Реферат по предмету "Иностранный язык"


Правильность центральное понятие культуры речи

ПЛАН:


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3


Правильность речи.


Речевое мастерство.


1. Правильность как качество грамотной речи………………………………... 5


Норма.


Императивная норма.


Диспозитивная норма.


Орфоэпические, акцентологические, грамматические и лексические нормы.


2. Лексическая сочетаемость……………………………………………………. 6


Понятие лексической сочетаемости.


3 типа лексической сочетаемости:


  • Семантическая;

  • Грамматическая;

  • Лексическая.


Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием.


3. Правильное употребление фразеологизмов ………………………………… 7


Понятие фразеологизма.


Для фразеологизмов характерно:


o постоянство состава;


o недопущение включения новых слов;


o устойчивость грамматического строения;


o строго закрепленный порядок слов.


4. Порядок слов в предложении………………………………………………… 9


2 конструкции:


  • препозитивно подлежащее;

  • препозитивно сказуемое.


5. Правильное построение предложений………………………………………10


Смещение синтаксической конструкции;
Неправильное употребление деепричастного оборота;


Нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота;
Неумелое использование конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с;
Ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………14


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15
ВВЕДЕНИЕ


Понятие «речевая культура» или «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм устного и письменного литературного языка (норм произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.). Правильность речи – фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быт ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. Речевое мастерство в отличие от правильности речи – это не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т.п.


Наша «среда существования» (в том числе и духовная) должна быть здоровой, очищенной от «вредных примесей». В этом смысле повышение речевой культуры приобретает нравственный и общекультурный аспект. Каждый из нас в ответе за здоровье языковой среды, которую мы должны сохранить для новых поколений в чистоте и свежести, в творческом обновлении и богатстве традиций.


Высокая культура языка и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего – является действенным инструментом культурного и духовного обустройства всей жизни.


По-настоящему культурный человек должен усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности, овладеть нормами литературного языка, его богатством. Речевая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.


1. Правильность как качество грамотной речи.


Литературно правильная речь построена в соответствии языковыми нормами. Норма — единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития. Она исторична и со временем так или иначе может изменяться. Изучая состояние языка в его речевых проявлениях (художественная и научная литература, живая речь, устная и письменная речь СМИ и т.д.), лингвисты выделяют те или иные кормы, присущие ему на данном этапе существования. Установление нормы и её усвоение носителями языка помогает сохранить целость ость и общепонятность литературного языка , защищает его от неоправданного проникновения диалектных , просторечных и жаргонных элементов. Именно соответствие норме позволяет используемым нами вербальным средствам выполнять основную функцию — быть средством общения.


Норма может быть императивной (лат. Imperativus - не допускающий выбора) и диспозитивной (лат. Dispositive - допускающий выбор). Нарушение императивной нормы расценивается как слабое владение русским языком. К императивным нормам относится нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду, нормы ударения в некоторых формах и т.д.


Различают нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические и лексические. Их усвоение носителями национального языка происходит естественным путем, если в раннем детстве человек слышит правильную, нормированную речь.


2. Лексическая сочетаемость


Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный
по-разному «притягиваются» к существительным: длительный период, продолжительный период
(но не длинный, долгий, долговременный период); долгий путь, длинный путь; продолжительные сборы, долговременный кредит.
Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (истинный друг
подлинный документ).


Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости. Нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит.
Во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой
плыть, близко
веселый).
В-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Так, принято говорить причинить горе, неприятности,
но нельзя сказать причинить радость, удовольствие.


В зависимости от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа сочетаемости: семантическую (от термина семантика
— значение слова), грамматическую (точнее, синтаксическую) и лексическую.


Семантическая сочетаемость нарушена, например, в таком случае: Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
При нарушении сочетаемости в иных случаях возникает нежелательный подспудный смысл: Например: Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни народа.


В выступлениях ораторов часто наблюдается нарушение лексической сочетаемости: Голос цифр неутешителен; В недалеком прошлом
(в недавнем) у нас всем зажимали языки.


Нарушение лексической сочетаемости может быть продиктовано сознательным стремлением говорящего (пишущего) удивить слушателей (читателей) необычным соединением слов. Тогда несочетаемость становится средством создания комического звучания речи. Множество ярких примеров сознательного нарушения лексической сочетаемости находим у Ильфа и Петрова: Александр Иванович Корейка был в последнем приступе молодости
ему было 38 лет; Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш».


Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин; Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.


3. Правильное употребление фразеологизмов


Особого внимания требует употребление в речи фразеологизмов, то есть сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками).
Многие фразеологизмы можно заменить одним словом: раскинуть умом — подумать, кот наплакал
мало, пятое колесо в телеге
лишний.


Для фразеологизмов характерно постоянство состава. Никому не придет в голову вместо кот наплакал
сказать «кошка наплакала», вместо раскинуть умом
— «разбросить умом» или «раскинуть головой».


Большинство фразеологизмов не допускает включения новых слов. Так, есть фразеологизмы потупить голову, потупить взор,
но нельзя сказать: низко потупить голову, еще ниже потупить печальный взор.


Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются формы слов. Нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу,
заменив формы множественного числа баклуши, лясы
формами единственного числа.


Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется,
хотя смысл, казалось бы, не пострадал бы, если бы мы сказали: Все изменяется, все течет.


Главное условие правильности речи — употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Недопустимо искажение смысла устойчивых сочетаний. Такие ошибки делают плохие ораторы. Например, на традиционном празднике «последнего звонка» в одном институте первокурсник свое выступление начал довольно странно: Сегодня мы провожаем в последний путь своих старших товарищей...
А рассказывая о веселом выпускном вечере, юноша заметил: Мы спели свою лебединую песню и долго танцевали.


Фразеологизмы, как правило, употребляются в образном значении, однако в некоторых случаях содержание речи подсказывает их неправильное толкование, например: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне; Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь
(ходят на крыльях?).


Невнимательные к своей речи ораторы и авторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника.
Недопустимо смешение (контаминация) фразеологизмов, например: Здесь собрался узкий круг ограниченных людей
(узкий круг, ограниченный круг людей); Его поймали на честном слове
(поймали на слове, честное слово).


Не может быть оправдано и сокращение фразеологизмов, однако иногда их приводят неточно, опуская то или иное слово. Например, говорят: это усугубляющее обстоятельство
(вместо усугубляющее вину обстоятельство).
Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания: Успехи этого ученика желают лучшего
(вместо оставляют желать лучшего); Тренер Вильямсон сделал хорошую мину
(опущено: при плохой игре).


Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов: Не мудрствуя долго
(вместо лукаво).
Ложные ассоциации иногда порождают смешные и нелепые ошибки: Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (держит камень за пазухой); Чем дальше в лес, тем больше щепки летят; Это дело гроша выеденного не стоит.


Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, например: Дети заморили червячков и развеселились
(нельзя использовать множественное число вместо единственного во фразеологизме заморить червячка); Голова ее убелена сединой
(вместо сединами); Был он не из робкой десятки (робкого десятка).


В составе фразеологизмов нельзя допускать искажения предлогов: Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой
(вместо в полной мере).
Некоторым фразеологизмам «не везет» — в них то и дело заменяют предлоги: ставить точки на и
(вместо над и); семи пядей на лбу (во лбу).
Неправильный выбор падежных форм и предлогов в фразеологизмах порождает такие «странные» ошибки: скрепя сердцем, власти придержащие, скатерть ему на дорогу, в голове идет кругом.
Чтобы избежать подобных ошибок, почаще заглядывайте в фразеологические словари!


4. Порядок слов в предложении


Правильность речи во многом зависит от расположения слов в предложении. Неудачный порядок слов может исказить или затемнить смысл высказывания. Например, услышав фразу: Село кормит озеро,
мы выразим недоумение: разве озеро нужно кормить? Видимо, озеро кормит село
(то есть жители села промышляют рыбной ловлей). Мы привыкли, что в подобных конструкциях на первом месте стоит подлежащее.


Характерное для современного русского языка расположение членов предложения закрепилось не сразу. Вспомните тяжеловесные фразы в сочинениях М.В. Ломоносова, в поэзии Г.Р. Державина. Их синтаксис еще сохранял следы влияния латинонемецких конструкций, весьма далеких от русской разговорной речи. Неудивительно, что замечательный реформатор русского литературного языка Н.М. Карамзин провозгласил принцип: «Писать, как говорим, и говорить, как пишем». Карамзин немало потрудился над разработкой порядка слов в предложении и дал образец двух конструкций, типичных для русского языка: Колокольчик зазвенел, лошади тронулись
(подлежащее стоит на первом месте, то есть препозитивно, а сказуемое постпозитивно) и Светит солнце; Наступила осень; Идет дождь
(препозитивно сказуемое). Обе конструкции отражают прямой порядок слов, однако их стилистическое применение различно.


5. Правильное построение предложений


Предложение строится из слов или словосочетаний, связанных друг с другом с помощью согласования, управления или примыкания. Эти типы подчинительной связи хорошо известны нам, однако в речи мы не всегда умеем ими пользоваться. Вспомните, как грибоедовский Скалозуб строит фразу: Мне совестно, как честный офицер.
Следовало бы сказать: Мне, как честному офицеру, совестно,
— однако говорящий нарушил согласование членов предложения. Подобные ошибки называются смещением синтаксической конструкции: начало предложения дается в одном плане, а конец — в другом. У поэтов смещение конструкции иногда передает взволнованную речь, которая как бы не укладывается в строгие грамматические нормы. Ошибки в строе предложения возникают также из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Об этом порой забывают, строя фразы так: Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры; Безделие
это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает; У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?


Недопустимо нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота, который может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников; Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал.
Подобные ошибки могут исказить смысл высказывания, например: Принятая программа на конференции успешно выполнена
(программа, принятая на конференции).


Значительные трудности возникают при неумелом использовании конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с,
которые всегда должны зависеть от сказуемого. Разрыв этой грамматической связи приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, «повисает в воздухе»: Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы направились по вновь построенному участку Планерной улицы; Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат.
Устранение подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений; Автобусы направились не по улицам Лациса и Свободы, а по новому маршруту, открытому на улице Планерной; Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат.


Встречаются ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека
(следовало написать: Не только школа... но и театр); Необходимо обратить внимание не только на знания учеников, но и их практические навыки
(следовало: но и на их практические навыки,
предлог нужно повторить). При таких союзах особенно важен порядок слов при употреблении однородных членов предложения. Например, он нарушен в таком случае: В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования...
(правильно: не только представления, но и соревнования
или: не только проводить, но и устраивать).
Союз не только, но и
связывает сопоставляемые предметы или действия, а следовательно, и соответствующие части речи: существительное — с существительным, глагол — с глаголом.


Противительные союзы (а
, но, однако)
соединяют, как правило, одинаковые члены предложения. Это правило нарушено в такой конструкции: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным
(соединены обстоятельство [деепричастный оборот] и сказуемое). В качестве однородных членов предложения могут употребляться слова, обозначающие лишь сопоставимые предметы; нельзя сказать: Поздравляю вас от всей души и лично от себя.


В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: Наш сквер
любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей.


Распространенная ошибка — несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены. При употреблении однородных членов предложения встречаются и ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляют разными формами: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке
(следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства).


Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм существительных в сочиненном ряду слов. Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, сверление, сборку и отделку деталей.
Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как... сверление, сборка, отделка).
Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь»
(название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже). Нарушается структура предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.
Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки)
или вместо причастного оборота употребить придаточное предложение (которые признают...).


В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Иногда не оправдано употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно; Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим.
Встречается и неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано...
(вместо если
нужен союз когда,
соотносительный со словом тогда
в главном предложении). Портит сложное предложение неуместное повторение частицы бы,
в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно).
Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Очень хочется верить в то, что русский литературный язык не умрет в результате разрушения его стилистической системы и смысловой структуры вульгаризмами, жаргонизмами, необоснованными иноязычными заимствованиями, а то и просто неумелым с ним обращением. Многие культурные люди осознают, насколько опасна эта угроза родному языку, может быть, она остановит нас всех, заставит задуматься, научит чему-то писателей, журналистов, ученых, педагогов, общественных деятелей?


Высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании – важная часть общей культуры каждого из нас, одно из условий повышения культуры народа.


В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся языке, происходит интенсивное сближение традиционно – книжных средств выражения с обиходно – разговорной стихией. Однако известное «раскрепощение» и обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к её огрублению и вульгаризации.


В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают особое и актуальное значение.


В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.


Правильность речи –
фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс ,2004. — 384 с.


2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос,


2003. - 432 с.


3. Максимова В. И. Русский язык и культура речи: Учебник- М.: Гардарики, 2001. - 413 с.


4. Прияткина А. Ф.Русский язык. Культура речи. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета. 2005



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.