Употребление глаголов НСВ и CВ в прошедшем времени
Глаголы НСВ обозначают действие в его течении, в его процессе без указания на завершенность; глаголы СВ указывают на завершенность действия в его целостности (начало + продолжение + конец).
В контексте значение процесса у глаголов НСВ может проявляться в сочетании со словами, указывающими на длительность действия (шесть месяцев, долго и т.д.); значение завершенности действия у глаголов СВ – с такими словами, как наконец, через час и т.п.
НСВ Рабочие строили общежитие шесть месяцев | СВ Наконец рабочие построили общежитие. Теперь студенты будут жить в новом общежитии. |
Примечание. Следует обратить внимание на то, что: 1) в русском языке есть глаголы, не допускающие представления о процессе действия, например, забывать, прощать, находить и др., которые в НСВ обозначают повторяемость действия (В детстве во время игры явсегда забывал об уроках.); 2) некоторые глаголы с приставкой по- указывают не на результат действия, а на ограниченность его длительности. (СР.: я читал книгу час. Я прочитал книгу и пошел в библиотеку. Я немного почитал, устал и лег спать.)
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.
1. Анна читала книгу четыре дня. Анна прочитала книгу и вернула ее в библиотеку. 2. Задача была трудная для Виктора, и он решал ее целый час. Наконец он решил ее. 3. Антон учил стихотворение 30 минут. Через 30 минут он выучил стихотворение и теперь может прочитать его на студенческом вечере. 4. Это здание строили очень долго. Наконец построили его. 5. Вера убирала комнату 20 минут. Через 20 минут Вера убрала комнату и начала готовить обед. 6. Студенты писали сочинение 2 часа. Через 2 часа студенты написали сочинение и сдали свои работы преподавателю.
Упражнение 2. Прочитайте предложения. Выберите из скобок глаголы нужного вида и употребите их в прошедшем времени.
1. – Вы долго занимались? – Да, я (писать – написать) сочинение 2 часа и наконец через 2 часа я (писать – написать) его. 2. Врач приехал к больному по вызову. Он (осматривать – осмотреть) его 20 минут. Когда врач (осматривать – осмотреть) больного, он выписал ему лекарство и уехал в поликлинику. 3. В аудитории чисто: уборщица (убирать – убрать) ее утром до занятий. Она (убирать – убрать) аудиторию 15 минут. 4. Директор (выступать – выступить) перед студентами 40 минут. Когда он (выступать – выступить), он стал отвечать на вопросы. 5. – Ты знаешь урок? – Да, я (учить – выучить) его. 6. – Ты долго (учить – выучить) его? – Нет, недолго. 7. Весь день она (готовить – приготовить) для гостей праздничный ужин. Она (готовить – приготовить) 5 национальных блюд. 8 Туристы (отдыхать – отдохнуть), теперь они могут идти дальше. 9. Летом Виктор 2 недели (отдыхать – отдохнуть) на Черном море. 10. Анна (завтракать – позавтракать), (одеваться – одеться) и пошла на занятия в институт. Анна (завтракать – позавтракать) всего за 10 минут.
В контексте глаголы НСВ в значении процесса могут употребляться в сочетании со словами, отвечающими на вопрос сколько времени?, так как подчеркивают длительность действия, его развитие, а глаголы СВ – в сочетании с конструкцией за сколько времени?, указывающей на время, затраченное на достижение результата действия.
НСВ Антон учил новые слова час, но еще плохо знает их. Сколько времени Антон учил новые слова? | СВ Антон выучил новые слова за час и теперь хорошо знает их. За сколько времени Антон выучил новые слова? |
Примечание. С конструкцией за сколько времени могут употребляться и глаголы НСВ, но только в том случае, если они обозначают повторяющееся действие. За сколько времени вы обычно доезжаете до университета?
Упражнение 1. Ответьте на данные вопросы.
1. Сколько времени вы готовились к экзамену по истории?
2. За сколько времени вы подготовились к экзамену по физике?
3. Сколько времени строили новую библиотеку?
4. За сколько времени построили здание выставки?
5. Сколько лет этот артист играл в Центральном детском театре?
6. Сколько ролей сыграл этот артист за всю свою жизнь?
7. Сколько времени журналист писал статью?
8. За сколько времени журналист написал статью?
Упражнение 2. Поставьте вопросы к выделенным словам.
1. Мой брат изучал английский язык пять лет. 2. Стадион построили за восемь месяцев. 3. Мария училась плавать все лето. 4. Борис научился плавать за несколько дней. 5. Преподаватель проверил контрольные работы студентов за час. 6. Хуан перевел новый текст за 15 минут. 7. Экскурсовод рассказывал о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского полтора часа. 8. Студенты осмотрели Дом – музей П. И. Чайковского за полтора часа.
Упражнение 3. Вставьте вместе точек нужные по смыслу глаголы. Следите за употреблением видов.
1. Я … этот роман неделю. 2. Мой друг … этот роман за пять дней. 3. Во время летних каникул студенты целый месяц … на море. 4. Мой брат … домашнее задание за два часа. 5. Школьники …задачи полтора часа. 6. Мария …эту песню за полчаса. 7. По радио … новости 10 минут. 8. Преподаватель …новый материал за 30 минут. 9. Студенты …на вопросы преподавателя 20 минут.
Упражнение 4. Используя глаголы, данные в скобках, дополните диалоги недостающими вопросами или ответами по образцу. Следите за употреблением видов. Укажите возможные варианты.
Образец:
- Тесты были трудные? - Тесты были трудные?
- Для меня – нет, я… - Для меня нет, я сделал все тесты без ошибок.
- …? - Сколько времени ты их делал?
- 30 минут. - 30 минут.
(делать – сделать)
1. – Вчера я два часа учил стихотворение.
- …?
- Да. Теперь я хорошо знаю его.
(учить – выучить)
2. – Вчера я прочитал интересную статью о русских художниках.
- Статья большая?
- Да, очень.
- …?
- Весь вечер.
(читать – прочитать)
3. – Какое у вас сегодня домашнее задание?
- Перевод нового текста.
- …?
- Да, теперь могу отдыхать.
- …?
- За 20 минут. Текст нетрудный.
(переводить – перевести)
4. - …?
- Да. А что?
- Я не понимаю эту задачу. Объясни мне, пожалуйста.
- С удовольствием.
(решать – решить)
5. – Мой друг очень хорошо говорит по-русски.
- …?
- 5 лет.
(изучать – изучить)
6. – У вас уже были выпускные экзамены?
- Да.
- …?
- На отлично.
(сдавать – сдать)
Глаголы НСВ в роли однородных сказуемых или в сложноподчиненных предложениях времени с союзом когда могут указывать на одновременность действий, а глаголы СВ – на их последовательность.
НСВ Виктор переводил текст и смотрел новые слова в словаре. Когда Виктор переводил текст, он смотрел новые слова в словаре. | СВ Виктор перевел текст и вернул другу словарь. Когда Виктор перевел текст, он вернул другу словарь. |
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.
1. Анна уехала на занятия в университет и повторяла урок. 2. Антон читал рассказ и выписывал новые слова в тетрадь. 3. Никита отдыхал и слушал музыку. 4. Он отдохнул и стал делать домашнее задание. 5. Вера повторила урок и пошла на занятия. 6. Когда Олег прочитал книгу, он вернул ее в библиотеку. 7. Дети весело смеялись, когда играли в саду. 8. Когда Иван сыграл с другом партию в шахматы, он попрощался и пошел домой.
Упражнение 2. Закончите данные предложения по образцу. Следите за употреблением видов.
Образец:
Когда я готовился, я….
Когда я готовился к экзаменам, я поздно ложился спать.
1. Студенты отдохнули и … . 2. Виктор устал и … . 3. Антон ждал друга и … . 4. Анна слушала музыку и … . 5. Я смотрел фильм и … . 6. Я посмотрел фильм и … . 7. Когда он получил письмо, … . 8. Когда он встал, … . 9. Когда мы обедали, … . 10. Когда мы пообедали, … . 11. Когда я летел на самолете, … . 12. Когда я прилетел в Москву, … .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |