Реферат
«Соединение социализма с рабочим движением»
1. Соединение социализма с рабочим движением
1.1 Распространение марксизма. Иван Франко. Ювеналий Мельников
Обоснованную «Манифестом Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса всемирно-историческую миссию как могильщика капиталистического и строителя социалистического строя пролетариат в любой стране мог совершить, лишь руководствуясь учением научного социализма (марксизма). Однако ни в 60-е, ни в 70-е годы XIX в. это учение еще не было известно рабочим массам нашей страны, хотя уже тогда выходили в свет русские переводы отдельных работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
На Украине преподаватель Киевского университета Н.И. Зибер написал и издал на русском языке труд о «Капитале» К. Маркса, а затем лично популяризировал это гениальное произведение в курсе лекций, прочитанных нелегально для группы студентов. Сам К. Маркс в послесловии ко второму немецкому изданию «Капитала» высоко оценил популяризаторскую работу Зибера. С К. Марксом и Ф. Энгельсом лично познакомился и украинский революционер-демократ С.И. Подолинский, который, спасаясь от преследований царизма, вынужден был эмигрировать. За границей он написал и издал на украинском языке книги «О богатстве и бедности», «Ремесла и фабрики на Украине», в которых пропагандировалось марксистское учение.
Объективно выдвигалась практическая задача донести это учение до сознания самых широких пролетарских масс, соединить социализм с рабочим движением. Созданная Г. В. Плехановым за границей в 1883 г. первая русская марксистская группа «Освобождение труда» наладила регулярное снабжение марксистской литературой пролетарских революционеров в России (включая и Украину).
В нелегальной перевозке напечатанных на русском языке изданий группы «Освобождение труда» через австро-российскую границу непосредственное участие принимал украинский революционер-демократ И.Я. Франко (1856—1916). Он и сам переводил произведения Маркса и Энгельса на украинский язык, печатал их и распространял среди масс. В ряде своих собственных произведений Франко популяризировал учение марксизма. Вот что он, например, писал в историко-публицистическом очерке «О социализме»: «Идея социализма движется — в конце концов, к самому тесному единению (федерации) людей с людьми и народов с народами, как свободных со свободными и равных с равными, движется тем самым к отмене их подчинения, всякой политической зависимости, всякого угнетения народа народом и к ликвидации войн, которые противны природе человека, останавливают продвижение вперед и превращают человека в дикаря. Идея социализма движется тем самым и к ликвидации всяких классовых привилегий и всех сословий и к полному равноправию женщин и мужчин».
И. Я. Франко не мыслил коренного улучшения судьбы трудящихся без установления социалистического строя, разрешение национального вопроса — без социального освобождения украинского народа и воссоединения всех украинских земель. Великий революционер-демократ поддерживал активные всесторонние связи с участниками общероссийского освободительного движения второй половины XIX в., за что его несколько раз арестовывали австрийские власти.
Деятели первых марксистских кружков уже делали попытки связаться с рабочей средой, создать рабочие революционные кружки на заводах и фабриках. В этом деле на Украине заметного успеха достиг революционер-рабочий Ю.Д. Мельников — уроженец села Митченки Конотопского уезда Черниговской губернии. На формирование его марксистского мировоззрения большое влияние оказал руководитель одной из петербургских марксистских групп М. И. Бруснев. С ним встречался Мельников во время своего кратковременного пребывания в Петербурге в 1891 г.
В следующем году, уже опытным участником революционных кружков Харькова, Ростова-на-Дону, Таганрога Мельников прибыл в Киев. Здесь он открыл слесарную мастерскую, которая фактически стала школой подготовки марксистских агитаторов среди рабочих промышленных предприятий. Слушатели этой школы организовывали рабочие кружки на фабриках и заводах, обеспечивали их марксистской литературой, руководили забастовками. Стремясь более широко развернуть агитационно-пропагандистскую работу, Мельников убеждал своих учащихся, что «лучше поднять массу на один дюйм, чем одного человека на второй этаж». Для руководства рабочим движением в городе был создан нелегальный «Киевский рабочий комитет», основана нелегальная типография, выпустившая несколько прокламаций. Автором большинства из них был Мельников. Однако его активную революционную деятельность прервали в 1896 г. арест и ссылка. Умер Ю. Мельников в 1900 г. в Астрахани.
Не имели единого централизованного руководства, целенаправленных программных основ своей деятельности и многочисленные марксистские кружки и группы в Екатеринославе, Харькове, Одессе, Полтаве, Херсоне и других городах. Их влияние на рабочее движение было ограниченным.
1.2 В.И. Ленин. «Союзы борьбы за освобождение рабочего
класса»
По настоящему соединить научный социализм с практикой рабочего движения удалось Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину (1870—1924). Его теоретическая и практическая деятельность положила начало новому — ленинскому этапу в развитии марксизма. Как в свое время марксизм, родившийся в Германии, теоретически обобщил ход мировой истории, так и ленинизм, родиной которого является Россия, опирался на глубокое изучение опыта международного пролетарского движения, исторического развития многих народов мира, прежде всего — нашей страны. В частности, многие страницы биографии В. И. Ленина связаны с историей Украины.
С детства В. И. Ленин воспитывался в атмосфере глубокого уважения к истории украинского народа, к творческим достижениям его культуры. Одним из самых любимых литературных героев Володи Ульянова в детские годы был Тарас Бульба из повести Н. В. Гоголя. Знал уже тогда он биографию и произведения Т. Г. Шевченко. Запрещенные царизмом рукописные списки этих произведений распространялись в марксистских кружках Казани, участником которых стал В. И. Ленин.
Несостоятельность либерально-народнических представлений о путях исторического развития России В. И. Ленин доказывал в своих трудах, опираясь на анализ состояния сельского хозяйства и промышленности в украинских губерниях. Написанная В. И. Лениным в 1894 г. работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» в том же году была впервые тайно перепечатана на Украине. А после она много раз перепечатывалась и распространялась в Киеве, Харькове, Херсоне и других городах.
После переезда в Петербург В.И. Ленин сблизился с группой студентов-марксистов. Среди них было немало украинцев, в частности, П.К. Запорожец, братья Радченко и другие. Они стали активными соратниками Ленина в созданном им в 1895 г. петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». По поручению этой марксистской революционной организации, явившейся зачатком будущей Коммунистической партии, для связи с марксистами, работавшими на Украине, специально выезжала член петербургского «Союза борьбы» Н.К. Крупская. В Полтаве она провела совещание с местными и киевскими марксистами и договорилась с ними о созыве первого съезда партии.
Но В.И. Ленина и многих других членов петербургского «Союза борьбы» к тому времени уже арестовали царские власти. При обыске у арестованных нашли социал-демократические прокламации и нелегальную литературу, рукописи, среди них написанные В. И. Лениным статьи для первого номера «Рабочей газеты», готовившегося к печати, а также Рукопись антицаристской поэмы Т. Г. Шевченко «Сон».
Арестованным руководителям, рядовым участникам петербургского «Союза борьбы» охранники царизма запретили проживать в столице и сослали их в разные места Российской империи.
Под влиянием ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» такие союзы создавались и на Украине. Так, сосланный в Екатеринослав рабочий И.В. Бабушкин — участник петербургского «Союза борьбы» — создал и там такую же организацию в 1897 г. В этом ему оказал помощь интеллигент-марксист И.X. Лалаянц, приехавший по совету В.И. Ленина в Екатеринослав для расширения революционного движения рабочих. Под влиянием И. В. Бабушкина на путь революционера стал рабочий-слесарь Брянского завода в Екатеринославе — Г.И. Петровский. В том же 1897 г. объединились в «Союз борьбы» социал-демократические кружки и группы Киева. Возглавили киевский «Союз борьбы» марксисты из интеллигентной среды, активные агитаторы рабочих масс Б. Л. Эйдельман, П.Л. Тучапский, В.Г.Крижановская и другие. Объединенными усилиями рабочих кружков Киева была создана подпольная типография, в которой печатали газету «Вперёд», листовки.
Екатеринославский и киевский «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» установили постоянные революционные связи с петербургским «Союзом борьбы» и социал-демократическими организациями в других городах. По примеру петербургского «Союза борьбы» они организовывали рабочие забастовки, принимали в них активное участие.
Члены «Союза борьбы» сами писали, нелегально печатали и распространяли на заводах и фабриках агитационные прокламации против эксплуатации рабочих и произвола царского режима. Они принимали активное участие в самой организации забастовок. Киевский «Союз борьбы» начал издавать общероссийскую «Рабочую газету». Узнав об этом, В. И. Ленин, находившийся в ссылке, горячо поддержал это мероприятие. Он считал, что печатный орган будет содействовать объединению социал-демократических организаций во всей стране в единую социал-демократическую партию. Создание такой партии провозгласил I съезд РСДРП, состоявшийся в 1898 г. в Минске. Среди его делегатов были и представители «Союзов борьбы» Киева и Екатеринослава.
Таким образом, с середины 90-х годов XIX в. начался пролетарский период революционного движения, в котором главной силой освободительной борьбы стал самый революционный класс — пролетариат.
2. Развитие культуры
2.1 Просвещение и наука
На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые народ назвал «церковными духобойнями». Их задача состояла в том, чтобы воспитывать преданность царизму и любовь к церкви.
Даже по официальным данным переписи 1897 г. неграмотность населения Украины была массовым явлением. Из каждых 100 человек от 72 до 85 были совсем неграмотными. Особенной запущенностью просвещения трудящихся отличались западноукраинские земли под властью Австро-Венгрии. В отдельных уездах (особенно горных) господствовала сплошная неграмотность простых людей.
Увеличение количества средних учебных заведений (гимназий, реальных и коммерческих училищ), а также открытие университетов в Одессе и Черновцах, политехнических институтов в Киеве и Львове, ряда других институтов и академий не изменило коренным образом состояния дел в народном образовании, поскольку доступ в них для детей рабочих и крестьян был практически закрыт. Только отдельным лицам из среды трудящихся удавалось поступить в средние и высшие учебные заведения.
На Украине работало много выдающихся ученых. В 1896 г. в Одессе И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея основали первую отечественную бактериологическую станцию и с успехом начали применять предупредительные вакцины и сыворотки для лечения людей и животных от чумы, холеры, тифа и других инфекционных болезней. Вместе с тем из-за общих недостатков в медицинском обслуживании населения (один врач приходился на 8 тыс. человек) от периодических эпидемий умирали десятки тысяч людей. Чтобы разрядить возмущение масс, царские власти в союзе с невеждами от науки развернули травлю одесских новаторов за, будто бы «бактериологический фанатизм». Они даже пошли на провокацию: тайно отравили большое стадо овец, которым накануне сделали предупредительную прививку. И.И. Мечников вынужден был оставить Родину, и переехал в Париж. Работая там, в Пастеровском научно-исследовательском институте, он вскоре удостоился высшей мировой научной награды — Нобелевской премии за выдающиеся достижения в совсем новой области биологии и медицины — иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний).
На развитие химических исследований на Украине значительное влияние имела деятельность великого русского ученого Д.И. Менделеева. С его личной помощью в конце XIX в. был открыт Киевский политехнический институт, который стал одним из ведущих центров подготовки кадров инженеров для разных областей промышленности. Обучать студентов основам физической химии первым в мире начал в Харьковском университете профессор Н.Н. Бекетов.
Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний сыграли самодеятельные научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе. Объединенные в них научные работники занимались изучением проблем естествознания, математики, агрономии, истории и ряда других наук. Многоотраслевую организацию такого же типа — Научное общество им. Т.Г. Шевченко — образовали ученые во Львове. В этом обществе были математическо-естественно-медицинская, филологическая и историко-философская секции.
С конца XIX в. общество возглавил М.С. Грушевский. В это время он начал готовить и периодически том за томом выпускать в свет свой труд «История Украины-Руси». Она и до сих пор остается самым подробным изложением истории Украины с древнейших времен до середины XVII в. Вместе с тем автор не избежал односторонности в освещении исторических событий, поскольку основывался на ошибочных националистических убеждениях, будто бы украинский народ всегда был одним целым, не знал разделения на классы, не имел своей национальной буржуазии, развивался отдельно от русского и других братских народов нашей страны. Единство украинского и русского исторических процессов, борьба народных масс Украины за свое национальное и социальное освобождение, развитие феодально-крепостнических отношений, социальное расслоение среди казачества — все эти вопросы нашли отображение в трудах историков А.М. Лазаревского, А.Я. Ефименко, Д.И. Багалея. В конце XIX в. начал широкие исследования истории запорожского казачества историк Д.И. Яворницкий.
2.2 Развитие литературы
Украинская литература на рубеже XIX—XX вв. достигла художественной зрелости. Взгляды Т.Г. Шевченко на назначение прогрессивного реалистического искусства, его роль в осуществлении революционно освободительных стремлений трудящихся были развиты дальше в творчестве И.Я. Франко, П.А. Грабовского, М.М. Коцюбинского, Леси Украинки. Герои их произведений стремятся изменить социальные условия, ищут пути к революционному преобразованию в стране.
И.Я. Франко — писатель широкого творческого диапазона, автор стихов и поэм, рассказов и повестей, драматургических произведений. Он первый в украинской литературе в своих прозаических произведениях «Борислав смеется», «Бориславские рассказы» и других показал капиталистическую эксплуатацию рабочих и их классовую борьбу. Все творчество Франко проникнуто непреклонной верой в грядущую социальную революцию, которая покончит с эксплуататорским строем. В стихотворении «Гимн» («Вечный революционер») поэт пламенно призывал трудящихся
Не ридать, а добувати
Хоч синам, як не собі,
Кращу долю в боротьбі.
Много сделал Франко и для популяризации классической русской и западноевропейской литератур. Из славянских литератур наиболее пропагандировал в своих статьях творчество современных ему демократов, польских писателей М. Конопницкой, Э. Ожешко, Б. Пруса. Критически отнесясь к поэме А. Мицкевича «Конрад Валленрод» за восхваление польской шляхты, Франко вместе с тем очень высоко ценил творческое наследие великого польского поэта, перевел на украинский язык много его произведений.
Тяжелое положение трудящихся — основная тема поэзии П.А. Грабовского. Поэт прямо призывал к свержению власти эксплуататоров:
Уперед до звершення замірів, Скиньмо владу катів – бузувірів
Що поклав дев'ятнадцятий вік, Щоб людиною став чоловік!
Поэта-революционера не сломила и ссылка в Сибирь. Он и там продолжал писать произведения с призывами развернуть борьбу за свержение власти самодержавия и эксплуататорского строя. Публикации на русском языке Грабовский печатал в периодических изданиях России, сборники стихов на украинском языке посылал в Галицию и издавал во Львове. Он отстаивал мысль о том, что украинский язык следует выводить «на широкий путь», добиваться права печатать им любые произведения: художественные, публицистические, научные. Правомерность этого суждения он сам утверждал на практике своими переводами на украинский язык: с русского — произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, с армянского — О. Туманяна и А. Исаакяна, с грузинского — И. Чавчавадзе, с польского — М. Конопницкой, с болгарского — X. Ботева, с венгерского — Ш. Петефи, с шотландского — Р. Бернса, с английского — Дж. Байрона, с немецкого — Г. Гейне и И.-В. Гете.
Из сборника переводов Грабовского «Песни Украины» (1898)русский читатель мог ознакомиться с украинской поэзией. Революционер-демократ умер в 1902 г. в ссылке в Тобольске и по завещанию похоронен там же, рядом с могилами ссыльных-декабристов. За два года до смерти Грабовский правильно отметил основную тенденцию развития революционного общественно-политического процесса, отметив: «Теперь все, что только есть в России живого, движимого и работающего, идет под лозунгом марксизма».
Под влиянием освободительной борьбы трудящихся масс, трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, позже — В.И. Ленина формировалось мировоззрение М.М. Коцюбинского от революционного демократизма в направлении научного социализма. В русской прессе украинский писатель напечатал серию публицистических очерков «Свет и тени русской жизни», в которых критиковал самодержавный строй. Во Львове в 1899—1903 гг. вышел в свет трехтомник его рассказов, некоторые из них печатались за границей в русских социал-демократических изданиях.
Очень увлекался Коцюбинский украинским фольклором, в частности записывал песни и легенды о Кармалюке. Его произведение на историческую тему «Дорогой ценой», которое доказывало непримиримость украинского народа со всяким угнетением, сразу же после опубликования было переведено на ряд иностранных языков. Глубокие симпатии проявил украинский писатель в своих сочинениях к жизни трудящихся других национальностей, в частности молдаван («Для общего добра»), крымских татар («В путах шайтана», «На камне» и др.).
Ненавистью к угнетателям проникнуты произведения Леси Украинки. Поэтесса с одинаковым сочувствием относилась к бедам угнетенных эксплуататорским классом трудящихся разных национальностей. Ее поэма «Давняя сказка» развенчивала реакционную теорию «искусства для искусства» и утверждала идею служения поэта интересам, потребностям и запросам народных масс:
Не поет, хто забуває Щоб собі на вільні руки
Про страшні народні рани, Золоті надіть кайдани!
Уже первые два сборника стихов Леси Украинки «На крыльях песен» и «Думы и мечты», изданные в 90-х годах XIX в., утверждали идеи борьбы против самодержавия, призывали к единству революционных борцов разных национальностей. Революционную поэзию Леси Украинки горячо приветствовал И.Я. Франко. Он писал в 1898 г.: «Со времени Шевченкового «Поховайте та вставайте, кайданипорвите» Украина не слыхала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосилой, больной девушки...» Леся Украинка не только изучала сочинения основоположников и популяризаторов научного социализма, но и переводила некоторые из них на украинский язык, в русской социал-демократической прессе печатала свои публицистические и литературно-критические статьи, в которых доказывала, что рабочий класс — самая передовая сила в борьбе противэксплуататорского строя, отстаивала идею интернационального единения пролетариев.
Творцами украинской драматургической литературы стали М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий и И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич).
Каждый из них написал по нескольку десятков пьес разного жанра и содержания: драмы, трагедии, комедии, водевили, либретто (словесный текст) оперетт и опер из жизни украинского народа. Наибольшее общественное значение имели пьесы, которые касались проблем классового расслоения, антинародной сущности эксплуататорского строя, моральных изъянов, принесенных развитием капитализма. Это пьесы: «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед или Паук» Кропивницкого; «Цыганка Аза», «Не судьба», «Удел»- Старицкого; «Сто тысяч», «Хозяин», «Несчастная» Карпенко-Карого. Спектакли по этим пьесам не сходят со сцены и теперь. Они стали классикой украинской драматургии.
3. Украинское театральное, музыкальное и изобразительное
искусство
М.Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий стали основателями, а также режиссерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был создан в 1882 г.
в Елисаветграде. Это был период усиления реакционного наступления царизма на украинскую культуру. Согласно Эмскому указу (1876) царя Александра II театральные представления украинских трупп можно было давать на Украине только с разрешения губернаторов, а добиться его в каждом отдельном случае, как правило, было очень трудно.
Представления профессионального украинского театра с искренним уважением принимали зрители Москвы, Петербурга, Казани. С большим успехом проходили гастроли украинских трупп в городах Белоруссии, Грузии, Польши. Эти гастрольные поездки способствовали укреплению культурных взаимосвязей украинского народа с другими братскими народами многонациональной России.
На это время приходится расцвет таланта известной украинской актрисы М. К. Заньковецкой. «Талант исключительный, свой, национальный... Я бы сказал — истинно народный»,— высказался о Заньковёцкой выдающийся русский актер и режиссер К. С. Станиславский. Как самую дорогую реликвию сохранял великий русский писатель Л. Н. Толстой подаренный ему Заньковёцкой платок, в котором она играла роль Харитины в спектакле по пьесе Карпенко-Карого «Батрачка». Великий русский композитор П. И. Чайковский подарил актрисе венок с трогательной надписью — «Бессмертной от смертного», а великий русский писатель и драматург А. П. Чехов высказывал намерение написать такую пьесу, в которой она могла бы наиболее раскрыть свой непревзойденный актерский талант.
Выступая в 1897 г. в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, Заньковецкая смело протестовала против притеснений царских властей относительно украинского театра, публично заявляла о потребности сделать этот театр по-настоящему народным.
Оживление театральной жизни на западноукраинских землях связано с украинским театром культурно-просветительного общества «Русская беседа» во Львове, который в 70-х годах возглавлял М. Л. Кропивницкий. Благодаря ему западноукраинские зрители познакомились с пьесами украинских (И.П. Карпенко-Карый, И.Я. Франко, Панас Мирный), русских (Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой), зарубежных (Ф. Шиллер, Ж.Б. Мольер) авторов.
С театральным искусством было связано развитие украинской музыки. Руководитель львовского музыкально-культурного общества «Боян», дирижер и композитор А. К. Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы «Купало». На мелодию написанного им хора к трагедии «Ярополк» деятели освободительного движения создали текст революционной песни «Беснуйтесь, тираны», которая получила широкую популярность.
Как и раньше, украинские композиторы увлекались обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Н.В. Лысенко около 600 песен профессионально обработанных народных и написанных на тексты отечественных и зарубежных поэтов. В частности, почти для 100 произведений из «Кобзаря» Т.Г. Шевченко Лысенко написал музыку, создал он музыку и для произведений И.Я. Франко (среди них известный «Вечный революционер») и Леси Украинки.
Вместе с тем Лысенко — создатель репертуара украинской оперной классики, в частности опер «Наталка-Полтавка» и «Тарас Бульба», первых украинских опер для детей — «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна». Они и ныне в репертуаре украинских советских оперных театров, а опера «Тарас Бульба» вообще впервые была поставлена на сцене только при Советской власти. Композитора преследовали царские власти за его последовательную и неотступную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры.
Постоянные творческие связи поддерживал Лысенко с выдающимися русскими композиторами М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, которые в свою очередь разрабатывали неисчерпаемые сокровища украинского музыкального фольклора: Мусоргский — в опере «Сорочинская ярмарка», Чайковский — в операх «Черевички» и «Мазепа», Римский-Корсаков — в операх «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством».
Итак, развитие как украинской, так и русской музыкальной профессиональной классики происходило в творческом взаимообогащении. На таких же традициях развивалось русское и украинское изобразительное искусство. В творческом наследии выдающихся русских художников И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, И.К. Айвазовского и других немало пейзажных, бытовых и портретных полотен по украинской тематике. Вершин мирового искусства достигло творчество И.Е. Репина.
Он родился, провел детские и юношеские годы на Украине, навсегда сохранил чувство искренней любви к братскому украинскому народу. Среди многих его картин украинской тематики наиболее известно полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Автор писал о нем русскому писателю Н.С. Лескову: «А знаете ли, должен вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею... эта горсть удальцов усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Много современников Репина воспринимали картину как выразительный намек на преимущества демократического строя над самодержавным.
Положительное влияние на развитие изобразительного искусства Украины имело созданное в 1870 г. в Петербурге выдающимися русскими художниками «Товарищество передвижных художественных выставок».
Начиная уже со следующего года выставки картин участников товарищества (передвижников) регулярно устраивались в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве, Елисаветграде и других городах Украины. Произведения участников этих выставок несли зрителям демократические и революционные идеи, смело осуждали бесправность трудящихся, гнет эксплуататорского строя. Искусство передвижников всем своим содержанием и формой противостояло официальному искусству, оторванному от реальной жизни, основанному на псевдоисторических и религиозных сюжетах, но которое поощряли правящие классы.
Ознакомление с творчеством передвижников стимулировало развитие художественного таланта С. И. Васильковского. После окончания Петербургской академии искусств он навсегда поселился в Полтаве и создал здесь около 3500 картин и зарисовок прекрасной природы Украины, героического исторического прошлого украинского народа, его повседневной жизни. Вместе с художником-баталистом Н. С. Самокишем Васильковский создал и издал в 1900 г. «Альбом украинской старины». Здесь помещено 20 иллюстраций на темы истории Украины. Тексты к ним написал известный знаток запорожского казачества Д.И. Яворницкий.
Шедевром монументальной скульптуры второй половины XIX в. на Украине по праву считается открытый в 1888 г. в Киеве памятник Богдану Хмельницкому (автор М.О. Микешин).
Связанный с развитием капитализма рост городов, промышленных предприятий, торговых и учебных заведений выдвинул новые требования к архитектуре. Тем более что появились новые строительные материалы (бетон и железобетон), металлические конструкции колонн и перекрытий и т. д. Наибольших успехов архитектурное искусство достигло в сооруженных в конце XIX в. зданиях оперных театров в Одессе (архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер), Киеве (архитектор В. Шретер), Львове (архитектор 3. Горголевский).
В общем, деятелям прогрессивных и демократических направлений приходилось утверждать свои позиции в непреклонной борьбе с теми, кто представлял и отстаивал консервативные и реакционные направления в украинской культуре второй половины XIX в. Лучшие деятели украинской культуры резко осуждали идеологию буржуазного национализма, пропагандировали братское единение и дружбу украинского народа с другими народами, прежде всего с русским. Идейное направление украинской демократической культуры с конца XIX в. начал определять марксизм — идеология пролетарского интернационализма.
Список литературы
1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
3. Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002
4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987
5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Литература - Отоларингология (специфические гранулемы верхних дыхательный |
Реферат | Теория всеединства СМ Соловьева |
Реферат | 1. Что такое «права человека»? |
Реферат | Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова |
Реферат | E -mail |
Реферат | Метафизика национальной идеи |
Реферат | Правовая культура выступления |
Реферат | Герундий (Gerundium) \латинский\ |
Реферат | Особенности перевода оценочной лексики |
Реферат | Социалистический реализм |
Реферат | Technological Innovations In Business Essay Research Paper |
Реферат | Особливості фразеологізмів |
Реферат | Хозяйственные товарищества и общества 4 |
Реферат | Should This Business Update To Windows 2000 |
Реферат | Облік та аудит |