Содержание Введение I. Понятия «эффект» и « эффективность», « показатель» и «критерий», их интерпретация и применения в библиотековедении. 1. Экономические проблемы деятельности библиотек: терминосистема, показатели эффективности. 2. Банк понятий - основа складывающейся терминосистемы в области экономики библиотечного дела. II. Взаимодействие социальных и экономических факторов деятельности библиотек. 1. Сочетание социального и собственно экономического аспектов в экономике библиотечного дела.
III. Дискуссионные вопросы формирования системы показателей и критериев, определения методов оценки эффективности библиотечной работы. 1.Показатели эффективности в оценке результатов работы ЦБС и ее стимулирование. 1. Оптимальные величины показателей, отражающих эффективность работы библиотеки. 2. Пояснения к внедрению ГОСТа 7.20 – 2000 “Библиотечная статистика”. IV. Проблемы комплексной оценки эффективности функционирования библиотек.
1. Измерение эффективности и оценки качества работы. 2. Экономическая эффективность и ее измерение. 3. Измерение и оценка экономической эффективности с использованием норм в качестве эталона. Заключение Введение Экономическая эффективность – это научная категория, исходное теоретическое понятие. Как пишется в одной из работ по экономике: «… когда понятие эффективности и ее критериев сформировано,
дальнейшее развитие конкретной экономической науки совершается на его базе. Эффективность становится способом понимания экономических фактов, анализ которых развивает и конкретизирует общее понятие эффективности, и одновременно исходит из него как из своей методологической предпосылки… Можно в определенном смысле сказать, что вся конкретная экономическая наука изучает эффективность… сначала как объяснение и понимание особенностей конкретно-экономической формы в связи с народнохозяйственными
задачами, затем как способ практических действий по организации и совершенствованию данной отрасли или вида деятельности в соответствии с понятием их эффективности». По общему признанию экономика библиотечного дела как научная дисциплина все еще находится и в плане методологии, и в содержательном наполнении важно однозначно определиться взгляды на ее суть, методы измерения и способы применения в практической работе. проекта намечается внесение четырех кардинальных
изменений в оценку эффективности библиотечного обслуживания: Прежде всего, перейти от упрощенных, формальных механических оценок, основанных на параметрах расходов, к параметрам качества, основанным на интересах и позиции пользователя; во-вторых, усовершенствовать протокол методики SERVQUAL (поскольку он в свое время был разработан для нужд коммерческого сектора экономики) и адаптировать его к практике работы научных библиотек; в-третьих, изучить, в какой мере
данные, результаты и выводы, полученные в отдельном учреждении (на местном уровне), могут быть распространены на более широком круг потребителей информации, в том числе и целях поиска передовых решений, наилучшего практического опыта; и наконец продемонстрировать эффективность крупномасштабного управления программой оценок работы на основе восприятия пользователя через применение сетевых технологий и тем самым обеспечить максимальную прозрачность результатов на локальном уровне.
Для руководителей и специалистов, работающих в ЦБС, библиотековедов и студентов специальных учебных заведений. 1. Экономические проблемы деятельности библиотек: терминосистема, показатели эффективности В условиях постперестроечной экономики изменяющейся парадвинутые управления всеми сферами народного хозяйства ученые и практики рассматривают многие актуальные проблемы деятельности библиотек, уделяя особое внимание осмыслению современных экономических процессов.
Анализируя документный поток, можно заметить, что на первый план выдвигаются система отношений в области производства, распределения, обмена и потребления библиотечных продуктов и услуг, ресурсов библиотек, проблемы финансирования, производственные нормативы и социальные стандарты, показатели, методы, позволяющие изменять результаты деятельности и их экономическую эффективность. Разработка вопросов экономики библиотечного дела чрезвычайно осложнена несколькими причинами: быстротой
наступивших в стране перемен, отсутствием в подавляющем большинстве библиотек экономистов, владеющих знаниями в области библиотечного дела, и библиотекарей, имеющих экономические знания, пробелами в «большой» экономике как одной из наук социального цикла. Из совокупности проблем, составляющих экономику библиотечного дела выделим следующие, наиболее важную для практиков: 1) терминологию, применяют исследователями; 2) сочетание социального и сугубо экономического аспектов;
3) показатели библиотечной деятельности, а также работы библиотек; 4)предложения по измерению экономической эффективности. Однако чрезмерно бережное отношение прошлому опыту влечет за собой опасность впасть в противоречие с новыми реалиями. Основные среди них рыночная экономика, новые информационные технологии, в том числе возможность использования Интернет, а в библиотеках, офисах, домашних условиях.
