БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
"Создание интернет-магазина"
МИНСК, 2009
Как создать интернет магазин?
Товар.
Прежде всего, надо знать, что мы будем продавать? Идеальный вариант – если уже есть свой офф–лайн бизнес и необходимо лишь перенести его в интернет. Но это «лишь» таит в себе множество подводных камней. Представьте себе, что вы анонсируете продажу какого–либо товара, получаете 100 заявок, а удовлетворить можете только 50. Вам придется возвращать деньги (если вы используете какую–либо платежную систему – это потери на комиссионных процентах), объясняться с каждым покупателем, и, в конце концов, вы непременно его (покупателя) потеряете.
Но, предположим, что вы полностью готовы для входа со своим предложением на просторы Интернет. Теперь взгляните на свой товар. А будет ли он продаваться через Сеть? И если будет, то, в каких примерно объемах? Вообще, Интернет накладывает на торговлю специфический отпечаток. Самые первые и самые распространенные магазины в сети – это магазины компьютерных фирм. И не мудрено – у них есть возможность самим разработать необходимые программы, да и изначальные пользователи Интернет, если не все поголовно заядлые компьютерщики, то, по крайней мере, люди интересующиеся.
Но сейчас все больше людей, далеких от компьютерных технологий (простых пользователей), открывают для себя Сеть, все больше компьютеров появляется дома, все больше женщин активно используют интернет. А это, в свою очередь, сказывается на ассортименте продаваемых товаров. Помимо магазинов, торгующих компьютерными комплектующими, в сети появилось множество «торговых точек», предлагающих все: от автомобилей и мебели до женского кружевного белья и продуктов. Экспериментировать можно сколько угодно, однако согласно многим исследованиям наиболее популярными сетевыми товарами остаются информация, книги, аудио и видео продукция, компьютерные программы, туристические услуги. То есть такие товары, в которых содержание важнее внешнего вида. Потому оцените свой товар – если его надо пощупать, попробовать или померить, то учтите, что потенциальные покупатели будут гораздо критичнее относиться к приобретению такого товара через сеть. Даже в Америке, в которой Интернетом пользуются около 2/3 населения старше 12 лет, покупатели, как показывают исследования, до сих пор не очень–то доверяют полностью виртуальным супермаркетам и предпочитают покупать еду в сети у знакомых по офф–лайну продавцов.
Если товар необходимо доставлять быстро (пиццу или обеды в офис, например) то надо позаботиться о собственной оперативной службе доставки (кому нужен горячий обед с доставкой на дом через сутки? Кушать–то сейчас хочется). Доставка крупных, хрупких или очень дорогих товаров тоже должна производиться с учетом специфики.
Если товар подходит под категорию продаваемых через интернет, следующий этап – оценка конкурентов. Посмотрите другие сайты, предлагающие такие же или аналогичные товары, сделайте контрольные закупки, сохраните на своем жестком диске прайсы. Чем ваше предложение будет лучше? Чем Ваш сайт будет удобнее? Какие дополнительные услуги вы сможете предложить своим клиентам? Здесь есть над чем задуматься.
И главное вы должны иметь четкий план и четко представлять себе, что будет, если ваш товар не «пойдет», что будет, если он станет продаваться очень большими темпами, как вести себя, если ваш товар будет продаваться в тех количествах, когда вы не сможете отказаться от его продаж, но недостаточных, чтобы окупить проект. Потом, когда вы запустите свой магазин, вы сможете оперативно вносить изменения в свой план, в зависимости от ситуации.
Заранее просчитав большинство из вариантов развития ситуации, вы получите несомненное превосходство над конкурентами.
Товар и форма.
После того, как вы определились с товаром, Вам необходимо решить – какую форму приобретет ваш будущий интернет–магазин. Вы можете просто создать веб–страницу, разместить на ней прайс–лист и адрес электронной почты, выложить все это на сервере своего провайдера и гордо назвать ЭТО «интернет–магазином». Либо вы наймете программиста, который сделает веб–интерфейс для базы данных с товарами и напишет форму для отправки заказа по электронной почте, автоматически отвечающую пользователю, что «менеджер магазина свяжется с Вами в ближайшее время, чтобы уточнить условия оплаты и получения заказа». Возможно, для некоторых видов деятельности подобной конструкции будет достаточно, но для создания полноценного и удобного для пользователей интернет–магазина наиболее предпочтителен третий вариант – приобретение специализированного программного обеспечения, которое позволяет вам удаленно управлять содержанием вашего сайта, поддерживать каталог товаров в актуальном состоянии и оперативно отслеживать поступающие заказы. В любом случае, если вы хотите, чтобы ваш он–лайн бизнес процветал, вы должны соблюдать три условия:
– пользователь, попадая на ваш сайт, должен получать четкую информацию о том, как он сможет оплатить заказ, каковы условия и сроки доставки и т.д.;
– необходимо создать для пользователя удобный и быстрый поиск необходимого ему товара, ведь не все имеют неограниченный доступ в интернет, и многие оплачивают его по часам. Да и утомительный просмотр каталогов мало кому по душе;
– все товары, предлагаемые на сайте, должны быть у вас в наличии. Вряд ли кого–то порадует сообщение о том, что заказанный аудио плеер, он сможет получить только через месяц. Если же вы торгуете товаром на заказ, то сообщите об этом своим пользователям.
Вообще торговля на заказ, можно сказать, особый случай. С одной стороны торговать на заказ гораздо проще и приятнее: вы уже получаете частичную, либо полную предоплату, и, с минимальным вложениями со своей стороны и полной уверенностью, что товар «уйдет», спокойно доставляете его заказчику. Такие схемы удобны для той категории товаров, для приобретения которых заказчик согласен потратить n–ное количество времени (автомобили, мебель, предметы роскоши, коллекционные предметы, картины). Но в этом случае, у вас появляется множество конкурентов в лице офф–лайн магазинов. Значит, вы должны продумать, почему покупатель должен купить именно у вас, чем ваше предложение лучше аналогичных предложений обычных торговых точек. Возможно, это будет бесплатная доставка на дом, бесплатное техническое обслуживание на протяжении какого–то срока, бесплатное предоставление дополнительных аксессуаров, или просто более низкая цена.
Другой «особый» случай, продажа каких–нибудь услуг, например, маркетинговых исследований. Тут всю работу можно проводить удаленно, согласовывая детали по электронной почте, или используя иные средства интернет–связи, например, ICQ. Вопрос доставки, как и в следующих двух случаях, отпадает сам собой. Единственный вопрос тогда – оплата.
В случае с продажей программного обеспечения все обстоит еще проще. После оплаты, вам необходимо передать пользователю лишь пароль для входа на страницу, откуда можно скачать программу, либо какой–нибудь разблокирующий программу код. Но при этом Вам необходимо позаботиться о надежной защите интернет–ресурса или самой программы. Еще один вариант – продажа информации или, как модно сейчас говорить, контента. В этом случае вам необходимо обеспечить постоянный доступ клиента, к защищенным страницам ресурса, содержащим продаваемую информацию. Другой путь – рассылать информацию по электронной почте. Но, обычные протоколы не обеспечивают должной защиты пересылаемой информации. Поэтому при отправке контента по электронной почте, нужно использовать шифрование (эта возможность реализована в стандартном почтовом клиенте MS Outlook, существуют и российские системы криптографии).
Как видно из всего вышесказанного, форма, которую приобретет будущий интернет–магазин, целиком зависит от продаваемого товара.
Создание.
Когда вы будете четко представлять себе, как должен выглядеть ваш интернет–магазин, нарисуйте его строение на бумаге. Обозначьте основные разделы, наметьте стрелками связи между страницами, опишите, какая информация будет находиться на первой (главной) странице. После этого, вы готовы к претворению своего проекта в жизнь. Вам необходимо найти организацию, которая и займется переносом Вашего интернет–магазина с бумаги в Сеть. Лучше всего найти специализированную студию веб–дизайна, которая уже создала несколько интернет–магазинов. Посмотреть, как они выглядят, сравнить эти магазины с другими точками интернет–торговли. При выборе фирмы–исполнителя, учитывайте следующие моменты:
– будет ли фирма брать с вас деньги за каждое обновление на сайте (ведь поддержание списка товаров в актуальном состоянии - немаловажная часть успеха);
– осуществляет ли фирма поддержку своих клиентов (бесплатные консультации, советы);
– имеет ли организация опыт в создании интернет–магазинов;
– возможность изменять дизайн интернет–магазина по своему усмотрению;
– интегрируется ли программное обеспечение с существующими офисными системами, а точнее с теми, которые уже установлены у вас, или которые вы планируете установить. Если, например, у вас стоит 1С предприятие, а интернет–магазин использует свой формат базы данных, вам придется потратить очень много времени, перенося данные о товарах из одной базы в другую. Выбирайте такую компанию, которая позволит сразу перенести все данные на сайт;
– нужно ли для внесения обновлений на сайт находится все время он–лайн, или можно подготовить все, не подключаясь к Интернет, а потом, подключившись, быстро обновить данные. Если вы особо не располагаете лишними средствами, не стоит прибегать к услугам широко известных дизайн–студий. Их цены чаще всего завышены (как производители берут за брэнд, так и студии дизайна берут за имя). Но это все к вам не относиться, если ваш дедушка был миллионером и, неожиданно, оставил громадное наследство. Идеальный вариант, когда студия предлагает вам сразу и хостинг. Но вполне возможно, что место для размещения вашего сайта (физического размещения, то есть компьютера подключенного к интернет) вам придется искать самому.
При выборе компании, предоставляющей хостинг, нужно учитывать следующие факторы:
– можно ли запускать на сервере скрипты (обычно программное обеспечение интернет–магазина – это некий скрипт);
– предоставляется ли вам почтовый ящик (если да, то сколько);
– пропускная возможность канала (выдержит ли сервер, наплыв посетителей, который вы запланировали, а в случае если их будет больше, возьмут ли с вас плату за перенос на другой сервер).
Лучше размещать свой интернет–магазин на таком сервере, где будет запас по количеству посетителей в день (час, минуту). Потому что, неровен час, сервер не выдержит, и вы потеряете своих потенциальных покупателей, а значит и деньги.
Средняя стоимость создания программного обеспечения для интернет–магазина – 500 у.е., плюс долларов шестьдесят вам придется тратить на хостинг, доступ в Интернет и внесение каких–либо обновлений .
Но есть организации, которые предлагают не выкупать программное обеспечение, а арендовать его. Обычно в стоимость аренды уже включена плата за хостинг и стандартный дизайн, который, доплатив, вы можете с легкостью изменить (если, конечно, программное обеспечение интернет–магазина позволяет выбирать «свой» дизайн). Аренда интернет–магазина обойдется вам от 85 до 120 у.е. в мес. в зависимости от компании. Преимущества этого варианта очевидны для того, кто хочет для начала попробовать свои силы в интернет–бизнесе: не нужно делать больших вложений для открытия своего интернет–магазина, не нужно заботиться о хостинге, можно в любой момент закрыть свой магазин без ощутимых потерь и чувства обиды за выброшенные на ветер деньги.
Расходы на создание интернет–магазина не должны рассматриваться Вами и бухгалтерией в частности, как расходы на один из способов рекламы. Интернет–магазин это ваш новый прилавок, ваш новый филиал, ваша новая торговая точка, которая может и должна приносить доход, иногда даже больший чем офф–лайн торговля.
Оплата.
Наиболее распространенными способами оплаты в российских интернет–магазинах до недавнего времени были: оплата курьеру, оплата через Сбербанк и почтовый перевод. Эти методы ничем не отличаются традиционных способов оплаты заказанных (например, по телефону) товаров и единственное, в чем вы можете облегчить жизнь своему клиенту, так это предоставить ему возможность распечатать на вашем сайте уже заполненную квитанцию.
Но существуют и специальные платежные системы, предназначенные для немедленного приема платежа через Интернет. В последнее время такие системы распространились и в России. Онлайновые платежные системы можно разделить на три вида: принимающие кредитные (дебетовые) карты, электронные чеки и так называемые «цифровые деньги».
Наиболее популярной российской системой приема кредиток является ASSIST. Чтобы подключиться к системе, вам нужно в письменной форме заключить договор с компанией, открыть расчетный или транзитный счет в банке системы (КБ «Платина»). Нажимая кнопку «Оплатить» на вашем сайте клиент автоматически переадресовывается на авторизационный сервер ASSIST, данные о его кредитной карте не попадают в магазин. С авторизационного сервера данные попадают в банк системы, который уже по межбанковским сетям связывается с банком–эмитентом или процессинговым центром кредитки. Клиент получает уведомление о разрешении платежа, а ваш магазин подтверждение платежа с номером заказа. После чего можно сразу же осуществлять доставку товара.
КБ «Платина» предлагает так же систему приема электронных чеков с ЭЦП (электронно–цифровой подписью). Эта система не так распространена, так как подразумевает, что покупатель должен открыть счет в банке «Платина». Расчеты c использованием электронных чеков и ЭЦП в основном проводятся между юридическими лицами. Третий вид платежных систем – «цифровые деньги» представлен в России компаниями Webmoney и PayCash. Чтобы воспользоваться этими системами вы должны открыть счет в банке системы («Таврический» для PayCash, IMTB для Webmoney) и скачать через Интернет бесплатное ПО («кошелек»). Клиенты, которые имеют такой же «кошелек» смогут оплачивать покупки в вашем магазине «цифровыми деньгами». Цифровые деньги (набор цифр, подписанный ЭЦП банка) в последствии можно конвертировать в реалные деньги.
Доставка.
Интернет–магазин почти готов к работе. К нему можно обратиться через Интернет, можно добавит товар в корзину, платежная система работает исправно. Осталось позаботиться о доставке товара потребителю. Как мы уже говорили, доставку информации или программного обеспечения (что в принципе тоже является информацией) обеспечить легко, достаточно лишь выслать покупателю пароль для доступа к закрытым ресурсам. Иначе дело обстоит с материальными товарами, такими как книги, компакт–диски, компьютеры, мебель. Здесь придется обратиться к службам доставки.
Здесь есть два основных варианта – вы либо создадите свой отдел доставки, либо прибегните к услугам посредника. При определении способа доставки, необходимо помнить, что это является одним из важных факторов успеха интернет–магазина. Пользователи готовы немного переплатить за сам товар, если доставка будет бесплатной. Но, конечно, при продаже книги, стоимостью 4 у.е. не имеет смысла делать бесплатной доставку, которая обойдется вам в 2 у.е., поэтому целесообразнее было бы разработать систему поощрения только крупных заказов. Обычно интернет–магазины используют несколько способов доставки:
– курьером (кстати, курьер может также получать с клиента плату за товар, если в магазине не предусмотрена никакая платежная система, или покупатель, по каким–либо причинам, предпочитает оплатить наличными);
– почтой (либо после оплаты, либо наложенным платежом);
– экспресс–почтой (например, DHL).
Доставка с курьером – наверное, самый распространенный способ. Несомненно, у этого способа есть множество плюсов. Например, вы всегда можете быть уверены, что товар дошел до покупателя, у вас есть документ, подтверждающий получение товара покупателем, если заказчика не было на месте, товар сразу же вернется к вам с тем же курьером. К минусам стоит отнести достаточно высокую стоимость этой услуги. К примеру, доставка посылки весом до 1 кг курьерской службой Скороход, обойдется в 2,5 у.е. Еще один недостаток курьерской доставки в том, что в массе своей курьерские службы работают на локальном рынке, то есть доставляют товары в пределах одного города или области. Но есть службы, работающие на всю страну, Pony Express, например. Не смотря на все недостатки, курьерская служба незаменима для доставки «срочных» товаров, к которым в первую очередь относятся продукты питания. Вряд ли кто–то будет ждать, пока вы по почте перешлете ему горячую пиццу или батон колбасы на закуску. Впрочем, зачастую покупатель особенно в крупных городах также не желает ждать несколько дней доставки книжной, музыкальной продукции, если она не является чем–то уникальным, что он не сможет приобрести, выйдя на улицу.
Создавать свою службу доставки имеет смысл только тогда, когда объем продаж вашего магазина достаточно велик, и, используя собственную курьерскую службу, вы можете реально снизить накладные расходы на доставку товара. Известная фирма Gateway, которая занимается сборкой и продажей компьютеров на заказ, поначалу прибегала к услугам сторонней службы доставки. Когда же объем продаж через Web, достиг внушительных размеров, Gateway создала свою службу доставки.
Доставка почтой – один из самых простых и общедоступных способов. Практически любой товар (не особо крупный) можно отправить заказной бандеролью, при этом стоимость доставки будет относительно небольшой. При этом, доставка как в пределах одного города, так и в пределах всех страны осуществляется достаточно легко. К минусам этого способа относятся такие аспекты, как длительность доставки (даже в пределах одного города), слабая гарантия сохранности товара (вы когда–нибудь пробовали доказать на почте, что пластмассовый паровозик поломался именно при транспортировке) и, к сожалению, воровство. Конечно вы сможете застраховать свою посылку, сделать опись ее содержимого, но заказчик не получит желаемого (или получит, но с большим опозданием) и никакие оправдания вам уже не помогут – вы будете виновником в глазах покупателя. По почте целесообразнее всего отправлять малогабаритные товары, которые являются редкими или уникальными в тех районах, куда вы их отправляете. К этим товарам относятся комплектующие компьютеров и других устройств, редкие книги и музыкальные записи. Если товар малогабаритен, но стоит очень дорого (например, бриллиантовое колье) все таки лучше будет положиться на курьера, я думаю, что такой заказчик легко оплатит стоимость его командировки.
Экспресс–почта – это нечто среднее между почтой и курьерской доставкой. Она обеспечивает высокую степень сохранности товара, высокую скорость доставки и обширный охват территории. Кроме того, на каждом этапе вы можете отслеживать прохождение товара, и знать где товар находится в данный момент времени. Но за такой сервис, службы экспресс–доставки берут достаточно дорого (за 1 кг в пределах России от 22 до 34 у.е.). Поэтому, этот вид доставки стоит предлагать потребителям как дополнительный.
Вообще, чем больше способов доставки вы предложите своим покупателям, тем большую потенциальную аудиторию вы сможете охватить. На всех, как известно не угодишь, например, последнее исследование PricewaterhouseCoopers»s показало, что 18% американских потенциальных покупателей интернет–супермаркетов не хотят, чтобы им доставляли продукты на дом ни при каких обстоятельствах. Неизвестно, что является этому причиной, быть может, у них дома страшный бардак, они боятся нашествия налоговой полиции, или не разрешают своим малолетним детям открывать дверь незнакомым людям. В любом случае, помните, покупатель должен чувствовать себя хозяином положения.
Реклама.
Покупатель может выбрать товар и оплатить его, служба доставки исправно доставляет заказы. Но покупатель должен узнать о вашем магазине и посетить его сайт, а значит, необходима реклама. Как рекламировать интернет–магазин? Вот вопрос, который рано или поздно встает перед каждым интернет–торговцем. Давай те попробуем рассмотреть некоторые приемы и хитрости, которые позволят Вам привлечь как можно больше посетителей на сайт магазина.
Баннерная реклама.
Такое впечатление, что баннеры в интернете возникли с появлением самой Сети. Баннеры – самый распространенный вид рекламы в интернет. Что такое баннер? Баннер - это графический блок определенного размера (468х60, 100х100, 125х125 точек), несущий информацию рекламного характера. Баннеры, в основном, демонстрируются при помощи баннерных сетей. Баннерная сеть позволяет Вам, демонстрируя баннеры других участников сети у себя на сайте, показывать свои у них. Причем количество показов вашего баннера напрямую зависит от того, какое количество баннеров на своем сайте показали вы. За свои услуги баннерная сеть обычно берет комиссионный процент (от 5 до 50%). Но, так как ваш ресурс еще достаточно молод и количество посетителей на нем невелико, количество показов баннеров на вашем сайте будет так же небольшим. Поэтому вам придется купить баннерные показы в одной из сетей. Средняя стоимость показов в баннеробменных сетях 0.4 у.е. за 1000 показов (www.rle.ru). Но существуют и элитные сети, где стоимость может достигать 4 у.е. за 1000 показов (www.reklama.ru). Обычно показы банеров можно купить дешевле на всевозможных аукционах и при помощи специализированных листов рассылки, таких как [BANNERS MARKET] (http://www.banners.net.ru/market). При использовании показов в банерообменных сетях часто забывают о такой возможности как таргетинг (от английского target – мишень, цель). Таргетинг позволяет организовать показы баннеров как на своем сайте, так и показы своих баннеров. Например, можно запретить показы в выходные дни, настроить интенсивность показов в определенное время суток (к примеру, онлайновая пиццерия может увеличить отдачу от рекламы, если будет запускать свои баннеры в обеденное время и в конце рабочего дня), отсечь пользователей, например, Макинтошей (если вы торгуете комплектующими для PC), сделать так, чтобы ваш баннер показывался только жителям Москвы и Московской области (случай с той же горячей пиццей) и т.п..
При выборе баннерообменной сети необходимо учитывать следующие факторы:
– берет ли сеть дополнительную плату за таргетинг;
– открытая сеть или закрытая (обычно в закрытую сеть попадают сайты соответствующие определенным требованиям сети);
– какие правила устанавливает сеть для сайтов–участников (ведь именно на этих сайтах будут показываться ваши баннеры).
Стоит так же обратить внимание и на изготовление самого баннера. Ведь что такое баннер по своей сути? Баннер ближе всего к газетному объявлению, и потому он должен сразу бросаться в глаза и привлекать внимание. Новые технологии, применяемые в Интернет (Macromedia Flash, CGI – скрипты) позволяют создавать «живые» баннеры, которые могут перенаправить вас сразу в нужный раздел сайта, или добавить звук к вашему баннеру. Кроме того, анимированные баннеры более «кликабельны», по сравнению со статичными, и, конечно, баннер, как и сам сайт, должен быть стильным. В Интернет есть множество советов по созданию хорошего баннера, поэтому мы не будем останавливаться на этом слишком подробно. Скажу лишь одно – баннер лучше изготавливать не самостоятельно, а отдать 50 у.е. специалистам и выбирать из предложенных вариантов. Можно так же, например, объявить конкурс на создание баннера в какой–либо дизайнерской сетевой тусовке, а потом выбрать понравившийся и заплатить автору.
Почтовые рассылки.
Почтовые рассылки обладают несомненными преимуществами перед баннерами.
– на рассылку люди подписываются добровольно, а значит велика вероятность, что ее прочитают (тут еще более подходит аналогия с газетой).
– в рассылке можно размещать рекламу в скрытом виде, в виде рассказов, например, о каком–то новом товаре (со ссылкой на него), обзора вашего магазина и т.п.
– в рассылке вы можете размещать баннеры любых форматов, каких только захотите.
Вы можете так же завести свою собственную рассылку информации о новых поступлениях и обновлениях в вашем магазине по е–мэйлу, и сообщить об этом своим пользователям на сайте. В этом случае важно помнить, что информация должна доставляться пользователю только по его желанию (когда он подписался на рассылку), и только в том объеме, на который он согласился. Не перегружайте пользователя информацией, это неизбежно вызовет отторжение. Если на вашем сайте представлен очень широкий ассортимент товаров, предоставьте ему возможность выбирать - информацию о каком разделе он хочет получать.
Форумы, чаты, доски объявлений.
Не стоит забывать и о том, что очень много пользователей используют Сеть для общения. Поэтому посещайте всевозможные форумы и чаты, и ненавязчиво оставляйте там адрес вашего магазина. Зайдите на все бесплатные доски объявлений и разместите информацию о вашем магазине там.
Поисковые системы, рубрикаторы.
Ваши потенциальные покупатели пользуются поисковыми системами, значит, вам нужно зарегистрировать свой магазин как можно в большем количестве поисковиков. Чем чаще пользователю будет встречаться ссылка на ваш магазин, тем больше вероятность того, что он перейдет по ней.
Как показали исследования, проведенные в Америке IMT Strategies в то время, как интернет–компании тратят бешеные деньги на рекламу в журналах, газетах и на телевидении, большинство пользователей находят сайты через поисковые машины, по совету друзей и во время случайных прогулок по сети.
Поощрение потребителей.
Ну и еще один способ известный обыкновенным торговцам с древнейших времен: если ты хочешь, чтобы покупатель к тебе вернулся и привел друзей, пообещай ему скидку или специальное предложение как постоянному клиенту.
Существует множество способов генерации повторного посещения и регистрации в системе от всевозможных конкурсов и тотализаторов (с призами), до системы прогрессирующих скидок, поощрения крупных покупок, скидочных купонов и «tell–a–friend» маркетинга (когда посетителю сайта предлагается участие в розыгрыше чего–либо или получение сувениров за то, что он разошлет n–ному количеству своих друзей рекомендацию посетить ваш магазин. Иногда всякие блага обещаются так же упомянутым друзьям).
«Бизнес 24 в сутки!»
Приходилось ли вам приобретать товары через интернет? Уже сегодня статистика подтверждает: те, кто сделал хотя бы одну покупку в виртуальном магазине, делают это вновь и вновь! Популярность онлайн–продаж доказывает, что это перспективное и выгодное направление. А успешные компании форсированно переводят свой бизнес на «интернет–рельсы». Для многих современных людей, особенно для жителей мегаполисов, покупки через интернет – дело уже привычное. Однако до недавних пор сеть воспринималась исключительно как место, где можно найти практически любую информацию, как огромный справочник, но не более того. Теперь же ситуация сильно изменилась. Сегодня в онлайне, не выходя из дома, можно приобрести практически любую вещь.
Зачем покупать в интернете, если можно спуститься и купить в магазине за углом? – вполне резонный вопрос для тех, кто плохо знаком с глобальной паутиной и возможностями, которые она нам дает. Чтобы объективно ответить на этот вопрос, достаточно назвать несколько преимуществ онлайн–магазинов:
1. Экономим время. Если нужный магазин вовсе не за углом, а на другом конце города; если магазинов много, а у вас нет возможности обойти их все; если просто не хочется тратить свое время на поездки, то электронный магазин – это идеальный для вас вариант. Покупка необходимого товара займет считанные минуты.
Вам не придется стоять в очередях и ждать, пока освободится продавец–консультант, потому что вся необходимая информация о товаре найдется здесь же, в сети.
Ну, и самое приятное: свои заказы можно оформить в любое время, не выходя из дома или офиса. Это бизнес 24 часа в сутки, что удобно и покупателю, и продавцу.
2. Экономим деньги. В связи с тем, что владельцам интернет–магазинов не приходится тратить огромные деньги на аренду помещения, торговое оборудование и зарплату штату сотрудников, цены в сети на порядок ниже, а это нравится всем покупателям. Без исключения.
Естественно, минимальные издержки выгодны и самим онлайн–продавцам. Ведь низкие цены привлекают большое количество клиентов, а это обеспечивает хорошие объемы продаж и крупную выручку.
Интересно, что еще года три назад приобретение товаров через интернет считалась прерогативой людей с достатком выше среднего, но сегодня этот миф ушел в прошлое. Для современного человека электронные магазины – это не роскошь и не экзотика, а выгода и удобство. А для деловых людей – еще и способ заработать.
3. Оффлайн + онлайн. Интерес к виртуальному пространству постоянно растет. И не зря интернет уже назвали самым перспективным и динамично развивающимся направлением в бизнесе.
По данным аналитиков, за первый квартал 2005 года россияне потратили на доступ в интернет 350 млн. у.е. – это на 55% больше, чем год назад. Каждые полгода аудитория сети увеличивается на треть!
Время диктует свои правила. Сегодня любая успешная организация подразумевает, как минимум, представительство в глобальной сети. Откладывать решение об интернет–интеграции бизнеса – значит отставать от времени, терять свои позиции. Какому бизнесмену нужен такой риск? Для большинства организаций, занимающихся торговлей, виртуальный канал продаж уже стал обязательным атрибутом.
Многие клиенты предпочитают получать подробную информацию о товарах или услугах в интернете: они читают полезные статьи и обзоры, изучают отзывы и мнения других людей, сравнивают. А потом, определившись с выбором, идут в обычный магазин и приобретают этот товар. Поэтому электронные витрины – это не обязательно альтернатива обычным магазинам. Часто они становится просто хорошим дополнением, потому что помогают сформировать образ компании и получить всю необходимую информацию о предлагаемых товарах. Другими словами, «оффлайн–магазины» и их онлайн–копии рекламируют и дополняют друг друга, принося владельцу двойной доход.
Бесплатный хостинг.
Совершенно очевидно, что бесплатный хостинг не подходит для коммерческого предприятия, коим является интернет–магазин потому что:
– сам факт того, что интернет–магазин не может позволить купить себе приличное доменное имя за 20–25 у.е. в год, означает полное недоверие к нему со стороны потенциальных покупателей.
У многих пользователей сети упоминание в адресе таких доменов как narod.ru, boom.ru и тому подобных, влечет за собой стойкую ассоциацию с домашними страничками «Васи Пупкина и Co».
Безусловно, среди сайтов, размещенных на бесплатном хостинге, существуют масса привлекательных, социально–значимых информационных ресурсов. Но это, как правило, некоммерческие сайты, которые развиваются благодаря энтузиазму и знаниям своих владельцев;
– наличие сторонней рекламы на сайте интернет–магазина также не добавляет доверия данному ресурсу. Интернет–магазин должен рекламировать и продвигать в сети свои товары, а не чужие! Банерная реклама дискредитирует магазин в глазах посетителей.
Очень часто контекст рекламы банерообменных сетей совершенно не сочетается с содержанием и тематикой сайта.
Еще более странно видеть рекламные банеры у некоторых интернет–магазинов, расположенных на платном хостинге. Цена имиджа таких магазинов – те жалкие копейки, которые приносит им банерная реклама;
– далеко не каждый бесплатный хостинг сможет обеспечить поддержку интернет–магазина. Большинство интернет–магазинов Рунета используют в качестве базы данных MySQL. MySQL – база данных начального уровня, однако типичный бесплатный хостинг не дает возможности доступа и настройки баз данных.
Открытию интернет–магазина могут препятствовать и другие технические ограничения бесплатного хостинга.
И, наконец, последний аргумент. Не льстите себя надеждой, что в случае каких–либо проблем у хостинг–провайдера, ваш недовольный голос будет услышан. Наивно расчитывать на бесплатное оперативное решение всех ваших проблем.
Платный хостинг.
Если вы не пользуетесь услугой аренды интернет–магазина, когда все технические вопросы берет на себя компания–арендодатель, то вам придется решить вопрос хостинга вашего магазина. Для интернет–магазина необходим платный хостинг, поскольку это коммерческое предприятие, претендующее на предоставление качественного уровня обслуживания своих клиентов (покупателей).
В случае платного хостинга за разумную плату в районе 10 у.е. в месяц вы будете лишены недостатков бесплатного хостинга, зато обретете очевидные плюсы в виде более качественной технической поддержки вашего интернет–магазина.
Типичное предложение на рынке платного хостинга полностью покрывает технические требования интернет–магазина к наличию программного обеспечения. Как правило, интернет–магазины начального уровня используют perl или php в качестве программной среды и несложные базы данных, ориентированные на WEB: MySQL или Postgress.
Как выбрать надежного хостинг–провайдера? Эта тема требует отдельного обсуждения. Сейчас лишь перечислим некоторые вопросы, на которые стоит обратить внимание:
Качество обслуживания – величина не прямо пропорциональная числу клиентов хостинг–провайдера. Иными словами, большое количество клиентов еще не говорит о качестве предоставляемых услуг. Обращайте внимание на клиентов компании.
Обратите внимание на оперативность отклика службы технической поддержки. Если вам не ответили в течении суток – это повод серьезно задуматься. Желательно, чтобы хостинг–провайдер предоставлял круглосуточную службу технической поддержки.
Тарифные планы стоимостью менее 7–10 у.е. в месяц могут не обеспечить заявленный уровень надежности.
Если интернет–магазин ориентирован на аудиторию Рунета, оптимально, чтобы хостинг–провайдер был расположен в большом городе и был подключен как можно ближе к основным точками обмена траффиком.
Часто компания–разработчик интернет–магазинов имеет партнерские отношения и отлаженное взаимодействие с некоторым хостинг–провайдером. Если в стоимость покупаемого интернет–магазина входит первичная инсталляция, настройка и ограниченная поддержка продукта, есть смысл доверить выбор хостинг–провайдера непосредственно компании–разработчику программного решения.
При выборе хостинг–провайдера и тарифного плана учитывайте требования интернет–магазина к наличию программной среды (доступность базы данных, языки программирования и т.д.). Обратите внимание на ограничения дискового пространства и доступность логов веб–сервера.
Регистрация доменного имени.
Регистрация доменного имени – вопрос важный и отнестись к нему нужно серьезно.
Прежде всего, необходимо определиться, доверить ли регистрацию домена компании хостинг–провайдеру или же регистрировать доменное имя самостоятельно. Принципиально, на чье имя будет зарегистрирован домен.
Большинство хостинг–провайдеров поступают честно и регистрируют домен на имя клиента. Однако, мы не исключаем, что кто–то до сих пор занимается мелким жульничеством.
Дело в том, что имя домена не привязано к определенному провайдеру. Если вас не устраивает качество обслуживания, вы можете сменить поставщика услуги. Если домен зарегистрирован на ваше имя, то не возникнет юридических сложностей при переходе от одного провайдера к другому.
Владелец бизнеса должен исключить даже потенциальную вероятность потери доменного имени. Если домен зарегистрирован на юридическое лицо (ваша компания) или, непосредственно, на ваше имя, то вам остается лишь вовремя, периодически оплачивать продление доменного имени.
Вы можете самостоятельно, напрямую зарегистрировать доменное имя, через компанию RU–CENTER, которая является аккредитованным Регистратором доменных имен в зонах RU, SU, NET, COM, ORG, BIZ, INFO; либо доверить этот вопрос своему хостинг–провайдеру.
Как создать собственный интернет–магазин?
Первый шаг к электронной коммерции – создание интернет–магазина. Речь пойдет непосредственно о выборе программнoго решения, которое позволит компании (предпринимателю) начать продажу товаров (услуг) через интернет.
Как это ни покажется странным, выбор технического решения хоть и важный, но не самый главный вопрос при развертывании электронного бизнеса. Мы уверены, что владельцы успешных интернет–магазинов согласятся с этим тезисом. Действительно, как показывает практика, наивно полагать, что открыв электронный магазин, вы немедленно получите шквал заказов. Создание интернет–магазина лишь первый и, надо сказать, не самый сложный этап развития успешного бизнеса в сети. Гораздо более важным вопросом является правильная организация интернет–магазина.
Тем не менее, ошибка на этапе выбора программного решения в сфере электронной коммерции впоследствии обойдется достаточно дорого для бизнеса. На сегодняшний день существует несколько подходов к развертыванию электронного магазина. Разумеется, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Опуская технические детали, каждый подход необходимо оценивать как минимум с учетом двух критериев:
1. Время создания интернет–магазина.
2. Стоимость интернет–магазина.
Очевидно, что с точки зрения бизнеса необходимо минимизировать время создания магазина и выбрать оптимальное решение по критерию цена/качество.
Минимизировать сроки можно взяв интернет–магазин в аренду, либо купив готовое решение. Аренда интернет–магазина – наиболее быстрый вариант развертывания электронного бизнеса. В среднем, сроки варьируются от мгновенной активации при оплате с помощью электронных платежных систем до нескольких дней при оплате услуги банковским переводом. Все технические вопросы берет на себя компания, специализирующаяся на предоставлении услуг аренды электронных магазинов. Взять интернет–магазин в аренду в целом выгодно, если вы хотите избежать больших затрат на его создание.
Подключить готовый интернет–магазин займет несколько больше времени, поскольку придется дополнительно решать вопросы настройки и хостинга интернет–магазина с помощью продавца, либо самостоятельно. Примерные сроки – от двух–трех дней до одной–двух недель.
Готовый интернет–магазин можно приобрести непосредственно у компании–разработчика, либо у некоторых хостинг–провайдеров в качестве дополнительной услуги. Мы считаем, что первый вариант более предпочтителен при условии, что в стоимость продукта входит первичная инсталляция и настройка магазина, а также обязательства по исправлению программных ошибок в течении фиксированного срока. Это ускорит запуск бизнеса и хотя бы на первых порах избавит бизнес от возможных технических проблем.
Большинство готовых и арендуемых магазинов ориентированы на использование шаблонных решений. Механизм шаблонов позволяет зафиксировать общую структуру страниц интернет–магазина и отделить графическую составляющую от содержания (контента) страницы. Такие решения, как правило, имеют ограниченную возможность настройки внешнего вида владельцем ИМ, не требуя от него технических знаний.
Если вы желаете приобрести магазин с уникальным, эксклюзивным дизайном, то придется заняться выбором компании, которая предлагает интернет–магазин под заказ. Это может быть оправданным шагом, если необходимо продавать эксклюзивный товар, продвижение которого напрямую зависит от того, как подать товар покупателю. В этом случае весь дизайн ИМ должен быть спроектирован так, чтобы подчеркнуть уникальные свойства товара. И, надо признать, стоит это недешево.
Это наиболее дорогой вариант и создание интернет–магазина займет больше времени. Примерная оценка – минимум два–три месяца. Однако не стоит обольщаться. В большинстве случаев компания–разработчик будет использовать свой наработанный «движок» ИМ без дополнительной адаптации непосредственно под нужды конкретного заказчика. Если же вы захотите уникальных доработок в функционале ИМ, то это будет стоить отдельных денег.
Цена каждого из рассмотренных выше вариантов зависит в первую очередь от предлагаемого функционала продукта.
Готовый интернет–магазин.
Вариант покупки готового интернет–магазина имеет смысл рассматривать в том случае, когда вас по каким–либо причинам не удовлетворяет вариант аренды интернет–магазина.
Покупая готовый интернет–магазин, вы получаете следующие преимущества:
– вы полноправный владелец программного продукта;
– у вас есть техническая поддержка от производителя;
– вы имеете право дальнейшей модификации интернет–магазина (варианты с открытым кодом, если не запрещает лицензионное соглашение);
– однако, покупка готового решения имеет также ряд недостатков;
– увеличение сроков запуска интернет–магазина;
– большие вложения средств в покупку интернет–магазина на начальном этапе;
– необходимость содержать штат программистов для самостоятельного развития интернет–магазина, либо заказывать дополнительную доработку функционала продукта «под себя»;
– необходимость самостоятельно содержать и обслуживать свой сервер, либо оплачивать услуги сторонней компании, предоставляющей услуги хостинга.
Из этого следует, что владение интернет–магазином на правах полной собственности приводит к увеличению основного капитала и нецелевых расходов за счет снижения объема оборотных средств. Это не совсем очевидно большинству владельцев интернет–магазинов, хотя вполне объяснимо пока еще слабым рынком ASP–услуг (ASP access server provider – субъект хозяйствования, который обеспечивает контент–провайдеру и пользователю технический доступ в Интернет) и желанием отдельных предпринимателей делать теневой бизнес.
Тем не менее, покупка готового интернет–магазина с открытым кодом – наиболее гибкое решение, если бизнес готов нести дополнительные затраты, описанные выше.
Если вы не горите желанием содержать собственный штат программистов и склоняетесь к покупке готового программного продукта, то обратите внимание на следующие типичные ошибки.
Часто владельца бизнеса заносит в крайности: либо изначально рассматриваются лишь дорогие решения с ориентацией исключительно на популярность бренда компании–разработчика, либо откровенно демпинговые варианты, которые привлекательны, пожалуй, лишь своей ценой. Ни первый, ни тем более второй вариант не дадут вам заметных конкурентных преимуществ на начальном этапе развертывания электронного бизнеса потому что:
– предстоит решить массу вопросов организационного характера, проделать значительный объем работ по наполнению интернет–магазина товарами (описания, изображения, статьи), прежде чем магазин заработает в полную силу;
– владельцу интернет–магазина без опыта электронной коммерции сложно оценить насколько и в какой степени будут востребованы все возможности, предоставляемые программным продуктом.
Поэтому логичным выглядит постепенный, эволюционный путь развития интернет–магазина, где на каждом этапе максимально полно используются все ресурсы интернет–магазина. Другими словами, вы не переплачиваете за те возможности продукта, которые вы не в силах освоить на данном этапе, либо за те функции, внедрение которых преждевременно.
Рекомендуем покупать программное обеспечение у тех компаний, которые продвигают комплексные решения. То есть, предлагают не просто программный продукт, а целую линейку версий продукта, начиная с базовой (light) с минимальным набором функций для малого бизнеса, и заканчивая enterprise версией, которая предоставляет исчерпывающие возможности в сфере электронной коммерции. Очень важно, чтобы все версии продукта поддерживали стопроцентную совместимость «сверху вниз», то есть каждая более функциональная версия, включала в себя все возможности предыдущей.
Обязательно наличие простой, безболезненной процедуры апгрейда от версии к версии. Это очень важный момент, который ускользает от внимания в момент покупки программного обеспечения! Отказывайтесь от тех решений, в которых переход на более мощную версию обязывает полностью выгружать накопленную базу данных магазина.
Стратегия постепенного наращивания возможностей интернет–магазина обеспечивает защиту ваших инвестиций. Отнеситесь серьезно к выбору программного решения. Ошибки на этой стадии могут обернуться гораздо большими затратами позднее, когда вы поймете, что сменить скакуна на полном ходу будет очень непросто.
Аренда интернет–магазина.
Аренда интернет–магазина – один из вариантов создания электронного бизнеса. Одно из очевидных преимуществ – минимальное время выхода на рынок. Для владельцев бизнеса это предложение может быть интересно тем, что все технические вопросы запуска и содержания интернет–магазина берет на себя компания–разработчик программного решения, которая в этом случае выступает в качестве арендодателя.
Здесь необходимо уточнить, что речь в данном случае идет о полноценном интернет–магазине, а не варианте витрины товаров в рамках общего «виртуального торгового центра».
К сожалению, аренда интернет–магазина пока распространена не столь широко. Этому есть несколько причин:
– менталитет владельца интернет–магазина, который предпочитает заплатить больше, но иметь «все свое»;
– пока еще малое число качественных предложений подобного рода, которое, видимо, связано, прежде всего, с отсутствием крупных компаний–разработчиков в этом сегменте рынка по причине его низкой рентабельности на текущий момент;
– теневой бизнес многих интернет–магазинов.
Владельцу бизнеса может быть интересен вариант аренды с точки зрения сокращения нецелевых затрат. В условиях ограниченного объема оборотных средств значительные вложения в покупку готового решения могут оказаться не столь оптимальными, нежели фиксированная арендная плата и/или процент от оборота.
Выгодна ли для вас аренда интернет–магазина? Если вы склоняетесь к данному варианту, то, прежде всего, необходимо выяснить обязанности сторон и условия предоставления услуги. Например, входит ли в арендную плату постоянный мониторинг, оптимизация и продвижение интернет–магазина в поисковых системах? Нужно ли вам дополнительно содержать в штате магазина человека с техническими знаниями (программиста/администратора) для поддержки сайта? Кто выполняет работу по наполнению интернет–магазина товарами?
Разумеется, необходимо оценить функционал арендуемого интернет–магазина. Как и в случае с покупкой готового программного продукта, рекомендуем вам рассмотреть те варианты услуги, где предлагается модульная или версионная поддержка. Чтобы с ростом бизнеса (а значит и потребностей) при необходимости, вы смогли за небольшую плату подключать дополнительные модули, расширяющие возможности вашего арендуемого магазина.
Рискнем предположить, что в течении ближайших лет на рынке сформируется несколько ASP–провайдеров, специализирующихся непосредственно в предоставлении комплекса услуг для арендуемых интернет–магазинов.
Интернет–магазин под заказ.
Многие компании предлагают клиенту интернет–магазин под заказ, подразумевая при этом, прежде всего, индивидуальный дизайн под требования заказчика. Как известно, цена индивидуального подхода всегда выше.
Безусловно, индивидуальный качественный дизайн интернет–магазина всегда косвенно способствует увеличению продаж. Однако, не менее важно иметь чувство меры и в процессе наведения лоска не забывать о таких серьезных вопросах как функциональность, простота навигации и общий комфорт покупателя.
Типичная ошибка – ситуация, когда будущий владелец интернет–магазина рассчитывает получить нечто неземное по своей красоте, концентрируя все свое внимание лишь на визуальной составляющей сайта. Помните, что каждая лишняя картинка – это дополнительное время ожидания полной загрузки страницы. В стране, где сотни тысяч потенциальных покупателей могут позволить себе лишь медленное соединение через модем, время отклика страницы является очень важным показателем.
Для индивидуального дизайна интернет–магазина под заказ важно найти оптимум между красотой и функциональностью.
Если вы собираетесь продавать уникальный, штучный товар, очень важно правильно подать его потребителю. Есть категории товаров, спрос на которые прямо зависит от того, как и в какой степени раскрыты все его преимущества. В этом случае разработка интернет–магазина под заказ с индивидуальным дизайном может быть не только оправдана, но и необходима.
К сожалению, большинство предложений, касающихся разработки интернет–магазинов под заказ, ограничиваются обычной переделкой внешнего вида страниц. По сути, компания–разработчик просто меняет внешний вид страниц от одного заказа к другому. Мы предполагаем, что со временем на рынок выйдут действительно заказные разработки, когда разработчики будут предлагать не просто один и тот же «движок» интернет–магазина с индивидуальным внешним видом страниц, а целый ряд специализированных вариантов, учитывающих специфику продаваемого товара.
Открытие Интернет–магазина в Республике Беларусь.
Жизнь не стоит на месте, и на смену старым формам торговли приходят новые. Существует мнение, что открыть интернет–магазин невозможно, поскольку законодательство не предусматривает такого вида торговли. Данное утверждение верно только отчасти, поскольку любые виды сделок регулируются Гражданским кодексом, а способы их заключения – лишь детали.
Сразу можно сказать, что на все сто процентов использовать Интернет для организации торговли не позволит законодательство Республики Беларусь. То есть в сети Интернет вы сможете предложить потребителям только своеобразный каталог, по которому покупатели смогут выбрать нужный товар и заказать его. Оплатить товар через Интернет национальной валютой белорусский потребитель не сможет, поэтому в данном случае Интернет играет роль носителя рекламы вашего товара, как, например, газета. Выбрав товар из перечня, опубликованного в газете, потребитель может связаться с продавцом и сделать заказ. То же происходит и «белорусском» интернет–магазине, но по сравнению с газетой или каталогом, Интернет имеет свои преимущества. Прием заказа может осуществляться 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по одной телефонной линии принять заказ одновременно у нескольких человек невозможно, то через Интернет это в порядке вещей. И это еще не все преимущества.
Итак, вы решили открыть интернет–магазин, то есть собрались продавать товары с использованием Интернета (в данной статье речь пойдет только о торговле материальными товарами). Попробуем дать некоторые рекомендации относительно правовой стороны организации такого рода бизнеса.
Для начала вы должны, как минимум, зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (если не хотите регистрировать юридическое лицо), поскольку торговля, какая бы она ни была, в том числе и через Интернет, является предпринимательской деятельностью. А в соответствии со ст. 22 Гражданского кодекса РБ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Хотя, конечно же, можно зарегистрировать и юридическое лицо.
При регистрации встанет вопрос о видах деятельности, которые необходимо указать в свидетельстве о регистрации или уставе.
Сначала разберемся, что такое торговля через Интернет с учетом ограничений белорусского законодательства. Технологический процесс этого вида торговли, как правило, следующий: потребитель просматривает на экране компьютера информацию об имеющихся в наличии товарах и делает заказ. Товар доставляется по указанному покупателем адресу. Оплата может быть произведена наличными деньгами во время получения товара либо безналичным путем – до или после получения. Такая технология, по сравнению с традиционной розничной или оптовой торговлей, предполагает отсутствие торгового объекта или офиса.
Если товар продается населению, деятельность подпадает под понятие «розничная торговля». Для более детального определения вида деятельности обратимся к руководящему документу «Торговля. Термины и определения», утвержденному приказом Минторга РБ от 14.12.1995 № 80. Из перечисленных в нем форм организации торговли к интернет–магазину, осуществляющему продажу товаров населению, наиболее подходит торговля с заказом по почте, каталогу или по телефону – форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей с использованием почтовых каналов, каталогов или телефонных линий для сбора заказов и доставкой проданных товаров в определенное место. Если покупатели – юридические лица, деятельность подпадает под понятие «оптовая торговля».
Однако в соответствии с п. 29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (в редакции Декрета Президента РБ от 16.11.2000 № 22), в учредительных документах юридического лица или свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, причем они должны быть записаны в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности и перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия).
К слову, в некоторых случаях одни и те же виды деятельности в Общегосударственном классификаторе РБ «Виды экономической деятельности» (ОКРБ 005–96) и Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), утвержденном постановлением Кабинета Министров РБ от 21.08.1995 № 456 (далее – Перечень), называются по–разному.
Чтобы правильно указать в учредительных документах юридического лица или свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя требуемые виды деятельности, необходимо определиться, какие товары будут продаваться через интернет–магазин, и в зависимости от этого в ОКРБ 005–96 подобрать нужный код вида деятельности.
Кроме того, нужно обратиться и к Перечню, поскольку, как мы уже упоминали, там виды деятельности, особенно касающиеся торговли, существенно отличаются от названия в классификаторе. В учредительных документах юридического лица или свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя вид деятельности нужно указать и так, как он записан в ОКРБ 005–96, указав код, и так, как он записан в Перечне. Основной вопрос при организации интернет–магазина – получение лицензии. Я не стал бы ограничиваться получением лицензии только на оптовую или только на розничную торговлю, поскольку покупателями могут оказаться и юридические лица и граждане. Однако это также зависит и от ассортимента товара. Впрочем, из–за одного–двух возможных покупателей, может быть, и не стоит получать лицензию на тот или иной вид торговли.
Камнем преткновения может стать получение в исполкоме лицензии на розничную торговлю. Дело в том, что исполкомовским чиновникам не известна такая форма розничной торговли, как торговля с заказом по почте, каталогу или по телефону (как, впрочем, и некоторые другие формы торговли). Поэтому, если говорить о Минске, согласно Положению о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденному решением Мингорисполкома от 13.12.1999 № 1314, среди документов, необходимых для получения лицензии на осуществление розничной торговли, должны быть в обязательном порядке представлены документы, подтверждающие наличие торговых объектов, а именно: договор об аренде; договор о субаренде, согласованный с собственником; документ, подтверждающий право собственности. Если эти документы представлены не будут, вряд ли вам выдадут лицензию.
Если у субъекта хозяйствования есть объект розничной торговли, то он все равно не сможет торговать по заказам населения, поскольку в полученной лицензии в разделе «Дополнительные условия» будет указано, что розничная торговля должна осуществляться в таком–то пункте розничной продажи, расположенном по такому–то адресу. Следовательно, сама сделка купли–продажи, по которой товар передается покупателю, а деньги – продавцу, должна происходить в указанном в лицензии торговом объекте, а не в указанном покупателем месте доставки товара.
Следующим этапом является получение наличных денег от покупателя. Поскольку в соответствии с п. 1 Порядка приема денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ и Нацбанка РБ от 15.12.1994 № 250/13, прием юридическими и физическими лицами денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет с использованием кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем предусмотрен в обязательном порядке только для реализации товаров (работ, услуг) через стационарные торговые (обслуживающие) пункты, принимать денежные средства можно по приходным кассовым ордерам и отрывным талонам, зарегистрированным в налоговой инспекции. Никто не запрещает и использование переносных кассовых аппаратов.
Как видим, единственным серьезным препятствием на пути организации интернет–магазина является получение лицензии на розничную торговлю, причем такой, как надо. Все упирается в исполкомы. Может быть, вам все же удастся прошибить эту непробиваемую стену, и вы сможете получить лицензию на розничную торговлю, позволяющую работать по заказам населения с доставкой и продажей товара в обусловленном покупателем месте.
Если же нет, можно попробовать начать обслуживать только юридических лиц. Для этого необходимо иметь лицензию на оптовую торговлю. Но оплата в таком случае может производиться только в безналичном порядке.
Упорядочение в Беларуси розничной Интернет–торговли будет содействовать защите прав потребителей.
Принятие правительством Беларуси постановления, регулирующего вопросы осуществления в республике розничной торговли через Интернет, будет содействовать защите прав потребителей, считают специалисты министерства торговли Беларуси.
«Регистрация в белорусской зоне Интернета доменных имен первого порядка позволит контролировать деятельность таких предприятий торговли. Кроме того, в случае возникновения претензий покупатели смогут обратиться не в виртуальный магазин, а непосредственно к его владельцам», – сказали специалисты.
Они указали, что контроль за деятельностью магазинов Интернет–торговли будет осуществлять министерство по налогам и сборам Беларуси путем осуществления контрольных покупок. «Безусловно, контролировать даже белорусский сегмент Интернета в плане работы в нем незаконно действующих субъектов хозяйствования очень сложно», – отметили специалисты, выразив уверенность, что содействие в этой работе окажет министерство связи и информатизации Беларуси.
В то же время в Минторге признали, что регистрация доменного имени первого порядка в белорусской доменной зоне стоит в 8–10 раз дороже, чем регистрация в доменных зонах «com» «net», «org» и других. «Вопросы стоимости регистрации находятся в ведении провайдерских компаний», – указали в Минторге.
В то же время они выразили уверенность, что ценовой фактор не окажет негативного влияния на развитие Интернет–торговли в Беларуси. «На рынке останутся только добросовестные субъекты хозяйствования, для которых цена регистрации не играет решающего значения». Они уточнили, что стоимость регистрации в белорусской доменной зоне составляет порядка $50 в год, что «легко можно перекрыть за счет валового объема продаж в случае добросовестной торговли». «Фирмы–однодневки из сектора Интернет–торговли уйдут, а потребители от этого только выиграют».
Белорусские интернет–магазины обязательно должны иметь национальный домен
Торговля товарами через интернет в Беларуси будет разрешена только интернет–магазинам, зарегистрированным государственным центром безопасности информации и имеющим национальный домен.
Соответствующее постановление № 1161, принято Советом министров Беларуси «в целях совершенствования механизма розничной торговли по образцам с использованием сети интернет».
Согласно постановлению, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять розничную торговлю по образцам через интернет–магазины (сайты), «содержащие соответствующую требованиям законодательства информацию о субъекте торговли и товарах, размещенные на сервере на территории Беларуси, доменное имя которых зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети интернет».
Регистрация доменного имени сайта, согласно постановлению, подтверждается документом, выдаваемым государственным центром безопасности информации при президенте.
Постановление вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Министерство торговли предлагает ввести в республике обязательную регистрацию доменных имен Интернет–магазинов, осуществляющих торговую деятельность на территории республики, сообщила в Минске в ходе заседания круглого стола «Белорусские и импортные товары на внутреннем рынке республики» заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольга Кравцова.
Она пояснила, что в настоящее время министерством совместно с Госстандартом и заинтересованными ведомствами разрабатывается проект новой редакции закона о защите прав потребителей. В этот законопроект будут внесены предложения по регулированию деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих виртуальную торговлю.
В частности, по словам О.Кравцовой, предлагается ввести обязательную регистрацию доменных имен легально работающих белорусских Интернет–магазинов в Государственной инспекции по безопасности информации при Администрации президента Белоруссии. Регистрация будет предполагать и получение Интернет–магазинами лицензии на право ведения розничной торговли.
«Мы выступаем за развитие Интернет–торговли, поскольку это удобная для потребителей и современная форма торговли. Но все должно делаться в рамках законодательства», – сказала О.Кравцова.
Она отметила, что в текущем году Минторгом был проведен выборочный мониторинг Интернет–магазинов, действующих в белорусском секторе Интернета. Была проверена деятельность около 200 сайтов, размещенных на наиболее популярных белорусских Интернет–площадках. «Как правило, все такие торговые предприятия размещают на сайтах контактную и иную информацию о себе, обеспечивают обратную связь с покупателем», – сказала О.Кравцова.
В то же время, проинформировала она, по результатам проверок деятельности Интернет–магазинов, а также с учетом имеющейся в органах защиты прав потребителей информации о нарушениях прав потребителей при совершении электронных покупок, можно говорить о нарушении лицензионных норм и правил торговли. «Есть данные, когда продавец не регистрирует факт покупки товара и оплаты за него, и покупатель впоследствии не может защитить свои права», – сказала представитель Минторга.
Она напомнила, что проект новой редакции закона о защите прав потребителей вынесен на рассмотрение нижней палаты белорусского парламента в начале 2010 г.
Классификация проблем электронной торговли в Республике Беларусь.
Электронная коммерция стремительно входит в нашу повседневную жизнь, все большее число людей во всем мире совершает свои покупки с помощью всемирной сети Интернет, все больше товаров и услуг становятся доступны через эту сеть. Следует отметить, что электронная торговля в РБ представляет собой принципиально новый способ взаимодействия деловых партнеров, поставщиков, клиентов и сотрудников и тем более в международных отношениях. Большинство фирм в РБ уже занимаются электронной торговлей в Интернет, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением применения Интернет–технологий в бизнесе предприятий, фирм, компаний. Поэтому проблемы и перспективы развития электронной торговли в РБ являются актуальными.
Электронная торговля (электронная коммерция) – форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров проводятся с использованием технологий Интернет, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов или средств платежа. Существует два основных вида электронной торговли в РБ, которые характеризуется тем, с кем компания ведет бизнес. Во–первых, это взаимодействие поставщика и производственного предприятия (Business to Business) – включаются приложения для совместной работы, в частности улучшение возможностей связи и совместной работы над информацией, возможность взаимодействовать компаниям эффективно. Во–вторых, это взаимодействие производителя (продавца) и потребителя (покупателя) (Business to Consumer) – обеспечивают безопасное проведение коммерческих операций, позволяют улучшить связь с существующими и привлечь новых клиентов.
Для более глубокого понимания данной темы необходимо разработать механизм электронной торговли в РБ, включающий пять элементов: реклама сетевого магазина, представление товаров, проведение покупки, послепродажная поддержка, построение отношений. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из представленных элементов:
– реклама сетевого магазина. Известность сетевого адреса среди потребителей – наиболее важная характеристика, влияющая на развитие сетевого магазина в РБ. На сегодняшний день не все Интернет – магазины в РБ активно рекламируются. Не все магазины на своих страницах имеют установленные формы поисковых механизмов, онлайновых рубрикаторов и каталогов. Многие вообще не регистрируют свой ресурс в поисковых системах. Для повышения эффективности функционирования Интернет – магазинов в РБ предлагается владельцам активно рекламировать свой ресурс. Наиболее эффективным видом рекламы, с точки зрения воздействия на покупателя, является реклама внутри сети: баннерная, положение в рейтингах, размещение гиперссылок, реклама в СМИ. Менее эффективной является уличная реклама (на щитах, домах, автобусах);
– представление товаров. Все системы торговли через Интернет в РБ можно классифицировать как web–витрины, Интернет – магазины и Торговые Интернет Системы (ТИС). На сегодняшний день в Белоруссии преобладают web – витрины, Интернет – магазины, а ТИС отсутствуют. Web – витрина в РБ представляет собой совокупность каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей менеджеру для дальнейшей обработки, т.е. при помощи web – витрины организовывается торговля на заказ. Web – витрины – это относительно простые и недорогие сайты, по сравнению c Интернет – магазином, так как Интернет – магазин способен динамически обрабатывать информацию, работать с базами данных и индивидуально с каждым зарегистрировавшимся покупателем. Интернет – магазин – это совокупность Web – витрины и Торговой системы. Web – витрина предоставляет интерфейс к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс–листа), работает с виртуальной торговой тележкой, оформляет заказы и регистрирует покупателя, предоставляет помощь покупателю в онлайновом режиме, передает информацию в торговую систему и обеспечивает безопасность личной информации покупателя. Не все из многочисленных зарегистрированных Интернет–магазинов в РБ являются таковыми в полном смысле слова. Многие представляют собой лишь электронные витрины товаров и прайс–листы, и при этом часть из них обслуживает покупателей только на территории своего региона.
Онлайн аукцион (от латинского “AUCTIO”) – продажа товаров и услуг на публичных конкурентных торгах, в процессе которых устанавливается их конечная цена. Особенностью онлайновых или сетевых аукционов является, то, что они проводятся в сети Интернет, при помощи специального программного обеспечения (базы данных), установленного на сайте организатора торгов. Онлайн аукционы – достаточно молодая, но перспективная сфера электронной торговли в РБ. Если в Западных странах онлайн аукционы “E–BAY” и “ALLEGRO” получили широкое распространение, то у нас они практически отсутствуют. Причина ясна – высокая стоимость программного обеспечения для онлайн аукционов, да и большие расходы идут на реализацию проекта, проблемы с доставкой товаров, но ведь все эти расходы быстро окупаются. Выходом из этой проблемы, может служить разработка проектов и привлечение иностранных инвесторов, запуск в РБ онлайн аукционов.
Например, Компания «E–BAY» не продает товары, а предоставляет частным пользователям возможность разместить свои предложения на покупку или продажи любых товаров и услуг. Принципиально важным для Компании было следующее: привлечь как можно больше продавцов и покупателей, т.к. чем больше клиентов у сайта, тем более он привлекателен для новых пользователей; “E–ВAY” же получает ежемесячный взнос и комиссию с каждой сделки.
Продажа через Интернет существенно отличается от торгового процесса в обычном магазине. Покупатель в Интернет обладает существенно большей информацией о товаре, имеет больший набор альтернатив и менее лоялен к продавцу, чем при “живом” контакте. Поэтому становится важным не только то, как выглядит Web – страница фирмы, но также и то, что на ней написано. Вопросы содержания, стиля торгового обращения, создания отношений доверия выходят при этом на первое место. Многие владельцы электронных магазинов в РБ не придерживаются стандартов при разработке дизайна сайта и организации самой торговли, что вызывает недоверие у покупателей и нежелание совершить покупку в данном Интернет – магазине. Не все сетевые магазины в РБ используют возможности Интернет для предоставления информации о товаре (подробное описание, фотографии, видеоматериалы). Мы предлагаем владельцам электронных магазинов предоставлять дополнительную информацию о товаре (информацию из внешних источников: гиперссылки на сайты производителей, рецензии, статьи по теме) покупателям. Логически построить каталог товаров с интуитивно понятной навигацией, организовать систему поиска, устранить технологические ошибки при своем создании или поддержке: отсутствие отдельных страниц на сайте, ошибки в гиперссылках на страницах, регистрации или оформлении заказа.
– следующим блоком является проведение покупки. В процессе выбора товара формируется список отобранного товара – виртуальная “торговая тележка” или “корзинка”. По окончания отбора товара наступает момент оформления заказа с выбором метода оплаты и доставки, а также регистрации покупателя. Как правило, сегодня электронные магазины в РБ предлагает покупателю несколько схем оплаты товаров на выбор. Подавляющее большинство Интернет – магазинов в РБ при проведении сделок делают основную ставку на предоплату реализуемых товаров и услуг через банк. В некоторых электронных магазинах приобретение наложенным платежом (при получении товара на почте или при доставке курьером). На сегодняшний день в РБ нет Интернет – магазинов, которые принимают кредитные карты к оплате. Для повышения эффективности функционирования электронной торговли в РБ владельцам Интернет – магазинов нужно внедрить кредитные карты для оплаты за приобретенные товары или услуги. И здесь может возникнуть проблема: покупатели не будут применять кредитные карты в электронной торговле. Причина ясна: взлом серверов и похищение индетификационных номеров с кредитных карт, похищение номеров нелояльными сотрудниками фирм. Однако данная проблема в РБ уже решена – создана специальная карточка “Visa Internet”;
– четвертая составляющая механизма электронной торговли является послепродажная поддержка. Потенциальный клиент должен иметь возможность получить ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. Это условия послепродажного сервиса, консультации по особенностям схем оплаты и многое другое. Вызывает тревогу информационная закрытость Интернет – магазинов в РБ: не всегда декларируется схема оплаты и наличие доставки, не всегда открыта для посетителей статистика посещений магазина, что снижает уровень доверия покупателей, как к конкретному магазину, так и в отрасли в целом. На сайте нужно создать специальную страницу с указанием контактных телефонов и электронных адресов отделов компании или конкретных контактных лиц, формами для отправки сообщений и тогда это проблема исчезнет. Многие указывают только электронный адрес и это неправильно. Большинство Интернет – магазинов в РБ предлагают следующие услуги по доставке товаров: почтовые каналы, курьерские, оговаривают условия поставки только после оформления заказов.
Курьерские перевозки – стремительно развивающийся в последние годы вид доставки корреспонденции в РБ в короткие сроки – «от двери до двери». Практически все курьерские службы готовы сотрудничать с электронными магазинами, хорошо понимая, что электронная торговля несет в себе огромный потенциал для развития рынка услуг. Однако службы экспресс – доставки, не имеющие специальной лицензии на инкассацию, могут доставлять только те товары, которые покупатель оплатил заранее по кредитной карте или перечислению. И здесь возникает проблема для электронных магазинов в РБ: прежде чем отправить товар продавец просит покупателя перечислить деньги на его счет, после чего товар будет немедленно выслан. Но возникает вопрос гарантии получения товара. Владельцам электронных магазинов в РБ приходится создать собственный штат курьеров или собственную курьерскую службу в регионах, собственную службу экспресс перевозок и тогда данная проблема с доставкой товаров будет решена. Такой собственный штат курьеров уже создан в книжном Интернет – магазине «OZ.BY». Однако в последнее время в РБ все более активно используются услуги независимых служб доставки, тем самым вызывает недоверие совершить покупку в данном Интернет – магазине. Необходимо создать свой собственный склад, где бы хранился оперативный запас товаров, представленных в прайс–листе, но если доставка производится в разные города, или же заказанный товар доставляется по РБ, то рационально помимо одного большого склада иметь несколько территориальных накопителей. Наличие склада позволит во многом гарантировать ассортимент, а наличие накопителей – грамотно выстроить логистику;
– рассмотрим пятый элемент механизма электронной торговли – построение отношений, который предполагает развитие у клиента приверженности к марке и стремления вернуться за новыми покупками. Технологии продвижения товара, основанные на знании предпочтений и вкусов клиента, позволяют вызвать стремление к новым покупкам путем своевременного информирования покупателя о нужных ему продуктах и услугах. В развитии таких отношений большую роль могут сыграть видеоконференции для электронных магазинов в РБ. Для стимулирования продаж владельцам электронных магазинов нужно проводить специальные маркетинговые мероприятия для клиентов, такие как лотереи, розыгрыши призов, конкурсы, проводить различные опросы путем анкетирования своих посетителей, организовать выпуск специальных дисконтных карт, как это уже сделал книжный электронный магазин “OZ.BY” для своих постоянных клиентов, которые при очередном заказе товаров получают специальную скидку.
Таким образом, разработанный механизм электронной торговли дает полный объем информации о предпочтениях посетителей веб–магазинов, необходимой для формирования более успешной стратегии сетевых продаж, что позволяет ставить не краткосрочные цели и получать не быструю выгоду, а оставаться на рынке очень и очень долго.
Литература
1. Орлов, Л. Как создать электронный магазин в Интернет. – М.: Альянс–пресс, 2007.
2. Орлов, Л. Как создать электронный магазин в Интернет. Все об организации Интернет–магазина. – М.: Новый издательский дом, 2008
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |