Реферат по предмету "Психология"


Молодая семья и её особенности

Реферат
тема: Молодаясемья и её особенности

Введение
 
С одной стороны семья — это добровольный союз двух людей,которые объединяются для совместного проживания, ведения общего хозяйства ибизнеса, рождения и воспитания детей.
С другой, семья - первичная и основная ячейкаобщества, один из главных социальных институтов, важнейшей функцией которогоявляется воспроизводство поколений.
Начиная с рождения и досамой смерти человеческая жизнь, как правило, связана с семьей. В семье вповседневной жизни происходит становление и самореализация личности. Семьявыполняет и такие важные в жизни человека функции, как опека и забота,социально-психологическая защита. Она — своеобразный буфер, амортизатор,способствующий адаптации личности мужчины и женщины в кризисных условиях. Длякаждого из нас атмосфера семьи имеет огромное значение.
Вопросы семейнойполитики, проблемы сохранения и укрепления семьи, проблемы демографии,упрочения и возрождения традиционных семейных устоев, нравственности общества,духовно-нравственного воспитания молодежи являются на сегодняшний день однимииз актуальнейших.
Объект исследования:развитие супружеских отношений в молодой семье.
Предмет исследования:особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становленияи функционирования.
Цель работы: осветитьособенности развития супружеских отношений на различных этапах становления ифункционирования молодой семьи.
Выбранная тема весьмаактуальна в современном мире, где семья занимает приоритетное место в иерархиижизненно важных ценностей человека и брачно-семейные отношения играют важнуюроль в обществе.
Молодая семья, в том числе неполная молодая семья — это семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, если возрасткаждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет. [1]
На сегодняшний деньмолодая семья столкнулась с новыми проблемами существования в современномобществе, приобретя в наследство и негативный опыт наших родителей:нестабильность государственной власти, а как следствие отсутствие собственногожилья, недостаток средств для существования, массовая безработица, инфляция.
Наиболее остро стоитжилищный вопрос. Несмотря на государственную поддержку на сегодняшний деньмолодые семье большую часть своего бюджета отдают за аренду жилья.

1.  Особенности молодой семьи
 
1.1 Особенностиотношения к браку
 
Брачно-семейныепреставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития институтасемьи.
Брак и семья - общественные формы регулированияотношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря наблизость этих понятий, они не являются тождественными.
Брак - особый социальный институт,исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений междумужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг кдругу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.
Семья - малая социальная группа, важнейшаяформа организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственныхсвязях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающимивместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трехвидов: кровное родство, порождение, брачные отношения .
В современном мире несуществует жёстких границ выбора брачного партнёра, за исключением некоторыхрелигий и стран, в которых традиции создания семьи почитаются молодымпоколением и слабо эволюционированы.
Следует не забывать, чтосемья всегда должна занимать одно из важнейших мест среди жизненных ценностичеловека, но, тем, не менее, с развитием семьи и изменением её функцийпостепенно меняется и ценностное отношение к семье.
Важнейшей функцией семьи являетсяфелицитивная функция — функция удовлетворения потребности человека в счастье.Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющийаффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяютпереживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие вбраке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу, удовлетворенностьбраком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья.Результаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреляцию междупереживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположностьодиночеству на уровне статистической значимости.
Неблагоприятные семейныесобытия оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающимисенситивность человека к различного рода вредностям и, соответственно,восприимчивость к заболеваниям. Например, было показано, что максимальнонеблагоприятное воздействие оказывает смерть супруга, затем развод,разъединение семьи, смерть близкого члена семьи.
В современной психологиисемьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретическиепозиции в отношении анализа семьи. Согласно первой, семья представляет собойгруппу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекстрассматривается как среда социализации и развития личности. Такой варианттрактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологиикак самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение вповеденческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семьярассматривается как целостная система и «единицей» анализа является семья. Этапозиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающихнеаддитивыьш характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов.
Приведенное определениесемьи содержит также указание на две подсистемы структуры семьи — супружескую идетско-родительскую. Два поколения определяют состав современной нуклеарнойсемьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети — такие же, как и родители,равноправные участники и «строители» семьи.
И.С. Кон провел анализработ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи иее развития, с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семьюот группы, включающей несколько генераций, в том числе и объединенныхродственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь,оказывается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от «не-семьи»является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этотпризнак принят обществом для спецификации семьи как социального института,который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этаповисторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильностьструктурно-функциональных характеристик семьи. Недаром общеславянский термин«семья» восходит к обозначению территориальной общности. В русском языке«семья» сначала обозначался весь круг родственников с домочадцами и слугами,проживающими вместе, и лишь с XIV в. оно стало использоваться в более узком,специфическом смысле. Итак, основными характеристиками семьи являются: 1)брачные и кровнородственные связи между членами семьи; 2) совместное проживаниеи 3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.
Семья, как любая система,реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-историческогоразвития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1) экономическую,хозяйственно-бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичнойпроизводственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условиясуществования или создававшей продукты для обмена. В настоящее времяэкономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов ираспределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностямикаждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в формеорганизации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределениедомашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой,условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;
2) репродуктивную. А.Г.Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающейвоспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьиосознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августабыли изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан.Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляетважную функцию государственной политики практически вовсех странах, независимоот того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита»людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограниченияуровня рождаемости;
3) функцию воспитаниядетей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Онаобеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода,связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивноеполноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническоеразвитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функциясемьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства,тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящеевремя именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функциясемьи;
4)сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения спостоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность,создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
5) функцию духовногообщения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационныйобмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблемсоциально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение вконтексте восприятия литературных и художественных произведений искусства,музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членовсемьи;
6) функцию эмоциональнойподдержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности кгруппе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическуюфункцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступаетформирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;
7) рекреативную — функциюобеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психическойстабильности членов семьи;
8) функцию социальнойрегуляции, контроля и опеки.
За последние десятилетиязаметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия,реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществелюбовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браковопределяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, ипричины разводов в значительном числе случаев лежат в областиэмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводессылаются на утрату чувства любви.
В настоящее времявыделяются такие основные признаки трансформации семьи, как:
— уменьшение числабраков;
— рост числа длительныхдобрачных отношений;
— пробных браков;
— падение рождаемости;
— увеличение разводов;
— увеличение рождаемостидобрачных детей.
Это связано не только соспадом экономики и изменениями в финансовой и политической сфере, сколько сизменением ценностных ориентаций, в т.ч. изменения в нормах сексуальногоповедения.
Конечно, в Россииизменения в нормах сексуального поведения начались позднее, чем на Западе, и,по-видимому, ускорились (особенно в крупных городах) в связи с изменениями,происходившими в российском обществе в последнем десятилетии XX века.
Следует сказать, чтосейчас средний возраст заключения брака у мужчин – 24 года, у женщин – 22 года.Снижение возраста вступления в первый брак в России прекратилось лишь в 1993 г., и с этого времени он начал увеличиваться. Новая тенденция — к увеличению возраста вступленияв первый брак — не случайна. Интенсивность заключения браков среди самыхмолодых юношей и девушек быстро снижалась, достигнув к концу века историческиминимальных значений. Лишь 12 девушек из 1000 и 15 юношей из 10 тыс. в возрастеот 16 до 18 лет заключили брак в 2000 г. Знаменательным было также увеличениебрачности в возрасте 25 лет и старше. В результате всех этих изменений среднийвозраст жениха и невесты в России быстро увеличивается. Более интенсивное«постарение» брачности у мужчин вызвало увеличение средней разницы в возрастежениха и невесты при первом браке. Такая подвижка, возможно, объясняетсяизменениями в социальном поведении (например, тем, что девушки при вступлении вбрак все более склонны выбирать женихов с устойчивым социальным и экономическимстатусом).
Пока новейшая тенденция к«постарению» брачности слишком молода, чтобы быть абсолютно уверенным в том,что она представляет собой окончательный отказ от традиционной модели раннейбрачности, издавна господствовавшей в России.
На протяжении XX века, помере того как овдовение утрачивало свою роль почти единственного основания длязаключения повторного брака, быстро росло число повторных браков, заключаемыхразведенными. Максимального значения коэффициент суммарной брачности дляповторных браков достиг в 1987 г. Но вскоре началось резкое падение показателя,и за короткое время он вернулся практически к уровню конца 1960-х годов. Приэтом доля повторных браков в общем числе браков стала намного выше, чем тогда(более четверти и у мужчин, и у женщин), и довольно стабильна. Не слишкомменяется и средний возраст вступления в повторный брак. С 1970-х годов онповышался небольшими темпами, что было следствием увеличения длительности бракапри разводе. Возможно, такая противоречивая динамика отражает общее изменениеотношения к регистрации брака — и первого, и повторного.
Компенсация разводов иовдовения повторными браками, не будучи, конечно, полной, весьма значительна(особенно для мужчин) — уже через 5 лет после прекращения брачного союза 44–45%мужчин и 22–23% женщин вступают в повторный брак, а еще через 5 лет большеполовины мужчин и каждая третья женщина состоят в зарегистрированном илинезарегистрированном союзе с новым партнером. Заметим, что у женщинсформировалась в целом положительная тенденция вступления в повторный брак,по-видимому, за счет снижения рождаемости и изменения социальных норм,касающихся возможности для женщины с детьми искать нового семейного партнера.
Одно из центральных меств новейших тенденциях занимают изменения, связанные с социально-экономической ипсихологической переоценкой положения, ролей женщины и мужчины в обществе исемье.
Молодая женщина,находящаяся в самом начале жизненного пути, получила невиданную ранее свободувыбора во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и свободу создавать семью— в той форме, в которой она считает для себя приемлемой, с тем числом детей,которое пожелает, и в те сроки, какие сочтет нужными. Профессиональнаязанятость стала нормой женской биографии и изменила тип жизненной стратегииженщины и семьи в целом.
Одновременно мужчинаокончательно утратил неоспоримые права быть единственным кормильцем семьи иорганизатором жизни в домохозяйстве, но при этом повысил свое участие всемейных делах в нетрадиционной для него роли.
семьясупружеский молодой кризисный
1.2 Психологическиеособенности
Психология семьи - относительно молодая отрасльпсихологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Онабазируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологическойпомощи семье и семейного консультирования, практике психологическогоконсультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей иподростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплиныстала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальныйзапрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективностисупружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей всемье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.
За последнее десятилетиенаметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях вжизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительскиеотношения. Актуальность, развития новой научной дисциплины — психологии семьи —связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональноеи конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденцииобъясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальнойсистемы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональнойзанятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихсяролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов- алкоголизм, агрессия, измены, нарушения коммуникации, неудовлетворенныепотребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причинойвозрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувствалюбви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Изменение демографическойситуации — падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного весаоднодетных семей — приводит к трудностям личностного развития и недостаточнойкоммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. Следуетконстатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функциив значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденциейактивного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детстваребенка столь ж ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблемвоспитания, его с низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации народительство — значимого фактора в достижении личностной идентичности ипсихологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством иособенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числафункционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянновыполнять свою роль.
Другой социальнойпроблемой является рост числа неофициальных браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 летживут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенныхбраков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков являетсянеготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью,партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке,достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низкимуровнем безопасности.
Еще одна социальнаяпроблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей,в частности резкое возрастание социального сиротства. Сегодня таких детей-сиротсвыше 500 тыс. Причины социального сиротства – разводы, рост случаев лишенияродительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государствуродительских прав, временное помещение детей родителями в детские дома и домаребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи. Вслучае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей отец и матьстрадают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловленболезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно внеполной семье. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточнопродуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличениюдетей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальныхприютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекциии социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений,ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах,нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий ихполноценного психического развития.
Сокращение и обеднениеобщения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкаяинформированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемахребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновениютрудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденциюперекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения, атакже на специально приглашенный персонал и, тем самым, самоустраненияродителей от процесса воспитания ребенка.
Теоретической основойпсихологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологииличности, психологии развития, педагогической психологии, клиническойпсихологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малойгруппе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальностьразвития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемысплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психологияразвития и возрастная психология фокусом своего исследования сделализакономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях,содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка всемье, психологические особенности детско-родительских отношений.
Возрастно-психологическоеконсультирование, направленное на контроль за ходом психического развитияребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматриваетсемью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуацииразвития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшейотраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение имежличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации,разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетомресурсов семьи.
В рамках клиническойпсихологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор вконтексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоленияпсихических нарушений и отклонений. Итак, система научных знаний, добытая вразличных сферах психологического исследования, опыт практики оказанияпсихологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическуюоснову современной семейной психологии, актуальной задачей которой являетсяинтеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостнуюпсихологическую дисциплину — психологию семьи.
Предметом психологиисемьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности идинамика ее развития; развитие личности в семье.
1.3 Социальныеособенности
В начале XX векапреобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и малокто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобыпод натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья в Россииушла в прошлое — как и сама традиционная российская деревня.
Можно по-разномуотноситься и к самим этим переменам, и к методам, которыми они осуществлялись,но невозможно оспорить их конечного результата. Уже к середине минувшегостолетия в России количественно преобладали семьи городских жителей, и долятаких городских семей все время росла. Между 1926 и 1989 г. численность населения России увеличилась на 59%, численность городского населения — в 6,6раза, число городских семей — более чем в 8 раз.
Число городских семейбыстро увеличивалось, потому что бурно росло городское население, а это в своюочередь было следствием перемещения большей части рабочей силы из сельскогохозяйства в несельскохозяйственные отрасли, стремительного распространенияпромышленных и других городских видов занятий. При этом производственнаядеятельность все большего числа людей перемещалась за пределы семьи ипревращалась для большинства из них в труд за зарплату. В результате семейные ипроизводственные обязанности отделялись друг от друга в пространстве и времени,их сочетание усложнялось. В России, как и в некоторых других республикахбывшего СССР, эти общемировые тенденции были доведены до крайности, в частностив том, что касается женской занятости (она почти не отличалась от занятостимужчин в 1970–1980-е годы).
Еще одно ключевоеизменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, —стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин. В России даже в1920-е годы проблемой была обычная грамотность, умение читать и писать. Начинаяс поколений, родившихся во второй половине 1930-х годов, быстро росла долямужчин и женщин, получающих высшее или среднее образование. У мужчин,родившихся в первой половине 30-х годов, среднее или высшее образование получали333 человека на тысячу, у женщин — 294. Для родившихся тридцать лет спустя, впервой половине 60-х годов, соответствующие показатели были 911 и 947.
Резко выросшие требованияк воспитанию и образованию подрастающего поколения также не могли остаться безпоследствий для семьи, ибо очень сильно увеличились затраты на каждого ребенкаи продолжительность срока их содержания родителями. А так как параллельно сэтими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременноувеличивалось и число выживающих детей, и объем затрат (не только денежных, нои времени, эмоциональной энергии и т. п.) на каждого из них.
Семья оказалась передновыми вызовами, на многие из которых она не готова была ответить. Нарушиласьсвойственная крестьянской семье тесная связь между числом едоков и числомработников. Теперь потребности семьи при прочих равных условиях зависят отчисла и возраста ее членов, прежде всего детей, остающихся иждивенцами намногодольше, чем прежде, а экономические ресурсы — от оплаты труда имеющихся в еесоставе работников. Прямой связи между тем и другим нет.
Кроме того, в новыхусловиях, чтобы дать детям образование, обеспечить необходимый уровень заботы оздоровье членов семьи и т. п., понадобились особые профессиональные знания,специальные учреждения с развитой инфраструктурой, заменить которые семья неможет. Ответом на эту новую ситуацию во всем мире стало развитие современныхобразовательных и медицинских учреждений, систем социального обеспечения,берущих на себя иждивение некоторых нетрудоспособных членов семьи (например,пенсионеров, инвалидов), помощь матерям с детьми и ряд других функцийматериальной поддержки семьи, а также развитие сферы бесплатных или частичнооплачиваемых услуг, доступ к которым не связан жестко с доходами семей(образование, здравоохранение и пр.).
В итоге резко возрослидаже минимальные «вложения в человека» — причем как вложения семьи, так ивложения общества, тогда как ресурсы и семьи, и общества в 1920–1930-х годахбыли более чем ограниченными. Стоит ли удивляться, что подобно тому, как этопроисходило в других странах, в России началось быстрое снижение рождаемости,которое стало ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост«стоимости» человека.
Объективный смыслинститута брака всегда заключался в том, что он создавал социальные рамкиотношений мужчины и женщины в той части этих отношений, которая касаласьсексуальной жизни и производства потомства. Конечно, существовало еще множествофункций — экономических и социальных, — которые попутно выполнял брак,множество отношений, которые регулировались с его помощью. Но такие отношения,например имущественные, между членами семьи могли существовать (и существовали)и независимо от брака, а права и обязанности, связанные с сексуальной жизнью и производствомпотомства, как правило, давал только брак.
В настоящее время«Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальныйинститут, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Транс­формируется ееструктура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилилисьдеструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака,формируется современная семейная политика.
Сочетание внешних поотношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых,институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в стольсложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно.Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидовтребуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.
Практика показывает, чтоюридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельныестороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не впоследнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права негарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятсятолько к материальным затруднениям.
Общепризнанной системойтакой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, являетсяорганизация социальной работы в рамках всего государства и общества,осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми,относящимися к особым структурам.
В результате глубокогосоциально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страныоказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуреудовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группумалообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполныесемьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющиемалолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первоеместо выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрениявопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, ичто предстоит сделать для улучшения ее жизни.
Семья сталкивается срядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощиспециалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимсявыполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которыевключены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющеесоциальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органыместного самоуправления.
Органы социальной работыоказывают большое влияние на социальное самочувствие общества, его членов.Организационно-управленческий компонент является одним из основных составляющихсоциальной работы с семьей: чем адекватнее организационная структура управлениясоответствует целям, задачам, функциям социальной работы с семьей, темоказывается большее влияние на социальное самочувствие общества.
В Послании ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию особо отмечается, что в современныхусловиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Этоопределяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Несмотря на13 летний опыт реализации различных моделей молодежной политики, реализуемыхпреимущественно на региональном уровне, в современной России требуетсядальнейшая разработка программ «Молодёжной политики» и социальная поддержкамолодой семье.
1.4 Жилищный вопрос
Если вы молодая семья инуждаетесь в жилье, для вас существует специальная государственная программа,согласно Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 “Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья врамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» иФедеральной целевой программы«Жилище» на 2011 — 2015 годы.
Программ по кредитованиюмолодых семей существует несколько: ипотека может предоставляться как на уровнерегиональном, так и на федеральном. Для молодой семьи ведётся специальныйрасчёт субсидии согласно стоимости одного квадратного метра жилья вопределённом регионе. Не менее важную роль в предоставлении конкретной суммыкредита будет иметь состав семьи, есть ли у молодой семьи дети.
Федеральная программаМолодая семья исходит из следующих показателей:
— бездетной семье можетбыть предоставлена субсидия в размере 35% от общей стоимости приобретаемойжилплощади;
— молодая семья, всоставе которой есть дети, могут рассчитывать на 40% суммы от общей стоимостижилья.
Рассчитываются размерыжилплощади следующим образом:
— для семьи из двухчеловек предоставляется жильё в размере 21 кв. м на каждого её члена;
— если в семье трое иболее человек – в размере 18 кв. м на каждого члена семьи.
Молодая семья программа2010 года имеет только ограничения в возрасте супругов – они не должны бытьстарше 35 лет. Субсидию может получить практически любая семья.
Доступное жильё молодойсемье предоставляется в порядке очереди, которая регистрируется в органах исполнительнойвласти того региона, где проживает. При этом определённая сумма стоимости жилойнедвижимости вносится молодыми.
Будущая федеральнаяпрограмма, по которой любая молодая семья сможет претендовать на получениежилья это молодая семья программа 2011, не предполагает особых изменений вправилах и процедуре регистрации. Если семье удалось пройти предварительныйотбор и в жилищном фонде региона имеются свободные муниципальные квартиры,семья получает специальное свидетельство, согласно которому будет иметь правозаниматься оформлением приобретения жилья. Субсидии выплачиваются путёмбезналичного расчёта: сумма, положенная по субсидии будет перечислена набанковский счёт той организации, которая предоставляет жильё. Сумма, котораяобеспечит возможность получить доступное жильё молодым семьям, можетиспользоваться как в качестве внесения аванса для приобретения квартиры, так идля строительства частного дома.
Граждане РФ, которые подпадают подопределение молодая семья это:
• Семьи, которые былипризнаны социальными службами, нуждающимися в качественном улучшении техусловий, в которых они проживают.
• Семьи, которые позакону не могут быть признаны малообеспеченными, однако по другим требованиямзаконодательства о постановке в очередь для качественного улучшения условийпроживания, проходят.
• Семьи, члены которыхявляются молодыми специалистами. Согласно Российскому законодательству, такиесемьи должны проживать на территории жилплощади, которая составляет не менее 18кв.м на человека. Но в данной ситуации также действует поправка о том, чточлены этой семьи не совершали действий, направленных на намеренное ухудшениеусловий проживания: не осуществляли обмен жилплощади, не подселяли и непрописывали на жилплощади посторонних людей и пр.
• Могут быть поставлены вочередь по программам, обеспечивающим доступное жильё молодым, те семьи, членыкоторых были рекомендованы ректорами государственных ВУЗов страны, какпреподавателей учебных заведений, специалистов, продолжающих научнуюдеятельность в аспирантуре и пр.
Молодая семья можетосуществить приобретение жилья двумя различными способами:
— путём оформлениядоговора найма жилого помещения с последующим его выкупом.
— путём совершения сделкикупли-продажи.
Покупка жилья поФедеральной Программе «Молодая семья» может быть осуществлена в рассрочку.Средства, полученные согласно субсидиям для молодой семьи не могут бытьиспользованы в других потребительских целях.
Многие путают Государственнуюпрограмму «Молодой семье — доступное жилье» и ипотечную программу «Молодаясемья» Сбербанка. Но это — разные программы.
Государственнаяпрограмма -предназначена для очередников: им, в соответствии с программой «Молодой семье — доступное жилье», жилье предоставляется на льготных условиях. Не очередникамжилье по Государственной программе не предоставляется.
Программа Сбербанка - обычная ипотека. «Молодая семья» — расширяет возможности обычных ипотечных программ Сбербанка так. Чтобыучаствовать в программе «Молодая семья» Сбербанка — не нужно быть очередником:очередникам по этой программе льготы не предоставляются. Для участия впрограмме Сбербанка, кроме соответствующего возраста, нужно иметь доходы,позволяющие платить по ипотечному кредиту.
В соответствии стребованиями Сбербанка, Молодая семья — это семья, в которой хотя бы одному изсупругов менее 35 лет. Например, обоим супругам по 36 лет — семья не «молодая»;если ей — 20, а ему — 70 лет (или наоборот) — семья считается молодой.
Также «Молодой семьей»считается неполная семья, состоящая из матери и ребенка (или отца и ребенка),если матери (отцу) менее 35 лет.
Сбербанковские программы«Молодая семья» не являются самостоятельными программами, а расширяютвозможности заемщиков (соответствующего возраста и семейного положения) по«Жилищным кредитам»:
«Кредиту на недвижимость»;
«Ипотечному» кредиту;
Кредиту «Ипотечный +».
У программ «Молодаясемья» есть ряд особенностей, выгодно отличающих их от других кредитныхпрограмм Сбербанка:
В качестве созаемщиков покредиту «Молодая семья», могут рассматриваться доходы не только «молодыхсупругов» но и родителей каждого из супругов (что может оказаться важным приопределении максимальной суммы кредита).
Причем, в случае, когдаСозаемщиками являются супруги и Родитель (Родители), в расчетплатежеспособности каждого из Созаемщиков-супругов кроме дохода по основномуместу работы могут приниматься Дополнительные виды доходов, а в расчетплатежеспособности каждого из Созаемщиков-Родителей может приниматься толькодоход, получаемый им по одному месту работы (пенсия);
в случае, когдаСозаемщиками являются мать (отец) из неполной семьи и ее (его) Родитель(Родители), в расчет платежеспособности каждого из Созаемщиков кроме дохода поосновному месту работы (пенсии), по программе «Молодая семья» могут учитыватьсядополнительные виды доходов.
По желаниюЗаемщика/Созаемщиков по программе «Молодая семья» может быть предоставленаотсрочка в погашении основного долга (с общим увеличением срока кредитования до5 лет):
на период строительстваОбъекта недвижимости, но не более чем на два года;
при рождении ребенка(детей) в период действия кредитного договора до достижения им (ими) возрастатрех лет.
Отсрочка по уплатепроцентов не предоставляется.
Если у «Молодой семьи»есть ребенок, то банк может потребовать меньший размер первого взноса со сторонызаемщика, чем по другим программам. Например, если по кредиту «Ипотечный»предусмотрено, что первый взнос заёмщика 20%, то по программе «Молодая семья»,первый взнос может быть от 15% от стоимости приобретаемой и передаваемой взалог банка квартиры.
Не путайте программу«Молодая семья» Сбербанка с программой «Молодой семье — доступное жилье».
Также не следуетзабывать, что в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 №63 и другими актами предусмотрены единовременные субсидии на жильё, в том числемолодым семьям состоящих на государственной службе.

Заключение
Молодая семья как субъект воспроизводства населенияи объект социальной политики — это супруги активного репродуктивного возраста(до 35 лет), проживающие совместно с момента фактического образованиясупружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьмиили без них, с любыми ориентациями на детность.
В реферате определеныосновные функции современной молодой семьи: генеративная (репродуктивная),семейно-ролевая, первичной социализации детей, хозяйственно-бытовая,экономическая, сексуальная.
Уточнены основаниявступления молодых людей в юридический брак: беременность; желание уйти отродителей; любовь; потребность в экономической самостоятельности; прагматическийрасчет.
Выявлены тенденцииизменения современной молодой семьи: состав и структура семьи; сожительствосупругов без регистрации брака; трансформированная репродуктивная функция, чтопротиворечит базовой потребности общества в количественном и качественномвоспроизводстве населения.
Определены объективные исубъективные факторы, влияющие на семейное неблагополучие и невыполнениемолодой семьей репродуктивной функции. Объективные: низкий уровень доходовсемьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкаярезультативность государственных организационно-экономических и правовыхмеханизмов обеспечения социальной защиты семьи с детьми. Субъективные:неподготовленность молодых людей к семейной жизни; незнание ее нравственных ипсихологических основ; неумение разрешать конфликты; эгоизм.
Не следует забывать, что семьяявляется уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом иобществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Вней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития,воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеетконсолидирующее значение, противостоит социальному противоборству инапряженности. Брачно-семейные отношения в современной России претерпеваютглубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье иобществе социального согласия и стабильности. Кризисные явления в семьепроявляются в ее нестабильности. В России насчитывается 40 миллионов семей.Молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей. В процессевоспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, 3/4 общегочисла детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет.
Однако уровеньрождаемости в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводстванаселения. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест в мире.
По оценкам специалистов,если не принять кардинальных мер по повышению рождаемости, численностьнаселения к 2040 году сократится в 2-4 раза, что прямо угрожает национальнойбезопасности страны. Сегодня сложная демографическая ситуация существенносказывается на темпах социального развития.
Однако молодая семья — одна из самых незащищенных групп населения. Именно она в первую очередьнуждается в поддержке со стороны государства. Все выше изложенное указывает наострую социальную актуальность проблем молодой семьи и особенно семьи с детьми.
Поколение родителей,фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистическихобщественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные снеобходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночнойморали. По определению академика С.В. Дармодехина, многие семьи в течение всегопериода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы.
Однако парадокссовременной социально-стрессовой реальности заключается в том, что онанеизбежно привела молодое поколение к необходимости принятия ответственности засвое будущее на себя. В этих условиях, чтобы выжить и остаться здоровым,необходимо делать самостоятельный выбор и контролировать свое поведение самому.В то же время, совершенно очевидно, что молодежь не готова к преодолениювозрастающего интенсивного социального стресса и выбирает патологические формысовладения с ним: наркотизация, алкоголизация, криминализация, суицидальноеповедение или просто выученная беспомощность, обрекающая молодого человека наневозможность нормальной, эффективной адаптации.
У взрослой частинаселения, призванной воспитывать и учить детей и студентов, – родителей ипедагогов – также в большинстве своём отсутствуют знания, навыки, адаптивныестратегии поведения. Прежние стереотипы воспитания неизбежно оказалисьнеэффективными перед лицом нынешнего социально-психологического кризиса. Это непозволяет им оказывать необходимое в современных условиях воспитательноевоздействие, психологическую и социальную поддержку. Таким образом, дети иподростки оказались одинокими и психологически беспомощными и по причинеутраченных связей со старшим поколением. При этом родители вынуждены констатировать, чтоустоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новыхобщественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершеннонетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация,при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией пожизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальныхценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввидуприсущей им возрастной готовности принимать все новое, являются болееадаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества всферу семьи.
Рассмотренные особенностимолодой семьи в реферате необходимо учитывать как при создании семьи, так и всоздавшейся семье.
Молодежная политикаявляется важнейшим приоритетом российского государства. Этот приоритет долженбыть направлен на создание правовых, экономических и организационных условий игарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежныхобъединений, движений и инициатив.
Все понимают, что именномолодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационнойсилой и в то же время составляет большую социальную группу населения странмира, в том числе и у нас в России.

Используемаялитература
 
1. ПостановленииПравительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 «Об утверждении правилпредоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамкахреализации подпрограммы „обеспечение жильем молодых семей“федеральной целевой программы „жилище“ на 2002 — 2010 годы»
2. http://www.ohome.ru/modules.php?name=Pages– доступное жильё молодой семье ( законодательная база)
3. http://otherreferats./psychology/00037272_0.html- семейно-брачные и психологические особенности молодой семьи
4. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М: 2004г.
5. http://elementy.ru/lib/430651- электронный журнал «Экология и жизнь»
6. Суоми, И.П. Основы воспитания в семье: Учебноепособие. / И.П. Суоми.– Челябинск, 2007.
7. http://rosmu.ru — молодёжная политика в России
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/- Государственная молодёжная политика в РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.