Реферат по предмету "Информатика"


Основные характеристики Интернета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Информатика и программное обеспечение»


Internet
. История развития, структура и принципы работы, протоколы передачи данных, система адресации. Сервисы
Internet
: электронная почта, форум,
ICQ
, файловая передача, среда
World
Wide
Web
, средства поиска информации.


К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Информатика»


Студент гр. 09-ПО2:


Маликов С.С.


Руководитель:


асс. Паршиков П.А.


Брянск 2009









Содержание


Введение. 3


1.История развития. 5


2.Структура и принципы построения сети Интернет. 7


3.Протоколы сети Интернет. 8


3.1 Протокол TCP. 9


3.2 Протокол UDP. 9


3.3 Протокол TELNET. 10


3.4 Протокол FTP. 11


3.4 Протокол TFTP. 11


3.5 Протокол SMTP. 12


3.6 X-Window.. 13


3.7 Протоколы сетей Х.25. 13


3.8 Протокол H.323. 14


3.9 Протокол HTTP. 16


3.10 Протокол SNMP. 17


3.12 Протокол IP. 17


4. Адресация в сети Интернет. 19


5.Сервисы Internet22


5.1WWW... 23


5.2 E-mail23


5.3 Usenet24


5.4 FTP. 24


5.5 Telnet25


5.6 WHOIS. 25


5.7 Мессенджеры.. 26


5.8 VoIP. 26


5.9 Веб-форум. 26


6. Поисковые системы в Интернет. 29


6.1 Archie. 29


6.2 Gopher29


6.3 WAIS. 30


7. Службы мгновенных сообщений и мессенджеры.. 33


7.1 Служба IRC.. 33


7.2 Instant Messaging Service. 33


Заключение. 37


Список использованной литературы.. 38






Введение


Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Интернет имеет миллионы абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7 - 10%. Интернет - образует как бы ядро, обеспечивает связь информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всём мире.


Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Несколько лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.


Интернет, служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все более популярной в деловом мире.


Компании соблазняют быстрота, дешевая глобальная связь, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. Они рассматривают глобальную сеть как дополнение к своим собственным локальной сетям.


При низкой стоимости услуг пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.


Кроме того Интернет предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Интернет для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.


Электронная почта - самая распространенная услуга сети Интернет. В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Кроме того сообщение, посланное по электронной почте дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.В настоящее время Интернет испытывает период подъема, во многом благодаря активной поддержке со стороны правительств европейских стран и США.









1.История развития


После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. AdvancedResearchProjectsAgencyNetwork), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки.


Первый сервер ARPANET был установлен 1 сентября1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.


29 октября1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI), провели сеанс связи. Чарли Клайн (Charley Kline) пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру в SRI. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль (Bill Duvall) из SRI подтверждал по телефону. В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGON (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30 и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета.


ARPANet была создана с применением технологии коммутации пакетов на основе Internet Protocol - IP или семейства протоколов (стека) TCP/IP т.е. основана на самостоятельном продвижении пакетов в сети. Именно применение сетевых протоколов (сетевого программного обеспечения) TCP/IP обеспечило нормальное взаимодействие компьютеров с различными программными и аппаратными платформами в сети и, кроме того, стек TCP/IP обеспечил высокую надежность компьютерной сети (при выходе из строя нескольких компьютеров сеть продолжала нормально функционировать).


После открытой публикации в 1974 году описания протоколов IP и TCP (описание взаимодействия компьютеров в сети) началось бурное развитие сетей, на основе семейства протоколов TCP/IP. Стандарты TCP/IP являются открытыми и постоянно совершенствуются. В настоящее время во всех операционных системах предусмотрена поддержка протокола TCP/IP.


В 1984 году у сети ARPANET появился серьёзный соперник: Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (англ.NationalScienceFoundationNetwork), которая была составлена из более мелких сетей (включая известные тогда сети Usenet и Bitnet) и имела гораздо бо́льшую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, звание «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet.









2.Структура и принципы построения сети Интернет


Интернет – всемирная информационная компьютерная сеть, представляющая собой объединение множества региональных компьютерных сетей и компьютеров, обменивающих друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (выделенным телефонным аналоговым и цифровым линиям, оптическим каналам связи и радиоканалам, в том числе спутниковым линиям связи).


Информация в Интернет хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяют пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и выполнять другие задачи.


Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи (выделенным телефонным линиям, оптоволоконным и спутниковым каналам связи). Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Интернет обычно осуществляется через провайдера или корпоративную сеть.


Провайдер - поставщик сетевых услуг – лицо или организация предоставляющие услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во всемирную сеть.


Основными ячейками глобальной сети являются локальные вычислительные сети. Если некоторая локальная сеть непосредственно подключена к глобальной, то и каждая рабочая станция этой сети может быть подключена к ней.


Существуют также компьютеры, которые непосредственно подключены к глобальной сети. Они называются хост - компьютерами (host - хозяин). Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Интернет, т.е. соединенный по Интернет – протоколу с другим хостом, который в свою очередь, соединен с другим, и так далее.




3.Протоколы сети
Интернет


Основное, что отличает Интернет от других сетей - это ее протоколы - TCP/IP. Вообще, термин TCP/IP обычно означает все, что связано с протоколами взаимодействия между компьютерами в Интернет. Он охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы, и даже саму сеть. TCP/IP - это технология межсетевого взаимодействия.


Свое название протокол TCP/IP получил от двух коммуникационных протоколов (или протоколов связи). Это Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP). Несмотря на то, что в сети Интернет используется большое число других протоколов, сеть Интернет часто называют TCP/IP-сетью, так как эти два протокола, безусловно, являются важнейшими.


Как и во всякой другой сети в Интернет существует 7 уровней взаимодействия между компьютерами: физический, логический, сетевой, транспортный, уровень сеансов связи, представительский и прикладной уровень. Соответственно каждому уровню взаимодействия соответствует набор протоколов (т.е. правил взаимодействия).


Протоколы физического уровня определяют вид и характеристики линий связи между компьютерами. В Интернет используются практически все известные в настоящее время способы связи от простого провода (витая пара) до волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).


Для каждого типа линий связи разработан соответствующий протокол логического уровня, занимающийся управлением передачей информации по каналу. К протоколам логического уровня для телефонных линий относятся протоколы SLIP (Serial Line Interface Protocol) и PPP (Point to Point Protocol). Для связи по кабелю локальной сети - это пакетные драйверы плат ЛВС.


Протоколы сетевого уровня отвечают за передачу данных между устройствами в разных сетях, то есть занимаются маршрутизацией пакетов в сети. К протоколам сетевого уровня принадлежат IP (Internet Protocol) и ARP (AddressResolutionProtocol).


Протоколы транспортного уровня управляют передачей данных из одной программы в другую. К протоколам транспортного уровня принадлежат TCP (Transmission Control Protocol) и UDP (User Datagram Protocol).


Протоколы уровня сеансов связи отвечают за установку, поддержание и уничтожение соответствующих каналов. В Интернет этим занимаются TCP и UDP протоколы, а также протокол UUCP (Unix to Unix Copy Protocol).


Протоколы представительского уровня занимаются обслуживанием прикладных программ. К программам представительского уровня принадлежат программы, запускаемые, к примеру, на Unix-сервере, для предоставления различных услуг абонентам. К таким программам относятся: telnet-сервер, FTP-сервер, Gopher-сервер, NFS-сервер, NNTP (Net News Transfer Protocol), SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), POP2 и POP3 (Post Office Protocol) и т.д.


К протоколам прикладного уровня относятся сетевые услуги и программы их предоставления.


После общего перечисления протоколов, считаю необходимым некоторые из них рассмотреть подробнее:











3.1 Протокол TCP




Transmission Control Protocol
обеспечивает надежную передачу данных между двумя хостами. Он позволяет клиенту и серверу приложения устанавливать между собой логическое соединение и затем использовать его для передачи больших массивов данных, как если бы между ними существовало прямое физическое соединение. Протокол позволяет осуществлять дробление потока данных, подтверждать получение пакетов данных, задавать таймауты (которые позволяют подтвердить получение информации), организовывать повторную передачу в случае потери данных и т.д. Поскольку этот транспортный протокол реализует гарантированную доставку информации, использующие его приложения получают возможность игнорировать все детали такой передачи.













3.2 Протокол UDP




User Datagram Protocol
реализует гораздо более простой сервис передачи, обеспечивая подобно протоколам сетевого уровня, ненадежную доставку данных без установления логического соединения, но, в отличие от IP, - для прикладных систем на хост-компьютерах. Он просто посылает пакеты данных, датаграммы (datagrams), с одной машины на другую, но не предоставляет никаких гарантий их доставки. Все функции надежной передачи должны встраиваться в прикладную систему, использующую UDP. Протокол UDP имеет и некоторые преимущества перед TCP. Для установления логических соединений нужно время, и они требуют дополнительных системных ресурсов для поддержки на компьютере информации о состоянии соединения. UDP занимает системные ресурсы только в момент отправки или получения данных. Поэтому если распределенная система осуществляет непрерывный обмен данными между клиентом и сервером, связь с помощью транспортного уровня TCP окажется для нее более эффективной. Если же коммуникации между хост-компьютерами осуществляются редко, предпочтительней использовать протокол UDP.


Почему же существуют два транспортных протокола TCP и UDP, а не один из них? Дело в том, что они предоставляют разные услуги прикладным процессам. Большинство прикладных программ пользуются только одним из них. Программист выбирает тот протокол, который наилучшим образом соответствует его потребностям. Если нужна надежная доставка, то лучшим может быть TCP, если же нужна доставка датаграмм, то лучше может быть UDP. Если нужна эффективная доставка по длинному и ненадежному каналу передачи данных, то лучше может подойти протокол TCP, если же нужна эффективность на быстрых сетях с короткими соединениями, то лучшим может быть протокол UDP.


Среди известных распределенных приложений, использующих TCP, - Telnet, FTP и SMTP. Протоколом UDP пользуется, в частности, протокол сетевого управления SNMP. Протоколы прикладного уровня ориентированы на конкретные прикладные задачи. Они определяют как процедуры по организации взаимодействия определенного типа между прикладными процессами, так и форму представления информации при таком взаимодействии.













3.3 Протокол TELNET


Позволяет обслуживающей машине рассматривать все удаленные терминалы как стандартные «сетевые виртуальные терминалы» строчного типа, работающие в коде ASCII, а также обеспечивает возможность согласования более сложных функций (например, локальный или удаленный эхо-контроль, страничный режим, высота и ширина экрана и т.д.) TELNET работает на базе протокола TCP. На прикладном уровне над TELNET находится либо программа поддержки реального терминала (на стороне пользователя), либо прикладной процесс в обсуживающей машине, к которому осуществляется доступ с терминала. Протокол TELNET существует уже давно. Он хорошо опробован и широко распространен. Создано множество реализаций для самых разных операционных систем.













3.4 Протокол FTP




File Transfer Protocol
.В отличие от протокола Telnet, позволяющего работать на удаленном хосте, протокол FTP (FileTransferProtocol) играет более пассивную роль и предназначается для приема и отправки файлов на удаленный сервер. Такая возможность идеально подходит для web-мастеров и вообще для всех, кому потребуется переслать большие файлы с одного компьютера на другой без прямого подключения. FTP обычно используется в так называемом «пассивном» режиме, при котором клиент загружает данные о дереве каталогов и отключается, но периодически сигнализирует серверу о необходимости сохранять открытый порт.


В системах Unix поддержка FTP обычно обеспечивается программами ftpd и ftp. По умолчанию протокол FTP работает на портах 20 (пересылка данных) и 21 (пересылка команд). FTP отличается от всех остальных протоколов ТСР/IP тем, что команды могут передаваться одновременно с передачей данных в реальном времени; у других протоколов подобная возможность отсутствует.


Клиенты и сервера FTP в той или иной форме существуют во всех операционных системах. Приложения FTP на базе MacOS имеют графический интерфейс, как и большинство приложений для системы Windows. Преимущество графических клиентов FTP заключается в том, что команды, обычно вводимые вручную, теперь автоматически генерируются клиентом, что снижает вероятность ошибок, упрощает и ускоряет работу. С другой стороны, серверы FTP после первоначальной настройки не требуют дополнительного внимания, поэтому графический интерфейс для них оказывается лишним.













3.4 Протокол TFTP




Trivial FTP
- поддерживает лишь малое подмножество функций FTP. Он работает на базе протокола UDP. TFTP не следит за доставкой пакетов и практически не обладает средствами обработки ошибок. С другой стороны, эти ограничения снижают непроизводительные затраты при пересылке. TFTP не выполняет аутентификации; он просто устанавливает соединение. В качестве защитной меры TFTP позволяет перемещать только общедоступные файлы.


Применение TFTP создает серьезную угрозу для безопасности системы. По этой причине TFTP обычно используется во встроенных приложениях, для копирования конфигурационных файлов при настройке маршрутизатора, при необходимости жесткой экономии ресурсов, а также в тех случаях, когда безопасность обеспечивается другими средствами. Протокол TFTP также используется в сетевых конфигурациях, в которых загрузка компьютеров производится с удаленного сервера, а протокол TFTP может быть легко записан в ПЗУ сетевых адаптеров.













3.5 Протокол SMTP




Simple Mail Transfer Protocol
является фактическим стандартом пересылки электронной почты в сетях, особенно в Интернете. Во всех операционных системах имеются почтовые клиенты с поддержкой SMTP, а большинство поставщиков услуг Интернета использует SMTP для работы с исходящей почтой. Серверы SMTP существуют для всех операционных систем, включая Windows 9x/NT/2K, MacOS, семейство Unix, Linux, BeOS, и даже AmigaOS.


