Содержание 1
Введение 1
1.Теоретические основы метода 4
2.Вырожденность. 12
3.Метод потенциалов и метод последовательного улучшения плана 18
4. Алгоритм метода потенциалов 22
5. Руководство пользователя. 29
Заключение. 30
Транспортная задача линейного программирования получила в настоящее время широкое распространение в теоретических обработках и практическом применении на транспорте и в промышленности. Особенно важное значение она имеет в деле рационализации постановок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта.
Кроме того, к задачам транспортного типа сводятся многие другие задачи линейного программирования - задачи о назначениях, сетевые, календарного планирования.
Формальным признаком транспортной задачи является то, что каждая переменная входит лишь в два ограничения, причем с коэффициентами, равными единице. Если при этом критерий оптимальности (сумма расходов, общий пробег) прямо пропорционален значениям переменных (транспортных потоков), возникает линейная транспортная задача. В других случаях рассматривается нелинейная транспортная задача, решаемая другими методами.
Метод потенциалов – первый точный метод решения транспортной задачи – был предложен в 1949 г. Л.В. Канторовичем и М. К. Гавуриным. По существу этот метод является детализацией метода последовательного улучшения плана применительно к транспортной задаче. Однако он был изложен вне связи с общими методами линейного программирования. Несколько позднее аналогичный алгоритм был разработан Данцигом, который исходил из общих идей линейного программирования. В американской литературе метод потенциалов принято называть модифицированным распределительным методом. Метод потенциалов позволяет, отправляясь от некоторого опорного плана перевозок, построить решение транспортной задачи за конечное число итераций (шагов).
Цель курсовой работы:
Освоить математическую постановку решения транспортной задачи методом потенциалов.
Метод потенциалов позволяет, отправляясь от некоторого опорного плана перевозок, построить решение транспортной задачи за конечное число итераций (шагов). Общая схема отдельной итерации состоит в следующем. По данному опорному плану каждому пункту задачи сопоставляется число, называемое его предварительным потенциалом. Предварительные потенциалы выбираются так, чтобы их разность для любой пары пунктов
Если разность предварительных потенциалов для каждой пары пунктов
В противном случае указывается способ получения нового опорного плана, связанного с меньшими транспортными издержками. Через конечное число итераций процесс решения завершается построением оптимального плана и системы потенциалов задачи.
Перед тем как начать детальное рассмотрение метода потенциалов, естественно вернуться к понятию потенциала.
Пусть
Функция W, определенная на совокупности пунктов производства и потребления задачи T, была названа вектором потенциалов или просто потенциалом данной задачи, если
для всех Х-существенных элементов некоторого плана X. Будем называть план X потенциальным, если существует потенциал задачи T, связанный с этим планом условием (1.2). Между оптимальностью и потенциальностью планов задачи T существует тесная связь. Для оптимальности плана X необходима и достаточна его потенциальность.
Заметим, что потенциал вовсе не следует считать зависящим от конкретного оптимального плана задачи T. Каждый потенциал задачи T связан условием (1.2) с любым ее оптимальным планом (естественно, что это утверждение имеет нетривиальный смысл лишь для транспортных задач с неединственным решением). Поэтому функция W может быть определена еще и так: W – потенциал задачи T, если
причем для тех
Напомним, что значения потенциала W в пунктах задачи T были названы потенциалами этих пунктов. Выбор этого термина можно оправдать следующей аналогией.
Представим себе, что некую единичную массу необходимо перенести из точки
Тогда производимая при этом работа A вычисляется по формуле
Используя теперь свойства потенциала задачи T, имеем
Итак, разность
Метод потенциалов состоит из конечного числа однотипных итераций. Каждая итерация разбивается на два этапа. На первом этапе план, полученный в результате предыдущих итераций, проверяется на оптимальность. Если план оказывается решением задачи, процесс заканчивается. Если же это не так, осуществляется переход ко второму этапу. На втором этапе строится новый план перевозок, который в невырожденном случае связан с меньшими транспортными издержками.
Опишем отдельную итерацию метода, ограничившись вначале невырожденным случаем. Итак, допустим, что уже проведено k итераций метода потенциалов и в результате получен опорный план
Этап 1. На этом этапе производится исследование плана
В силу предположения о невырожденности исследуемой задачи любые два пункта
Зададимся значением одной из неизвестных систем (1.3), например положим
Далее аналогичным способом определяем значения
Затем определяются
Если предварительные потенциалы
то функция W, определяемая условиями
Если же для некоторых индексов i, j
то план
Этап 2. Вычислим уклонения
По условию среди чисел
Соединим пункты
Рассмотрим перевозки по тем коммуникациям маршрута, которые при движении от
Введем в план
Подобные же рассуждения показывают, что общее количество продукта, ввозимого в любой из пунктов
где под
Вспомним, что все элементы, стоящие в квадратной скобке, кроме
Учитывая далее отрицательность уклонения
Итак, составленный новый план перевозок
Покажем, что вновь составленный план
плана
Заметим, что в силу предположения о невырожденности только одна перевозка последовательности (1.4) равна нулю. Система основных коммуникаций плана
Итак, в невырожденном случае метод потенциалов позволяет, отправляясь от некоторого исходного опорного плана, построить последовательность опорных планов задачи Т, которым отвечают монотонно убывающие значения транспортных расходов. Поскольку число таких планов заведомо конечно, то через несколько итераций продолжение последовательности окажется невозможным из-за того, что на первом этапе очередной итерации выявится оптимальность соответствующего плана. Конечность метода потенциалов для невырожденного случая доказана.
До сих пор исследуемая задача T предполагалась невырожденной. В этом пункте мы освободимся от этого ограничительного допущения, распространив метод потенциалов на вырожденные транспортные задачи.
Вырожденные опорные планы задачи Т содержат меньше чем n+ m – 1 положительных перевозок. Поэтому среди базисных перевозок вырожденного плана имеются нулевые перевозки. Это обстоятельство может в свою очередь привести к тому, что при переходе по методу потенциалов к следующему плану величина
При построении базиса нового плана нам, как и в случае общей задачи линейного программирования, необходимо знать ответ на два вопроса: какой вектор необходимо ввести в старый базис, какой вектор (один!) необходимо из него вывести? При ответе на первый вопрос случай вырожденности не приводит ни к каким дополнительным трудностям. Что касается второго вопроса, то критерий, который использовался для ответа на него в невырожденном случае: нулевыми могут стать сразу несколько перевозок, отвечающих нечетным коммуникациям маршрута этапа 2.
Можно было бы, конечно, выводить из старого базиса произвольный вектор коммуникаций из числа удовлетворяющих указанному критерию. Однако при таком подходе не исключен возврат через несколько итераций к старому базису, т.е. появляется возможность зацикливания. Необходимо иметь дополнительное правило исключения векторов из старых базисов, которое во всех случая застраховало бы нас от возможности зацикливания. Выводом этого правила мы сейчас и займемся.
Рассмотрим произвольную транспортную задачу Т. Свяжем с ней семейство транспортных задач
Правило выбора перевозки, подлежащей исключению из числа базисных, основывается на двух утверждениях, формулировки которых приводятся ниже.
задача
справедливы следующие утверждения:
а) если
б) если
Здесь под
по базису плана
Доказывать эти утверждения мы не будем.
Допустим теперь, что нам необходимо найти решение некоторой транспортной задачи T (быть может вырожденной!). Отмеченные свойства транспортных задач
Будем считать число
В соответствии с утверждением
не зависят от
Введем предварительно несколько определений. Пару матриц
назовем обобщенным планом задачи T, если при всех достаточно малых
является планом задачи
Элементы матрицы
Между двумя обобщенными перевозками введем соотношение «больше, меньше», полагая
В частности, обобщенная перевозка
Пусть
либо
но
Обобщенным решением задачи T считается такой план, который соответствует минимальным транспортным издержкам. Вычисление оптимального обобщенного плана задачи T, первая составляющая которого является искомым решением этой задачи, можно привести, пользуясь методом потенциалов, если все встречающиеся при этом понятия (такие, как план, положительная перевозка и т. д.) рассматривать в обобщенном смысле.
Пусть
На первом этапе метода потенциалов вычисляются предварительные потенциалы
удовлетворяющие системе уравнений
(Здесь
Переименуем векторы базиса
Учитывая, что все компоненты вектора
Здесь
Таким образом, предварительные потенциалы составляют вектор оценок условий задачи относительно данного базиса ,который определяется во втором алгоритме метода улучшения плана. Если для любого вектора условий
То в соответствии с критерием оптимальности метода улучшения плана данный план
Предположим, что при некоторых i,j
Тогда в соответствии с методом последовательного улучшения плана выбирается такая пара индексов
(оценка вектора условий
Согласно методу улучшения плана после разложения вводимого вектора (вектора
Здесь
Базисные компоненты нового плана определяются по формуле
Для транспортной задачи коэффициенты
Итак, метод потенциалов является детализацией второго алгоритма метода улучшения плана, учитывающей специфику транспортной задачи. Отличие состоит только в том, что на каждом шаге метода потенциалов все параметры задачи (план, предварительные потенциалы, коэффициенты разложения вводимого вектора коммуникаций) вычисляются не по рекуррентным формулам, как в методе улучшения плана, а непосредственно. Это оказывается более выгодным из-за простоты условий задачи T, позволяющей легко решать соответствующие системы линейных уравнений.
Алгоритм метода потенциалов складывается из предварительного этапа и конечного числа однотипных итераций. На предварительном этапе строится исходный опорный план
где
На каждой итерации рассматриваются и преобразуются две матрицы
Матрица
где
Вначале будем предполагать задачу T невырожденной. Необходимые замечания относительно вырожденного случая будут сделаны ниже.
Предварительный этап. С помощью метода северо-западного угла или метода минимального элемента определяется исходный опорный план
Если все элементы
Полагаем
Далее определяем
Аналогично вычисляются
Каждая итерация алгоритмов состоит из двух этапов. Предположим, что уже приведено k итераций, в результате которых получен план
Целью
Этап 1. На этапе 1 вычисляется матрица
Кроме того, все ее
После l – 1 шагов все ненулевые
Следовательно,
Как нетрудно заметить, описанное правило отыскания предварительных потенциалов
Предварительные потенциалы, отвечающие плану
Если все элементы матрицы
Этап 2. На этапе 2 производится улучшение плана
образующую цепочку, которая замыкается на элементе
Построение цепочки (4.1) можно осуществить также с помощью метода вычеркивания строк. Для этого вводится множество Г, состоящее из положительных элементов матрицы
Из матрицы
Элементы матрицы
Обозначим совокупность пар индексов
Новый план
Другими словами, из нечетных элементов цепочки (4.1) вычитается
Итак, в результате
к улучшенному плану
Из способа построения плана
Блок-схема алгоритма метода потенциалов.
После запуска программы на экране появляется главное окно.
Нажимаем на кнопку «Добавить». Вводим объемы производства и потребления. Нажимая на левую кнопку мыши, перетаскиваем пункты производства и потребления. Нажимая на правую кнопку мыши, устанавливаем связи между пунктами потребления и производства, устанавливаем тарифы.
Если все введено верно, то нажимаем кнопку «Рассчитать».
Метод потенциалов позволяет, отправляясь от некоторого опорного плана перевозок, построить решение транспортной задачи за конечное число итераций (шагов). Общая схема отдельной итерации метода состоит в следующем. По данному опорному плану каждому пункту задачи сопоставляется число, называемое его предварительным потенциалом. Предварительные потенциалы выбираются так, чтобы их разность для любой пары пунктов была равна стоимости перевозки между этими пунктами единицы продукта.
Если разность предварительных потенциалов для каждой пары пунктов не превосходит стоимости перевозки, то данный план перевозок – решение задачи, а сами предварительные потенциалы – потенциалы задачи (или оценки ее условий).
Список литературы
Гольштейн, Е.Г. Линейное программирование./ Гольштейн, Е.Г., Юдин, Д.Б. Теория, методы и приложения. – М., Наука, 1969. – с. 424;
Грешилов, А.А. Прикладные задачи математического программирования: учебное пособие для ВУЗов./ Грешилов, А.А. – М., Логос, 2006. – с. 286;
Зайченко, Ю.П. Исследование операций./ Зайченко, Ю.П. – 2-ое издание, перер. и доп. – Киев., Высшая школа, 1979. – с. 392;
Таха. Введение в исследование операций./ Таха, Хэмди, А. – 6-е изд. - М., Изд. дом «Вильямс», 2001. – с. 912.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Мальдивская Республика |
Реферат | Правовое регулирование PR в СМИ |
Реферат | «Традиции моей семьи» |
Реферат | Элементы стиля плетение словес в творчестве Н В Гоголя |
Реферат | Правовые отношения |
Реферат | Правовой статус СМИ |
Реферат | Деятельность ООН |
Реферат | Правоотношения в сфере социального обеспечения |
Реферат | Правоохранительные и судебные органы |
Реферат | Правонарушение и ответственность |
Реферат | Правомерное поведение правонарушение |
Реферат | Православное богослужение |
Реферат | Предварительная преступная деятельность |
Реферат | Романо-германская правовая система |
Реферат | Правоохранительные органы в РФ |