ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ РЕПЕРТУАРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2. СЧИТАЛКИ, ЖЕРЕБЬЁВКИ, ДРАЗНИЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются
отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов. В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности,
личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей. Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали
работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева. Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева "Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя" (1998), В.К. Шаповалова "Этнокультурная направленность Российского образования" (1997). Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности
и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой. Программа "Оберег" (автор - Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры. Цель работы: изучить детский музыкальный фольклор; считалки, жеребьёвки, дразнилки.
Задачи работы: рассмотреть детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе; рассмотреть считалки, жеребьёвки, дразнилки. 1. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ РЕПЕРТУАРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 90-е годы ХХ столетия характеризуются новой "фольклорной волной": проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов,
искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы. Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета "Музыка", составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой,
Е.В. Николаевой и др в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий. Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу "Русский фольклор" основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения
и навыки учащихся [5, с.10]. Программа факультативного курса для учащихся начальных классов "Введение в народоведение" (автор - М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы "Наследие". В 1 классе главная проблема курса - "Человек и природа в народной культуре", во 2 - "Человек и семья в народной культуре", в 3 - "
Человек и родная земля в народной культуре". В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов. В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.
И. Боровикова "Основы общей этнопедагогики", разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики - фольклор, система праздников, народная хореография. Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично
сопряжена с народной художественной педагогикой. Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В.В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте. Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами:
С.Х. Раппопорт "Искусство и эмоции" (1968), П.М. Якобсон "Эмоциональная жизнь школьника" (1966), Г.М. Бреслав "Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения" (1990). В различных регионах России возникают школы, использующие в качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор, народные праздники, декоративно-прикладное искусство,
народные игры с пением и др а также приобщение детей к народной истории и культуре. В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным
ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению. Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности [7, с.41]. Русские народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности.
В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного творчества на импровизационной основе, развивают фантазию, художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в окружающем мире жизнедеятельных
процессах. В повседневной жизни ознакомление с фольклором, передача его непреходящих ценностей от поколения к поколению проходят не систематично, чисто без учета возрастного уровня развития детей, что отражается на качестве восприятия и понимания его смыслового содержания. Поэтому в последние годы преобладающим становится мнение о необходимости создания программ по музыке, учитывающих национальные традиции, особенности, самобытность культуры народов страны, помогающих освоению
норм жизни и поведения, формированию нравственно-эстетических качеств личности. Примером тому может служить программа для I-IV классов общеобразовательной школы "Музыкальный фольклор" предлагаемая авторами в дополнение к изучению общепринятой программы "Музыка", приобщающей детей к музыкальному искусству, способствующая пониманию родов, видов и жанров музыки [5, с.34]. Программа состоит из пояснительной записки и описания содержания занятий по четвертям.
Её целью ставится подготовка детей к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора. В каждой четверти приводится репертуар для исполнения. Темы располагаются в следующей последовательности: I класс: 1 четверть - "Давайте познакомимся". 2 четверть - "Все умеем декламировать". 3 четверть - "
Узнаем волшебные звуки". 4 четверть - "Все учимся петь". II класс: 1 четверть - "Слово, напев, движение в фольклоре". 2 четверть - "Выразим себя в фольклоре". 3 четверть - "Что такое ритм в фольклоре". 4 четверть - "Что такое народная музыкальная речь".
III класс: 1 четверть - "Изображение трудового процесса в народных песнях". 2 четверть - "Речевая интонация в фольклоре". 3 четверть - "Образы музыкально-поэтического фольклора". 4 четверть - "Учимся плести веночки из народных песен". IV класс: 1 четверть - "Найдем к каждой песне свой ключ".
2 четверть - "Календарная песня - зеркало жизни народа". З четверть - "Народные песни в свадебном обряде". 4 четверть - "Народ - великий художник". Естественно, что изучение предлагаемого материала должно проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и методике работы с учащимися, с разработкой "подпрограммы",
направленной на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений, формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном, своеобразном отражении окружающей действительности. Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов. Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности
детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как "Ярмарка". Звенят бубны, трещат ложки, пляшут скоморохи. И здесь же работают мастера - сами дети. Они расписывают городецкие доски, хохломские ложки, жостовские
подносы [10, с.17]. В современной музыкальной педагогике совершенно справедливо указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае, если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как "своя", внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми. Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара - психофизиологические возможности детей. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать диапазон мелодии, интервальные ходы, продолжительность
музыкальных фраз и трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр, упражнений, плясок обращается внимание на темповые и динамические изменения, постепенность усложнения движений. Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми
располагает ребенок младшего школьного возраста. Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении [2, с.12]. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к
своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами. Подбор репертуара для конкретного класса, хорового коллектива, юных солистов - дело творческое и далеко не столь легкое, как может показаться. Хорошо подобранный репертуар должен включать в себя песни напевные (кантиленные) и песни энергичные, бодрые. Однако важно не только разнообразие характера песен, но и их тематика. Для полноценного воспитания детей далеко не безразлично, о чём они будут петь.
Особенно важно использовать песни на животрепещущие темы, которые роднят ребят с думами и чувствами всего народа, сближают школьную жизнь с событиями сегодняшнего дня. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять. Важной составляющей детского репертуара должны служить произведения народного детского музыкального творчества. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного
творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества [11, с.76]. Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно - песенной художественной формы.
Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой - явилось результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых, терцовых, реже квартовых попевок.
Строящиеся на напевных интонациях клича, они отражают естественные понижения и повышения разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к более сложным по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна. Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах.
Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка.
Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче. Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством, необходимо учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей,
их темпераменту - ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент [11, с.13]. Художественные формы, связанные с детской музыкально-поэтической, игровой культурой, составляют одну из интереснейших областей русского фольклора. Сопровождая с самого рождения рост и развитие ребенка, они прочно входили в сознание, формировали поведенческие нормы, жизненно-бытовой уклад детей сообразно общепринятой традиции. В лаконичных и простых на первый взгляд формах раннего детского пестования, игрового
фольклора, в закличках, приговорках заключен богатейший, совершенно особый образно-поэтический мир. Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало - сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метро-ритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом [8, с.74].
Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок,
поёт козлятам коза. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. 2. СЧИТАЛКИ, ЖЕРЕБЬЁВКИ, ДРАЗНИЛКИ Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Давно замечено, что детский фольклор - скороговорки, загадки, заклички, дразнилки, считалки
отличаются удивительной поэтической изощренностью. Их внутренним рифмам-созвучиям, ассонансам, музыкальной инструментовке может позавидовать любой поэт (как детским рисункам - любой художник). "Скороговорка, чистоговорка отмечал В.И. Даль слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор". Даже эти "упражнения" стали в детском фольклоре образцами
искусства слова: "У нас во дворе подворья погода размокропогодилась", "Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья-попа, про Прокопьевича", "Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла". Детские игры, считалки, жеребьевки, заклички тоже основаны на чувстве ритма и чувстве слова. Самая обыкновенная дразнилка может стать поэтической миниатюрой: "
Хотел Федя / Убить медведя, / А ему медведь: / “Федь, не сметь…”" Помимо дразнилок существуют поддевки-диалоги, поддевки-заманки, цель которых поймать, поддеть на слове: "Скажи: Двести Сиди, дурак, на месте" и т.д. В считалках, скороговорках, дразнилках, поддевках, издевках большое значение имеет само звучание слова - звукоряд. В этом отношении детская поэзия не знает себе равных.
С помощью звукоряда в ней передается колокольный звон: "Солнышко-колоколнышко"; "Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом"; грохот телеги: "Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах"; топот конских копыт: "От топота копыт пыль по полю летит". В песенках-закличках с помощью звукоподражания передаются голоса птиц: "Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут!
Худо тут" (Удод); "Чьи вы? Чьи вы Вшивик! Вшивик!" (Чибис) [12, с.137]. Считалки тоже во многом основаны на "звукописании", на внутренних рифмах-созвучиях, звуковой инструментовке стиха: "Раз, два - голова; три, четыре - платье шили…" Подчас используется "заумь". Но поэтическая форма, звуковая или смысловая "заумь"
никогда не бывают в детском фольклоре самоцелью. Вся система фольклорного воспитания основана на нерасторжимой связи пользы и красоты. Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы.
В репертуаре детей - неистощимый запас традиционных дразнилок, и создают они их с присущей им меткостью иронических характеристик и лукавой издевкой [9]. Скороговорки неоценимы для развития правильной дикции детей. Они являются важным подспорьем в работе воспитателя, музыкального руководителя, логопеда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача педагога - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать "доброе"
и "злое", противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Детский фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы детской логики, восприятия окружающего мира - все это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как
одна из форм воспитания чувств. "Страшилки" учили преодолевать страх, проходить испытание страхом. Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз доказывает, насколько динамичен, мобилен детский фольклор: каждый год в нём происходят заметные изменения; отслеживая ситуацию в течение последних трёх-четырёх лет, уже можно выделить определённые закономерности, весьма симптоматичные для всего развития устного народного творчества в целом; по мере отмирания в устном репертуаре жанры устного народного
творчества постепенно укореняются в художественной литературе; с другой стороны, “легализация” фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов, “садистских стишков", тем больше их читают… но меньше рассказывают); пополнение текстового состава исторически сложившихся жанров идёт за счёт “модернизации" старых текстов, их “перелицовки”; наличие этого факта - залог сохранности того или иного “старого”
жанра (загадки, считалки и т.д.); в появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора - перспективы дальнейшего существования устного народного творчества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе М 1983. 2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002. 3. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании
как системе: Автореф. канд. дис. М 1990. 4. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. // Сборник статей. / Под ред. М.Г. Арановского. М 1974. 5. Зимина А.Н Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002. 6. Концепция художественного образования в Российской
Федерации / Письмо Министерства образования РФ. Министерства Культуры РФ от 29 ноября 2001 г. 7. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3. 8. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов М 1995. 9. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа 1972, № 10. 10.
Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М 1996. 11. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество) М 1988. 12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские М 1987. 13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М 1976. 14. Стельмахович М.И. Народная педагогика.
Киев, 1985.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |