказывается в случае, когда много людей согласованно взаимодействует друг с другом для того, чтобы была достигнута определенная цель. В этом случае информация не только определяет действия, но и делает существование коллектива вообще возможным, так как информация является связью между людьми, благодаря которой они могут согласовывать между собой свои действия.
Любой компании, ведущей свой бизнес, приходится работать с информацией везде и всегда, как при планировании долгосрочных стратегических задач, так и при рутинных канцелярских делах. В процессе бурного развития науки и техники появилось немало методов и средств работы с информацией, порой настолько сложных, что применение их, их адаптация к специфике конкретной компании и условий, в которых она находится, сейчас уже является отдельным классом задач, решаемых специализированными ИТ организациями.
Каждая фирма имеет дело с внешними и внутренними источниками информации, с выполнением таких операций, как сбор информации, ее первичная обработка, отображение, кодирование и декодирование, преобразование, запоминание (хранение), передача, защита. В средних и тем более крупных по размеру компаниях осуществление вышеуказанных операций немыслимо без применения информационных технологий. Под информационными технологиями здесь понимаются: обычные средства; средства на основе вычислительной техники; методы связи. К последним относятся: личное общение, групповая беседа и конференция; телекоммуникации, печать, акустическая передача, аудиовизуальная техника, электронная почта.
Информационные технологии на основе компьютерной техники сейчас наиболее актуальны и, интенсивно развиваясь, все более широко применяются компаниями, работающими в разных отраслях. Эти технологии относятся как к аппаратному, так и к программному обеспечению информационной инфраструктуры компании. Программное обеспечение часто представляет собой информационную систему – взаимосвязанный комплекс приложений, выполняющий задачи информационной поддержки персонала компании на оперативном, тактическом и стратегическом уровне.
К информационным системам на оперативном уровне относятся EDP (electronic data processing), системы обработки данных. Применяются они для учета хозяйственных операций, управления ими, подготовки унифицированных документов, таких как счета, накладные, платежные поручения, статистическая отчетность, расчет заработной платы. Подобные системы осуществляют функции ввода, выборки, коррекции, математических расчетов. Временной диапазон оперативного управления, в процессе которого проходит регистрация и обработка событий (оформление заказов, контроль над их выполнением, приход и расход материальных ценностей, учет рабочего времени) – от одного дня до недели. Вышеуказанные задачи четко алгоритмизированы и выполняются регулярно и непосредственно исполнителями (администраторами, кладовщиками, рабочими), а их результаты подлежат вводу в базы данных.
MIS (Management Information System, информационные системы управления) предназначены для поддержки управления на тактическом уровне, организации работ в течении от нескольких недель до нескольких месяцев (анализ, планирование поставок и сбыта, расчеты производственных программ). На данном уровне процессы выполнения задач поддаются алгоритмизации, также регламентируемым является документооборот. Задачи решаются на основе накопленной в базах данных оперативной информации руководителями служб предприятий (начальниками отделов материально-технического снабжения, начальниками отделов сбыта, логистики, начальниками цехов).
DSS (Decision Support System), системы поддержки принятия решений, используются на стратегическом уровне управления предприятием (совет учредителей, руководства фирм, филиалов). Работают в рамках временного диапазона от года до нескольких лет, и помогают при формировании стратегических целей, планов привлечения инвестиций. Задачи, в решении которых используется DSS, плохо или вообще не поддаются алгоритмизации и регламентации, также характерна в таких случаях неопределенность и недостаток информации. Необходимость в решении этих задач возникает нерегулярно.
В сфере IT также наличествуют отдельные виды аппаратного и программного обеспечения, предназначенного для выполнения конкретных специфических задач (в том числе и развлекательных, например, видеоигры, игровые приставки, медиацентры). Разнообразие этих видов столь велико, что не представляется возможным адекватно отобразить его здесь. Но, тем не менее, на данном сайте весьма часто будут упоминаться компании, относящиеся к этой области IT индустрии.
Как это диктует тематика сайта, данные, расположенные на нем, подобраны с целью заострить внимание именно на российской ИТ инфраструктуре и российских ИТ компаниях, работающих на российском рынке и на российский рынок как таковой, на его развитие. Ведь множество компаний, работающих в ИТ отрасли, будучи только географически расположенными в России, являются по сути либо R&D офисами зарубежных компаний, либо аутсорсинговыми фирмами, обслуживающими заказчиков из-за рубежа (как правило - из США, что характерно).
В России на данный момент представлены следующие основные отрасли рынка информационных технологий: IT консалтинг, смешанный бизнес, разработка ПО, дистрибуция и производство компьютерной техники, дистрибуция телекоммуникационного оборудования, интеграция в сфере информационной безопасности, консультирование в IT. По информации, предоставленной РИА «РосБизнесКонсалтинг», по занимаемой доле общего рынка IT за 2006 год отрасли ранжируются следующим образом (в порядке убывания):
Интеграция
Смешанный бизнес (группы компаний)
Дистрибуция компьютерной техники
Разработка ПО
Производство компьютерной техники
Дистрибуция телекоммуникационного оборудования
Консультирование в IT
Интеграция в сфере ИБ
Отсюда видно, что компаниям, занятым собственно разработкой программного обеспечения принадлежит не самая большая доля рынка информационных технологий. Однако разработчики программ выполняют первостепенную роль в индустрии ИТ, так как без развития самого программного обеспечения не может идти речи и о развитии бизнеса дистрибьюторов, интеграторов, специалистов по защите ПО.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |