Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Информационное оружие и информационные войны

Реферат



«Информационное оружие и информационные



войны».


Сейчас много говорят об информационном оружии и новом
лице войны. Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более
профессионально и "цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан
противника танки врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко,
аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления,
вскрывая финансовые коммуникации, направляя в желательно для нападающего русло
развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных
технологий.



С переходом от индустриального общества к
информационному и соответствующим развитием информационных технологий значительное
внимание уделяется новейшим видам так называемого “гуманного оружия”
(“несмертельным видам оружия и технологий войн”). К ним относятся
информационное, психотронное, экономическое, консциентальное оружие и пр.
Особое место среди них занимает информационное оружие и технологии ведения
информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что США создали
информационные войска и уже третий год выпускаются подразделения кибервоинов.
Сегодня в директивах Министерства обороны США подробно излагается порядок
подготовки к информационным войнам. По своей результативности информационное
оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия
информационного оружия может простираться от нанесения вреда психическому
здоровью людей до внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения
информации. Пентагон на суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в
XXI столетии с использованием методов и технологии “несмертельного оружия”.



В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное
внимание уделяется роли “несмертельного оружия” и технологий, прежде всего
информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI
века, которые существенно изменяют характер применения сухопутных,
военно-воздушных и военно-морских сил на ТВД и геополитического и
цивилизационного противоборства основных центров формирующегося многополярного
мира.



Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от
обычного военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании
алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных на
поражение противника. Информационная война по сути олицетворяет собой войну
цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов.
Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы
идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно
трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными
параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и
т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы
управления государства-противника и его вооруженных сил.



Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут
от применения против них “несилового” информационного оружие и, в первую
очередь, от воздействия поражающих элементов, действующих на системы управления
и психику человека. Информационное и консциентальное оружие воздействует на
“идеальные” объекты (знаковые системы) или их материальные носители.



В настоящее время осуществляется глобальная
информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая
по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства
массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для
защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от
чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных
информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена
по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и
экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных
отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и
информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.



 



Информационным оружием называются средства:



·
уничтожения, искажения или хищения
информационных массивов;



·
преодоления систем защиты;



·
ограничения допуска законных
пользователей;



·
дезорганизации работы технических
средств, компьютерных систем.



 



Атакующим информационным оружием сегодня можно
назвать:



·
компьютерные вирусы, способные размножаться,
внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных,
выводить из строя системы управления и т. п.;



·
логические бомбы - программные
закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие
центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное
время привести их в действие;



·
средства подавления
информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в
каналах государственного и военного управления;



·
средства нейтрализации тестовых
программ;



·
различного рода ошибки,
сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта.





Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной
реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места
применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно
опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной
собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без
объявления войны.



Нормальная жизнедеятельность общественного организма
целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и
безопасностью информационной среды. Производство и управление, оборона и связь,
транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой
информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты,
своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура
общества - мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие
нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры,
ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень
централизации структур государственного управления российской экономикой может
привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы
совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида
атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому
задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения
должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении
национальной безопасности страны.



 



Мировые информационные сети и информационное оружие





В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты
национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через
открытые информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно
увеличивается число компьютерных преступлений, реальной стала угроза
информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и экономических
целей.



Пропаганда информационного оружия активно ведется в
США, и эти пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами
создания Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как основу
практически всех направлений международной и внутренней политики США составляет
идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения США совместно с
сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать могущество страны.
Информационное оружие, базирующееся на самых передовых информационных и
телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи. Уязвимость
национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим пользователям
работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно
уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению
министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою
работу в феврале 1994 года, говорится: "...Уже признано, что сети передачи
данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и
тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет
использоваться с "электронными скоростями" при обороне и нападении.
Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов,
не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной
безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших
возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых
условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...".



Считается, что для предотвращения или нейтрализации
последствий применения информационного оружия
необходимо принять следующие
меры:



·
защита материально-технических
объектов, составляющих физическую основу информационных ресурсов;



·
обеспечение нормального и
бесперебойного функционирования баз и банков данных;



·
защита информации от
несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;



·
сохранение качества информации
(своевременности, точности, полноты и необходимой доступности).



Создание технологий обнаружения воздействий на
информацию, в том числе в открытых сетях, - это естественная защитная реакция
на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику
подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать прежде
решив вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой,
ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и
интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту
сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых
элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются
массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без
подключения к мировому информационному пространству страну ожидает
экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и вычислительным
ресурсам, поддерживаемым сетью Internet дает возможность преодоления
международной экономической и культурной изоляции, преодоления внутренней
дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать,
что участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного
обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности.
Особенно остро проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых
сетях встают перед странами, которые технологически отстают в области
информационных и телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы.
Сегодняшнее состояние российской экономики, неразвитость информационной
инфраструктуры, неподготовленность российских пользователей к эффективной
работе в сетях открытого информационного обмена не позволяют реализовать
полноценное участие страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями
новых технологий. Поэтому необходимо активное участие России в проектах
развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций,
общественных комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен
соблюдаться принцип постепенности вхождения России в международные сети в соответствии
с действительными потребностями, экономическими и технологическими
возможностями.



Запретить разработку и использование информационного
оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого
глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может
выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на
международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.





Практические мероприятия программного характера по
защите от информационного оружия:



1.Организация
мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в
различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание
специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе
посредством Internet; координация мер государственных и негосударственных
ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях;
организация международного сотрудничества.



2.Разработка
государственной программы совершенствования информационных технологий,
обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым
открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов.



3.Организация
системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей
и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных
сетях.



4.Разработка
национального законодательства в части правил обращения с информационными
ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей
открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче
по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса
информации. Активное участие в разработке международного законодательства и
нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей.





Консциентальная война.





Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм
организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные
типы сознаний. В результате консциентальной войны определенные типы сознаний
просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А
носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от
форм сознания - предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы
поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно
допустимых и приемлемых форм.



Уничтожение определенных типов сознания предполагает
разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип
сознания.



Можно выделить пять основных способов поражения и
разрушения сознания в консциентальной войне:



1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее
уровень функционирования сознания, может происходить на основе действия
химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных
радиационных воздействий;



2. Понижение уровня организации
информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации,
в которой функционирует и "живет" сознание;



3. Оккультное воздействие на организацию сознания на
основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;



4. Специальная организация и распространение по
каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания
(условно может быть обозначено как психотропное оружие);



5. Разрушение способов и форм идентификации личности
по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения
и к деперсонализации.





Прежде всего этот тип воздействий по смене и
преобразованию типов имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или
иной позицией, представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства
личной подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего,
телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия по
разрушению российско-русского постсоветского сознания.



Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа, фрагментация
региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех существующих
имиджидентификаций



Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из сложившихся форм мегаобщностей.
Разрушение народа и превращение его в население происходит за счет того, что
никто больше не хочет связывать и соотносить себя с тем полиэтносом, к которому
до этого принадлежал. Разрушение сложившихся имиджиндентификаций нацелено на
разрушение механизмов включения человека в естественно сложившиеся и
существующие общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся
общностей одной полностью искусственной - общностью зрителей вокруг телевизора.
Неважно, как человек при этом относитесь к тому, что он видит и слышит с экрана
телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем, поскольку в этом
случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать.



Консциентальное оружие может быть использовано в самых
разных войнах в основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в
том, чтобы разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал
существовать как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на
какие-то другие аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.



Консциентальная война не может быть осуществлена в
условиях обычной регулярной войны, когда требования к организации сознания
являются достаточно жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему
наблюдателю с точки зрения противостояния противоборствующих государств. В этих
условиях консциентальная война будет помогать противнику выявлять людей с
отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в условиях
формального мира и так называемых локальных войн консциентальная война весьма
эффективна.



Правовые аспекты
информационной безопасности



Задачи построения гражданского общества в РФ как
общества информационного, возрастание роли информации, информационных ресурсов
и технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят
вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения
национальной безопасности. “Укрепление информационной безопасности” названо в
концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации 17 декабря 1997 г. в числе важнейших долгосрочных задач
государственной власти России.



 



Понятие и структура информационной безопасности





Соотнося определение информационной безопасности,
данное в Федеральном законе “Об участии в международном информационном обмене”
(ст. 2) с понятием “безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1)
под информационной безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от
внутренних и внешних угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84)
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, в
том числе в области информационной безопасности. Исходя из анализа Программы
действий на 1996-2000 годы, ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию
РФ (1994-1998 гг.) и Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной
Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г., определены основные интересы и
угрозы им в информационной сфере, основные задачи и принципы государственной
политики по обеспечению информационной безопасности.



 



Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:



а) для личности:



·
соблюдение конституционных прав и
свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение
объективной информации;



·
реализация права граждан на
неприкосновенность своей частной жизни;



·
обеспечение права граждан на
защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.



б) для общества:



·
построение информационного
общества;



·
защита национальных духовных
ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и
общественной нравственности;



·
предотвращение манипулированием
массовым сознанием;



·
приоритетное развитие современных
телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного
и производственного потенциала;



в) для государства:



·
защита интересов личности и
общества;



·
формирование институтов
общественного контроля за органами государственной власти;



·
формирование системы подготовки,
принятия и реализации решений в органах государственной власти, обеспечивающей
баланс интересов личности, общества и государства;



·
защита государственных
информационных систем, в том числе государственных информационных ресурсов.



 



Основные угрозы
жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной
сфере включают в себя:



а) внутренние:



·отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;



·ослабление роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации;



·размывание единого правового пространства страны вследствие принятия
субъектами РФ нормативных правовых



·актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;



·разрушение единого информационного и духовного пространства России,
активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб
духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и здоровья граждан;



·отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей
национальным целям, ценностям и интересам;



б) внешние:



·целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и
развитие информационных систем РФ;



·стремление сократить использование русского языка как средства общения
за пределами России;



·попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в
международном информационном обмене;



·подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.



Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в
информационной сфере государство определяет задачи по обеспечению информационной
безопасности.





К основным задачам в сфере обеспечения
информационной безопасности
можно отнести следующие:



·формирование и реализация единой государственной политики по
обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;



·совершенствование законодательства Российской федерации в сфере
обеспечения информационной безопасности;



·координация деятельности органов государственной власти по обеспечению
информационной безопасности;



·установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене
информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;



·совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых
информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств
поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения
России в глобальную информационную инфраструктуру;



·развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных
средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение
на внутреннем рынке;



·защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в
федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного
комплекса;



·духовное возрождение России;



·обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия
(в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных
объектов);



·сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой
деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;



·пропаганда через средства массовой информации национальных культур
народов России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной
жизни и передового опыта такой работы;



·повышение роли русского языка как государственного языка и языка
межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;



·создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших
видов творческой деятельности.



 























Шкрабков В.Н.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международный аспект развития экономических отношений ЕС и Израиля
Реферат Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 2
Реферат Brown, Ford Madox
Реферат Национальная торговая политика
Реферат «Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова»
Реферат Товароведная характеристика бекона
Реферат Blind Conformity In The Crucible Essay Research
Реферат Indian Music Essay Research Paper 1 Music
Реферат Brave New WorldIndividuality A Threat To Society
Реферат Філософський аналіз мовної здатності як вихідного принципу порівняння мов
Реферат Мусульмане в России: загадочное меньшинство
Реферат Поурочно тематичний план вивчення теми Складання плану ліквідації аварій
Реферат Возможности диагностики психических дисфункций в вероятных экстремальных условиях
Реферат Политическое развитие в РФ 90 х гг ХХ в
Реферат Анализ газетного материала Получили урок от чемпиона. Оценка композиционного построения материала