КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: ПАРЛАМЕНТ И МОНАРХИЯ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ БРИТАНСКАЯ МОНАРХИЯ Правление Тюдоров 3 Правление Стюартов 4 Ганноверская династия 8 Виндзорская династия 10 БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ Становление Британского парламента 12 Развитие Британского парламента 16 Развитие системы парламентских выборов 18
Современный Британский парламент 21 Палата общин 22 Палата лордов 40 БРИТАНСКАЯ МОНАРХИЯ В VIII-XV веках господствующей формой государственного устройства в Европе становится монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии.
Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий. Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан – СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ. Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов. К VIII веку из раздробленных удельных владений на
Британских островах сложилась единая держава с относительно централизованным управлением во главе с королем. С тех пор ритуал коронации сохранился до сегодняшнего дня. С конца XIII века ведет свое начало парламент как учреждение, призванное выступать от имени королевских подданных, выражать их чаяния, не обязательно совпадающие с мнением короны. На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями складывающимися между
королем и парламентом. В течение трех-четырех столетий - до буржуазной революции середины XVII века - Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов. Для Англии характерен резкий антагонизм между королевской властью и крупными феодалами. Последние из-за честолюбивых замыслов не раз доходили до насильственного устранения неугодных монархов,
сажая на трон своих ставленников. Однако и монархи пытались опираться на Парламент в борьбе против властолюбивой знати. Правление Тюдоров Правление Тюдоров (1485-1603) - период абсолютной власти монархов - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ. В период абсолютной монархии короли пренебрежительно относились к парламенту, он созывался ими только для сбора налогов, поскольку требовалось его согласие, в остальном - не интересовались
его мнением. Тюдоры в целом правили искуснее Стюартов. При них Англия встала на путь интенсивного внутреннего развития, стал складываться класс собственников, обязанных процветанием своей предприимчивости, а не родовитости. Заметно вырос политический, военный вес страны на континенте. Генрих VIII Тюдор (1491-1547), вступивший на трон в 1509 году, покончил с засильем в стране католической
церкви, возложив на себя обязанности главы Англиканской церкви. Елизавета I Тюдор (1533-1603), занявшая престол в 1558 году, стремилась поддерживать согласие с Парламентом без использования рычагов диктаторской власти. Елизавета I превратила Англию в ведущее государство Европы, выдержав долгое противоборство с Испанией и разгромив в 1588 году ее флот у берегов
Англии. Во время правления Елизаветы I парламент окреп: члены Палаты Общин решались вести диалог с королевой на равных. В нем все громче звучали голоса представителей крайнего направления Англиканской церкви - пуритан с их требованиями очищения церкви от всех атрибутов католицизма и полного отказа от подчинения короне. Правление Стюартов Якову
I Стюарту (1566-1625), занявшему престол в 1603 году после оставшейся незамужней и бездетной Елизаветы, понадобилось относительно мало времени, чтобы - помимо, разумеется, своей воли - довести напряженность внутри страны до точки кипения. Яков I окружил себя фаворитами-негодяями, чем был сильно недоволен Парламент. Сменивший короля Якова I в 1625 году Карл
I (1600-1649), следуя по той же роковой стезе, вверг страну в гражданскую войну. Карл I Стюарт своей авторитарностью, игнорированием парламента, религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации. В мае 1625 года Карл женился на сестре французского короля Людовика XIII - Генриетте-Марии - католичке, облеченной наказом своих прелатов продвигать в
Англии «истинную веру». Карл вырос в обстановке распущенности при общем падении нравов при дворе. Он легко подпадал под влияние втиравшихся к нему в доверие фаворитов, демонстрируя свое слабоволие. Религиозная нетерпимость Карла - вот вопрос его непримиримости с парламентом (большинство парламента поддерживало Англиканскую церковь), где Карл показал отсутствие здравомыслия, что объяснялось влиянием на него Уильяма Лода (с в 1633 года архиепископ Кентерберийский).
Требования петиции, поданной парламентом королю (упразднение Высокой комиссии, то есть, упразднение внесудебной расправы; невмешательство короля в судебную деятельность; борьба с произволом отдельных лиц правящей верхушки; требование об установлении новых налогов только с полного согласия парламента; ограничение произвола королевской юстиции - аресты должны производиться только по закону), были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре
Карл Стюард был вынужден вновь собрать его, поскольку Англия находилась на грани поражения в религиозной войне с Шотландией. Этот парламент получил название «Долгого парламента» (1640-1653). Он не только повторил требования предыдущего, но и расширил их требованием о роспуске парламента (распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы; срок беспарламентского правления – 3 года).
