КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ ЦВЕТ: ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ТЕОРИЯ М. ЛЮШЕРА Уверены, что цвет - один из наиболее эффективных и наименее дорогих способов донести сообщение до реципиента или поймать его внимание. Цвет воздействует мгновенно. Завораживает или отталкивает. Еще перед тем как реципиент прочтет и поймет текст, цветовая схема уже сделала свою дело: отложила информацию на подсознательном уровне.
Цвет стал средством мгновенной пере¬дачи информации. Цветная графика изучает это явление посредством восхитительной работы лучших профессиональных дизай¬неров и исследует то, каким образом использование цвета делает дизайн мощным и запоминающимся. Обладает рисунок ярким, нежным цветом или даже полным его отсутствием, каждый фраг¬мент быстро проверяется и сопровождается комментариями от дизайнеров о ключевой роли, которую цвет играет в их работе.
В чем секрет такого мощного воздействия цвета на целевую аудиторию? Одной из причин является то, что визуальная репрезентативная система восприятия окружающей действительности у большинства людей является ведущей и референтной одновре¬менно. Глазами мы буквально пожираем все, что нас окружает. Цвет как раз и является тем самым окружением или свойством объектов окружающей действительности.
Мы часто говорим: безвкусно, беззвучно, без запаха. И очень редко - бесцветный. Бесцветным для нас является воздушное пространство, хотя и оно с большого расстояния окрашивается в светло-голубые тона. Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой продук¬цией печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься лучшим образом.
К сожалению, к выбору цвета до сих пор относятся как к чему-то второстепенному, предпочитая научному подходу свои личные предпочтения. Часто креаторы-дизайнеры считают, что самым важным яв¬ляется прежде всего дизайнерская идея, то, что увлечет всех ок¬ружающих. После того как в голову все-таки пришла гиперидея и технические вопросы решены, начинается кристаллизация. Одну из существенных ролей на данном этапе играет именно цвет.
Огромная ошибка - считать цвет неким второстепенным атрибутом дизайнерского объекта. Цвет может стать именно той гиперидеей, которую так все долго ждали. | На данный момент цветовая проблематика достаточно осно¬вательно проработана в различных научных и практических сфе¬рах: изобразительное искусство, психология цвета, цветоведение, колористика, теория творчества Относительно новизны и некой «временности» цвета следует говорить о четырех основ¬ных тайм-измерениях
представлений о цвете в рекламе: клас¬сика, мейнстрим, хайтек, провокация. С классикой все понятно: строгие тона, культурные тради¬ции, привязка к виду рекламной продукции. Самое главное в данном случае никогда не считать, что классические цвета - это банально. В мире вообще нет ничего банально, а есть то, что нравится и не нравится, работает и не работает, воздействует и не воздействует. Мейнстрим - модное течение. Вопрос о модном цвете в ди¬зайне - предмет непростой.
С одной стороны, всякому здравомыслящему человеку ясно: мода на цвет сегодня столь преходяща, что нет никакой возможности сколько-нибудь своевременно говорить о ней. С другой стороны, нельзя не учитывать, насколько велико господство массовой культуры и, соответственно, стремление большинства продавцов попасть в покупательский мейнстрим. Ведь с точки зрения продавца все покупатели, не исключая самых отъявленных маргиналов, достаточно легко
укладываются в русла небольшого числа субкультур. Среди них стоит обратить внимание на молодежную ветвь, поскольку она - плацдарм и полигон завтрашней культуры. К то¬му же молодежь обладает двумя незаменимыми чертами - готовностью принимать новое, с легкостью отказываясь от тради¬ционных схем, и одновременно стремлением копировать пове¬дение своих сверстников. Вследствие первого свойства моло¬дежь - прекрасная аудитория для дизайнера-революционера, вследствие
второго - лакомый кусочек для бизнесмена-циника. Другая доминанта, имеющая особое значение для нашей те¬мы сфера хайтек с ее огромным потенциалом роста и влия¬ния. Мы уже видим, как вокруг нас разворачивается настоящая экспансия стиля хайтек, точнее, его по большей части не к месту употребляемой атрибутики. Провокация - это некий вызов мейнстриму, классике и даже хайтеку, точнее, это порой даже несоблюдение каких-либо норм и правил, присущих данным направлениям.
Это может быть об¬литый зеленой краской «Черный квадрат» Малевича или еще что-нибудь, провоцирующее сторонников классики, мейнстрима или хайтека на критику или подражание. Не всегда, однако, провокация переходит в мейнстрим, становится классикой или использует достижения хайтека. Ограничившись, например, мейнстримом и хайтеком, в кото¬рых легче всего выделить господствующие или грядущие тен¬денции, мы можем поговорить о цвете более предметно.
В целом мы можем наблюдать здесь следующие сочетания цветов: 1) яркие линии /вспышки красного, оранжевого, малинового, ярко-розового на больших полях металлически-серого или других тусклых цветов; 2) то же, но в более контрастной версии: фон темный, а вмес¬то красно-малиново-оранжевой составляющей здесь мо¬жет выступать и сочно-зеленый. Крайним выражением этого стиля является, на наш взгляд, сочетание «оранжевый на сером», уже ставшее
общим местом стиля хайтек. Оранжевый цвет любопытен тем, что он и крайне технический, и в то же время совершенно природный. Серый металлик сегодня очень популярен. Сочетание «оранжевый на сером» выделяется из других вариантов тем странным свой¬ством, что при минимальном контрасте по тону имеет предель¬ный контраст по насыщенности. Другая, менее приятная осо¬бенность этого сочетания заключается в том, что подобрать к нему третий
цвет оказывается достаточно сложно: серый иск¬лючает все бледные, а оранжевый - все яркие цвета. Каждому дизайнеру следует знать о существовании такой ве¬щи, как цветовой круг (рис 1). Мы размещаем одну из возмож¬ных картинок данного круга: Рис.1 Цветовой круг Существует несколько простых правил, которые можно с пользой применять в дизайнерской практике. Первое правило третей: разбейте круг на трети, неважно, вдоль каких линий.
Цвета в каждом из получившихся секторов будут хорошо сочетаться в композиции, т. е. вы можете начать с красного и дойти до оранжево-желтого справа или фиолетово-синего слева. Это правило пригодится, если вы будете рисовать что-то, словно бы имеющее однородный цвет, но захотите раз¬нообразить рисунок, изменяя цвет и текстуру. Цветовой круг по¬может вам выбрать правильное направление, а вы уж можете экспериментировать с интенсивностью.
Хотя стоит оставаться последовательным в этом плане. Дополнительные цвета: диаметрально противоположные цвета цветового круга являются дополнительными цветами. Для наглядности можете положить поперек круга линейку. Так, зеле¬ный цвет будет дополнительным для красного. Когда вы используете традиционную технику рисования (не компьютерную), то если захотите смешать несколько
цветов и получить насыщен¬ный оттенок, вы будете избегать дополнительных цветов. Дело в том, что их использование дает блеклый сероватый оттенок, который не добавит яркости вашему макету. Дополнительные цве¬та помогают акцентировать внимание на какой-нибудь части картины или выделить ее на фоне. Второе правило третей: если вам нужна эффектность, выберите три цвета, отстоящие друг от друга на равных промежут¬ках, и используйте их в качестве основных цветов.
Например, вы можете выбрать оранжевый, фиолетовый и зеленый. Но эта тех¬ника работы с цветом требует аккуратности. Один цвет должен быть основным, два остальных - подчеркивать его. Вообще «естественный цветовой круг» был разработан Гете и строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета - желтый,
синий и крас¬ный. В построенный по этим вершинам круг вписывается та¬кой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника образуют вписанный шестиугольник. На таком круге, на противоположных его точках, соединенных тонкими тройными диаметрам, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых - основной и другой составной первой степени.
Эти цвета называются противополож¬ными, или дополнительными, цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом, в цветовой паре представлен весь цветовой круг. Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зе¬леный ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым.
И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика. Таким образом, порядок противополож¬ных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отра¬жаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия это¬го цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета.
Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздей¬ствия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выгля¬дели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспри¬нимаются
относительно бесцветными. Если мы хотим, например, для большей яркости рекламного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яркий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне, то будем разочарованы результатом - начнется борьба обоих «соперников», и у нас зарябит в глазах. В резуль¬тате шрифт «читаться» не будет. Для достижения необходимого эффекта следует силу тона одного из цветов уменьшить. Интересен тот факт, что в разных районах страны внутрен¬нее, свойственное людям
отношение к выбору цвета различно. Внутренние склонности человека к тому или иному цвету связа¬ны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В богатом лесами районе не тянутся к зеленому цвету, потому что им насы¬щена окружающая среда; человек же, работающий на произво¬дстве, тоскует по зеленому цвету. Таким образом, человек ощу¬щает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцениваться с психологических позиций.
Изве¬стно, что в лабораторных условиях зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек относится исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминирующее по¬ложение. Это и есть так называемые предпочтительные цвета. Не менее интересна тема эмоций, вызываемых различными цветами и тональностями.
Ошибкой является мнение многих о том, что наше восприятие цвета связано с исключительно картинкой этого самого цвета. Однако огромное значение (в том числе и для дизайна рекламных материалов) имеет вербальный ассоциативный ряд, вызываемый картинкой цвета. Приведем следующий пример: любая, даже легкая царапина сопровожда¬ется кровотечением. Следовательно, вид крови всегда ассоци¬ируется с травмирующей ситуацией, что, возможно, и делает красный цвет красивым. Следующий лексический ряд, похоже, подтверждает эту
за¬кономерность: 1) черный - в смысле страшный, опасный; 2) кровь; 3) чермный - красный (старославянский); 4) червонный - красный; 5) красный; 6) красивый. Слова расположены в порядке возрастания привлекатель¬ности. Однако в каждой из групп слов с родственной корневой основой имеются пары с противоположными по смыслу слова¬ми: черный - червонный, кровь - красивый. Слово «чермный», созвучное слову «черный», связано сходством
значения с груп¬пой слов, родственных слову «красный». Из этого следует, что этимологическая связь слов, обознача¬ющих противоположные по знаку эмоциональные состояния, собственно, и показывает причинно-следственную связь этих эмоциональных состояний. Аналогичные результаты дает анализ восприятия и синего (холодного) цвета. Скорее всего это ассоциация на посинение (цианоз) кожи при переохлаждении.
Цианоз (синяк) также возникает и в результате механической травмы. Следовательно сине-голубой цвет тоже ассоциируется с травмирующей ситуацией. Наблюдаются два полюса эмоциональных реакций. Следовательно, неосознанное стремление к преодолению неприятных переживаний также делает сине-голубой цвет привлекательным и распространенным. Например, голубизна в одежде и других деталях внешности, как и наличие оттенков красного особенно подчеркивают
женскую красоту. Насыщение этими цветами усиливает эмоциональность любого образа - возбуждает чувство прекрасного. Сложившиеся популярные, сказочные персонажи выглядят именно так: бело голубая одежда Снегурочки, одежда Белоснежки, красная шуба Деда Мороза, голубоватый костюм и даже губы, цвет лица Мальвины и др. Эмоционально активными также являются оттенки сиреневого и фиолетового цветов. Цвет не только раскрашивает предметы, но и воздействуе на них.
Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы подогревая его. Голубой, синий, фиолетовый, черный цвета визуально отдаляю объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров. Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен
к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине прошлого века. Интересно, что свои исследования он проводил по заданию одной рекламной фирмы. Однако, постигнув всю глубну и сложность проблемы, ученый стал разрабатывать ее фундаментально. В чем основной и принципиальной смысл теории Люшера
Дело в том, что, создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в ре¬зультате образа жизни и взаимодействия с окружающей сре¬дой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному измене¬нию: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, ког¬да активная деятельность могла прекращаться.
День требовал активных действий - поиска пищи, элементарного обустрой¬ства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным по¬коем, а желтый - с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуаци¬ях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих по¬колений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнеде¬ятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным
эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным. Макс Люшер известен на весь мир своим «цветовым» тестом, которое носит его имя. Что же это за тест? Восьмицветовой тест Люшера - проективная методика ис¬следования личности. Основана она на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Впервые эта методика была опубликована М. Люшером еще в 1948 г.
Стимульный материал теста Люшера состоит из 8 стандарт¬ных разноцветных карточек. Основными цветами являются (в порядке присвоенного им номера): синий (символизирует спокойствие, удовлетворен¬ность), зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство), красный (символизирует силу волевого усилия, аг¬рессивность, наступательные тенденции, возбуждение), жел¬тый (активность, стремление к общению, экспансивность, весе¬лость), а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой).
Дополнительные цвета символизируют тен¬денции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Помимо теста Люшера, имеется также цветовой тест отно¬шений (ЦТО) - это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосозна¬ваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент,
идея и процедуры которого разработал А. М. Эткинд (1981 г.). Он базируется на предположении о том, что существенные ха¬рактеристики невербальных компонентов отношений к значи¬мым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциаци¬ях к ним. При разработке ЦТО использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера. Важным является следую¬щий вывод, сделанный
Люшером: цвет не только вызывает со¬ответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоци¬онального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции, ощущения и даже чувства. Какие цвета вообще существуют? Самые разные. Однако су¬ществует классификация цветовой окраски объектов. 1. Основные цвета - это желтый, синий, красный, т. е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных от¬ношениях всегда даст бесцветность,
т. е. серый цвет. 2. Составные цвета первой степени - цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый, по¬лучаемый от смешения красного и синего. 3. Составные цвета второй степени - цвета, образован¬ные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового, серо-синий - от смешения фиолетового и зеле¬ного; цвет охры - от смешения зеленого с оранжевым и т.
д. Для рекламы очень важна не только эмоциональность цвета, но и его семантика. Ниже на основе многих публикаций и исследований в сфере цветоведения приводится расшифровка се¬мантики основных и дополнительных цветов. Красный - настраивает на решительность и способен вызывает у человека сильное желание совершить тот или иной посту¬пок, и применительно к теме нашего разговора - сделать энергичное усилие и купить, к примеру, то, что вы рекламируете.
Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета - внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам. Красный цвет также обладает и определен¬ным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым. Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру.
Так, неболь¬шая деталь объявления каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрез¬мерное его использование способно вызвать у потребителя аг¬рессивность и даже раздражение предметом рекламы. Оранжевый - помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области
здраво¬охранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет актив¬ность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. Желтый - настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать урав¬новешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров хайтек
лучше всего сделать в желтом. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и РR-агентств. Зеленый - все смягчает, снимает остроту переживаний. этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Он будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, вете¬ринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды. Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отноше¬ний: он усиливает чувства,
делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета мо¬жет быть самым широким: от рекламы парфюмерной продук¬ции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров. Голубой - тоже настраивает на область чувств, но более воз¬вышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Этот цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет мира и всеобщей гармонии.
Он дает возможность почувство¬вать незримую связь со Вселенной и способен придать предме¬ту целостный вид, а вопросу (делу) - глобальность и благопри¬ятный исход. Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходи¬мом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя де¬таль в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к се¬бе внимание, и, в отличие от красной, никогда не вызовет отри¬цательных эмоций.
Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и скон¬центрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная де¬таль - фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способ¬ствует решению творческих задач. Неслучайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть его креатив¬ность, или ориентированы
на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима! Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего огоро¬диться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощуще¬ние одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно по¬этому данный цвет в полиграфрекламе лучше не использовать.
Данная рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исклю¬чением, лучше не экспериментировать. Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе спо¬собно создать нейтральный
эффект, когда потребителю рекла¬мы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов. Белый цвет воспринимается как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного (одежда служителей самой древней религии откровения - зороастризма - белая), визуально означают пустоту. Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало «оживить». Белый цвет может быть применим только когда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между
двумя «агрессивными» тонами или когда при его посред¬ине оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатель, предостережения, реклама). Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотра¬нспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, напри¬мер противопожарный огненно-красный знак, логичным
фоном для него будет белый цвет. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и неблагоприятно воздействует на работающих. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска боль¬ничных помещений. Имеется также классификация цветов по их психологическо¬му воздействию на человека. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие воз¬буждению и действующие как раздражители: красный -
волевой, жизнеутверждающий; кармин - повелевающий, требую¬щий; киноварь - подавляющий; оранжевый - теплый, уютный; желтый - контактирующий, лучезарный. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: фиолетовый - углубленный, тяжелый; синий -подчеркивает дистанцию; светло-синий - уводит в простран¬ство, направляющий; сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: розо¬вый - нежный, производящий
впечатление некоторой таин¬ственности; лиловый - замкнутый, изолированный; пастельно-зеленый - ласковый, мягкий; серовато-голубой - сдержанный. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: чисто зеленый -требовательный, освежающий; оливковый - успокаивающий, смягчающий; желто-зеленый - обновляющий, раскрепощаю¬щий; пурпурный - изысканный, претенциозный. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: охра - смягчает
рост раздражения; коричневый, землистый - стабилизирую¬щий; темно-коричневый - смягчающий возбудимость. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляю¬щие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные зелено-синие. Толкованием семантики различных цветов за¬нимается наука цветоведение. Целью этой научной дисциплины является изучение основ одного из самых субъективных средств композиции - цвета. Используя цвет как прием, дизайнер полу¬чает огромные возможности для воплощения своих идей.
Одна¬ко важно понять, что цвет - не всегда только средство компози¬ции, но и зачастую ее смысл. Изучение этой области нюансировок - путь, ведущий к постижению истинного искусства. Цвето¬ведение (цветовое видение) - наука, позволяющая глубже по¬нять существующие методы работы с цветом известных худож¬ников, проанализировать их отношения с цветом и таким образом развить свое «цветовое видение» (утонченное восприятие цветовых нюансов) и улучшить свой художественный вкус.
Любопытна также тема, насколько сильно влияние цвета на восприятие интернет-странички. Принято считать, что, находясь в Интернете, большинство людей переходит в визуальное состояние (т. е. состояния просмотра того, что на экране). Замече¬но, что некоторые цвета являются общими для создания определенных эмоциональных состояний человека. Это не будет обязательным для всех, есть и исключения. Важно так создать оформление сайта, чтобы оно благоприятно влияло на отноше¬ние посетителя к сайту.
На некоторые цвета (черный, красный, серый, коричневый) у большого количества людей преобладает негативная реакция. эти цвета при доминировании на сайте вызовут отрицательную оценку сайта. Было проведено исследование влияния цветов на состояние человека. При умелом сочетании цветов влияние негативной составляющей этих цветов можно нивелировать (пример: синий и черный) или даже превратить в плюсы. Того эффекта зачастую можно достичь при плавных переходах
цветов. Многое зависит от того, какую атмосферу вы хотите создать в своем сайте. Если сайт посвящен фильмам ужасов, смело ис¬пользуйте гаммы черного, серого, коричневого и красного цве¬та. Если же вы хотите чего-то другого, то обратите внимание на позитивные и ресурсные цвета. Помните, что во многом отно¬шение к сайту зависит от тех цветов, которые вы используете при его оформлении. Не забывайте, что второе правило профессионального дизайна так и звучит:
ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ. Сочетание цветов на сайте должно быть таково, чтобы, во-первых, текст, размещенный на веб-страницах, читался хорошо, а, во-вторых, общий цветовой фон не вызывал у пользователя раздражения. Для многих дизайнеров выбор цветов текста или фона составляет проблему. Мы считаем, что критерий оценки допусти¬мости того или иного сочетания цветов для использования их в качестве цветов фона и текста таков: чтение текста не должно называть у пользователя никакого дискомфорта.
Критерий достаточно субъективный, но если вам показалось, что текст на странице выглядит недостаточно контрастно или для его чтения нужно всматриваться в экран, то данное сочетание цветов не годится. Да, кстати, дело не только в контрастности. Например, в ярко-зеленом тексте на темно-синем фоне контраста - хоть отбавляй, но любой профессиональный дизайнер такое сочетание использовать не будет.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |