Интолерантная личность Евгения Базарова Содержание Введение 3 Краткий пересказ романа 4 Личность Евгения Базарова 5 Положительные качества Евгения Базарова 9 Отрицательные качества Евгения Базарова 11 Интолерантность Базарова 12 Заключение 17 Библиография 18 Введение
Интолерантность (лат. intolerans) – нетерпимость. Противоположность – терпимость, толерантность. Интолерантный – нетерпимый. Интолерантность представляет собой культурную нетерпимость, активное неприятие других ценностных систем, стремление навязать инакомыслящим свою культуру, свой менталитет. Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание
любых авторитетов. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» образовано от латинского слова «nihil», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист - «человек, относящийся ко «всему с критической точки зрения»,
а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». Евгений Васильевич Базаров — персонаж романа И. С. Тургенев «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Краткий пересказ романа Действие романа происходит летом 1859 года.
Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов, приезжает в деревню к своему отцу вместе со своим приятелем, Евгением Васильевичем Базаровым, который, очевидно, имеет сильное влияние на образ мыслей своего товарища. Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он – представитель молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.
Родился Базаров в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны, выучился в университете на доктора (пойдя по стопам отца). В университете Базаров познакомился с Аркадием Кирсановым, с которым вскоре поехал в имение Кирсановых. Затем Базаров знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в неё. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у
Евгения - он «уверовал» в любовь. После этого Базаров едет к своим старым родителям, побыв у них с неделю, едет вновь к Кирсановым, где заигрывает с Фенечкой и стреляется на дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым. Затем Базаров едет к отцу, где начинает лечить всех, кто нуждается в помощи врача. В итоге он заражается тифом и умирает. Перед смертью Базаров видится с Анной Одинцовой. Личность Евгения
Базарова Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит о его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая; отец Базарова говорит о своем сыне, что он у них отроду лишней копейки не взял; по правде сказать, многого и нельзя было бы взять даже при величайшем желании, следовательно, если старик Базаров говорит это в похвалу своему сыну, то это значит, что
Евгений Васильевич содержал себя в университете собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность дельно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым; прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие бы то ни было понятия и убеждения; он сделался чистым эмпириком; опыт сделался для него единственным источником познания,
личное ощущение - единственным и последним убедительным доказательством. «Я придерживаюсь отрицательного направления говорит он в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения - это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу».
Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина. То, что восторженные юноши называют идеалом, для
Базарова не существует; он все это называет «романтизмом», а иногда вместо слова «романтизм» употребляет слово «вздор». Несмотря на все это, Базаров не ворует чужих платков, не вытягивает из родителей денег, работает усидчиво и даже не прочь от того, чтобы сделать в жизни что-нибудь путное. В связи с этим возникает вопрос: а что же удерживает Базарова от подлых поступков и что побуждает его делать что-нибудь путное?
Этот вопрос поведет за собою следующее сомнение: уж не притворяется ли Базаров перед самим собою и перед другими? Не рисуется ли он? Может быть, он в глубине души признает многое из того, что отрицает на словах, и, может быть, именно это признаваемое, это затаившееся спасает его от нравственного падения и от нравственного ничтожества. Тургенев называет своего «нигилистом», то есть человеком, который «ко всему относится с критической
точки зрения». Окончив университет, он начинает интересоваться естественными науками: химией, физикой, ботаникой, зоологией, медициной. Базаров даже «хочет держать на доктора». Увлечение этими науками - типичная черта культурной жизни России шестидесятых годов. Именно это научило главного героя «не принимать ни одного принципа на веру», он «не склоняется ни перед какими авторитетами». Можно сказать, что
Евгений Базаров - сильная личность, человек огромного ума и воли: он неотступно защищает свои взгляды и убеждения и твердо стоит на своем. Считая, что настало новое время, время науки и знаний, он постоянно подчеркивает, что Кирсановы – «старички», или «старые романтики», «люди отставшие» и «их песенка спета». Базаров привык надеяться на самого себя и на свои силы. Убеждение в том, что «всякий человек сам себя воспитать должен», ставит героя на ступень выше, подтверждает
его сильную волю. Наверное, он сумел бы даже отдать жизнь во имя своего дела. Придавая огромное значение науке, молодой «нигилист» совершенно отрицает живопись и поэзию. Искусство для него - извращение, гниль, чепуха. Сначала даже может показаться, что ему чуждо такое светлое и чистое чувство, как любовь. Базаров не унижается перед любимой женщиной, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, самого яркого представителя поколения «отцов», который является одним из
главных антиподов Евгения Базарова. Так как главное в жизни Евгения - изучение естественных наук, то даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров - материалист, считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию - все, что связано с духовным миром человека.
Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения. И в то же время герой Тургенева - умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий.
Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители - небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: «Мой дед землю копал», и не стесняется этого. Но в богатом аристократическом доме Кирсановых существуют свои «принципы».
И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-«нигилиста» Базарова. Павел Петрович считает его «гордецом, нахалом, циником, плебеем», Николай Петрович «побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам - романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы.
Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого «нигилиста», хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений.
Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его «нигилизм». Речь Евгения Васильевича отличается простотой, лаконичностью, наличием пословиц, афоризмов, содержательных
реплик. Он совсем не стремится говорить красиво, но все его краткие и вместе с тем полные глубокого смысла реплики указывают на начитанность и остроумие героя, свидетельствуют о знании им жизни. Наличие латинских терминов в речи естественника-медика говорит о том, что он хорошо знает свое дело. В Базарове нет барской изнеженности, которая присуща всем дворянам того времени. Положительные качества Евгения Базарова Как только в романе появляется
Евгений Базаров, внимание читателя сразу же привлекает его простота и искренность. Его одежда представляет собой простой «длинный балахон с кистями», в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать. К тому же
Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.
Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни, Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом Базаров по-своему прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много
«аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами.
Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений. Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он – яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко
всему неизвестному. Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя
Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания. Отрицательные качества Евгения Базарова Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Это можно заметить по отношению
Евгения к помощи простым мужикам. Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать».
Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» – ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» – каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность – ощущение» К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что ни в коей мере отрицать
нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина – просто «ерунда». Но разве так можно? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу? Человечество просто деградирует. Да и отношение к природе у
Базарова не из лучших: для него «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Базаров не способен любить природу; кажется, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает того, что любовь – это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс. Интолерантность Базарова Базаров всегда вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным: « -
Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… - Все с невыразимым спокойствием повторил Базаров». Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям:
Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Обратим внимание на особый характер полемики Базарова с Павлом Петровичем, на тот нравственный и философский результат её, который не всегда попадал в поле зрения. К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров обвиняет своего ученика в использовании «противоположных общих мест».
На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватое, а в сущности одно и то же». И Базарова, и Павла Петровича можно обвинить в пристрастии к употреблению в споре противоположных общих мест. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них,
Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений называет «прынцип» пустым, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Павел Петрович говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее
всякого поэта!» и т.д. Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник не может терять при этом сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым подчёркнуто отрицается. Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Базаров силён в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в
отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю жизни, герой в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - чувство напускное, всё в ней легко объясняется физиологией, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви
к народу - в пренебрежение к мужику вообще и т.д. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, тем самым ставя себя в трагическую ситуацию. В базаровском складе ума проявляются типические стороны русского народного характера: например, склонность к резкой критической самооценке. Базаров держит в своих сильных руках и «богатырскую палицу» - естественнонаучные знания, которые он боготворит надёжное оружие в борьбе с идеалистической философией, религией и опирающейся
на них официальной идеологией русского самодержавия, здоровое противоядие как барской мечтательности, так и крестьянскому суеверию. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, искусства, философии. Романтической чепухой считает Евгений Базаров и духовную утончённость любовного чувства: «Нет, брат, всё это распущенность, пустота Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.
Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество». Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод, а как предупреждение заносчивому Базарову. Большой изъян ощутим и в базаровском афоризме «природа не храм, а мастерская». Правда деятельного, хозяйского отношения к природе оборачивается вопиющей односторонностью, когда законы,
действующие на низших природных уровнях, абсолютизируются и превращаются в универсальную отмычку, с помощью которой Базаров легко разделывается со всеми загадками бытия. Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не признавать чувство сострадания,
не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже это естественное чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, не согласующейся с законами природы. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие,
темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: « Вы все разрушаете Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело Сперва нужно место расчистить». Прощаясь с Аркадием,
Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не подходит. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения добиться не может а мы биться хотим » В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру
- ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием. Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв
трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью »
Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. Величие Базарова
Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный», а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант
Я нужен России Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать » Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие,
но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о
ней. В этом заключается главный смысл финала. Сам Тургенев признавал, что тот самый герой «все-таки стоит ещё в преддверии будущего». Он писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем».
Заключение В заключение нужно отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий - его приятель и товарищ - должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий - продолжатель традиций своего отца - Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников - карикатурные образы, это пародия на революционеров-
демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что за пределами ее и кругом нее почти совсем нет родственных ей элементов». В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом».
Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет,
он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений. Евгений Базаров «рано родился». Он говорит Аркадию о будущем поколений: «Умницы они будут уже потому, что своевременно они родятся, не то что мы с тобой». Базаров является противником пустых фраз.
Он хорошо понимает недостатки и опасности современного ему общества, «…когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, чуть ли пойдет нам впрок…». Библиография 1. Ефимова, Е.М. К проблеме революции в романах «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Обрыв» И.А. Гончарова [Текст]: Уч. зап.
Орловского гос. пед. ин-та. Кафедра литературы / Е.М. ЕФимова Вып. 4. Орёл, 1964 564 с. 2. Курляндская, Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции [Текст] // Г.Б. Курляндская Тула, 2001 265 с. 3. Курляндская, Г.Б. Человек в природно-нравственных и эстетических измерениях в произведениях
Тургенева [Текст] // Г.Б. Курляндская Спасский вестник, 2001. № 8. С. 5. 4. Лебедев, Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» [Текст] / Ю.В. Лебедев М.: Просвещение, 1982 285 с. 5. Толковый словарь русского языка: В 4 Т./ Под ред.Д. Н. Ушакова М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940. 6.
Тургенев, И.С. Полное собр. соч. и писем в 28 т. [Текст] / И.С. Тургенев Т. 4. С. 370.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |