Реферат по предмету "Искусство"


История носового платка

История носового платка Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.


На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом.


Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался усиками-завитками. Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи, атласов с крупными симметричными


узорами. Он отличался единством объемов и малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века. Решительная смена жизненного уклада, проведенная


Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков. В XVIII веке носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую


принадлежность. Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале


XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них « батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9». Носовые платки иногда украшались в стиле рококо. Это проявлялось в извилистых стеблях лозы по краю


платка, в в переплетающихся ветках и листочках, в аллегорическом изображении животных, птиц и других сюжетов, которые вышивальщицы копировали из книги «Символы и эмблемы», в восточных растительных мотивах. Орнамент легко и непринужденно скользил по поверхности ткани. Перемены в социальной структуре в XIX веке определили новое направление в развитии искусства и моды. Для моды нового времени характерно частое чередование стилей – эклектизм.


Мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность производила в огромных количествах модные предметы, дополнения, мелочи всякого рода. Выбор носовых платков был огромен: были и разноцветные с цветной каймой, и и клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки или с узкой цветной каймой. Праздничные платки-аксессуары были иными. В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков


XIX века; почти все они из белого тонкого полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на повторении мотивов, противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его элементы имеют форму закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких цветочков и листочков. Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо либо плавно скользит по поверхности ткани. Технических приемов немного, что характерно для толстой белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30


годов XIX века. XIX век возвращался к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные признаки, а в основу вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века, так называемое рококо, уже очень мало отвечала принципам стиля XVIII века. Моду этого периода характеризуют перегруженность и интерес к деталям. При изготовлении маленького носового платка использовались различные художественные композиции, богатство


растительных орнаментов, всевозможные приемы белой вышивки с наполнением. Конечно, многое зависело от общественного положения и вкуса клиентки, от мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно заметна в украшении роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и геометрические цветы великолепием и статичностью соперничают с буйным движением букетов и гирлянд в главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается некая механичность,


в то же время такой платок удивляет богатой фантазией. Вторая половина XIX века была периодом эклектизма. В вышивке платков этого периода мы встречаем самые различные композиции и орнаменты. Растительный орнамент занял ведущее место. На носовом платке из коллекции Эрмитажа мастерица вышила толстую ветку с узкими листами и богатыми цветами.


Многопластовой узор разрывает плоскость платка. Во все времена своего существования такая модная мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера
Реферат по Статистике 12
Реферат Двусторонний острый гнойный средний отит. История болезни
Реферат Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Очарованный странник
Реферат Навуходоносор. Жизнеописание
Реферат Административно-государственное управление в Германии
Реферат Производство работ по посадке картофеля сорта "Минерва"
Реферат Криминалистическя фотография в раскрытии и расследовании преступлений
Реферат Социально-политическая сатира в английских главах Дон-Жуана Д.Г. Байрона
Реферат 115 лет со дня рождения Ефима Николаевича Пермитина (1896-1971), русского писателя
Реферат Дентальная имплантация
Реферат Проблемы исследования интеллектуальных и творческих способностей
Реферат Молодая семья и её особенности
Реферат An American Tragedy And The Futility Of
Реферат Фоторецепторы и поляризованный свет