Реферат по предмету "Искусство"


§Ь§е§Э§о§д§е§в§С

1. Каковы роль и место Культурологии в системе гуманитарного знания. Преподование культурологии, соответственно, должно предполагать в качестве исходного системообразующего основания эстетическую модель человека и опирается на художественное основание материала 1c1 Безусловно, что культурология ?это гуманитарная дисциплина изучающая культуру в совокупности её цельных исторических форм. Культурология в отличии от философии, не ставит своей задачей раскрыть сущностные


основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель культурологии ? реконструкция культурной картины мира , определяющей целостное мировосприятие человеком конкретной исторической эпохи . 2c.189 Данная цепь реализуется посредством решения ряда задач, таких как анализ целостных срезов культуры установление системы взаимозависимостей различных её элементов, выявление типологических узлов, анализ культурно-исторического прошлого.


Основными методами культурологического познания являются типологический, компаративистский, структурно-функциональный, метод исторической дополнительности и др. Становление культурологического знания связывается с такими мыслителями, как Данилевский, Шпенглер, Тойнби, разработавшими принципиальные положения о природе и специфике цельных исторических форм культуры культурно-исторических типов, внутренних форм со второй половины


XX в. культорологизация западных гуманитарных наук становится всё очевидней. Появляются различные школы культурной антропологии, психоанализа, культурных исследований и др. В настоящее время практически к любому заметному в области гуманитарных наук имени можно прибавить определение культуролог . 2. Каково исходное значение термина культура ? В латинском языке слово cultura первоначально означало возделывание , обработка , например cultura


agri ? обработка земли , лишь только значительно позже оно приобрело значение ? формирование восприятие духа cultura animi. В дальнейшем слово cultura применялось в смысле просвещенности, образованности, воспитанности человека. Отсюда термин cultor имеет значение - воспитатель , наставник 1c.3 Впервые в литературе термин культура встречается в работе Тускаланские беседы 45 г. до н.э. римского оратора, государственного деятеля и философа -


Марка Туллия Цицерона. Он вложил в понятие культуры новое содержание - воздействие на интеллект человека. По-видимому, под влиянием идей Сократа о смысле жизни и предназначении человека Цицерон пришел к выводу, что культура ума - есть философия. Таким образом, с самого начала своего становления понятие культура включала в себя материальные, духовные и этические элементы 3 c.7 Понятие культура в самостоятельном значении встречается у немецкого просветителя


С. Пуфендорфа 1632 1694 гг. Под культурой он понимал все жизненные блага и удобства которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. Причем под усовершенствованием он понимал различные изобретения одежды, языка, знания и т.д. Он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества. Французские просветители Дидро,


Гольбах, Монтескье понимали культуру как некую силу способную избавить человечество от несправедливости, зла, пороков и т.д. Поэтому развитие культурно-исторического процесса они понимали как развитие человеческого разума и просвещенности народа. В современных пособиях по Культурологии дается такое определение культуры Культура-это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, а также способов их создания, усвоения, хранения, передачи.


Таким образом культура функционирует как система ценностей с тех пор, пока активно действует человек как творческое существо. Существует множество типов культуры, которые проявились в человеческой истории. Каждая культура опирается на свою рациональность, свои нравственные идеалы. Каждая культура уникальна и неповторима. 3. Как соотносятся между собой понятия культуры и цивилизации ? Понятие культура находятся во взаимосвязи с понятием цивилизация .


Термин цивилизация происходит от лат. civilisЇгражданский, государственный появился в XVIII в. Впервые его употребил француз В. Мирабо в своей работе Друг людей, или трактат о народонаселении . В настоящие время среди учёных существует несколько точек зрения по вопросу соотношения цивилизации и культуры. Можно выделить несколько вариантов соотношения цивилизации и культуры как синоним понятия культура


, как определённая ступень развития культуры отдельных народов, регионов или мира в целом например Античная цивилизация , как состояние культуры в той или иной области человеческой деятельности напр. техногенная цивилизация В самом широком смысле под цивилизацией понимается определённая стадия развития общественной жизни, которая характеризуется особым разделением труда и самом широком смысле под цивилизацией понимается определённая стадия развития общественной жизни, которая характеризуется особым разделением


труда и различными формами взаимодействия людей. Так английский историк и социолог А.Дж. Тойнби развил концепцию, в которой дается картина жизненных циклов локальных цивилизаций. Он рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия . 1c.51 В германской философии понятия культура и цивилизация вообще противопоставляются.


