Реферат по предмету "Искусство"


Искусство как социальный текст

Искусство как социальный текст. В данной работе я бы хотела оценить и проследить каким образом искусство в его классическом понимание функционирует и интегрирует с социальным текстом. Как это влияет на общество и чем отличается от других форм выражения человека.В первую очередь, хотелось бы разобраться с самим понятием «социальный текст». На мой взгляд, социальным текстом является нечто, что может весьма точно охарактеризовать социум.


Социальный текст необходимо рассматривать именно в рамках социума. Он в полной мере может говорить о тенденциях в обществе, его изменениях и направленности. Социальный текст отражает все аспекты жизнедеятельности человека, это как набор взглядов, точек зрения и направленности социума, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с обществом. Это можно назвать неким собирательным образом общественного мнения, он порожден общественными


колебаниями, и является в свою очередь определенным дискурсом. Существует масса способов демонстрации общественных тенденций и в целом его направленности, то есть существует множество разнообразных форм выражения социального текста. Одним из них и, несомненно, одним из самых значимых и очевидных является искусство. Искусство всегда существовало, как одно из форм общественного сознания.


Его никак нельзя отторгать от взаимотношениями с другими явлениями общественной жизни, от других форм идеологии, от экономических основ общественного развития. То есть исскуство это та самая «лакмусовая бумажка» социального текста. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Где-то несколько утрированое, гиперболезированное, где-то наоборот немного смягченное и недосказанное.


Но тем не менее, искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества. Современное же искусство в свою очередь, даёт нам возможность понять и оценить, с нашей точки зрения, происходящие процессы в современном обществе, сориентироваться в окружающем нас мире. Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно


создается и к которой принадлежит и целостно представляет. Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т.д.). Так, искусство взаимодействует с политикой: все мы знаем времена жестокого контроля и цензуры


в сфере искусства, господство в нем идеологических установок, диктуемых властью, что, безусловно, ограничивает либо сводит на нет свободу творца. Существует точка зрения, которая провозглашает абсолютную автономность искусства от других сфер культуры (в особенности от политики, идеологии, социальной жизни). Она реализуется в лозунгах "чистое искусство" или "искусство для искусства". Искусство и религия. Существуют целые периоды в истории, по отношению к которым можно говорить о полном


подчинении искусства религиозному мировоззрению. Это искусство средних веков, буддистское и мусульманское искусство. У религиозного искусства свои черты: оно символично, канонично, чаще всего обезличено. Характерным примером религиозного искусства и его особенностей является русская православная икона, при создании которой, как полагают верующие, рукой иконописца водит Бог. Это влечет за собой индифферентное отношение к конкретному автору произведения.


В иконописи органично реализовано стремление в земных образах, материальными средствами передать сверх реальное. Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность


выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом исскуства является показать целостную картину.


Связь искусства и философии весьма глубока: искусство, как и философия, является самосознанием культуры. Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система.


Искусство и техника также взаимодействуют, что особенно ярко проявляется в наше время (примерами могут служить фотография, кино, телевидение, эстрада и т.д.) Так, театр сегодня - не только игра актеров и работа режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Социальные импликации искусства связаны, прежде всего, с осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов


сознания, воплощаемых в символической форме. В этой функции искусство сближается с философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфическим способом. Искусство выполняет также незаменимую и все более значимую функцию, участвуя в социализации и инкультурации личности, введении её в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия,


а также в искусственно конструированный опыт, выстроенный на основе воображаемых образов и коллизий. Для определения специфического воздействия искусства можно воспользоваться понятиями, освященными многовековой традицией эстетики, а именно понятиями гармонизации и катарсиса в широком их значении. Гармонизация и катарсис социальноэстетическое воз действие искусства на человека, включающее многосторонний, но целостный комплекс духовно-нравственных, социально-идеологических и собственно художественных переживаний,


потрясений, преодолений и просветлений. Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое. Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы.


В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум. Искусство на протяжении всей жизни человека предоставляет возможность открыть и впитать в себя тот самый социальный текст. Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу.


Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверстников и кончая социальным классом, нацией, народом. То есть происхдит процесс социализации. Индивид формирует в себе качества, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность. В процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности


людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений. И во многом на данные процессы влияет непосредственно искусство, которое, наряду с другими общественными институтами и формами, «подключает» человека к интересам и потребностям общества во всех его многообразных видах. Таким образом, мы можем вполне уверено заявить, что искусство несет в себе


не только эстетический смысл и направленность, как зачастую оно воспринимается, но так же глубокий социальный и публичный смысл. В процессе его изучения и постижения индивид гарантировано получит многогранный образ и целостную картину современного общества, что в современном быстроразвивающемся мире это неотъемлемая часть существования и бытия человека в целом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.