Министерство образования и науки Российской Федерации
Реферат по компьютерным технологиям
на тему:
Документы и их роль в правовой информатике
Содержание.
1. Правовая информация и правовая информатика………………………..3
2. Правовая информация, ее классификация………………………………….6
3. Предмет и задачи правовой информатики……………………………….11
4. Связь правовой информатики с другими науками………………………….135. Программные средства правовой информатики………………………..16
6. Автоматизированные справочно-правовые системы……………………17
7. Справочно-правовые системы семейства КонсультантПлюс………….20
8. Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант»……...21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА
Информация и информационное общество
Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний
и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире. Начиная с
начала 20 столетия темпы информации резко возросли. Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: “информационный взрыв”.
Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:
• интегративную — сплочения членов общества и социальных групп в
единое целое;
• коммуникативную — общения и взаимопонимания;
• инструментальную — участия в организации производства и управлении;
• познавательную — как средство отражения объективной реальности и
передачи данных.
Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы.
Активнейшимобразом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.
Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.
Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии
формирования общества нового типа — информационного общества.
Информационное общество — общество особое, не известное истории. Дать
его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и
характеристики:
− наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных
информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них
информационных ресурсов как запасов знаний;
− массовое применение персональных компьютеров, подключенных к
трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС).
− подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в
трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
− новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве
− возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную,
точную и достоверную информацию;
− практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым,
каждого со всеми и всех с каждым
− отсутствие географических и геополитических границ государств — участников
ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих
сетях, становление нового международного информационного права и
законодательства.
Типичный пример информационной инфраструктуры такого ин-
формационного общества — Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет
информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является
основным и активным средством формирования информационного общества.
Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать
социальной информацией.
Различают следующие виды социальной информации:
- политическая;
- экономическая;
- научно-техническая;
- массовая;
- правовая;
- статистическая;
- о чрезвычайных ситуациях;
- о гражданах (персональные данные);
- компьютерная;
- и др.
Политическая информация - информация о статике и динамике политических
отношениях, политической линии государства, деятельности политических партий
и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах
политической системы общества.
Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих
экономические процессы и отношения.
Научно-техническая информация — это документированные или публично
оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки,
техники и производства.
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения.
Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах,
событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать
его личность. Основными элементами информации о гражданах являются имя и
фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное
положение, сведения о социальном положении, принадлежности к политическим
партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом
положении, владении собственностью, о судимости и др.
Термин компьютерной информации введен Уголовным кодексом РФ 1996 г.
В статье 272 дано определение этого вида информации как информации на
машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ
или в их сети.
По режимам доступа информацию можно разделить на: открытую
(общедоступную) и информацию ограниченного доступа (государственную тайну,
конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, профессиональную тайну,
служебную тайну).
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-
розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб без-
опасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от
24 июля1993г.).
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к
которой ограничивается в соответствии с законодательством. Указ Президента РФ
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта
1997 г. определяет виды конфиденциальной информации. К ним относятся:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за
исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой
информации в установленных федеральными законами случаях.
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной
власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и
федеральными законами (служебная тайна).
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым
ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,
телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных
сообщений и так далее).
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым
ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и
федеральными законами (коммерческая тайна).
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного
образца до официальной публикации информации о них.
Правовая информация, ее классификация
Данный вид информации особенно важен, поскольку правовая информатика
ориентирована, в конечном счете, на оптимизацию потоков правовой информации
в государственных структурах и на повышение эффективности ее использования.
Правовая информация – используемые в общественной практике знания,
сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества.
Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях,
предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащихся в
правовых источниках и используемых для решения задач правотворчества,
правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод
личности.
Правовая информация имеет официальный и документальный характер. Для
нее характерна системность. Например, вся совокупность нормативных правовых
актов группируется вокруг Конституции РФ.
Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть
сформулированы следующим образом:
- правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно
отражать реальность;
- она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному
случаю факты, явления, процессы.
Как научная категория информация в области права характеризуется рядом
признаков (свойств), к числу которых относятся: известная самостоятельность
сведений, данных; возможность многократного использования той или иной
информации; сохранение передаваемой информации у передающего или
получающего субъекта; способность к обработке, интеграции и «сжатию»;
возможность математического анализа информации; системность;коммуникативность. Информация в сфере права имеет ряд аспектов, и в частности вероятностный, семантический, прагматический, синтаксический и др.
Циркулирующая в правовых образованиях информация разнообразна и
разнородна. Она может содержаться в законах, иных нормативных актах,
юридических решениях, в сознании государственных служащих, депутатов, на
перфокартах, магнитных лентах и т.д.
Общественные отношения, связанные с правовым режимом вновь принятых
нормативных правовых актов, регулируются Федеральным законом "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде-
ральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г., со-
гласно которому на территории Российской Федерации применяются только те
законы и акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликова-
ных. Эти документы могут быть доведены до сведения и в иных печатных издани-
ях, по телевидению и радио, разосланы государственным органам и другим субъ-
ектам права, распространены в машиночитаемом виде (ст. 5).
Информацию в правовых образованиях можно классифицировать по разным
основаниям и признакам.
По роли в правовой системе информация разделяется на нормативную и
ненормативную.
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой
деятельности и содержится в нормативных правовых актах. К источникам
нормативной правовой информации относятся законодательные и иные
нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения,
общепризнанные нормы и принципы международного права.
Нормативная правовая информация может быть представлена в виде 4
уровней.
1. Международно-правовая информация — содержащиеся в международно-
правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отно-
шения между государствами, народами, международными организациями, а также
по поводу прав и свобод человека.
2. Правовая информация федерального уровня — информация,
содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных
законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства,
решения Конституционного Суда, и т.д.
3. Уровень субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с
Конституцией РФ республики в составе РФ имеют свое законодательство и
конституцию. Край, область, город федерального значения – устав и
законодательство.
4. Акты местного самоуправления, акты местных представительных
органов, местной администрации, органов территориального общественного
самоуправления. Местное управление не входит в состав государственных органов,осуществляется в городах, сельских поселениях с целью решения населением местных вопросов.
Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке
правоприменительной и правоохранительной деятельности. Например, это
доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может
быть информация, получаемая в результате проведения судебной экспертизы
почерка или какого-либо другого криминалистического объекта. Ненормативная
информация в виде данных социологических или статистических исследований
используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для
систематического информирования граждан, всех гражданских структур о
наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой
сфере. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.
Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной
связи системы правового управления.
К ненормативной правовой информации относятся:
1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:
− заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ,
Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении
законности;
− судебная, уголовная и прокурорская статистика;
− информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по
представлению Уполномоченного по правам человека);
− социологические исследования об эффективности законодательных и
иных нормативных правовых актов;
2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных
обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);
3) информация, представляющая административную деятельность органов
исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных
предписаний;
4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и
т.п.);
5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:
− криминологическая информация — данные о преступности и других
правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
− криминалистическая информация, используемая при доказательстве
факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших
преступление;
− судебно-экспертная информация — информация, используемая при
проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения)
факта преступления и вины обвиняемого;
− оперативно-розыскная информация — информация, содержащая
сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-
розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших
уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные
сведения и материалы.
По версии специалистов «Консультант Плюс», правовую информацию
можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними
справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все
сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то
есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие
группы: официальная правовая информация, информация индивидуально -
правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая
информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от
полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и
направленная на регулирование общественных отношений.
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на
нормативную правовую информацию и иную официальную правовую
информацию. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно
отнести:
- ненормативные акты общего характера;
- акты официального разъяснения;
- правоприменительные акты.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое
значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не
имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение,
прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о
законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие
правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых
норм.
Некоторые свойства правовой информации выступают в качестве объекта
правового регулирования. Правовой режим информации — это нормативно уста-
новленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирова-
ния, доступа, хранения, распространения и защиты информации, организации со-
вместимости отдельных видов информации. Вся циркулирующая в рамках механизма правового регулирования и иных системах правовая информация подразделяется на два вида: официальная и неофициальная.
Информацию можно классифицировать по признакам адресности (кому
направляется или от кого исходит) и по характеру носителя. В этой классификации целесообразно различать следующие виды информации: официальную не для передачи, неофициальную для передачи, документальную для почты,
документальную для других средств связи, информацию, появляющуюся в ходе
личного общения, информацию горизонтальную и вертикальную, прямую и
косвенную.
Среди выделенных и еще не обозначенных характеристик информации в
сфере права можно отдельно назвать способ передачи информации в указанных
образованиях (телефон, телеграф, человек, почта), вид преобразователя
информации (человек, машина, человек и машина), степень достоверности
информации (достоверные и недостоверные сообщения), участие в
вычислительном процессе (вычисление исходной, постоянной, переменной,
промежуточной, конечной информации), алфавит информации (буквенная,
цифровая, буквенно - цифровая) и др.
Потоки различных видов социально-правовой информации, циркулирующей
в правовой системе общества, можно также характеризовать: по источникам
возникновения; по направлению; по периодичности возникновения и передачи; по степени взаимосвязи; по степени постоянства; по структуре; по методам образования; по степени использования и по многим другим основаниям и признакам.
В целом классификация социально-правовой информации позволяет
получить весьма ценные сведения о той информации, которая содержится в
разнообразных правовых информационных образованиях; дает сведения, без
которых невозможно решение многих принципиальных вопросов внутреннего и
внешнего проектирования механизмов регулирования и управления в сфере права
и без которых невозможен также анализ информационного обеспечения юриди-
ческой деятельности в целом. Не располагая исчерпывающими данными о
важнейших свойствах и характеристиках информации в правовых
информационных образованиях, нельзя найти их оптимальные структуры,
обеспечить заданную точность, надежность и эффективность их работы.
Предмет и задачи правовой информатики
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области,
занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью
электронных вычислительных машин.
Выделение информатики как самостоятельной области человеческой
деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники.
Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике,
появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной
революции.
В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с
момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук
СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и
автоматизации
Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с
процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их
взаимодействием со средой применения.
Правовая информатика — наука, которая изучает правовые проблемы
обращения информации в правовой системе. Правовая информатика, с одной стороны является одним из направлений информатики, а с другой, применяется в
условиях правовой системы и для нужд этой системы, т.е. учитывает особенности
правовой системы.
В развитие правовой информатики большой вклад внесли российские
ученые: С.С. Москвин, Н.С. Полевой, А.Р. Шляхов, А.Б. Венгеров, О.М. Батурин,
М.М. Рассолов, В.Д. Элькин и другие ученые.
Каждый из них имел свои точки зрения относительно информатики,но все эти подходы к предмету правовой информатики не противоречат друг другу. Наоборот, они имеют много общего, дополняют друг друга и могут рассматриваться как единое целое, в котором каждый подход имеет свою направленность, свои проблемы и задачи. В частности, общим для всех подходов является, бесспорно, то, что все без исключения авторы, разрабатывающие их, говорят о возможностях применения науки информатики в праве. Причем, под правовой информатикой они понимают новое направление правоведения об общих закономерностях информации в правовых системных образованиях различной природы, а право рассматривают с позиций информатики.
В то же время, каждый из подходов имеет свои особенности, аспекты и проблемы.
Обобщая сказанное, можно остановиться на следующем определении.
Правовая информатика — наука, изучающая информацию, информационные
процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).
Однако все же остается открытым вопрос: что следует вкладывать в
содержание предмета правовой информатики.
Правовая информатика — это прикладная наука,
изучающая проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и
использования социально-правовой информации в правовой системе общества и ее
подсистемах, как в специфических правовых информационных образованиях. В
таком определении предмета правовой информатики ясно видно наличие двух
начал: правовых (правовые информационные образования — правовая система
общества, ее подсистемы, социально-правовая информация и др.) и общих
информационных (фазы обращения информации, сбор информации, ее восприятие,
регистрация, обработка и т.д.). Правовая информатика — синтез, а не механическое
объединение права и информатики, их неразрывная связь и единство.
Правовая информатика, как самостоятельная отрасль знания, рассматривает
и изучает право, правовую систему и юридическую деятельность в целом с точки
зрения информации, как целостные информационно-правовые образования.
Таким образом, правовая информатика, беря начало в теории государства и
права и общей информатике, подходит к праву и ко всем областям юридической
деятельности с самостоятельных позиций, значительно отличающихся от подхода к
ним со стороны других юридических наук. Она исследует общие и конкретные
информационные проблемы и задачи в сфере права и правовых механизмов.
Правовая информатика позволяет изучать уже известные правовые системы,
явления и процессы под новым утлом зрения, с точки зрения обобщенных
информационных позиций, представить их в виде единого целостного
информационного образования.
Информация – это сложное многогранное всеобъемлющее явление. И естественно, что отдельные стороны, грани его являются предметом исследования очень многих наук, которые хотя и существуют самостоятельно, однако развиваются в непрерывном единстве, дополняя и обогащая друг друга.
Наиболее тесно информатика связана с кибернетикой – наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами. В качестве таких сложных динамических систем рассматриваются и живые организмы, и социальные сообщества, и технические системы.
В 60-70 годах XX столетия проблемы исследования кибернетических систем нашли широкое отражение в различных отраслях науки. Была создана научная теория правовой кибернетики – науки, изучающей закономерности, условия и особенности использования математических методов и технических средств в целях оптимизации и повышения эффективности управленческих процессов при решении конкретных правовых задач. Сегодня правовая кибернетика активно используется при исследовании эффективности законодательного и иного правового регулирования общественных отношений.
Правовая кибернетика – это наука, изучающая особенности процессов управления в правовой сфере.
Другой наукой, с которой тесно связана информатика и правовая информатика, является семиотика, исследующая свойства знаковых систем (естественных и искусственных языков). Поскольку знак есть носитель информации, семиотика получает большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум основным направлениям. Первое – это создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов). В задачах управления сложными системами важную роль играет создание языка, позволяющего описать класс возможных ситуаций (включая принятие решения). Второе направление – это создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный и т.п.). Информатика применяет отдельные методы семиотики при построении информационно-поисковых систем, составлении правил перевода с естественных языков на искусственные и обратно, разработке принципов индексирования, изучении преобразований структуры текста, не меняющих его смысла, и т.д.
Общая и правовая информатика тесно связаны с наукой о языке – лингвистикой. Информатика активно использует такие понятия, как язык, слово, алфавит, предложение, текст. Одной из важнейших задач лингвистики является изучение структуры текста. Современный компьютер – мощное средство для автоматизации работы с текстами. Появилась возможность автоматизировать многие трудоемкие процессы, например статистическую обработку текстов, ведение разнообразных словарных и лексических картотек. Методы лингвистики используются в информатике при разработке принципов автоматического перевода и информационно-поисковых языков, индексирования и реферирования, при составлении тезаурусов, упорядочении терминологии.
Развитие информатики тесно связано с достижениями психологии, которые активно используются при изучении мыслительных процессов создания и использования информации, природы информационных потребностей и их формулировании в запросы, при разработке эффективных методов чтения, машинных систем информационного обслуживания, конструировании информационных устройств.
Правовая информатика активно использует математические методы познания. В правовой информатике приходится постоянно иметь дело с количественными параметрами. Последние касаются объема информации, поступающей и обращающейся в изучаемой информационной системе, определения уровней и показателей оптимальности и эффективности работы информационных систем и т.п. Здесь не обойтись без методов математики – науки о количественных и пространственных формах действительного мира.
Информатика использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации. Математика создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.
Особое значение в информатике имеет такой раздел математики, как математическая логика.
Математическая логика разрабатывает методы, позволяющие использовать достижения логики для анализа различных процессов, в том числе и информационных, с помощью компьютеров. Теория алгоритмов, теория параллельных вычислений, теория сетей и другие науки берут свое начало в математической логике и активно используются в информатике.
Используя логические операции, можно провести моделирование логической структуры правовой нормы. Цель моделирования – выявить логические (включая латентные) связи правовой нормы. Данная формализация языка права позволяет промоделировать и проанализировать правовые нормы с помощью такого нового класса автоматизированных систем правовой информации, как экспертные системы.
Связь правовой информатики с техническими науками реализуется по линии активного использования для нужд юридической науки и практики современных ЭВМ и обеспечения автоматизации различных процессов. В свою очередь, использование ЭВМ опирается на вовлечение в сферу интересов правовой информатики аппарата формальной логики и математики, без чего невозможна формализация правовых норм перед введением их в память ЭВМ.
Информатика и правовая информатика тесно связаны с теорией информации, наукой, изучающей количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации.
Теория информации является необходимым математическим аппаратом при изучении всевозможных информационных процессов, особенно процессов управления. Получение, обработка, передача и хранение различного рода информации – непременные условия работы любой управляющей системы.
Любая информация, для того чтобы быть переданной, должна быть закодирована в виде сигналов, с помощью которых передается информация.
Задачами теории информации являются:
отыскание наиболее экономных методов кодирования, позволяющих передать заданную информацию с помощью минимального количества символов;
определение пропускной способности канала связи, чтобы передача информации от источника к принимающему органу шла без задержек и искажений;
определение объема запоминающих устройств, предназначенных для хранения информации.
Чтобы решить поставленные задачи необходимо, прежде всего, научиться измерять количественный объем передаваемой информации, пропускную способность каналов связи и их чувствительность к помехам (искажениям).
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ
В решении проблем правовой реформы важное место принадлежит и
правовой информатизации. В 1993 г. принята Концепция правовой
информатизации России, в которой сформулированы научные и организационные
основы одновременной работы по следующим направлениям:
- информатизация правотворческой деятельности;
- информатизация правореализационной деятельности;
- правовое обеспечение процессов информатизации.
Предусмотрено поэтапное решение проблемы. Речь идет об открытой
системе, и поэтому работа эта не имеет предела. Но уже сегодня достижения в
области научных разработок и проектировании программных средств опережают
востребованность их практиками.
Во-первых, работа юриста в любой должности связана с созданием,
обработкой и хранением массы текстовых документов
Во-вторых, значительная часть юридических документов для эффективной
работы требует особенной формы представления.
В-третьих, с переходом к новой экономической формации и построением
правового государства юристов захлестнул поток нормативных актов, справиться с которым без помощи компьютера трудно, и это вызвало целое направление в
компьютерных технологиях — разработку справочно-правовых компьютерных
систем.
В-четвертых, компьютер предназначен не только для хранения нормативных
актов, архивов, деловых папок, бюллетеней, газет и журналов, но и значительно
ускоряет общение с другими организациями и клиентами без командировочных и
транспортных расходов, так как может являться и мощным средством связи.
В-пятых, компьютеризация позволяет не только решать задачи
делопроизводства во всех правоохранительных органах, но и способна повлиять на
качественную сторону следственных процессов и принятие важных правовых решений.
Автоматизированные справочно-правовые системы
В правовом государстве, которое строится в России, взаимоотношения в
обществе должны основываться на законе. Знание закона – обязательное условие
нормального существования государства и общества. Правовое государство
обязано обеспечить своих граждан и все свои структуры информацией о
действующих законах, создать условия для оперативного получения любым
субъектом информации о необходимых ему нормах права. Для этого нужно иметь
информационную правовую систему, обеспечивающую доведение информации о
нормативных правовых актах до широкого пользователя.
В условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим
специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой
информации. Во-первых, возможность в любое время обращаться к правовым
актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в
законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой
информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению
различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового
регулирования.
Хотя принимаемые федеральные законы и акты Правительства РФ
публикуются в периодической печати и издаются в специальных сборника, это не
решает проблемы информационно-правового обеспечения в полном объеме.
Нормативные правовые акты изменяются и дополняются в связи с текущим
законотворчеством, поэтому необходима постоянная работа по их актуализации.
Потребителю нужна информация не только о вновь издаваемых актах, но и об
актах уже действующих в течение длительного времени и успевших устареть, в то
время как потребитель заинтересован в получении информации о реально
действующем законодательстве.
Выход из создавшегося положения может быть только в создании
автоматизированных систем правовой информации
Зарубежные поисковые системы правовой информации
За рубежом ЭВМ в правовой сфере применяются давно и эффективно.
Практически все развитые страны имеют свои мощные банки правовой
информации, из которых многие тысячи пользователей получают информацию по
обычному телефону. Компьютерные справочно-правовые системы (СПС)
появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития
современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе
электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала
бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана
совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и
нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах
внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах.
Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения
интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в
специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его
ожидания мог составлять до 8 дней.
Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США -
LEXIS - началась в 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата
Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью
представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна
пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система от-
вечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все
судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты
федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS
включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные
прецеденты.
В наше время практически все экономически развитые страны имеют
справочные правовые системы
Развитие российских справочно-правовых систем
В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и
появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и
граждан к правовой информации. В то время правовая информация была
рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных
источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий
создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы
информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.
Одним из первых подобными разработками стало заниматься Научно-
производственное объединение «Вычислительная математика и информатика»
(НПО «ВМИ»), которое было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками
факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-
сервисных программных комплексов — в результате появилась справочная
правовая система «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» отделилась фирма
НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС «Гарант».
Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке
проекта КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС
КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине 1992 года
началось ее массовое производство и распространение.
Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года
государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило
информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС
«Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз
данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей
нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
Именно эти три компании — «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс» —
являются сегодня основными игроками на рынке СПС.
В течение последних 15 лет в России появилось множество небольших
компаний — разработчиков СПС. Среди них — специализированные фирмы,
которые создают обновляемые правовые базы данных («Референт»,
автоматизированное рабочее место (АРМ) «Юрист»), а также компании,
распространяющие отдельные диски с законодательством («Ваше Право»,
«Законодательство России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка
составляют системы, созданные государственными организациями для обеспече-
ния потребности в правовой информации государственных ведомств, — например
система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при
Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при
ФАПСИ.
Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из
немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены
только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и
объему включаемой информации, ведущие российские СПС не только не усту-
пают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.
Итак, на российском рынке СПС в настоящее время есть три основных
игрока — компании «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также консорциум
«Кодекс» из Санкт-Петербурга. Они являются разработчиками одноименных СПС
Справочно-правовые системы семейства КонсультантПлюс
Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр
правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив
документов включает:
• федеральное законодательство (информационные банки (ИБ)
«ВерсияПроф», «РоссийскоеЗаконодательство», «ЭкспертПриложение»);
• региональное законодательство 82 субъектов РФ (ИБ
«РегиональныйВыпуск», «КонсультантПлюсРегионы»,
«СводноеРегиональноеЗаконодательство»);
• материалы судебной практики высших судебных инстанций и арбитражной
практики всех ФАС округов РФ (ИБ «СудебнаяПрактика»,
«КонсультантАрбитраж», «НалоговыеСпоры»);
• авторские консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению (ИБ
«Финансист», «ВопросыОтветы», «КорреспонденцияСчетов»,
«ПриложениеБухгалтерские-Издания»);
• комментарии законодательства (ИБ «КомментарииЗаконодательства»);
• международные правовые акты (ИБ «МеждународноеПраво»);
• законопроекты (ИБ «Законопроекты»);
• формы первичных документов (ИБ «ДеловыеБумаги») и многое другое. Вся
информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные
акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных
органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном
сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со
специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также
с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС
готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.
Одним из преимуществ СПС КонсультантПлюс ее разработчики считают
простой поиск документов. Все документы в системе образуют единый
информационный массив с четкой структурой: документы включаются в ин-
формационные банки, которые образуют тематические разделы
(«Законодательство», «Судебная практика» и т.д.). В системе реализован сквозной
поиск в едином информационном массиве (используются общие поля для поиска,
например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по
специальным полям для поиска).
Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант»
Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс.
документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные
типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по
законодательству субъектов Российской Федерации (законодательство 79 регионов
РФ).
В «Гаранте» реализован поиск документов по словосочетаниям,
встречающимся в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий
практически находить документы по словам, произвольно вводимым с клавиатуры,
с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения
искомого слова (словосочетания).
Компания «Гарант», как и «КонсультантПлюс», начала обновление своей
технологии. В октябре 2004 года состоялся выпуск новой версии системы «Гарант»
— «Платформа F1». Новая платформа предоставляет пользователям «Гаранта»
новые возможности
Система КонсультантПлюс разработана с применением современных
профессиональных средств программирования — она создана на базе Microsoft
Visual C++ с использованием библиотеки Microsoft Foundation Classes. Это
программное обеспечение является фактическим стандартом для разработки
сложных систем и предоставляет широкий доступ к использованию программная
платформа, обеспечивающая оперативное — за несколько минут — обновление
информации в системе, высокое быстродействие всех операций с базой данных как
при поиске документов, так и при построении списков связанных между собой
документов, а также целый ряд других сервисных возможностей и настроек.
Начиная с 1997 года с выходом новых версий Microsoft Windows все
программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с
ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС,
которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft
(Windows 95/98/Me/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:
• корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;
• оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так и в
сети;
• обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями
Microsoft Windows и др.
Все пользователи КонсультантПлюс получают постоянную сервисную
поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс включает:
• установку и настройку систем;
• оперативное обновление информации;
• информирование о новостях законодательства, о новых продуктах и
услугах компании «Консультант Плюс»;
• техническую поддержку;
• обучение работе с системами;
• консультирование по вопросам работы с системами;
• горячую линию информационно-технической поддержки;
• поиск документов по индивидуальным заказам;
• замену программных версий систем.
Общероссийская сеть распространения правовой информации
КонсультантПлюс — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном
рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс
состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в
крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в
небольших населенных пунктах.
Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант»
Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс.
документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные
типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по
законодательству субъектов Российской Федерации (законодательство 79 регионов
РФ).
В «Гаранте» реализован поиск документов по словосочетаниям,
встречающимся в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий
практически находить документы по словам, произвольно вводимым с клавиатуры,
с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения
искомого слова (словосочетания).
Компания «Гарант», как и «КонсультантПлюс», начала обновление своей
технологии. В октябре 2004 года состоялся выпуск новой версии системы «Гарант»
— «Платформа F1». Новая платформа предоставляет пользователям «Гаранта»
новые возможности
Отличительная особенность оболочки «Гарант» — эффективная система
паковки, которая обеспечивает степень сжатия баз данных, сопоставимую с
результатами использования широко известных архиваторов последних версий, но
в то же время не оказывает влияния на скорость поиска.
Сервисная поддержка пользователей системы «Гарант» включает:
• формирование индивидуального информационно-правового комплекта для
каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для
бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных,
фармацевтических и медицинских организаций;
• регулярное обновление информации;
• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;
• горячая линия поддержки — консультации и разъяснения специалистов по
работе с системой «Гарант»;
• ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.
Партнерская сеть компании «Гарант» включает более 250 компаний по всей России.
Заключение
Для России, как и для других стран СНГ, вхождение в новое, уже третье
тысячелетие - это не только временное событие. Наши страны, обновляя курс
реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагают активнейшие
усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных
аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются
построение правового государства, создание демократической и эффективной
системы государственного управления, формирование передовой и социально
ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры.
Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие
технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного
информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-
технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих
держав мира невозможно.
Информатизация несет с собой, прежде всего, новые возможности для
человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая
тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры. Таким образом
подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что
составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным
ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать,
передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду
конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской
Федерации. Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых
нельзя не назвать уровень компьютеризации России, и в особенности количество
персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития
российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества.
Накопленный опыт убедительно говорит о необходимости существенного
улучшения состояния дел в сфере правовой информации. Это предопределяется
актуальностью задач, связанных с созданием единой, внутренне согласованной
правовой системы, отражающей новые явления в развитии отраслей права и
законодательства, соотношении федерального и регионального уровней,
международных обязательств государства. События последнего времени
подчеркнули важность мер, направленных на обеспечение единства правового и
информационного пространства Российской Федерации, предотвращения
действий, ведущих к его дезинтеграции.
Список литературы.
Чубакова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004.
Акопов Г. Л., Гуде С. В., Шевчук П. С.Правовая информатика
Ростов-на Дону,2006.
27
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |