Почему Михаил Михайлович Бахтин называет романы Достоевского «полифоническими»? (по 1 главе книги «Проблемы поэтики Достоевского») Бахтин Михаил Михайлович (1895–1973), русский философ, филолог, историк культуры. Свою философскую позицию Бахтин соотносил с немецкой школой марбургского неокантианства Г.Когена, австрийской феноменологической традицией Э.Гуссерля и, наконец, с русским символизмом. Под своим именем
Бахтин издал литературоведческое исследование Проблемы творчества Достоевского (1929). Книга вышла в момент, когда автор находился под следствием по делу организации «Воскресение» – кружка петербургских интеллигентов, регулярно обсуждавших на своих собраниях вопросы религии, философии, культуры, политики и навлекших этим на себя подозрения властей в заговорщической деятельности. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие другого человека
как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял Ф.М.Достоевский. В своей книге, по моему мнению, ему удалось сказать новое слово о творчестве Достоевского. Бахтин ввел в обиход филологии понятие "полифонизм" текста, под которым он подразумевал такой тип повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых
источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского является "диалогичной". Мне кажется, что Бахтин называет роман Достоевского «полифоническим», многоголосым, потому что автор предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания и обмена высказываниями, почти не вмешиваясь
и не отвечая за них. Голос героя в любой момент может быть пронизан другим голосом. Герой Достоевского оказывается все время не равен себе, его речь отражает речь других и отражается речью других. Этот тип художественного мышления (полифонический) выходит за пределы только романного творчества и касается некоторых основных принципов европейской эстетики. Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие
из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию. Сложные пересечения голосов героев, «речевая интерференция», как считает Бахтин, должны описываться металингвистикой. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у
Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |