Реферат по предмету "Разное"


«Белорусский государственный экономический университет»

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»УДК 336.544.42:[336.13.051+657] (476)БУНЬ АННА ВИТАЛЬЕВНАОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСТАНДАРТИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬАвтореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата экономических наук по специальности 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистикаМинск, 2011 Работа выполнена в УО «Белорусский государственный экономический университет» Научный руководитель Лемеш Валентина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, УО «Белорусский государственный экономический университет», кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства Официальные оппоненты: Бутынец Франц Францевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный деятель науки и техники Украины, председатель Житомирского территориального отделения Союза аудиторов Украины, Житомирский государственный технологический университет, кафедра бухгалтерского учетаДанилкова Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, УО «Белорусский торгово-экономический уни­верситет потребительской кооперации», кафедра банковского дела, анализа и аудита Оппонирующая организация УО «Белорусская государственная сельскохо­зяйственная академия» Защита состоится 28 ноября 2011 г. в 15.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.07.01 при УО «Белорусский государственный экономический университет» по адресу: 220070, Минск, просп. Партизанский, 26, ауд. 407(1-й учеб. корпус), тел. 209-79-56.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УО «Белорусский государственный экономический университет».Автореферат разослан 26 октября 2011 года. Ученый секретарьсовета по защите диссертаций Богдан Н.И. ВВЕДЕНИЕИнтеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество предполагает унификацию национальных стандартов учета и финансовой отчетности, аудита и финансового контроля, их максимальное приближение к международным требованиям. В настоящее время в стране ведется активная работа по переходу на международные стандарты финансовой отчетности, имеются разработанные стандарты (правила) аудиторской деятельности, однако вопрос системной стандартизации финансового контроля по-прежнему остается открытым. Процесс унификации стандартов финансовой отчетности и аудита напрямую связан с теми изменениями в мировой экономике, которые происходят в результате ее глобализации. Она требует единообразия и прозрачности применяемых в разных странах принципов учета, формирования отчетности, а также контрольных процедур при осуществлении контрольной деятельности. Теоретические положения и организационно-методические подходы к решению задач в области стандартизации финансового контроля основаны на результатах научных исследований отечественных и зарубежных ученых, таких как Н.Т. Белуха, Ф.Ф. Бутынец, Н.П. Дробышевский, В.И. Евдокимович, В.Н. Лемеш, С.Л. Коротаев, И.С. Мацкевичюс, М.В. Овсийчук, В.Ф. Палий, Д.А. Панков, П.Я. Папковская, М.И. Протасова, Г.М. Пупко, Я.В. Соколов, Т.В. Сорокина, С.В. Степашин, Н.С. Столяров, В.П. Суйц, А.А. Терехов, В.А. Хмельницкий, А.Д. Шеремет, М.С. Шидловская, В.И. Шлейников, М.К. Фисенко, С.В. Чернорук, С.О. Шохин и других. В настоящее время в нашей стране отсутствует научное обоснование комплексной и системной стандартизации технологии финансового контроля. Применяющиеся в практической деятельности методические рекомендации по осуществлению проверок (ревизий) имеют фрагментарный характер на уровне отдельных министерств. Указанные документы определяют организационные и методические аспекты проверки (ревизии), но не описывают технологию ее осуществления (исключение составляют разделы в таких документах по проведению инвентаризации кассовых операций). Отсутствие формализованных положений применяемой технологии контроля порождает увеличение влияния уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов на результативность проверки и эффективность контроля.Это позволяет сделать вывод о том, что разработка и внедрение в практическую деятельность проверяющих (ревизоров) комплекса технологических регламентов проверки представляет собой актуальную задачу для экономической науки и практики, чем и обусловливается выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСвязь работы с крупными научными программами (проектами) и темами. Диссертация выполнена в соответствии с темой научно-исследо­вательской работы кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО «Белорусский государственный экономический университет» «Развитие теории, методологии и методик бухгалтерского учета, анализа и аудита организаций отраслей народного хозяйства в условиях инновационного развития экономики Республики Беларусь и глобализации».^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются комплексное, системное изучение теоретических, практических и организационных проблем состояния и развития финансового контроля, а также всестороннее научное обоснование и разработка практических методик стандартизации финансового контроля и учетного процесса в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность исследования: обобщить практику использования приемов и способов финансового контроля, а также информационного взаимодействия контролирующих органов; обосновать содержание проверки экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием контрольно-информационного ресурса; раскрыть сущность единого контрольно-информационного ресурса; разработать теоретическую платформу технологического процесса создания, развития и практического применения единого контрольно-информационного ресурса; разработать методику стандартизации учетного процесса посредством регламентации деятельности работников бухгалтерских служб организаций; составить регламент бухгалтерского учета по начислению заработной платы, других видов выплат и удержаний из них работникам субъекта хозяйствования; исследовать экономическое содержание понятия «ошибка» в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь; классифицировать ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, оказывающие влияние на ее искажение с целью их профилактики, а также усиления и реализации контрольной функции бухгалтерского учета и осуществления мониторинга для целей финансового контроля; разработать методику стандартизации финансового контроля на основе установления структурно-логической последовательности контрольных действий посредством использования регламентов проверки; составить регламент проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам. Объектом исследования выступает финансовый контроль как элемент системы государственного регулирования и учетный процесс экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических, организационных и практических аспектов стандартизации финансового контроля и учетного процесса субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Выбор предмета и объекта исследования обусловлен недостаточным теоретико-методологическим обоснованием унификации технологического процесса осуществления финансового контроля и отсутствием у субъектов хозяйствования комплексного, системного подхода к формализации учетного процесса, необходимых для эффективного государственного регулирования их экономической деятельности в Республике Беларусь.^ Положения, выносимые на защиту. 1. Принципиально новый прием документального контроля — проверка экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием информации единого контрольно-информационного ресурса. Научно обоснованное определение понятия «единый контрольно-информационный ресурс» как организованной совокупности документированной информации, включающей базы данных различных органов законодательной и исполнительной власти, контрольных и надзорных органов независимо от типа подчиненности и территориального расположения, содержащие сведения о контролируемом объекте, необходимые для эффективного процесса проверки его экономической (финансово-хозяйственной) деятельности. Принципиальные схемы типового информационного взаимодействия контролирующих органов, а также его государственной координации при проведении контрольных мероприятий, выступающих в качестве теоретической платформы технологического процесса создания, развития и практического использования единого контрольно-информационного ресурса. В совокупности это обеспечивает теоретико-методологическое и практическое единство финансового контроля, позволяет усовершенствовать технологию его осуществления посредством использования контролирующими органами аккумулируемых массивов информации об экономической деятельности субъектов хозяйствования. 2. Методика стандартизации учетного процесса субъекта хозяйствования, суть и новизна которой заключаются в унификации выполнения учетных операций на основе пакета внутрифирменных стандартов бухгалтерского учета, содержащих положения («О бухгалтерской службе», «О документообороте»), руководства по ведению бухгалтерского учета и учетные регламенты, обязательные к применению работниками субъекта хозяйствования. Разработанная методика позволяет формализовать структурно-организационный аспект бухгалтерской службы как элемента субъекта хозяйствования; гармонизировать ее работу с другими подразделениями, персонифицировать ответственность исполнителей различных отделов за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию; регламентировать (пошагово) деятельность учетных работников, повысить их ответственность и исключить дублирование обязанностей; сделать технологию учетного процесса более рациональной, снизить трудоемкость учетных работ; установить перечень контрольных действий на всех этапах осуществления хозяйственного процесса, что в свою очередь позволяет существенно повысить качество учетной информации, усилить контрольную функцию бухгалтерского учета. 3. Научно обоснованные определения понятий «ошибка в бухгалтерском учете» и «ошибка в бухгалтерской (финансовой) отчетности». Их новизна заключается во введении признаков разновидности ошибок (отдельно в учете и отдельно в отчетности), что позволяет определять их качественное и количественное влияние на достоверность учетных и отчетных данных. Раскрытие сущности данных понятий дает возможность однозначно идентифицировать ошибки в бухгалтерском учете, выявляемые контролирующими органами в ходе проверок; проводить типологизацию нарушений, допускаемых субъектами хозяйствования, для пополнения единого контрольно-информационного ресурса в рамках осуществления мониторинга контролирующими органами; определять достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Уточненная классификация ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Ее принципиальное отличие от существующих заключается в модификации классификационных признаков преимущественно в двух аспектах. Это несоблюдение: 1) элементов метода бухгалтерского учета; 2) качественных характеристик учетной и отчетной информации, закрепленных в Международных стандартах финансовой отчетности и являющихся общепризнанными. Использование уточненной классификации в комплексе с методикой стандартизации учетного процесса субъектов хозяйствования способствует упреждению ошибок в бухгалтерском учете и отчетности (на стадии разработки регламентов бухгалтерского учета), интенсификации и фактической реализации его контрольной функции (на стадии применения регламентов бухгалтерского учета). 4. Методика стандартизации финансового контроля, новизна которой заключается в установлении структурно-логической последовательности технологии контрольных мероприятий посредством использования регламентов проверки, позволяющих унифицировать деятельность органов финансового контроля в целом и отдельных специалистов в частности. Регламент проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам. Данная методика предлагается впервые для использования в практической деятельности контролирующих органов Республики Беларусь. Ее применение позволяет добиться повышения эффективности финансового контроля с уменьшением влияния уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов на результативность проверки; снижения трудоемкости контрольных процедур путем рационализации процесса проверки; предупреждения финансовых нарушений; согласованности действий различных контролирующих органов; правовой доказательности положений актов проверок в процессах хозяйственных судов.^ Личный вклад соискателя. Диссертация является самостоятельным, законченным научным исследованием в области стандартизации финансового контроля и учетного процесса. Все положения, содержащиеся в диссертации и выносимые на защиту, имеют научную новизну, практическую экономическую и социальную значимость и разработаны соискателем лично.^ Апробация результатов диссертации. Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на I международной научно-практической конференции «1-й Белорусский инновационный форум» (Минск, 2009), I и II международных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых «Устойчивый рост национальной экономики: инновации и конкурентоспособность» (Минск, 2009, 2010), III и IV международных научно-практической конференциях «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость» (Минск, 2010, 2011), III и IV международных экономических форумах молодых ученых «Экономика глазами молодых» (Минск, 2010, 2011), IX международной научной конференции «Новые концепции развития бухгалтерского учета, анализа и контроля в условиях экономических изменений» (Житомир, 2010), международной научно-практической конференции «Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики» (Полоцк, 2011). Практическое использование регламента проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам обсуждалось на семинаре-совещании РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры», проведенном с работниками службы (программа семинара-совещания от 31.01.2011 г.). Результаты проведенного научного исследования апробированы и приняты к использованию в деятельности по подготовке локальных нормативных правовых актов РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (письмо о проведенной оценке результатов № 01-10/16 от 12.01.2011 г.), в практической деятельности Министерства финансов Республики Беларусь (справки о практическом использовании результатов диссертационного исследования № 15-1-4/631 от 18.10.2011 г. и № 10-20/86 от 20.10.2011 г.), Министерства промышленности Республики Беларусь (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в подготовке нормативных правовых актов № 07-20/77-КРУ от 07.09.2011 г.), Главного управления ведомственного контроля Витебского областного исполнительного комитета (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в сельском хозяйстве № 108 от 23.02.2011 г.), в практической деятельности контрольно-ревизионных подразделений ОАО МПОВТ (г. Минск) (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в хозяйственной деятельности организации № 01/25 от 07.02.2011 г.), внедрены в финансово-хозяйственную деятельность УП «Минскметрострой» (г. Минск) (акт о практическом использовании результатов исследования № 1158 от 25.05.2011 г.), а также учебный процесс УО «Белорусский государственный экономический университет» (г. Минск) при изучении дисциплины «Ревизия и аудит» (акт о внедрении в учебный процесс № б/н от 28.05.2011 г.).Опубликованность результатов диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано 20 научных работ (из них 2 — в соавторстве), в том числе 1 монография, 6 статей в научных рецензируемых журналах, 4 — в сборниках научных трудов, 8 — в материалах конференций, 1 тезис доклада конференции. Общий объем публикаций составляет 18,87 авторского листа, в том числе 7 публикаций, соответствующих п. 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, — 4,22 авторского листа.^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 источника (из них 20 публикаций соискателя), и приложений. Работа изложена на 276 страницах. Объем, занимаемый 11 рисунками, 9 таблицами, 26 приложениями, библиографическим списком, составляет 175 страниц.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В первой главе «Финансовый контроль как элемент системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования: теоретический аспект» рассмотрена экономическая сущность финансового контроля как элемента системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, дана оценка состоянию классификации видов, приемов и способов финансового контроля. Исследование и систематизация трудов отечественных и зарубежных авторов позволили сделать вывод о том, что понятие «финансовый контроль» рассматривается в двух плоскостях: специалистами в области контрольно-ревизионной и аудиторской деятельности — как функция управления, с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений; учеными в сфере финансов и государственного управления — как контроль над финансами в широком их понимании. В результате сформулировано обобщенное определение, раскрывающее сущность финансового контроля. С одной стороны, это функция управления финансовой системой, посредством которой управляющий субъект получает информацию о правильности и эффективности ее функционирования, а с другой — система наблюдения и проверки контролирующими органами экономической (финансово-хозяйственной) деятельности субъектов хозяйствования с целью объективной оценки ее экономической эффективности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций. Результаты анализа системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования позволили утверждать, что она представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с применением различных форм, методов и инструментов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в республике. При уточнении места финансового контроля в системе общегосударственного контроля было установлено, что последний глубоко интегрирован в систему государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования. Финансовый контроль, являясь одним из составляющих общегосударственного контроля, традиционно определяется учеными как состоящий из трех элементов: государственного контроля, независимого аудиторского и общественного. В процессе их реализации осуществляется финансовый контроль, дезагрегированный по видам (бюджетный, налоговый и хозяйственный). Систематизация существующих приемов и способов финансового контроля позволила обосновать применение принципиально нового приема документального контроля — проверка экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием информации единого контрольно-информа­цион­ного ресурса. Его сущность заключается в выявлении у проверяемого объекта нарушений, имевших место в процессе осуществления экономической деятельности, посредством использования информации, содержащейся в базах данных органов законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих органов.^ Единый контрольно-информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных различных органов законодательной и исполнительной власти, контрольных и надзорных органов независимо от типа их подчиненности и территориального расположения, содержащие сведения о контролируемом объекте, необходимые для эффективного процесса проверки его экономической (финансово-хозяйственной) деятельности. Результаты анализа нормативных правовых актов по вопросам информационного взаимодействия контролирующих органов позволили подтвердить актуальность разработки информационной базы данных о контролируемых объектах. В результате были сконструированы принципиальные схемы типового информационного взаимодействия контролирующих органов (рисунок 1), а также государственной координации информационного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий (рисунок 2). Они основаны на трех типах взаимодействия: 1) вертикальном; 2) горизонтальном; 3) смешанном.^ Рисунок 1 — Принципиальная схема типового информационноговзаимодействия контролирующих органов Вертикальный тип показывает информационное взаимодействие, осуществляемое в структуре одного контролирующего органа. Горизонтальный тип определяет взаимодействие и координацию деятельности контролирующих органов различного подчинения, но одного уровня. Общесетевые типы — межведомственный, межобластной и общереспубликанский — представляют информационное взаимодействие контролирующих органов различного подчинения и разной территориальной принадлежности. Этот тип взаимодействия неоднороден и включает три различные подтиповые системы: межгосконтролирующая — взаимодействие органов законодательной, исполнительной власти, контролирующих органов различного подчинения на одном горизонтальном уровне, формирующих базы данных с информацией, подвергающейся рассмотрению при проверках, например, таможенные органы или органы уголовного преследования обмениваются подконтрольной информацией с органами, подчиненными Комитету государственного контроля Республики Беларусь; моноконтролирующая — взаимодействие в рамках одного типа контролирующих органов одинаковой территориальной принадлежности, например, городские инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь обмениваются информацией с контрольными службами министерств; поликонтролирующая — взаимодействие различных контролирующих органов независимо от территориальной принадлежности с возможным включением механизмов государственной координации, например, областное контрольно-ревизионное управление министерства обменивается информацией с судебными органами городского уровня определенного района.^ Рисунок 2 — Принципиальная схема государственной координацииинформационного взаимодействия при проведенииконтрольных мероприятий В совокупности это обеспечивает теоретико-методологическое и практическое единство финансового контроля, позволяет усовершенствовать технологию его осуществления посредством использования контролирующими органами аккумулируемых массивов информации об экономической деятельности субъектов хозяйствования. Кроме того, с помощью единого контрольно-информационного ресурса возможны создание единой системы сбора информации в сфере контрольной деятельности, обмена данными между контролирующими органами; ведение единой по Республике Беларусь базы данных о проведении контролирующими органами всех уровней контрольных мероприятий и их результатах; обеспечение контроля выполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности и решений, принятых по результатам проверок; осуществление анализа результатов деятельности контролирующих органов на республиканском и областном уровнях; формирование документов по результатам проверок с использованием программно-технических средств; минимизация случаев дублирования контрольных мероприятий различными контролирующими органами. Во второй главе «Интеграция элементов бухгалтерского учета субъектов хозяйствования в систему финансового контроля» исследованы направления интенсификации контрольной функции бухгалтерского учета, подходы ученых к определению понятия «ошибка» и классификации ошибок. Проведенное исследование интеграции предварительного, текущего и последующего контроля в систему элементов метода бухгалтерского учета позволило сделать вывод о невозможности эффективной реализации контрольной функции бухгалтерского учета при симбиозе приемов и способов перечисленных видов контроля. Это предопределило необходимость поиска более адекватных современным условиям путей интенсификации контрольной функции бухгалтерского учета. С целью поиска направлений обеспечения действенного контроля на всех этапах хозяйственного процесса была исследована природа стандартизации, определенная как процесс унификации постоянно повторяющихся действий посредством разработки стандартов с целью достижения оптимальной степени их упорядоченности. В бухгалтерском учете стандартизация является важным инструментом приведения системы учетной обработки информации в соответствие с требованиями законодательства, соблюдение которого выступает объектом финансового контроля. Сформулировано определение стандарта бухгалтерского учета как формализованной модели оптимизации учетного процесса, а также пошаговой регламентации действий всех его участников. Это позволило обозначить основные объекты стандартизации учетного процесса на уровне субъекта хозяйствования: структурно-организационный аспект бухгалтерской службы; учетная методология и методика; технология осуществления учетных работ. На данной основе была разработана методика стандартизации учетного процесса субъекта хозяйствования, включающая в себя пакет внутрифирменных стандартов бухгалтерского учета, содержащих положения («О бухгалтерской службе», «О документообороте»), руководства по ведению бухгалтерского учета и учетные регламенты, обязательные к применению работниками субъекта хозяйствования. В диссертации раскрыты содержание и функции каждого из перечисленных видов документов. Разработан регламент бухгалтерского учета по начислению заработной платы, других видов выплат и удержаний из них работникам субъекта хозяйствования, формализующий концептуальный подход методики стандартизации учетного процесса. Использование систематизированной существующей организационной документации в области учетного процесса и разработка ранее не использовавшихся регламентов бухгалтерского учета позволяют унифицировать деятельность учетных работников, устранить противоречия и дублирование в обязанностях, закрепить индивидуальную ответственность; снизить трудоемкость учетных работ за счет их регламентации и унификации; установить перечень контрольных действий на всех этапах осуществления хозяйственного процесса, что, в свою очередь, существенно повышает качество учетной информации и усиливает контрольную функцию бухгалтерского учета. Проблеме искажения бухгалтерской отчетности по причине совершения ошибок отечественные ученые уделяют недостаточно внимания. Была установлена слабая освещенность в Республике Беларусь подходов к определению понятия «ошибка». В результате предложены авторские определения понятий «ошибка в бухгалтерском учете» и «ошибка в бухгалтерской (финансовой) отчетности»:ошибка в бухгалтерском учете — искаженное отражение или отсутствие отражения учетных данных финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования вследствие несоблюдения элементов метода бухгалтерского учета;ошибка в бухгалтерской (финансовой) отчетности — искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие занижения (завышения) величины активов и пассивов, доходов и расходов, неучетной информации субъекта хозяйствования в результате несоблюдения принципов качественных характеристик учетной информации. Раскрытие сущности данных понятий дает возможность однозначно идентифицировать ошибки в бухгалтерском учете, выявляемые контролирующими органами в ходе проверок; проводить типологизацию допускаемых субъектами хозяйствования нарушений для пополнения единого контрольно-инфор­ма­ционного ресурса в рамках осуществления мониторинга контролирующими органами; определять достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Критическое осмысление существующих вариантов классификации ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности позволило предложить принципиально новые и уточнить существующие классификационные признаки ошибок. На их основе разработана авторская классификация (рисунок 3).^ Рисунок 3 — Уточненная классификация ошибок,допускаемых в бухгалтерском учете и отчетности Ее принципиальное отличие от существующих заключается в модификации классификационных признаков преимущественно в двух аспектах. Это несоблюдение: 1) элементов метода бухгалтерского учета; 2) качественных характеристик учетной и отчетной информации, закрепленных в Международных стандартах финансовой отчетности и являющихся общепризнанными. В диссертации также рассмотрены причины возникновения искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, определена необходимость внесения дополнений в действующие нормативные правовые акты — методики раскрытия информации по ошибкам и определения понятия «ошибка». Изложены результаты критического анализа данной проблемы в законодательстве Российской Федерации, Украины, а также Международных стандартах финансовой отчетности. В третьей главе «Стандартизация финансового контроля в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования» раскрыты необходимость и предпосылки совершенствования государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования посредством стандартизации финансового контроля, предложены основные подходы к ее проведению и методика реализации на основе общих и внутренних стандартов, а также рабочих регламентов проверки (ревизии) для макро- и мезоуровней системы контролирующих органов Республики Беларусь. Обоснована необходимость разработки и внедрения в практику деятельности контролирующих органов рабочих регламентов проверки. Их место и назначение в системе элементов финансового контроля схематически представлены на рисунке 4.^ Рисунок 4 — Место и назначение рабочих регламентов проверкив системе элементов финансового контроля При разработке рабочих регламентов проверки существенное значение имеет концепция их построения. Это позволило сформулировать авторское определение регламента как пошагового перечня контрольных действий, обязательных для исполнения проверяющими (ревизорами), по всем структурным пунктам документа, применительно к определенному объекту бухгалтерского учета, подвергающемуся проверке. Кроме того, в диссертации установлено место общих и внутренних стандартов, а также рабочих регламентов проверки как нормативных правовых актов в общей системе таких документов (рисунок 5).^ Рисунок 5 — Место документов по стандартизации финансового контроляв иерархии нормативных правовых актовПредложена следующая структура рабочих регламентов проверки: общие положения — обоснование необходимости разработки регламентов проверки, определение основных терминов и понятий, сфера использования, а также описание объекта регламентации; цели и задачи регламента, взаимосвязь с другими регламентами; основные этапы проверки — общая схема проверки с выделением определенных элементов; описание контрольной технологии — изложение принятых методик и технологических приемов проведения проверки; типичные нарушения в области проверяемого объекта — перечисление наиболее распространенных нарушений, выявленных у двух и более объектов контроля в процессе предыдущих проверок; оформление результатов — перечень документов, которые ревизор должен составить в соответствии с требованиями регламента проверки. На основе сформулированной концепции разработан регламент проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам. Обоснована технология поддержания рабочих регламентов проверки в актуальном состоянии на базе использования их в виде электронных документов с обязательной консолидацией со справочно-правовыми системами типа «Консультант Плюс», «Бизнес-Инфо», «Эксперт» и другими аналогичными программными пакетами. Кроме того, использование регламентов проверки с помощью персональных компьютеров способствует аккумулированию информации за предыдущие периоды проверок и при необходимости ее использованию в любое время. Также возможна настройка обмена проверяющими (ревизорами) по локальной компьютерной сети информацией о типичных нарушениях, выявляемых в процессе проверок (ревизий). Применение методики стандартизации финансового контроля и ее структурных элементов (регламентов проверки) позволяет добиться повышения эффективности финансового контроля с уменьшением влияния уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов на результативность проверки; снижения трудоемкости к


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный"
Реферат Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан на современном этапе
Реферат Uart Chips Essay Research Paper EET211 Introduction
Реферат Исследовательское поведение интеллект и творчество
Реферат Убийство из корыстных побуждений
Реферат А. Е. Кулаковский родился 4 марта по старому стилю 1877 года в местности Уучай 1v жехсогонского наслега Таттинского улуса в семье крепкого крестьянина. Вгодовалом возрасте был передан на воспитание деду и бабушке по ма
Реферат A Day To Remember Essay Research Paper
Реферат Мужчины / женщины: динамика идентичности
Реферат Система сжатия и уплотнения каналов
Реферат Естествознание 2
Реферат Албания Венета
Реферат Витрати виробництва і собівартість продукції в процесі формування ціни на продукцію
Реферат Художественный анализ стихотворения Быть знаменитым некрасиво
Реферат Outline The Factors That Are Responsible For
Реферат Калибровка и поверка аппаратуры акустического каротажа