СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 2. Организация научно-исследовательской работы в музее 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из  профильных и 
музееведческих изыс¬каний. Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно¬го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при¬мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст¬венных по профилю научно-исследовательских уч¬реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо¬статочно изученных
в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об ис¬следованиях источниковедческого характера, которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про¬фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред¬меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль¬ной научной дисциплине. Таким образом, имея единый предмет исследова¬ния, музеи и специализированные научные учрежде¬ния выполняют
при этом разные функции. Первые за¬няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра¬щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто¬рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани¬маться той и другой
работой. Музееведческие исследования призваны форми¬ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ¬ления исследовательской деятельности музеев: • разработка научной концепции музея; • исследования в области комплектования фондов • изучение музейных предметов и коллекций; • исследования в области охраны и хранения фондов; • научное проектирование экспозиций и выставок;
• исследования в области музейной коммуникации; • изучение истории музейного дела; • изучение историографии музееведения. Разработка научной концепции музея представля¬ет собой всестороннее обоснование целей и задач со¬здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации. Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком¬плектования, то есть всестороннего и глубокого обос¬нования тем комплектования.
Такое обоснование явля¬ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са¬мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек¬тования включает в себя следующий комплекс работ: • оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты; • обоснование направленности и характера ком¬плектования или пополнения коллекций; • определение критериев
отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем; • определение круга и объема информации, фикси¬руемой в документах комплектования; • разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов — это со¬здание или пополнение музейных коллекций. По ре¬зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе¬чатные каталоги новых поступлений, публикуются на¬учные статьи
и монографии. Изучение музейных предметов и коллекций являет¬ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей¬ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос¬тью — исторической, художественной, эстетической, мемориальной,
коммуникативной. Изучение музей¬ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них. Исследования в области хранения и охраны музей¬ных фондов направлены прежде всего на выработку оп¬тимальных условий обеспечения физической сохран¬ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст¬вующее оборудование и специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола¬гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями,
могут и должны изучать условия хра¬нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада¬чи перед специалистами в той или иной области. В последние десятилетия консервация, то есть дея¬тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе¬ния, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране¬ние имеющихся на них повреждений и восстановле¬ние их первоначального вида.
Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра¬бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи¬ческим исследованиям, которые показывают слои со¬хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани¬цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со¬стояние памятника.
Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи¬ческом и психологическом аспектах, которые дополня¬ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода. Музейно-психологические исследования, направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни¬мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со¬держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме¬тов для экспонирования; и наиболее целе¬сообразные формы размещения
экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио¬визуальных средств — все это важно осуществлять с уче¬том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо¬зиционного оборудования, например, витрин, техничес¬кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем
глаз и полем зрения посетителя. Исследования, посвященные проблемам эффек¬тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так¬же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения. Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет
собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова¬тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей¬ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен¬ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо¬зиции, создает и апробирует новые методики и про¬граммы работы с разными категориями посетителей. Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности,
эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча¬ет также особая отрасль социологии — музейная социо¬логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ¬лены на изучение социально-демографического соста¬ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри¬рования определяли продолжительность осмотра посе¬тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность
и поведенческую реак¬цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо¬логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по¬сетителей и выявление эффективности музейной дея¬тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей.
В российских музеях социологические исследова¬ния стали приобретать размах в 1970—1980-е гг.; по¬явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобрази¬тельных искусств им. А.С. Пушкина — в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников
Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети¬тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет». Главная задача музейной социологии — определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории
посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо¬циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко¬мендации по подготовке экспозиции и определяются наи¬более эффективные формы выражения ее содержания. В последние десятилетия стали проводиться и соци¬ально-психологические исследования, направленные на
изучение особенностей процесса мышления и восприя¬тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри¬тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо¬вое, при этом уровень восприятия значительно повыша¬ется, если деятельность оптических и акустических «ре¬цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными.
И это открытие уже активно исполь¬зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения. Исследования в области истории, теории и мето¬дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про¬блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения
— научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений. 2. Организация научно-исследовательской работы в музее Музеи, являющиеся структурными подразделения¬ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб¬разие выполняемых ими функций
придает особую важ¬ность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного по¬иска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов
и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про¬должительному хранению и эффективному использо¬ванию собранных материалов. В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож¬ностями музея.
Небольшие темы разрабатываются обычно в течение года, продолжительность более сложных варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения¬ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис¬следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове¬дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис¬следований с другими
научными учреждениями, как совместные научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы. Многие научные исследования в музеях осуществ¬ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен¬ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней¬ших музеях мира иногда создаются специальные науч¬но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь¬ская лаборатория, которая
теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе¬ний искусства и других старинных предметов, наблюда¬ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи¬рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо¬ратории используется разработанный в Лувре ускори¬тель элементарного анализа — установка
AGLAE, снаб¬женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства. Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на¬учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе¬диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу¬чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со¬общения
Государственного Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи¬сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз¬делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку¬ментов, путеводите¬ли по фондам и экс¬позиции. Результаты мно¬гих своих изыска¬ний музеи отражают в коллекциях, вы¬ставках и экспози¬циях. ***
Вся деятельность музея прямо или косвенно опира¬ется на научные исследования. Без них невозможно успешное комплектование фондов, продолжительное их хранение, создание полноцен¬ной экспозиции, проведение действенной культур¬но-образовательной работы. Направления научно-исследовательской работы музея связаны как с научным поиском в рамках про¬фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис¬кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы¬сканиями
в области музееведения. От прочих научных учреждений музеи отличают¬ся и формами публикации результатов своих исследо¬ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках. Научно-исследовательская работа в музеях нуж¬дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых
имеет наиважнейшее значение для развития музея. Музеи координи¬руют свою деятельность с другими музеями и специализированными научными и учебными учрежде¬ниями. Музеи предоставляют свои коллекции истори¬кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон¬тологам, биологам, литературоведам и другим специа¬листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на¬уки новые источники и обогащают разработку пробле¬матики
профильной науки. ТЕМА 2. ФОНДЫ МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ Понятие «Фонды музея» Научная организация музейных фондов 2. НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА 2.1. Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2.4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации,
упаковка и транспортировка музейных предметов, система хранения музейных фондов) 1. ФОНДЫ МУЗЕЯ 1.1. Понятие «Фонды музея» Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение. При этом они могут находиться не только в фондохранилище и экспози¬ции, но и быть переданными на экспертизу или реста¬врацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
Основу музейных фондов составляют музейные предметы — памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в свя¬зи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Кроме них в фонды входят так называемые научно-вспомогательные ма¬териалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучать и экспонировать. Это различные схемы, таблицы, графики, планы, кар¬ты, модели, макеты, реконструкции, созданные в про¬цессе
изучения предмета или непосредственно для экспозиционных нужд. Одни их них дают возмож¬ность представить внешний облик предмета, когда по тем или иным причинам он не может быть помещен в экспозицию. Другие несут дополнительную инфор¬мацию о предмете, например, рентгеновские снимки позволяют в ходе изучения предмета выяснить его строение. Витрины стенды и другие виды музейно¬го оборудования, а также аудиовизу¬альные средства, которые включаются
в экспозицию с целью более глубокого раскрытия ее содержания, в состав музейных фондов не входят. Материалы, составляющие музейные фонды, не¬равноценны по своей значимости для науки и культу¬ры, а также для деятельности конкретного музея. Му¬зейные предметы, в отличие от научно-вспомогатель¬ных материалов, являются памятниками истории и культуры, поэтому подлежат охране в соответствии с действующим законодательством. Неравнозначна и ценность самих музейных пред¬метов, что выражается понятиями «типичность» и «уни¬кальность».
Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладаю¬щий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандарт¬ные промышленные изделия, типовые документы. Та¬кой предмет, даже если он хранится в музее в единст¬венном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы.
Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют ти¬пичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные ору¬дия эпохи неолита. Уникальными музейными предметами считаются единственные в сво¬ем роде предметы, отличающиеся особой научной, ис¬торической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но
сохра¬нившиеся в одном экземпляре или в очень ограничен¬ном количестве. Например, в коллек¬ции фотоаппаратов Госу¬дарственного Политех¬нического музея, кото¬рая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеют¬ся как типовые конст¬рукции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малют¬ка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы,
документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленнос¬ти. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье. К уникальным относятся и мемориальные предме¬ты — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со зна¬менательными событиями. Среди них выделяют осо¬бую группу — реликвии.
Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и осо¬бо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии. В Оружейной палате Московского Кремля хра¬нятся, например, реликвии, связанные с именем дон¬ского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем
Иваном Грозным. Именно она, по легенде, ста¬ла причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и пред¬ставляющих
научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музей¬ной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам: по типам источников, по про¬исхождению, по содержанию. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по опре¬деленному признаку классификации — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регио¬нам, этническим группам и т. п. — называется систе¬матической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция,
коллекция сельскохозяйственных орудий, коллекция телефон¬ных аппаратов, коллекция старопечатных книг, кол¬лекция африканских масок, коллекция русской живо¬писи и т.п. Коллекция, сформированная из музейных пред¬метов разных типов (документов, фотографий, произ¬ведений искусства, вещей и пр.), которые раскрывают определенную тему, называ¬ется тематической коллекцией. Коллекция является мемориальной, если образующие ее разнотипные предметы связаны с определенным лицом
или историческим событием. Коллекция, созданная частным ли¬цом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций называют му¬зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи¬зованная совокупность не только музейных предме¬тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин¬формационного обеспечения, в частности
архива и библиотеки. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч¬ная организация фондов создает наиболее оптималь¬ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования. 1. 2. Научная организация музейных фондов
В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей¬ных предметов, и научно-вспомогательный фонд, включающий научно-вспомогательные материалы. В естественно-научных музеях имеется еще и фонд сырьевых материалов. В него входят объекты приро¬ды, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования — шкурки животных, влажные экс¬педиционные сборы, материалы, подготавливаемые для длительного хранения.
Выделение этого фонда обусловлено тем, что в процессе исследований и пре¬парирования часть объектов природы может утратить свойства музейного предмета. Включение объекта в этот фонд носит временный характер. Более дробное деление фондов музея является дис¬куссионным. Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной.
В соответствии с этой концепцией фонды му¬зея делятся на фонд музейных предметов и фонд науч¬но-вспомогательных материалов. Фонд музейных предметов делится на:  основной и  обменный. Музейные предме¬ты, которые составляют основу собрания и на базе которых осуществляется вся деятельность музея, образу¬ют основной фонд. Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, включаются в обменный фонд. Он предназначен для передачи его содержимого в другие музеи на безвозмездной основе или
в порядке обмена на профильные предметы с раз¬решения Министерства культуры. Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению В музейных фон¬дах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимос¬тью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полно¬стью идентичные предметы — дублеты.
Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирующих друг друга музей¬ных предметов пять из них входят в основной фонд, а остальные — в обменный фонд, который, таким об¬разом, делится на: фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов. Внутри ос¬новного фонда формируются дублетный фонд и кол¬лекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном эк¬земпляре, а также по
одному, лучшему, из тех, что име¬ются в нескольких экземплярах. Поскольку типовые и уникальные предметы име¬ют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в со¬ставе коллекционного фонда, дублетного фонда, фон¬да непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях пред¬лагается делить коллекционный фонд на фонд мемо¬риальных предметов и фонд
предметов, не имеющих мемориального значения. Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музе¬ях системы Российской академии наук и Министерст¬ва общего и профессионального образования основ¬ной фонд, как правило, делится на научный фонд и экс¬позиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации
материала, которые имеют неравноценную значи¬мость для исследования и экспонирования. Дело в том, что влажные препараты, зафиксиро¬ванные при помощи спиртовых смесей, быстро обес¬цвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности орга¬низма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фикса¬ции которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно,
но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозицион¬ную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследова¬ния. Далее, классическими объектами научных иссле¬дований являются тушки, однако аттрактивными свой¬ствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, по¬скольку представляют собой уже не подлинники, а ре¬конструкцию,
особенности которой в большей степе¬ни определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта. Таким образом, необходимость выделения научно¬го фонда в ряде естественно-научных музеев обуслов¬лена тем, что именно он должен представлять собой до¬кументальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона. Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами.
Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впер¬вые определило «Положение о Музейном фонде Сою¬за ССР» (1965 г.). Наряду с музейными предметами в состав Музей¬ного фонда Украины входят все выявленные предметы му¬зейного значения, находящиеся в собственности част¬ных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций.
Таким образом, по своему составу Му¬зейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой час¬тью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Памятни¬ки, включенные в состав государственной части Му¬зейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключе¬нием случаев утраты, разрушения или обмена на дру¬гие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой. Включение памятников истории и культуры в со¬став Музейного фонда и исключение из него осуще¬ствляет орган исполнительной власти, на который возложено
государственное регулирова¬ние в области культуры. Это производится путем реги¬страции соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Украины. Типы музейных предметов (источников). Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так¬же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения.
В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:  вещественные,  изобрази¬тельные,  письменные,  фонические источники,  фото- источники,  кино-источники. Вещественные (вещевые) источники — музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие пред¬меты разнообразного назначе¬ния,
которые содержат инфор¬мацию о хозяйственной дея¬тельности, бытовом укладе, социальной организации, эс¬тетических и религиозных представлениях. Содержащая¬ся в вещественном источнике информация передается непо¬средственно через материаль¬ную сторону предмета — его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет. Изобразительные источ¬ники — это музейные предме¬ты, которые содержат инфор¬мацию, зафиксированную по¬средством зрительного образа. Одни образы передают зри¬тельное представление, пусть и условное, об
общем виде, форме, материале, цвете пред¬метов. Эти образы создают произведения изобразитель¬ного искусства — живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изобража¬емым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения — чертежи, планы, карты. Письменные источники — музейные предметы, со¬держащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов. Пись¬менные источники очень разнообразны, например, хроники,
летописи, документы политичес¬ких партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги. Фонические источники — музейные предметы, на которых с помощью специальных технических при¬способлений зафиксирована информация в виде зву¬ков человеческой речи, шумов, музыки и др. Это восковые валики или цилиндры — первона¬чальные носители запи¬си, патефонные и грам¬мофонные пластинки, магнитные ленты, ком¬пактные диски.
Фото-источни¬ки — музейные пред¬меты, содержащие ин¬формацию в виде изоб¬ражения, полученного с помощью фотоаппа¬ратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стек¬ле, пленке и других м
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |