Реферат по предмету "Информатика"


Разработка и стандартизация программных средств

Содержание


Введение............................................................................................................ 5


1. Проектирование ЭИС «Учет движения денежных средств по кассе»....... 6


2. Модели оценки характеристик качества и надёжности ПО...................... 11


Заключение...................................................................................................... 21


Список литературы......................................................................................... 22


Введение


Целью курсового проекта по дисциплине «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» являются:


· разработке программных средств с использованием современных алгоритмических языков программирования и информационных технологи;


· стандартизации основных этапов жизненного цикла программных средств;


· стандартизации документирования программных средств;


· обеспечение надежности и качества функционирования программных средств;


· использование методов тестирования программного обеспечения.


Задачами курсового проекта являются:


· детально анализировать объект управления;


· поставить задачу, определить все ее функции;


· разработать структуру БД, нормативно-справочной и оперативной информации;


· разработать этапы жизненного цикла программных средств (ПС) в соответствии со стандартами;


· отладить и внедрить задачу;


· описать ПС;


· рассчитать качественную характеристику ПС;


· создать пользовательский интерфейс и документацию к нему.


1 Проектирование экономической информационной системы


«Учет движения денежных средств по кассе»


Для того, чтобы реализовать проект, нам понадобится база данных, созданная в MicrosoftAccess – Kassa.mdb, содержащая одну таблицу «Касса» (см. Рисунок 1). Поля созданной таблицы должны иметь свойства, приведенные в Таблице 1.



Рисунок 1 –Атрибуты таблицы «Касса»


Таблица 1 – Свойства полей таблицы «Касса»























Поле


Тип данных


Размер поля


Индексированное поле


№ операции


Счётчик


Длинное целое


Да (Совпадения не допускаются)


Поле


Тип данных


Размер поля


Индексированное поле


Наименование операции


Текстовый


50


Нет


Поле


Тип данных


Число десятичных знаков


Индексированное поле


Поступили деньги


Денежный


Авто


Нет


Поле


Тип данных


Число десятичных знаков


Индексированное поле


Выдали деньги


Денежный


Авто


Нет


Поле


Тип данных


Формат поля


Индексированное поле


Дата операции


Дата/ время


Краткий формат даты


Да (Совпадения не допускаются)


Поле


Тип данных


Число десятичных знаков


Индексированное поле


Остаток денег в кассе


Денежный


Авто


Нет


Поле


Тип данных


Число десятичных знаков


Индексированное поле


Количество денег в кассе


Денежный


Авто


Нет



После того, как база данных и таблица созданы, осуществим подключение к ней, используя Источники данных (ODBC). Для этого нам необходимо создать новый источник данных. При нажатии на кнопку «Добавить» появляется окно со списком поставщиков драйверов (см. Рисунок 2, Рисунок 3):



Рисунок 2 - Добавление нового источника данных



Рисунок 3 - Создание нового источника на основе драйвера MicrosoftAccess



Рисунок 4 - Установка драйвера


В поле «Источник данных» (см. Рисунок 4) вносим псевдоним базы данных, через которое мы впоследствии будем подключать компоненты BDE («Учет движения денежных средств по касс
е»).


После того как псевдоним базы данных создан, откроем новый проект в BorlandDelphi 7, установив на форме компоненты DataSource и Table. В окне свойств DataSource, поля DataSetвыберем Table1, DatabaseName выберем псевдоним базы данных «kassa», а в Name - имя таблицы «касса». Присвоив свойству Active значение True, мы активируем подключение к базе данных. Эти же свойства устанавливаем и в компоненте Table. Для отображения данных таблицы необходимо перенести на форму DBGrid, и, если настройка свойств прошла успешно, данные таблицы «kassa» появятся в полях DBGrid (см. Рисунок 5).


В данном проекте используются компоненты:


Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, DB, DBTables, Grids, DBGrids, ExtCtrls, DBCtrls, StdCtrls;



Рисунок 5- Установленные компоненты DataSource ,Table, DBGrid, MainMenu



Рисунок 6-Кнопки DBNavigator: добавление записи, удаление, редактирование, обновление и сохранение записей



2. Модели оценки характеристик качества и надежности ПО


Размерно-ориентированные метрики. Функционально- ориентированные метрики. Пример применения метрик. Достоинства и недостатки размерно – ориентированных и функционально-ориентированных метрик.




Размерно-ориентированные метрики


Размерно-ориентированные метрики прямо измеряют программный продукт и процесс его разработки. Основываются размерно-ориентированные метрики на LOC – оценках (LinesOfCode). LOC - оценка – это количество строк в программном продукте.


Исходные данные для расчета этих метрик сводятся в таблицу (табл.2).


Исходные данные для расчета LOC- метрик


Таблица 2.


















Проект Затраты, чел.-мес. Стоимость тыс. $ КLOC, тыс. LOC Страниц Ошибки Количество человек
А01 1 50 0,073 18 11 1

Таблица содержит данные о проектах за последние несколько лет. Например, запись о проекте А01 показывает: 73 строки программы были разработаны за 1 чел.-мес. И стоили $50 000. Кроме того, по проекту было разработано 20 страниц документации, а в течение первого года эксплуатации было зарегистрировано 11 ошибок. Разрабатывали проект один человек.


На основе таблицы вычисляются размерно-ориентированные метрики производительности и качества проекта:


Производительность = Длина / Затраты =0,073/1=0,073 (тыс.LOC/чел.-мес.);


Качество = Ошибки / Длина=11/0,073=150,68 (Единиц/тыс. LOC);


Удельная стоимость = Стоимость /Длина=50/0,073=684,93 (тыс.$/LOC);


Документированность = Страниц_Документа / Длина=20/0,073=232?56 (Страниц/тыс.LOC)


Достоинства размерно-ориентированных метрик:


· широко распространены;


· просты и легко вычисляются.


Недостатки размерно-ориентированных метрик:


· зависимы от языка программирования;


· требуют исходных данных, которые трудно получить на начальной стадии проекта;


· не приспособлены к непроцедурным языкам программирования.



Функционально-ориентированные метрики


Функционально-ориентированные метрики косвенно измеряют программный продукт и процесс его разработки. Вместо подсчета LOC – оценки при этом рассматривается не размер, а функциональность или полезность продукта.


Используется 5 информационных характеристик.


1. Количество внешний вводов

. Подсчитываются все вводы пользователя, по которым поступают разные прикладные данные. Вводы должны быть отделены от запросов, которые подсчитываются отдельно.


2. Количество внешних выводов

. Подсчитываются все выводы, по которым к пользователю поступают результаты, вычисленные программным приложением. В этом контексте выводы означают отчеты, экраны, распечатки, сообщения об ошибках. Индивидуальные единицы данных отчета отдельно не подсчитываются.


3. Количество внешних запросов

. Под запросами понимают диалоговый ввод, который приводит к немедленному программному ответу в форме диалогового вывода. При этом диалоговый ввод в приложении не сохраняется, а диалоговый вывод не требует вычислений. Подсчитываются все запросы – каждый учитывается отдельно.


4. Количество внутренних логических файлов

. Подсчитываются все логические файлы (т.е. логические группы данных, которые могут быть частью базы данных или отдельным файлом).


5. Количество внешних интерфейсных файлов

. Подсчитываются все логические файлы из других приложений, на которые ссылается данное приложение.


Выводы, вводы, запросы относятся к категории транзакция
. Транзакция – это элементарный процесс, различаемый пользователем и перемещающий данные между внешней средой и программным приложением. В своей работе транзакции используют внутренние и внешние файлы. Приняты следующие определения.


Внешний ввод

– элементарный процесс, перемещающий данные из внешней среды в приложение. Данные могут поступать с экрана ввода или из другого приложения.


Внешний вывод -

элементарный процесс, перемещающий данные, вычисленные в приложении, во внешнюю среду. Кроме того, в этом процессе могут обновляться внутренние логические файлы. Данные создают отчеты или выходные файлы, посылаемые другим приложениям. Отчеты и файлы создаются на основе внутренних логических файлов и внешних интерфейсных файлов. Дополнительно этот процесс может использовать вводимые данные, их образуюткритерии поиска и параметры, не поддерживаемые внутренними логическими файлами. Вводимые данные поступают извне, но носят временный характер и не сохраняются во внутреннем логическом файле.


Внешний запрос –

элементарный процесс, работающий как с вводимыми, так и с выводимыми данными. Его результат – данные, возвращаемые из внутренних логических файлов и внешних интерфейсных файлов. Входная часть процесса не модифицирует внутренние логические файлы, а выходная не несет данных, вычисляемых приложением (в этом и состоит отличие запроса от вывода).


Внутренний логический файл –

распознаваемая пользователем группа логически связанных данных, которая размещена внутри приложения и обслуживается через внешние вводы.


Внешний интерфейсный файл –

распознаваемая пользователем группа логически связанных данных, которая размещена внутри другого приложения и поддерживается им. Внешний файл данного приложения является внутренним логическим файлом в другом приложении.


Каждой из выявленных характеристик ставится в соответствие сложность. Для этого характеристике назначается низкий, средний или высокий ранг, а затем формируется числовая оценка ранга. Для транзакций ранжирование основано на количестве ссылок и количестве типов элементов данных. Для файлов ранжирование основано на количестве типов-элементов записей и типов элементов данных, входящих в файл.


Тип элемента-записи – подгруппа элементов данных, распознаваемая пользователем в пределах файла.


Тип элемента данных – уникальное не рекурсивное (неповторяемое) поле, распознаваемое пользователем. Примеры элементов данных для различных характеристик приведены в табл.4, 5 и содержат правила учета элементов из графического интерфейса пользователя (ГИП).


Примеры элементов данных


Таблица 3.














Информационная характеристика Элементы данных
Внешние вводы Поля ввода данных, сообщения об ошибках, вычисляемые значения, кнопки
Внешние выводы Поля данных в отчетах, вычисляемые значения, сообщения об ошибках, заголовки столбцов, которые читаются из внутреннего файла
Внешние запросы

Вводимые элементы: поле, используемое для списка, щелчок мыши.


Выводимые элементы: отображаемые на экране поля.





Правила учета элементов данных из ГИП



Таблица 4.


















Элемент данных
Правило учета
Группа радиокнопок Так как в группе пользователь выбирает только одну радиокнопку, все радиокнопки группы считаются одним элементом данных
Группа флажков (переключатели) Так как в группе пользователь может выбрать несколько флажков, каждый флажок считают элементом данных
Командные кнопки Командная кнопка может определять действия добавления, изменения, запроса. Кнопка ОК может вызвать транзакции. Кнопка Next может быть входным элементом запроса или вызвать другую транзакцию.
Списки Список может быть внешним запросом, но результат запроса может быть элементом данных внешнего вида.

Например, ГИП для обслуживания клиентов может иметь поля Имя, Адрес, Город, Страна, Почтовый_Индекс, Телефон, Email. Таким образом, имеется 7 полей или семь элементов данных. Восьмым элементом данных может быть командная кнопка (Добавить, Изменить, Удалить). В этом случае каждый из внешних вводов Добавить, Изменить, Удалить будет состоять из 8 элементов данных (7 полей плюс командная кнопка).


Обычно этому экрану ГИП соответствует несколько транзакций. Типичный экран включает несколько внешний запросов, сопровождающих внешний ввод.


Данные для определения ранга и оценки сложности транзакций и файлов приведены в табл.5-9 (числовая оценка указана в круглых скобках). Использовать их очень просто. Например, внешнему вводу, который ссылается на два файла и имеет 7 элементов данных по табл.6 назначается средний ранг и оценка сложности 4.



Ранг и оценка сложности внешних вводов



Таблица 5.
























Ссылки на файлы
Элементы данных
1-4 5-15 >15
0-1 Низкий (3) Низкий (3) Средний (4)
2 Низкий (3) Средний (4) Высокий (6)
>2 Средний (4) Высокий (6) Высокий (6)



Ранг и оценка сложности внешних выводов


Таблица 6.
























Ссылки на файлы Элементы данных
1-4 5-19 >19
0-1 Низкий (4) Низкий (4) Средний (5)
2-3 Низкий (4) Средний (5) Высокий (7)
>3 Средний (5) Высокий (7) Высокий (7)


Ранг и оценка сложности внешних запросов


Таблица 7.
























Ссылки на файлы Элементы данных
1-4 5-19 >19
0-1 Низкий (3) Низкий (3) Средний (4)
2-3 Низкий (3) Средний (4) Высокий (6)
>3 Средний (4) Высокий (6) Высокий (6)



Ранг и оценка сложности внутренних логических файлов


Таблица 8.
























Ссылки на файлы Элементы данных
1-19 20-50 >50
0-1 Низкий (7) Низкий (7) Средний (10)
2-5 Низкий (7) Средний (10) Высокий (15)
>5 Средний (10) Высокий (15) Высокий (15)


Ранг и оценка сложности внешних интерфейсных файлов


Таблица 9
























Ссылки на файлы Элементы данных
1-19 20-50 >50
0-1 Низкий (5) Низкий (5) Средний (7)
2-5 Низкий (5) Средний (7) Высокий (10)
>5 Средний (7) Высокий (10) Высокий (10)

После сбора всей необходимой информации приступают к расчетам метрики – количества функциональных указателей FP (FunctionPoints).


Исходные данные для расчета сводятся в табл. 10. В таблицу заносится количественное значение характеристики каждого вида (по всем уровням сложности). Места подстановки значений отмечены прямоугольником (этот символ играет роль метки - заполнителя). Количественные значения характеристик умножаются на числовые оценки сложности. Полученные в каждой строке значения суммируются, давая полное значение для данной характеристики. Эти полные значения суммируются по вертикали, формируя общее количество.


Исходные данные для расчета FP – метрик


Таблица 10.











































Имя характеристики Ранг, сложность, количество
Низкий Средний Высокий Итого
Внешние вводы 3*3=9 3*4=12 3*6=18 =29
Внешние выводы 6*4=24 6*5=30 6*7=42 =96
Внешние запросы 0*3=0 0*4=0 0*6=0 =0
Внутренние логические файлы 1*7=7 1*10=10 1*15=15 =32
Внешние интерфейсные файлы 1*5=5 1*7=7 1*10=10 =22

Общее количество
=179

Количество функциональных указателей вычисляется по формуле:


FP=Общее количество*(0,65+0,01*4)=208*(0,65+0,01*4)=143,52, (1)


Где Fi
– коэффициент регулировки сложности (I=1..14).


Каждый коэффициент может принимать следующие значения: 0- нет влияния, 1- случайное, 2- небольшое, 3- среднее, 4 – важное, 5 – основное. Значения выбираются эмпирически в результате ответа на 14 вопросов, которые характеризуют системные параметры приложения (табл.11).


После вычисления FP на его основе формируются метрики производительности, качества и другие оценки.


Производительность = ФункцУказатель / Затраты =143,52/1=143,52 (FP/чел.-мес.);


Качество = Ошибки / ФункцУказатель=11/143,52=0,08 (Единиц/FP);


Удельная Стоимость = Стоимость / ФункцУказатель=50/143,52=0,39 (Тыс.$/FP);


Документированность=СтраницДокумента/ФункцУказатель=20/143,52=0,14 (Страниц/FP)




Определение системных параметров приложения


Таблица 11.






























































Системный параметр Описание
1 Передачи данных Сколько средств данных требуется для передачи или обмена информацией с приложением или системой?
2 Распределенная обработка данных Как обрабатываются распределенные данные и функции обработки?
3 Производительность Нуждается ли пользователь в фиксации времени ответа или производительности?
4 Распространенность используемой конфигурации Насколько распространена текущая аппаратная платформа, на которой будет выполняться приложение?
5 Скорость транзакций Как часто выполняются транзакции? (каждый день, каждую неделю, каждый месяц)?
6 Оперативный ввод данных Какой процент информации нужно вводить в режиме онлайн?
7 Эффективность работы конечного пользователя Приложение проектировалось для обеспечения эффективной работы конечного пользователя?
8 Оперативное обновление Как много внутренних файлов обновляется в онлайновой транзакции?
9 Сложность обработки Выполняет ли приложение интенсивную логическую или математическую обработку?
10 Повторная используемость Приложение разрабатывалось для удовлетворения требований одного или многих пользователей?
11 Легкость инсталляции Насколько трудны преобразования и инсталляция приложения?
12 Легкость эксплуатации Насколько эффективны и/или автоматизированы процедуры запуска, резервирования и восстановления?
13 Разнообразные условия размещения Была ли спроектирована, разработана и поддержана возможность инсталляции приложения в разных местах для различных организаций?
14 Простота изменений Была ли спроектирована, разработана и поддержана в приложении простота изменения?

Область применения функциональных указателей – коммерческие информационные системы. Для продуктов с высокой алгоритмической сложностью используются метрики свойств

(FeaturesPoints). Они применимы к системному и инженерному ПО, ПО реального времени и встроенному ПО.


Для вычисления указателя свойств добавляется одна характеристика – количество алгоритмов
. Алгоритм здесь определяется как ограниченная программа вычислений, которая включается в общую компьютерную программу. Примеры алгоритмов: обработка прерываний, инвертирование матрицы, расшифровка битовой строки. Для формирования указателя свойств составляется табл. 12.



Исходные данные для расчета указателя свойств


Таблица 12.















































Характеристика Количество Сложность Итого
1
Вводы
3 *4 =12
2 Выводы 6 *5 =30
3 Запросы 0 *4 =0
4 Логические файлы 1 *7 =7
5 Интерфейсные файлы 1 *7 =7
6 Количество алгоритмов 5 *3 =15
Общее количество =71

После заполнения таблицы по формуле (1) вычисляется значение указателя свойств. Для сложных систем реального времени это значение на 25-30% больше значения, вычисляемого по таблице для количества функциональных указателей.


Достоинства функционально-ориентированных метрик:


· не зависят от языка программирования;


· Легко вычисляются на любой стадии проекта.


Недостаток функционально-ориентированных метрик: результаты основаны на субъективных данных, используются не прямые, а косвенные измерения.


FP – оценки легко пересчитать в LOC– оценки. Как показано в табл.13, результаты пересчета зависят от языка программирования, используемого для реализации ПО.


Пересчет FP – оценок в LOC – оценки


Таблица 13.






































Язык программирования Количество операторов на 1 FP
Ассемблер 320
С 128
Паскаль 90
С++ 64
Java 53
Visual Basic 32
Visual С++ 34
Delphi Pascal 29
HTML 3 15
LISP 64
Prolog 64

Заключение


В данном курсовом проекте было разработано программное средство «Учет движения денежных средств по кассе». при помощи двух программных продуктов: MicrosoftAccess и BorlandDelphi 7. А так же были рассмотрены надежность и качество разработанного программного средства, раскрыты функции и задачи.


Список источников литературы


1. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебное пособие для вузов. – Москва.: Финансы и статистика, 2005.


2. Кузин А.В., Демин В.М.Разработка баз данных в системе MicrosoftAccess: Учебник – Учебник – м.: Форум: Инфра-М, 2005г.


3. Тиори Т., Фрай Дж. : Проектирование структур баз данных. М, 1985.


4. Гофман В., Хомоненко А.: Delphi 6 в подлиннике. СПб,2001.


5. Пестрнков В. М., Маслобоев А. Н.: Delphi на примерах.,2005.


6. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем., Под редакцией Тельнова Ю.Ф.. – Москва.: Финансы и статистика, 2003.


7. Дунаев С. В. Доступ к базам данных и техника работы в сети. Практические приемы современного программирования – М.: Диалог – МИФИ, 1999. – 416 с.


8. Сигнор Р., Стегман М. О. Использование ODBC для доступа к базам данных – М.: БИНОМ, 1995. – 384 с.


9. Фленов М.Е. Библия Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 880 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат МВ Ломоносов та його вклад в розвиток хімічної науки фізики та техніки
Реферат Материальная культура Москвы в XIV-XV вв
Реферат Теория измерений в эконометрике
Реферат Севастопольская оборона. 1854-1855 гг.
Реферат Эколого-экономическая оценка деятельности МУП "Сыктывкарский банно-прачечный трест"
Реферат Jordan And Israel Essay Research Paper THE
Реферат Круглые черви
Реферат История спортивного туризма
Реферат Бюджетная система Российской Федерации 10
Реферат Snapshots Of A Wedding Commentary Essay Research
Реферат Внутренняя и внешняя политика россии в 17 веке
Реферат Туристский потенциал Городецкого района Нижегородской области
Реферат Концепция управления человеческими ресурсами в ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС», Москва, 2003 год
Реферат Теория и практика нацизма в 30-е годы в Германии
Реферат Возникновение психологии как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Отрасли педаго