Реферат по предмету "Музыка"


Ноктюрн

Элементарная ТеорияМузыки РЕФЕРАТНА ТЕМУ НОКТЮРН Выполнил Шамсутдинов Ильдар1 курс ДХО Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательноголирического характера.Французского nocturne означает ночной . Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещ с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку л гкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18веке. Особенно пышно расцв л этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев она звучала всюду в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия

с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы.Разновидности этого жанра назывались серенадами,кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого

жанра и средства исполнения такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера,который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18века, напротив, отличаются бодрым,отнюдь не ночным тоном.

Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.Помимо инструментальных ноктюрнов,в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые. В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается.Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесымечтательного,

задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью,широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, ноктюрнообразную фактуру сопровождения она представляет собой колышущийся,покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю при

этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина если3 части обычно пишется в более оживл нном темпе.В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор

Джон Фильд 1782-1837 , проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая,напевная.Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон мечтательная лирика

самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение,значительное по содержанию.Ноктюрны Шопена многообразны по характеру светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические,мужественно-сдержан ные.Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена ноктюрнре-бемоль мажор ор.27, 2 .Упоение т плой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат

в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению,господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы

Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка,М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин. В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания. К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода.

Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова 3 из них были написаны в 14-летнем возрасте .Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить,ноктюрн Мендельсон, Ноктюрны Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение

Дебюсси Облака , Празднества , и Сирены названные автором Ноктюрнами , весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ноктюрны ,композитор исходил из субъективного впечатления,порожд нного колоритом и игрой ночного света. Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном

значении. Давая своим произведениям название ноктюрн , современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн вс чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ноктюрн приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.