Синергизм – новая концепция культуры Алексей Юрьевич Зоткин Обратите внимание, сколько живёт в искусстве явление, обозначаемое понятием «Стиль»: ему отпущено 25-30 – максимум 40-50 лет. Так было на протяжении последних 400 лет. Правившая 400 лет до того готика уступила место быстро менявшемуся калейдоскопу концептуальных подходов к пространству, свету, цвету, звуку, слову В ХХ век человечество ступило под знаменами
Его Величества Модерна – и разбрелось по тернистым дорожкам классической и новой стилистики. Под сводами новостройных романских замков раздавались звуки рок’н’ролла, в стенах невиданных доселе сооружений, рожденных безудержной фантазией последователей Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и Хюндертвассера – переливы цитолы и клавесина. Бароны скупали футуристические картины абстракционистов и авангардистов, а крестьяне вешали над комодами
репродукции Рафаэля, Рембрандта и Сезанна. Воистину: «Всё смешалось в доме Облонских!» Вот из этой-то всеядности и народился когда-то - на переломе века прошедшего – деточка-постмодернизм! Всеядный и всепоглощающий – по версии его провозвестников. Эклектика не просто вошла в моду – она по-настоящему поднялась в цене. Бессмысленное смешение стилей само стало стилем. И не просто стилем – основополагающей стилистикой.
Тем, без чего невозможно представить себе современное творчество. Разбавим чистоту функционального стиля – маркетри среди контемпорари. Диковинный торшер посреди рококо. Легенда Тёмного Времени под рэп – на киноэкране. И ешьте меня с кашей! И едим Культура вкушает культуру. Самоё себя с хвоста.
Долго ли может так продолжаться? Нет – если помнить, что культура есть прогресс. А в самопоедании долговременного прогресса не обрящешь. Разве что расчистишь умственную почву для чего-то нового. Вот так это новое незаметно на рубеже веков и тысячелетий к нам и явилось. Явилось сразу на нескольких уровнях. Во-первых, как форма индивидуального сознания: работа сразу в
нескольких, чтобы не сказать во многих, областях творческого раскрытия личности стала нормой для художника. Веб-дизайнер, фотограф, поэт и инсталлятор – один человек. И тем лучше, он так тонко, так разносторонне и необычно чувствует мир. Свободно переносит выразительные приемы из искусства в искусство. Дополняет и усиливает одно звено другим. Во-вторых, общественное сознание воспринимает такое «поведение»
художника не только адекватно, или одобрительно. Такой стиль творческой работы – единственно возможен. Он – парадигма общественного сознания: нет больше живописца, графика, классического пианиста или кантри-певца, в дизайне работают все мыслимые и немыслимые категории населения, включая детей, пенсионеров и домохозяек. А обществу и то правильно – кто понимает нужды домохозяйки лучше самой домохозяйки. И эта домохозяйка пишет, книгу не книгу, сценарий фильма – только совсем не фильма, а компьютерной
игрушки с бесконечным сюжетом, новую манеру одеваться, выражаться, делать подарки и строить карьеру. Пишет новую жизнь. Жизнь, в которой можно быть разным – но обязательно похожим на одного из персонажей. Общество позволило кухарке править миром – и с умилением взирает на дело рук своих. Ну да Бог с ним, с суррогатом культуры, если такая позиция общества позволяет подлинному художнику раскрывать свои таланты ещё более ярко – недаром вновь обретает популярность подзабытая фраза: «Талантливый
человек талантлив во всём!» Вот и третье! Такая концепция культуры приносит пользу ей самой. Развитие искусства опять синтезировано концептуально и сфокусировано субъективно – в руках одного и того же человека власть над множеством объектов творчества. В то же время развились и окрепли за 100 лет синтетические виды творческой деятельности: кино, реклама. Да – они зависимы от бюджетов и потребностей, а разве древнейшее из синтетических искусств – театр:
не зависел во все времена от меценатов? А художник или поэт, своим трудом хлеба не производящие? Современные синтетические искусства и деньги способны зарабатывать. А главное – все перечисленное свидетельствует о рождении нового направления в искусстве. Это направление: «синергизм» - взаимоусиление всех видов искусства за счет друг друга. Каждое направление, каждый жанр и вид искусства не просто привносят что-то новое в сокровищницу мировой
культуры, они, прежде всего, обогащают другие виды искусства – и сами обогащаются за их счёт! Переносятся подходы, стилистика материалы! От ремесленных приемов до способов полёта фантазии. Эта реальность – сложившаяся на сегодняшний день ситуация. Глупо было бы отрицать очевидное, на фоне рассматриваемой нами феерии совмещения несовместимого – совмещения не эклектического, но синкретического, срастания субкультур; дифференциации профессиональной при полной
всеохватности (заметьте, не «всеядности») творческой. Реклама как искусство, как субкультура – вот ярчайший пример синергизма. Есть ли на Земле или во Вселенной что-либо, чего не коснулось бы дуновение рекламных ветров. Воистину: «Всё в этом мире продается и покупается. Только не всё – за деньги!» Реклама – искусство синтетическое, мало того, связанное по рукам и ногам
требованиями экономики (конечно, если это настоящая реклама, а не упражнения в самолюбовании). И, тем не менее, именно реклама особенно ярко демонстрирует нам возможности синергизма. Сбылась вековая мечта человечества, мечта о коллективном творчестве. О совместном созидании, которого раньше и представить себе было нельзя. Более того, о творчестве, несущем в себе не только «абстрактно-воспитательную», но и «конкретно-питательную»
пользу. Есть идея, генерируемая множеством людей; есть слова, которые эти люди придумывают, исходя из идеи; есть образ – создаваемый для слов на основе идеи; есть весёлый смех, когда эти люди оттачивают своё детище, придирчиво критикуя недостатки и пошлости; есть совместная продажа идеи рекламодателю. Вот что такое синергизм в рекламе. А о других искусствах – в других местах. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |