Реферат по предмету "Физика"


Государственная программа Республики Беларусь "Энергосбережение"

Государственная программаРБ «Энергосбережение». Приоритетныенаправления в области энергосбережения в РБ
Предметомособого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являютсяследующие проблемы:
1) высокаяэнергоемкость ВВП, которая не позволяет снизить цены на продукцию народногохозяйства республики и обеспечить ее конкурентоспособность;
2) критическоефинансовое положение отраслей ТЭК;
3) несовершенствоценовой, налоговой и финансовой политики государства в отраслях ТЭК, необеспечивающее их самофинансирование;
4) дефицитинвестиций в ТЭК, приводящий к несвоевременному замещению выбывающих мощностей;
5) повышениенадежности топливообеспечения республики за счет включения новых видов топлива(угля, ядерного топлива и др.) в топливный баланс республики и расширение номенклатурыпоставщиков топлива;
6) отсутствиесовременной нормативно-законодательной базы функционирования отраслей ТЭК;
7) несовершенствопроизводственной структуры ТЭК в условиях рыночной экономики;
8) недостаточнаяпроизводственная база но выпуску комплектующих, запасных частей, вспомогательногоэнергетического и энергосберегающего оборудования.
27 октября2000 года Совет Министров республики принял постановление №1667, которымодобрил «Основные направления энергетической политики Республики Беларусьна 2001 — 2005 годы и на период до 2015 года».
Формированиеоснов энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года,когда правительство республики одобрило «Энергетическую программуРеспублики Беларусь па период до 2010 года».
За истекшиегоды в той или иной степени были реализованы многие из стратегических целевыхустановок и рекомендаций данной энергетической программы:
• функционированиеТЭК в основном обеспечило потребности страны в топливе и энергии;
• реализуетсяэнергосберегающая политика, стабилизировано потребление ТЭР, энергоемкость ВВПв 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократилась на 22,4 %;
• сниженатехногенная нагрузка ТЭК на окружающую среду;
• стабилизироваласьдобыча нефти, объем и глубина ее переработки;
• осуществляетсяэффективное государственное регулирование деятельности ТЭК по обеспечениюэнергетической безопасности страны;
• продолжаетсяподготовительная работа по проведению структурной перестройкиэлектроэнергетической отрасли;
• принят рядважных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующихвзаимоотношений в ТЭК, определяющих налоговую, инвестиционную политику иценообразование в нем. Сформирована нормативно-правовая база для реализацииэнергосберегающей политики.
В то же времянекоторые положения энергетической программы выполнить не удалось. В частности:
• хужепрогнозных оценок сформировались экономические, финансовые и объемныепоказатели функционирования всех отраслей ТЭК;
• фактическийобъем годовых инвестиций в ТЭК за рассматриваемый период был почти в 2 разаниже требуемого;
• перекосы идиспропорции в ценовой и налоговой политике привели к нарушению условийсамофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинстваструктур топливно-энергетического комплекса;
• не решенапроблема своевременной оплаты за поставленные энергоносители как внутри страны,так и внешним поставщикам.
В условияхпроведения реформ ТЭК является своевременным «донором» бюджета идругих отраслей, но в результате и сам оказался «заложником»экономических проблем, вызывающих в совокупности основную угрозу энергетическойбезопасности страны.
Достижениепоставленных предыдущими «Основными направлениями энергетической политики»целей по-прежнему остается актуальной задачей, однако сложившиесясоциально-экономические условия требуют новых решений.
Новаяредакция «Основных направлений» формирует оптимальную в изменившихсяусловиях энергетическую политику как органическую составляющую экономическойполитики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкостьТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г.
Всоциально-экономической сфере энергетическая стратегия Беларуси исходит изнеобходимости достижения в рассматриваемый период следующих основных целей:
• обеспечениеприемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения;
• созданиеэффективной, конкурентоспособной экономики.
При этомразвитие экономики и энергетики в начальный период будет осуществляться вусловиях, характеризующихся ограниченными инвестиционными возможностями, необходимостьюиспользования имеющегося производственного, технологического и кадровогопотенциала и, как следствие, относительно низкими темпами структурнойперестройки. В последующий период, по мере расширения инвестиционныхвозможностей, возрастут темпы позитивных, структурных и энергоэффективныхтенденций, что будет соответственно сказываться на роли ТЭК и требованиях,предъявляемых к нему со стороны экономики и общества.
Исходя изэтого, основной целью энергетической политики республики является определениепутей и формирование механизмов оптимального развития и функционированияотраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективногоэнергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий дляпроизводства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населениявысокоразвитых европейских государств.
Главнымсредством достижения указанной цели должно стать формирование цивилизованногоэнергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов сгосударством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществлятьсяс помощью:
• ценовой иналоговой политики, направленной на регулирование уровней и соотношенийвнутренних цен на топливо и энергию, обеспечивающих как потребности экономики вних и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, так ифинансовую устойчивость отраслей ТЭК; на стимулирование инновационной,инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов;
• институционально-организационныхпреобразований в ТЭК при одновременном совершенствовании методовантимонопольного контроля цен и регулирования естественных монополий;
• совершенствованиязаконодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетическогосектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектовэнергетического рынка.
Основныммеханизмом достижения целей и задач энергетической политики является системанормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти.
В новойредакции энергетической программы представлены два варианта функционированиянародного хозяйства — в оптимальном режиме и на случай непредвиденныхобстоятельств. Документ составлен с учетом стратегии развития ТЭК России.
По прогнозуваловое потребление ТЭР в 2010 г. достигнет в Беларуси 39 млн. т у.т. (I вариант) или 37,2 млн. ту. т. (II вариант) при темпах роста ВВП соответственно 167,3 или 146,6 %.(Для сравнения: в 1990 г. было «востребовано» 55,3 млн. т у.т.)Электроэнергии будет использовано 43 или 39,5 млрд. кВт/ч (в 1990 г. было 49млрд.), тепловой энергии — 83 или 80 млн. Гкал (111,3), котельно-печноготоплива — 34 или 32,5 млн. т у. т. (44 млн.).
Такимобразом, намечено сократить объем импорта энергоресурсов.
В ближайшейперспективе импортировать газ Беларусь намерена не только из России, но и изТуркменистана. Согласно расчетам правительственных аналитиков, проектгазопровода из этой страны через Узбекистан — Казахстан — Россию — Украинутехнически может быть реализован в короткие сроки и при относительно небольшихинвестициях.
В областинефтеобеспечения в качестве альтернативных предлагаются два направления:поставка сравнительно дешевой ближневосточной нефти через порты на Черном иБалтийском морях. Правда, по затратам оба они почти вдвое дороже существующейсхемы поставок.
Потребителямугля предложено постепенно заменять его местными видами топлива. В 2010 г. вБеларуси планируется добыть 1,29 млн. т собственной нефти, 210 млн. куб. мпопутного газа, 1 млн. т у. т. торфа. До 1,9 — 2 млн. т у. т. с нынешних 1,3млн. т возрастет к 2015 г. заготовка дров.
Признаноцелесообразным возведение на небольших реках мини-ГЭС суммарной мощностью 250МВт, которые могли бы вырабатывать 0,8 — 0,9 млрд. кВт/ч гидроэнергии, чторавнозначно экономии 250 тыс. т у. т. Еще 100 — 120 тыс. т у. т. предполагаетсясберечь за счет более широкого вовлечения в оборот твердых бытовых отходов.
В 17,9 млн.Гкал в год оценивается потенциал вторичных энергоресурсов (пока используетсятолько 2,7 млн.), хотя технические возможности позволяют привлекать до 10 млн.Гкал/год. Предстоит разработать механизмы экономической поддержки подобныхмероприятий — создание фондов стимулирования энергосбережения, использованиеопределенной части (до 50 %) сэкономленных за счет этих мероприятий средств напремирование сотрудников и т.д.
Будетпродолжена модернизация отечественных НПЗ с целью увеличения не только объемовпереработки (с 14,3 до 16,8 млн. т в 2010 г.), но и ее глубины (до 80 %) сполучением высококачественных бензинов, дизельного топлива и других продуктов.
Продолжитсястроительство газораспределительных станций и газопроводов в Витебской и насевере Минской областей, на Полесье и на загрязненных территориях Беларуси.Жилой фонд страны предполагается целиком перевести со сжиженного на природныйгаз, завершить сооружение Прибугского подземного газохранилища емкостью 1,35млрд. куб. м и начать строительство Василевичского (3,1 млрд. куб. м).
Вэлектроэнергетике ситуация следующая. Как отмечалось ранее, установленнаямощность всех энергоисточников в Беларуси сейчас достигла 7,818 млн. МВт. К2010 г. потребуется 8,3 — 9 млн. кВт. Предполагается заменить оборудование мощностью4 млн. кВт, поскольку его эксплуатация становится невыгодной в сравнении с импортомболее дешевой электроэнергии.
Но и в этойотрасли ставка сделана на постепенное снижение удельного веса импорта: неисключено, что Игналинская АЭС в Литве будет закрыта по требованию ЕС, аэкспорт электроэнергии из России упадет в связи с приростом собственногопотребления.
Одной изважнейших задач нынешней энергетической политики страны остаетсяэнергосбережение. За счет этого фактора энергоемкость ВВП к 2015 г. должна бытьснижена на 40 — 45 %.
Планируетсястроить ТЭЦ с использованием передовых газотурбинных технологий, которые приодном и том же отпуске тепла обеспечивают многократный (до 4 раз) по сравнениюс паротурбинными установками рост выработки электроэнергии.
Готовитсяоснащение газовыми турбинами существующих энергоблоков на Березовской ГРЭС,развитие газотурбинных и парогазовых технологий на минских ТЭЦ-3 и -4, Гомельской,Гродненской ТЭЦ и др.
По мнениюспециалистов, в Беларуси завышена роль котельных, находящихся в зоне действияТЭЦ и прилегающих к ней коммуникаций. Коэффициент полезного действия у такихкотельных достигает 94 %. И хотя потребитель, построивший такую котельную,оказывается в выигрыше, этот выигрыш достигается исключительно за счетперекрестного субсидирования.
В программепредусмотрена выработка эффективных мер по правовому обеспечениюэнергосбережения — по примеру Дании и Финляндии, которые сегодня являютсялидерами в вопросах теплофикации. Согласно законодательству этих стран, еслипотребитель строит частную котельную в районе теплосети, он платит огромныйналог. Разработчики программы считают, что и в Беларуси нужно принять налог натопливо, потребляемое для производства тепловой энергии.
Программапредусматривает также резкое увеличение объемов потребления дров. Отечественнаяпромышленность выпускает котлы, которые могут работать на щепе, на опилках,других отходах. Есть даже планы выращивания в стране специальных, с быстрымнабором массы деревьев.
Для полнойреализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить4 — 6,9 млрд. дол. СШЛ, еще 3 — 3,6 млрд. дол. США — на развитие нетрадиционныхисточников энергии, 1 млрд. дол. США — в систему добычи нефти, внефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течениекаждой пятилетки — на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США — наобеспечение ТЭК твердыми видами топлива. Основным источником капиталовложений должныстать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займыи привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.
Реализацияимеющегося потенциала энергосбережения является приоритетом энергетическойполитики, поскольку для республики каждый процент экономии энергоресурсов даетоколо 2 % прироста национального дохода. Стратегической целью политикиэнергосбережения является приближение республики к 2010 г. к уровню государствЕвропейского союза по энергоемкости валового внутреннего продукта.
В рамкахэнергетической стратегии разработана республиканская программа «Энергосбережение»,содержащая комплекс наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР иприоритеты последующего обновления технологий.
Перваяреспубликанская программа по энергосбережению, которая была принята в 1996 г.на период до 2000 г., включала комплекс неотложных мер по энергосбережению,которые были сгруппированы в четыре раздела.
I.Организационно-экономические мероприятия.
1. Созданиезаконодательной и нормативно-технической базы по вопросам энергосбережения.
2. Экономическоестимулирование и финансирование работ по энергосбережению.
3. Увеличениеобъемов использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
4. Организацияинформации, подготовка кадров и международное сотрудничество.
II. Задания поэнергосбережению.
В программебыли приведены конкретные цифры по снижению удельных расходов условного топливана отпуск тепловой энергии, электроэнергии, увеличению использованиянетрадиционных, возобновляемых и вторичных энергоресурсов, обеспечениюзамещения закупаемого местными видами топлива (лес, торф), увеличениюиспользования горючих отходов.
III. Основные направленияинвестирования энергосберегающих мероприятий.
IV. Источники финансированияэнергосберегающих мероприятий: инновационные фонды, бюджет, средствапредприятий.
В ходереализации Республиканской программы энергосбережения на 1996 — 2000 гг. былиполучены следующие результаты:
• созданызаконодательная и нормативная базы энергосбережения, включающие законРеспублики Беларусь «Об энергосбережении» и целый ряд постановленийправительства Республики Беларусь и нормативных актов, регулирующихдеятельность субъектов хозяйствования в сфере энергосбережения;
• создана структурауправления энергосбережением, включающая Государственный комитет поэнергосбережению и энергетическому надзору, координационный межведомственныйсовет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливныхресурсов, областные и минское городское управления по надзору за рациональнымиспользованием топливно-энергетических ресурсов;
• созданыэкономические механизмы, стимулирующие эффективное использованиетопливно-энергетических ресурсов (ТЭР):
• созданреспубликанский фонд «Энергосбережение», наполняемый за счет платежейи отчислений в результате применения экономических санкций, добровольных взносови других платежей в соответствии с законодательством и расходуемый нареализацию мероприятий по энергосбережению;
• предоставлениеуполномоченными банками льготных кредитов (половина ставки рефинансирования)субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
• субъектамхозяйствования, независимо от формы собственности, разрешено включать всебестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- иресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных исырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго-и ресурсосбережение» с последующим их целевым использованием.
С 1996 г.доводятся целевые показатели по энергосбережению для министерств, другихреспубликанских органов государственного управления, объединений, подчиненныхправительству Республики Беларусь, областей и г. Минска. Выполнение такихпоказателей осуществлялось через региональные и отраслевые программыэнергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций.Установлена государственная статическая отчетность о выполнении мероприятий поэнергосбережению:
• осуществляласьгосударственная поддержка энергосбережения (за счет средств бюджета, частиинновационного фонда концерна «Белэнерго», направляемого наэнергосбережение, инновационных фондов министерств и ведомств, республиканскогофонда энергосбережения).
Работа поэнергосбережению проводилась по следующим приоритетным направлениям:
• модернизацияи повышение эффективности котельных, внедрение парогазовых и газотурбинныхустановок;
• оптимизациярежимов и схем теплоснабжения;
• заменаэлектрокотельных на более экономичные теплоисточники;
• внедрениесистем учета и регулирования энергии;
• использованиевторичных энергоресурсов;
• уменьшениепотерь при передаче энергии;
• установкаэнергоэкономичных осветительных устройств;
• внедрениеновых энергосберегающих технологий и оборудования;
• внедрениенетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Финансированиепредприятий по энергосбережению в 1996 — 2000 гг. осуществлялось за счетсобственных средств предприятия (42 — 44 % от общего объема), за счет средствинновационных фондов (42 — 45 %) и других источников (всего — семь).
Главныйрезультат выполнения программы — с 1995 по 1999 г. обеспечен прирост валовоговнутреннего продукта (ВВП) па 28,3 % без прироста потреблениятопливно-энергетических ресурсов, что впервые за последние годы способствовалореализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4 %. Суммарнаяэкономия топливно-энергетических ресурсов в республике в сопоставимых условияхна этот период оценивается на уровне 6,8 млн. тонн условного топлива, в томчисле за счет реализации энергосберегающих мероприятий — более 4 млн. тоннусловного топлива.
Созданаструктура и основные элементы непрерывной системы образования в областиэнергосбережения, открыта новая специальность «Энергоэффективныетехнологии и энергетический менеджмент», в ведущих технических вузахреспублики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена системанаучно-технологической информации и пропаганды. Активно осуществлялосьмеждународное сотрудничество.
Однако понекоторым направлениям энергосбережения имеется ряд проблем, в частности:
• недостаточноеиспользование малоэнергоемкой продукции и незначительная доля малоэнергоемкойпродукции в структуре производства ВВП;
• несоответствиетарифов на энергоносители фактическим затратам в коммунально-бытовой сфере исельском хозяйстве, что не стимулирует экономию ТЭР в этих отраслях;
• слабоиспользуются кредитные средства для внедрения энергосберегающих технологий иоборудования;
• отсутствуютстимулы и практика привлечения иностранного и частного капитала на целиэнергосбережения;
• нет системыэкспертизы проектов на энергоэффективность и не разработаны энергетическиестандарты, нормативные документы.
Республиканскаяпрограмма энергосбережения на 2001 — 2005 гг. разработана в целях проведенияэффективной целенаправленной энергосберегающей политики и координациидеятельности государственных органов по повышению эффективности использованиятопливно-энергетических ресурсов. Данная программа определяетприоритетные направления реализации государственной политики в области энергосбереженияс учетом имеющегося потенциала и концептуальных задач на 2001 — 2005 гг., атакже пути и методы максимального использования резервов экономии топлива иэнергии в республике. Стратегическая цельпрограммы — снижение энергоемкости ВВП иуменьшение зависимости от импорта ТЭР. Основныезадачи программы:
• структурнаяперестройка отраслей;
• повышение коэффициентаполезного использования энергоотраслей и увеличение доли менее дорогих видовтоплива в общей топливном балансе;
• увеличениедоли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемыхисточников энергии.
Втораяреспубликанская программа по энергосбережению, в частности, включает:
• концептуальныезадачи энергосбережения;
• структурутопливно-энергетического баланса и прогноз потребности энергоресурсов до 2005г.;
• прогнозируемыеобъемы использования местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов;
• основныеэнергосберегающие мероприятия, а также требуемые затраты и эффективность поразным ведомствам;
• крупныеинвестиционные проекты;
• вопросыфинансирования энергосберегающих проектов;
• предложенияпо международному сотрудничеству;
• информационноеобеспечение, подготовку кадров, пропаганду;
• механизмреализации и контроль над ходом выполнения программы;
• научно-техническоесопровождение программы.
Впрогнозируемой структуре потребления энергоносителей планируется увеличениедоли электроэнергии и снижение непосредственного использования топлива.
Концептуальноосновные направления энергосбережения сгруппированы в два блока:
• организационно-экономический;
• техническиеприоритеты.
Ворганизационно-экономические направления деятельности по энергосбережениювключены:
• государственнаяэкспертиза по эффективности проектных решений:
• оценка на соответствиедействующим нормативам и стандартам и определение достаточности иобоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
• проведениерегулярных энергосберегающих обследований хозяйствующих субъектов, а такжесертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системыпрогрессивных норм расхода топлива и энергии;
• пересмотртарифной политики на топливо, тепловую и электрическую энергию с цельюпоэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тарифтолько нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующихвидов энергоресурсов;
• разработкановых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышениеэнергоэффективности производства продукции и оказания услуг, определяющих мерыответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующихсубъектов, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
• реализацияположений Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» (введениеобязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации попоказателям энергопотребления);
• разработка стандартовминимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов всоответствии с директивами ЕС;
• подготовкакадров и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения.
К основнымтехнических приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:
• повышениеэффективности работы генерирующих источников за счет изменения структурыгенерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинныхтехнологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении,преобразование котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточникови оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
• модернизацияи повышение эффективности работы действующих котельных;
• внедрениекотельного оборудования работающего на горючих отходах;
• снижениепотерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой иэлектрической энергии, природного газа, нефти, нефтепродуктов;
• внедрение автоматическихсистем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления,освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции;
• разработкаи внедрение энергосберегающей технологии при нагреве, термообработке, сушкеизделий, производстве новых строительных и изоляционных материалов;
• дальнейшееразвитие системы учета всех видов энергоносителей, включая расходы на отоплениежилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
• максимальнаяутилизация тепловых вторичных энергоресурсов;
• разработкаи внедрение эффективных биогазовых установок;
• разработкаи внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора в качестветоплива;
• экономическицелесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источниковэнергии;
• техническоеперевооружение автомобилей и тракторов, включая переход на дизельное топливо,сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей;
• разработкаи внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола ирапсового технического масла;
• выращиваниебыстрорастущей древесины для топливных целей;
• децентрализациясистем энергообеспечения потребителей с малыми нагрузками и резко переменнымирежимами работы, теплом, топливом, сжатым воздухом;
• максимальноеснижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрениярегулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения,утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективныхстройматериалов, конструкций, гелиоподогревателей.
По расчетамреализация данных направлений потребует финансовых затрат, которые оцениваютсяв 0,5 — 0,6 млрд. дол. США на период до 2005 г. или ежегодно по 100 — 120 млн.дол. США, а суммарная экономия ТЭР за 5 лет составит 6,3 млн. т у.т., чтосоответствует среднегодовой — 1,3 млн. т у.т.
Существующуюсистему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политикипредлагается дополнить следующими источниками и способами: акционерныеинвестиции; лизинг; вексельное кредитование; займы международных финансовыхинститутов; целевая часть амортизационных средств; налог на топливо; фонд «Энерго-и ресурсосбережение» в бюджетной сфере; средства частных, отечественных изарубежных инвесторов. Наиболее перспективным способом привлечения в республикуновых технологий, оборудования, приборов и материалов является созданиесовместных предприятий с инофирмами. Повопросам участия в международных проектах программа предусматриваетдеятельность по следующим направлениям:
• взаимодействиес Всемирным банком для развития энергосберегающих мероприятий в социальнойсфере;
• участие вреализации проекта ЕЭК ООН «Инвестиции в области энергоэффективности дляликвидации последствий изменения климата»;
• участие вмежгосударственных проектах TACIS по обучению специалистов в сфереэнергосбережения;
• реализация проектовпо энергосбережению по линии Глобального экологического фонда.
Помимоперечисленных направлений, в программе определены конкретные направлениядеятельности по вопросам информационного обеспечения на базе современныхкомпьютерных технологий, вопросам организации пропаганды, подготовки кадров. Вмеханизме организации контроля хода выполнения программы изложен переченьорганизационных мероприятий, которые необходимо осуществлять на различныхуровнях управления.

Списокиспользованных источников
1. Барышев В., Трутаев В. Источник энергии — в ее экономии // Белор. думка. 1997.
2. Герасимов В. В. Основные направления развития энергетики РеспубликиБеларусь // Нестор-вестник-НВ. 1997.
3. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М. В. Самойлов,В. В. Паневчик, А. Н. Ковалев. 2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 198 с.
4. Стандартизация энергопотребления — основаэнергосбережения / П. П. Безруков, Е. В. Пашков, Ю. А. Церерин, М. Б.Плущевский //Стандарты и качество. 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Наскальные рисунки в Гобустане
Реферат Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Реферат Down And Out In Paris And London
Реферат Оформление кредитного договора, дополнительного соглашения к кредитному договору
Реферат Статистический анализ страховой деятельности
Реферат Казачество и государство в XVIII веке
Реферат Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан
Реферат 2. Индустрия туризма и путешествий. Туризм как система статистических понятий и определений. Типы и категории туризма. Пакеты услуг. Туристские маршруты. Путешествие комплексная туристская услуга
Реферат "На территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек". М
Реферат Разработка инвестиционного проекта по строительству лесопильного завода в Киренском районе
Реферат Вплив фізичних навантажень на віковий склад та метаболічний статус червонокрівців периферійної крові
Реферат Перинатальная патология нервной системы
Реферат Осиповский мятеж
Реферат Разработка экскурсии Абрау-Дюрсо Родина советского шампанского
Реферат «Фиточай с красной щеткой» Женская грудь, прикрытая античной туникой, спрятанная средневековым корсетом или вырывающаяся на свободу из декольте, всегда привлекала внимание мужской половины. Прекрасная грудь – гордость женщины, но она должна быть не т