Это и послужило толчком для начала революции. Историки считают, что у Карла имелось достаточно шансов уладить полюбовно конфликты с парламентом. Если бы он был готов оставить усилия по поддержке католицизма, то смог бы спасти и трон, и себя. Против взбунтовавшегося парламента Карл I поднял 22 августа 1642 года восстание в Ноттингеме. Первоначально Карл контролировал значительную территорию, но с лета 1644 года армия
Кромвеля стала одерживать верх. Весной 1646 года после разгрома королевских войск, Карл сдался на милость шотландцев, а те выдали его Кромвелю. В плену король содержался в комфорте, некоторые соратники Кромвеля даже целовали ему руки - казнить короля тогда никто не собирался. В сентябре 1647 года Кромвель начал переговоры с Карлом
I как главой престола. Переговоры тянулись безрезультатно. Кромвель, а также большинство в парламенте пошли бы на уступки королю, если бы не нажим со стороны рядовых армии Кромвеля, принявших весной 1648 года решение о привлечении Карла к суду. Казнь Карла I в январе 1649 года положила КОНЕЦ АБСОЛЮТИСТСКИМ ПОРЯДКАМ в стране. Результат Английской буржуазной революции - резкое ограничение
королевской власти; заложены ОСНОВЫ КОНСТИТУАЦИОННОЙ МОНАРХИИ. Среди принятых законодательных актов: • Великая ремонстрация – требования к королю, назначать на должностные места, только тех лиц, которые пользовались доверием парламента. • 3-ех годичный акт (1641), устанавливал сроки полномочий английского парламента и, самое главное, то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда его созывали шерифы короля.
Если выборы не проводятся парламент начинает функционировать самостоятельно. Парламенту также дается право самостоятельно собираться для проведения заседаний. • Акт о создании парламентской армии – создавалась парламентская армия, которая стала серьёзным конкурентом королевской армии. Упраздняется высшая палата – Палата лордов, верховная власть окончательно переходит в руки парламента. Высший орган исполнительной власти – государственный совет, он обязан отчитываться
о своих действиях парламенту. Законодательная власть закрепилась за Лорд-канцлером и парламентом. Лорд-канцлер обладал следующими полномочиями: командование войсками; война и мир; назначение должностных лиц на местах. Парламент становится носителем верховной власти, все постановления парламента имеют высшую юридическую силу без согласия короля. 19 мая 1649 года актом парламента АНГЛИЯ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ
РЕСПУБЛИКОЙ. Успешные военные кампании Кромвеля в Ирландии, Шотландии, войны с Голландией, Испанией, захват Ямайки заставили другие страны считаться с провозглашенной в мае 1649 года республикой. Доходы от эксплуатации колоний стали главным источником для казны, стимулировали развитие капитализма. Возникла крупнопоместная буржуазия. Ее интересы в парламенте отстаивала сложившаяся к 80-м гадам группировка вигов.
Ей противостояли тори - представители мелкопоместного дворянства (старая земельная аристократия). В целом, нация не была готова к таким радикальным переменам, и это играло на руку наследнику Карлу, бежавшему на континент. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 года побудила его к сделке с принявшим командование армией полковником Джорджем Монком. С его подачи Карл обратился в апреле 1660 года с декларацией к англичанам, обещая всем подданным, стоявшим на стороне
Кромвеля, амнистию, если они «вернутся на стезю лояльности и послушания». Карл возвращается, но рычаги абсолютизма восстановлены не будут. Финансовая свобода монарха ограничена парламентом. Выделенной парламентом суммы Карлу явно не хватает и он получает негласные субсидии от Людовика XIV в обмен на поддержку католицизма в Англии.
Однако, большинство парламентариев были едины в ревностной поддержке Англиканской церкви, что противоречило курсу короля. Во имя личных прихотей Карл II легко жертвовал национальными интересами: в последние четыре года его правления религиозная роль в стране обострилась до крайности. В парламенте разгорелась борьба между вигами и тори.
Королевская власть была еще далека от того, чтобы играть роль «надпартийной силы». Карл II протежировал тори, видя в вигах противников его брата - католика Якова - наследника престола. После смерти Карла II 6 февраля 1685 года престол перешел к его брату - Якову (Яков II 1633-1701). Отрекшись от протестантства, Яков II еще яростнее, чем его отец, стремился «окатоличить»
Англию, что вызвало в стране недовольство. В этих условиях влиятельные деятели Англии предложили занять престол Вильгельму Оранскому - мужу дочери Якова II, которая была протестанткой и к отцу особой привязанности не питала. К нему были отправлены эмиссары от имени крупнейших земельных собственников, купцов и банкиров, высшего духовенства с просьбой о вмешательстве с целью избавления
Англии от ненавистного монарха. В 1688 году Вильгельм Оранский во главе 13-тысячной армии высадился в Англии. На штандарте своих войск Вильгельм начертал девиз: «Я буду поддерживать протестантскую религию и свободы Англии». Свергнутый Яков II бежал во Францию. Его попытка с помощью французских войск дать Вильгельму бой в Ирландии кончилась крахом. Парламент проголосовал за
Вильгельма как нового монарха, а его супругу провозгласил королевой. Однако, для Англии Вильгельм III навсегда остался королем-чужеземцем. К концу 1689 года оставшиеся спорные проблемы взаимоотношений между королевской властью и парламентом были решены в пользу последнего. В «Билле о правах» 1689 года, ставшем основой складывающихся норм законности в государстве, монарх лишался прерогатив приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения
парламента, держать в мирное время постоянную армию. Монарху предписывалось регулярно созывать парламент, в котором должна была царить свобода слова. Направленный в Англию государем Всея Руси, царем Московским Алексеем Михайловичем в середине 70-х годов XVII века переводчик посольского приказа Андрей Виниус так описывал правление на Британских островах: оно «отчасти монархиально (единовластно),
отчасти аристократно (правление первых людей), отчасти демократно (народоправительно) Парламент делится на два дома А без поведения тех двух домов король не может в великих делах никакого совершенства учинить». Принцип, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха: «Английский монарх царствует, но не управляет». В Билле о правах 1689 года в законодательном порядке была установлена верховная законодательная власть парламента, получила законодательное за¬крепление привилегия свободы
слова в парламенте. «Билль о правах» 1689 года, возник в результате борьбы между вигами и тори. По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии, был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем:
тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии. В соответствии с «Актом о веротерпимости» была разрешена свобода публичного богослужения. Судебная власть добилась независимости от монарха с подчинением ее парламенту. Упорядочению государственных финансов способствовало учреждение
Английского банка. Согласно принятому в 1701 году парламентом «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Короли лишились практически всех полномочий, в том числе, права издавать нормативные акты - теперь это делали специальные министры. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто
в результате многократного непосещения им заседаний. Английские монархи могли издавать законодательные акты, но не пользовались этим правом и оно постепенно отошло к парламенту. Была провозглашена свобода и самостоятельность судебной власти: монарх лишался права назначать и смещать с должности всех судей без каких-либо очевидных причин и согласия парламента; также монарх лишился права изменять решения судов.
К началу XVIII века ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ ЗАВЕРШАЕТСЯ – НАЧИНАЕТСЯ УТВЕРЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ. Последняя из Стюартов на троне - королева Анна (1702-1714). Спустя две недели после вступления Анны на престол, Англия объявила войну Франции в связи с начавшейся на континенте войной за испанское
наследство. Полководец Анны герцог Мальборо прославил свою королеву победами на полях битв. Однако, Анна не встала на его защиту, когда тори на волне недовольства в стране затянувшимся военным конфликтом добились смещения Мальборо с поста командующего армией, начав переговоры о мире Утрехтский мир, принес Англии владение Гибралтаром, Ньюфаундлендом и некоторыми другими территориями.
Анна всегда стремилась стоять над партиями, но в проведении этого курса королева была непоследовательна. Ее симпатии были все же на стороне торийских деятелей, но предопределять исход парламентских выборов королева не могла: в 1705 году большинство мест в парламенте завоевали виги. К концу правления Анны обострилась борьба вокруг кандидатуры ее преемника. Тори были склонны поддерживать королеву в ее стремлении передать трон сыну
Якова II - католику Якову Эдуарду Стюарту (не имея детей, Анна хотела видеть после себя на престоле своего племянника), но учитывая акт 1701 года о престолонаследии и господствовавшие в стране настроения, ей пришлось отказаться от этой мысли. В результате трон занял монарх-иностранец. Ганноверская династия Значительную часть XVIII века и более трети XIX века престол в
Англии занимали монархи Ганноверской династии (1714-1837). Началась она с Георга-Людвига (1660-1727) - сына Софии, мать которой, Елизавета, была дочерью Якова I. Согласно акту о престолонаследии 1701 года протестантке Софии (внучке Якова I) предстояло вступить на трон после кончины Анны, но она не дожила двух месяцев до смерти королевы (супруг
Софии, Эрнст-Август, умер в 1698 году). Таким образом, 54-летний немец Георг-Людвиг очутился на английском троне, став в 1714 году королем Георгом I. При Ганноверах Англия принимала участие в шести крупных войнах, главным образом против Франции. Потеря ею 13 колоний (а также Флориды) в Северной Америке, добившихся независимости к 1783 году, была компенсирована расширением английских владений в
Индии, захватом голландских колоний в Южной Африке и признанием Францией английского суверенитета над Канадой по Парижскому миру 1763 года. Промышленный переворот набирал силу - его питали доходы от заморской торговли. На авансцену выходили предприниматели-заводчики. Отличительной чертой этой династии была их готовность предоставить ведение государственных дел министрам, а самим прожигать жизнь на отпускавшиеся парламентом
субсидии. Теккерей в очерке о Георгах считал безразличие ганноверцев, особенно первых двух, к политике положительным явлением для Англии, поскольку правящие деятели располагали свободой рук в проведении желанного курса. Георг I не знал английского языка и не старался им овладеть. Вообще Англия ему была не по душе. Правительственные бумаги он часто подписывал, не знакомясь с их содержанием, что вполне устраивало его министров-вигов.
Характерное для первой половины XVII века засилье в парламенте, в министерских кабинетах вигов подходило к концу. Из-за своей неоднородности эта партия распадалась на враждующие фракции. Тори с их базой в сельском обществе и духовенстве тоже менялись в результате притока в их ряды новых капиталистических собственников. Верх брали тори. На протяжении XVIII-XIX веков идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс.
Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Старого английского крестьянства уже не существовало. Сельская община исчезла. Нужда гнала безземельных крестьян в города. Вступивший на престол 44-летний Георг II не уступал отцу по части прожигания жизни. Нация не очень скорбела, когда в 1760 году Георг II умер.
Георг III, потеряв 13-летним подростком отца - старшего сына Георга II, Фредерика, погибшего из-за нелепой травмы на теннисном корте, с ранних лет находился под жесткой опекой деда (Георга II), осуществляемой воспитателями-вигами. Юный Георг помнил, что его отец (Фридерик) симпатизировал тори. Вступивший на трон в возрасте 22 лет, Георг III пошел против вигов.
Георг III был очень властолюбив. Чтобы обеспечить себе поддержку в парламенте, он подкупал «нужных людей», из коих возникла так называемая «партия друзей короля». Самым серьезным испытанием для Георга III стали не увенчавшиеся успехом попытки подавления мятежей в заокеанских колониях. Георг IV и наследовавший за ним престол третий сын Георга III, Вильгельм IV, не оставили ощутимого следа в истории страны.
Георги-ганноверы, поглощенные своими личными делами, не могли, да и не пытались играть какую-либо роль в истории страны. Виндзорская династия В эпоху королевы Виктории (1819-1901) британская корона засияла во всей своей красе, очистившись от накопившейся за предыдущие полтора столетия грязи. Виктория - единственная наследница Георга IV - дочь его сына, герцога Кента. Год 1837, когда
Виктория стала королевой, был началом развертывания в стране массового рабочего движения - чартизма. 20-30-е годы XIX века были временем невиданных страданий и бедствий трудящихся масс. Смерть Альберта, супруга королевы, в декабре 1861 года потрясла Викторию, она даже подумывала об уходе из жизни. В течение примерно 15 лет королева вела затворнический образ жизни, но свою активность в государственных делах она не снизила.
После кончины супруга, тяготевшего к миролюбию в политике, Виктория стала сторонницей имперского курса. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов королева пять раз угрожала отречением - этим самым сильным орудием монархии - если правительство не займет более воинственной позиции в отношении России. Виктория как и многие английские монархи не играла роль «надпартийной силы». Правление либералов было ненавистно королеве из-за их лидера
Гладстона (ее выводило из себя отсутствие информации о заседаниях кабинета). Утешительным для нее стало возвращение, в 1886 году к власти тори-консерваторов. Все более импонировал королеве делавший карьеру в рядах тори Бенджамин Дизраели, ставший в 70-х года, премьер-министром, главным советником королевы и кумиром экспансионистски настроенной буржуазии. На выборах 1880 года тори потерпели поражение.
Прогрессивные реформы, осуществленные в Англии за годы правления Виктории, по праву вошли в историю: избирательное право получили широкие слои населения, выборы осуществлялись тайным голосованием, были созданы советы графств, учрежден муниципальный совет Лондона, стало бесплатным начальное образование, вышли законы об охране труда женщин и детей на производстве, об ответственности предпринимателей за увечья на предприятиях, об ограничении продолжительности рабочей
недели. Это далеко не полный перечень реформ. Виктории не стало 22 января 1901 года. К началу XX века, пройдя через многие критические, кризисные ситуации, институт британской монархии обрел ограниченные актами Парламента рамки, в которых он действует и в настоящее время (ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ). Старший сын Виктории Альберт (1841-1910) взошел на престол как король Эдуард VII в 1901 году. Вскоре после коронации Эдуард
VII приступил к осуществлению давно задуманного замысла сближения с Францией и Росией. Нуждаясь в деньгах, король приблизил к себе ссужавших его средствами банковских воротил, оказывавших на него сильное давление и выступавших за жесткий курс Англии в отношениях с Германией. Гибкость, приспособляемость к переменам английской монархии наглядно воплотил в своей персоне Георг V - младший сын Эдуарда
VII, ставший в 1910 году королем. Вступив на трон, он заметно изменил порядки при дворе. Прежнего блеска и развлечений не стало. В коронационной речи он удивил многих своей ортодоксальностью в поддержке протестантской церкви. Георг V последовательно руководствовался представлением о монархии как о надпартийной силе. После отставки консервативного кабинета он обратился к лейбористам с предложением о формировании правительства. Вскоре он убедился, что лидеры лейбористов относятся к монархии не менее
уважительно, чем руководство старых партий. В условиях обострения социальной напряженности в стране Георг V добился увеличения пособий безработным. Во время всеобщей забастовки 1926 года убедил правительство воздержаться от крайних мер против рабочих. В 1936 году престол перешел к Георгу VI (1895-1952). Поражение консерваторов на выборах 1945 года Георг VI воспринял как трагедию, но вскоре неплохо поладил с лейбористскими лидерами, хотя считал их
шаги в национализации ключевых отраслей промышленности ошибочными. Такую же позицию он занимал в отношении предоставления независимости Индии в 1947 году. 6 февраля 1952 года на престол вступила Елизавета II. Одно из важнейших преимуществ современной английской монархии с точки зрения стабильности в стране - это изъятие вооруженных сил и других ключевых звеньев государственной структуры из сферы
межпартийной, политической борьбы. Эти звенья подчинены короне, и сейчас она демонстрирует себя нейтральной государственной силой. Принцип разделения властей и принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан остаются основными принципами государственного строя Англии. Многовековой опыт подтверждает, что британская монархия в трудных ситуациях способна самосохраняться. Отстаивание «божественных» прав и прерогатив перед лицом феодальных владык; затем, с ростом капиталистических
отношений, ломка порядков, позволившая короне прибегнуть к абсолютистской форме правления; противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий. Эволюционное преобразование Британской монархии не уменьшило, а лишь прибавило ей популярности.
Выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными чертами английского народа, его «воспитанностью» в духе компромиссов, социального согласия, выработанного за последние три столетия. Для массы британцев это - прежде всего декоративный институт, позволяющий смаковать детали быта королевской семьи, церемониалов, что для рядовых людей, живущих совсем в иной сфере, представляется чем-то похожим на живой сюжет из волшебной сказки. Вот почему королевский двор тщательно заботится о поддержании в
неприкосновенности внешних атрибутов своего величия и исключительности. БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ Британский Парламент — один из старейших парла¬ментов мира. Его часто называют «праматерью» - точнее было бы говорить «праотцом» - всех парламен¬тов. Со второй половины XIII века он продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны. Благодаря Парламенту Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом
смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи. Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих па¬лат Парламента: верхней палаты – Палаты лордов и нижней палаты – Палаты общин, но чаще, когда говорят о верховной законодательной власти, под «парламентом» подразуме¬вают его основную часть - Палату общин. Палата общин - это единственный выборный центральный орган государственной
власти в стране. Члены Палаты общин именуются «членами Парламента». Становление Британского парламента Становление и развитее Британского парламента происходило в период с XII по XV век. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к зарождению монархии.
Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII века стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 году с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи: согласие сословного представительства на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Собрания вассалов короля, созываемые им, стали играть и роль
высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине XII века в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы. В Великой хартии 1215 года была специально оговорена обязанность короны созывать подобные собрания в необходимых случаях. В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия повели политическую борьбу за влияние на распределение королевских должностей. Во второй четверти
XIII века Совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258 годах Совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние Совета магнатов усилилось.
Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор - один из приближенных короля Генриха III. Он стал инициатором организации более широкого представительства и формирования новой политической структуры. В 1264 году Симон де Монфор, поднял против монарха восстание.
После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном де Монфор заставил монарха созвать национальную ассамблею с участием представителей городских поселений. Де Монфором в Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати были приглашены представители от графств и крупных городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии. К середине XIV века сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю
и нижнюю - Палату лордов и Палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее – в XVI веке. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к
XV веку редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в XIV-XV веках почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание Палаты лордов обычно проводилось в Белом зале
Вестминстерского дворца. Ситуация с Палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформлялась постепенно, в течение второй половины XIV века. Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины» (commons). В XIV веке оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарство и горожан. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным
в нижнюю палату парламента. К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное довольствие.
К началу XV века эти выплаты стали традиционными. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися. Члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером. С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении
года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам
Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 года речи депутатов иногда произносились и на английском языке. В XIV-XV веках в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу
XV века, подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время сессии). Высокий авторитет представительного учреждения основывался на тех возможностях, которые Парламент сумел добиться за первые полтора столетия своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне обозначена. Необходимо иметь в виду, что именно в этот период и происходило становление системы государственного
управления в Англии, и важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз современной исполнительной власти) и парламента. Палата общин имела сильные позиции в сфере налогообложения и таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты, сильные позиции которой в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширить свое участие и в
других областях деятельности. Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю.
В XV веке ни один закон в королевстве уже не мог быть принят без одобрения Палаты общин. Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV веке складывается практика отстранения должностных лиц, обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридической возможности увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений
депутатов король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В Палате общин часто раздовалась весьма жесткая критика действий королей. Судебные функции Парламента также были весьма значительными. Они входили в компетенцию его Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее
тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д.
Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально петиции поступали в Палату общин. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико: центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. К концу XIV века членство в Палате общин начало восприниматься не как обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а как привилегия.
Избиратели считали Парламент способным реально защищать их интересы, соответственно и членство в Нижней палате было выгодно и престижно. В среднем, число членов нижней палаты в середине XIV века составляло двести человек, а к началу XVIII века представителей общин было уже более пятисот. С ростом авторитета парламента большинство городов в XIV веке изменили свое отношение к участию в парламентской деятельности.
Она становилась в глазах горожан все более привлекательной. Если в конце XIII века в Парламенте было представлено около 60 городов, то в середине XV века - уже более ста. Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется тем, что сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих избирателей
успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из купцов или ремесленников. В таких случаях заключались предварительные договоренности, которые, как правило, соблюдались. Подобная практика являлась нарушением, так как избирателями не могли быть люди, не входившие в городскую общину. Члены Нижней палаты, в значительной части, обладали юридическим образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они
составляли дееспособную, почти профессиональную организацию. С ростом значимости Палаты общин росло и внимание к ней знати, стремившейся добиваться своих целей в Парламенте не столько личным своим участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления. Развитие Парламента Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию исторического английского
Парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест, в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет
Ирландии. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса
Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов. С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и пенсии от нее
(с 1718 года). Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд. В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о заседаниях палат. В XVIII веке (конце XVII века) ОКОНЧАТЕЛЬНО СКЛАДЫВАЕТСЯ
ВЕРХОВЕНСТВО ПАРЛАМЕНТА. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность. Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало
Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности.
С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной. С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства,
то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству. Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем. Развитие системы парламентских выборов Выборами на местах руководили представители королевской администрации: шерифы - в графствах и бейлифы - в городах. Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем-приказов, рассылавшихся из королевской канцелярии.
После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов. Выборы в графствах проводились в Собраниях графств. Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем Парламент, входили в структуру местного самоуправления. Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно
созывались еще с донорманнских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена. Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в городах). Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые
крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные. Большинство в собраниях графств составляли средние слои: средние и мелкие феодалы и зажиточное крестьянство. Города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. О том, что город имеет статус парламентского, говорило соответствующее королевское предписание бейлифу о выборах депутатов на очередную сессию. В первые десятилетия существования парламента нередки
были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам. Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов. За первые столетия существования Парламента система выборов в Палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями
распорядителей выборов в графствах и городах, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения. Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам, университетам.
Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству. Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII веке: «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как целое графство,
густонаселенное и обладающее большими богатствами» (Локк Д. Два трактата о правлении). До начала XIX века избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 года. Правом посылать представителя в Палату общин обладали свободные земельные держатели (рыцари) с определенным доходом и проживающие в графстве к моменту обнародования указа о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей.
На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались 558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801 года добавилось еще 100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально значимое в
Британии к XIX веку население обладало ничтожным представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер вообще не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. «местечек», которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в средние века. Часто депутатов просто назначали по принципу личной преданности земельные магнаты, которым принадлежали эти «местечки» на правах ленд-лордов (так,
84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк, обладавший владениями в разных графствах, таким образом, назначал 11 депутатов, прочие герцоги - по 6-7). В местечках Гатон и Олд Сарум один избиратель посылал двух депутатов. Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 году. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения
королевства реформа была проведена. Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было проведено перераспределение. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных.
Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах с доходом не менее 10 фунтов в год. Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли - копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего
класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику. Более радикальной стала избирательная реформа 1862 года. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840 годов, в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 «местечек» были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных
городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. В целом, количество избирателей было увеличено.
В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право представлялось имевшим ученые звания. В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли
или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и практически всем квартиронанимателям. Реформа уравняла избирательные права жителей графств и городов. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось усовершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс
трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного голосования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов. Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов. В 1872 году в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась
возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым. С другой стороны, применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей. Реформы существенно подняли авторитет парламента и повысили его значимость в государстве.
Народ в парламенте видел власть, которая, что-то может решить. Современный Британский парламент Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемствен¬ность. Британский парламент — удивительный пример соче¬тания старых и новых форм, их напластований, сосущество¬вания. Эта особенность находит отражение во многих сторо¬нах его организации и деятельности. Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации
его деятельности играют раз¬личного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблю¬дением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо Пала¬ты лордов - герольдмейстер, приглашает членов Палаты об¬щин в Палату лордов, чтобы заслушать тронную речь коро¬левы. Должностные лица палат проводят заседания, обла¬ченные в судейские парики и мантии.
Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими исто¬рическими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания - Вестминстерский дворец, возведен¬ный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. Во Вторую мировую войну по¬мещение, где заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его восстановили в прежних разме¬рах.
Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали - их также не хватает для всех членов палаты. «Праотец» парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимст¬вовал ту практику, которую считал для себя выгодной и по¬лезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за не должными действиями государственных орга¬нов и должностных лиц и пр.). Особенностью Британского Парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях
отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящи¬еся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нор¬мах и конституционных соглашениях. Положе¬ние Парламента определяется двумя фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правле¬ния. Палата общин Порядок формирования Палаты общин, внутренняя организация и парламентская процедура
Парламентские выборы в Великобритании имеют глубокие исторические корни и традиции; нормы избирательного права скла¬дывались в ходе длительной эволюции. Обычно основные правила, относящиеся к избира¬тельной системе, содержатся в конституции. В Великобрита¬нии порядок проведения выборов определяется парламент¬ским законодательством. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющи¬ми двухпартийную систему.
В конце концов, именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных пар¬тий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной. Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Ранее, с 1789 года, когда парламент был объявлен верховным органом, срок его полномочий был равен 7 годам. Право участия в голосовании принадлежит всем бри¬танским гражданам, достигшим 18-летнего возраста.
Также необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного списка (10 октября). Регистрация - необходимое условие для осуществления права голоса. К 29 ноября временный список вывешивается для все¬общего обозрения. Гражданин может возразить против включения или исключения его имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник обязан выслушать возражения и вынести решение (соответственно он может исправить
список). Список вступает в силу 16 февраля. Он является действительным для любых выборов, которые про¬водятся в течение следующих 12 месяцев. Не могут принимать участия в выборах: иностранцы); лица, не достигшие 18-летнего возраста к момен¬ту выборов; душевнобольные; пэры и пэрессы (за иск¬лючением пэров Ирландии); лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания их под стражей); лица, осужденные за совершение правонаруше¬ний, входящих в категорию «бесчестных и незаконных при¬емов
на выборах». Пассивное избирательное право. Пассивным избирательным правом наделен любой бри¬танский гражданин, достигший 21 года. В английском праве от¬сутствует перечень основных условий, которым должен от¬вечать член Палаты общин. Имеется перечень условий, ли¬шающих права быть членом Палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содер¬жатся в парламентских законах и нормах общего права.
Членами Палаты об¬щин не могут быть иностранцы. Лишены права быть членами Палаты общин лица, занимающие некоторые государствен¬ные должности, в том числе, оплачиваемые профессиональные судьи высших и низших судов, профессиональные кадровые слу¬жащие министерств и центральных ведомств, лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Лишены права быть членами Палаты общин представители духовенства англий¬ской, шотландской, ирландской и римской католической церквей.
Общее право лишает возможности членства в Па¬лате общин пэров и пэресс (за исключением пэров Ирлан¬дии, которые не могут быть членами Палаты лордов). Ограничения распространяются также на лиц, отбываю¬щих срок наказания за государственную измену; банкротов; лиц, страдающих некоторыми психическими за¬болеваниями; лиц, признанных виновными в применении «бесчестных и незаконных приемов на выборах». Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента
или истечения максимального срока его полномочий. Однако, практически, срок полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя про¬должительность полномочий парламента одного созыва рав¬нялась трем-четырем годам. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королев¬ской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра.
Вполне естественно, что он выбирает для этого момент, наиболее благоприятный для руководимой им партии с точки зрения ее шансов на выборах. В отличие от других государств Западной Европы, в Ан¬глии не существует каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Общее руководство организацией выборов в масш¬табе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели
местных советов). После получения предписания о проведе¬нии выборов и извещения избирателей об их времени чинов¬ник по выборам передает свои полномочия чиновнику по ре¬гистрации. В качестве последнего выступает клерк местного совета. С целью про¬ведения выборов в Палату общин страна разделена на 650 избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от Англии,
72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии. В Великобритании не сущест¬вует какого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый «документ о номинации». Этот документ за¬полняется кандидатом и подписывается десятью граждана¬ми.
Требуется также вручить чиновнику по выборам заяв¬ление о согласии на номинацию и внести избирательный залог. В 1985 году сумма избирательного залога была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог пропадает. Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями. На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов.
Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры. В парламен¬тских выборах участвует довольно высокий процент избира¬телей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса. Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по сравнению с каж¬дым из
других кандидатов по округу. При этом, избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в из¬бирательный бюллетень. Не существует требования о получении кандидатом ми¬нимального процента всех голосов избирателей. В Великобритании не существует системы государствен¬ных выплат в поддержку политических партий, как в неко¬торых других западных странах (ФРГ, Швеция, Финлян¬дия). С 1975 года применяется система государственных выплат для поддержки оппозиционных
партий в парламенте. В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В течение 21 дня с момента голосова¬ния избиратель, зарегистрированный в округе, либо кан¬дидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о том, что выборы были проведены не должным образом. На практике предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не приме¬няется. Последний такой случай был в 1923 году. По своему социальному составу большинство парламен¬тариев -
лица, принадлежащие к так называемому «средне¬му классу». В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Среди депутатов-кон¬серваторов довольно велик процент бизнесменов (37-46% в парламентах созывов 1945-1974 годов). В 80-х годах их число со¬кратилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1%, в лей¬бористской партии их 12-18%.
По своему воз¬растному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30 лет, около 14% - свыше 60 лет). Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартий¬ной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса. Она оказывает оп¬ределяющее воздействие на внутреннюю организацию и де¬ятельность
Парламента. Под ее влиянием сложились наибо¬лее существенные конституционные соглашения, обусловли¬вающие весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством. При двухпартийной системе обе партии попеременно сме¬няются у власти. Две главные партии образуют офи¬циально признанные стороны в Палате общин - «правитель¬ственное большинство» и «официальную оппозицию
Ее вели¬чества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как пра¬вило, правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин. Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической моде¬ли парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту расположения Парламента), новой моделью - «моделью
Уайтхолла» (по месту расположения Правительства). Следовательно, ли¬дер партии большинства становится премьер-министром. Партия, вторая по количеству мест, становит¬ся официальной оппозицией, а ее лидер - Лидером оппози¬ции. Должность Лидера оппозиции получила законодатель¬ное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено официальное жало¬ванье. Для оппозиции характер¬но состояние готовности принять власть от правительствен¬ного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов оппозиции
«теневой кабинет» и назначает «теневых министров (ми¬нистров-теней)». Даже само расположение депутатов в Палате общин отра¬жает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера распо¬ложены скамьи правительственного большинства; слева - оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции - напротив них. Соот¬ветственно их называют «переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».
В Великобритании существу¬ет система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа чле¬нов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в от¬ставку. Так как правительство несет коллективную ответствен¬ность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный
одному министру, обычно рассматривается как отказ в до¬верии правительству в целом. В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка, правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Вотум недоверия, однако, в английской полити¬ческой практике - явление, чрез¬вычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба они касались необычной для парламента ситу¬ации, когда правительство не имело большинства в палате и было образовано правительство
меньшинства (это случилось в 1924 году и 1979 году). Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия, но оно отклоняется партийным большин¬ством, поддерживающим правительство. Что касается формирования правительства, то Палата об¬щин не принимает непосредственного участия в подборе кан¬дидатур. На¬значение и смещение министров - право премьер-министра.
Премьер-министр подбирает членов правительства из числа руководителей партии боль¬шинства. Членами правительства должны быть депутаты Па¬латы общин или лорды. В основном это члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов сформированного им прави¬тельства.
Он не обязан также представлять на одобрение па¬латы решение о производимых им перестановках в прави¬тельстве. Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате общин являются неза¬висимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.
Лидер партии является лидером парламентской фракции. Почти в 90% случа¬ев голосование проводится в соответствии с партийным де¬лением палаты. В редких, заранее оговариваемых руковод¬ством фракций случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по собственному усмот¬рению, вне зависимости от партийной принадлежности (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение абортов и т.п.).
Случается, что депутаты голосуют и против партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партий¬ную фракцию. В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные
прин¬ципы внутренней организации Палаты общин. Это не зна¬чит, что Британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в пар¬ламентском производстве. Просто правила процедуры содержатся не в одном до¬кументе, а в различных источниках («Практика» Парламен¬та, постоянные и сессионные правила, решения спикера, за¬коны).
В настоя¬щее время основной документ, регламентирующий парламентскую процедуру - постоянные правила. Они принимаются, изме¬няются и отменяются палатой в обычном порядке. Авторитетным сборником правил парламентской проце¬дуры является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях Парламента» (сокращенно его называют «Эрскин Мэй»). Язык парламентского производства — английский.
Вы¬ступления на других языках не допускаются. Стенографический отчет о заседаниях Палаты общин публикует¬ся с 1803 года в официальных сборниках «Парламентские де¬баты. Официальный отчет. (Ханзард )». Парла¬ментские сессии созываются ежегодно. Сессия начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул Парламент преры¬вает заседания в связи с
Рождеством, Пасхой и Троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинако¬во: в среднем - 160-190 дней. Заседания палаты проис¬ходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Заседания Палаты общин, как правило, являются откры¬тыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выво¬де посторонних, и в этом случае заседание идет при
закры¬тых дверях. Иногда заседание Палаты общин принимает форму так называемого «заседания Комитета всей палаты». Палата вы¬носит решение о преобразовании себя в комитет для рас¬смотрения какого-либо конкретного билля. Обычно Комитет всей палаты рассматривает либо самые важные законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. В конце заседа¬ния комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется
в палату. Каждое заседание начинается с «часа вопросов», в тече¬ние которого депутаты задают вопросы министрам. Основ¬ная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предло¬жений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительственных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член парламента именуется «частным чле¬ном» -
Private Member). Наряду с этим существуют дела оппозиции. Соответственно время палаты подразделяется на правительственное, вре¬мя частных членов и оппозиции. Обычно 12 дней в сессию отводятся для рассмотрения законопроектов частных членов и 8 — для обсуждения предложений частных членов. 20 дней выделяются оппозиции (это дни, когда ей предлагается право выбирать тему для дебатов). Остальное время палаты принадлежит
Правительству. Проблема времени в палате являет
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |