Реферат по предмету "Экономика"


Фискальная политика и автоматические стабилизаторы

ВВЕДЕНИЕ
«Фискальная политика — манипулирование
государственным бюджетом,производственными
расходами и налогообложением, для
достижения выдвинутых целей,увеличения
производства и занятости или сниженияинфляции»
К. Р. Макконнелл и С. Л Брю
фискальныйзанятость инфляция налог
Актуальность темы
Фискальная политикаявляется частью финансовой политики и важной составной частью экономическойполитики государства. Я считаю, что исследуемая мною тема, тема фискальнойполитики, на сегодняшний день очень актуальна, так как экономика переживаетдалеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлятьбюджетно-налоговую политику зависит судьба страны и судьба каждого человека,живущего в Республике Молдова.
Целью данной курсовойработы, является рассмотрение проблем и особенностей осуществления натерритории РМ фискальной политики, проводимой правительством РеспубликиМолдова.
Реализация поставленнойцели, предполагает решение задач:
— анализ общих положенийфискальной политики и ее механизма.
— исследованиенаправленности фискальной политики в РМ
— выявление проблемповышения эффективности фискальной политики в РМ
Объектом исследованияданной курсовой работы, является фискальная политика государства,автоматические стабилизаторы и их воздействие на экономику.
Структура работыопределяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёхглав, заключения, библиографии и приложения.
Объём работы составляет 36страницы. Данная курсовая работа содержит 4 рисунка, 1 приложение.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ речь идет о основных методологических аспектах фискальной политики и автоматических стабилизаторов, о их воздействии на экономику страны. Здесь определяются и исследуются основные задачи фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Описана сущность основных инструментов бюджетно-налоговой политики (государственных расходов(G) и налогов(Т)).
ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ рассматриваются особенности бюджетно-налоговой политики Молдовы. Здесь выявлены содержание и направленности налоговой системы Республики Молдова. Подробно рассмотрен один из основных налогов Республики Молдовы, который является регулирующим доходным источником бюджетной системы — подоходный налог с физических лиц.
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ идет речьо эффективности фискальной политики в Республике Молдова. Целью Правительстваявляется служение на благо всей страны в целом и каждого гражданина вотдельности. Повышения эффективности бюджетно-налоговой политики являетсязадачей Правительства. Эффективность и качество государственной службы лежат воснове современного публичного управления, ориентированного на достижениеконкретных результатов. В данной главе рассмотрены именно проблемы повышенияэффективности фискальной политики, задачи Правительства и непосредственнаядеятельность Правительства Республики Молдова по осуществлению данных задач.

ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Фискальная политика представляет собой деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.
Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации, делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. Прямые это-изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Косвенные – изменения в налогообложении(ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Уровень государственных расходов, налоговых поступлений может изменяться даже если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.
Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они действуют автоматически. Способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.
Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства, сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.
2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства, увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.
Существуют и другие формы встроенных автоматических стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта.
~ Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
~ Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
-Стимулирующая фискальная политикапроводится в тех случаях, когда равновесный уровень производства меньшепотенциального. Государство может воздействовать на совокупный спрос черезналоги, или государственные закупки, или используя сразу оба инструментафискальной политики. Когда увеличиваются государственные закупок (G ) илиснижаются налоги(T), кривая совокупного спроса сдвигается вправо(AD). (см. рисунок1). Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту государственногобюджета.
/>
Рис. 1 Виды фискальнойполитики
-Сдерживающая фискальнаяполитика действует в ситуации инфляционного разрыва (когда равновесный уровеньпроизводства больше потенциального). Данная политика предусматривает увеличениеналогов, уменьшение госзакупок, или совмещение этих двух методов.
Ограничительнаяфискальная политика приводит к излишку госбюджета. (см. рисунок 1.)
Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы (G) и налоги (Т).
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядкеуплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия,организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но ибезвозмездны и принудительны. С их помощью государство воздействует на многиеэкономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлятьопределенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей ирегионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать наинвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценныхбумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Функции налогов:
Фискальная функция — основная, характерная для всехгосударств. Посредством фискальной функции системы налогообложения мобилизуютденежные средства, необходимые государству для выполнения его функций иудовлетворения общенациональных необходимых потребностей. Размер налоговогобремени в стране определяется суммой расходов государства на управление,оборону, содержание суда, органов общественного порядка, на хозяйственно-организаторскуюдеятельность, социальные нужды и другие. Чем больше функций возложено нагосударство, тем оно должно больше мобилизовать налогов в бюджет. С другойстороны, размер налогового платежа определяется в зависимости от доходов,объема потребления, стоимости имущества, находящегося в собственностиплательщика.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги какактивный участник перераспределительных процессов оказывают существенноевлияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая илиослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спроснаселения. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнемуфискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланскорпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечнаяцель налогового регулирования — обеспечить непрерывность инвестиционныхпроцессов, рост финансовых результатов бизнеса, и тем самым способствоватьросту централизованного фонда денежных средств государства.
Современная налоговаясистема включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые икосвенные налоги.
· Прямые налогиустанавливаются непосредственно на доход или имущество. К числу прямых налоговотносятся:
-Реальные налоги ( нанедвижимость, на ценные бумаги, поземельный)
-Личные налоги (налог наприбыль корпораций, подоходный налог с населения, налог на сверхприбыль, налогна доходы от денежных капиталов, налог с наследства и дарений, поимущественныйналог)
· Косвенные налоги— это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные втариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы,которые перечисляет государству.
К косвенным налогамотносятся:
-Акцизы
-Налог на добавленнуюстоимость
-Таможенные пошлины
-Налог с продаж
В зависимости отхарактера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на:
— Аккордные налоги –устанавливаются правительством независимо от уровня дохода или объема закупок.
— Пропорциональные налоги– определяются по налоговой ставке и зависят от величины дохода.
Рассмотрим, как изменитсяпотребление (С), если правительство взимает аккордные и пропорциональныеналоги. Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровнярасполагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления: c /> до />, где С1 – уровень потребления довведения налога; С2 – уровень потребления после введения налога; С0 – уровеньпотребления при нулевом доходе; МРС – предельная склонность к потреблению; Y –доход; Т – налог.
Когда же налоговыеизъятия (пропорциональные налоги )зависят от уровня дохода, общая сумманалоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода: />, соответственно, потребление послевведения налога (С2) составит: />. Таким образом,введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе иопосредованно на равновесном ВНП (см. рис.2).
/>
Рис. 2. Влияниеувеличения налогов на объем производства (ВНП)
Первоначально, когдасовокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) иинвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1.Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y – Т), что ведетк сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объемпроизводства сокращается до уровня Y2. Снижениеналогов вызовет противоположный эффект – объем производства будетувеличиваться. Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным,мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся)на величину />, то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем />.
Налоговый мультипликатор- отношениеизменения валового национального продукта к изменению величины налогов.Согласно кейнсианскому подходу, налоги являются важным инструментом фискальнойполитики и могут стимулировать деловую и инвестиционную активность. Снижениеналогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую частьденежных средств, чем величина снижения уровня налога.
MРт = MPC/1-MPC
где МРт- налоговый мультипликатор;
МРС- предельная склонность к потреблению.
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значениемультипликатора меняется. Поскольку MPC корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговыймультипликатор приобретает вид:
MPт = МРС/1-МРС(1-t)
При снижении ставки налога увеличивается уровеньрасполагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всехсмежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционногомультипликатора. При понижении ставок налога(r) уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет,что приводит к росту располагаемого дохода и равновесный ВВП увеличивается.
При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резкоснижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 3) отражаетзависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справаот точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) вкраткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений вбюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы ктрудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

/>
Рис. 3. Кривая Лаффера
 
Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы ( G ).
Существуют расходывоенные, экономические, на социальные цели, на внешнеэкономическую ивнешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления. Эта частьгосударственного бюджета обеспечивает потребности правительства в финансовыхресурсах.
На рисунке 4 изображенграфик влияния Государственных расходов на совокупный спрос.
Совокупные расходы
/>
Рис.4. Влияниегосударственных расходов на совокупный спрос.
Точка А на графикепоказывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. Врезультате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величинуинвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения иинвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весьпроизведенный ВНП в объеме ОВ будет предъявлен спрос населения и предприятий.Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобноепотребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точкимакроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходыувеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют ростсовокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. Врезультате государственных закупок спрос увеличивается на величинугосударственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равныпотреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам ибудут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+Iпоказывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом,государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос,что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесныйуровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства.
Исходя из данных рассужденийможно записать, что
BHП=C+I+G,
где С — потребительскийрасход населения, I — инвестиции предприятия, G — государственные расходы на закупку товаров и услуг.
Фискальная политикавоздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственныхрасходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.
Государственные расходыоказывают непосредственное влияние на объемы национального производства изанятость населения.
Мультипликаторгосударственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращениягосударственных расходов на закупку товаров и услуг:
/>
MPg = 1/1-MPC
где МРg – мультипликатор государственных расходов;
МРС – предельная склонность к потреблению.
Рост объемагосударственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции.Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукциипредполагает, что во время спада государственные закупки могут бытьиспользованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов,сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.
Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств.
Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективу должны быть сбалансированы.
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги.
Трансферты – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.
 
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
Фискальная политика РеспубликиМолдова может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать настабильность национальной экономики. Проводя политику стабилизации,правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясьприблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержатьстабильность цен. Государственный бюджет Молдовы используется для ускоренияэкономического роста, генерирования занятости и направления ресурсов на целисокращения бедности. Баланс бюджета Республики Молдова можно представить в приложении1. Основными статьями государственного бюджета являются доходы и расходыгосударства. Государственный бюджет на 2008 год утвержден был по доходам всумме 14658,0 миллиона леев, по расходам в сумме 14881,7 миллиона леев, сдефицитом в сумме 223,7 миллиона леев. Раздел «Доходы» включаетдоходы без грантов и гранты.
Расходная же частьгосударственного бюджета, включает расходы на:
— Государственные услуги общего назначения
— Международная деятельность
— Национальная оборона
— Международная деятельность
-Юстиция
-Конституционнаяюрисдикция
— Поддержание общественного порядка и национальная безопасность
-Образование
-Наука иинновации
-Культура,искусство, спорт и мероприятия для молодежи
-Социальноестрахование и социальная помощь
-Охранаокружающей среды и гидрометеорология
— Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
-Сельское,лесное, рыбное и водное хозяйство
— Обслуживание государственного долга
-Пополнениегосударственных резервов и другие.
Способность правительствапроводить политику роста, ориентированного на снижение бедности, будетоставаться ограниченной до тех пор, пока оно не сможет рефинансироватьостающиеся многосторонние и двусторонние долги. Для этого ему необходимосотрудничество со стороны многосторонних и двусторонних кредиторов. Успешныеусилия по снижению бремени внешнего долга поставят правительство в болеевыгодное положение в переговорах с этими кредиторами. Помимо проблемы долга,Правительство имеет определенную гибкость и способность расширить диапазонвариантов. Частично, его успех зависит от способности мобилизовать внутренниересурсы. Правительство должно увеличить долю расходов, направляемых наэкономические услуги, а также на государственные инвестиции в экономическуюинфраструктуру. Большая часть инфраструктуры страны физически устарела, и такиеинвестиции просто необходимы, это может создать значительный стимул дляэкономического роста; правильно спроектированные государственные инвестициимогут стимулировать приток частных инвестиций.
Мобилизация налоговыхдоходов является критическим моментом для осуществления стратегииэкономического роста, базирующегося на инвестициях, и сокращения бедности.
Налоговая системаРеспублики Молдова представляет собой совокупность предусмотренных налоговымзаконодательством налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов ихустановления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.Налоговое законодательство состоит из Кодекса и иных законодательных актов,принятых в соответствии с ним. Нормативные акты, принимаемые Правительством,Министерством финансов.
Налоговая система РеспубликиМолдова призвана:
1) обеспечить болееполную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которойневозможно проводить социально-экономическую политику государства;
2) создать условия длярегулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферамхозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределениядоходов различных групп населения.
Важной составной частьюналоговой системы является установление на законодательном уровне видовналогов, а также распределение доходов от налогов между бюджетами разногоуровня или зачисление их во внебюджетные фонды. Количество налогов, формирующихналоговую систему, различно в разных государствах и колеблется, в основном, от10 до 30. Наиболее распространенными налогами в мире являются налоги на личныедоходы, на прибыль корпораций, на имущество, на потребление (налог с продаж,акцизы, налог на добавленную стоимость), платежи на социальное страхование.
В налоговой системеМолдовы применяются различные типы налогообложения: пропорциональные(подоходный налог с юридических лиц), прогрессивные (подоходный налог сфизических лиц) и регрессивные (акцизы и другие косвенные налоги).
Также в налоговой системеМолдовы выделяют еще одну группу налогов, с помощью которых регулируются доходыбюджетов разных уровней. Регулирующими доходами называются средства,передаваемые из вышестоящего бюджета сверх закрепленных доходов в виде отчисленийот общегосударственных налогов для покрытия расходов, предусмотренныхсоответствующим бюджетом. В соответствии со статьей 6 Налогового Кодексарегулирующими доходными источниками бюджетной системы в Республике Молдоваявляются: подоходный налог, НДС (в части налога на добавленную стоимость натовары и услуги, произведенные и оказанные в РМ) и сборы, взимаемые в ДорожныйФонд (в части сбора за пользование автомобильными дорогами с владельцевтранспортных средств, зарегистрированных в Республике Молдова).
Вопросами налогообложенияи сбора налогов занимается специальный налоговый аппарат, который, как правило,находится в составе Министерства финансов. Контроль за правильным исчислением,полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежейвозложен на налоговые органы — органы Государственной налоговой службы.
