Реферат по предмету "История"


Предпосылки реформ Александра второго

Реферат на тему:









Предпосылки реформ 60-70-х годов 19-го века.













































Выполнил студент: группы 21 п/до



Глухов Роман









































План:







1.  
Необходимость реформ.





2.  
Значение периода правления
Александра II в истории России.





3.  
Библиография

















































«Великие реформы» 60-70-х годов 19-го века.





Необходимость реформ.





По окончании
Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского
государства.



Недовольство народа росло; становилось очевидным, что
дальше так жить нельзя. В. И. Ленин охарактеризовал это время (1859—1861
гг.)
как период революционной ситуации в России.



«Низы» не хотят жить по-старому. Крестьянство все актив­нее поднималось на борьбу за
свое освобождение. Оно боро­лось за полное уничтожение крепостного права, за
волю и зем­лю. Уже в ходе Крымской войны наблюдался значительный подъем
крестьянского движения. Так, призыв правительством части населения в
государственное ополчение крестьяне рас­ценили как возможность получить волю за
«царскую службу». В некоторых губерниях крестьяне прекращали работу на поме­щиков
и шли в города, требуя записать их в ополчение.



Правительству пришлось силой усмирять
крестьян, подняв­шихся на защиту родины. Не спадала эта волна и после вой­ны.
Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился
слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.



Значительно усиливается крестьянское
движение к концу 50-х — началу 60-х годов. Если в первой четверти XIX в. на
каждый год в среднем приходилось около 11 крестьянских волнений, во второй
четверти — около 24, то в 1855—1860 гг.— около 80. В борьбе участвовали
крестьяне Белоруссии, Украи­ны и других регионов России.



В 1857 г. в Западной Грузии вспыхнуло
крупное крестьян­ское восстание, подавленное войсками. И хотя крестьянское
движение было стихийным и раздробленным, оно грозило перерасти в большую
крестьянскую войну.



«Верхи» не могут управлять по-старому. Большинство по­мещиков было против освобождения
крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского
класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса пони­мали
необходимость реформ. Военное поражение царизма подорвало его авторитет даже
среди господствующего клас­са — помещиков. Передовая часть их, так называемые
либера­лы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и
злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы
предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они
предлагали пойти на не­которые преобразования. Они высказывались за отмену кре­постного
права сверху. Освобождение крестьян, по их замыс­лу, должно произойти таким
образом, чтобы меньше всего по­страдали помещики, а крестьяне за свое личное
освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «осво­бождения»
крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.



Даже среди консерваторов и крепостников
появилось не­довольство правительством. Все это свидетельствовало о кри­зисе
«верхов».



Ход экономического развития требовал
отменить крепост­ное право — без этого невозможно было дальнейшее развитие
страны.                          1



В этих условиях царское правительство было
вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права — важней­шей реформы
того времени.



И несмотря на то что вступивший в 1855 г. после смерти
Николая I на царский престол его старший сын Александр II (1855—1881)
был таким же реакционером, как и его отец, он уже не мог править страной только
с помощью тюрем, палки  1 и муштры. Нужно было искать новые, более гибкие
методы управления и пойти на крупные социальные преобразовния.



Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала
их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России:
"Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда
и милость  да  царствует в  судах ея; да развивается повсюду и с новой силой
стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."



На первом месте, конечно же, была идея освобождения
крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр
II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено
снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее
выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма
эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь
начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели
производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства.
Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного
уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный
помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем
работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной
труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения
хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый
скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно,
к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед
кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе
было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем
в европейских странах приняло очень жесткие формы.



Однако, существует и другая точка зрения относительно
этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще
далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были
очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но,
сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.



 Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование
всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по
перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее,
армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с
реформами Петра I.



Земская и городская реформа. После отмены крепостного права, когда миллионы
крестьян перестали быть собствен­ностью помещиков, с особой остротой встал
вопрос о реформе управления, о введении законности и порядка в администра­тивную
деятельность. И хотя государственный строй России не изменился и самодержавие
осталось незыблемым, царизм в условиях обострения классовой борьбы был вынужден
пойти на некоторые административные преобразования. Отмена крепостного права
неизбежно влекла за собой проведение ряда реформ политического характера, с тем
чтобы приспособить органы власти к новым историческим условиям, к потребно­стям
капиталистического развития.



Самодержавие и мысли не допускало об
ограничении вер­ховной власти, о введении конституции в России. Однако для того
чтобы успокоить общественное мнение и привлечь к со­трудничеству либеральное
дворянство и буржуазию, прави­тельство пошло на уступку в делах местного
управления. Эта уступка диктовалась и крайне расстроенным состоянием мест­ного
управления, неспособностью старой бюрократии спра­виться с новыми очень сложными
задачами, которые выдви­нула реформа 1861 г.



В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масшта­бе
губернии и уезда—земские учреждения (земства). Эти органы не имели
какого-либо политического значения и зани­мались исключительно хозяйственными и
культурными вопросами на территории уезда и губернии. Они ведали
строитель­ством дорог местного значения, здравоохранением, народным
просвещением, страхованием от пожаров и т. п. Ранее этими вопросами занимались
только правительственные чиновники.



По закону земства были не только выборными, но и все­сословными
органами: в них входили представители дворян­ства, буржуазии и крестьянства. Но
фактически господствую­щее положение в земствах заняли помещики. Таким путем
правительство хотело вознаградить дворян за потерю ими по­мещичьей власти.
Земства принесли некоторую пользу в развитии образования,
здравоохранения, путей сообщения. Земские врачи, учителя пользовались
заслуженным признанием в народе.



Судебная реформа. Одним из наиболее важных преобразо­ваний этого
времени была реформа суда. Дореформенный суд был сословным (т. е. каждое
сословие имело свой отдельный суд) и негласным (судебные заседания происходили
при за­крытых дверях, подсудимые не имели защитников). Суд был полностью
зависим от администрации.



Вопиющие злоупотребления в суде, которые приводили к
падению авторитета верховной власти, рост недовольства судом со стороны
общества заставили правительство пойти на реформу суда.



Судебная реформа 1864 г. провозглашала независимость
суда от администрации:
судья назначался правительством, но мог быть
отстранен от должности только по суду. Предва­рительное следствие проводили
судебные следователи, не под­чиненные полиции. Вводился суд всесословный, т. е.
единый для всего населения. Суд становился гласным: на судебных
заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика. Вводился
состязательный процесс: обвинение под­держивал прокурор, защиту — адвокат
(присяжный пове­ренный).



Реформа суда была наиболее последовательной реформой.
Независимость суда от административной власти, гласность судопроизводства,
право защиты, введение присяжных заседателей — все это должно было повысить за­конность
в суде, усилить влияние общественности на судеб­ный процесс.



Однако крепостнические пережитки остались и в суде: со­хранился
особый суд для крестьян, который разбирал дела о мелких правонарушениях и
гражданских исках между крестьянами. К тому же для них были сохранены и
телесные наказания по суду, отмененные для других сословий.



Военные реформы. Поражение в Крымской войне показало, что армия
нуждается в коренной реорганизации. Обострение классовых противоречий в стране,
сложность международной обстановки, рост армии в других государствах, наконец,
но­вые условия ведения войны и новая техника заставили цар-' ское правительство
пойти на коренную реформу комплектова­ния армии. В западноевропейских
странах—во Франции, Германии — уже давно была введена всеобщая воинская по­винность,
которая позволяла обучить военному делу все муж­ское население страны. Отмена
крепостного права создала условия для создания более многочисленной, массовой
армии. До отмены крепостного права армия создавалась на основа­нии рекрутских
наборов, которые охватывали лишь незначи­тельную часть мужского населения.
После долгой службы сол­даты выходили в отставку, как правило, с подорванным
здо­ровьем. Обученного военному делу запаса фактически не было.



В 60-х годах по инициативе военного министра Д. А. Ми­лютина
началось проведение военных реформ. Наиболее крупное значение имела реформа
1874 г., соглас­но которой была введена всеобщая воинская повинность:
все мужчины, достигшие 21 года, годные к военной службе, долж­ны были отбывать
воинскую повинность. В пехоте срок служ­бы был установлен в 6 лет с последующим
зачислением в за­пас на 9 лет. Во флоте служба продолжалась 7 лет и 3 года в
запасе. Это давало возможность значительно увеличивать армию во время войны.
Для лиц, имевших образование, были установлены сокращенные сроки службы.
Улучшились обуче­ние войск и подготовка офицерских кадров. Армия начала оснащаться
современными видами вооружения, создавался паровой военный флот. Наряду с
переменами многое в армии оставалось прежним: командный состав остался
дворянским, сохранились муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

















































Значение периода правления Александра II в истории
России.





Александр II
оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться
другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его
реформ мы пользуемся и по нынешний день.



Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему
масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно
грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной
войны.



С отменой крепостного
права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул
поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между
городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.



Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед
судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе
личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались
мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.



В годы его правления Россия прочно укрепила свои
взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с
соседствующими  странами.



Трагическая кончина императора сильно изменила
дальнейший ход истории и именно это событие привело через 35 лет Россию к
гибели, а Николая II к мученическому венку.





























































































Библиография:







1)   
«История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева,
Москва, «Высшая школа», 1998 год.



2)   
«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией
А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство



3)   
«Трехсотлетие
Дома Романовых» Москва,    «Современник» 1991год.



4)   
В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших
времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.



5)   
Керсновский А. А. «История русской армии» Москва, «Голос» 1994год.



6)   
Пашков Б. Г.
«Русь – Россия – Российская империя» Москва ЦентрКом 1997 год



7)   
С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая
школа», 1993 год.



8)   
Черкасов П.
Чернышевский Д. «История имперской России» Москва «Международные отношения»
1994 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :