Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева"Собака"
Соченение написала Емельянова С.
11 класс, 628 женская гимназия
С.-Петербург
И.С. Тургенев.
Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
***
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы : погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря"), собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: "воет страшная, неистовая буря". Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет "неистовая". Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: "немая", "без слов". Другое олицетворение - чувство "живет". Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет "трепетный".
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая "налетит", "махнет" (метафора) на огонек жизни "холодным широким крылом". Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и "одна жизнь жмется пугливо к другой" (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: "гляжу в глаза", "она сама себя не понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и "в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола "понимать" используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов" близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания "нет никакой разницы" и "мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание "один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова "человек" и "животное". По словарю Ожегова животное - это "такое живое существо, в противопоставление человеку".
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой."
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…"
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
"И конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?". Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: "жизнь жмется". В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |