Содержание 1. Введение 2. Исторические условия и этапы становления массовой культуры 3. Социальные функции массовой культуры 4. Негативное влияние массовой культуры на общество 5. Положительные функции массовой культуры 6. Заключение 7. Список литературы 9 Введение Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется,
и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие культура весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий общественная практика и деятельность, связывающих между собой категории общественное бытие и общественное
сознание, объективное и субъективное в историческом процессе. Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной полифонии оказался не только большевизм. В условиях индустриального общества и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию
к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру элитарную и народную культуру фольклор.
Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно. Феномен массовой культуры с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными
далеко не однозначно. Критический подход к массовой культуре сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры суверенную личность способствует ее отчуждению от реальной жизни отвлекает людей от их основной задачи - духовно-практического освоения мира К. Маркс. Апологетический подход, напротив, выражается в том, что массовая культура провозглашается
закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности массовой культуры имеет чисто политический аспект как
демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы массовой культуры, особенно ее важнейшего элемента - массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах. Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая
и средства массовой информации и коммуникации. Когда же и как появилась массовая культура По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в
Европейской литературе XVIIXVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей англичанина Даниэля Дефо, автора широко известного романа Робинзон Крузо и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий следователей, военных, воров
и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова. 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман. И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в
США. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру. Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом.
Для рубежа XIX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет в работе Восстание масс выводит само понятие масса из определения толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии
и есть масса поясняет Ортега. И далее он пишет Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение переходит в качественное Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла Конец идеологии, в которой особенности современного общества определяются
возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия масса 1.Масса как недифференцированное множество т. е. противоположность понятию класс. 2.Масса как синоним невежественности как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет. 3.Массы как механизированное общество т. е. человек воспринимается как придаток техники. 4.Массы как бюрократизированное общество т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность
в пользу стадности. 5. Массы как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе это варвар. И Д. Белл делает вывод массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Еще более глубокий анализ массовой культуры сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают
и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи индустриального и типографского человека явилось изобретение в XV веке печатного станка. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейпистскую т. е. уводящую от реальной действительности функцию художественной культуры. Конечно, в наши дни масса существенно изменилась.
Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. В свою очередь понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. Социальные функции массовой культуры В социальном плане массовая культура формирует новый общественный
слой, получивший название средний класс. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена Дух времени. Понятие средний класс стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот средний класс стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента т. е. у зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического
восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью.
Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы имидж и стереотипы. В массовой культуре формула - это главное. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции.
Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, мелодрама, мюзикл, комикс. Негативное влияние массовой культуры на общество
Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. 34 россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. К такому результату пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ в результате проведенного в 2003г. опроса.
О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29 опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 24 респондентов полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают. 80 опрошенных настроены крайне негативно к употреблению ненормативной лексики в публичных выступлениях звезд шоу-бизнеса, считая употребление нецензурных выражений
недопустимым проявлением распущенности, бесталанности. 13 респондентов допускают употребление ненормативной лексики в тех случаях, когда оно используется в качестве необходимого художественного средства, а 3 полагают, что если оно часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении это просто ханжество. Негативное отношение к использованию ненормативной лексики отражается и в оценках россиянами ситуации
вокруг конфликта между журналисткой Ириной Ароян и Филиппом Киркоровым . 47 опрошенных встали на сторону Ирины Ароян, тогда как поп-звезду поддержали только 6 . 39 респондентов вообще не проявили интереса к этому процессу. 47 опрошенных россиян считают, что яркие персонажи телеэкранов, будучи образцами и кумирами для значительной
части молодежи, должны отвечать более высоким моральным требованиям, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41 считают звезд шоу-бизнеса такими же людьми, как и все остальные, а 6 респондентов полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных. Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех.
Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Современной российской культуре присуще и такое явление, которое социологи назвали вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь, молодежных групп населения. Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость.
Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае, вненациональной. Русская народная культура традиции, обычаи, обряды большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной самоидентификации как раз и приводит к более легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей. Во многих чертах молодежная субкультура просто повторяет, дублирует телевизионную субкультуру.
Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских видеосалонах, 52 имели все признаки боевиков, 14 фильмов ужасов, 18 фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5 обладали определенными художественными достоинствами.
Репертуар кинотеатров на 80-90 состоит из зарубежных фильмов. Не менее негативные последствия можно отметить и в развитии музыкальной культуры. Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана с народными традициями, традициями политической
и авторской песни Есть и такие направления, как панк-рок, тяжелый металл и др которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочно изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских
голосов женоподобными, и наоборот. Положительные функции массовой культуры Важнейшим, если не определяющим, признаком массового общества является массовая культура. Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия индустрия развлечений, коммерческая культура, поп-культура, индустрия досуга и т.п.
Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения массовой культуры - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга. У людей все больше возникает потребность убивать время. На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана массовая культура, которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства.
Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт в его чисто зрительской части, собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению. Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - массовая культура должна быть как минимум развлекательной обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом,
она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика массовой культуры, получающей большие доходы от эксплуатации таких интересных и понятных всем людям тем, как любовь, семья, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом массовая культура жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие
произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со средним человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования. Массовая культура в состоянии сегодня играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-
нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры это уже напрямую зависит от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию. Заключение Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно,
но еще никто не избежал с ней контакта. Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект. Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее
в человеке все человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее
чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций. Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к
тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. Таким образом, массовая культура многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры,
в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов. Список литературы 1. Пархоменко И.Т Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах, Москва Центр 2001 г. 2. Культурология, Ред. А.А. Радугина
Москва Центр 2001 г. 3. Смольская Е.П. Массовая культура развлечение или политика М. Мысль, 1986. С 40-41. 4. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов Под ред. Проф. А.Н. Марковой 2-е изд перераб. и доп М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 5. www. 5ballov .ru 6. www. bankreferatov.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |