В последние годы осуществляется эффективное управление коммуникативным пространством между государством и общественностью. Так как российский обыватель часто ленив и не имеет собственного мнения и чёткой, устойчивой позиции, то СМИ, прорабатывая информацию и предоставляя её в выгодном свете, «навязывают» обществу определённое мнение, которое и перерастает затем в разряд общественного. Этим успешно пользуются политические манипуляторы. И, как следствие, – манипулятивные техники в повседневном и деловом взаимодействии становятся все более изощренными и замаскированными. «Действует магия удостоверенных, повторяемых слов и формулировок. Она распространяется, подобно заражению, с быстротой электрического тока и намагничивает толпы. Слова вызывают чёткие образы крови или огня, воодушевляющие или мучительные воспоминания о победах либо о поражениях, сильные чувства ненависти или любви» - утверждал С. Московичи.
Основоположником научного направления, посвящённого роли слова в пропаганде, называют американца Г. Лассуэлла. Он изучал методы подбора слов для передачи нужного смысла и развил с помощью этого целую систему создания политических мифов.
Для достижения победы в массовом сознании людей политики создают особый манипулятивный язык. Автор представляет вашему вниманию нижеперечисленные лексические пары (словосочетания). Возможно, кому-то данные выражения могут показаться излишне клишированными, но именно они являют собой наглядный пример того, как не без их вмешательства человек начинает судить уже не о событиях, а о названиях событий. Например, «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие
ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». «Борьба с нарушением прав человека» — этим словосочетанием «мировое сообщество» готово оправдать любое кровопролитие.
В результате, идентификация и интерпретация начинаются уже в чисто номинативных, нейтральных высказываниях.
Элемент языковой манипуляции — «наклеивание ярлыков». Основан на эксплуатации живущих в человеческом сознании стереотипов. Во время масс-медиа войны «Чубайс-Березовский» одним из наиболее интересных методов, направленных против А.Б.Чубайса, было одновременное "наклеивание ярлыка" большевика и антикоммуниста, несмотря на их во многом противоположное содержание. Таким образом, провоцировалось отрицательное отношение к А.Б.Чубайсу как со стороны коммунистически, так и демократически настроенной аудитории: "Но главные носители большевизма являются профессиональные антикоммунисты, "молодые реформаторы" - Чубайс и его команда"; "Во всем виноват Чубайс!»; «А первым-то чубайсом был Горбачев!». Напротив, на Б.А.Березовского в ряде статей "наклеивался ярлык" "нового Распутина", "чиновника-банкира" и "серого кардинала": «В наше время "серым кардиналом" российской "партии власти" все чаще называют доктора физико-математических наук Бориса Абрамовича Березовского»; «Он, как в начале двадцатого века Распутин, объединил в ненависти к себе необьединимых»; «Новое лицо нашего времени - Борис Березовский: банкир, еврей и патриот».
Языковое манипулирование имеет давнюю историю, успешно применяется и в современных условиях, постоянно развивается и активно совершенствуется. «В мире идёт тайная война с использованием невидимого,
но мощного информационно-психологического оружия, цель которого – владеть сознанием людей и, следовательно, управлять их поведением».