Пакистан: культура и образование Литература и искусство Урду, государственный язык Пакистана, имеет богатое литературное прошлое. Мушаира (съезд и конкурс поэтов) – уникальная черта культуры урду: поэты декламировали свои стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и оценку. В канонической литературе первоначально преобладали романтические темы.
В наши дни поэты и прозаики пишут о демократии, свободе слова, равенстве возможностей, бедности, голоде, жизни в трущобах, бесправном положении женщин, сложности выхода замуж для горожанок старше 20 лет, тяжелом бремени приданого для родителей невесты. Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами, наибольшей популярностью в
традиционной литературе урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Аниса (Мир Бабар Али), например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммеда в Кербеле. Заук (Шейх Мухаммад Ибрахим) сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового человека.
Мирза Асадулла-хан Галиб (1797–1869) был первым великим писателем, использовавшим разговорный урду в поэтическом и прозаическом жанрах. Его путем пошли в конце 19 в. прозаики Саид Ахмад-хан и Хали (Алтаф Хусейн). Мухаммад Икбал (1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу, его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного
мастерства Икбала. Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны
авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду. Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием. Наиболее знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы
Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи. Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613 – ок. 1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков – Мастер Абдулкарим и
Фазлхак Шайда. Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика – Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689–1752). Видный суфий, поэт насыщал свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст (1739–1826). Известные поэты 18–19 вв писавшие на балучи, – Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд (его
Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных произведений). В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид Хашми. Совет искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах,
музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально – пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке. Образование В Пакистане существуют две системы образования. Традиционная система знакомит учащихся с исламскими
дисциплинами и дает знание урду, арабского и иногда также персидского языка. Наиболее консервативным остается преподавание в духовных школах медресе, функционирующих при мечетях. В высших школах этой системы, дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5–15 лет получают солидную богословскую подготовку, интенсивно штудируя классические мусульманские тексты. В итоге выпускник становится уважаемым ученым человеком – улемом.
Два наиболее известных дар-уль-улума действуют в Карачи и Лахоре. Массовая система образования создавалась англичанами и первоначально строилась по европейскому образцу. Она включает детские сады и школы. После окончания школы открывается возможность поступить в колледж или университет. Университеты расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре, Пешаваре, Кветте, Мултане,
Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и Дераисмаилхане. Политехнические институты имеются в Карачи, Лахоре и Навабшахе, Таксиле, сельскохозяйственные университеты – в Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских колледжей, которые выпускают ежегодно 4000 врачей, многие из них уезжают работать за границу.
В Исламабаде функционирует Открытый университет. Сеть учебных заведений включает также более 400 колледжей, в которых преподают естественные и гуманитарные науки, и ок. 100 профессиональных училищ. Имеются частные вузы, например Университет управления в Лахоре. Уровень грамотности взрослого населения страны невысок – 49% среди мужчин и 23% среди женщин. Музеи и научные учреждения
Крупный археологический музей находится в Мохенджодаро, к югу от Ларканы (пров. Синд), где ведутся раскопки древнеиндийской цивилизации. Другой интересный археологический музей создан на севере Пакистана в Таксиле (к западу от Исламабада), где процветала древняя гандхарская культура. Национальный музей в Карачи располагает ценными археологическими и этнографическими коллекциями, свидетельствующими
о богатом творческом наследии народов Пакистана, а Национальный музей в Лахоре – великолепными историческими экспонатами. Научные исследования в стране финансируются государством и проводятся в научных центрах и университетах. В этом отношении выделяется Исследовательский центр социальных наук при Пенджабском университете, Национальный научный фонд,
Комиссия по атомной энергии и Совет научных и технических исследований. Университет Каид-и Азам в Исламабаде специализируется на исследованиях в области социальных, биологических и ряда других наук. Научные изыскания финансируются в форме грантов Университетским исследовательским фондом. Анализом проблем экономики и демографии занимается Пакистанский институт экономического развития, издающий на английском языке журнал «Пакистан дивелопмент
ривью». Известностью пользуются также Сельскохозяйственный исследовательский центр и Федеральное статистическое бюро. Средства массовой информации. Печать. В стране выходит более 2700 газет и других периодических изданий. Из них ок. 120 публикуются на английском языке и ок. 2500 – на урду. Остальные печатаются преимущественно на языках народов
Пакистана, а также на арабском и персидском. Главные ежедневные газеты включают: на урду – «Джанг», «Нава-и вакт» и «Хурриет», на синдхи – «Хилал-и Пакистан» и «Афтаб», на гуджарати – «Миллат» и «Ватан», на английском – «Пакистан таймс», «Дейли ньюс», «Нейшн» и «Хайбер мейл», на английском и гуджарати – «Доон». «Бизнес рикордер» служит ежедневным источником коммерческой и другой экономической информации на английском языке, а «Фрайди таймс» считается ведущим политическим еженедельником.
Среди ежемесячных изданий наибольший авторитет завоевал «Хералд», а «Нукуш» («Впечатления») считается лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник «Ахбар-и хаватин» («Газета для женщин») рассчитан на женскую читательскую аудиторию. В стране функционируют два информационных агентства: «Ассошиэйтед пресс оф Пакистан» (АПП) и «Пакистан пресс интернэшнл» (ППИ). Радиовещание, телевидение и кино Радиостанции имеются во всех крупных городах страны.
Во многих из них работают телевизионные центры и ретрансляторы передач. Комедии, музыкальные и драматические представления, кинофильмы, народные танцы, юмористические скетчи и соревнования по крикету относятся к разряду самых популярных передач. Транслируются многие американские телевизионные программы. Получает развитие система спутниковой связи. Пакистанцы, особенно из низших социальных слоев в малых
городах и деревне, любят посещать кинотеатры. В фильмах на урду, панджаби, пушту и синдхи сюжет обычно посвящен любовному треугольнику. В них много музыки и танцев, а благородство главных персонажей обычно преподносится в подчеркнуто возвышенном стиле. Образованная прослойка предпочитает смотреть американскую и европейскую кинопродукцию. Спорт Наиболее популярный вид спорта в стране – привнесенный из Англии крикет. Сборная команда Пакистана, одна из сильнейших в мире, борется за лидерство в международных
соревнованиях с соперниками из Великобритании, Австралии, Индии и Вест-Индии. Для руководства и контроля за развитием крикета создан специальный национальный комитет. Другие распространенные виды спорта – футбол, хоккей на траве, большой и настольный теннис, бокс, борьба, тяжелая атлетика, плавание, гольф, поло, сквош и бейсбол. Праздники Главные праздники в стране – День Пакистана (23 марта, когда в 1940 была принята
Лахорская резолюция, в которой содержалось требование создания независимого Пакистана); День Икбала (21 апреля – день рождения национального поэта Мухаммада Икбала); Ид-уль-фитр (праздник разговения по окончании поста в месяц рамадан); Ид-и милад (день рождения пророка Мохаммеда); Ид уль-азха (праздник по случаю паломничества в Мекку); День независимости (14 августа); День рождения основателя
Пакистана Джинны (25 декабря); Новый год (1 января). Отмечаются и некоторые индуистские праздники, например Холи (Праздник красок) или Дипавали (Праздник огней). Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |