Русский лубок, как вид графического искусства План: Графика, как вид искусства. 1. Определение графики. 2. Виды графики. II. Лубок, как вид графического искусства. 1. Определение лубка. 2. Художественные особенности лубочной графики. 3. Основные жанры русского лубка. III. Русский лубок в иллюстрациях.
I. Графика, как вид искусства. 1. Определение графики. Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется
штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики
В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). 2. Виды графики. Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: - монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; - станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп,
лубок); - декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов. II. Лубок, как вид графического искусства. 1.Определение лубка. ЛУБОК РУССКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (лубки, лубочные картинки, лубочные листы, потешные
листы, простовики) — недорогие картинки с подписями (в основном, графические) предназначенные для массового распространения, род графического искусства. Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19-20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название "лубочные" было за ними сохранено.
Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 — начале 20 вв даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения. Бывшие произведениями народного творчества, поначалу выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление произведений профессиональной графики начала 20 в отличавшейся особым изобразительным
языком и заимствовавшей фольклорные приемы и образы. Лубки всегда были доступны по цене даже самым несостоятельным покупателям, отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, яркостью красок и взаимодополняемостью изображения и пояснений. 2. Художественные особенности лубочной графики. Художественными особенностями лубочной графики являются синкретизм, смелость в выборе приемов (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображаемого), выделение
тематически главного более крупным изображением (в этом — близость детским рисункам). От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 — начала 20 в. и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино). Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением.
Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. В Китае они исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. гравировались на дереве, отличаясь в то же время яркой красочностью, броскостью. Европейский лубок известен с 15 в. Основными способами производства картинок в странах Европы были ксилография или гравюра на меди (с 17 в.) и литография (19 в.).
Появление лубков в странах Европы было связано с производством бумажных иконок, распространявшихся на ярмарках и в местах паломничества Ранние европейские лубки имели исключительно религиозное содержание. С началом Нового времени оно быстро утратилось, сохранив оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. С 17 в. лубки бытовали в Европе повсеместно. В Голландии их называли "Centsprenten", во Франции — "Canards", в
Испании — "Pliegos", в Германии — "Bilderbogen" (наиболее близкое русскому варианту). Они комментировали события Реформации 16 в войны и революции в Нидерландах 17 в в 18 — начале 19 в. — всех французских революций и Наполеоновских войн. Русские лубки 17 в. В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии
Киево-Печерской лавры. Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко-струганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой — мацой — на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот
вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался "мазней по носам" — раскраской с учетом контуров). 3. Основные жанры русского лубка. Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный. На волне начавшегося раскола русской православной церкви на старообрядцев и никониан обе противоборствующие стороны стали печатать свои листы и свои бумажные иконы.
Изображения святых на бумажных листах продавали в изобилии у Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду московского торга. В 1674 патриарх Иоаким в специальном указе о людях, что "резав на досках, печатают на бумаге листы святых икон изображения… которые ни малого подобия первообразных лиц не имеют, токомо укор и бесчестие наносят", запретил производство лубочных листов "не для почитания образов святых, но для пригожества"
. При это он повелел, "чтобы на бумажных листах икон святых не печатали, в рядах не продавали". Однако к тому времени недалеко от Красной площади, на углу Сретенки и совр. Рождественского бульвара была уже основана Печатная слобода, где жили не только печатники, но резчики лубочных картинок. Название этого ремесла даже дало название одной из центральных улиц
Москвы — Лубянке, а также соседней с нею площади. Позже районы расселения мастеров лубочного дела умножились, подмосковная церковь, ныне стоящая в черте города, — "Успение в Печатниках" сохранила название производства (как и "Троица в Листах" в составе архитектурного ансамбля Сретенского монастыря). III. Русский лубок в иллюстрациях.
Список используемой литературы. 1. Снегирев И.М. О лубочных картинках русского народа М 1844. 2. Елпатьевский С.Я. Ярмарочные картинки // Русское богатство, 1886, №12. 3. Морозов П.О. Из истории карикатуры // Морозов П.О. Минувший век: Литературные очерки СПб 1902. 4. Денисов Вл. Война и лубок М 1916. 5. Богатырев П.Г.
Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М 1971 С.450-496. 6. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге Л 1983. 7. Лихачев Д.С Панченко А.М Понырко Н.В. Смех в Древней Руси Л.: Наука, 1984. 8. Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища:
Конец XVIII-начало XIX века Л.: Искусство, 1988.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |