Реферат по предмету "Музыка"


Мазурка

Мазурка польск. mazurek, также mazur, отназвания жителей Мазовии мазуры, у которых впервые появился этот танец польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, тр хдольным размером.Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую,а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех тр х долях.

Эмоциональное богатство мазурки, сочетание в нейудали, стремительности, задушевности вс это давно привлекало вниманиекомпозиторов, как польских в частности Г. Венявского, Ю. Эльснера и егоучеников , так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телеманаи И. Ф. Кирнбергера. К ритму мазурки охотно обращался Лядов, создавший помимофортепианных мазурок ещ программную

Сельскую сцену у корчмы мазурка дляоркестра op. 19 , а также Рахманинов,Глазунов, Скрябин и Прокофьев характеристика Принца в балете Золушка .Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии ивыйдя за е пределы уже в XVII в. мазуркавошла в цикл польских крестьянских танцев так называемый Сельский бал , вкотором медленные, чинные танцы, начиная с двудольного

Пешего танца taniec chodzony сменялись быстрыми taniec goniony . Такое чередование окончательно определилось уже в XVI в прич м иногда в медленных и быстрых танцах всегоцикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла включая его инструментальные, вокальные, хореографические элементы мазуркапостепенно слилась с обереком, менее подвижным и надел нным лирическимичертами, проникшими и

в музыку мазурок, написанных профессиональнымикомпозиторами. В процессе утверждения самобытности польской музыкальнойкультуры народным танцам, в частности мазуркам принадлежала огромная роль. Омазурке, как национальном польском танце Ф. Лист писал следующее ВПольше мазурка не только танец она род национальной поэмы, назначениекоторой передать пламень патриотических чувств под покровом народной мелодии.

Многие из этих песен носят имя воителя, героя . В дошопеновский период е развития особое местозанимали мазурки Эльснера, который уже в 1803 году написал для фортепиано два Rondo ala Mazurek и вв л несколько мазурок в народные сцены патриотической оперы Ячелло в Тенчине 1819 . Mazur baletowy входит в большую хореографическую сцену оперы Цецилия Пасечинская Курпиньского 1829 . Как Эльснер так и

Курпиньский, М.Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и многие другие польские композиторыписали мазурки для фортепиано.Шопеновские мазуркиоснованы на художественном претворении ритма тр х разнохарактерных польскихнародных танцев мазура, оберека и вальсообразного куявяка. Из этих тр хнародных танцевальных форм в шопеновских мазурках чаще всего встречается мазур.Но лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается этимтанцевальным жанром.

Обычно в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуромкуявяк или оберек или оба эти танца а иногда и вальс . Используя различиямежду мазуром, куявяком и оберком, Шопен достигает в своих мазурках яркойконтрастности.Во многих мазуркахШопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создаваявесьма различные по содержанию поэтические произведения.Родство с польскимнародным искусством подч ркнуто в

нескольких мазурках и ладовым строением.Например, во фригийском миноре написана основная тема мазурки cis-moll op. 2. Шопеновские мазуркиможно разделить на три группы. Некоторые кажутся бытовыми зарисовками,жанровыми картинками вероятно именно такого рода мазурки Шопен сам называл,как свидетельствует Лист, картинками . Танцевальные незатейливогармонизованные мелодии воспроизводят звучание народных инструментов волынки,

деревенского контрабаса . Эти мазурки проникнуты простодушным весельем ивызывают в воображении слушающего минорную картину деревенской жизни.Показательна мазурка C-dur op. 2. Вторая группа мазуроктоже сохраняет очень ясные, прочные связи с танцевальной музыкой. Некоторые изэтих мазурок переносят слушателя в обстановку блестящего бала. Острые акценты,как будто притоптывания , резкие скачки в мелодии явно рисуют порывистыедвижения танца.

В таких мазурках царит торжественное приподнятое настроение,радостная атмосфера B-dur op. 17 1 .Танец господствует ив изящных, грациозных мазурках. Многие мазурки представляют собой произведенияболее сложные, замысловатые. В этих мазурках сохраняются и жанровые краски,встречаются и танцевальные эпизоды, которые можно поставить рядом с мазуркой B-dur. Но посуществу это лирические, иногда драматические поэмы, выросшие из ритмов

иинтонаций народной танцевальной музыки As-dur op.41 4 . В некоторых мазурках Шопена и егосовременников этот жанр насыщается героическими чертами, особенно ощутимыми вповстанческих песнях 1830-31 годов, сочин нных Эльснером, Новаковским и другимив ритме мазурки. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и многиедругие польские композиторы обращались к жанру мазурки.

Особенно выделяютсямногочисленные мазурки для фортепиано К. Шимановского.В ритме мазуркисоздавались не только инструментальные, но и вокальные произведения. Широкоизвестны песни Шопена Желание , Гулянка , Моя любимая и С. Монюшко Ласточка , Сваты , Пирушка , Музыкант , Меж вес лых крестьянок сел соскрипкой наш Янек . В конце

XVIII века песняв ритме мазурки Ещ Польша не погибла возникшая в польских легионах,становится своего рода польским национальным гимном. Она получила название Мазурки Домбровского в честь Генрика Домбровского 1755-1818 герояпольского освободительного движения.Специфическаяпольская основа мазурки настолько ярка, ритмически рельефна и своеобразна, чтоуже в начале прошлого века этот танец нередко использовался композиторами вкачестве национальной характеристики.

Так в опере Иван Сусанин Глинки мазурка основная характеристика поляков звучит и на блестящем балу II акта, и в избе Сусанина III акт , и в чаще зимнего леса, где гибнет польскийотряд IV акт . Сходным при мом пользуется Дворжак в опере Дмитрий для характеристики Марины Мнишек и е польского окружения, а такжеМусоргский при обрисовке той же героини в польских сценах оперы БорисГодунов .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.