Реферат по предмету "Искусство"


«Патинирование изделий»

Историческая справка Определение патины. Патина (итал. patina), пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Патина второго типа создается для предохранения произведения искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях (декоративная ценность патины как "налета старины"


была впервые осознана художниками Древнего Рима). Почти все художественные произведения из металла – от монументальной скульптуры до ювелирных изделий – проходят декоративную и противокоррозионную отделку способом сульфидирования, оксидирования или нанесения гальванических покрытий. Качество декоративной отделки зависит от правильного выбора всего комплекса механической, химической и электрохимической обработок данной скульптуры или художественного изделия.


В каждом случае одной из важнейших задач является получение соответствующего цвета и светотеневого решения пластических форм, а также защита металла от коррозии. В области художественной обработки металла созданы шедевры, начиная от декоративной отделки монументальных бронзовых памятников и кончая многочисленными деталями архитектуры. Примером могут служить золотые покрытия скульптуры


Петродворца, шпиль Главного Адмиралтейства, купола кремлевских соборов, а также многие другие произведения декоративно - прикладного искусства. История развития патинировочного искусства. Декоративная отделка художественного металла применялась еще в доисторические времена. Золочение оружия, ювелирных и бытовых изделий из меди, бронзы, серебра использовалось уже в глубокой древности. Золочение являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото - один из


первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по интенсивности цвета мягкости блеска, глубине тона и устойчивости декоративных качеств превосходит все другие металлы. Сравнительная простота способа его нанесения на металлические изделия (при помощи ртутного золочения) также способствовала применению этого металла для декоративных целей. Уже в древние времена восточные славяне были знакомы со способом получения амальгамы и техникой отделки


золота изделий из серебра и бронзы. В IX - X веках золото стали применять в больших масштабах; его употребляли не только для отделки ювелирных и бытовых изделий, но и для покрытия деталей архитектурных сооружений. .Декоративная отделка металлов серебром не имела такого распространения, как отделка золотом. Для отделки крупных предметов, и в особенности деталей архитектуры, серебро не применялось вовсе, так как, находясь на открытом воздухе, оно быстро теряло декоративные качества, тускнело и чернело вследствие


образования сульфида серебра черного цвета. Золочение металлов проводилось либо посредством наклеивания на металл листочков золота - золотой фольги (так называемое масляное или сусальное золочение), либо способом огневого золочения, основанное на применении ртути. Масляное золочение было непрочным и в дальнейшем не имело значительного распространения. Огневое золочение, появившееся позднее масляного, отличалось более высокой прочностью.


Способ масляного и огневого золочений меди и бронзы золотой фольгой - самый древний: он был известен еще 2500 лет до н.э. в Египте, Индии, Китае, Греции, откуда проник на Русь. Патинирование художественных изделий из бронзы. Покрытию статуй патиной скульпторы придавали особо важное значение и часто приглашали для выполнения этой работы мастеров, специалистов в данной области.


В письме к Екатерине II Э.Фальконе писал: "Красивая статуя юноши, извлекающего занозу, наконец у меня Я велел придать легкий отлив античной бронзы, это исполнено человеком, у которого на то особый секрет Это идет бронзовым статуям гораздо больше, чем дымный цвет, весьма легко при том уничтожающийся ". В беседе с Анатолем Франсом Роден сказал: "Вы ведь знаете, что я держу свои голубей только для того, чтобы моя бронза покрылась патиной. "


Вероятно, что Роден, прекрастно зная античное искусство, пользовался этим способом патинирования именно по античным источникам. Другой способ применял для патинирования бронзовой скульптуры Родена его патинировщик Лимэ. Как пишет скульптор Я. И. Николадзе, патинировщик предварительно протирал бронзу нашатырным спиртом и смачивал ее поверхность раствором медного купороса, отчего скульптура принимала зеленый оттенок.


Затем поверхность бронзы разогревалась паяльной лампой, что закрепляло зеленый оттенок. После этого бронза смачивалась железным купоросом, придававшим металлу красный цвет. Эти два покрытия на металле обрабатывались нашатырным спиртом, так что оттенок становился лиловым. Наконец бронза снова прогревалась паяльной лампой. На Петербургском монетном дворе патинирование медалей в конце


XIX века производили следующим образом: 500 г. медной зелени (ярь - медянка) и 475 г. измельченного нашатыря растворяли в 100 г. уксусной эссенции, затем добавляли два литра воды. Медали кипятились в этом составе 15 минут. Обзор бронз применяемых под патинирование. Старинные бронзы. Для художественных отливок (art casting) с древних времен применяются бронзы различных составов. Анализ литературных данных позволяет классифицировать составы сплавов по эпохам: - античные


бронзы; - - бронзы средневековья; - - бронзы Ренессанса; - - медные сплавы (XVIII - XIX в.); - - современные сплавы XX в. Анализ около 20 составов "античных бронз" свидетельствует, что это оловянные бронзы (tin bronze) системы Cu - Sn с содержанием Sn от 1 до 12 % (чаще применялись бронзы с 4 8 % Sn) с примесными концентрациями Zn (менее 0,5 %). Однако, известно, что применялись составы бронз близкие


к современной бронзе, содержащей Sn - 5 %, Zn - 5 %, Pb - 5 % (известной в мире как оловянная бронза три пятерки"), то есть оловянная бронза многокомпонентного состава, а также латуни (хотя и редко). Бронзы средних веков более разнообразны по составам, их можно отнести к многокомпонентным бронзам" Cu - Sn - Zn - Pb" содержащим Sn - 3 17 %, Zn - 2 8 %,


Pb - 1 8 %. Среди этого многообразия встречаются часто составы близкие составу бронзы 85 - 5 - 5 - 5 или по отчественным стандартам Бр05Ц5С5, по DIN это Rg5. Медные сплавы эпохи Ренессанса (1400 - 1670) по своему составу соответствуют латуням (brass) на базе системы Cu - Zn с содержанием Zn - 9 20 %, Sn - 1 2 %, Pb -


1 3 %. В XVIII - XIX в. наблюдается применение для художественного монументального литья сплавов разнообразных химических составов, как на базе системе Cu - Zn, так и вновь на базе Cu - Sn. Это можно объяснить тем, что крупные скульптуры стали отливать по частям и технологии литья упростилась. В качестве исходной шихты стали часто использовать лом пушечных бронз (Sn - 10 %, Zn - 2 %), а также "античных" оловянных бронз, имеющих красивую цветовую гамму по сравнению


с латунями. Современные художественные бронзы. В XX в. (по настоящее время) применяются многокомпонентные бронзы системы Cu - Sn - Zn – Pb содержащие Sn - 1 14 %, Zn - 1 8 %, Pb - 1 5 %, Cu остальное. Чаще всего в современном художественном литье применяется бронза Бр05Ц5С5 (Россия, США, Германия, Великобритания и др.). Бронза Бр05Ц5С5 является универсальной оловянной бронзой, не только для художественного литья крупных


монументов, но также широко применяется в изготовлении литых изделий современных машин и механизмов. Практические приемы тонирования скульптуры и художественных изделий из металла. Подготовка скульптуры перед химической отделкой - обязательная операция, от которой в значительной мере зависит успех тонирования. Наиболее сложно и ответственно в декоративной отделке скульптуры и художественных изделий из металла химическое воздействие соответствующими реагентами на поверхности металла, обуславливающее


получение нужных цветов и светотеней. Техника нанесения соответствующих реагентов на поверхность металла может быть различной. От нее зависят результаты отделки. Оксидирование можно производить химически - погружением; нанесением раствора кистью или тампоном, обливанием, пульверизацией. Нанесение раствора должно быть равномерным. При нанесении раствора кистью, тампоном или поливкой поверхность металла должна быть предварительно


смочена водой во избежание подтеков раствора. Оксидирующий раствор следует наносить тонким равномерным слоем, стремясь как можно быстрее покрыть всю поверхность металла. На скульптуру раствор наносят сверху вниз с целью перекрытия образующихся подтеков. При тонировании больших поверхностей лучше всего применят пульверизатор, дающий возможность наносить раствор тонким равномерным слоем. Во многих случаях при тонировании больших поверхностей можно применять


распылитель (типа краскопульта). Тонирование следует производить при температурах не ниже 18 - 20 С. Для поддержания соответствующей температуры, особенно в холодное время года, применяют жаровни с коксом или древесным углем, которые ставят вокруг скульптуры, небольшие изделия подготавливают непосредственно на жаровнях. Для подогрева мелких изделий применяют электроплитки или термостаты (оснастка для окрашивания художественных изделий). После образования патины скульптуру покрывают минеральными или органическим


составами (олифой или воском), такое покрытие не только изменяет необходимый цвет патины, но и нарушает ее структуру и дальнейшее формирование новых минералов. Кроме этого нередко применяются сульфидные способы патинирования, что делает скульптуру черной, темно-серой или коричневой. Стремясь сделать образовавшееся покрытие более прочным, наносят слой воска, растворенного в скипидаре, или олифу. Как указывает исследователь патин на произведениях скульптуры


М.К.Калиш, такие комбинированные покрытия могут служить без разрушения максимально 2 - 3 года, после чего начинается резкое окисление меди и патина становится грязно - белого, зеленого или голубого цветов. Эти новообразования на скульптуре выделяются в виде пятин и подтеков, обезображивающих скульптуру. Недопустимы любые способы сульфидного патинирования для скульптуры, находящейся на открытом воздухе, поскольку они не обеспечивают достаточную противокоррозионную защиту и не улучшают декоративные


качества скульптуры. Декоративная отделка скульптуры из меди и бронзовых сплавов. Декоративная отделка металлических художественных изделий, скульптуры и некоторых деталей архитектуры производится тонированием в заданный цвет путем нанесения соответствующих реагентов на металл и образование на нем оксидных или сульфидных пленок, полученных химическим или электрохимическим способом. Применяется также комбинированная декоративная отделка металла способом нанесения на него металлических


пленок с последующим их тонированием. Оксидирование сообщает поверхности металла способность рассеивать свет, а также предохранять металл от коррозии. Тонирование - завершающий процесс художественной обработки металла. Оно уменьшает блеск, присущий чистому металлу, мягчает имеющиеся на поверхности переходы от выпуклостей к углублениям. Одновременно тонирование, подчеркивая форму или рельеф скульптуры, способствует ее выразительности. Искусственно нанесенные декоративные пленки имитируют естественно образующиеся на


меди и бронзе окислы. Они не только декорируют металл, но во многих случаях защищают его от коррозии. Оксидные пленки разного цвета получаются вследствие образования химических соединений окрашиваемого металла. Пленки всех видов, образуемые на металле как в атмосферных условиях, так и искусственно, обладают различными не только декоративными, но и физико-химическими свойствами и зависят от среды, воздействующих на металл, или тех реагентов, которые применялись для нанесения оксидных пленок.


Оксидные пленки бывают: толстые, видимые, толщиной более 5000 _ (0,5 мкм); средние (в виде цветов побежалости), толщиной от 400 до 500 _; невидимые, толщиной меньше 400 Влияние состава бронзы на цвет сульфидных пленок. Исследования показали, что цвет сульфидной пленки на бронзах в значительной степени зависит от состава бронз, и особенно от количества свинца, входящего в виде присадки.


Так, при почти одинаковых количествах в бронзах меди, олова и цинка (87% меди, 8% олова и 5% цинка), но при различных количествах свинца (от полного его отсутствия до присадок в 0,5 - 2,5%) можно наблюдать, что патина на бронзах, в которых отсутствует свинец, образуется значительно труднее, чем на бронзах с присадками свинца, при этом для патинирования наиболее благоприятны бронзы, содержащие примерно 0,5% свинца, чем бронзы со значительным содержанием свинца, например свыше 2,5%.


В исследованиях выяснилось, что наличие свинца в пределах до 2,5% способствует процессу образования патины и улучшает ее качества. Бронзы и латуни с повышенным содержанием цинка патинируются труднее. При сульфидном патинировании сплава содержащего более 10% цинка затруднено, а в некоторых случаях просто невозможно. Присутствие олова в сплаве при сульфидировании влияет на цвет патины. Наличие свинца в количестве 0,5 - 2,5% облегчает образование патины и улучшает ее качества.


Современные художественные бронзы. В XX в. (по настоящее время) применяются многокомпонентные бронзы системы Cu - Sn - Zn – Pb содержащие Sn - 1 14%, Zn - 1 8%, Pb - 1 5%, Cu остальное. Чаще всего в современном художественном литье применяется бронза Бр05Ц5С5 (Россия, США, Германия, Великобритания и др.). Бронза Бр05Ц5С5 является универсальной оловянной бронзой, не только для художественного литья крупных


монументов, но также широко применяется в изготовлении литых изделий современных машин и механизмов. Техника нанесения патин посредством растворов. Защитно-декоративные пленки, образующиеся на поверхности бронзовой скульптуры, находящейся на открытом воздухе, условно подразделяют на три вида: к первому виду пленок относятся зеленые и голубые патины, состоящие из сульфидов, хлоридов, нитратов, карбонатов. Ко второму виду - состоящие из закиси и окиси меди.


К третьему - сульфидные пленки, состоящие из сульфидов меди или включений, находящихся обычно на поверхности патины, представляющие сульфиды других металлов. Исследованиями и наблюдениями установлено, что зеленые и голубые патины целесообразно создавать при реставрации старых памятников, на которых многие годы образовывалась устойчивая естественная патина. Ее создают для защитной и декоративной отделки вновь устанавливаемой скульптуры, находящейся в условиях атмосферного воздуха, не содержащего повышенного количества агрессивных


реагентов. При сооружении памятников в условиях повышенного количества агрессивных реагентов следует применять патинирующие составы, которые образуют патины, состоящие из основного сульфата или основного нитрата меди. При установки скульптуры в приморских городах, где в воздухе присутствуют соединения хлора, не рекомендуется применять составы для патинирования на основе хлористых соединений, так как со временем пленки, состоящие из хлорида и основного карбоната меди, будут постепенно химически видоизменяться под


воздействием сернистых газов. Следует заметить, что патина на бронзовой скульптуре, находящейся в атмосферных условиях сельских районов или районов с пониженной влажностью, практически не изменяется в течение очень длительного времени. Необходимо обратить внимание на применение патинирующих составом, приготовляемых для реставрации скульптуры. Часто применяют патинирующие растворы на основе сульфидов. Сульфидные пленки недолговечны, так как не обладают ни химической, ни механической прочностью и пригодны


в основном для декоративной отделки изделий декоративно-прикладного искусства или скульптуры, находящейся в закрытых помещениях. Важно при получении прочной и декорирующей скульптуру патины выдержать бронзу после ее патинирования несколько суток в закрытом помещении, с последующей обработкой патины мягкой волосяной щеткой или сукном. Такая обработка придает патине блеск и делает ее цвет более насыщенным, а пленку более атмосферостойкой. Химическое патинирование.


Первый слой патинирующего раствора должен быть очень тонким и ровным. Следует избегать образования капель и пузырьков, легко появляющихся при нанесении жидкости пульверизатором. В случае образовании при патинировании подтеков, капель и других дефектов, их необходимо удалять кистью или смывать водой. Для патинирования следует употреблять растворы малой концентрации, так как дают более прочную патину, чем концентрированные растворы. Это особенно важно при нанесении патины большой толщины.


Для ускорения патинирования раствор нагревают до 30 - 40оС, особенно в зимнее время. Сильного нагрева патинирующих растворов следует избегать, так как патина приобретает коричневый и даже черный цвета. Слой такого цвета допустимо наносить как подслой перед нанесением второго слоя патины. При двухслойном способе патинирования получается наиболее прочное покрытие. Подслой, просвечивающий сквозь верхний слой покрытия, придает патине более естественный цвет.


Аналогичное просвечивание подслоя темного или коричневого цвета обычно наблюдается у естественной патины. Для получения подслоя обработку поверхности рекомендуется производить 20% раствором азотнокислой меди, после чего поверхность приобретает темный цвет, предварительно скульптуру следует прогреть над жаровней с древесным углем, коксом. Исследования показали, что наиболее пригодны для создания "античной патины" на бронзе, латуни и меди следущие соли: хлористый аммоний, азотнокислая медь (при работе


с которой обязательно требуется подогрев), среднеуксусная соль меди, уксусная кислота и аммиак. Хорошие результаты дает применение солей аммония, которые обладают способностью хорошо смачивать поверхность металла, особенно при добавлении аммиака. Азотнокислый аммоний можно наносить как первый слой: на нем хорошо держатся последующие слои патины. Лучше всего использовать азотнокислую медь с добавлением спирта (для улучшения смачиваемости металла), раствор аммиака с азотнокислой медью или уксусной кислотой, а


также хлористый и углекислый аммоний. Патинировочные покрытия и технология окрашивания опытных образцов из латуни. Синяя патина на розовом фоне. Cu(NO3)2 – 30 г NaCI – 30 г NH4CI – 15 г KAI(SO4)2 – 7 г CH3COOH – 1 л Кипящий раствор 10 минут. Изделие погружается в кипящий раствор. Через 2 - 3 минуты начинается разъедание поверхности, которая приобретает красноватый цвет.


По истечении 10 минут изделие вынимают. Некоторое время образец не вынимают из раствора. Передержка в растворе предотвращает незаполнение участков. Тщательно очищается мелкой и жесткой щеткой, после чего высушивают на воздухе и покрывают воском. Пестро-серая патина. Cu(NO3)2 – 100 г H2O – 200 смз NH4OH – 400 смз CH3COOH - 400 смз NH4CI – 100 смз Тампоны -


20 - 30 часов. Cu(NO3)2 растворенный в воде , после чего постепенно добавляют аммиак, уксусную кислоты и хлористый аммоний. Ватой смоченной в растворе покрывают поверхность образца и оставляют на 20 - 30 часов. Вата во время обработки должна быть постоянно влажной. По завершению обработки изделие промывают в холодной воде и дают высохнуть на воздухе, после чего покрывают воском. Зеленая патина на серо-коричневом фоне. Cu(NO3)2 -


200 г NaCI - 200 г Кипящий раствор - 30 минут Образец погружается в кипящий раствор, поверхность образца быстро протравливается и покрывается множеством бело-серых пятен, темнеющих от времени выдержки в растворе. Через 30 минут образец извлекается и промывается в горячей воде. После чего образец приобретает желто-зеленый цвет. Изделие сушится на воздухе и подвергается покрытию воском.


Желто-зеленый цвет становится менее выраженным после сушки и особенно после вощения. Темно-темно-красная патина. Cu(NO3)2 - 200 г H2O - 1 л Кипящий раствор - 20 минут. Изделие погружается в кипящий раствор, через 5 минут поверхность темнеет и приобретает розовый оттенок. Постепенно переходя в коричневый. Через 20 минут образуется тускло-коричневый серый слой.


Извлеченный образец тщательно промывается под горячей водой, в результате чего удаляется серый оттенок и появляется темно-красный коричневый цвет. После тщательной промывки и просушки в опилках, появляется характерный серый оттенок, который становится почти невидимым после покрытия воском. Сине-зеленая патина на черном (темно-коричневом) фоне. Cu(NO3)2 - 80 г H2O - 1 л NH4OH - 3 смз Нанесение раствора -


4 - 5 дней. Раствор наносится разбрызгиванием, капли средней и мелкой величины образуют на образце матовую поверхность. Не допускать большого залива раствора в полость изделия и не допускать образования не покрытых участков, что обеспечивает равномерное высыхание. Обработка производится дважды в день в течение 4 - 5 суток. Изделие тщательно высушивают в течение нескольких дней и покрывают воском.


Просвечивающаяся серо-зеленая патина на темно-желтом фоне. CuSO4 - 20 г ZnCI2 - 20 г H2O - до образования пасты Покрытие пастой 24 часа CuSO4 и ZnCI2 растирают в ступке с небольшим количеством воды. Паста наносится на поверхность образца мягкой щеткой. Когда паста высыхает ее остатки (излишки) смывают холодной водой.


Образец сушится 12 часов, после чего снова покрывается пастой ,если это требуется. Когда обработка закончена образец сушится несколько дней. Не защищенная поверхность при дневном свете покрывается темными пятнами. При покрытии образца воском процесс образования темным пятен прекращается. Патинировочные покрытия и технология окрашивания опытных образцов из бронзы.


Сине-зеленая патина на оранжево-коричневом фоне. Cu(NO3)2 - 200 г H2O - 1 л Окраска в опилках 2 дня. Для окраски образец погружают в равномерно смоченный раствором опилки на 2 дня. Происходит глубокое окрашивание, образовавшееся покрытие остается неизменным. При достижении желаемой насыщенности цвета образец извлекается из опилок и промывается в холодной воде. После нескольких часов сушки образец покрывается воском.


Темно-зеленая патина. Cu(NO3)2 – 110 г H2O – 110 смз NH4OH – 440 смз CH3COOH – 440 смз NH4CI – 440 смз Нанесение раствора. Состав наносится тампоном и образец сушится на воздухе. Металл быстро темнеет и патина образуется в виде белых и сине-зеленых точек на поверхности образца. После сушки образец протирается ветошью до получения ровной поверхности, после чего снова наносится


раствор. Процедура повторяется через 5 дней, в течение которых патина темнеет и прочно удерживается на поверхности. После окончательной обработки образец высушивается и становится матовым. Ярко оранжево-красная патина. CuSO4 - 120 г NH4OH - 30 смз H2O – 1 л. кипящий раствор - 20 минут Погруженный в кипящий раствор образец покрывается блестящей пленкой через минуту, появившееся на образце оранжевое пятно начинает увеличиваться через 7 -


8 минут. Постепенно образец равномерно окрашивается в темный цвет. Через 20 минут образец вынимается из раствора , промывается в горячей воде и высушивается в опилках. После высыхания покрывается воском. Сине -зеленая патина на коричневом фоне. Cu(NO3)2 - 30 г NaCI - 30 г NH4CI - 15 г KAI(SO4) - 7 г CH3COOH - 1 л Окраска в опилках 20 - 30 часов.


Для получения окраски образец погружают в равномерно смоченные опилки (лиственной породы) и оставляют там на 20 - 30 часов. Затем образец вынимают и дают ему высохнуть на воздухе, образец не промывают. После сушки образец очищают жесткой щеткой от опилок и оставляют на несколько часов, после чего покрывают воском. Сине-зеленая патина с коричневыми (черными) зернами. Cu(NO3)2 - 100 г HNO3 - 40 см2 H2O – 1 л. Открытый огонь.


Образец нагревают на огне и аккуратно наносят раствор щетинной или малярной кистью. Раствор быстро становится темно-коричневым и матово-желтым в недостаточно прогретых местах. При дальнейшем нагревании на темнеющей поверхности начинает образовываться сине-зеленая патина. На этом этапе патина быстро образуется и при дальнейшем нагревании осторожно наносят раствор до тех пор пока образовавшаяся темно-коричневая или черная пленка не станет прочной.


Образец продолжают аккуратно нагревать и наносят раствор чуть смоченной кистью или ветошью пока сине-зеленая патина не распространится по всей поверхности. Когда обработка закончена образцу дают остыть и высохнуть, после чего покрывают воском. Золотисто-желтая патина. CuSO4 - 50 г ZnSO4 - 5 г KMnO4 - 2,5 г H2O - 1 л Кипящий раствор - 15 минут.


Образец погружается в кипящий раствор. Темно-коричневые пленка образовавшаяся на поверхности исчезает через 1 - 2 минуты. Извлеченный образец протирается щетинной щеткой под горячей водой. При необходимости образец снова погружается в кипящий раствор на 2 минуты. После чего образец снова погружается в раствор на 15 минут, затем промывается под горячей водой и при необходимости очищается щетками, после промывки просушивается в опилках и покрывается воском.


Патинировочные покрытия и технология окрашивания образцов из латуни Сине-зеленая патина с коричневыми (черными) зернами. Cu(NO3)2 - 100 г HNO3 - 40 см2 H2O – 1 л. Открытый огонь. Образец нагревают на огне и аккуратно наносят раствор щетинной или малярной кистью. Раствор быстро становится темно-коричневым и матово-желтым в недостаточно прогретых местах.


При дальнейшем нагревании на темнеющей поверхности начинает образовываться сине-зеленая патина. На этом этапе патина быстро образуется и при дальнейшем нагревании осторожно наносят раствор до тех пор пока образовавшаяся темно-коричневая или черная пленка не станет прочной. Образец продолжают аккуратно нагревать и наносят раствор чуть смоченной кистью или ветошью пока сине-зеленая патина не распространится по всей поверхности.


Когда обработка будет закончена образцу дают остыть и высохнуть, после чего покрывают воском. Темно-зеленая патина. Cu(NO3)2 – 110 г H2O - 110 смз NH4OH – 440 смз CH3COOH – 440 смз NH4CI – 440 смз Нанесение раствора. Состав наносится тампоном и образец сушится на воздухе. Металл быстро темнеет и патина образуется в виде белых и сине-зеленых точек на поверхности образца.


После сушки образец протирается ветошью до получения ровной поверхности, после чего снова наносится раствор. Процедура повторяется через 5 дней , в течение которых патина темнеет и прочно удерживается на поверхности. После окончательной обработки образец высушивается и становится матовым. Просвечивающаяся серо-зеленая патина на темно-желтом фоне. CuSO4 - 20 г ZnCI2 - 20 г H2O - до образования пасты


Покрытие пастой 24 часа CuSO4 и ZnCI2 растирают в ступке с небольшим количеством воды. Паста наносится на поверхность образца мягкой щеткой. Когда паста высыхает ее остатки (излишки) смывают холодной водой. Образец сушится 12 часов, после чего снова покрывается пастой ,если это требуется. Когда обработка закончена образец сушится несколько дней.


Не защищенная поверхность при дневном свете покрывается темными пятнами. При покрытии образца воском процесс образования темным пятен прекращается. Темно-темно-красная патина. Cu(NO3)2 - 200 г H2O - 1 л Кипящий раствор - 20 минут. Изделие погружается в кипящий раствор, через 5 минут поверхность темнеет и приобретает розовый оттенок. Постепенно переходя в коричневый.


Через 20 минут образуется тускло-коричневый серый слой. Извлеченный образец тщательно промывается под горячей водой, в результате чего удаляется серый оттенок и появляется темно-красный коричневый цвет. После тщательной промывки и просушки в опилках, появляется характерный серый оттенок, который становится почти невидимым после покрытия воском. Зеленая патина на серо-коричневом фоне. Cu(NO3)2 -


200 г NaCI - 200 г Кипящий раствор - 30 минут Образец погружается в кипящий раствор, поверхность образца быстро протравливается и покрывается множеством бело-серых пятен, темнеющих от времени выдержки в растворе. Через 30 минут образец извлекается и промывается в горячей воде. После чего образец приобретает желто-зеленый цвет. Изделие сушится на воздухе и подвергается покрытию воском.


Желто-зеленый цвет становится менее выраженным после сушки и особенно после вощения. МГВМИ. Кафедра ХиПЛ Реферат: «Патинирование изделий»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.