В Республике Молдовавзимаются республиканские (государственные) и местные налоги (пошлины) и сборы.Общее количество их составляет около 30. В местные бюджеты целиком поступают налогина недвижимое имущество, налог на использование природных ресурсов и некоторыенезначительные налоги. К общегосударственным налогам в Республике Молдоваотносятся подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы и приватныйналог.
Хотелось бы рассмотретьпоподробней один из основных налогов Республики Молдова, который являетсярегулирующим доходным источником бюджетной системы — подоходный налог сфизических лиц. В системе прямых налогов подоходный налог с физических лиц занимаетведущее место, он взимается в соответствии со вторым разделом Налоговогокодекса и законом о государственном бюджете на соответствующий год.
Субъектаминалогообложения являются граждане, получающие доходы в Республике Молдова излюбых налогооблагаемых источников.
Объектом налогообложенияявляется валовой доход, полученный налогоплательщиком в течение года из всехисточников, за исключением освобождений, на которые он имеет право.
В валовой доходвключается заработная плата, гонорары, комиссионные, премии и другие виды вознаграждений.К облагаемым доходам относятся также льготы, предоставленные работодателем:выплаты, осуществляемые работодателем в целях возмещения личных расходовработника; аннулированная сумма долга работника перед работодателем; доплаты,осуществляемые к любому платежу работника за жилье и другие. В валовой доходработника не включаются следующие виды дохода:
• страховые суммы,полученные по договору страхования;
• компенсации,полученные в возмещение вреда в случае повреждения здоровья, в том числе инвалидности;
• стипендииучащимся, студентам и аспирантам;
• имущество,полученное в порядке дарения или наследования;
В законодательствоЗаконом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательныеакты» № 111-ХУ1 от 27.04.07 г., было внесено значительное количествоизменений по подоходному налогу, которые применяются с 2008 года. Итак,некоторые положения звучат следующим образом:
1.Начиная с 2008года, ставка подоходного налога для юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей (предприятий) и крестьянских (фермерских) хозяйств составляетноль процентов. При этом данные категории налогоплательщиков определяютналогооблагаемый доход, исчисляют износ в налоговых целях, представляютДекларацию о подоходном налоге и т. д. в общеустановленном порядке.
2.Уменьшенамаксимальная ставка подоходного налога для физических лиц — граждан с 20% до18%, при этом вместо трех ставок (7%, 10%, 20% — в 2007 году) сейчас двеставки: 7% — для облагаемых доходов до 25200 леев и 18% — для облагаемыхдоходов свыше 25200 леев.
3.Уменьшена ставкаподоходного налога для частных нотариусов с 20% до 18% ежемесячного облагаемогодохода.
4.Увеличены размерличного освобождения с 5400 леев до 6300 леев и размер освобождения на каждогоиждивенца с 1440 лей до 1560 леев.
5.Начиная с01.01.08 г., дивиденды являются источником, облагаемым подоходным налогом, какдля юридических, так и для физических лиц независимо от места их происхождения(от резидентов или от нерезидентов РМ). При этом, не будут облагаться налогомдивиденды, получаемые физическими лицами — резидентами, относящихся к налоговымпериодам до 1 января 2008 года.
6.Хозяйствующиесубъекты, должны будут окончательно удерживать, уплачивать в бюджет в сроки,установленные частью (1) статьи 92 НК, налог в размере 15 процентов с: (а)дивидендов, за исключением выплаченных хозяйствующим субъектам-резидентам; (b) выплат в пользу физических лиц, какв денежной, так и в неденежной форме, сумма которых не вычитается в налоговыхцелях и не классифицируется как налогооблагаемый доход для физических лиц.
Начиная с 01.01.08 г.,при осуществлении выплат в виде дивидендов в пользу физических лиц — граждан,предприятия должны будут осуществлять окончательное удержание подоходногоналога у источника выплаты в размере 15 % за исключением дивидендов, получаемыхфизическими лицами — резидентами, относящихся к налоговым периодам до 1 января2008 года. При этом окончательное удержание налога освобождает получателейдохода в виде дивидендов от их декларирования и включения в налогооблагаемуюбазу.
7.Начиная с01.01.08 г., при осуществлении выплат в виде дивидендов в пользу нерезидентов,а также из платежей, направленных на выплату нерезиденту как в денежной, так ив неденежной форме, сумма которых не вычитывается в налоговых целях,хозяйствующие субъекты — резиденты РМ должны будут удерживать подоходный налогу источника выплаты в размере 15% от суммы, направленной на выплату.
8.      При оплатепроцентных начислений за процентный заем, взятый от физического и/илиюридического лица, кроме финансовых учреждений, хозяйствующие субъекты будутиметь право на вычет процентных начислений только в пределах ставкирефинансирования Национального банка Молдовы в ноябре года, предшествовавшегоотчетному налоговому году.
9.Не облагаютсяподоходным налогом, начиная с 01.01.08 года, доходы в виде роялти физическихлиц в возрасте 60 лет и старше. Удержание подоходного налога из источников, необлагаемых налогом, не производится.
10.Физическиелица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, сдающие иным лицам вовладение или пользование недвижимую собственность, будут уплачивать налог вразмере 5 процентов из стоимости договора. Указанные лица будут обязаны втечение 3 дней с даты заключения договора зарегистрировать заключенный договорв налоговом органе, в котором обслуживаются. Уплата этого налога будетосуществляться ежемесячно, не позднее второго числа текущего месяца илиавансом.
11.Одновременно свнесением, начиная с 01.01.08 г., ставки налога для хозяйствующих субъектов вразмере ноль процентов, установлен штраф за уменьшение налогооблагаемогодохода, задекларированного налогоплательщиком в размере 25 процентов отнедекларированной суммы налогооблагаемого дохода.
Изменения в налогах могутпроисходить автоматически (без специальных законодательных решений) с помощьювстроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность наоснове саморегуляции. Налоговые ставки являются автоматическимистабилизаторами. Хотелось бы помимо подоходного налога с физических лиц,рассказать о налоге на добавленную стоимость, о его ставках установленных в РеспубликеМолдова.
-стандартная ставка, вразмере 20 % от облагаемой стоимости импортируемых товаров и услуг и поставок,осуществляемых на территории Молдовы;
-сниженные ставки вразмерах:
1. 8 % — на хлеб и хлебобулочные изделия,молоко и молочные продукты, поставляемые на территорию Республики Молдова, заисключением предназначенных для детей продовольственных товаров;
2. 8 % — на лекарства, как предусмотренныев Государственном реестре медикаментов, так и разрешенные Министерствомздравоохранения, импортируемые и/или реализуемые на территории РеспубликиМолдова, а также лекарства, изготовленные в аптеках по магистральным рецептам,содержащие одобренные ингредиенты (лекарственные вещества);
3. 8 % — на товары,импортируемые и/или поставляемые на территорию Республики Молдова;
4. 5 % — наприродный и сжиженный газ как импортируемый, так и поставляемый на территорииРеспублики Молдова;
-нулеваяставка, по нулевойставке НДС облагаются следующие поставки:
· товары наэкспорт;
· импорт и/илипоставка на территорию страны товаров, услуг, предназначенных для официальногопользования дипломатическими представительствами в Республике Молдова и дляличного пользования или потребления лицами, составляющими дипломатический иадминистративно-технический персонал этих представительств, членами их семей,которые проживают совместно с ними, на взаимной основе, а также товаров, услуг,предназначенных для официального пользования иными приравненными к дипломатическимпредставительствами в Республике Молдова и для личного пользования илипотребления лицами, составляющими дипломатический и административно-техническийперсонал этих представительств, членами их семей, которые проживают совместно сними. Порядок применения НДС по нулевой ставке в таких случаях определяетсяПравительством;
· товары, услуги,поставляемые в зону свободного предпринимательства из-за пределов таможеннойтерритории Республики Молдова, поставляемые из зоны свободногопредпринимательства за пределы таможенной территории Республики Молдова,поставляемые в зону свободного предпринимательства с остальной части таможеннойтерритории Республики Молдова, а также поставляемые резидентами различных зонсвободного предпринимательства Республики Молдова друг другу;
· услуги,оказываемые предприятиями легкой промышленности на территории РеспубликиМолдова в рамках контрактов по переработке в таможенном режиме переработки натаможенной территории. Список хозяйствующих субъектов, видов услуг, которые подпадаютпод действие настоящего пункта, а также порядок администрирования таких услугустанавливается Правительством;
· товары,поставляемые в магазины duty-free.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
Благосостояние народа ипрогресс общества являются смыслом деятельности Правительства. ЦельюПравительства является служение на благо всей страны в целом и каждогогражданина в отдельности. Эффективность и качество государственной службы лежатв основе современного публичного управления, ориентированного на достижениеконкретных результатов. Ограниченность финансовых средств диктует повышеннуютребовательность к процессу установления приоритетов, стратегическогопланирования и эффективного использования выделенных средств.
Итак, хотелось бы начатьс одной из проблем повышения эффективности фискальной политики РМ:
· Повышение качества государственного управления.
ПравительствоРеспублики Молдова твердо намерено развивать компетентное, профессиональное иэффективное публичное управление, направленное на предоставление качественныхуслуг обществу. Необходимо сократить численность государственного аппарата иповысить эффективность его деятельности. Усилия по улучшению достиженийпубличного управления будут направляться на повышение качества публичных услуг,предоставляемых гражданам, улучшение имиджа страны внутри и за ее пределами, атакже снижение административных расходов.
Данныйстратегический подход Правительства Республики Молдова может быть реализованпутем выдвижения следующих задач на среднесрочный период:
1. перераспределениекомпетенций и функций центральных административных органов, улучшениеменеджмента человеческих ресурсов, повышение профессионального уровнягосударственных служащих и ускорение развития эффективного процесса принятиярешений;
2. оптимизация числапубличных учреждений и государственных служащих в целях повышения эффективностииспользования финансовых ресурсов и приоритетного их направления напредоставление более качественных публичных услуг;
В целях достижения задачна среднесрочный период Правительство Республики Молдова будет осуществлятьнепосредственную деятельность по трем основным направлениям:
1. реформацентрального публичного управления;
2. прозрачность иэффективность использования публичных финансов;
3. борьба скоррупцией.
· Повышение конкурентоспособности экономики
ПравительствоРеспублики Молдова твердо намерено развить сильную, динамичную и гибкуюэкономику. Экономическая модель, основанная на относительно низкой стоимостирабочей силы, не способна привести к среднесрочному и долгосрочному устойчивомуэкономическому росту, а макроэкономическая стабильность и значительный ростнациональной экономики, которые имели место в течение последних лет, вызваныструктурными реформами, которые привели к расширению частного сектора,повышению эффективности предприятий с государственным капиталом и быстромусозданию рабочих мест в строительстве и торговле. Правительство намеренообеспечивать и дальше качественный экономический рост на базе потенциалаэффективности, накопленного благодаря развитию частного сектора и укреплениюконкуренции. Развитый финансовый рынок необходим для качественногоэкономического роста. Правительство в сотрудничестве с Национальным банкомМолдовы и Национальной комиссией по финансовому рынку будет стремиться кукреплению конкуренции в финансовой системе, преследуя цель развитияинфраструктуры рынка в форме новых финансовых институтов и инструментов, атакже снижение стоимости посреднических услуг.
Инфраструктураявляется приоритетной областью государства. Правительство приняло решениемаксимально использовать собственные средства, новые формы сотрудничества(такие, как частно-государственное партнерство) и внешние средства дляреабилитации инфраструктуры национальной экономики.
В зависимостиот существующей ситуации стратегический подход Правительства Республики Молдоваможет быть реализован путем продвижения следующих среднесрочных целей:
1. сохранениемакроэкономической стабильности, предсказуемости мер экономического характера,призванных ускорить темпы роста доходов населения и создать необходимые условиядля опережающего роста сбережений по сравнению с текущим потреблением;
2. увеличение объемаинвестиций, в том числе прямых иностранных, в национальную экономику, что позволитповысить конкурентоспособность существующих секторов, модернизировать иреструктуризировать национальную экономику и создать новые эффективные сектора,ориентированные на экспорт;
3. сокращениеструктурных и региональных диспропорций в развитии национальной экономики;
4. рост экспорта,производства импортозамещающих товаров и услуг в целях улучшения балансатоваров и услуг;
5. повышение уровняиспользования в национальной экономике результатов научных исследований иинноваций в целях стимулирования экономической конкурентоспособности;
6. обеспечение болееэффективной связи между предложением рабочей силы и спросом на рынке труда, втом числе сокращение уровня и продолжительности безработицы среди молодежи,путем создания более привлекательных рабочих мест;
7. развитиеинфраструктуры с последующим улучшением ее качества и интеграцией врегиональные транспортные сети.
Благосостояние народа,обеспечение будущего страны и процветание Молдовы составляют цель и движущуюсилу деятельности Правительства.
С моментаобретения Молдовой независимости фискальная политика по большей частисдерживала экономический рост, и для изменения этой ситуации необходима новаяфискальная политика.
Увеличениегосударственных расходов могло бы способствовать экономическому росту,ориентированному на сокращение бедности, и с уверенностью можно утверждать, чтоэто стимулировало бы частные инвестиции со стороны молдавского бизнеса инаселения. Увеличение государственных расходов может быть осуществлено за счетрасширения бюджетного дефицита, финансируемого либо продажей долговыхобязательств населению, либо монетизацией государственного долга. Ни один изэтих методов финансирования не оказывает существенного влияния на инфляцию. Помоему мнению, сколько бы не был велик дефицит социальных расходов в Молдове,увеличение государственных расходов должно быть сфокусировано нагосударственных инвестициях. Молдове необходима консолидированная и хорошоскоординированная Программа государственных инвестиций, которая ставила быперед правительством более масштабные задачи, была бы более целенаправленна наэкономический Рост и на снижение уровня бедности.
Снижениерасходов на экономические услуги (реальный сектор, инфраструктура) должно бытьпрекращено, чтобы повысить потенциал роста экономики
Банковскиепроцентные ставки для частного слишком высоки в Молдове, и оказывают негативноевлияние на цены, что усугубило экономический спад, стагнацию и искусственнозадержало восстановление. НБМ должен рассмотреть возможность дальнейшегоснижения процентных ставок, нацеливаясь на достижение реальной ставки впределах 4-5%; Для этого необходимо более строгое регулирование частногобанковского рынка.
На мой взгляд,Правительство должно увеличить долю расходов, направляемых на экономическиеуслуги, а также на государственные инвестиции в экономическую инфраструктуру.Большая часть инфраструктуры страны физически устарела, и такие инвестициипросто необходимы, это может создать значительный стимул для экономическогороста; правильно спроектированные государственные инвестиции могутстимулировать приток частных инвестиций.
Снижениеставки налогообложения прибыли предприятий, делает Молдову «налоговойгаванью» для иностранных инвесторов. Наряду со снижением налоговой ставки,правительство планирует увеличение доходов от налога на прибыль предприятий.
Проблемой,стоящей перед Правительством, является тенденция к снижению после 1997 г. доли налогов в общих государственных доходах. Учитывая эту тенденцию, снижение ставокналогообложения прибыли и доходов физических лиц представляется нелогичным.Рекомендуется сохранить структуру налогообложения доходов физических лиц,существующую в 2003 году, и вернуть ставку налога на прибыль на уровень 25%,что способствовало бы созданию устойчивой фискальной системы, учитывающейнеобходимость снижения уровня бедности и повышения темпов экономического роста.
Правительство стремитсяуменьшить масштабы уклонения от уплаты налогов, но снижение ставокналогообложения вряд ли поможет в достижении этой цели. Достичь сокращенияуклонения от уплаты налогов на прибыль и на доходы физических лиц можнопосредством механизмов, которые доказали свою эффективность в другихевропейских странах. Правительство должно сосредоточиться на повышенииналоговых доходов в рамках более прогрессивной налоговой структуры.
Правительствоможет повысить эффективность НДС, ориентируясь на его более прогрессивнуюструктуру. Ставку налога на прибыль предприятий следует вернуть до уровня 25%.Для направления бюджетной политики в русло снижения уровня бедности нужно,чтобы Министерство финансов сделало обязательной оценку влияния каждогогодового бюджета на уровень бедности. В равной степени важно было бы проводитьоценку тендерного эффекта каждого бюджета, уделяя отдельное внимание бедным домашнимхозяйствам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотревфискальную политику, я пришла к следующим выводам, что фискальная политика,проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налогови государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, навеличину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов иувеличение расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, инаоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшаетсовокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказыватьнегативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политикисостоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаютсяна объеме ВНП с мультипликативным эффектом.
Изменения вналогах и расходах могут происходить либо автоматически (без специальныхзаконодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которыеподдерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо врезультате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика). Взависимости от преследуемых целей фискальная политика может носитьстимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политиканаправлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов иувеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политикистановится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена насужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственныхрасходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлениембюджетного излишка.
Рассмотрев фискальнаяполитику Республики Молдова, хотелось бы отметить, что она может какблаготворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильностьнациональной экономики. Проводя политику стабилизации, правительство используетмеры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпускапродукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен.Государственный бюджет Молдовы используется для ускорения экономического роста,генерирования занятости и направления ресурсов на цели сокращения бедности. Ясчитаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять егодоходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Налоговая системаРеспублики Молдова, на мой взгляд, призвана обеспечивать более полную исвоевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможнопроводить социально-экономическую политику государства; создать условия длярегулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферамхозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределениядоходов различных групп населения.
Подводя итоги, хотелось бы отметить,что проблема госбюджета и налогов, независимо от места и времени, будетоставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальнаяполитика, как правило, характеризуется достижением макроэкономическойстабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет кстабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектовгосударства.

БИБЛИОГРАФИЯ
 
Законодательные,нормативные акты Республики Молдова, программы Правительства
1. ЗАКОНо государственном бюджете на 2008 год, N 254-XVI от 23.11.2007 МониторулОфичиал N 192-193/745 от 13.12.2007
2. Программа деятельности Правительства Республики Молдова «Прогресси интеграция» (http://www.moldpres.md/banner/2008/rus.html)
Книги и статьи
3. Джон Уикс, Д. Андреа, С.Джохан, Т.Маккинели, Сиддик Османи, Республика Молдова: экономические политики для роста, занятости и сокращениябедности.; SIDA, UNDP MOLDOVA, DFID, Кишинёв 2005г.
4. Карпец О.В. Экономическая теория. Ч.2. Макроэкономика.Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 1999.
5. Л.Никитина, В.Бучацкая, Н.Кику, Л.Бэчой, " Государственные финансы "Кишинев 2004, МЭА
6. Матвеевой Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций дляэкономистов», 2001 год
7. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы иполитика В 2-х т.: Пер с англ. Т. 1. — М: Республика, 1992.
8. Редакцией профессора Т.Г Морозовой,«Государственнаяэкономисъческая политика» ЮНИТИ, Москва 2006г.
9. Стенли Шифер, Рудичер Дорибуш, Шмалензи " Экономика", Москва 1993, ДЕЛО.
10. С.Темрин, Ю.Ликий, П.Гричук, «Секреты налоговойкухни», Кишинев 2008, CONCEPT
11. Учебное пособие под общей ред. В.Е. Ланкина, МЕНЕДЖМЕНТОРГАНИЗАЦИИ: Таганрог: ТРТУ, 2006.
Интернет-источники
12. www.minfin.md/ru/nationalbuget/lowsreglament/
13.http://www.allmoldova.com/index.php?action=viewdoc&id=1062268543&lng=ru
14. www.customs.md/index.php?id=524
15.http://www.bank24.ru/info/glossary/?srch=%D4%C8%D1%CA%C0%CB%DC%CD%C0%DF+%CF%CE%CB%C8%D2%C8%CA%C0
16. economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/6/7/
17. www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_E72698DF-B939-4895-B9F1-C51B52896E6D.html
18. ics2.ru/resourcemanager/viewword/?WORD=4398

Приложение 1Свод государственного бюджета, тыс.леев Раздел/ основная группа Всего В том числе основной компонент специальные средства специальные фонды проекты, финансируемые из внешних источников Доходы, всего 14658000,0 13087683,2 957277,2 168951,6 444088,0 Доходы (без грантов) 100 13482912,0 12356683,2 957277,2 168951,6 Гранты 400 1175088,0 731000,0 444088,0 Расходы, всего 14881700,0 12606167,9 957277,2 173195,0 1145059,9 Государственные услуги общего назначения 1 1017454,5 708335,4 164362,1 144757,0 Международная деятельность 2 267447,6 252492,4 14955,2 Национальная оборона 3 279441,1 245441,1 34000,0 Юстиция 4 288369,9 250319,7 36535,2 1515,0 Конституционная юрисдикция 4 4778,9 4778,9 Поддержание общественного порядка и национальная безопасность 5 984935,1 898826,8 86108,3 Образование 6 1580768,2 1029327,6 429699,6 30565,0 91176,0 Наука и инновации 7 393600,0 368100,0 25000,0 500,0 Культура, искусство, спорт и мероприятия для молодежи 8 250622,4 242327,6 5294,8 3000,0 Здравоохранение 9 2083296,9 1875892,7 88367,2 119037,0 в том числе трансферты фондам обязательного медицинского страхования 1477200,0 1477200,0 Социальное страхование и социальная помощь 10 1963132,5 1859581,8 8250,7 86700,0 8600,0 в том числе трансферты бюджету государственного социального страхования 957231,0 957231,0 Сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство 11 776318,8 549785,9 19070,9 4500,0 202962,0 Охрана окружающей среды и гидрометеорология 12 110059,8 31955,8 7000,0 50480,0 20624,0 Промышленность и строительство 13 25320,4 25320,4 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 14 661026,9 484658,9 3128,0 173240,0 Жилищное и коммунальное хозяйство 15 258654,6 145113,7 100,0 113440,9 Топливно-энергетический комплекс 16 172040,3 10430,3 161610,0 Обслуживание государственного долга 17 652663,0 652663,0 Пополнение государственных резервов 18 49105,5 14905,5 34200,0 Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью 19 162639,6 91340,4 1205,2 450,0 69644,0 Деятельность и услуги, не отнесенные к основным группам 20 2966004,0 2930550,0 35454,0 в том числе: — трансферты бюджетам административно-территориальных единиц из Фонда финансовой поддержки территорий 2718500,0 2718500,0 — трансферты специального назначения бюджетам административно-территориальных единиц 155470,0 155470,0 Кредитование минус погашение 23 -65980,0 -65980,0 Дефицит (-); превышение доходов над расходами (+) -223700,0 481515,3 -4243,4 -700971,9 Источники финансирования 223700,0 -481515,3 4243,4 700971,9 Внутренние источники 31200,0 31200,0 Возврат займов, полученных от Национального банка Молдовы -118800,0 -118800,0 Средства от продажи государственных ценных бумаг 150000,0 150000,0 Внешние источники 366443,9 -341018,0 707461,9 Поступление внешних займов 829461,9 122000,0 707461,9 Возврат внешних займов -463018,0 -463018,0 Средства от продажи и приватизации имущества публичной собственности 90000,0 90000,0 Изменение остатков на счетах -263943,9 -261697,3 4243,4 -6490,0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.