Пиктография – первая письменность Язык есть система знаков, являющаяся основным средством общения . Письменность – система знаков, закрепляющая язык. Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность.
Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба
всего человечества. Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации . В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано, имя вождя, или бога, или племени – мы никогда не узнаем точно тогда началась история.
Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная.
Человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и
далекие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ – тщательное пережевыванье предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности копаться в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свое накопленное знание, быть может, давно почившие светила. Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении
письменности. Ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель,
произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества. Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность.
Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно . Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере; к 3000 г. до н.э. в Египте; к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).
Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько. Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных
табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают в длину 30 - 40 метров. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 глинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты. Пиктограмма - один из видов предписьма, представляющий собой рисуночное письмо, или картинопись
- изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков. Например, знак, изображающий ногу может значить "ходить", "стоять", "приносить". Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14-го века. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий
пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы
существовали параллельно, их употребление не было упорядочено. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Вообще, существуют только два основных принципа письма: идеографический и фонетический. Внешний вид идеографических символов не связан с принципами звучания слов, он зависит от социальных традиций, от материала для письма и от письменных инструментов.
К идеографическим системам относятся: шумерское письмо (позднее – аккадское, IV-I до н.э.), эламское (XXIII-IV до н.э.), египетское (XXX до н.э V н.э.), хеттское (XV-VII до н.э.), китайское (c XIII до н.э.), майя (IV-XVI н.э.), ацтекское (до XVI). Еще не дешифрованы письменные памятники в долине Инда (XXV-XX до н.э.), о-ва Пасхи (XIV-XIX н.э.). Возможно, в их основе лежит идеографическая система
письма. Система письма майя возникла в первые века нашей эры. Пиктографическая основа его легко угадывается. Письмо майя решительно отличается от живописи, хотя писца обильно иллюстрировали текст миниатюрными картинками. Как показывают исследования немногочисленных дошедших до нас памятников письменности майя, в ней используется примерно 270 знаков.2 Гласные при письме не учитывались, слово определялось по согласным (137).
Материалом для письма служила кора фикуса или – реже – шкура ягуара. Вырезанные из этого материала длинные ленты (10 м и больше) складывались гармошкой. Так создавались летописи, календари, молитвенники и пр. Известно, что у майя существовали обширные библиотеки, но они были разрушены испанскими завоевателями из религиозного фанатизма . Вместо изображения употреблялись и произвольные графические символы.
Этот вид письменности применялся в хозяйственных записях, где число понятий ограничено самим содержанием письма и в ритуальных записях как вспомогательное средство. Самые ранние записи относят к 3000 до н.э. В древнем Египте существовали словесно - слоговые пиктограммы, которые обозначали не только понятия, но и чисто звуковые элементы слова или его части. Из шумерской письменности развились некоторые виды клинописи
- мелкие клинообразные знаки. Каждый значок такого письма состоял из клинышков в различных сочетаниях и обозначал звук, слог, или слово; изображалось это слева на право на глиняных табличках. Наиболее изучена и расшифрована клинопись Двуречья.1 Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной
системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами. Письменность в греческой культуре играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тысячелетия. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма.2
Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г называется письмом А. Оно до сих пор остается неразгаданным. После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма
А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном исчислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако, правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками.
Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах. Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан. Так же шумерские пиктограммы дали начало иероглифам. Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий,
что поблизости находится ресторан, – это самая настоящая пиктограмма. Другой пример – бегущие, плывущие, боксирующие человеческие фигурки. Подобными пиктограммами на олимпиадах и других крупных международных спортивных состязаниях обозначают различные виды спорта. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и собственно письмом не являются.
Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. И, тем не менее, именно из неё произошло древнейшее словесное письмо. Многие народы, создав пиктографию или другие письменности, так и не сумели самостоятельно изобрести письмо. Про некоторые явления трудно сказать, что перед нами: предписьменность или уже письмо. Например, учёные до сих пор спорят о табличках с острова
Пасхи, об ацтекском письме и других предписьменностях. Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова, которые звучат также или похоже. Подобным образом записывают и современные ребусы. Аналогично было устроено и древнее письмо. Ребусный принцип эпизодически встречался и в предписьменностях.
В знаковой системе, используемой африканским народом йоруба, шесть раковин означают ‘привлекательный’ (а шнур с шестью раковинами – что-то вроде любовного послания). Этот знак появился потому, что слова шесть и привлекательный звучат на языке йоруба одинаково – [efa]. Так возникает знаковая связь между звучащей речью и начертанием – основа любой письменности. Картинопись ацтеков В 1521 г. испанские войска во главе с
Эрнаном Кортесом вторглись в Теночтитлан, столицу могущественной империи ацтеков. Великолепный город, который был богаче и грандиознее любой европейской столицы того времени, оказался разрушен. На его месте стоит теперь столица Мексики Мехико. Но память о древней цивилизации не исчезла бесследно. Кроме многочисленных археологических находок, обнаруженных при раскопках, до наших дней сохранились
красочные книги ацтеков, называемые кодексами. Обычно записи производили на специально обработанной коже или на «бумаге» из коры дикой смоковницы, предварительно выделанной и загрунтованной. Древняя книга – тлакуила – представляла собой длинную полоску такой бумаги, для удобства сложенную «гармошкой». Писцов и толкователей записей также называли тлакуилами. Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.
Историкам не всегда легко их прочесть: рисунки, которые обозначали предметы и события, ещё не приобрели устойчивого значения. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую. Понятие «взятие города» передавалось рисунком горящего храма, а «путешествие» - цепочкой следов человеческих ног. Большое значение имел и цвет, в который окрашивали то или иное изображение. Человеческая фигура жёлтого цвета означала непременно женщину, раскрашенная фиолетовым –
Верховного правителя. Всё же ацтекские тлакуилы – это не просто картинки, а переходная к письму форма пиктографии. В них отдельные словесные знаки – конкретные или символические изображения для определённых понятий: знаки для ночи, дома, камня, воды, знаки для чисел. Воду ацтеки изображали как поток, сливающийся из нескольких ручейков, в начале каждого ручейка – круглая капля или раковина улитки. Встречаются и ребусные знаки: ими пользовались, чтобы передать звучание географических
названий и имён. Так, имя Ицкоатль означало «Змей со стрелой»: можно было нарисовать змею (коатль) и над ней стрелу (ицтли). С помощью своего письма ацтеки записывали размеры дани, получаемой с покорённых племён, вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Развитие ацтекского письма было прервано испанским завоеванием. Однако в течение XVI столетия ацтеки иногда использовали своё письмо.
Ацтекская письменность помогла сохранить, передавая из поколения в поколение, литературные тексты древнего народа – торжественные песнопения и лирические поэмы, легенды и мифы. Традиция коллективного пения, поддерживаемая правителями и воспитываемая в школах, способствовала сохранению древних текстов в неизменном виде. Огромная часть ацтекских книг была сожжена испанцами, многие из оставшихся разграблены. Сейчас в коллекциях музеев Европы и США содержится их гораздо больше, чем в самом
Мехико… Список литературы 1. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.;Л 1963. 2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М. “Книга”,1984. 3. Лоукотка Ч. Развитие письма. М 1950. 4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М 1965. 5. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Т.46. “Терра”,1992. 6.
Культурология уч. пособие. Под редакцией Южаковой Л.В. Рязань 1999. 7. Звегенцев В.А. История языкознания 19 - 20 вв М 1965 г. 8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М 1967 г. 9. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. –
М 1996. 10. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. – М.: Аванта+, 1998. 11. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: учебное пособие. – М.:Изд-во российского открытого ун-та, 1995, С. 4 12. Тэйлор Э. Первобытная культура. М 1939. 13. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. Москва, “Книга”, 1984,
С.8
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |