Реферат по предмету "Культурология"


Культурология - Роль культуры в становлении современной экономики

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный Университет Управления Институт Заочного Обучения Контрольное задание по дисциплине Культурология На тему РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Выполнил студент группы Студенческий билет

Москва РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. Можно выделить самые разнообразные виды деятельности, каждый из которых может быть охарактеризован через цель, бюджет времени, социальную направленность, частоту и т. п. Необходимо выявить общую структуру деятельности и место в ней культурных факторов. Следует подчеркнуть, что необоснованно отводить культуре лишь внепроизводственную деятельность.

Вместе с тем неправомерно растворять культуру во всем объеме деятельности. В этом случае придется принципиально разойтись с надстроечной концепцией культуры, согласно которой духовные факторы приобретают значение только после того, как удовлетворены основные материальные жизненные потребности. Согласно марксистскому учению реальный базис создается совокупностью производственных отношений, возникающих на основе материальных производительных сил.

Над этим базисом возвышается, но вместе с тем им и определяется надстройка, которая вмещает в себя все социополитические и культурно-идеологические отношения. Конечно, в марксизме признавалась относительная самостоятельность надстройки, которая в определенной степени способна оказывать обратное влияние на социально-экономические процессы, однако лишь в сторону их ускорения или же блокирования, правда временного, пока ее не сметет революционное движение.

В конечном счете надстройка должна быть приведена в соответствие с базисом, устаревшая свергнута, а новая сконструирована по потребности способа производства. Со сменой формации подлежит устранению и вся надстроечная структура. Марксизм допускает, что наряду с доминирующим типом политики и культуры во всех антагонистических обществах существуют и элементы политической и духовной организации подчиненных классов, но они проявляются как

элементы и тенденции. Культура прошлых веков рассматривалась как подлежащая постепенному отмиранию, а новая культура должна функционально соответствовать доминирующему типу материального производства. Такого рода подход неизбежно приводил к социально-экономическому редукционизму и делал невозможным выявление многоуровневого и многостороннего взаимодействия разных компонентов в общественной жизнедеятельности. Вопреки определяющему воздействию материального производства, духовное производство, в которое входит

и сознание, оказывается не менее самостоятельным началом, функционирующим по собственным закономерностям. Обратимся к самому К. Марксу, к тем положениям в его работах, в которых общественное производство отнюдь не сводится к собственно материальным компонентам. В своей совокупности это производство, по теории К. Маркса, охватывает в сложном соподчинении не только материально-технологические, но и социально-политические

и духовные компоненты. Иногда в упрощенных материалистических трактовках общественного процесса можно встретить доводы такого типа прежде чем заниматься политикой, наукой или философией, человек должен есть, пить, одеваться, строить жилище и т. д Это может быть и так, если говорить об элементарных человеческих потребностях. Но лишь на самом примитивном уровне существования, в экстремальных условиях выживания человек низводится до первичных инстинктов. Всякое собственно человеческое общество начинается с того,

что человек приучается правильно есть, пить, одеваться, добывать средства к существованию и общаться с людьми. Все эти функции не могут осуществляться без овладения культурой, накопленной обществом, и без ее сохранения. По существу, нормативная регуляция общества необходимая предпосылка материального производства. Вместе с тем с правилами общения, с требованиями и ограничениями общественной жизни индивид с детства вынужден считаться гораздо более осмотрительно, чем с непосредственно воспринимаемым внешним

обликом единичных вещей и ситуаций или с органическими желаниями, влечениями и потребностями своего тела1. Ни голод, ни жажда, ни построение жилища не удовлетворяются на уровне инстинктов и побуждений. Для их удовлетворения люди должны совершать действия намного более сложные, чем это делают животные. Конечно, в экстремальных обстоятельствах катастрофы, военные действия, террор или в условиях социальной депривации в местах заключения, в криминальной среде нередко вступают в действие элементарные законы

физического выживания, культурная оболочка исчезает, а инстинкты, сила и жестокость становятся доминантами поведения. Как известно, возникающий в таких ситуациях беспредел вынуждает оказавшихся в нем людей вырабатывать свои законы законы войны, воровские законы, обеспечивающие хотя бы временную стабилизацию ситуации. Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых и текущих поколений, человек формирует собственное субъектное начало. Но в силу того, что человек знакомится с культурой как с уже созданной, он должен

подчиняться ее контролю, сдерживая свои неоправданные эмоции и бессмысленные поступки. Поэтому культура предстает как сфера, не зависящая от воли и сознания отдельных людей, и как установление некоего сверхначала. Это дало основание 3. Фрейду назвать культуру репрессивным началом. Он описал конфликты между культурой и инстинктивными устремлениями человеческой натуры. Действительно, культура подавляет некоторые наши побуждения,

1 Ильенков Э. Идеальное Философская энциклопедия. М 1962. Т. 2 С. 220. слишком жестко их контролирует и направляет, допуская лишь ограниченные рамки для удовлетворения этих побуждений, или же, напротив, стимулирует в каком-то направлении. Однако никакая культура не стремится целиком отменить человеческие потребности. Эта принудительность культуры отмечалась многими мыслителями.

Еще Э. Дюркгейм широко использовал термин принуждение для обозначения характера целесообразной деятельности и нормативной детерминации этой деятельности. Внедрение культуры, ее поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, все эти формы культурной детерминации заключают в себе и элементы принуждения. Хорошо известно о том большом впечатлении, которое оказало на общественное сознание просвещенного Запада открытие 3. Фрейдом механизмов подавления и вытеснения сокровенных мотивов и иррациональных

стремлений человека. Это положение о расхождении внутреннего мира человека и мира культуры принято как объяснение тех постоянных поисков, которые ведет общество для создания более гармоничных и приемлемых для человека принципов социокультурной регуляции. Сфера культуры предстает как важный компонент деятельности вообще, равно как и совокупного производства. Несомненно, что большая часть того, что связано с художественной культурой, не может быть отнесена к целесообразному производству, но она восполняет человеческое бытие

и становится формой проявления разнообразной деятельности, отнюдь не обязательно связанной с совокупным общественным производством. Все это свидетельства раскованности и той внутренней свободы, которая является столь важной предпосылкой высокой культуры. Но и на каждом уровне человек находит в культуре нечто большее, чем то, что необходимо включить в производственную деятельность в самом широком смысле. Тем не менее все перечисленное выше какой-то своей стороной включается в общественно необходимое производство.

В макроизмерении культура важный механизм производства общества и человека в самых разных вариантах и на различных уровнях. Семья, племя, этническая общность, нация и цивилизация все эти уровни человеческого бытия формируются совсем не только через совокупное материальное производство, но и через поддержание духовных связей и через создание на каждом уровне и в каждом элементе структуры несущих культурных элементов значений, норм, образцов и ценностей. С точки зрения собственно материального производства культура

в ее художественных измерениях предстает как преимущественно затратный тип деятельности, как неизбежное свободное время, уходящее на развлечения. Тем не менее не существует общества, в котором этот тип деятельности был бы отменен или даже целиком подчинен интересам производства. Материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соответствующего

большого общества, в рамках которого оно и функционирует и на обслуживание разнообразных потребностей которого оно и направлено. А значительная часть этих потребностей имеет очевидный духовный характер. По некоторым подсчетам, до половины прибавочного продукта в развитых доиндустриальных обществах уходило на поддержание религиозного культа и народной культуры, другая половина могла уходить на поддержание межличностных отношений и превращаться в дары, сокровища, предметы престижного потребления и т.д.

Однако и в последующие времена в индустриальном обществе затраты на духовную культуру, отвлекающую человека от материального производства, весьма значительны. В своей совокупности общество может рассматриваться как всеохватывающая суперсистема, состоящая из взаимосвязанных, но все же самостоятельных систем или сфер деятельности экономико-хозяйственной, социальной, духовной и политической. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои характеристики.

Образующиеся в обществе различные подсистемы экономика, государство, семья, образование обеспечивают необходимые функции в разных сферах. Так, функцию адаптации обеспечивает прежде всего экономика, но и культура содействует этому через формирование познавательных ориентации. Целеполагание относится как к сфере политики, так и опять-таки культуры, а их взаимная связь и переводит ценность в ценностную ориентацию, без которой невозможно разумное действие.

Интегративная функция осуществляется через общие верования, моральные нормы и правовые принципы. Однако известно, что важным средством обеспечения единства и интеграции общества является государство как властная структура. Таким образом, культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции. Однако культура может рассматриваться как особая сфера, функционирующая как система духовного производства, дополняющая материальное производство.

Итак, помимо материальной стороны всякое совокупное производство требует обеспечения и духовной стороны, которая и составляет сущность духовного производства. Именно в сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства, она существует в тесном переплетении с производством вообще, включая его материально-технологическую

базу, социальную и политическую структуры. Эти компоненты взаимодействуют друг с другом, порождая то сложное и многомерное образование, которое и называется обществом. ЛИТЕРАТУРА 1 Культурология. М 1993. 2 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М. Аспект Пресс, 1997. 3 Философия. Ростов нД. Феникс, 1998. 4 Радугин А.А.

Философия. М. Владос, 1995. 5 Ильенков Э. Идеальное. Философская энциклопедия. М 1962. 6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда Метод социологии. М 1991.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рынка международных перевозок грузов и особенности деятельности транспортных фирм на нём
Реферат Несут ли высокие технологии гуманность?
Реферат Harrison Bergeron Dialogue Essay Research Paper Harrison
Реферат Проблемы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
Реферат Авторські права на текст програми "Українська мова, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат «Управление процентным риском портфеля гко–офз в посткризисный период» на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальностям 08. 00. 10 – Финансы, денежное обращение и кредит и 08. 00. 13 – Математические и инструментальные метод
Реферат Информационные системы маркетинга
Реферат Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для вос
Реферат Отчёт по производственной практики в ООО РН-Информ
Реферат Тема революции и гражданской войны в романе Б Л Пастернака Доктор Живаго
Реферат Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания
Реферат 1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Научные подходы. Основные категории менеджмента
Реферат Информационная безопасность в сетях Wi-Fi
Реферат Создание сайта на языке ASPNET
Реферат Самопроизвольный выкидыш (abortus spontaneus)