2. Банк понятий - основа складывающейся в области экономики терминосистемы библиотечного дела Сегодня даже определение исходного понятия «экономика библиотечного дела», а также содержание одной из ключевых его категорий, например «экономической эффективности», различны, что не может не отражаться на понятийном аппарате данной дисциплины и всей сферы библиотечной практики. Обратившись к профессиональным изданиям последних лет, попытаемся беспристрастно (во имя объективности)
сделать обзор терминов, в том числе и относящихся к экономике в целом, но часто употребляемых и библиотечном деле. В дальнейшем это поможет составить банк экономических понятий, который, будем надеяться, в результате совместной работы библиотековедов и экономистов ляжет в основу терминосистемы экономики библиотечного дела и облегчит восприятие соответствующих текстов, повысит их роль в совершенствовании практики. Себестоимость - денежное выражения текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости
или величина затрат всех видов ресурсов на производство единицы продукции или услуги. Содержание экономической деятельности библиотеки составляет создание социально-экономических условий для выявления и удовлетворения интересов библиотечного сообщества, т.е различных категорий реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг и продукции. Стоимость добавленная – прирост стоимости, которая создается в конкретном производстве товаров и услуг;
складывается из себестоимости и процента прибыли, на объем которой влияет состояние спроса на продукт или услугу. Стоимость основных фондов - денежная оценка материальных ценностей, длительно используемых в библиотечном производстве. Функция полезности позволяет установить взаимосвязь между затратами общественного труда и удовлетворенной общественной потребностью. Хозяйственная деятельность – средство реализации экономических отношений в библиотечной сфере посредством
совокупности процессов движения и преобразования ресурсов в библиотечные продукты и услуги. Хозяйственный механизм - комплекс организационных, экономических, правовых форм, методов и инструментов управлениях производственно- хозяйственной деятельностью библиотек, свойственных конкретной экономической системе отношений, методам воздействия, структуре управления экономикой и условиям привлечения людей к труду. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория для косвенного измерения
величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; количественное соотношение конкретного спроса и предложения. Эффективность - специфическая экономическая категория. Экономическая эффективность может быть общей, отражающей использование всех или основных ресурсов, и частной, связанной с использованием какого-либо одного ресурса. Экономическое управление - способ воздействия на процесс общественного труда в соответствии объектам
законами развития общества. Критерий - общий признак, оценки, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Показатель - количественный измеритель конкретного свойства того или иного действия, процесса, а также ряда присущих им свойств. Порог доступности библиотеки - предельный показатель, ниже которого получение документа (информации) становится невозможным. Результат библиотечного труда - многообразные материальные
продукты труда, созданные библиотеками для внутреннего и внешнего потребления, в процессе выполнения ими своего социального назначения. Возможно измерение деятельности отдельного работника, подразделения, библиотеки в целом, совокупности библиотек, объединенных тем или иным признаком. 2.1. Сочетание социального и собственно экономического аспектов в экономике библиотечного дела Смысл библиотечной деятельности, включая ее экономический сегмент, заключается в смягчении негативных
последствий рыночной экономики. Экономика, по мнению профессора Ю.Г.Маркова, имеет собственные цели и интересы, которые могут не совпадать с интересами большинства членов общества. Общество получает от библиотеки определенного рода продукцию и услуги. Последняя - конечный результат библиотечной деятельности, удовлетворяющий социально- коммутативным потребностям общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого элемента и форму ее потребления.
Библиотечное обслуживание требует затрат библиотечного труда, но результат не всегда приводит к удовлетворению потребности пользователя. Обслуживание превращается в услугу, если результат положителен. Острие современной дискуссии, ведущейся как бы «между строк», касается водораздела между категориями «качество», «результативность», «эффективность» библиотечной работы, признаваемыми многими исследователями полноправными экономическими категориями, с одной стороны, и «экономической эффективностью» как единственно
возможной экономической категорией, с другой. Библиотеки - полифункциональные учреждения, выполняющие в обществе комплекс функций. Справедливо замечание Л.А.Кожевниковой: «Для библиотечной экономической деятельности характерно сочетание экономических и социальных аспектов». Социально-экономические последствия результатов деятельности библиотек используют все граждане, даже не посещая библиотеки, что определяет целесообразность финансирования деятельности
публичных библиотек из общественных фондов различных уровней. При принятии решений о производстве библиотечных продуктов и услуг, уровне бюджетного финансирования и содержания нормативно-правовых актов, способствующих привлечению негосударственных средств в публичные библиотеки, учитывается, как правило, не столько экономическая эффективность деятельность сама по себе, сколько потребность конкретной общности населения в производстве таких благ и уровень их социальной
значимости в регионе обслуживания. 3.1. Показатели эффективности в оценке результатов работы ЦБС и ее стимулирование Эффективность работы библиотек - комплексная управленческая характеристика результативности выполнения библиотекой её функций, определяемая соотношением показателей работы, характеризующих выполнение библиотекой основных целей, и объема затраченных финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Эффективность работы библиотек основывается на принципе рациональности, что предполагает достижение
цели при заданных ограничениях и имеющихся возможностях. Эффективность является нормативной, предписывающей функцией для программно-целевого управления. Логика принятия управленческих решений контроля, регулирования и прогнозирования библиотечных структур и процессов библиотечно-информационной деятельности базируется на анализе системы критериев и показателей эффективности работ библиотек, выступающих в качестве инструментов управленческой деятельности.
Одной из важнейших проблем эффективность работы библиотек является её измерение и оценка, для чего используются многокритериальный, многофакторный и нормативный методы. Методы оценки эффективности работы библиотек предполагают выбор руководителем или менеджером решений из различных их вариантов, отвечающих требованиям рациональности. Формирование современной научной теории эффективности работы библиотек следует отнести к середине 1970-х
гг когда наметился переход от системы управления, ориентированной главным образом на расширение охвата населения типовым набором библиотечных услуг, к достижению более высокого качества библиотечного обслуживания путем увеличения ассортимента услуг и дифференцированного удовлетворения потребностей пользователей библиотек. В середине 80-х гг. ХХ в. первостепенное значение приобрели вопросы интенсификации использования ресурсов библиотечного производства. При относительно высокой книгообеспеченности библиотек и одновременном
ее росте неудовлетворенности читательских потребностей необходимо было сделать выбор: либо изыскать возможности увеличения расходов на комплектования, либо повысить фондоотдачу путем совершенствования работы ЦБС. В условиях ограничений в финансировании комплектования направления анализа эффективности работы библиотек сместились к поиску решений по увеличению показателей использования фондов библиотек путем активизации их продвижения к читателям. Радикальные экономические преобразования в российской
экономике в 90-х гг. изменили и задачи управления библиотеками. В условиях рынка основным критерием эффективности их работы становится продуктивность – объем библиотечных услуг и продукции на единицу ресурсного обеспечения. Среди характеристик библиотеки особую значимость получили критерии и показатели обслуживания пользователей. В контексте освоения библиотеками менеджмента для оценки эффективности работы библиотек, важное значение
в качестве теоретико-методологического подхода приобретает ориентация на адресное выполнение библиотечно-информационных услуг и их соотношение с ресурсным обеспечением библиотек, в том числе с учетом внебюджетных источников финансирования. Новые задачи оценки эффективности работы библиотек требуют политэкономического осмысления вопросов адекватности государственного финансирования библиотечной отрасли технологическому вызову ХХI в. С одной стороны, внедрение электронно-цифровых технологий предполагает дополнительного
капиталовложения в библиотечное дело, с другой – новые технологические возможности библиотек способны оказать положительное воздействие на развитие народного хозяйства регионов и страны в целом. Высокая степень интеграции России в мировое культурное и информационное пространства актуализирует необходимость использования опыта в области оценки эффективности, накопленного в т.ч. в рамках программ ЮНЕСКО. Важнейшая проблема сопряжение показателей эффективность работы библиотек в различных странах
и ремонтах, одной из попыток, решения которой стал международный стандарт ISO 11620, информаций и документация – показатели библиотечной деятельности. Слежение за развитием и функционированием объекта управления, оценка полученных результатов позволяет не только уточнить ориентиры на будущее, но и рационально осуществлять стимулирование трудовой активности работников. Оценить работу, «задачи» каждой конкретной библиотеки в достижении общего результата системы
по уровню эффективности можно по-разному: Первый подход: (наиболее точный) основан на сравнении степени выполнения каждой библиотекой установленных для нее плановых показателей эффективности. Дело в том, что в годовом плане, при хорошем поставленном планировании, определяется в качестве ориентира реально достижимый для условий этого года и для конкретной библиотеки возможный уровень приближения к оптимальным значениям показателей. Второй подход: (дающий менее точный результат), основан на сопоставлении
реально достигнутых показателей эффективности эталонными знаниями, установленными общероссийскими или региональными нормами для районов обслуживание конкретных библиотек. Место той или иной библиотеки среди других в этом случае определяются по степени откло- нения от оптимальных для нее норм. Третий подход: (хотя и более легкий, но еще менее точный) применяется при отсутствии оптимальных нормативов и основных на них годовых плановых ориентиров.
Они, как известно, зависят от величины района обслуживания, а также от степени насыщения его библиотечными ресурсами. Оценка, осуществляемая руководством ЦБС, должна касаться каждой отдельной библиотеки. Использование для оценки обобщающих показателей не исключает возможности более детального и скрупулезного анализа с целью выяснения первопричин тех или иных положительных или негативных результатов, выявления неточностей или сознательного искажения отчетных данных.
Оценка деятельности библиотек имеет целью использование ее результатов в числе прочего и в решении вопросов стимулирования труда. Возможно, лучше делать это на основе возрождения соревнования районов и городов за постановку библиотечного дела. 3.1.1. Оптимальные величины показателей, отражающих эффективность работы библиотеки Реформирование местного самоуправления, изменение межбюджетных отношений, выполнение поставленной
Президентом России В.В. Путиным задачи удвоения ВВП имеет самое прямое отношение к библиотекам и библиотечным услугам. Библиотечное обслуживание и услуги библиотек будет эффективны при высоком их качестве, высокой оценке деятельности библиотек членами местного сообщества, сокращении затрат на оказание услуг и эффективном использовании всех библиотечных ресурсов. Практика работы муниципальных библиотек Карелии показывает, что они смогут более эффективно работать, если достигнут следующих показателей:
- охват населения библиотечным обслуживанием: в сельской местности -60% и более от числа жителей, в городах - 40% и более, кроме г. Петрозаводска, где этот показатель может быть около 20%; - посещаемость на 1 жителя: в сельской местности - 5 раз в год и более, в городах - 4 раза в год и более; - посещение массовых мероприятий: в сельской местности - 15% от общего числа показателей и более, в городах -
10% и более; - читаемость на 1пользователя: в сельской местности - 25книг в год и более, в городах - 20 книг и более; - обновляемость книжного фонда: в сельской местности - 0,2 книги в год на 1 жителя, в городах – 0,35 книги в год на центральную библиотеку; - поступление периодики: в сельской местности 10 - 15 названий журналов и газет в год на библиотеку, в городах до 150 названий журналов и газет в год на центральную библиотеку; - развитая внутренняя структура библиотеки:
читальный зал, абонемент, передвижки и пункты выдачи для решения вопросов организации библиотечного обслуживание всех населенных пунктов, информационно-библиографическая и инновационно-методическая служба, Интернет-зал; - нормативное обеспечение помещениями, оборудованием, техникой, мебелью в соответствии с “Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки”; - профессионально подготовленные кадры: профессиональное образование, профессиональное обучение 1 раз в 5 лет, повышение квалификации, самообразование,
нормативная обеспеченность кадрами по всем функциональным обязанностям и нагрузкам из расчета 1 библиотекарь на каждые 500 человек населения в сельской местности и 750-1500 человек в городе, в зависимости от численности населения. 3.1.2.Библиотечнаястатистика” Пояснения к внедрению ГОСТа 7.20-2000 Применение любого ГОСТа - дело добровольное. Это один из принципов стандартизации. Федеральный закон от 27.12. 03 №184-ФЗ “О техническом регулировании”
(далее - Закон №184-ФЗ) называет следующие цели стандартизации: - повышение конкурентоспособности услуг; - рациональное использование ресурсов; - техническую и информационную совместимость; - сопоставимость результатов и экономико-статистических данных. В библиотеках Карелии стандарт по библиотечной статистике действует с 2002г поэтому накоплен достаточный опыт решения наиболее часто встречающихся вопросов по тем или иным его положениям, а именно: - по учету пользователей;
- книговыдача; - массовым мероприятиям; - методике внедрения стандарта. Организация общего учета пользователей. Для учета пользователей в библиотеках применяется весьма большое количество форм библиотечной документации. В НБ РК, например, для учета общего числа пользователей библиотеки задействованы следующие формы: - договор об обслуживании (заключаемый каждым физическим лицом); - договор на обслуживание по МБА и ДД; - договор на библиотечно-информационное обслуживание (заключаемый с юридическими
лицами); - запрос на информационное обслуживание; - разовые контрольные листики; - паспорт массового мероприятия; - дневник структурного подразделения. Для текущего учета используются: - электронная база данных на пользователей библиотеки; - формуляр читателя; - лист ежедневной статистки на кафедрах обслуживания; - бланк-заказ по МБА и ДД; - картотека регистрации (электронная база данных) абонентов
МБА и ДД; - контрольный листок; - картотека регистрации (электронная база данных) абонентов информации; -электронная база договорам на библиотечно-библиографическое обслуживание. По итогам работы за год все показатели учета отражаются в бланке №6 –НК. Запись пользователей в библиотеку: Запись пользователей в библиотеку осуществляется в соответствии с Правилами пользование библиотекой, утверждаемыми директором библиотеки по согласованию с учредителем
библиотеки. Пользователь записывается в библиотеку, предоставляя документ, удостоверяющий его личность: паспорт гражданина РФ или другой документ – для пользователей старше 14 лет. Для пользователей в возрасте до 14 лет таким документом является ходатайство родителей (опекунов) или учебного заведения. С каждым пользователем библиотеки целесообразно заключать договор об обслуживании, в котором будут изложены права, обязанности и ответственность сторон.
Заключение таких договоров происходит в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса РФ и является вкладом библиотек в формирование правого библиотечного пространства. Если же библиотека не заключает договор с пользователем - физическим лицом, то факт ознакомления и согласия с Правилами пользования библиотекой удостоверяется им подписью на читательском формуляре, т.е. тем самым, по сути, заключается договор присоединения.
В практике библиотек в последнее время все чаще встречаются случаи судебных исков по процедуре заключения договоров с физическими лицами, поэтому целесообразнее все-таки заключать именно договор об обслуживании. После записи пользователя в библиотеку необходимо осуществлять следующие действия: заполнить регистрационную карточку на читателя в традиционной картотеке или базе данных “Пользователь”, завести читательский формуляр в тех подразделениях, куда обратился пользователь; если в библиотеке принята система учета по контрольным
листкам - выдать этот листок и потом его принять. 4.1. Измерение эффективности и оценка качества работы Отечественным библиотековедением накоплено немало подходов к оценке эффективности и качества деятельности библиотеки. Внимание библиотековедов к вопросам экономики библиотечного дела стало возрастать уже в 1970-е годы. Хотя в последующие годы эта работа не прекращалось совсем, объем е все же резко сократился.
Тем полезнее представлять себе суть Международного руководства по измерению эффективности работы и оценке качества деятельности университетских и других научных библиотек ИФЛА . Группа приступила к работе в 1991г а в 1996г. Розитой Полл (председатель группы) и Петером те Бокхорстом (член группы) была написана книга, изданная на русском языке в 2001году. Руководством предусмотрена пригодность индикаторов эффективности для всех
типов университетских и других научных библиотек – больших и малых, автоматизированных или нет, с открытым доступом к фондам или закрытым книгохранилищем. Эффективность авторы соотносят с миссией и задачами библиотеки. Оценка же ее деятельности производится с позиций пользователя, его удовлетворенности получаемых услугами. Такая эффективность не обязательно коррелируется с экономической. В качестве критериев, индикаторов эффективности названы действенность, надежность (точность), воспроизводимость,
полезность, удобность (т.е. дружественность по отношению к пользователю). При разнообразии возможных методов сбора информации авторы Руководства ИФЛА выделяют четыре: моделирование, проведение опроса, наблюдение, анкетирование. Способы применения методов (с необходимо)даны по всем индикаторам, по каждому из них предложен вариант интерпретации полученных результатов и возможные управленческие решения.
Оптимальную математическую модель библиотечного обслуживания она предлагает базировать на теории массового обслуживания. Заметим, что этот метод был использован РГБ в конце 80-х гг. XX в. при прогнозировании развития библиотечного дела в СССР. Применялся он и другими крупными библиотеками. Интересы руководителей отечественных и зарубежных библиотек не ограничиваются, разумеется, измерением
уровня эффективности работы, а распространяются также на анализ требуемых для этого затрат. 4.2.Экономическая эффективность и ее измерение Что касается экономической эффективности, то, несмотря на сделанную авторами Руководства ИФЛА оговорку, ей посвящен солидный раздел. Но поскольку, различая между уровнями бюджета объемами финансирования библиотек в разных странах огромны, авторы намеренно отказались от введения индикаторов экономической эффективности.
В руководстве описана следующая структура расходов, которая, видимо, считается наиболее типичной. Первая составляющая-то затраты на персонал, куда входят: фонд зарплаты, в том числе основная зарплата, обязательное страхование жизни, вклады сотрудников в частные страховые общества, социальное страхование, пенсионный взнос, рождественская премия, отпускная премия, а также зарплата из специальных фондов. Особую группу составляют административные расходы: затраты на телекоммуникации, почту, канцелярские
и офисные принадлежности, расходные материалы, командировки, расходы на транспорт, связи с общественностью, подготовку и обучение персонала, консультативные и юридические услуги, членские взносы, общие и административные накладные расходы. Владея исходными данными для определения экономической эффективности (на основе распределения затрат на различные библиотечные услуги), руководство библиотечкой заинтересовано в получении сведений о степени их использования. Для установления связей между данными о финансировании и об обслуживании
потребуется суммарные годовые затраты на число обращений к конкретному виду услуги разделить на число их пользователей. (Данные берутся за время, соответствующее продолжительности финансового года). Показатели экономической эффективности необходимо соотносить с качеством услуги. Показатели «Получение корректного ответа» или «Удовлетворенность справочной службой» не должны входить в противоречие с оценкой экономической эффективности.
По мнению авторов Руководства ИФЛА, помимо количественных измерений необходимы и качественные. Уровень обеспеченности населения библиотечными ресурсами определяется объемом ресурсов в пересчете на число жителей, обслуживаемых библиотекой, на число жителей, обслуживаемых одним работником; площадью библиотеки на 1000 человек населения; числом единиц электронной техники на одного пользователя. Экономическая эффективность у Н.В. Могилевер напрямую связана с оценками стоимости, что коррелируется
с положениями Руководства ИФЛА, а также пониманием ее сути философом Ю.Г.Марковым, библиотековедом Л.А.Кожевниковой и др. При этом для вычисления значения показателя (условная книговыдача) применены коэффициенты перевода. Так, справка приравнена к 1,3 книговыдачи, посещение досугового мероприятия к 4-5 книговыдачам. ( Понятно, что перевод результатов различных видов деятельности в условную книговыдачу может быть продолжен).
Использования штата измеряются количеством книговыдач на час рабочего времени, площади - тысяч книговыдач на 1 кв.м. Стоимостные показатели в измерении экономической эффективности, в отличие от методики Н.В. Могилевер, им не задействованы. В экономической деятельности библиотек множество направлений, некоторые из них раскрыты в печати довольно полно (платные услуги, например). Однако есть вопросы, которые постоянно звучат, но их решения, соответствующие дню, пока не найдены
(социальные стандарты, например). Ко многим, казалось бы, разработанным направлениям экономической деятельности библиотек приходится возвращаться, и это не хождение (по кругу), а следствие изменившихся обстоятельств. Вероятно, отслеживание движения научной мысли и практики по столь многоаспектной и непростой для библиотековедения теме, какой является экономика библиотечного дела, стоит продолжить в том числе и путем подготовки обзорно-аналитической информации на основе литературы за последующие периоды времени.
Проблемы экономики представляют интерес для библиотекарей практически повсеместно. В сборнике, изданном в 2001г. в Казахстане, содержится немало предложений по теме. Приведем высказывания Л.Н. Лукзен. Библиотеки сегодня не могут обеспечивать читателей тем, что им необходимо, продолжает автор. Если проанализировать экономическую эффективность труда, использование мест в читальных залах или общий показатель эффективности, который расходы, но смете, то все показатели необычайно высоки.
Если же брать во внимание такие данные, как материальное обеспечение условий обслуживания, себестоимость обслуживания и т.п то они чрезвычайно низки. Казалось бы, все в порядке, это идеально для государственных финансовых органов, но не для общества, не для пользователей. Читатели не получают чаще всего те виды обслуживания и те услуги, на которые вправе рассчитывать, поскольку ресурсный потенциал библиотек не соответствует их задачам и функциям.
Страна должна иметь стандарты, нормативы обеспечения библиотек, установленные федеральным законодательством, такова мнения любого практика. Социальные стандарты, нормативы, финансирование - проблемы продолжают сохранять свою актуальность, требуя систематической и углубленной разработки. 4.3. Измерение и оценка экономической эффективности с использованием норм в качестве эталона. Интересующие нас оптимальные значения экономической эффективности в отечественном библиотечном деле
устанавливались прямо или косвенно через систему различных норм, часть которых утверждалась официально, а другая использовалась в качестве неофициальных при разного рода экономических расчетах. Нормы в бюджетной сфере призваны играть роль заменителей рыночных регуляторов эффективности. Все экономические расчеты в библиотечном деле, определение оптимальных норм ресурсного обеспечения и деятельности библиотек, а в конечном итоге эффективности в большой мере строятся на нормах, устанавливающих
соотношение населения и результатов библиотечной работы. Сегодня есть определенный разнобой в определении целевой, социальной нормы и того, в рамках каких научных дисциплин она должна разрабатываться. Целевые нормы, далее мы везде будем называть их так, выражаются в числе привлекаемых к чтению граждан (процент охвата населения библиотечном обслуживанием), количестве выдаваемой на одного жителя литературы (читаемость).
Это наиболее часто используемые показатели, которые даже утверждались в свое время в перспективных планах и служили ориентиром для организаторов библиотечного дела и его работников на разных уровнях. Их можно считать выражением общественной потребности, социальным заказом общества. Свои потребности общество формулирует, давая в сжатом виде определенный набор количественных и ценностных ориентиров для органов управления и библиотечных работников.
Например, в нашем недавнем социалистическом прошлом государством устанавливался минимум требований к библиотекам по привлечению населения к чтению, его интенсивности и содержанию. Сегодня мы говорим о приоритете индивидуальных потребностей человека перед общественными, но это не означает, что общественные потребности исчезли - они просто еще недостаточно четко определены целевые установки. Анализ динамики этих показателей за ряд лет, учет тенденций, наблюдаемых в зарубежных странах,
дает возможность обосновать в качестве примерного общероссийского ориентира потенциальной потребности на ближайшую перспективу: охват населения чтениям в городах - 40% и для села - 50%,а по читаемости на жителя -10-11книг (на читателя - 20-22). Ресурсы обычно ограничены и при определении требуемого их количества для конкретной библиотеки всегда выясняется, для чего и какой работы, они нужны, в каком объеме и качестве (иногда недостаток
объема может компенсироваться лучшим качеством). Нормы ресурсного обеспечения в расчете на единицу услуги /продукции являются чисто экономическими, выводящими на показатель экономической эффективности (на основе этих норм и с учетом целевых строятся нормы обеспечения ресурсами населения, а не наоборот). Норма ресурсного обеспечения на единицу услуги в «перевернутом» виде - это та же норма деятельности. И первая, и вторая взаимообусловлены, базируются на критерии экономической эффективности, соотношении
затрат и результата: если в первом случае определение затраты ресурсов на единицу, то во втором - величина результата на единицу ресурса. Основой норм ресурсного обеспечения библиотеки всегда считалась книгообеспеченность, а также норма ежегодного пополнения фонда в расчете на душу населения, проживающего в районе обслуживания. При расчете норм книгообеспеченности обычно исходя из следующих соображений: - необходимость создания репертуального минимума (количество названий по основным отраслям знаний), в том числе по новым поступлениям
для самых маломощных библиотек; - соблюдения определенного уровня обращаемости книжного фонда, поскольку именно обращаемость (возможность использования приобретенной книги многократно) обеспечивает главное преимущество библиотеки по сравнению с другими формами использования книг; - определения нормы, текущего пополнения основного фонда в зависимости от его общего объема; -возможности понижения нормы книгообеспеченности за счет более качественного комплектования, максимально приближенного к запросам населения.
В отечественной практике сформировалось убеждение, что в сельской местности на каждого жителя должно приходиться 5- 6 книг, а в городах- 3-4книги (документа). Эти нормы были приняты в утвержденном МК РСФСР в 1997г. документе «Основные положения организации сети муниципальных обще доступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации». Что касается последнего, то норма «прибавки» была установлена официально в 1977г.
только для городских центральных библиотек и составляла 0,1книги на жителя с учетом всего населения, проживающего на территории города. Особая статья в нормировании библиотечных фондов - определение размеров ежегодного их пополнения. Исследования, проведенные ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в середине 80-х гг показали целесообразность выбора в качестве этой нормы 3,8% объема книговыдачи отчетного (планового) года. Иными словами, на 10 тыс. книговыдач в сельской библиотеке
с фондом в 5 тыс. томов должно приходиться 380 новинок (0,38 книг на жителя) или 7,6 % основного фонда. В библиотечном деле разработаны нормы времени на получение единице продукта. На основе частных норм создаются укрупненные. Следует сделать одно принципиальное добавление. При определении нормы на обслуживание одного читателя в функциональных отделах учитывались затраты времени на одно посещение, среднюю выдачу за одно посещения 2 книг (сейчас по всем общедоступным библиотекам
МК РФ-2,6, на селе-2,4).А это означает, что норма времени на одну книговыдачу в сельской библиотеке должна составлять 6 мин (12:2),а в гродской-10 мин (20:2).Даже если учесть существующее ныне количество выдач на одно посещение, цифры будут следующие: на селе-5мин (12:2,4),в городе-7,7мин (20:2,6). Используя данные о трудозатратах, рассчитаем общие затраты времени на весь объем работы сельского филиала, имеющего в районе обслуживания 1000 жителей, при принятом для
него социальном нормативе в 50% охвата (500 читателей)и читаемости в 20 книг на читателя(10 тыс.книговыдач). Расчеты, представленные выше, говорят об обоснованности принятия (в качестве ориентирующего у среднего норматива) для сельского филиала нормы штатной обеспеченности - один работник на 1000жителей при норме нагрузки на одного работника в 500 читателей и 10 тыс. книговыдач. Сложнее решается вопрос со штатной обеспеченностью для городских библиотек.
Закономерно возникает вопрос: почему в городском филиале норма затрат времени на одно посещение и одну книговыдачу в 1,7 раза выше? Ведь правомерно предположить, что в городских условиях она должна быть значительно меньше, например, силу большей специализации труда. До поведения дополнительных исследований целесообразно, на наш взгляд, вернуться к прежней усредненной норме нагрузки на работника для низовых городских библиотек – 1 тыс. читателей и 20 тыс. книговыдач.
При охвате в 40% и читаемости в 21 книгу это даст другую норму - один работник на 2500жителей. Учитывается более широкий набор функций и видов работ, более высокие требования к их качеству, более значительная специализация труда, большая зона обслуживания. Важную роль в оптимальном ресурсном обеспечении играют дополняющие его сетевые нормы. Они призваны регламентировать количество и размещения библиотек по территории, их место в единой системе
обслуживания. Суть экономического расчета при формировании системы сетевых нормативов состоит в том, чтобы их совокупность обеспечивала, с одной стороны, создание населению примерно одинаковых условий пользования совокупным общественным фондом документов и, с другой – на большую эффективность использования ресурсов, выделенных обществом на библиотечное дело. С нормированием величины радиуса для микрорайона связано определение нормы допустимого территориального
сближения библиотек одного и того же вида. В принципе она должна была соответствовать двум радиусам микрорайона, но в виде исключения при высокой плотности населения допускалась норма в один радиус. Для городских библиотек величина радиуса микрорайона, а он в связи с высокой плотностью населения обычно совпадал с районом обслуживания, изначально была установлена в 1,5 -2 км и, следовательно ,территориальное сближение библиотек одного вида – до 1 -1,5 км. Подобное решение объяснялось возможностью обеспечить
даже на таком небольшом участке достаточное число жителей и тем, что для городских пользователей при наличии возможности получать книги по месту работы или учебы расстояние до общедоступной библиотеки в 3 км считается слишком большим. Уменьшение радиуса, естественно, влекло за собой увеличение количества библиотек. Особый раздел сетевых нормативов касается размещения центральных библиотек разных уровней. Этот вопрос решается просто: каждый республиканский, краевой и областной центр должен иметь три центральные
библиотеки регионального подчинения (взрослую, детскую и юношескую), как минимум, две библиотеки местного подчинения (для взрослых и детей), каждый районный центр – две центральные библиотеки местного подчинения (взрослую и детскую), в случае их вхождения в ЦБС – одну центральную библиотеку с центральным детским филиалом. Затруднения с определением норм экономической эффективности связаны с тем, что основная нормативная база не упорядочена, не сбалансирована и нуждается в дополнениях, уточнениях.
Рассмотренные в этой главе материалы показывают, что хотя в библиотечном деле уже есть определенная нормативная основа, регламентирующая экономические отношения в отрасли, она требует определенного уточнения, дополнения, систематизации и дифференциации. Заключение В начале создания экономики библиотечной отрасли как некоей упорядоченной системы знаний, по нашему мнению, можно считать появление в 1976г. работы преподавателя кафедры политэкономии
ЛГИКА С.В.Новикова «Экономика библиотек». В ней впервые она была обозначена в качестве научной и учебной дисциплины. Экономическая оценка эффективности … такой отрасли, как библиотечное дело, состоит в определении зависимости между социальным эффектом, как результатом функционирования библиотечного дела и затратами достижения результата, которые имеют количественные натуральные и стоимостные оценки. В условиях библиотечного дела достоверным показателем социального эффекта является степень удовлетворения
спроса читателя. В работе «ЦБС: проблемы эффективности», изданной в 2001 г мы вновь вернулись к вопросу измерение экономической эффективности, формирования ее критерия показателей, их использования в экономическом анализе и моделировании, главные положения которые будут развиты и более серьезно обоснованы в последующих разделах настоящей работы. Список использованной литературы Бенева,Р.Е. Экономический анализ и его использование в библиографической деятельности библиотек /
Р.Е. Бенева// Повышение эффективности библиографической деятельности библиотек в условиях перестройки: Вопросы библиографоведения: Сб. науч. тр./ гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина М 1990 – с.93-105. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил. – ISBN 5-7510-0290-3. Кук, К. Новые подходы к оценке эффективности работы библиотек/
К. Кук, Ф. Хит, Б. Томсон // Науч. и техн. б-ки. – 2001 №1. – с.115- 121. Коломейчук, Е.М. Анализ эффективности деятельности в центральных универсальных библиотеках субъектов РФ/Е.М. Коломейчук // Науч. и техн. б-ки 2005 №7. –с.18-23. Куштанина, Л.И. Экономические проблемы деятельности библиотек : терминосистема, показатели, эффективность/ Л.И. Куштанина// Библиотечное дело.XXI век. – 2005 №2 (10). – с.67-84.
Латичкова, В.П. Статистической отчет как показатель эффективности услуг библиотеки/ В . П. Латичкова// Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2007 - №1. – с.43- 53. Пилко,И.С. Анализ эффективности библиографического производства и качества библиографических продуктов и услуг :метод. основы //Повышение эффективности библиографической деятельности библиотек в условиях перестройки : Вопросы библиографоведения: Сб. науч. тр./ гос. б-ка
СССР им. В.И.Ленина М 1990 с.116-119. Фенелонов, Е.А. Измерение и оценка экономической эффективности с использованием норм в качестве эталона / Е.А. Фенелонов// Критерий и показатели экономической эффективности и методика и их применения в библиотечном деле. – М.: Пашков дом, 2003. – (Научно- практическое пособие/ РГБ) – с. 59 -73 .– ISBN 5 - 7510 – 025 – 0. Шубин,
А. Г. Оценка функциональных показателей работы библиотек / А. Г. Шубин // Эконометрические исследования в библиотечном деле. Вып.1 : Сб. науч. тр. – СПб 1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Теория композиции в теории Н.Н. Волкова |
Реферат | Первая чеченская война |
Реферат | Тени - "нематериальное" средство организации формы |
Реферат | Текстові функції в редакторі електронних таблиць |
Реферат | Театральная жизнь Версаля |
Реферат | History Of Korean 2 |
Реферат | Подвиг не рождается сразу для этого нужно щедрую душу иметь |
Реферат | Греки-мусульмане |
Реферат | Традиции белорусской культуры |
Реферат | Пейзаж в романе Шолохова Тихий Дон |
Реферат | Логика 4 |
Реферат | Посадові обовязки працівників апарату місцевого суду |
Реферат | Традиции и ценности в культуре |
Реферат | Типологизация художественных явлений |
Реферат | Построение компьютерных систем защиты информации |