Протокол SMTP проектировался для транспортировки сообщений электронной почты в разных сетевых средах. В сущности, SMTP не следит за тем, как перемещается сообщение, а лишь за тем, чтобы оно было доставлено к месту назначения.


SMTP обладает мощными средствами обработки почты, обеспечивающими автоматическую маршрутизацию по определенным критериям. В частности, SMTP может оповестить отправителя о том, что адрес не существует, и вернуть ему сообщение, если почта остается не доставленной в течение определенного периода времени (задаваемого системным администратором сервера, с которого отправляется сообщение). SMTP использует порт ТСР с номером 25.


Протокол SMTP поддерживает передачу сообщений (электронной почты) между произвольными узлами сети Internet. Имея механизмы промежуточного хранения почты и механизмы повышения надежности доставки, протокол SMTP допускает использование различных транспортных служб. Он может работать даже в сетях, не использующих протоколы семейства TCP/IP. Протокол SMTP обеспечивает как группирование сообщений в адрес одного получателя, так и размножение нескольких копий сообщения для передачи в разные адреса.













3.6 X-Window


Система X-Window использует протокол X-Window, который работает на базе TCP, для многооконного отображения графики и текста на растровых дисплеях рабочих станций. X-Window - это гораздо больше, чем просто утилита для рисования окон; это целая философия человеко-машинного взаимодействия.













3.7 Протоколы сетей Х.25


Сети X.25 получили свое название по имени рекомендации – «X.25», выпущенной МККТТ (Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии). Данная рекомендация описывает интерфейс доступа пользователя в сеть передачи данных и интерфейс взаимодействия с удаленным пользователем через сеть передачи данных.


Внутри же самой сети передача данных может происходить в соответствии с другими правилами. Ядро сети может быть построено и на более скоростных протоколах framerelay. Мы, однако, рассматривая вопросы построения сетей X.25 будем иметь в виду сети, передача данных внутри которых производится также по протоколам, описанным в рекомендации X.25. Именно таким образом и строится в настоящее время большинство корпоративных сетей X.25 в России.


Рекомендация X.25 описывает три уровня протоколов - физический, сетевой и уровень звена передачи данных.


Первый
описывает уровни сигналов и логику взаимодействия в терминах физического интерфейса.


Второй
(протокол доступа к каналу/процедура сбалансированного доступа к каналу, LAP/LAPB), с теми или иными модификациями.


Этот уровень протоколов отвечает за эффективную и надежную передачу данных по соединению «точка-точка», т.е. между соседними узлами сети X.25. Данным протоколом обеспечивается коррекция ошибок при передаче между соседними узлами и управление потоком данных (если принимающая сторона не готова к получению данных, она извещает об этом передающую сторону, и та приостанавливает передачу). Кроме того, он определяет параметры, меняя значения которых, режим передачи можно оптимизировать по скорости в зависимости от протяженности канала между двумя точками (времени задержки в канале) и его качества (вероятности искажения информации при передаче).


И, наконец, третий
уровень протоколов - сетевой. Он наиболее интересен в контексте обсуждения сетей X.25, так как их специфику, в первую очередь, определяет именно он.


Функционально данный протокол отвечает, прежде всего, за маршрутизацию в сети передачи данных X.25. Со своей стороны протокол третьего уровня также структурирует информацию, иными словами, разбивает ее на «порции».


Однако, при всех достоинствах сетевой технологии, базирующейся на протоколе X.25, у нее есть и свои ограничения. Одно из них - невозможность передавать по сетям X.25 такие виды информации, как голос и видео. Указанные ограничения преодолеваются в технологии, базирующейся на протоколе framerelay.














3.8 Протокол H.323


Стремление использовать сложившуюся структуру IPсетей привело к появлению в 1996 году стандарта H.323 (VisualTelephoneSystemsandTerminalEquipmentforLocalAreaNetworkswhichProvideaNon-GuaranteedQualityofService - Видеотелефоны и терминальное оборудование для локальных сетей с негарантированным качеством обслуживания). Сейчас H.323 - один из важнейших стандартов из этой серии. H.323 - это рекомендации ITU-T для мультимедийных приложений в вычислительных сетях, не обеспечивающих гарантированное качество обслуживания (QoS). Такие сети включают в себя сети пакетной коммутации IP и IPX на базе Ethernet, Fast Ethernet и Token Ring.


Рекомендация Н.323 является зонтичной спецификацией, в рекомендациях, входящих в семейство Н.323, определены протоколы, методы и сетевые элементы, необходимые для организации мультимедийной связи между двумя или более пользователями.


Описание протокола Н.323

. Архитектура системы на базе стандарта Н.323. Основными устройствами сети являются: терминал, привратник, шлюз и устройство управления конференциями. Все перечисленные компоненты организованы в так называемые зоны Н.323. Одна зона состоит из привратника и нескольких оконечных точек, причем привратник управляет всеми оконечными точками своей зоны. Зоной может быть и вся сеть поставщика услуг IP-телефонии или ее часть, охватывающая отдельный регион. Деление на зоны Н.323 не зависит от топологии пакетной сети, но может быть использовано для организации наложенной сети Н.323 поверх пакетной сети, используемой исключительно в качестве транспорта.


Семейство протоколов Н.323 включает в себя три основных протокола: протокол взаимодействия оконечного оборудования с привратником – RAS, протокол управления соединениями – Н.225 и протокол управления логическими каналами – Н.245.



Рис.1 Архитектура сети Н.323













3.9 Протокол HTTP




Н
yper text transfer protocol - заложенвосновуработы World Wide Web. В сущности, именно HTTP принадлежит основная заслуга в бурном развитии Интернета в середине 1990-х годов. Сначала появились первые клиенты HTTP (такие, как Mosaic и Netscape), которые позволяли наглядно «увидеть» Web. Вскоре стали появляться web-серверы с полезной информацией. В наше время в Интернете существует более шести миллионов web-сайтов, работающих на базе HTTP. Протокол HTTP работает на хорошо известном порте TCP с номером 80. Протокол передачи гипертекста - протокол прикладного уровня для распределенных, совместных, многосредных информационных систем. HTTP используется в WWW начиная с 1990 года. Первой версией HTTP, известной как HTTP/0.9, был простой протокол для передачи необработанных данных через Интернет. HTTP/1.0 был улучшением этого протокола, допускал MIME-подобный формат сообщений, содержащий метаинформацию о передаваемых данных и имел модифицированную семантику запросов/ответов. Однако HTTP/1.0 недостаточно учитывал особенности работы с иерархическими прокси-серверами (hierarchical proxies), кэшированием, постоянными соединениями, и виртуальными хостами (virtual hosts). Кроме того, быстрый рост числа не полностью совместимых с протоколом HTTP/1.0 приложений, потребовал введения новой версии протокола, в которой были бы заложены дополнительные возможности, которые помогли бы привести эти приложения к единому стандарту.


HTTP также используется как обобщенный протокол связи между агентами пользователей (user agents) и прокси-серверами/шлюзами (proxies/gateways) или другими Интернет-сервисами, включая такие как SMTP, NNTP, FTP, Gopher и WAIS. Таким образом, HTTP определяет основы многосредного доступа к ресурсам для разнообразных приложений.


HTTP соединение обычно происходит посредством TCP/IP соединений. HTTP также может быть реализован посредством любого другого протокола Интернет, или других сетей. HTTP необходима только надежная передача данных, следовательно, может использоваться любой протокол, который гарантирует надежную передачу данных; отображение структуры запроса и ответа HTTP/1.1 на транспортные модули данных рассматриваемого протокола - вопрос, не решается на уровне самого протокола.













3.10 Протокол SNMP




Simple Network Management Protocol
работает на базе UDP и предназначен для использования сетевыми управляющими станциями. Он позволяет управляющим станциям собирать информацию о положении дел в сети Internet. Протокол определяет формат данных, их обработка и интерпретация остаются на усмотрение управляющих станций или менеджера сети.


TCP и UDP идентифицируют приложения по 16-битным номерам портов. Серверы приложений обычно имеют заранее известные номера портов. Например, в каждой реализации TCP/IP, которая поддерживает сервер FTP, этот протокол передачи файлов получает для своего сервера номер TCP-порта 21. Каждый Telnet-сервер имеет TCP-порт 23, а сервер протокола TFTP (Trivial File Transfer Protocol) - UDP-порт 69. Службам, которые могут поддерживаться любой реализацией TCP/IP, назначаются номера портов в диапазоне от 1 до 1023. Назначение номеров портов находится в ведении организации Internet Assigned Numbers Authority (IANA). Клиент приложения обычно «не интересуется» номером своего порта для транспортного уровня, который он использует. Ему лишь необходимо гарантировать, что этот номер уникален для данного хоста. Номера портов клиентов приложений принято называть краткосрочными (т.е. недолговечными), поскольку в общем случае клиенты существуют ровно столько времени, сколько работающий с ним пользователь нуждается в соответствующем сервере. (Серверы, напротив, находятся в рабочем состоянии все время, пока включен хост, на котором они работают.) В большинстве реализаций TCP/IP краткосрочным номерам портов выделен диапазон от 1024 до 5000.













3.12 Протокол IP


Internet Protocol - основной протокол сетевого уровня, позволяющий реализовывать межсетевые соединения. Он используется обоими протоколами транспортного уровня. IP определяет базовую единицу передачи данных в Internet, IP-дейтаграмму, указывая точный формат всей информации, проходящей по сети TCP/IP. Программное обеспечение IP выполняет функции маршрутизации, выбирая путь данных по паутине физических сетей. Для определения маршрута поддерживаются специальные таблицы; выбор осуществляется на основе адреса сети, к которой подключен компьютер-адресат. Протокол IP определяет маршрут отдельно для каждого пакета данных, не гарантируя надежной доставки в нужном порядке. Он задает непосредственное отображение данных на нижележащий физический уровень передачи и реализует тем самым высокоэффективную доставку пакетов.


Кроме IP, на сетевом уровне используются также протоколы ICMP и IGMP. ICMP (Internet Control Message Protocol) отвечает за обмен сообщениями об ошибках и другой важной информацией с сетевым уровнем на другом хосте или маршрутизаторе. IGMP (Internet Group Management Protocol) используется для отправки IP-дейтаграмм множеству хостов в сети.


На самом нижнем уровне - сетевого интерфейса - используются специальные протоколы разрешения адресов ARP (Address Resolution Protocol) и RARP (Reverse Address Resolution Protocol). Эти протоколы применяются только в определенных типах физических сетей (Ethernet и Token Ring) для преобразования адресов сетевого уровня в адреса физической сети и обратно.









4. Адресация в сети Интернет


Основным протоколом сети Интернет является сетевой протокол TCP/IP. Каждый компьютер, в сети TCP/IP (подключенный к сети Интернет), имеет свой уникальный IP-адрес или IP – номер. Адреса в Интернете могут быть представлены как последовательностью цифр, так и именем, построенным по определенным правилам. Компьютеры при пересылке информации используют цифровые адреса, а пользователи в работе с Интернетом используют в основном имена.
Цифровые адреса в Интернете состоят из четырех чисел, каждое из которых не превышает двухсот пятидесяти шести. При записи числа отделяются точками, например: 195.63.77.21. Такой способ нумерации позволяет иметь в сети более четырех миллиардов компьютеров.


Для отдельного компьютера или локальной сети, которые впервые подключаются к сети Интернет, специальная организация, занимающейся администрированием доменных имен, присваивает IP–номера.


Первоначально в сети Internet применялись IP – номера, но когда количество компьютеров в сети стало больше чем 1000, то был принят метод связи имен и IP – номеров, который называется сервер имени домена (Domain Name Server, DNS). Сервер DNS поддерживает список имен локальных сетей и компьютеров и соответствующих им IP–номеров.


В Интернете применяется так называемая доменная система имен. Каждый уровень в такой системе называется доменом. Типичное имя домена состоит из нескольких частей, расположенных в определенном порядке и разделенных точками. Домены отделяются друг от друга точками, например: www.lessons-tva.info или tva.jino.ru.


В Интернете доменная система имен использует принцип последовательных уточнений также как и в обычных почтовых адресах - страна, город, улица и дом, в который следует доставить письмо.


Домен верхнего уровня располагается в имени правее, а домен нижнего уровня - левее. В нашем примере домены верхнего уровня info и ru указывают на то, что речь идет о принадлежности сайта www.lessons-tva.info к тематическому домену верхнего уровня info, а сайта tva.jino.ru к российской (ru) части Интернета. Но в России множество пользователей Интернета, и следующий уровень определяет организацию, которой принадлежит данный адрес. В нашем случае это компания jino.


Интернет-адрес этой компании - jino.ru. Все компьютеры, подключенные к Интернету в этой компании, объединяются в группу, имеющую такой адрес. Имя отдельного компьютера или сети каждая компания выбирает для себя самостоятельно, а затем регистрирует его в той организации Интернет, которая обеспечивает подключение.


Это имя в пределах домена верхнего уровня должно быть уникальным. Далее следует имя хоста tva, таким образом, полное имя домена третьего уровня: tva.jino.ru. В имени может быть любое число доменов, но чаще всего используются имена с количеством доменов от трех до пяти.


Доменная система образования адресов гарантирует, что во всем Интернете больше не найдется другого компьютера с таким же адресом. Для доменов нижних уровней можно использовать любые адреса, но для доменов самого верхнего уровня существует соглашение.


В системе адресов Интернета приняты домены, представленные географическими регионами. Они имеют имя, состоящее из двух букв, например: Украина–ua; Франция - fr; Канада – са; США–us.


В течение всех 90-х годов описанная система имен оставалась неизменной. Но к началу нынешнего века гигантские темпы развития Интернет привели к тому, что адресное пространство в рамках описанной системы было практически исчерпано. Особо "тесно" стало в доменах .com, .net и .org, в которых была разрешена регистрация не только американских, но любых других фирменных или персональных сайтов представителей любой страны мира. С целью разгрузить данные домены Корпорация по распределению в Интернет доменных имен и IP-номеров (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers - ICANN) дополнила существующую сетку новыми доменами первого уровня. В их число вошли: .biz, .info, .pro, .aero, .coop, .museum, .name. Распределение этих имен было произведено следующим образом:


.biz - коммерческие компании и проекты;


.info - учреждения, для которых информационная деятельность является ведущей (библиотеки, средства массовой информации);


.pro - сайты сертифицированных профессионалов таких областей деятельности как врачи, юристы, бухгалтеры, а также представители других профессий, в которых персональный аспект имеет ключевое значение (pro от слов profession, professional);


.aero - компании и персоны, непосредственно связанные с авиацией;


.coop - корпорации, использующие совместный капитал (от слова cooperative);


.museum - только музеи, архивы, выставки;


.name - персональные сайты, состоящие, как правило, из двух частей: имени и фамилии: www.bruce.edmonds.name.


Помимо деятельности ICANN, весьма своеобразную работу по расширению адресного пространства Интернет провели некоторые частные компании. Их действия выразились в перекупке доменных имен у малых стран. Подобным образом в частное использование отошли домены .cc - Кокосовые острова, .tv - Тувалу, .ws - Самоа, .bz - Белиз, .nu - Ниуи. Сайты в этих доменах ныне используются любым желающим, независимо от страны или вида деятельности.


При работе в Internet используются не доменные имена, а универсальные указатели ресурсов, называемые URL (Universal Resource Locator). URL - это адрес любого ресурса (документа, файла) в Internet, он указывает, с помощью какого протокола следует к нему обращаться, какую программу следует запустить на сервере и к какому конкретному файлу следует обратиться на сервере. Общий вид URL: протокол://хост-компьютер/имя файла (например: http://lessons-tva.info/book.html).









5.Сервисы Internet


Серверами называются узлы сети, предназначенные для обслуживания запросов клиентов – программных агентов, извлекающих информацию или предающих ее в сеть и работающих под непосредственным управлением пользователей. Клиенты предоставляют информацию в понятном и удобном для пользователей виде, в то время как серверы выполняют служебные функции по хранению, распространению, управлению информацией и выдачу ее по запросу клиентов. Каждый вид сервиса в Internet предоставляется соответствующими серверами и может использоваться с помощью соответствующих клиентов.


5.1 WWW


Сервис WWW – всемирная паутина, обеспечивает представление и взаимосвязи огромного количества гипертекстовых документов, включающих текст, графику, звук и видео, расположенных на различных серверах по всему миру и связанных между собой посредством ссылок в документах. Появление этого сервиса значительно упростило доступ к информации и стало одной из основных причин взрывообразного роста Internet с 1990 года. Сервис WWW функционирует с использованием протокола HTTP.


Для использования этого сервиса применяются программы-браузеры, наиболее популярными из которых в настоящий момент являются Netscape Navigator и Internet Explorer.


“Web browsers” – не что иное, как средства просмотра; они выполнены по аналогии с бесплатной коммуникационной программой под названием Mosaic, созданной в 1993 г. в лаборатории Национального центра суперкомпьютеров (National Center for Supercomputing Applications) при Университете шт. Иллинойс для облегчения доступа к WWW. Что же можно получить с помощью WWW? Почти все, что ассоциируется с понятием “работа в системе Internet”, – от самых последних финансовых новостей до информации о медицине и здравоохранении, музыке и литературе, домашних животных и комнатных растениях, кулинарии и автомобильном деле. Можно заказывать авиабилеты в любую часть мира (реальные, а не виртуальные), туристические проспекты, находить необходимое программное и техническое обеспечение для своего ПК, играть в игры с далекими (и неизвестными) партнерами и следить за спортивными и политическими событиями в мире. Наконец, с помощью большинства программ со средствами доступа к WWW можно получить доступ и к телеконференциям (всего их около 10 000), куда помещаются сообщения на любые темы – от астрологии до языкознания, а также обмениваться сообщениями по электронной почте.


Благодаря средствам просмотра WWW хаотические джунгли информации в Internet приобретают форму привычных аккуратно оформленных страниц с текстом и фотографиями, а в некоторых случаях даже с видеосюжетами и звуком. Привлекательные титульные страницы (home pages) сразу же помогают понять, какая информация последует дальше. Здесь есть все необходимые заголовки и подзаголовки, выбирать которые можно с помощью линеек прокрутки как на обычном экране Windows или Macintosh. Каждое ключевое слово соединяется с соответствующими информационными файлами посредством гипертекстовых связей. И пусть термин “гипертекст” вас не пугает: гипертекстовые связи – это примерно то же самое, что сноска в статье энциклопедии, начинающаяся со слов “смотри также...” Вместо того, чтобы листать страницы книги, Вам достаточно щелкнуть мышью на нужном ключевом слове (для удобства оно выделяется на экране цветом или шрифтом), и перед вами появится требуемый материал. Очень удобно, что программа позволяет возвращаться к ранее просмотренным материалам или, щелкнув мышью, двигаться дальше.






5.2 E-mail




E-mail – электронная почта
.
С помощью E-mail можно обмениваться личными или деловыми сообщениями между адресатами, имеющими E-mail адрес.


Ваш электронный адрес указывается в контракте на подключение (youname@ukrpack.net). Наш сервер электронной почты, на котором для Вас заводится почтовый ящик, работает наподобие обыкновенного почтового отделения, на которое приходит Ваша почта. Ваш электронный почтовый адрес – это аналог арендованного абонентского ящика в почтовом отделении. Посланные Вами сообщения сразу направляются адресату, указанному в письме, а пришедшие Вам сообщения ожидают в Вашем абонентском ящике, пока Вы их не заберете. Вы можете посылать и принимать электронную почту от любого лица, имеющего электронный адрес. Для передачи сообщений в основном используется протокол SMTP, а для приема – POP3.


Можно использовать разнообразные программы для работы с E-mail – специализированные, например Eudora, или же встроенные в Web браузер, например Netscape Navigator.






5.3 Usenet




Usenet
– это всемирный дискуссионный клуб. Он состоит из набора конференций (“newsgroups”), имена которых организованы иерархически в соответствии с обсуждаемыми темами. Сообщения (“articles” или “messages”) посылаются в эти конференции пользователями посредством специального программного обеспечения. После посылки сообщения рассылаются на серверы новостей и становятся доступными для прочтения другими пользователями.


Можно послать сообщение и просмотреть отклики на него, которые появятся в дальнейшем. Так как один и тот же материал читает множество людей, то отзывы начинают накапливаться. Все сообщения по одной тематике образуют поток (“thread”) [в русском языке в этом же значении используется и слово “тема”]; таким образом, хотя отклики могли быть написаны в разное время и перемешаться с другими сообщениями, они все равно формируют целостное обсуждение. Вы можете подписаться на любую конференцию, просматривать заголовки сообщений в ней с помощью программы чтения новостей, сортировать сообщения по темам, чтобы было удобнее следить за обсуждением, добавлять свои сообщения с комментариями и задавать вопросы. Для прочтения и отправки сообщений используются программы чтения новостей, например встроенная в броузер Netscape Navigator – Netscape News или Internet News от Microsoft, поставляемая вместе с последними версиями Internet Explorer.






5.4 FTP




FTP
– это метод пересылки файлов между компьютерами. Продолжающиеся разработка программного обеспечения и публикация уникальных текстовых источников информации гарантируют: мировые архивы FTP останутся зачаровывающей и постоянно меняющейся сокровищницей.


Вы вряд ли найдете в FTP-архивах коммерческие программы, так как лицензионные соглашения запрещают их открытое распространение. Зато обнаружите условно-бесплатное и общедоступное программное обеспечение. Это разные категории: общедоступные программы (public domain) действительно бесплатны, а за условно-бесплатное программное обеспечение (shareware) требуется заплатить автору, если после испытательного срока Вы решите оставить себе программу и пользоваться ею. Встретятся Вам и так называемые бесплатные программы (freeware); их создатели сохраняют за собой авторские права, но разрешают пользоваться своими творениями без какой-либо оплаты.


Для просмотра FTP-архивов и получения хранящихся на них файлов Вы можете воспользоваться специализированными программами – WS_FTP, CuteFTP, или же использовать браузеры WWW , например Internet Explorer –в них содержатся встроенные средства работы с FTP-серверами.






5.5 Telnet


Remote Login – удаленный доступ – работа на удаленном компьютере в режиме, когда ваш компьютер эмулирует терминал удаленного компьютера, т.е. Вы можете делать все то же (или почти все), что можно делать с обычного терминала машины, с которой Вы установили сеанс удаленного доступа.


Программа, которая обслуживает удаленные сеансы, называется Telnet. Telnet имеет набор команд, которые управляют сеансом связи и его параметрами. Сеанс обеспечивается совместной работой программного обеспечения удаленного компьютера и Вашего. Они устанавливают TCP-связь и общаются через TCP и UDP пакеты.


Программа Telnet входит в поставку Windows и устанавливается вместе с поддержкой протокола TCP/IP.


5.6
WHOIS






WHOIS
(от англ. who is — «кто?») — сетевой протокол прикладного уровня, базирующийся на протоколе TCP. WHOIS в основном применяется для получения данных о владельцах доменных имен, дате регистрации доменного имени, истечении срока регистрации домена и IP-адресах. Служба построена по принципу клиент-сервер и используется для доступа к публичным серверам баз данных (БД) регистраторов IP-адресов и регистраторов доменных имён. Для запроса обычно используются веб-формы, доступные пользователям на многих сайтах в Интернете, например http://netpromoter.ru/whois/, http://proverim.net/.






5.7 Мессенджеры


(Instant Messenger - мгновенное сообщение) - это прикладные программы или сервисы для мгновенного обмена сообщениями, голосовой связи и видеосвязи в сети Интернет (наиболее популярные: ICQ, Skype и другие).






5.8 VoIP




VoIP
(Voice-over-IP - передача голоса в сетях IP) или IP-телефония (цифровая телефония) - это технология, которая обеспечивает передачу голоса в сетях с пакетной коммутацией (в IP-сетях). VoIP сервисы - это сервисы, которые предназначены для выполнения интернет-звонков на обычные телефоны. На рынке IP телефонии имеется множество прикладных программ для интернет-звонков в режимах: компьютер - компьютер; компьютер - телефон и телефон - телефон.






5.9 Веб-форум




Веб-форум
— класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта.


Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.


Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения.


Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ» от англ. topic; «тред», «трэд» от англ. thread).


Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы — участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников.


На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям, на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.


При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары.


Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.


Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума.


Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле).


По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.


Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений.


Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.


В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы на базе NNTP и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами. Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности.


Для работы веб-форумов используются различные программные продукты, часто специализированные для конкретных видов форумов. В среде разработчиков для такого программного обеспечения закрепился жаргонный термин «движок форума».


6. Поисковые системы в Интернет


"Всемирная паутина" в Интернет - это миллионы документов с неструктурированной текстовой информацией (а также с графикой, аудио, видео). Чтобы найти нужную информацию, клиенту сети зачастую приходиться перебирать сотни страниц Web (иногда без особого успеха), тратить много сил и нервов (а также денежных средств).


Средствами для нахождения информации в Интернете являются справочно-поисковые системы. Все существующие типы справочно-поисковых систем в Интернете могут быть разделены на следующие группы:


системы Web-поиска;


системы поиска FTP-файлов;


системы поиска в архивах Gopher;


системы поиска в Usenet;


каталоги;


порталы.


Каждая поисковая система индексирует страницы серверов особым способом, приоритеты в поиске по индексам тоже отличаются от других систем, поэтому запрос по ключевым словам и выражениям в каждой из поисковых систем может дать разные результаты.






6.1 Archie




Archie
представляет собой комплекс программных средств, работающих со специальными базами данных. В этих базах данных содержится постоянно пополняющаяся информация о файлах, к которым можно получить доступ через сервис FTP. Пользуясь услугами системы Archie, можно осуществить поиск файла по шаблону его имени. При этом пользователь получит список файлов с точным указанием места их хранения в сети, а также с информацией о типе, времени создания и размере файлов. Доступ к информационно-поисковой системе Archie может осуществляться различными путями, начиная от запросов по электронной почте и с помощью сервиса Telnet и заканчивая использованием графических Archie-клиентов.






6.2 Gopher




Gopher
- наиболее широко распространенное средство поиска информации в сети Internet, позволяющее находить информацию по ключевым словам и фразам. Работа с системой Gopher напоминает просмотр оглавления, при этом пользователю предлагается пройти сквозь ряд вложенных меню и выбрать нужную тему. В Internet в настоящее время свыше 2000 Gopher-систем, часть из которых является узкоспециализированной, а часть содержит более разностороннюю информацию.


Gopher позволяет получить информацию без указания имен и адресов авторов, благодаря чему пользователь не тратит много времени и нервов. Он просто сообщит системе Gopher, что именно ему нужно, и система находит соответствующие данные. Gopher-серверов свыше двух тысяч, поэтому с их помощью не всегда просто найти требуемую информацию. В случае возникших затруднений можно воспользоваться службой VERONICA. VERONICA осуществляет поиск более чем в 500 системах Gopher, освобождая пользователя от необходимости просматривать их вручную. В настоящий время специализированные программы-клиенты GOPHER не используется, так как современные браузеры обеспечивают доступ к серверам GOPHER.






6.3 WAIS




WAIS
- еще более мощное средство получения информации, чем Gopher, поскольку оно осуществляет поиск ключевых слов во всех текстах документов. Запросы посылаются в WAIS на упрощенном английском языке.


Это значительно легче, чем формулировать их на языке алгебры логики, и это делает WAIS более привлекательной для пользователей-непрофессионалов.


При работе с WAIS пользователям не нужно тратить много времени, чтобы найти необходимые им материалы.


В сети Internet существует более 200 WAIS - библиотек. Но поскольку информация представляется преимущественно сотрудниками академических организаций на добровольных началах, большая часть материалов относится к области исследований и компьютерных наук.


В универсальных службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах - по ключевым словам.


Ключевым словом документа называется отдельное слово или словосочетание, которое каким-то образом отражает содержание данного документа. Универсальная служба поиска (поисковая система) - это комплекс программ и мощных компьютеров, выполняющих следующие функции:


1. Специальная программа (поисковый робот) непрерывно просматривает страницы "Всемирной паутины", выбирает ключевые слова и адреса документов, в которых эти слова обнаружены. Здесь уместно упомянуть об индексированном файле. Отдельный файл, содержащий информацию о физическом расположении записей в каком-либо файле базы данных. Вместо этого, чтобы просматривать фактический файл базы данных, программы базы данных пользуются индексами, что позволяет существенно ускорить поиск нужной информации.


2. Web - сервер принимает от пользователя запрос на поиск, преобразует его и передает специальной программе - поисковой машине.


3. Поисковая машина просматривает базу данных индексов, составляет список страниц, удовлетворяющим условиям запроса (точнее список ссылок на эти страницы) и возвращает его Web - серверу.


4. Web - сервер оформляет результаты выполнения запроса в удобном для пользователя виде и передает их на машину клиента.


Среди наиболее известных и мощных поисковых систем: Google, Yahoo,Lycos.


Поиск графической информации (в том числе и видеоинформации) - пока принципиально неразрешимый вопрос в компьютерной технологии.


Специализированные справочные службы - это тематические каталоги (subjectcatalogs), в которых собраны более или менее структурированные сведения об адресах серверов по той или иной тематике. В отличие от универсальных баз индексов, тематические каталоги составляются специалистами и обеспечивают клиента более строгой, достоверной систематизированной информацией о Сети.


Кроме того, многие сайты Интернет располагают собственными механизмами поиска (в пределах данного сайта). В первую очередь это механизм контекстного поиска, а также специализированный поиск по фамилиям (например, персоны компьютерного бизнеса), товарам (рекламные сайты), фирмам и т.д. Контекстный поиск на текущей странице предусмотрен и в InternetExplorer.


Некоторые страницы в Internet (например, страницы поисковых систем) специально предназначены для приема и обработки запросов на поиск. Microsoft в InternetExplorer предлагает собственную страницу поиска.


InternetExplorer не занимается поиском: он принимает от пользователя запрос, обрабатывает его и передает соответствующей поисковой системе.


Например, если нужно вести поиск средствами AlfaVista, надо набрать текст запроса в поле ввода AlfaVista и нажать кнопку "Поиск". Как сформировать запрос? В основе запросов на поиск и выборку информации лежит аппарат алгебры логики. Однако поиск в Интернет гораздо менее формализован, чем в структурированных базах данных.


В качестве примера рассмотрим некоторые запросы в AlfaVista. Простейший запрос - отобрать страницы в Интернет, который содержит заданное слово, например "Информатика". Если запрос состоит из нескольких слов, то в AlfaVista предусмотрены следующие соглашения.


1. Несколько слов, выбранных через пробел, обозначают запрос, соответствующий логической операции ОК (ИЛИ). Например, по запросу школьная информатика будут оформлены страницы, на которых имеется или "Школьная" или "Информатика" (или сразу оба слова). Число таких документов очень велико: в них могут попасть страницы, не имеющие никакого отношения к информатике.


2. Несколько слов, заключенных в кавычки, воспринимаются системой как единое целое. Например, по запросу "Школьная информатика" будут отобраны документы, в которых имеется эта символьная строка.


Слова, соединенные знаком "+" (плюс), соответствуют логической операции AKD (И). Например, по запросу Школьная + Информатика будут отобраны документы, в которых содержаться оба этих слова. Ясно, что число таких документов будет не меньше числа документов, отобранных по второму запросу.









7. Службы мгновенных сообщений и мессенджеры


Система обмена сообщениями является одним из самых доступных и востребованных средств общения в Интернете, в корпоративных и локальных сетях. Системы обмена сообщениями имеют свои коммуникационные сети, большинство из которых построены по архитектуре «клиент-сервер».






7.1 Служба IRC


Служба IRC (Internet Relay Chat или Чат) является первым средством для онлайнового общения, которая предоставляет большой выбор каналов (тем) для проведения дискуссий с единомышленниками. Чат - это текстовый диалог в реальноммасштабевремени.Эта служба основана на сетевой архитектуре клиент-сервер, поэтому для онлайнового общения в Интернет необходимо на ПК установить клиентское приложение (IRC-клиент). При запуске программы - клиента, она устанавливает соединение с выбранным IRC-сервером. Так как IRC-серверы сети объединены между собой, то для общения достаточно подключится к одному из ее серверов. При подключении к серверу IRC пользователь видит список доступных тем (каналов), в которых он может общаться.


Первоначально служба IRC имела одну сеть IRC, которая впоследствии разделилась на несколько IRC-сетей. Эти IRC-сети не связанны друг с другом и имеют свои имена (DALnet, IRCnet, UNDERnet, RusNet, WeNet, IrcNet.ru и т.д.). Внутри каждой IRC-сети существуют свои тематические области или каналы. В Интернете можно скачать IRC-клиенты для Unix-подобных ОС, OS/2, Windows-систем и мобильных телефонов.


Для общения в чате можно использовать как IRC-клиенты, так и Web-чаты. Web-чаты предназначены для обмена сообщениями на сервере (веб-странице) с помощью браузера, в этом случае устанавливать на ПК клиентское приложение не требуется. Web-чат - это веб-страница, на которой вы можете в реальном времени общаться с другими посетителями.






7.2 Instant Messaging Service


Результатом развития чата стала служба мгновенных сообщений (IMS). IMS - это одна из технологий, обеспечивающая коммуникации в сетях Интернет. В службе мгновенных сообщений кроме текстовых сообщений можно передавать, звуковые сигналы, картинки, видео, файлы.


Эта служба имеет свои сети. Сетевая архитектура IMS построена по принципу клиент-сервер. Клиентская программа IMS, которая предназначена для ведения беседы и мгновенного обмена сообщениями в режиме онлайн через службы мгновенных сообщений, называется мессенджером (Instant messengers, IM).


Как правило, сети обмена имеют отдельный сервер (некоторые сети являются децентрализованными), к которому подключаются мессенджеры, и свои протоколы взаимодействия. Большинство сетей службы мгновенных сообщений используют закрытые или проприетарные протоколы (собственные протоколы, принадлежащие только одной сети) обмена информацией. В основном в каждой из таких сетей применяется свой мессенджер.


Между различными сетями IMS обычно отсутствуют взаимосвязи, поэтому мессенджер одной сети, например ICQ не может связаться с мессенджером сети Skype. Это означает, что для ведения общений между собой пользователи должны зарегистрироваться в одном и том же сервисе и установить их мессенджеры.


Но существуют и альтернативные мессенджеры для служб мгновенных сообщений, которые могут одновременно работать в нескольких сетях. Например, бесплатный открытый мультипротокольный модульный клиент (мессенджер) Miranda IM (или Trillian, Pidgin) позволяет подключаться одновременно к нескольким сетям, что избавляет от необходимости устанавливать отдельный мессенджер для каждой сети.


Кроме того, в качестве альтернативы проприетарным протоколам для IM был разработан открытый протокол Jabber (Джаббер - семейство протоколов и технологий) или XMPP, используемый во многих мессенджерах (Jabber-клиенты: Psi, Miranda IM, Tkabber, JAJC, Pandion и другие). Jabber (болтовня, трёп) - система мгновенного обмена сообщениями и присутствия между любыми двумя абонентами Интернет на основе открытого протокола XMPP, использующего формат XML. Это система общения нового поколения.


В сети не существует единого центрального сервера, Jabber является децентрализованной (с децентрализованными серверами), расширяемой и открытой системой. Все желающие могут открыть свой сервер мгновенных сообщений, регистрировать на нём пользователей и взаимодействовать с другими серверами Jabber. Jabber используется для организации общения в Интернет, локальных и корпоративных сетях.


Современные мессенджеры предоставляют пользователям много полезных функций, таких как IP-телефония, видеочат, индикация о сетевом статусе пользователей и т.д. Для общения в службе мгновенных сообщений можно использовать как десктопный IM-клиент (мессенджер), так и веб-версию клиента (например, Google Talk Gadget, JWChat, Meebo, MDC и т.д.).


Список основных функций, которые могут предоставлять современные мессенджеры служб мгновенных сообщений:


 чат (видеочат, текстовый и голосовой);


 VoIP сервисы: звонки на компьютер, звонки на стационарные и мобильные телефоны;


 возможность отправки SMS;


 передача файлов;


 инструменты для совместной работы в режиме реального времени;


 возможность общаться в чате непосредственно на веб-странице;


 напоминания и оповещения;


 хранение истории общения по каждому контакту;


 индикация о сетевом статусе пользователей (в сети, нет на месте и т.д.), занесенных в список контактов.


Наиболее популярные мессенджеры:


ICQ (I Seek You - Я Ищу Тебя) - популярная программа (самый распространенный интернет-пейджер ) для общения в режиме реального времени. Так как ICQ - это устаревшая централизованная сеть с закрытым протоколом, то в настоящее время специалисты рекомендуют пользователям переходить с системы ICQ на Jabber.


Skype - наиболее распространенный в мире мессенджер с закрытым протоколом. Предоставляет возможность звонить на стационарные и мобильные телефоны, принимать звонки. В последних версиях этого мессенджера реализована функция "Видеозвонок", c помощью которой пользователи могут разговаривать и обмениваться полноэкранным видео с Web-камер, установленных у пользователей.


Miranda IM - многопротокольный мессенджер мгновенных сообщений с открытым кодом для работы в Интернете или локальной сети. Поддерживает протоколы систем мгновенных сообщений: ICQ, IRC, Jabber, Google Talk, Skype и других.


GoogleTalkclient - десктопный IM-клиент (мессенджер) GoogleTalk, а GoogleTalkGadget - это веб-клиент, который работает в любом браузере с AbobeFlash-плагином. Google Talk - это служба Google для обмена мгновенными сообщениями, которая позволяет общаться с помощью голосового чата и текстовых сообщений. Google Talk использует протокол XMPP (Jabber-совместимый) и позволяет общаться с другими участниками сети Jabber.


Mail.Ru Agent client - это IM-клиент (мессенджер), который обеспечивает текстовое, голосовое общение и видеочат. Поддерживает ICQ, т.е. является ICQ-клиентом. На сайте http://win.mail.ru/cgi-bin/loginagent доступна веб-версия клиента.


VoxOx (voxox.com, version 2.0) - современный и перспективный мультипротокольный мессенджер с открытым исходным кодом, который поддерживает протоколы ICQ, Jabber, MSN, Yahoo! Messenger и другие. VoxOx содержит множество полезных функций и составляет конкуренцию наиболее распространенному в мире мессенджеру Skype.









Заключение


Возможности Интернет настолько широки, насколько у человека только может хватить фантазии. Сетевая технология уже серьезно зарекомендовала себя в качестве наилучшего источника информации на западе и стремительно развивается в станах бывшего Советского Союза. Например в России в минувшем году Интернет получила развитие в 400% , на Украине — только 300%. На сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано более 10000 пользователей и это число постоянно растет. Как говорит Билл Гейтс: “Интернет - это двигатель технологий”.


Поэтому особо важно именно сегодня обратить свое внимание к данной технологической перспективе, и постараться сделать все возможное для интеграции Интернет в сферу образования.









Список использованной литературы


1. Хафкемейер Х. / "Интернет. Путешествие по всемирной компьютерной сети", 1999г.


2. Грошев С.В. / Современный самоучитель профессиональной работы на компьютере, 1998г.


3. Борисов М., Визель М. / Что такое Интернет? "Смена", 1999г. №7


4. Волубуев Р. Паутина в огне: "Литературная газета" 1998г. №40


5. Интернет на пороге третьего тысячелетия "Техника молодежи", 1999г. №10


6. «Глобальные сети: информация и средста доступа» - издательство ПГТУ.


7. Гиттель Э., Джеймс С., «ISDN просто и доступно» - 1999 г.


8. Олифер В.Г., Олифер Н.А., «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» - Издательство «Питер» 2000 г.


9. «MicrosoftTCP/IP: Учебный курс.» /официальное пособие Microsoft для самостоятельной подготовки/ - 1998 г.


10. Фролов А.В., Фролов Г.В., «Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet» - 1998 г.


11. Интернет-энциклопедия «Википедия». http//ru.wikipedia.org


12. Олифер В.Г., Олифер Н.А., «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» - Издательство «Питер» 2000г.


13. Фролов А.В., Фролов Г.В., «Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet» - 1998г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.