. Опрос, анкетирование, наблюдение, хронометраж, фотографии рабочего дня, самонаблюдение и самоотчет
Контрольная работа по психологии труда и инженерной психологии
Выполнила Ткачева Ольга Юрьевна, курс II
Институт последипломного образования Одесского национального университета им. И.И.Мечникова
Одесса – 2003 г.
Введение
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют фундаментальное значение. С одной стороны, от точности и своевременности приема информации человеком, надежности ее хранения и воспроизведения, эффективности переработки в конечном итоге зависят надежность, точность и быстродействие всей системы человек-машина. С другой стороны, с теми или иными нарушениями информационного взаимодействия человека и машины связана основная масса ошибок, допускаемых человеком. Чтобы система человек-машина функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку. Передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятия, запоминания и осмысления, а органы управления были бы удобными для организации соответствующих движений.
Система человек – машина (СЧМ) представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования. При организации взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т.п.от психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с машиной.
А теперь рассмотрим классификацию операторских профессий и основные методы психологического исследования деятельности оператора.
Классификация операторских профессий
Независимо от степени автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек – машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.
С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами.
Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т.е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т.д.), что обуславливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.
Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек – машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.
В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.
Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.
Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.
Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.
Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).
На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).
На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.
Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения.
Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).
Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в себя два уровня. На первом из них происходит восприятие оператором информационной модели, т.е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т.п.). после этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.
В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и отсроченным обслуживанием. В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов, что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при этом имеется жесткая однозначная связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в этом случае начинается с некоторой задержкой.
Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п. ).
Рассмотренные общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.
В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.
Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов.
Психологические методы исследования деятельности оператора.
Опрос, наблюдение (внешнее/включенное), анкетирование, хронометраж, фотографии рабочего дня, самонаблюдение и самоотчет.
Опрос представляет собой метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса применяются в следующих случаях:
- когда фактор, который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю;
- когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуются длительное или сложное исследование;
- когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.
При использовании опросных методов большое значение имеет характер вопросов, их формулировка и направленность. В связи с этим ко всем методам опроса выдвигаются общие требования:
- каждый вопрос должен быть логически завершенным;
- следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением;
- нельзя задавать слишком длинных вопросов;
- каждый вопрос должен быть возможно более конкретным;
- следует или указывать все возможные варианты ответов, которые опрашиваемые должны иметь в виду, или не давать ни одного;
- необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени;
- следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашиваемого;
- вопрос не должен иметь внушающего характера.
Еще следует учитывать, что наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросов, непонятных опрашиваемому.
Вопросы, которые задаются исследователем, обычно объединяются в опросники, которые составляются в каждом конкретном случае заново, с учетом специфики и цели опроса изучаемой профессии. Прежде чем составлять опросники, исследователь должен некоторое время понаблюдать за работающими или же сам освоить основные трудовые операции. Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач исследования.
Данные опроса обрабатываются статистическими методами. Результаты обработки представляются в виде описания, причем разграничиваются данные собственных наблюдений и субъективные мнения опрашиваемых. Кроме того, описываемый материал необходимо подтвердить данными в виде таблиц и графиков. В таблицах следует представить процентное соотношение того или иного показателя пол всем испытуемым.
Эффективность опроса во многом зависит от уровня образования и профессионального опыта испытуемых. Поэтому в необходимых случаях к проведению опроса привлекаются специальные эксперты, обладающие необходимой профессиональной квалификацией.
Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему или его коллегам, что целью анализа не является повышение норм труда или темпа работы.
В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы (интервью) или письменно с помощью анкет. Этим двум основным разновидностям опроса характерны все основные особенности и требования, рассмотренные выше. Вместе с тем обе они имеют и свои специфические особенности.
Анкетирование может проводиться по двум основным типам: свободного ответа и выбранного ответа. В первом случае ответ пишется в произвольной форме, во втором случае нужно отметить один из заранее обусловленных ответов. Простейший случай выбранного ответа – да или нет. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Анкетирование может проводиться как очно, так и заочно. В зависимости от числа опрашиваемых оно может быть индивидуальным или групповым. Основными достоинствами анкетирования являются: сравнительная экономичность, возможность охвата больших групп исследуемых, применимость к различным профессиям, хорошая формализация результатов, малые затраты времени.
Важным методом психологического изучения деятельности оператора является наблюдение. Наблюдение – это метод, при помощи которого исследователь целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий ее протекания. При этом исследователь не вмешивается ни в естественный ход исследуемой деятельности, ни в условия ее протекания.
Организация наблюдения предполагает решение следующих вопросов:
- определение цели и задач наблюдения;
- выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
- выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающего сбор необходимой информации;
- выбор способа регистрации наблюдаемого явления;
- обработка и интерпретация полученной информации.
С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности оператора:
-каналах поступления информации и ее характеристика (модальность сигналов, их кодирование и помехи);
- способах ввода управляющих воздействий (особенности управляющих движений, их силовые характеристики, периодичность);
- загрузке анализаторов, их взаимодействию, ведущем анализаторе;
- степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по поведению обследуемого, его эмоциональным реакциям);
- внешних условиях деятельности (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности).
Различают включенное наблюдение, когда наблюдатель становится членом трудового коллектива, и внешнее наблюдение, которое ведется как бы со стороны, то есть человеком, не являющимся членом исследуемой группы. Включенное наблюдение более предпочтительно, так как присутствие наблюдателя может оказать существенное влияние на деятельность оператора.
Кроме того, различают субъективное и объективное наблюдение. В первом случае оно осуществляется визуально, результаты фиксируются в специальных протоколах. Во втором случае наблюдение ведется с применением технических записывающих средств (магнитофона, фото- или киноаппарата). Иногда наблюдение могут вести одновременно несколько человек. Это значительно повышает достоверность такого метода.
Объектом наблюдения является субъект и процесс труда. Во время наблюдения можно получить сведения о характере поступающей информации, о степени загрузки анализаторов, об особенностях управляющих воздействий оператора и т.п. Большое внимание уделяется сопоставлению внешних проявлений деятельности оператора (мимика, поза, речь, рабочие движения, приемы, действия, оперирование орудиями труда, общение в процессе работы) с целью, характером и результатами труда. Наблюдение позволяет также определить, какие элементы трудовой деятельности обусловливают то или иное профессиональное требование к оператору.
Наблюдение может быть уточнено с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение работы (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). В процессе наблюдения могут производиться также замеры физиологических показателей человека. Проведение замеров позволяет повысить объективность наблюдения.
Одним из важных принципов наблюдения является сравнительный подход к изучению профессий. Сравнительному наблюдению и анализу подвергаются специалисты с высокими и низкими показателями в трудовой деятельности, с большим и малым стажем в работе. Сравниваются показатели работы, особенности и последовательности приемов у разных специалистов при выполнении одних и тех же трудовых операций. Это позволяет выяснить причины успехов и затруднений при освоении профессий, а также выявить психофизиологическую структуру профессиональной деятельности.
Обладая несомненными достоинствами (простота, возможность получения фактического материала о деятельности оператора), метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. От этого недостатка свободен такой метод инженерно-психологического исследования, каким является эксперимент.
Эксперимент в инженерной психологии – это изучение психологических и производственных особенностей деятельности оператора, вызванных изменениями условий, цели или способов ее выполнения. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого (оператора).
Эксперимент позволяет осуществлять относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулировать переменными – одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство его заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.
Самонаблюдение, самооценка, самоотчет – это методы исследования деятельности оператора, характерной особенностью и отличительной чертой которых является то, что информацию об исследуемой деятельности или особе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный характер, может сознательно или бессознательно искажаться испытуемым, однако зачастую она является единственным источником сведений об особенностях деятельности, недоступных получению с помощью других методов. Это связано с тем, что никто другой, как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие нюансы деятельности, возникающие при ее выполнении трудности, применяемые трудовые приемы и способы их выполнения и т.п. Рассматриваемые методы во многих случаях удачно дополняют другие методы исследований и применяются в совокупности с ними.
Самонаблюдение – это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого субъекта. В этом случае исследователь становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название «трудового метода». Трудовой метод применим лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучению которым не требует больших затрат времени. В других профессиях этот прием может выступать в форме «трудовых проб», когда исследователь овладевает отдельными наиболее важными или доступными элементами профессиональной деятельности.
Несмотря на ряд недостатков трудового метода (запись переживаний и фактов трудового процесса проводится по окончании рабочего дня, когда исследователь, он же испытуемый уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и делает его неравнозначным обычному), добытый с его помощью аналитический материал может рассматриваться как вполне достоверный в силу того, что исследователь не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно знает о них, поскольку пережил их на собственном опыте.
При проведении самоотчета испытуемый получает инструкцию «думать вслух» в процессе работы, т.е. проговаривать каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью просят испытуемого рассматривать исследователя как ученика и объяснять ему необходимые действия.
Самооценка – оценка ценности, значимости, которой испытуемый наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов человека, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регулярную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе реального и идеального представления о себе.
В инженерно-психологических исследованиях метод самооценок наиболее часто реализуется путем применения различного рода опросников, в которых испытуемые, отвечая на те или иные вопросы, дают информацию о тех или иных своих качествах или состояниях. Помимо этого опросники применяются для субъективной оценки функционального состояния (утомления) свойств нервной системы, стиля поведения и предрасположенности к конфликтному поведению и др.
Примером методики дифференцированной самооценки утомления является тест САН (самочувствие, активность, настроение). Тест содержит 30 пар слов полярного профиля. Каждую из трех категорий характеризует 10 пар слов. К категории «самочувствие» относятся характеристики силы, здоровья, степени утомляемости. К категории «активность» относятся характеристики подвижности, скорости протекания различных функций: пассивный/активный, малоподвижный/подвижный, медлительный/ быстрый и т.д. В категорию «настроение» включены характеристики эмоционального состояния: веселый/грустный, настроение плохое/хорошее, жизнерадостный/мрачный и др. Десятикратное предъявление полярных признаков, характеризующих каждую категорию, повышает надежность получаемых данных. Каждый из признаков теста оценивается испытуемым по семибальной шкале.
Данные по каждой категории признаков суммируются и делятся на 10. Оценки, превышающие четыре балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют об обратном. Наиболее нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Важным при анализе функционального состояния является не только учет значений отдельных показателей, но и их соотношение.
Заключение
Ведущее место в СЧМ занимает человек-оператор. Профессия оператора является в условиях научно-технического прогресса одной из наиболее массовых, распространенных. Под профессией понимается вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии (в том числе и оператора) подразделяются на специальности. Специальность – это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека.
Становление профессии происходит в результате профессионализации; она представляет собой целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация – это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется прежде всего такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду и выступает в качестве условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности.
Список литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.
Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Машиностроение, 1982.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Б.А.Душков, А.В.Королев, Б.А.Смирнов. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |