Министерство Культуры Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Новгородский филиал. Реферат по культорологии на тему Культура как система. Выполнила студентка II курса СКД Шорина Татьяна Вячеславовна. Проверил преподаватель
Большаков Великий Новгород 2002 г. Содержание. 1. Введение 2. Мировая культура как целое. 3. Структура культуры 4. материальная культура 5. Духовная культура 6. Художественная культура Введение. Культура лат возделывание, воспитание, образования, развитие. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах
материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе. В широком смысле слова культура совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов. В узком смысле слова культура облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека. Культура обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя.
Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму. Большаков. Культура представляет собой объект особой сложности. Она не является природным объектам хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависит от человека имеет субъективный то есть исходящей от субъекта источник происхождения наполненный в тоже время и объективным содержанием.
Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека обретает свое подлинное бытие в том случаи когда он имеет смысл и значения для субъекта который его используют потребляет распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности. Человек существо постоянно меняющееся становящиеся развивающиеся. Он деятельно присваивает себе мир воспринимает культуру как живой организм постоянно меняющийся вместе с ним. Человек и культура объект коэволюционно развивающийся взаимно влияющие обогащающие и творящие
друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результате деятельности человека но и как о процессе как о том что находится в постоянном становление. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельность субъекта. В противоречивой сущности человеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры ее бытия как особой созданной человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве системы следует
ответь на вопросы является ли мировая культура некоторой целостностью, и, если да то какова ее структура Мировая культура как целое. Мировая культура во времени и пространстве пестра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата многообразна имеет массу модификаций представлена развитыми развивающимися всевозможными переходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты как внебиологичность выступающие в качестве субстанциональной основой культуры технологичность то есть наличие механизмов
приспособительно преобразовательного отношения субъекта творца к среде продуктивность то есть творчески порождающий характер бытия в мире стереотипичность способность воспроизведению. При таком рассматривание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта человечества, порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством приспособительно преобразовательного и стереотипно продуктивного моментов.
Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в способах деятельности людей независимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мира единства мировой культуры общность культурного богатства человечества признавалась всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории где субъект
творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей где есть общие механизмы производства сохранения распространения обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее делящем бытии всемирной истории не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса накапливается на необходимость определения конкретно исторического типа
связей образующих культурное целое. Известно что связность это определяющий признак целого. Временное единства культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени а переход к информационного общества делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои сущностные силы и является фундаментальной связью своего социокультурного континуума.
Социокультурный континуум как нечто целое не является аморфным. Он обладает внутренней структурой выступает в качестве сложной системы принцип системности важной аспект философской методологии изучении такого развивающего объекта как культура. С связан ряд нормативных требований предписывающих вести исследования так чтобы понять исследованный объект как систему как взаимную связь элементов как структурную целостность.
Структура культуры. Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия между двумя типами деятельности. Оно осуществляется исходя не только из различий производственных продуктов но и по внутренним характеристикам самой деятельности по совокупности условий и связей образующих эту деятельность. Видимо тот внутренний стержень деятельности который связан с принадлежностью ее основ к материальному и духовному производству позволяет отличать материальную культуру от духовной.
С учетом их диалектического единства и подвижности граней отделяющей материального от духовного различение материальной и духовной культуры находит свое место во внутреннем структурировании целостного феномена культуры. Культура будучи сложным объектом не может быть одномерной. При изучении этого многомерного образования выделяют две грани технико технологическую и предметно продуктивную. Они характеризуют особенности развертывания материальной деятельности субъекта что позволяет
выделить в первую очередь слои материальной культуры. Наряду с материальной принято выделять еще два специфических слоя это духовная и художественная культура каждый слой культуры обладает своими внутренним строением. Материальная культура. В рамках материальной деятельности следует выделить четыре области материальной культуры 1. Плоды материального производства предназначены для человеческого потребления а также технические
сооружения оснащающие материального производства. Это так называемая материальная культура - все от прошлых эпох орудие труда оружие постройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышленного производства. 2. Культура воспроизводства человеческого рода способа поведения человека в сфере интимных отношений сфера естественно родового отношения мужчины и женщины в чувственной мере характеризует ступени общей культуре человека. 3. В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как
объект приложения его деятельности культивирование физических возможностей человека гармонизация его телесных проявлений физических качеств двигательных навыков и умения все это объединяется в понятие физическая культура. 4. Под культурой социально политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических действий которое составляет реальное тело общественного бытия то что обычно называется социальной материей
Таковы четыре подразделения предметно продуктивного слоя материальной культуры охватающие возможные и необходимые направления практического преобразования человеком материального бытия природного и социального компонентов. На каждом из этих направлениях человеческой деятельности вырастают своеобразные формы материального общения людей поскольку вне общения никакая человеческая деятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельность требует не только духовного но и не посредственно материального
общения ее участников в процессе производства в социально политической практики в семейной жизни и т. п. Духовная культура. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производна от нее его определяется. Однако при определенных условиях будучи объективированной закрепленной механизмов социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, менталитет общества может играть на различных этапов общества и ведущую роль.
Если вставать на точку зрения что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды как преобразовательные, ценностно ориентационная и коммуникативная, то духовной культуре можно выделить четыре раздела 1. Первый порождается социальной активностью человеческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций.
В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь постепенно превратилось в специализированную отрасль духовного производства. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин. 2. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры охватывающиеся познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем
мире. Знание является элементом в этой области духовной культуры. 3. Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов на которое обращена данная деятельность. Знание оценка выступает связующим звеном с выше названым структурным элементом культуры. Знание выступают как бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности.
Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и как отражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познаний пониманием мира предполагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет человек. Мир человека это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и значениями.
Четвертей духовной культуры является духовная общение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией высокое культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется именно потому что человек
видит в синхронных переживаниях партнерах по общению сходное со своими переживаниями. Духовное общения может происходить на меж личностном уровне. Есть ещ одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную память общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно
потребляются распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как бы опосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур через объектированные результаты духовной деятельности. Художественная культура. Художественная культура есть особая область культуры образовавшаяся благодаря вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности художественного восприятия мышления творчества,
переживания и т.п художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как правило изобразительный характер. Это особая целостная структура в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим формам духовной деятельности и позволяет выделить, художественную, культурную как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит с одной
стороны к сдою материальной культуры близость архитектуре к технике, а с другой стороны к слою культуры духовной близость к литературы к науке Внутренние строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего в художественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник искусство - публика. Это никакая самоуправляемая система где элементами является художественная производства художественные ценности художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена
всеми своими видами которые не только сливаются, отождествляются в самом искусстве, но и специфические преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами. Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность в виде произведений искусства, поскольку восприятие произведения искусства есть своего рода общения публики с автором или его произведением.
Ценостно ориентационная деятельность входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведения искусства. Познавательная деятельность со своей стороны проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов.
Художественная культура представляет собой относительно автономную и само управляемую систему циркулирования специфической не перекодируемой эстетической информации, все звенья скреплены сетью прямых и обратных связей. Таким образом, подводя итоги сказанному, не обходимо подчеркнуть что феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционирования деятельности субъекта человечества, народов социальных групп, индивидов. При всем многообразии форм проявления культура выступает как не кое целое, система.
Литература 1. Культорология. М общество Знание Российской Федерации, 1993 2. Каган М.С. Человеческая деятельность. М 1974. 3. Проблемы философии культуры. Под ред. Келле В. Ж. М 1984 4. Тойнби А.Дж. Постижение истории.М 1991 5. Философия и культура. Отв. Мшвенирадзе В. В М 1997
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |