В культуре итальянского
Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых
мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его
смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы.
Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ. В
архитектуре сложилась тонкая, ломбардская, венецианская школы, в стилистике
которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями.
Началом радикальных
преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям 15 в. Лидером в
творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на
протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло,
Мазаччо – три флорентийских гения – открыли новую эпоху в архитектуре и
изобразительном искусстве.
Создав оригинальную
конструкцию купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, Филиппо
Брунеллески (1377-1446) дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской
архитектуры. Его нововведение был восьмигранный купол диаметром в 42 м. В
Оспедале дельи Инноченти в противовес устремлению здания ввысь, свойственному
готике, Брунеллески впервые создал фасада в виде легкого портика,
развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Эта
архитектура, вызывающая впечатление соразмерности и покоя, положила начало
формирования нового, ренессансного облика городских общественных зданий. Одним
из самых совершенных творений Брунеллески стала капелла Пацци – построенная по
заказу этой семьи молельня, небольшое крытое куполом здание с портиком,
расположенное во дворе монастыря. Архитектор и здесь применяет ордер,
выявляющий, в отличие от готики, несущую роль стены в конструкции здания.
Здания Брунеллески с
харакерными для них портиками, арками, колоннами отличают гармоничность,
ясность пропорций, соизмеримость масштабов архитектуры с человеком.