Так О.Шпенглер определяет цивилизацию как совокупность технико-механических элементов, а культуру как царство органически-жизненного. Из этого он делал вывод, что цивилизация является лишь этапом развития любой культуры, при этом происходит развитие научно-технического прогресса и постепенный упадок искусства и литературы. Рассматривая вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации , одни авторы решают его с позиции религиозного мировоззрения, другие разделяют точку зрения представителей географического


детерминизма, третьи связывают источник развития народов с космосом и его процессами А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилёв . Современный мир - это многообразие цивилизаций и культур западноевропейская,северо-американская, китайская, Российская и т.д. 4. Что такое культурный архетип, менталитет, национальный характер ? Архетип происходит от греч.arche-начало и typos- образ ?понятие восходящее к традиции платонизма и


играющее главную роль в аналитической психологии , разработанная Юнгом. Юнг в аналитической психологии выделяет ? коллективное бессознательное , трактуемое как общечеловеческое основание душевной жизни идивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Архетип ? универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Разработанная Юнгом концепция архетипа оказала значительное влияние на современную


культурологию. 4 c.165 Культурный архетип ? это глубинные культурные установки коллективного бессознательного с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа ?устойчивость и неосознанность. Архетип работает на сохранение культурного генотипа того или иного народа. Культурный архетип проявляется особенно активно в повседневной жизни человека. Люди разные, человек меняется, а чтобы понять логику и смысл их поведения, нужно знать их культурный


архетип. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают, как информацию, обладающую социально-управляющей ценностью . 1 c.59 Следует разграничивать понятия культурный архетип, менталитет и национальный характер. Менталитет - по определению современных культурологов это малоизменяющаяся устойчивая структура сознания, выражающаяся в поведении, жизнедеятельности и рефлексии личности или народа. Эти фундаментальные структуры сознания обусловлены культурой, языком, религией, воспитанием, социальным


общением . 5 c.17 Термин менталитет имеет зарубежное происхождение. В 30-е гг. ХХ в. представители французской исторической школы Анналов М.Блок, Л. Февр стали инициаторами разработки теории ментальностей. Они считали, что в человеке заложенно постоянное представление о культуре, языке, религии, воспитании и т.д. Проблема ментальности стала исследоваться и другими историческими школами.


Так немецкие и польские социологи связали понятие менталитета с социальной историей. В России менталитет, как объект научного исследования появился недавно и первоначально методология его исследования была привнесла с Запада. Современные исследования менталитета имеют три направления - психологический, социально-политический и духовный,Ї то есть культурологический. Проблема взаимодействия


Православия и русского менталитета, которая была заложена в трудах русских религиозных философов нашла своё отражение в современной отечественной теории ментальности. Духовные константы русского менталитета освещаются в отечественной литературе с позиции влияния Православия на формирлвание и развитие русской культуры . 5 c.6 Православие как один из важнейших элементов русского менталитета был проанализирован в работах


А.С. Панарина, Б.П.Шулындина, В.В. Зеньковского, А.И. Ипатова и др. Национальный характер Ї это генотип и культура. Генотип представляет то, что человек получил от природы, через гены, а культура Їэто то, к чему человек приобщается в процессе социализации. Поэтому нац. Характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризирует в процессе


социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этно-психологические четты индивидов . 1c.60 . 5 Каковы основные сферы и сущности культуры? Изучение культуры, как единого целого не исключает возможности выделения различных её сфер. Культура представляет собой многофункциональнуую систему. Ї Во-первых, это материальный мир культуры, то что произведено человеком произведения науки, техники,


литературы, философии, религиозные предметы и т.д. Ї Во-вторых, это сам человек и степень его окультуренности. Нахождение человека в определённом классе или социальной среде напр рабочий класс, буржуазия, средний класс, элита и т.д. Ї В-третьих, это культура, как описание самой деятельности человека с её формами, моделями и институтами. В этом случае говорится определённо о науке, её формах, об университете и т.


д. Следует понимать, что деление культуры на эти области являются условными, так как они являются сторонами единого целого. Есть вообще такие сферы деятельности, которые трудно отнести к какой-то одной области производственное обучение, дизайн, архитектура кроме того если материальная культура выражает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура Ї это внутреннее богатство сознания человека, степень развитости человека и общества.


6. Как соотносится культура и общество? Культуру нельзя представить существующую вне общества. Она возникает со становлением социума. Её носителями является народ, независимо от деления его на классы, общественные группы или сословия. Культура есть показатель достижений общества во всех областях жизнедеятельности. Она является качественной характеристикой общества и выступает в роли творческого труда человека, материализации его идей в виде орудий труда, науки, искусства и т.д.


Залача культурологии состоит в том, чтобы отделить человека от общества и показать основы социального развития общества. Культура, таким образом, позволяет человеку развить внутренний мир, оперативно реагируя на социальные требования, осозновая их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. 1 c.7 Человек с богатой внутренней культурой проецирует её и внешне в своих действиях, поступках, плведении. Культура способствует раскрытию творческого содержания личности.


Она помогает человеку войти в общество, а само общество в свою очередь даёт историческую оценку развитию уровня культуры. 7. Каковы функции культуры ? Культура играет важную роль в жизни общества, так и в жизни каждого человека, поэтому она выполняет многообразные функции. Самая важная - это временная функция культуры, это историческая преемственность, передача социальной наследственности из поколения в поколение. Представляя собой сложную знаковую систему, культура выступает


единственным механизмом передачи знания, опыта, навыков от одного поколения к другому. Поэтому культуру ещё называют памятью человечества . Следующей важной функцией культуры является-гносеологическая позновательная функция. Она собирает в себе социальный опыт множества поколений людей, знания о мире, обществе, человеке. Уровень интеллектуальности общества зависит от того насколько удачно используется эта функция.


Следующая функция культуры - регулятивная нормативная Эта функция культуры проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека наука, техника, производство ибо культура так или иначе, в большой или меньшей степения влияет на поведение людей, регулирует поступки, выбор ценностей . 3 c.24 Другой функцией культуры является - ценностная аксиологическая функция - в которой отражается качественное состояние культуры.


Как система материальных и духовных ценностей культура формирует у человека определённые ценностные потребности и установки. 8. В чём состоит прогресс культуры ? Термин прогресс происходит от лат. Progressus - движение вперёд - процесс непрестанного и необратимого улучшения условий человеческой жизни, нравственности, социального порядка и цивилизации в ходе истории. Под прогрессом культуры подразумевается развитие культуры от менее совершенного к более совершенному


состоянию. В рамках этого подхода множество форм и типов культуры при всём их различии образуют единую линию духовного и материально - производственного развития человечества и рассматривают прогресс культуры как выражение целостности её природы и единства культурного многообразия 1c.73 Существует и иное понимание прогресса культуры , разработанное О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их понимании культурный прогресс нельзя свести к поступательному


развитию единой культуры. Они понимают прогресс лишь как развитие различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный цикл инвариантов культурных систем, не сводимых друг к другу. Что, естественно приводит к пониманию прогресса в рамках своей культуры , цикличности её развития. Вопрос о прогрессе культуры -это также вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека,


отдельных стран, народов, сообществ . 1c.74 9. Что такое традиции, новации, нормы в культуре ? Новаторство и традиции - это две стороны процесса развития культуры. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре - это традиция. Традиции - это элементы культурного наследия. Это идеи, ценности,обычаи, обряды, способы мировосприятия.


Так, например, богослужение в нашей Церкви пришло из Византийской традиции и прекратически не изменилось, а передавалось из поколения в поколение. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Таким образом, традиции - это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передаётся из поколения в поколение и воспроизводится в течении длительного времени.


Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция - это устойчивость культуры, её воспроизводство, а новация - её развитие и взаимодействие с другими культурами. Поэтому новации могут быть, эндогенные -внутренние, внутри самой культуры и экзогенные - внешние заимствованные из других культур. Нормы в культуре -это определённые правила поведения и жизнедеятельности людей в обществе. Выделяют несколько групп правил поведения. -


Нормы-запреты. Табу Они существуют в каждом обществе в большом или меньшем количестве. -Нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения. Нормы-идеалы. Вырабатывают правильное представление о совершенстве в разных сферах жизнедеятельности- человека. 10. Почему образование рассматривается как часть культуры? Образование - это один из важнейших элементов культурной системы общества.


Систему образования следует рассматривать, как целостное явление, проявляющиеся в различных формах. Особенно важными моментами являются обучение ребёнка в семье и система институциального образования средняя школа, средние- специальные учебные заведения ПТУ,Техникумы, Училища и Высшие учебные заведения Институты, Академии,Университеты . Система образования является важнейшим социокультурным показателем развития


общества. В систему образования интегрированны все социальные слои общества. Культурные нормы, ценности, различного рода образцы, стериотипы действия, мышления передаются при помощи образования от одного поколения к другому. Недаром народ любит и ценит школы с хорошей традицией . Система образования представляет собой ещё и институт обновления культуры, поскольку изменения самого процесса обучения оказывают значительное влияние на развитие сознания людей и, в конечном счёте, поведение.


Таким образом, образование выступает не просто средством получения знаний, но и фактором, изменяющим отношение человека к природной среде, поведение в социальной сфере. Образование есть не просто овладевание определёнными интеллектуальными и производственными навыками, это - важнейшая форма, способ воспроизводства человечества, человеческого в человеке, общекультурное условие жизнедеятельности индивида - приобщения индивида к высшим духовным и интеллектуальным ценностям


. 1 c.94 Наш современный тип культуры определяет и соответствующую систему образования. И сегодня нам следует подумать о том, как нам сохранить культурные ценности и передать их через систему образования следующим поколениям. 11. В чём суть взаимодействия национального и общечеловеческого в национальной культуре? Благодаря развитию и взаимовлиянию национальных культур человечество приходит в своей оценке мира к общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия общества.


Становление единой общечеловеческой культуры происходит через взаимодействие и взаимообогащение её национальных форм. Однако следует отметить, что взаимообогащение национальной культуры не должно проходить таким образом, как навязывание одной страной своих культурных ценностей другой. Не следует также слепо копировать достижения культуры другой страны. Вхождение в цивилизованное сообщество народов возможно только на основе всемирного развития национальной


культуры. 12. Каково взаимоотношение между культурологией и конфликтологией? Прямое культурологическое значение имеет ряд фундаментальных проблем теории конфликта, первое место среди которых занимает вопрос о природе единства человеческого общества не распадение его на классы и т.д Многие учёные считают, что единство общества является проявлением его культуры. Именно поэтому проблема бесконфликтного развития общества имеет культурологическое значение.


Проявление в обществе социальной конфликтности по разным причинам по расовой, религиозной, политической или др.причинам во многом зависит от материальной и духовной культуры, исторических и политических традиций, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предлагаемые наукой о конфликтах методы, приёмы и способы предупреждения и регулирования социальных конфликтов дают соответствующий эффект, лишь если они будут учитывать самобытные черты той общественной


среды, в которой они находятся. Библиография 1. Материалы культурология Издательство ПСТГУ 2005г. 2. Новейший Философский Словарь. Издательство Научное издание г. Минск. 1999 г. 3. В.А. Мейдер. Наука, Культура, Нравственность. Учебное пособие по культурологии. Издательство Волжский Гуманитарный Университет. Волгоград 2000г.


4. История Философии. Энциклопедия. Архетип Издательство Интерпрессервис Книжный дом. г.Минск. 2002г. 5. Мурунова А.В. Социокультурные детерминанты русского менталитета. Нижегородский Государственный Педагогический Университет. Нижний Новгород 2005г .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Clinton Essay Research Paper WintersCarolyne WattsEnglish 11220
Реферат Теория личности Юнга
Реферат Гуманизация системы образования как одно из средств выхода из цивилизационного кризиса человечества
Реферат Бизнес-идея и бизнес-план как инструменты предпринимательской деятельности
Реферат Виноделие: прошлое, настоящее и будущее
Реферат Alcoholism Essay Research Paper AlcoholismAlcohol is a
Реферат Організаційно-правове регулювання інвестиційної діяльності на прикладі Вінніцької області
Реферат Исследование и совершенствование системы управления конфликтами в организации (на примере ОАО "МСС-Поволжье")
Реферат Безналичные расчеты в РФ
Реферат Стадии совершения умышленного преступления 2
Реферат Holding Integrity At The Cost Of Life
Реферат Модернизация макаронного пресса
Реферат Система проблемных уроков по теме Основной капитал предприятия при изучении дисциплины Экономика 3
Реферат Внешнеполитическая доктрина России в 30е 50е гг Восточная Крымская во
Реферат 29 ноября, спбгу, Всероссийская конференция по альтернативной рекламе "AdBreaker"