Реферат по предмету "Государство и право"


Государственное и муниципальное управление 2

Оглавление


1.Место государственного и муниципального управления в системе научных знаний.2


1)Определение управления.2


2)определение государственного и муниципального управления. 3


3)история развития государственного и муниципального управления.3


2. Основные принципы муниципального управления.3


1) Единоначалие и коллегиальность.3


2) Законность.3


3) Гласность.3


4) Государственная гарантия.3


5) Участие населения в процессе управления муниципальным образованием.3


6) Комплексность.3


7) Удовлетворение потребностей населения.3


8) Сочетание отраслевого и территориального управления.3


3.Методы.. 3


Заключение.3


Список использованной литературы.. 3




1.Место государственного и муниципального управления в системе научных знаний.



1)Определение управления.


Управление
– функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.


Управление служит интересам взаимодействия составляющих систему элементов. Управление – внутреннее качество целостной системы, элементами которой являются субъект
(управляющий элемент) и объект
(управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах организации.


Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера.


Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.


Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие – прерогатива субъекта управления.


Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления.


Социальное управление
– воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.


Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т. д.).


Объект воздействия социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения (категории сознательно – волевого характера).


Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления – субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей.


Властно-волевой момент.
В условиях государственной организация общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.


Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.


Управленческое решение
составляет главное средство управляющего воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование управляемых систем. Признаком управленческого решения является его непосредственная направленность на систему организации коллективного труда.


Управление, в социальном смысле:


в широком смысле как механизм организации общественных связей. Задачи и функции управления выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, и общественные объединения;


в социальном смысле как государственное управление – специфический вид государственной деятельности, отличающий ее от иных проявлений (законодательной, судебной), а также от управления деятельностью негосударственных формирований (коммерческие структуры) и общественных объединений.




2)определение государственного и муниципального управления


В настоящее время в учебной и научной литературе (в том числе и в данной работе) понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» используются как тождественные. Термин «муниципалитет» (нем. Munizipalitat) имеет троякое значение: 1) система местного самоуправления, совокупность различных структур местного самоуправления; 2) выборный орган в системе местного самоуправления; 3) здание или система зданий, где расположен вы­борный орган местного самоуправления.


Муниципальное управление
— это научная дисциплина в системе эконо­мических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.


Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муни­ципального хозяйства).


Принцип самоуправления — это правило, которым необходимо руково­дствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.


Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демогра­фических условий и особенностей, а также местных традиций.


Муниципальное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.


«Муниципальное управление» как комплексная дисциплина, изучающая муниципальное управление и закономерности его функционирования, с одной стороны, выступает как самостоятельная, а с другой стороны, она тесно связана с другими науками и опирается на полученные ими результаты.


Использование экономических наук дает возможность проводить экономические оценки деятельности органов муниципального управления, анализировать состояние экономической базы муниципального управления.


Исторические науки дают возможность охарактеризовать эволюцию муниципального управления, его условий и прогнозировать социальные процессы, происходящие в муниципальном образовании.


Социология вносит вклад в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне.


Политология обеспечивает знаниями о политическом поведении населения, а также о взаимодействии местных органов власти с политическими партиями и движениями.


Муниципальное управление требует использования системного подхода.


Муниципальное управление как особая дисциплина имеет свои понятия, категории, свою терминологию.


Так, термины «муниципальный», «местный» применяются в отношении органов местного самоуправления на всех уровнях. Понятие «муниципальная собственность» характеризует собственность муниципального образования. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления.


Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.


Субъект муниципального управления – это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.


Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.


Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. К примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, «нравственную» эффективность тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления).


В настоящее время местное самоуправление в России находится, по существу, в состоянии перехода от системы «местных Советов» к системе местного самоуправления. В ходе формирования системы муниципального управления необходимо решение следующих основных проблем:


- рационального разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным управлением, и прежде всего в сфере бюджетных отношений и отношений собственности;


- совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления;


- создания эффективной системы подготовки кадров для работы в органах муниципального управления.




3)история развития государственного и муниципального управления.


Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных этапах ее истории. В русских городах Х-ХII в.в. широкое распро­странение получило вече как высшая власть, наделявшая полномочиями глав­ных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопро­сов войны и мира


История местного управления в России XV - 1-й половины XVII в. под­разделяются на три эпохи:


- 1.Эпоха «кормлений» - управление через наместников в городах и волостелей в волостях - до 1-й половины XVI в.;


- 2.Земское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;


· Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением(XVII в.).


Наместник, являясь представителем верховной власти, осуществлял од­новременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волос­телей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и ста­росты. Кормленщики не только значительно превышали «нормы» взимания по­датей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь ее уста­новки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают по­степенно ограничиваться.


При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели бы­ли заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они долж­ны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соот­ветствии с имущественным цензом.


Развитие институтов самоуправления в России XVIII - 1-й половине XIXв. Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось делением различ­ных групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с об­щегосударственным централизованным управлением наличие и особого со­словного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.


В 1699 году городам было предоставлено право выбирать своих бурмист­ров, которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были пре­образованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано учредить об­разцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоуст­ройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчи­ненных им городских обывателей.


Петр I провел новое административное деление страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губерний, ко­мандование войсками, полицейские и некоторые судебные функции. Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции - на дист­рикты, где управляли земские комиссары.


«При Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К кон­цу ее царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, город­ских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместни­ки, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губерна­тору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководи­телей важнейших губернских учреждений. Во главе уездного управления стоял земский исправник, или капитан».


В 1785 году была издана «жалованная грамота дворянству», которая пре­доставляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право делать представления правительству о своих пользах и нуждах. Однако их деятель­ность подвергалась тщательному контролю со стороны губернаторов.


При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы кре­стьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальст­во (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сель­ских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», кон­троль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролиро­валась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, со­держание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.


Организация местного самоуправления после крестьянской реформы 1861 года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорскойРоссии носили сословный характер.


К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; обеспечение продоволь­ствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности, благотво­рительность, содействие в строительстве церквей и школ; здравоохранение; со­действие военным и гражданским властям в их местных мероприятиях; предос­тавление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.


«Положение 1864 г. не включало земские учреждения в общую систему государственных учреждений страны, что снимало с бюджета существенное бремя. Служба в них была отнесена к общественным обязанностям». Должно­стные лица земских управ (председатель и члены) не пользовались правами го­сударственной службы. Земские собрания и управы не располагали собственной реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за исполнением в уезде и губернии принятых постановлений. При неисполнении кем-либо воз­ложенных на него обязанностей земства могли требовать от местной полиции применения принудительных мер либо взыскивать с виновных через суд.


Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за орга­нами местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой функции возлагалась на губернатора. Начальник губернии и министр ут­верждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство устанавливало правила о производстве дел в зем­ских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за деятельностью земских учреждений осуществлял Правительственный сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с местной адми­нистрацией, внешними органами государственного управления.


В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. «Систе­му органов городского общественного управления составили:


1 Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года;


2 Городская дума (распорядительный орган);


3 Городская управа (исполнительный орган)».


В задачи городского самоуправления входило решение местных культур­но-хозяйственных дел: внешнее благоустройство города, содержание городских коммуникаций, забота о народном продовольствии, образовании, принятие мер против пожаров, содержание благотворительных учреждений, музеев, театров, библиотек, больниц. Компетенция городского самоуправления строго ограни­чивалась пределами города и отведенных ему земель.


Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном ви­де меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии обще­ственного управления стала усматриваться угроза политическому господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской демократиче­ской интеллигенции.


12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальни­ках, которое положило конец надеждам земских учреждений распространить свое влияние на волости.


В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об­разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи­тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж­дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после­дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.


Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци­онной России позволяет сделать следующие выводы:


1. Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра Iвыступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;


2. Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;


3. Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;


4. Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.


Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими ор­ганами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполкомы ста­ли только лишь исполнительно-распорядительными органами.


В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея­тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо­зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про­мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.


Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на­родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав­лял Верховный Совет СССР.


Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст­венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со­циальное развитие территорий, получили право рассматри­вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза­тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ­вовать в управлении государственными и общественными делами.


Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со­зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол­комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко­ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.


Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со­временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.





2. Основные принципы муниципального управления.


Принципы местного самоуправления
- это обусловленные природой ме­стного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осущест­вляющих управление местными делами.


Принципы муниципального управления
— общие и частные — вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправле­ния. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управ­ления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).


В теории и практике муниципального управления общие и частные прин­ципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных за­кономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются тео­ретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и при­знаки.





1) Единоначалие и коллегиальность.


Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет­ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра­вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници­пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча­стников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.


Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея­тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.


В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно­сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия­ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле­ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.


Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи­зационных и социально-экономиических вопросов развития муниципальных об­разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, еди­ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня­тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.


На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис­теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус­кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак­тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко­водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во­просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.


Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль­ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле­ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив­ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга­нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона­чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб­ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со­гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.





2) Законность.


Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле­ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.


Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ­ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше­ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни.


Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис­темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти­воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест­ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра­щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство­вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му­ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред­ставлений и протестов.


Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни­ципального образования. Если устав муниципального образования противоре­чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.





3) Гласность.


Принцип гласности деятельности органов системы муниципальногоуправления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо­кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ­ления.





4) Государственная гарантия.


Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий за­щиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных ор­ганов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организа­ционной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обес­печивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанав­ливает запрет на их ограничение.


Этот принцип обеспечивает:


- формирование правовой основы системы органов управления муници­пальных образований;


- организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;


- формирование системы государственного контроля за деятельностью ор­ганов системы муниципального управления;


- формирование финансово-экономических основ управления муниципаль­ных образований;


- формирование и поддержку информационного обеспечения системы ор­ганов управления муниципальных образований;


- создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и пе­реподготовки кадров управления муниципальных образований



5) Участие населения в процессе управления муниципальным образованием.


Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятель­ностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу госу­дарственной и общественной жизни, расширять гласность.


Население участвует в обсуждении и решении государственных и обще­ственных дел, в планировании социально-экономического развития муници­пальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и исполь­зования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.


Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.


Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с насе­лением, их подконтрольность населению.


Устав муниципального образования регулирует процесс участия населе­ния в управлении муниципальным образованием через порядок отзыва, выра­жение недоверия населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.


Эффективность и активность участия населения в процессе решения про­блем местного значения, а также контроль зависят от информированности гра­ждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятель­ности.




6) Комплексность.


«Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муници­пального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он пред­полагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого использу­ются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же яв­ления».


Комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования позволяет: повышать эффективность местного хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального образования, проводить социально-культурные мероприятия, решать экологические задачи, а также рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, при­родные и другие ресурсы, создавать необходимые условия для жизнедеятельно­сти населения муниципальных образований. Этот принцип предъявляет требо­вания ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходи­мые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления, позволяет учесть интересы развития муници­пального образования как территории субъекта Российской Федерации.





7) Удовлетворение потребностей населения.


«Сущность этого принципа заключается в обеспечении условий жизне­деятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это посредством организа­ции, содержания и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб».


Органы муниципального управления должны обеспечивать удовлетворе­ние основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муни­ципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стан­дартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчисле­нием от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.


Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерац


Принцип удовлетворения потребностей населения обязывает органы му­ниципального управления создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, деятельности учреждений культуры, средств мас­совой информации, организации зрелищных мероприятий, обеспечивать насе­ление услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, заботиться о санитарном благополучии населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения, соблюдать меры противопожар­ной безопасности в муниципальном образовании, развивать сеть муниципаль­ных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образо­вания, обеспечивать снабжение топливом, утили­зацию и переработку бытовых отходов, организовывать транспортное обслужи­вание населения и т.п.





8) Сочетание отраслевого и территориального управления.


«На основе отраслевого принципа формируются отраслевые системы управления». Механизм управления формируется исходя из задач, особенно­стей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориаль­ному принципу создаются системы управления, объединяющие производствен­ные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического разви­тия для удовлетворения потребностей населения данного муниципального об­разования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к за­дачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных, хо­зяйственных систем.


Сочетание отраслевого и территориального принципов управления явля­ется ведущим в формировании систем и структуры муниципального управле­ния. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления в рамках единой муниципальной системы.



3.Методы


Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.


Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические.


Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.


Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе.


Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.


Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.


К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы. /1, с.126/


Метод управления — это способ достижения целей управления.


Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.


В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:


- методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;


- методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);


- методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.


Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.


Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.


Социально-психологические методы — это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.


Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.


Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.



Заключение.


Итак, в ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее цель – всестороннее исследование понятия и характеристики муниципального управления, а также целей, задач и методов муниципального управления. Было рассмотрено понятие и содержание муниципального управления, субъект, объект и специфика муниципального управления.


В работе представлены основные виды целей муниципального управления, образующие следующую структуру: социальные, культурные, экономические, производственные и организационные. Стратегические и тактические цели муниципального управления связаны с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Оперативные цели же связаны с каждодневными и конкретными действиями по достижению стратегических и тактических целей. Кроме того, представлены требования, которые предъявляются к целям муниципального управления.


Что касается задач муниципального управления, то было выделено три уровня задач: стабилизация управляющих параметров, управление сферами жизнедеятельности и оптимизация функционирования муниципального образования. Основные задачи муниципального управления заключаются в удовлетворении потребностей населения в различного рода услугах, в реализации социально-экономического потенциала муниципального образования, в оптимальном сочетании местных и государственных интересов, в распределении социальных благ, в поддержании систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и обеспечении условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении.


Далее в работе рассмотрены методы муниципального управления, целью которых является создание условий, заинтересовывающих производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Методы муниципального образования призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.


В заключение следует отметить, что возможности решения тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.



Список использованной литературы


1. Васильев А. А. Муниципальное управление: Конспект лекций – Н.Новгород: Издатель Гладкова О.В., 2008. – с.156.



2. Зотов В.Б. Система муниципального управления
[Текст]: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2009. – с.493.


3. Можаева Н. Г., Богинская Е. В. Муниципальное управление [Текст]: Учебник для студентов. – М.: Гардарики, 2009. – с.254.


4. Тихомиров Ю. А. Муниципальное право [Текст]: учебник – М.: Норма, 2009. – с.460.



5. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление
[Текст]: Учебник. – М.:Юристъ,2008. – с.320.


6. Интернет-ресурс – http://www.twirpx.com.


7.Конституция Российской Федерации. М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 – 32 с.


8.Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.


9.Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, № 22, ст. 2063.


10. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :