Реферат по предмету "Культурология"


Культура XIV-XV веков

Тема. КУЛЬТУРА XIV-XV веков Л и т е р а т у р а 1. В Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII в.в. М 1984г. 2. История России с древних времен до конца XVIIв. Под ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева. М 1996г. 3. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVIIв.

М Л 1961г. 4. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М 1968г. 5. Очерки русской культуры XIII-XV в.в. Под ред. А.В.Арциховско- го.М 2969г. МГУ. 6. В Шульгин В.С. История русской культу- ры. М Высшая школа , 1990г. I.Этапы 1.Первый а Харак- Он характеризовался заметным упадком историко этап от теристи- различныых

сфер материальной и духов- -культур монголо- ка ной культуры но вместе с тем наблюда- ного про татарско ются и первые признаки начинающего цесса на го втор- возрождения. Руси. жения до сер.XIV б Приз- В Твери, Новгороде, Москвевозобнов- cтоле - наки ляется каменное зодчество, появляются тия . возрож - новые центры летописания Москва, дения Тверь . в Расц- Новгород и Псков сохраняют общение вет куль со странами

Запада. Уцелевшие от мон- туры голо-татарского погрома и установившие политический строй феодальной респуб- лики они достигли в этот период расц- вета экономики и культуры здесь сох- ранялись и продолжались традиции древ- не-русской письменности, зодчества, живописи. 2.Моск- середины подъем вы, Твери, Новгорода, Нижнего новгоро-

XIV до Руси да, Рязани как крупных и политических середины и сильных экономических центров. ХV в б Куль - Андрей Рублев и Феофан Грек, возве- турный личиваю щие тверских князей Славо подъем похвальная икона Фомы ,летописная по- Руси весть о князе Мих. Ярославовиче и про- тивостоящее им московское летописание, настойчиво проводящее идею богоизбран- ности Москвы и прав потомков Калиты на политическое главенство в русских зем- лях,

расцвет новгородского и псковско- го зодчества - все эти явления русской культуры свидетельствует о ее несом- ненном подъеме и о сильных местных особенностях, а также о создании единства Русской земли, по всей русс- кой земле расходится знаменитая За- донщина и с ней целый цикл сказаний о Московском побоище, проникнутых идей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом. в Уста - Начинает ломаться замкнутость русской новлени екульуры,

устанавливаются связи с бол- внешне гарской и ербской культурой. Подверга- культур -ясь южно -слаянскому влиянию, русская ных свя -литература, однако, охраняет полной зей мере свой национальный хаактер и за- метно обогащается за счет этого лияния в художественном отчасти и в идейном тношении. г Вли - Атмосфера подъема стимулирует разви- яние за -тие культурных связей во всех отноше- падной ниях, зарождаются антицерковные тече- культур ыния, возникают смелые зачатки рациона-

листического мышления. Новгород, Псков, Тверь находятся в контакте с культурой Запада. 3. Тре- а Взаим о Происходит объединение русских зе- тий эта ппроникн омель, усиливается взаимопроникновение новый вение местных культур. Псковские зодчие поя- 2-я по -местных вившиеся в Москве, местное летописание ловина культур пристально следят за событиями. Стано- XV - на- вясь государственным центром страны, чало

XVI Москва превращается в центр формирую- в. щейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры обогатил культуры страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке. б Борь- Еще более расширяются и усиливаются ба церк- связи со странами Запада, но на пути ви про - культурного общения с ними встает цер- тив нов- ковь с ее упорной борьбой против ла- шеств в тинства , против всего нового и ино- стране земного.

Это связано с особенностями социально-экономической основы Рос- сийского государства, возникающего и развивающегося на базе феодализма и крепостничества. Отставание и слабость городов сказались особенно сильно на судьбах русской культуры. Борьба прог- рессивных и реакционных сил в истори- ко-культурном процессе приобретает острый характер и развертывается на протяжении XIV столетия. II. Ма-

1.Продук а Ножи Основной продукцией специальных куз- териаль- ция же - нецов-ножевщиков были и ножницы. Эти ная куль лезо-об- самые универсальные средства труда в тура. рабаты - древней Руси имели чрезвычайно широкое вающего распространение. Ножи применялись в ремесла. быту и хозяйстве,ремесле и на промыс- лах. Специальные ножи делали для вои- нов и лекарей. В

XIVв XVв. изготов- лялись ножи разных типов кухонные, столовые, бондарные, сапожные, хирур- гические, боевые. Все они изготовля- лись со стальными лезвиями. б Брит- Бритвы были тоже широко распростра- вы нены. По конструкции бритвы XIV в. близки современным опасным бритвам. Различие лишь в форме лезвия. У совре- менных бритв оно прямолинейное, а у бритв

XIV в дугообразное. Ручку бритвы изготовляли из дерева или кос- ти. в Ножни- Ножницы делали двух типов цы пру- а пружинные овечьи жинные, б шарнирные с гвоздем посередине . шарнир - Наиболее распространенными в быту ные были пружинные ножницы, лезвия их де- лали со стальным наварным острием. Оба вида ножниц украшались всевозможным орнаментом и деталями. г Иглы По конструкции иглы сходны с совре- менными ручными швейными иглами.

Древ- не русские5 иглы имели 40-70 мм. длины и диаметр от 0,7 до 1,1мм. На ушке, кроме отверстия, они имели желобок. Такие желобки делали всегда на иглах XIV-XVв. д Гвоз- В XIV-XVв. были известны гвозди нес- ди кольких типов и размеров строитель- ные, тесовые, обойные, сапожные, под- ковные. Гвозди делали из обычного кричного железа. Конструкция стержня и головки современных гвоздей и гвоздей

XIV в. совпадают до мелочей. Длина равна 10мм сечение головки - 2,5 2,5мм. е Замки Замки в России бытовали более семи непод - веков. Они появились в IX в и были вижные, вытеснены замками с иной конструкцией съемоч - в XVIIв. В XIV-XV в. пружинные замки ные имели наибольшее число конструкторских типов вариантов. Замки подразделялись на неподвижные нутряные и накладные и съемные висячие , в

XVв. их изго- товлялось более 8 вариантов. ж Оборо Одной из древних профессий кузнечно- нитель - го дела была профессия бронников, ко- ные дос- торые изготовляли брони, кольчуги, пехи шдемы, личины. Поселки бронников су- ществовали под Новгородом и Москвой. Село Бронницы на Мсте под Новгородом впервые упоминаются в 1269г. Техноло- гия этого производства была очень сложной и трудоемкой, т.к. доспехи вы- полнялись ими из

пластинок или из крупных плоских колец. з Пушеч- Первые пушки, появившиеся на Руси в ное де- последней четверти XIVв были желез- ло ными. Из железа пушки делали почти в течении 100 лет. Лишь в 70-х г. XV в. появилась новая техника-литье пушек из бронзы. Из железа продолжали ковать только ручные пищали. 2.

Дере- а Бондар Бондарные изделия, т.е. сосуды из вообра - ные из- отдельных планок-клепок, скрепленные ботка. делия обручами с вставным днищем. В XIV-XVв. -бочки, бондарная посуда имела широкое расп- -кадки, ространенеие. Эти сосуды всегда изго- -ведра, товлялись традиционных типов и емкос- -ушата, ти. В новгородских слоях XIVв. найдена -жбанчи- водовозная бочка емкостью около 500 ки л. приблизительно 40 ведер . б Средс- Из средств сухопутного транспорта тва сухо наибольшее распространение на

Руси бы- путного ли сани. Из находок, сделанных в Нов- транспор городе, выделялись 6 типов саней, бы- та- сани товавших в Новгороде в XIV-XVв. сани грузовые дровники , грузовые тяжело- возные, легковые пассажирские, легко- вые с высокой грядкой, сани-возки с кузовом и ручные салазки. в Токар- В XIV-XVв. в быту рядовых горожан ное дело применялись 8 видов точеной посуды -деревян чаши, мисы, чашки, блюда, кубки, со- ная точе суды, чарки, чаши фигурные.

Техника ная по - токарного мастерства этого времени ха- суда рактеризуется высоким уровнем. 3.Пряде- а Произ- Производство нити состояло из полу- ние и водство чения исходных материалов- шерсти, ль- ткачест- нити на и конопли. Затраты труда для этого во. требовали довольно высоких профессио- нальных навыков и специального обору- дования. б Изго- Шерстяные ткани делали из шерсти ов- товление цы, а льняные - из волокна льна. Также шерстя - употреблялись ткани бумажные и шелко- ных и вые, но их привозили с

юга и из Сред- льняных ней Азии. тканей в Орудия Веретено и прялка. Новгородские ве- производ ретена встречаются в течение семи ве- ства для ков X-XVIв изготовляли их одной и изготов- той же строгой формы и размера глад- ления кие сигаретообразные, суженные к кон- нити цам, деревянные палочки. Прялки делали из шифера, глины, кости и металла. Она представляла собой лопаткообразную стойку строгой формы с несколькими дырками

Пряде- Тальки и мотовина. Талька- круглый ние ни - стержень длиной приблизительно 80 см ток имеющий естественное развилье. Мотовино-крестование до 70см с раз- вильями на концах. -для Юрки. В XIV-XVIв. в Новгороде най- снова- дено более 100 юр.Это цилиндрические ния палочки длиной 10-12 см с обеих кон- цов есть отверстия, через которые про- пускается нить. 4. Обра- а Мате- Номенклатура костных изделий ботка риал кос

XIV-XVв. была довольно обширной. Мате- кожи. торезно- риалом косторезного производства были го произ кости крупных домашних животных, рога водства лосей и оленей. Инструмент состоял из ножей, пил, резцов, сверл-дрелей, на- пильников. б Продук Вещи хозяйственного и домашнего оби- ция из хода в XIV-XVв. были стандартными и кости однотипными. Ярким примером подобного - костя- упрощения могут служить

костяные греб- ные греб ни. В XIVв. бытовой гребень трапеце- ни видной формы. А в XVв. известен только прямоугольный гребень, гле зубья сде- ланы пропилом тонкой пилой. -художес Среди костяных изделий значительную твенные массу составляли художественные подел- поделки ки навершинка посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сум- ки,привески. 5.Гончар а Посуда В гончарном деле XIV-XVв. продолжа- ное дело лись технические традиции предшевству-

ющего времени. Основная продукция - это посуда. Основной вид гончарной по- суды была кухонная печная посуда, кув- шины, рукомойники, светильники. В XIV-XVв. многообразие изделий еще бо- лее увеличивалось. Посуда украшалась орнаментами волнисто -линейными, в виде насечек или наненение треугольным штампиком . б Детс- Среди глиняных игрушек XIV-XVв. из- кие игру любленными были свистки.

Их изготовля- шки ли в виде уток, баранов и других жи- вотных. Иногда игрушки покрывали жел- той поливой. в Кир- Кирпич изготовлялся довольно плохого пич качества и лишь в г. Новгороде широкое его внедрение начинается лишьсо 2-й половины XVв. 6.Химиче а Ремес- Новгородские писцовые книги указы- ские про ленники вают на ремесленников,связанных

с хи- мыслы. химичес- мическим промыслом мыльников и дегтя- кого про рей. Писцовые книги XVв. упоминают мысла смольщиков и угольщиков, изготовителей золы. б Об- Она была обширной в живописи иконо- ласть пись, фрески, миниатюры, для крашения примене- тканей, кожи, посуды, изготовления ния кра- косметических мазей. сок -минера- На иконах XIV-XVв. в живописи приме- льные нялись минеральные краски.

Например, краски на иконе XIVв. из Пскова Параскева Пятница , где красная краска- киноварь серн.ртуть красно-коричневая-умбра, свтло-желтая - охра. -свинцо- В XIV-XVв. свинцовые белила изготов- вые бели лялись как тонкий листовой сви- ла нец,свертываемый в незамкнутую трубку, которая ставилась в горшок и залива- лась уксусом. -расти- Для получения растительных красите- тельные лей использовались корни растений, на- краски секомых,

трав, коры деревьев, золу, смолу. в Поташ- Оно требовало очень много золы и ное дело дров и было развито в лесных местнос- тях, оно было трудоемким и продолжи- тельным. Лес на золу жгли в большом количестве и поэтому производство его иногда регламентировалось. г Изго- Свечи на Руси были известны еще в товление Xв. В Новгороде в слоях X-XVв. найдено свечей много разных свечей диаметром от 8-10 до 25мм .

На Руси свечи делали исклю- чительно из воска и их не отливали,а скручивали. Фитиль плотно обматывали по спирали размягченной полоской вос- ка. После скручивания свечи окунали в жидкий воск, который заполнял стыки, полосы и неровности поверхности. 7.Одежда а Княжес Она изменялась. Вышел из употребле- кая и ния плащ-корзно. боярская Летопись 1412г. упоминает терлик-уз- кий кафтан. Ценнейшее изображение одежды времен удельнойРуси дошло

до нас на известной иконе 1467г. Молящи- еся новгородцы . Ее сюжет обусловливал всю бытовую точность. б Горо- Об одежде горожан до последних лет жан нельзя было ничего сказать. Но Новго- родские раскопки дали довольно обиль- ный материал есть много тканей, обу- ви,шляпы, женские украшения. Берлинс- кие грамоты тоже имели значение для этой темы.

В грамоте N141 XIIIв. пе- речислена одежда, которую Гришка и Коста заложили у ростовщика Сидорова кожу, свиту, шапку, сапоги, тоболы, сороцицу. 8. Пища а Мучная В XIII-XVв. все те же 4 хлебных зна хлеб ка рожь, пшеница, ячмень, просо - по-прежнему упоминаются летописцами. Формы и размер его были постоянными величинами. Это видно из того, что в числе платежей документы неоднократно называют хлеб счетом, а не весом.

Нап- ример, в Новгородской вечевой грамоте с 1411г. говорится давати им по- ралье посадницы и тысяцкого по старым грамотам по сороку бел, да по четыре сева муки, по десяти хлебов пряни- В Новгороде при раскопках неоднок- ки ратно встречаются деревянные пряничные формы, покрытые различными узорами. Пряники, несомненно пекли на меду. б Прянос На Руси пряности считались сокрови- ти и при щем, особенно перец.

Среднерусские куп- правы цы в Новгороде платили пошлины сереб перец ром и перцем. В уставной грамоте церк- ви Ив. на Опоках говорится А у гостя имати у низовского от дву бержовеск вощатых полгривна сребра да гривенка перцу соль Соль - важнейшая приправа пищи. В этом убеждает огромный размах древне- русского солеварения, ставшим важней- шим из промыслов. Документы времен удельной

Руси говорят о солеварении много раз. в Молоч- Молочные продукты часто упоминаются ные про в Новгородских писцовых книгах конца дукты XVв. В Новгородской берестовой грамоте - масло N220 XIIIв. упомянуты два горшка масла сыр Наличие сыроварения можно доказать известиями доказательств о сырах, при- нимаемых по счету, следовательно, твердых. г Мясная Она лучше всего изучена археологами. пища Из наиденных костей животных в

XIII живот- XVв. в Новгороде и Москве преобладание ная пища всегда отдавалось корове, на втором месте- свинья, на третьем- овца. Слово мясо издревне означало прежде всего говядину птице- Очень мало известий о древнерусском продукты птицеводстве, но в Новгородских книгах конца XVв. куры и яйца часто упомина- ются в составе оброка рыба Рыболовство по своему продовольст- венному значению превосходит охоту и уступает скотоводству.

При раскопках первое место по числу костей занимает судак они были гораздо крупнее совре- менных , второе место- лещ, затем щу- ка, окунь, сом, осетр, сиг. Редко встречается плотва, карась, ерш. От- сутствует лосось, хотя и неоднократно упоминается в берестовых Новгородских грамотах. Волховский сиг славился до XX-в. В Новгородской берестовой грамо- те N259 рубеж XIV-

XVв. сказа- но послали есьм к тебе ведероко осетрине . Осетры всегда высоко цени- лись. 9.Напит а Мед Основным напитком был мед. ки. Церковное поучение в Коршчей XI- IIв устанавливает распределение мяс- ной, рыбной и растительной пищи по постным дням, из напитков упоминают только мед. Вообще мед был необходимой принадлежностью всякого другого русс- кого пира.

Его различали по сортам. б Пиво Если ххх. Оно было 2 по значению на- питка. Летопись под 1378г. говорит о войске за р.Пьяного а где наяхаша в зажитии мед и пиво, испиваху допьяна без меры, и ездять пьяни по истине за Пьяного пьяни . Новгородская IV лето- пись . При изготовлении пива применя- ется солод, следовательно, этот напи- ток имел приблизительно современный характер. III.Уст- 1.Песни а

Истори Утверждение народного творчества ное наро ческие XIV-XVв.в. восстанавливается лишь час- дное тво тично на основании позднейших записей рчество. фольклора и следов его,сохранившихся в некоторых памятниках письменности того времени в этот период сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей народное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. Сложе- нием их является результатом художест- венного вымысла, но зато в них переда- ется

отношение народа к определенным явлениям в истории. Они проникнуты глубочайшей верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа. 2.Темы а Борьба Одна из главных тем устного народно- устного против го творчества - борьба против монго- народно монголо- ло-татарского нашествия и ига. Вокруг го твор татарско событий этой борьбы сложились целые чества. го нашес циклы устных народных

поэтических про- твия и изведений. Среди них ига - сказания о битве на Каике - о разорении Рязани Батыем и рязанс- ком богатыре Евпатии Коловрате - о подвигах Меркурия Смоленского - о Невской битве и Ледовом побоище, вошедшее в переработанном виде в лите- ратурные произведения XIV-XVв. Исторические песни, посвященные вре- мени монголо-татарского ига

Князь -Авдотья Роман и Мария Юрьевна , Авдотья -Ря- Рязаноч- заночка , Девушка спасается от та- ка тар , Мать встречает дочь в татарском плену , раскрывают в поэтической форме глубогий драматизм положения на- рода в условиях опустошительных напа- дений сильных и жестоких врагов, бла- городное мужество простых людей, отс- таивающих свою честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом

Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-не- весты, похищаемой злым врагом и попа- дающей в ненавистный чужеземный плен. б Народ В XVIIIв. была записана песня о Щел- ное вос- кане Дудентьевиче, восходящая к собы- стание в тиям XIVв народное восстание в Тве- Твери ри против ханского наместника Чол-хана Шевкала в 1327г.

Сильными словами рисует народная песня насилия монго- ло-татарского баскака. За его насилия и издевательства тверичи сожгли живьем Чол-хана и его свиту. в Былин Простоте устного народного творчест- ный эпос ва XIV-XVв. очень близки по своим фор- мам и действиям героев к былинному эпосу Киевской Руси. В этом сказыва- лось стремление подчеркнуть великую силу

Руси недавнем прошлом. Народный эпос,вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство партиотизма и жела- ние восстановить былую славу в борьбе с завоевателями. Именно в этот период происходило создание на основе других былин жившего потом столетиями цикла -связан- былинного эпоса, связанного с Киевом и ный с князем Владимиром Кросное Солнышко. Киевом Эпизоды борьбы против половцев и мон- и голо-татар, герои

Ростовско-Суздаль- борьбой ской земли и другие - все это сли- против вается в единый цикл, центральная тема захватч- которой- борьба против иноземных зах- иков ватчиков, героические подвиги русских богатырей в этой борьбе. -Алеша Ростовский герой Алеша превратился в Попович общерусского богатыря, служащего в Ки- еве князю Владимиру и побеждающего -Илья злого врага Тугарина.

Илья Муромец сим Муромец вол мощи русского народа. Добрыня Ни- китич - люди с разными народными хара- ктеристиками, но все защищающие Родину. г Кули- Ряд сказаний возник в связи с Кули- ковская ковской битвой. В одной из песен гово- битва рится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки. д Мамае- Народно-поэтическая основа видна и в во побои рассказе

Сказание о Мамаевом побоище ще о поединке богатырей в начале битвы - русского монаха Пересвета с ордынцами. е О Ве- Особый цикл песен и повестей был ликом связан с Великим Новгородом и среди Новгоро- них знаменительные былины о Василии де Буслаеве. В.Г.Зелинский называл былину о Садко одним из перлов русской на- родной поэзии . В

Новгородских былинах ярко отразилось богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев. Вывод Тема русской земли, ее красоты и си- лы, ее героической борьбы против ино- земных завоевателей была главной темой устного народного творчества XIV-XVв. IV. Гра- 1.Расп- а Среди Распространение грамотности в сред- мотность ростра- церковни невековой

Руси XIV-XVв. было, как и и пись - нение ков прежде, сосредоточено в основном в ру- менность грамот- ках церкви. Однако круг грамотных лю- ности в дей далеко не ограничивался церковни- Средне- ками. вековой Руси. б Среди В городах грамотность тоже получила городско значительное распространение хотя для го насе- подавляющего большинства она остава- ления лась недоступной , что было обусловле- но прежде всего спецификой экономичес- кой жизни, жизни горожан.

Занятия ре- меслом и торговлей требовали известной грамотности. Поэтому центрами распре- деления грамотности и письменности бы- ли не только монастыри, но и средневе- ковые русские города. 2. Архио а Берес- Обнаруженные в Новгороде берестовые логичес- товые грамоты содержат будничную, повседнев- кие на - грамоты ную переписку Новгородцев,раскрывая ходки, самые различные формы жизни

Новгородс- свидете- кой феодальной республики. льствую- Многие грамоты посвящаются хозяйс- щие о ши твенным вопросам Поклон от Михаила к роком господину св.Тимофею.Земля готова, распрост нужны семена это писал, вероят- ранении но,приказчик своему господину. Есть грамот- грамоты, фиксирующие повинности ности крестьян, о покупке земель, о торгов- ле, о военных походах.

С деятельностью известного новго- родского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила связан целый ряд гра- мот, найденных в этом месте, где в XVв. стоял один из немногих тогда ка- менных домов в Новгороде, принадлежа- щих знаменитому посаднику. Около 600 грамот найдено в настоящее время при раскопках в Новгороде, одна из них написана на латинском языке.

К уникальным находкам относятся бе- рестовые грамоты второй половины XIVв учебные тетрадки новгородского мальчика Онфима. На его листе записи букв и слогов, что свидетельствует о слоговом принципе обучения. б Над- Стены новгородских и псковских церк- писи на вей покрыты многочисленными надписями, стенах процарапанными на камне и очень похо- церквей жими на письмо берестовых грамот.

На одном из внутренних столбов церк- ви на Передице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг. Такие надписи принадлежат прос- тым людям и являются одним из свиде- тельств их грамотности. в Надпи Много надписей имеется на бочках, си на бы сосудах, поплавках, сапожных колодках товых и др. Чаще всего это имена или инициа- предме- лы их владельцев. Сделав церковный со- тах суд -потир- в 1449г. мастер написал

А делал Ив.Фомин . г Пись- Значительно большое развитие получи- менная ла в XIV-XVв. письменная документация, докумен- что стимулировалось расширением фео- тация дальных отношений роста земельной собственности, требовавший формировва- ния документов на право владения зем- лей и зависимым населением. Письменная документация была необходимой и для органов государственного управления. д Руко- В настоящее время сохранилось более писи 17 рукописей

XIVв. кроме того, 85 ру- кописей дотируются XIIIв в то же время как от XIIIв. сохранилось 215 рукописей, от XII-XIIIв.в 40, а от XIIв только 85! Из московских рукопи- сей, сохранившихся до наших дней, наи- более ранней является Сийское еванге- лие , написанное в 1339г. Письменность сосредотачивалась, в частности, в монастырях, где составля- лись различные грамоты, оформлявшие права и привилегии монастырей на право владения землями,

льготные условия торговли 3.Разви- а Измене Развитие письменности сопровождалось тие пись ние тех- рядом изменений в самой технике пись- менности ники ма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода доку- менты. б Появ- На смену дорогого пергамента пришла ление в XIVв. бумага. Пергамент был не толь- бумаги ко дорог для большого количества книг, но и неудобен тем, что не позволял пи- сать быстро. Спрос на книги возрастал, требовалось изготовлять их больше и быстрее.

Бумага намного лучше отвечала этим требованиям. На Русь ее доставля- ли в XIV-XVв. из других стран Запад- ная Европа . В XIVв. бумага привози- лась из Италии, в конце XIVв. появи- лась французская бумага, а еще через столетие стали производить немецкую бумагу. в Изго- Писали чернилами, рецепты известны товление по записям с

XVв. Они делались из же- чернил лезной ржавчины, дубовой коры, вишне- вого клея, кваса или кислых щей, меда, которые смешивались, кипятились, вы- держивались и давали вещество удобное для письма и имевшее необходимый блеск и вязкость. г Ору- Орудием письма были гусиные перья, дия пись для приготовления которых пользовались ма перочинными ножами. д Формы Писцы XIV-XVв. писали быстрее, чем письма их предшественники в прошлые века устав-

Вместо строго уставного письма с его ное геометрически правильными четкими бук- вами появились полуустав . Теперь ли- нии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, появилось большое ко- личество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке скоро- А в XVв. появилась скоропись . Еще пись больше стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слит- но, концы букв выходят за строчки- по- являются хвосты и росчерки.

Все эти изменения внешнего вида письма свиде- тельство растущего распространения письменности. е Укра- Страницы рукописных книг украшались шение цветными заставками и миниатюрами. Вы- книг дающимися образцами украшения книжной - миниа- миниатюры XIVв. является Феодосовское тюрой евангилие , написанное по заказу - заглав ярославлского князя Федора Черного, ными тверская рукопись Хроники Георгия буквами

Амартола, имеющая более 100 миниатюр орна- В виде причудливых картинок изобража- мент лись заглавные буквы начала текста. Часто применялся,чудовищный арна- мент,составленный из изображений фан- тастических существ. Этот тип орнамен- та держался в рукописях в XIII-XIVв. В XVв. получил распространение плетен- ный и растительный орнамент. Плетеный орнамент широко использовал жгуты, круги, четырехугольники, чем достига- лась узорчатость

рисунка. В украшение6 книг средневековые мас- тера вкладывали много труда и искусс- тва. Русские люди любили и ценили кни- ги. V.Летопи 1 Лето- а Много Русские средневековые летописи сание и писи па- образие представляют собой крупные памятники общест- мятники в летопи духовной культуры. В них описывается венно- духовной сях явле широкий круг представлений и понятий полити - культуры ний-проя средневекового общества.

Летописи яв- ческая вление ляются памятниками общественной мысли, мысль божест- литературы и научных знамений. У нас венной нет более ценных и интересных памятни- воли ков духовной культуры прошлого, чем наши летописи - от знамений Поветы временных лет киевского монаха Несто- ра до последних летописных сводов XVII века. Духовная культура была подчинена богословию и оставалась слабо расчле- ненной.

Так, в летопись наряду с поли- тическими событиями вошли записи о яв- лениях природы, и литературные произ- ведения, проникнутые исторической конкретностью, и богословные размышле- ния и учения - все это приурочивалось к определенным событиям и связывалось в едином хронологическом повествовании б Появ- Появились сюжетные литературные про- ление са изведения, самостоятельные произведе- мостоя - ния общественной мысли а развитие ис- тельных торической мысли перешагнуло тесные произве- рамки хронологического

повествования и дений привело к появлению самостоятельных общест- исторических повестей. Это был прог- венной рессивный процесс,зачатки которого мысли видны уже в XIV-XVв. так один из юж- норусских летописей сетовал на то, что разбивка изложения по годам мешает связному изложению определенной линии событий, и извиняется перед читателями за то, что ему порой приходится забе- гать вперед, а порой возвращаться на- зад. в

Лето- Летопись была важнейшим политическим пись-важ документом современности и являлась нейший сильным оружием в политической борьбе. политиче Летопись велась при княжеских дворах и ский до- еписковских кафедрах, в ней отражались кумент определенные классово-политические ин- тересы разных феодального класса. Так будучи едины в своих мировозрен- ческих позициях, летописцы разных зе- мель направляли толкование в пользу определенных политических интересов, соответствующим образом подбирали ма- териал для освещения.

Недаром Иван III, отправился в поход против Новго- рода, взял с собою дьяка Степана Боро- датого, потому что тот хорошо знал ле- тописи и мог на их основании предъ- явить необходимые обвинения Новгороду. 2.Разви а В Тве В начале XIVв. развилось летописание тие ле- ри в Твери. тописа- ния. б В Мос С 1326г. оно началось в Москве, а кве также Новгороде, Пскове, Ростове, Суз- дале.

Не сохранилось памятников ря- занского летописания,которое несомнен- но также существовало. 3.Осве- а Конф- Как пример отражения политической щение ликт меж борьбы в летописании XIVв. можно ука- событий ду тверс зать на освещение одних и тех же собы- летопи- ким кня- тий в Московских и Тверских летописа- сями. зем М. ниях. Так конфликт между Тверским кня- Ярослави зем Михаилом

Ярославичем и Московским чем и князем Юр.Даниловым в 1313-1319г. московс- тверская летопись описывает очень под- ким Ю. робно,изображая тверского князя миро- Данило - любивым, а московского - вероломным, вым указывая на его связь с ордынским Ха- ном. б Убийст В летопись включено обширное сказа- во Михаи ние об убийстве Михаила в Орде, но не ла в упоминая по чьему наущению было совер-

Орде шено это убийство. в Осно Тверской летописец сообщает об осно- вание вании Дмитрием Донским в 1366-1367г. Кремля каменного Кремля в Москве. г Кули- Характерно, что события Куликовской ковская битвы были по-разному освещены в лето- битва писаниях очень побродно в Московском летописании и очень коротко в Новго- родском. 4. Осо- а Новго Летописание по-прежнему отличалось беннос- родские многими местными

особенностями. Весьма ти ле- летописи своеобразны новгородские летописи, в тописей которых наиболее сильно отразилась де- мократическая струя. Они очень просты, конкретно в изложении в них заметно большое внимание к обычным событиям городской жизни. б Псков Как военная хроника читается псковс- ские кая летопись, отразившая героическую историю города-воина, стоявшего на за- падном рубеже Русской земли и ведущего упорную борьбу против иноземных зах- ватчиков.

в Мос- Возвышенно и высокопарно звучит мос- ковские ковское официальное летописание с осо- бенно сильным религиозно-морализующей струей, проникнутое идеей единства церкви и светской власти. Временами в нем проскальзывает назидательный про- тест против вмешательства княжеской власти в церковные дела, как, напри- мер, в Повести о Митяе - московском прототипе, которому Дм.Донской в нару- шение всех церковных правил пытается сделать митрополитом.

5.Харак а Обще- При всем различии политических тен- тер ле- русский денций и стиле изложения во всех лето- тописей характер писях XIV-XVв. отчетливо проявлялся их общерусский характер. Где бы ни сос- тавлялась летопись, какие бы местные политические интересы она ни защищала в ней все равно красной нитью проходит тема общности Русской земли, ее борьбы против иноземных завоевателей, понима- емой летописцами как борьба в защиту православия и христианства. б

Сопос В летописании XIV-XVв. стало часто тавление применяться сопоставление современных собран - событий с аналогичными событиями в ных собы Древней Руси последняя становилась тий с со как бы класическим временем ,идеалом бытиями исторической жизни. Древней Руси в Общест Труд летописца имел огромное общест- венное венное значение. В каждом княжестве, в значение каждой земле, даже при отдельных церк- вях, вели летописные записи,

по заказу светских и духовных властилителей соз- давались летописные своды. 6. Исто а Первые Московские записи, появившиеся с ос- ричес - записи нования первого каменного Успенского кое собора 1326г появле- ние ле- б Троиц- Около 1408г. в Москве был составлен тописей кая лето уже не местный, а общерусский летопис- пись ный свод Троицкая летопись,погибшая во время московского пожара в 1812г в

Москов В связи с созданием Нового большого ский ле- Успенского собора в конце XVв. возник тописный Московский летописный свод 1480г од- свод но из самых значительных произведений русского летописания. г Лав - Когда сузздальско-нижегородский рентьевс князь Дм. Константинович активно всту- кая лето пил в борьбу за великое княжение,по пись его заказу в 1377г.

была составлена особая летопись монахом Лаврентием. Составители торопились- рукопись пере- писана разными почерками, видимо, ра- бота для ускорения была роздана нес- кольким писцам. Летопись нужна была срочно, как политический документ, подчеркивавший авторитет князя. 7.Разви а Появле В рамках средневекового летописания тие ис- ние Хро получила развитие историческая мысль, торичес ногра- расширился исторический кругозор, поя- кой

мыс фов вились новые виды исторических произ- ли в ле ведений. К ним относятся Хромографы , тописа- посвященные уже не только русской, а нии. всемирной истории, освещаемой с рели- гиозно-богословных позиций. Первый Хронограф был составлен в 1442г. вы- ходцем из Сербии Пахомом Логофетом на основании южнославянских, переводных с греческих и русских сочинений. Хро- нограф был, по-видимому, составлен в связи с отказом русской церкви приз- нать

Флорентийскую унию и имел целью обличить византийских правителей, сос- лавшихся на унию. VI.Разви 1.Накоп а Реше- В народных массах веками накаплива- тие зна- ление и ние за - лись практические знания и наблюдения ний о разви - дач ус- над природой, вырабатывались различные природе. тие тех тойчивос технические приемы. В XIV-XVв.отмеча- ничес - ти и рав ется их дальнейшее накапливание и раз- ких при новесия витие, связанное с ремесленным промыс- емов. сооруже- лом и сельским хозяйством. ний б

Приме В первом столетии после монголо-та- нение тарского нашествия многие технические конструк приемы строительства были утрачены, но ции рыча со второй половины XIVв. русские мас- гов тера стали вновь возводить сложные со- оружения. Они решали практические за- дачи усталости и равновесия сооруже- ний, о чем свидетельствуют такие нов- ногородские памятники, как Евфимьева палата и звонница 30-х г.г.

XVв Мастера широко применяли систему рыча- гов, на них были основаны конструкции стенобитных порок . 2.Выра- а Объяс- Внимание людей того времени привле- ботка нение кали различные необычные явления при- знаний затмения роды, которые они пытались объяснить в у людей. Луны духе господствующей буржуазной идиоло- гии. Об этом свидетельствуют летописи. Например, в 1291 г. произошло затмение Луны - и летописец толкует это как предзнаменование случившегося

вскоре события-междоусобицы в Орде. б Появ- В 1402г. появилась комета звезда ление велика эело копейным образом - и это кометы явление летописец связывает с междоу- собными распряими. в Сол- В 1366г. солнечное затмение объясне- нечное но божьим гневом за то, что египетский затмение султан преследовал крестьян, и сего не терпя, солнце лучи свои скры . Такое местико-символическое объяснение при- родных явлений было типичным проявле- нием средневекового

мышления. Но наряду с ним в летописи заметны символы зарождающегося свободного наб- людения над природой, не связанных с религиозно-мистической символикой. Проявлением этого являлось пристальное внимание и конкретное описание некото- рых явлений, не толкующихся в традици- онном плане. г Север Так, в записи 1391г. дано очень под- ное сия- робное описание северного сияния и от- ние мечено, что красный цвет происходит не от изменения окраски самих предметов, а от особого

освещения. д Буря Под 1419г. при описании сильной бури с грозой с грозой сказано, что гром является резким столкновением облаков . 3.Появле а Сбор- Интерес к строению земли и Вселенной ние осо- ник Кири привели к появлению особых сочинений. бых сочи лло-Бе- В одном рукописном сборнике Кирил- нений. лозер- ло-Белозерского монастыря, датирован- ского мо ном приблизительно в 1424г содержатся настыря статьи

О широте и долготе земли , О земном устроении , О расстоянии между небом и землей . б Лето- Немалое внимание уделено в произве- писи с дениях XIV-XVв. сведениям в области описани- медицины. В летописях есть очень точ- ем эпиде ные описания эпидемических болезней мических чумы . Подробно и с наблюдением дета- болезней лей описана смерть князя Дм. Красного. В XVв. появился перевод на русский язык трактатов другого греческого уче- ного и врача

Галена. в Записи В XIV-XVв. значительно расширились о путеше географические представления русских ствиях людей. Памятником их явились записи о путешествиях новгородца Стефана в Царьград, смоленца Игнатия - в Царь- град, Палестину и Афон, купца Василия - в Иерусалим и знаменитое Хожение за три моря тверского купца Афанасия Ни- китина, совершившего путешествие в да- лекую

Индию это первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большой наблюдательностья . Расширение кругозора русских людей, накопление знаний о природе исподволь начили подтачивать традиционные устои религиозного мировозрения, хотя оно продолжало не только оставаться гос- подствующим, но и укрепившемся. VII.Лите 1.Разви а На Русская литература второй половины ратура. тие ли- основе

XIII-XVв как и предсествующие време- терату- традиций на, развивалась в форме различных по- ры. вестей, многие из которых дошли в сос- таве летописей, житий, сказаний. Лите- ратура XIV-XVв развивалась на основе традиций, выработанных литературой Ки- евского периода, непосредственно отк- ликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений об- щественного сознания своего време- ни.

Центральной темой стала борьба против иноземных захватчиков и прово- ведь единства Русской земли, несмотря на ряд местных особенностей и отраже- ние местных интересов,что естественно для периода феодальной раздробленности. б На ос- Особенностью литературы является то, нове ис- что в основе ее произведений лежали торичес- конкретные исторические факты, а пер- ких фак- сонажи литературных произведений были тов реальными историческими лицами.

Значи- тельно позже произошло возникновение обобщенного вымышленного героя литера- турных произведений. Поэтому не всегда можно отделить литературные произведе- ния той эпохи от исторической хроники. -монго- События монголо-татарских вторжений ло-татар и героической борьбы русского народа ское против завоевателей стали во второй вторже- половине XIVв. центральной темой лите- ние ратуры. В составе летописей дошло нес- колько повестей об отдельных событиях этой борьбы - битве на

Камске, вторже- нии Батыя, обороне Козельска. Одним из значительных произведений Повесть этой темы явилась Повесть о разорении о разоре Рязани Батыем дошедшая до нас в соста- нии Ряза ве сборника XVIв. В Повести содержит- ни Баты- ся решительное осуждение феодальных ем распрей между князьями. Написанная с позиций прославлениярязанских княззей

Повесть обвиняет великого князя вла- димирского Юр.Всеволодовичем в отказе помочь Рязани. Описание князей выдер- жано в плане религиозно-житейской ли- тературы, они изображаются как христи- ане подвижники,представленные во всех своих поступках учению церкви. Истолкование борьбы против завоева- телей проявляется и в ярких эмоцио- нальных произведениях крупных церков- ных деятелей знаменитых проповедников.

Серапиона, ставшего в 1247г. епископом выдвинутым суздальским и нижегородс- ким. Разоренная Русь монголо-татарами выглягид в поучениях Серапиона как на- казанье божье за грехи борьба В литературе начала XIVв. отразилась против также борьба против шведских и немец- шведских ких феодалов. Этой теме посвящены завоева- дружные повести об Александре

Невском телей и псковском князе Довмонте,ставших лю- бимыми героями литературных произзве- дений. Христианско-религиозная окраска повести деятельности героев против завоевате- об лей на западных рубежах Русской земли Александ не закрыта главной патриотической ре Невс- идеи,отвечавшей настроениям широких ком. народных масс. -освобо- Подъем освободительного движения дитель- против завоевателей в начале

XIVв. и ные дви- начало объединенных процессов в Севе- жения ро-Восточной Руси стимулирует и новый подъем литературного творчества, не- посредственно откликавшихся на эти важнейшие исторические явления. В этот период заметно выдвинулась тверская, а затем и московская литера- Тверские тура. Ставшая в XIVв. одним из ведущих летописа политических центров Руси, которая яв- ния лялась в то время и крупным культурным центром.

Значительный подъем пережило тогда тверское летописание. В Твери в 1293г. и 1327г. произошли крупные анти монгольские выступления. -борьба Борьба против ордынцев ярко отрази- ротив лись в произведениях тверской литера- ордынцев туры, какими являются Повесть об уби- ении князя Михаила Ярославовича , По- Повесть весть о Шевколе . Другая повесть пос- о

Шевко вящена восстанию в Твери в 1327г. Исс- ле ледователи древней русской литературы отмечают, что дошедшая в составе пись- менных памятников эта повесть является феодальный переработанный того народ- ного сказания о Шевкале Щелкане Дудентьевиче . 2.Факто а Подъем Во второй половиине в истории русс- ры,влия культуры ких зземель наступил новый этап. К ющие на после этому времени были уже преодолены не- разви- вторже- которые последствия монголо-татарского

тие ли- ния мон- вторжения, настало время нового подъ- терату- голо-та- ема ремесла, торговли, сельского хо- ры. тар зяйства. Русская культура, и в частности русская литература, вступила в этот период в полосу нового подъема. Это сказалось не только в появлении многих новых произведений литературного твор- чества в существующих измененных его формах. Исследователи отмечают появле- ние в начале XIV-XVв. нового экспер- сивно-эмоционального стиля литератур- ных произведений. б

Влия- В этот период усилилось влияние ре- ние рели лигии на искусство. Писатели и худож- гии на ники конца XIV-XVв. стремились пока- искусст- зать исключающего возвышать психологи- во ческого состояния, порождаемого рели- гиозным вероучением,противопоставляя его земному миру со всеми его тяготами и заботами. в Усиле Существенное влияние оказало на ли- ние куль тературу усиление культурных связей с турных южно-славянскими странами.

Ведущим связей с центром в этот период конец XIV-XVв. другими стала Москва, где создавались наиболее странами значительные произведения. 3.Виды а Задон В конце XIVв. появилась так называе- литера- щина мая задонщина ,авторами которой был турных Сафониий старец рязанец . Задонщи- произ- на , посвященная Куликовской битве, ведений идейно и художественно связзана со знаменитым

Словом , но является не подражением ему, а оригинальным и крупнейшим проявлением древней русской литературы. Широкое распространение получило Сказа- Сказание о Мамаевом побоище . Оно о мамае- воплотило реальные факты событий свя- вом побо занных с Куликовской битвой. ище События печальные для Москвы 1382г когда произошло нападение Тактамыша, легли в основу особой повести. О Мос- ковском взятии от царя

Тактамыша и о пленении земли Руси и эта Память го- раздо ближе к народной традиции, чем другие произведения. б Жития Другая группа литературных произве- святых дений конца XIV-XVв жития святых. В этих произведениях наиболее выпукло проявились черты религиозной ритори- ки,характерные для того времени. Еще в первой половине XIVв. было составлено Житие Московского митрополита

Пет- Житие ра, которое предназначалось для обос- московс нования важного для московских князей, кого ме- тезиса о том, что внимание святого трополи- Петра в Москве явилось выражением бо- та Петра жественного предначертания, указывав- шего на Москву как на центр защиты христианства. В конце XIVв.житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого жанра стали использоваться в возвышенном стиле, они обильно украше- ны эпитетами,

известными оборотами и выражениями, длинными цитатами из Священного писания . В этом духе были составлены Епифанием Премудрым жития Стафана Пермского и Сергия Радонежско- го. в Сюжет Во второй половине XVв. в русской ные по - литературе стал развиваться жанр сю- вести жетной повести. Повесть о Петре и Февронии , Повесть о Петре царевиче

Повесть ордынском , Повесть о Меркурии Смо- о Петре ленском. Произведения этого жарна и Февро внешне еще вполне историчны, но в нии действительности здесь уже происходило создание вымышленных литературных сю- Повесть жетов, что означало значительный шаг о Петре вперед в развитии русского литератур- царевиче ного творчества. ордын- Общность сюжетов обусловлена единс- ком твом пути культурного развития.

На оп- ределенной стадии возникли сюжеты, ко- Повесть торые соответствовали общему уровню о Мерку- духовных, морально-этических представ- рии Смо- лений средневекового общества, а раз- ленском витие художественного мышления приво- дило к более глубокому проникновению в человеке чувства и характеры. XIII. Ар 1. Воз- а Оживле Как и в других областях культуры, хитекту- рожде- ние веко русскому зодчеству и живописи был на- ра. ние ар- вых тра- несен тяжелый удар монголо-татарским хитек- диций нашествием.

Однако, по мере того как туры. восстанавливалась жизнь в русских зем- лях, оживали и получали новое раззви- тие вековые художественные традиции. В области зодчества другие традиции не прервались. Сохранился, например, бе- локаменный рельеф от церкви в Коломне, построенной в XVв. Это свидетельство того, что имели место попытки возро- дить традиционное искусство резьбы по камню, хотя по качеству исполнения ка- ломенский рельеф намного уступает вла- димиро-

суздальским рельефам XII-XIIIв. б Возоб В различных городах Руси в XIV-XVв. новление возобновилось каменное строительство, каменно- происходила реставрация старых памят- го строи ников. Однако ни Суздаль, ни Ростов, тельст- ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни ва, рес- Рязань не стали ведущими центрами раз- таврация вития искусства в XIV-XVв. 2. Общие а Храмы Ни в какой области русского покрови- черты тельства не отразились так тяжело

та- русского тарские погромы, как в русском зод- зодчест- честве. Каменное строительство на Руси ва. прекратилось во второй половине XIIIв. Возобновление его относится лишь к концу XIIIв. как в Новгороде, так и в Тверской земле. В XIV-XVв. различаются особенные черты новгородско-псковского строительства. В Новгороде и Пскове начинают преобладать небольшие храмы с подоронтонным покрытием, лучшими об- разцами

являются церкви Спаса-Преобра- жения и Федора Стратилата. б Цер- Церковь Спаса, построена в 1374г ковь представляет собой небольшое каменное Спаса сооружение, покрытое снаружи различно- го рода украшениями в виде каменных крестов. Этот небольшой храм построен Новгородскими боярами. Внутри церковь украшена великолепными фресками, вы- полненными

Феофаном Гречином в 1378г. в Цер- Поплизости от Спаса, на берегу не- ковь Ф. большого ручья, стоит церковь Ф.Стра- Стратила тилата, построенная посадником Семеном та Андреевичем и его матерью Натальей в 1360г. Это то небольшое сооружение, прекрасные фрески служат его лучшими украшениями. г Памят- Памятники XIV-XVв. раззбросаны в ники Новгороде и его окрестностях и в нас- тоящее время.

Однако нельзя без скорби сказать, что например,погибла во время последней мировой войны, разрушены фа- -церковь шистами церковь на Волотове под Новго- на родом с ее фресками лучший памятник Волотове русского зодчества XIVв известно, Новгород не подвергался ра- зорительному нашествию моноголо-та- тарских завоевателей, что создало бла- гоприятные условия для развития куль- туры. В конце XIIIв. Новгород вступил в полосу большого подъема.

3.Вели- Церковь Николы на Липне, построенная кий Нов- в 1292г. Линию трехлопастного завер- город шения фасадов повторяет размещенный 1292год под нею аркатурный поясок, стены цели- -церковь ком сложены из отесаных лишь с лицевой Николы стороны камней различного размера и на Липне даже пород. Оконные проемы, своды и барабан сложены из кирпича нового типа квадратной или брусковой формы, толщи-

ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась одна в центре, причем опущенная до половины здания и в целом приобрело могучую массивность и монолитность. -соборы Новгородские постройки XIV-XVвв. не- Юрьева и велики по своим размерам. На смену мо- Антоние- нументальным, величественным зданиям ва мона- XI-XIIвв. типа Софии, соборов Юрьева и стырей Антониева монастырей, строившихся бо- гатой княжеской

властью, пришли не- большие сооружения. Изменение объемов зданий повлекло за собой и выработку новых приемов. -церковь Сохранились лишь отдельные фрагменты Спаса на нескольких зданий первой половины Ковалеве XIVв. Интересна церковь Спаса на Кова- 1345 леве 1345г. ,которая повторяет искон- ное позакомарное завершение фасадов. Но три притвора храма, различные по величине и форме, напоминают прирубы деревянной церкви,

а фасадные лопатки сохранены лишь на углах. -церковь Монолитный обьем стройного четверика Успения завершается трехлопастным покрытием. на Воло- Асимметрично расположенные притворы товом придают живописность композиции. Зод- поле чий стремится достичь единства и сво- 1352год боды внутреннего пространства, широко расставив столбы и округлив их запад- ную пару. -церковь Одним из классических памятников

Федора новгородского зодчества является Страти- простроенная по заказу посадника Семе- лата на Андреевича в 1360-61гг. на Торговой на Ручье стороне церковь Федора Стратилата. Че- 1361г. тырехстолпный одноглавый храм с трех- лопастными завершениями фасадов, храмы эти очень крупные-в этом их отличие от предыдущих построек. Нарядно внешнее убранство храма. В настоящее время реставраторы возродили древний облик храма, восстановив

его трехло- пастное завершение. -церковь Во второй половине XIVв. появилось Спаса новое стремление к нарядному, декора- Преобра- тивному убранству постройки. Это жения на стремление отчетливо проявилось в Ильине церкви Спаса на Ильине, построенной в улице 1374г. Здесь декоративная обработка и 1374г. апсид еще более разнообразная и бога- тая.

На фасады здесь возвращены лопатки, плоскости стен оживлены разнообразными нишками, декоративными крестами. Мощ- ная апсида украшена двухярусной аркадой из полуваликов. -церковь Ярким памятником новгородского зод- Петра и чества начала XVв. является церковь Павла в Петра и Павла в Кожевниках, подражаю- Кожевни- щая храму Федора Стратилата. Кладка из ках 1406 камней неправильной формы и различных оттенков

в сочетании с лопаткими и арочными перемычками из брускового кир- пича, создает живописное впечатление. -церковь Подражание памятникам древности ска- Иоанна залось в следовании образцам не только Предтечи XIVв но и более раннего времени. Та- 1454г. ково, например, возведенное в 1454г. новое здание церкви Иоанна Предтечи на Опосах, центра знаменитой новгородской купеческой корпорации - Иванского ста - вместо разрушенного здания постройки 1127-1130гг. -

Грано- Сохранились и некоторые гражданские витая постройки XVв. Это Грановитая палата, палата построенная в 1433г. немецкими и нов- 1433г. городскими мастерами, и Часозвоня, возведенная в 1443г. В Грановитой па- лате заседал Совет господ, она имеет ряд специфических черт готического ис- кусства. -Часозво Столп Часозвони является одним из ня 1443г ранних образцов русской шатровой архи- тектуры.

Обрушившаяся в 1671г. Часоз- воня через два года была отстроена вновь, с сохранением основ древней формы, но без шатрового верха. 4.Тверь Ведущая роль в искусстве перешла к другим центрам, где был достигнут наи- более высокий уровень экономического и политического развития, где создава- лись наиболее благоприятные условия для развития художественной культуры. Таким центром была Тверь. Именно она была первым городом Северо-Восточной

Руси, где после нашествия сново нача- лось каменное строительство главный - Храм Тверской храм Спаса Преображения в Спаса 1285-1290г Тверской собор был пост- Преобра- роен в стиле установившемся во влади- женья миро-суздальском зодчестве традиции. 1285- Это был шестистолпный крестово-куполь- 1290г. ный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майолико- вым полом.

Но каменное строительство в Твери в XIVв. не было значительным, была построена еще одна каменная цер- -1323 г ковь в 1323г а потом разгром Твери каменная после восстания в 1327г. надолго осла- церковь било ее, и лишь в конце XIVв. наступил в Твери новый подъем строительной деятельнос- ти, продолжавшийся и в первой половине XV века. -церковь Сохранилась построенная во второй Рождест- четверти XV века церковь Рождества Бо- ва

Бого- городицы в селе Городне на Волге- не- родицы большой четырехстолпный храм на высо- ком подклете. Судя по этим памятникам тверские зодчие основывались на влади- мировских традициях, также стремясь к переработке крестово-купольной системы повышенные подпружные арки, ярусность композиций ,но делали это менее реши- тельно. 5.Псков Своеобразное место в русском искусс- тве XIV-XVвв. занимает зодчество Пско- ва. Псковские сооружения

XIV-XVвв. производят впечатление крепостных. Во- енный страж Русской земли на Западе, Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей камен- В еще большей степени, чем в других ный городах, каменные постройки Пскова кремль имели военное назначение. Именно в Пскове был возведен в XVв. самый боль- с 1393 шой каменный кремль, стены которого по 1452г протянулись на 9 км. -

Троицк- Вторая половина XIVв. и XVв. были кий со- временем весьма интенсивного каменного бор строительства в Пскове, многое сохра- 1365- нилось до нашего времени. В 1367г. 1365-1367гг.был заново выстроен глав- ный псковский храм Троицы. Ставя этот храм, псковские мастера внесли много нового в традиционную схему кресто- во-купольной церкви. Особенно перера- ботана была верхняя часть сооружения, которой был предан динамический ритм

по мере приближения к барабану. Поста- мент перед барабаном, видимо, отвечаю- щий подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую сравнительно небольшой размер. Это придавало постройкам мяг- кость,пластичный,как бы лепной хар-р. -церковь Большинству псковских храмов XVв Василия ранним из которых была церковь Василия на Горке на Горке 1413г характерны 1413г. небольшие кубического вида постройки с одной главой,

украшенной простыми по- ясками в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этой церкви очень прост и лаконичен. Церкви обычно имели несколько боковых приделов, еще более усиливавших впечатление тяжести и приземистости зданий. Для церкви Ва- силия характерны каменные звонни- цы, состоявшие из нескольких пролетов. Постройки украшались темно-зелеными поливными изразцами.

Кончанс- Его симметричный обьем был связан с кий храм ландшафтом ассимитрично поставленной Богоявле мощной четырехпролетней звонницей - ния с За едва ли не лучшей в Пскове. Особый ряд псковья памятников Пскова образуют совсем не- большие бесстолпные храмы, перекрытые ступенчато-поднимающимися сводами, увенчанными главой-как Николо-Каменог- радская церковь неизвестного времени. -

Церковь Четерехстолпная церковь, апсида котор- Успения полукруглая, а боковые-прямоугольные. в Мелето При повышенных подпружных арках сред- ве 1461 ние членения фасадов сильно приподняты -1462г. и плоские пощиповые покрытия образуют такуюже сложную систему, как у Троиц- собора. Такое же строение имели псков- ская церковь Козьмы и Домиана с При- мостья 1462 и некоторые храмы

Довмо- нтова города. 6.Москва Каменное строительство в Москве на- чалось во второй четверти XIVв. Первый этап его относится к 1326-1333гг когда были построены четыре небольших каменных храма в Кремле, не сохранив- шихся до наших дней. В 1367г. в Москве был возведен единственный в XIV-XVвв. во всей Севе- ро-Восточной Руси каменный кремль, и с этого времени началась полоса нового интенсивного

каменного строительства. -Успенс- Каменные постройки этого времени- Успе- кий со- нский собор, церковь Спаса на Бору 13- бор 30 , Архангельский собор 1333 и церко- 1326- вь- колокольня Иоанна Лествичника 1329 1327гг все они были возведены в Кремле. Все они не сохранились, однако их белока- менная техника свидетельствует о про- должении

Москвой традиций владими- ро-суздальского зодчества. Стены Успенского собора украшал резной декор в виде аркатурного фриза. Однако в церкви Спаса на Бору место аркатур- но-колончатого пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы. Церковь - колокольня Иоанна Лествични- ка столпообразная играла роль дозорной вышки Кремля, образуя центральную вер- тикаль его ансамбля. -соборы

В начале IV века были построены соборы Рождеств Рождественский 1405 Саввино - Сто- енский рожевского и Троицкий 1422-1423 1405г Троице - Сергиева монастыря. В отличие Троицкий от Успенского собора в Звенигороде оба 1422 монастырских храма массивны и статич- ны.Здесь нет легких фасадных полуколо- нок, а тройная полоса резного пояса пересекает плоскости широких

лопаток. В композиции здания присутствует круп- ная глава. -Успен- Крупнейшей постройкой XIVв.был Ус- ский со- пенский собор в Коломне - городе, ко- бор в торому московские князья придавали Коломне исключительно важное значение как 1380г. стратегическому центру на путях борьбы против иноземных нашествий.Расположе- ние ступенями, декоративные закомары

Успенского собора создавали эффектив- ный переход к барабану. Этот белокамен- ный храм был закончен накануне Кули- ковской битвы и не дошел до наших вре- мен. -Успен- Древнейшими сохранившимися памятни- ский со- ками московского зодчества является бор в Успенский собор в Звенигороде около Звениго- 1400г собор Саввина - Сторожевского роде монастыря в Загорске 1422г

Эти 1400г московские сооружения следуют образцам владимирских зданий, но выполнены они с меньшим декоративным убранством. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными зако- марами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут поверх апсид и барабана главы. Зодчим этого собора был выдаю- щийся мастер. Спасский

Характерный пример раннемосковского собор зодчества -Спасский собор Андронникова Андронни монастыря. Килевидная форма арок возни кова мо- кла по тем же причинам, что и игеовид- стыря ная форма купола с заостренного воз- прим1420 вышения быстрее отводятся атмосферные осадки. Килевидные арочки, окружающие барабан главы, стали характерной де- талью московских церквей. Средняя арка фасада повышена по отношению к боковым что придает динамичность конструкции.

Собор Андронникова монастыря высшая точка творческой работы зодчих , рост самобытных черт, коренное переосмысле- ние крестово-купольного системы храма. -Успенс 1475-1479-Успенский собор в Московском кий со- Кремле по проекту и под авторским над- бор 1475 зором итальянского архитектора Аристо- -1479г. телем Феораванти, ему было предложено следовать образцу владимирского

Успенского собора 12 века. Талантливый мастер не только сохранил красоту и логику древнерусской архитектуры, но и соединил это с ренессансным пониманием архитектурного пространства. Его план, как и фасады, получил равномерное чле- нение. Апсиды замаскированы выступами стен, формы строго геометричны. В со- боре нет хоров круглые колонны несут тонкие кирпичные своды перекрытия.

Со- бор удивил современников выдающимися художественными качествами высотой, светлостью, звонностью и прост- раннством. -Благове В 1484-1489 - псковские мастера постро щенский или в Московском Кремле Благовещенский Собор Собор-дворцовую церковь великого князя. 1484- Это храмы, поднятые на высокий цокольный 1489 этаж-подклет и окруженные открытой галере- ей. Аркатурно-колончатый пояс на их фа- -церковь садах и апсидах-дань владимирской тра-

Ризполо- диции. Благовещенский собор, сменивший жения старую постройку 14 века, был первона- 1484- чально трехглавым и сохранял хоры, свя- 1486гг. занные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и каменных палат. От дворца сохранился корпус Гра- 1487- новитой палаты 1487-1491 зодчие Марко 1491г Фрязин и Пьетро Антонио Солари . Это бо- Гранови- льшой зал площадью около 500 квадратных тая пала метров

при высоте более 9 метров, пере- та крытый четырьмя сводами, сходящимся в центре зала на одном столбе. IX.Живо 1.Живо а Твер- Русское искусство второй половины пись писные ская XIV-XVвв. восприняло и развило дальше школы художественную культуру Древней Руси. Своя живописная школа складывалась в Твери, где живопись стремилась более к новгородским образцам, чем к московс- ким. б

Новго- Высокого развития достигла во второй родская половине XIV-XVвв. и новгородская жи- вопись, опиравшаяся на прочные тради- ции и использовавшая достижения визан- тийского искусства. В живописи Новго- рода XIVв. сложился новый стиль. В новгородских фресках этого времени на смену тяжеловатым, приземистым фигурам пришли узкие, вытянутые изображения людей, многос- лойные композиции живопись стала бо- лее миниатюрной, изящной, обогатилась

цветовая гамма. 2.Работы а Роспи- Замечательным художником конца XIVв. Феофана си в цер был знаменитый Феофан Грек, приехавший Грека. кви Спа- на Русь из Константинополя. Принеся са на лучшие традиции византийского искусс- Ильине тва, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупней- шим мастером русской живописи и внес большой вклад в ее идейно-художествен- ное развитие.

Феофан работал в Новго- роде и Москве. В Новгороде сохранились рукописи Фе- офона Грека в церкви Спаса на Ильине. -Троица Он воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворенность человека, си- -Фигура лу внутренней эмоциональности страст- Макария ную влю к возвышенному и прекрасному Египедс- духовному состоянию человека. кого Феофан Грек оказал большое влияние на Новгородскую живопись.

По-видимому, его учениками была расписана церковь Федора Стратилата. б Цер- Замечательным памятником Новгородс ковь Ф. кой живописи второй половины XIVв. был Строти- огибший комплекс фресок Вологотской лата еркви. Эти фрески, принадлежавшие не- звестному новгородскому мастеру. в

Фрески Жизнерадостные и яркие фрески Воло- Волотов- товской церкви далеко выходили из ра- ской мок сурового аскетического мировоспи- церкви тания церкви ив образных формах ис- кусства были проявлением свободы худо- жественного творчества. г Фрески Фашисткие захватчики уничтожили в Ковалев- большей части еще один шедевр новго- ской родской живописи XIVв фрески Кова- церкви левской церкви. В живописи ковалевской церкви особенно ярко проявилось влия-

ние южнославянской художественной тра- диции и выполнялась линейно-графичес- ким изображением. д Иконо- В конце XIVв. сложилось самостоя- писание тельное направление живописного ис- кусства - иконописание. Новгородские иконы этого времени ха- рактеризуются чистотой и сочностью красок, среди которых живописцы осо- бенно любили пламенный киноварный цвет. Композиционные схемы новгородс- ких икон просты и лаконичны. Святые изображались стоявшими в ряд, житейные иконы выполнялись в виде большого изображения святого

в центре, окружен- ного со всех сторон маленькими клей- мами 6 изображающими отдельные эпизоды из жития святого. Большинство икон посвящалось особенно популярным в на- роде святым-покровителям различных хо- зяйственных занятий Илья-пророк- гро- мовержец дающий дождь и охраняющий от огня покровитель скотоводства. Васи- лий, на которого легко перешел культ языческого Вялеса покровители коне- водства. Флор и Лавр- покровитель плотников и защитник от пожаров

Нико- лай -чудотворец. Широко популярен был культ богороди- цы-заступницы и защитницы обиженных. Посвящались иконы и собственно истори- ческим сюжетам. Так, в Новгороде была распространена икона Битва суздальцев с новгородцами , посвященная событиям 1169г. е Фрес- Крупным памятником псковской живопи- ки Снето си XIVв. являлись фрески Снетогорского горского монастыря, весьма архаичные по манере монасты- исполнения.

В них ярко воплотились ря своеобразные черты псковского искусс- тва -изображаемые персонажи выглядят сильными и несколько грубоватыми. Московская живопись первой половины XIVв. развивалась еще в плане архаи- ческих традиций предшевствующего вре- мени. В середине XIVв. роспись мос- ковских соборов была выполнена гречес- кими и русскими мастерами. С 80-х годов, когда утвердилось ру- ководящее положение

Москвы в русских землях, начался расцвет московского искусства. И хотя по размаху московс- кая живопись не имела себе равных, но число уцелевших московских росписей XIV - начала XVв. сравнительно невели- ко. Не лучше и с иконами XVв. Многие из них погибли во времена Тохтамышева разорения Москвы в 1382г. Характерной особенностью московской живописи было сочетание христианской мифологии с

местными народными художественными традициями. Москва стала притягатель- ным центром для лучших мастеров живо- писного искусства. Приехал в Москву и Феофан Грек, оставивший глубокий след ж Иконы в московском искусстве росписью церкви Рождества Богоридицы, Архангельского собора, Благовещенского собора. До нас дошли только его иконы Благовещенского собора.

Феофан исполнил в нем Деи- сус - композицию из трех фигур. Следы влияния Феофана отчетливо прослежива- ются и в иконах, и в книжной миниатюре того времени. 3. Рабо- а Роспи- Помимо феофановского направления, ты Анд- си Благо в московской живописи к XIV-XVв. исс- рея Руб- вещенско ледователи отмечают и наличие ряда лева. го собо- произведений, связанных с византийски-

ра ми и южно-славянскими художественными 1405г. традициями. Подъем московского искусс- тва подготовил великий русский худож- ник Андрей Рублев. В 1405г. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал Бла- говещенский собор. б Роспи В 1408г. работал над росписью восс- си Успен тановленного

Успенского собора во Вла- ского со димире вместе с Даниилом Черным. Между бора 1425 и 1427г. Рублев принимал участие 1408г. в росписи Троицкого собора Троице-Сер- в Роспи- гиева монастыря, а в 1427 -1430г. ра- си Троиц ботал над фресками Спасо-Андроникова кого со- монастыря. бора 1427- 1430г. г Фрес- Наиболее ранними из известных в нас- ки тоящее время работа

Рублева считают фрески Успенского собора в Звенигоро- на тему де. Андрей Рублев создавал свою школу, страшно- следы которой обнаружены в росписях го суда Рождественского собора Саввина-Сторо- жевского монастыря. В московском Благовещенском соборе Рублев написал несколько икон, в боль- шинстве плохо сохранившихся. Значительно лучше сохранились фрески Успенского собора во

Владимире, в рос- писи которых Андрей Рублев принимал участие вместе Данилом Черным. Однако из лучших фресок собора- Шествие праведников в рай. д Иконы Значительным произведением Рублева, одним из самых выдающися памятников -Троица мирового искусства, является икона 1411г Троица , написанная для собора Трои- це-Сергиева монастыря в 1425-1427г. Сюжет иконы

Троица основан на биб- лейском рассказе о явлении старцу Ав- -Архан- рааму и его супруге Саре в образе юно- гел Гав- шей трех ангелов, один из которых риил предсказал Саре рождение сына. Рублеву принадлежат и другие работы в Троицком соборе. Среди них изображе- -Апостол ние архангела

Гавриила и апостола Пав- Павел ла. Итог Усилившийся интерес к являениям при- роды, появление сюжетной повести в ли- тературе и блестящий подъем русской живописи XVв все это и многое дру- гое является звеньями одной цепи, мно- гообразными проявлениями того общего процесса развития русской культуры XIV-XV веков, в которых зарождалось рационалистическое и гуманистическое начало.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мiжнародно-правовi механiзми вирiшення мiжнародних спорiв мирним шляхом
Реферат Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития
Реферат Богистон
Реферат Оружие для гражданского применения
Реферат Пушкинский след в романе Б Пастернака Доктор Живаго
Реферат Capital Punishment 3 Essay Research Paper There
Реферат АХД. Анализ использования основных средств (задачи)
Реферат Испанский Ренессанс
Реферат Целевые группы клиентов и их интересы
Реферат Учет кассовых операций, оформление кассовых документов
Реферат Ано впо цс РФ «российский университет кооперации» казанский кооперативный институт (филиал) информационное письмо уважаемые коллеги!
Реферат А. И. Куприн Гранатовый браслет
Реферат Параязык
Реферат Организация деятельности предприятий общественного питания и этапы
Реферат Международный рынок государственных долговых обязательств