Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен- ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж- ду славной революцией 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг, во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-
тве, политике просвещенный абсолютизм, но главным образом в исто- рии общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн- гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю- ций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде- алисты, сторонники рационализма признававшие разум основой познания в поведения людей, сенсуализма считавшие таковой ощущения и даже Божественного провидения уповавшие на волю Бога,Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве- тителей не мешали большинству из них оставаться противниками
насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол- лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму- низма. Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ- ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье
людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др а также о знаме- нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро- да, не приятии догм. Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео- ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж- данского обццества и плюралистической демократии,правового государс- тва и разделения властей,
рыночной экономики и этики индивидуализ- ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилноь в XIX и XX вв. Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло- бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея- тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику - 2 - правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские
преподаватели или политические деятели. Просветители происходпли из разных классов и сословий аристок- ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру- гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве- лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организа- ции и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к раз- личиям во взглядах просветителей.
В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности. В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира- жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра- зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную
коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос- новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах. Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизированию.
В литературе они предпочитали легкие и подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо- го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк - министром. На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот- ношения с религией и церковью.
Видные его деятели, за редким исключе- нием, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да- леко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни- тельницей которых выступала церковь, и новаторскими,
которые несло Проовещение. Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс- твие в политической программе английских просветителей радикальных - 3 - лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители ХVII в он считал, что возникновению государства предшествовало ес- тественное состояние, состояние полной свободы в отношении их дейс- твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью, а так- же состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными.
Переход от естественного состояния к гражданско- му обществу был следствием общественного договора, который предпола- гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться тем же законом природы, который регулировал отношения людей в ес- тественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих
прерогатив.Это разделен- не государственной власти на законодательную, исполнительную и феде- ратпвную которая ведала отношениями с другими государствами.Кроме того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, нахо- дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом строе
Англии первых десятилетий после революции 1688 г. были закреп- лены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест- венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше- ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об- щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям просветителей.
Поэтому их внимание было приковано не столько к полити- ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания в фи- зическом и духовном смысле. Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру- ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и полезностью.
Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На- горной проповеди. В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич- ного преуспевания, Локк подчеркивал Мы рождаемся на свет с такими - 4 - способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе
представить но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс- тву. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та- ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм. Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос- вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа
XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко- торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля- ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте- ресов других людей.
Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей Басне о пчелах он проиллюстриро- вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс Пороки частных лиц - благо для общества отражал реальности рыночной экономики. Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не вселяла в англичан уверенности в том,
что стремление к личному преус- певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну- лось со сложной этической проблемойкак погасить разрушительную инер- цию эгопзма Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не только теоретически, но и практически. Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя его, как это делал
Шефтсбери,к противополощности между просвещенны- ми верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась как заносчивость одних, так и зависть других.Выработанные просветите- лями способы социализации згоизма заключались в том, чтобы напра- вить в полезное для всего общества русло научного и художественного творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов, которые своим усердием,
познаниями, гражданскими поступками или бо- гатством доказали способность их воспринять. Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рацио- нальная модель отношений между людьми в практической жизни, соответс- твующая роли и значению гражданокого общества.Одним из важнейших дос 5 - тоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной дея- тельности.
Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по иптересам например, в кафе.Де- тально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе от- разила английская художественная литература ХVIII в. Проcветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям наcеления Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над Европой в конце XVIII - начале
XIX вв. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн.Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, нап- ример, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством уми- ротворения общества, чем принудительная дисциплина,поддерживаемая си- лой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения. Особое место занимает просветительское движение в
Шотландии.Ис- тория общественной мысли в Шотландии ХVIII в это история мучитель- ных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убежде- нию многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина.Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости или же служить отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному процветанию
Философ Эндрю Флетчер, отец шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный по- тенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдин- бурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных уче- ных выделяется философ, историк, экономист
Дэвид Юм.Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что полезно людям. Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии,ее культурных тради- ций в едином британском государстве.Это наложило отпечоток на его рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и госу- дарством.Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к взаимному общению, а также из-за их полезности,
поскольку они увели- чивают возможности удовлетворения потребностей людей.И прежде всего они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит всякая упорядоченная жизнь.Именно в интересах стабильности государс 6 - тво и общество должны признавать все многообразие взглядов и убежде- ний граждан,обусловленное их индивидуальным опытом.Современное об- щество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном разделении труда
и различиях в положении людей, которые вследствие этого различаются и своими представлениями о нравственности и спра- ведливости.По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не ува- жающее многообразия социальных и региональных различий между людьми.В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием всего общества. На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность
Филооофского общества в Эдинбурге,объединявшего лучшие умы того вре- мени.Его секретарем был Юм, а одним из членов - философ и экономист Адам Смит.Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям.Смит считал, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди воспитывают в себе чувство справедливости и
вырабатывают навыки циви- лизованного общения, лишь находясь друг с другом в отношениях произ- водителя и потребителя. Общество мыслилось ему гигантской мануфакту- рой,а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничесва людей в интересах богатства народов так назывался его основной экономи- ческнй труд.В своей теории Смит отводил рьнку ту же функцию, которую английские просветители отдавали правовому государству или цивилизо- ванному общению - функцию социализации эгоизма.
Но место гражданина в системе Смита занимал экономический чело- век, моральная свобода которого была обусловлена его ролью в зконо- мической жизни. Тем самым шотландское Просвещенне поставило новый и чрезвычайно важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятель- ности.Согласно Смиту, главнейшим из них является своекорыстный инте- рес.Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим людям.
Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботится только о своих интересах, невольно содействует общественной пользе, или, по словам Смита, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать зто. Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повы- шение престижа хозяйственной деятельности.
Однако в шотландском об- ществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыноч- ных сил. Многие представители просвещенной элиты воспринимали их как - 7 - разрушительную стихию, обуздать которую было призвано государство.Не кто иной, как Смит, воспевший преимущества рынка, выражал опасение, что экономические законы, на которых основываютоя отношения произво- дителей и потребителей, могут привести к социальной и нравственной
деградации наемных рабочих.В такое состояние писал он должны не- избежно впадать трудящиеся бедняки если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого. Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по- ру зрелости ближе к концу ХVIII в уже не уповало на поддержку пра- вительства пли парламента.
Для них образцом гражданского поведения являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос- ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу. Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова- лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль- ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея- ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители не могли в полной мере опереться ни на
общественное мнение, еще не вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во Франции уделом просветителей было своего рода отщепенчество,порож- давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення. Большинство видных деятелей просветительского движения
Франции подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке, Вольтер настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь- ся от своей книги Об уме. По цензурным причинам не раз прерывалось печатание знаменитой
Энциклопедии, выходившей в свет отдельными то- мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ- кой публики. Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи- ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера- турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите- ли заимствовали и салонную форму общения.
Атмосфера избранности,царив- шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле- ченному теоретизированию. Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио 8 - налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри- ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло учение
Локка об обощстве и государстве. Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите- лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг- лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако- нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа- ми государственной
власти, а за разделение властей как политических сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой. Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре- делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он считал, что дух законов того или иного народа определяется совокуп- ностью объективных предпосылок климатом, характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.
То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от догматов вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того, какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити- ка религиозных догм, даже самая
умеренная ореол отчаянной смелос- ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои письма к друзьям призывом Раздавите гадину Но тот же Вольтер ут- верждал, что религия необходима как опора морали Вера в Бога, воз- награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой полезной верой.
Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей, повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро- няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб- лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи- ократов от греческих слов физис - природа и кратос - власть, во главе которых стоял Франсуа Кенэ.
Он считал, что земля есть единствен- ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер- меров. В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо- гатство т.е. капитал подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы - 9 - налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен- ней и внешней торговли.
Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой представитель школы физиократов,Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером министром финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп- разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це- ховой верхушки свело на нет все его усилия.
Отставка Тюрго в 1776 г. предрешила и судьбу его реформ. Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози- ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины столетия Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например республиканского
строя античных госу- дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор- мам представительного правления, включая и английский парламентаризм. Всякий закон писал он в трактате Об общественном договоре если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен Анг- лийский народ считает себя овободным он жестоко ошибается. Он свобо- ден только во время выборов членов парламента как только они избраны - он раб,он ни что
В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей само это слово было не известно. С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь- ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго- изм совместимыми с общественным благом, он
требовал подчинения лич- ности благу общества.Руссо писал двоякий человек добродетелен, ког- да его частная воля во всем соответствует общей воле. Добиться этого соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий позднейшего времени. Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони- ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он был убежден, что сам человек разрушил это естественное состояние
и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. Исчезло равенство, появилась собственнооть - писал Руссо и обширные ле- са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело 10 - веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета. Цивилизация настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могут.
Но, если нельзя вернуться к ес- тественному состоянию, то еще можно, устранив чрезмерное неравенс- тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото- му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть Восстание, которое приводит к убийству или сверже- нию с престола какого-нибудь султана это акт столь же закономер- ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных.
Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про- мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи- тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность
в соответствии с общим благом, следить за правильным распределением продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля, равно как и другие достижения цивилизации богатство, наука, искусс- тва способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро- детели, он объявлял их основным носителем народ, трудящиеся низы общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному
воздейс- твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное здоровье. Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры во имя народа. Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение,сделало его уникальной лабораторией человеческой
мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв. Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи- вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб- разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,
стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал проникновению просветительских идей 11 - Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не- мецкого
Просвещения стал его преимущественно теоретический харак- тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии просветители не только разработали важную реформу образования, но и добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе.
Утилитарный характер этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен- ных служащих армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава- телей учебных заведений. На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме- лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел итог теоретическим исканиям эпохи
Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана- ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было. Правление отеческое писал он при котором подданные, как несо- вершеннолетние, не в состоянии различить,
что для них действительно полезно или вредно такое правление есть величайший деспотизм. Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле- ния республика, монархия, а в разделении законодательной и исполни- тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж- дан будет недовольна
политикой правительства и будет стремиться ее изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси- лие. Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция
Канта. Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс- ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле 12 - ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем
дне средние слои - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен- ности Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Объявляя личность само- целью общественной организации,
Кант боролся с представлениями, дос- таточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безого- ворочного подчинения личности государотвенным интересам. Французская революция и вызванные ею социально-политические ка- таклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв, на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог- ресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось
на отдельные противоборствующие груп- пировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити- ка его целей и идеалов за то,что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправи- лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову над вопросом так в чем же заключалось
его историческое предназначе- ние
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |