Леонардо да Винчи,из всех известных нам творцов в истории че- ловечества ,обладал наиболее всесторонней гениальностью.Он считал себя,прежде всего художником,но из его записных кни- жек и рисунков видно,что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того,что ныне мы называем естествен- но-научными вопросами.Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследова- ния природа,что видеть и знать,по его мнению было одним и тем же.
Художники,говорил он,это лучшие из ученых;они не только наблюдают природу лучше,чем другие люди,но думают о том,что видят и затем рассказывают остальным о виденным ими в своих картинах.Нынешнее ученые предпочитают передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов ?во времена Ренессанса считали,что "хорошая картина цен- нее тысячи слов". Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни,что даже если мы не можем прочесть его надписи
на них,то способны уло- вить его мысли,просто рассматривая его рисунки.Какая бы де- таль нас не заинтересовала в нарисованном Леонардо предме- те,мы найдем,что он тоже думал о ней.Он первый из лю- дей,кто,наряду со многим другим проектировал летательные ап- параты и сделал точные зарисовки внутреннего устройства чело- веческого тела.
Его ум,как ученого можно оценивать также,изу- чая эскизы,делавшиеся им в 1504 году для картины,изобразав- шей большую битву.Главная цель этого эскиза - показать,что выражения лиц людей,также как и морд животных,движимых сильными переживаниями имеют нечто общее.В данном случае,ког- да этим переживанием является ярость,и человек и лев и лоша- ди скалят зубы и рычат.Вы встречаемся здесь с одним из наибо- лее ранних психологических исследований,то есть исследований
которые мы считаем очень современными. Леонардо так и не закончил картину битвы.В течение тех же нескольких лет он писал свою самую прославленную Мону Ли- зу.Если мы сравним ее с более ранними образцами портретной живописи,то тут же увидим,что портрет работы Леонардо выгля- дит более законченным,объемным.Сама фигура,низкая стена за ней и отдаленный ландшафт не противопоставлены друг дру- гу,как отдельные
объекты.Картина в целом становится более важной,чем любая из ее частей.Новая,неизвестная ранее гармо- ния - одна из целей живописи расцвета Ренессанса. В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только пу- тем более тщательной композиции,но и живописными средства- ми,благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дым- ку,прикрывающую небольшие детали,смягчающую очертания,создаю- щую незаметные переходы между формами и красками.
Таким обра- зом он многое предоставил нашему воображению и в этом причи- на того,что Мона Лиза поражает нас,глядя на зрителя словно живая.То же справедливо и в отношении ланшафта /где Леонардо показывает нам,как земля "вырастает" из скал и воды/ и в от- ношении лица Моны Лизы с его таинственной улыбкой.О чем ду- мает Мона Лиза ? Практически это зависит от того,что думаем мы сами,глядя на ее изображение.
Может быть сам Леонардо был немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешен- ным и дружелюбным,но никто точно не знал,что у него на уме.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |