Реферат по предмету "Искусство"


Библейские сюжеты в живописи

Библейские сюжеты в живописи Реферат Выполнил ученик6 в классагимназии 587Никитин А.А. Санкт-Петербург2002Библия дошла до нас сквозьтолщу веков. Е запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобысоставить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Было написано 66 книг

Библиина разных языках людьми, жившими в разное время. Великие художники мира отображалив своих картинах библейские сюжеты. В истории изобразительногоискусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более,чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатствовнутреннего мира человека.Голландские живописцы впервыеувидели человека таким, каков он есть

в жизни, и отразили в искусстве различныестороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решению более сложнойзадачи к тому, чтобы отразить красоту изначительность духовного мира обычного человекаКазалось бы, обращаясь к библейскими евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения общества своего времени. Насамом деле, его библейские и евангельские герои во многом напоминают современныхему простых людей,

неизменно привлекающих симпатии художника. В его сознании библейскиегерои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств. Художник видитв них духовное величие, внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство.Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров его современников. Вс большее отражение в полотнах художника находятподлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, ужасное событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине Снятие с креста , написанной в 1634 году.Ночь. Скорбная тишина. Молчаливаятолпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофуотдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с крестаего мертвое тело.

Один из мужчин, взобравшисьпо приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят наперекладине другие принимают на руки его сползающее вниз тело женщины готовятложе для останков, расстилая на земле большую тяжелую ткань. Все совершается неторопливо,в почтительном и печальном безмолвии. Различны переживания собравшихся одни лицавыражают горькое отчаяние, другие мужественнуюскорбь, третьи

благоговейный ужас, но каждыйиз присутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безгранична скорбьстарика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием, но оченьбережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогаетот горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливообступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильнопоникла ослабевшая кисть протянутой

вперед руки.Картина захватывает глубокойпроникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторых движений ижестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.На протяжении 40-х годов Рембрандтнесколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы эрмитажная картина Святое семейство , созданнаяхудожником в 1645 году.

Евангельская сценарождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью, современнойРембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Потрескиваютгорящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Комнатаокутана нежным полумраком из разных источников мягко вливается свет, трепетно скользяпо лицу Марии, освещая колыбель, придавая изображенному оттенок одухотворенности.

Слегка пошевельнулся во сне ребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту,отрывается от чтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она сама чуткость, сама настороженность. По существу,большая человечность и проникновенность картины создается лишь одним ее взглядом.Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и в том, что к материи мальчику неслышно спускаются ангелы.

В 1660 году Рембрандт создает известную картину Ассур, Аман и Эсфирь .Сюжетом картины послужил библейский миф, известный под названием Пир у Эсфири .Аман, первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи,вступилась за свой народ.

Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказала о клеветевизиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого он считал своимдругом.Художник изображает тот моментпира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостное молчание.Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок.Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно трудно произнести словаобличения как и царь,

она верила визирю, относилась к нему, как к другу. Потрясенуслышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняются слезами. В тоже время в нем пробуждается благородный гнев, и он властно сжимает скипетр.В глубокой тени, в одиночествеизображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы. Сознание обреченностидавит его, как непосильный груз он сидит ссутулившись, опустив голову, закрыв

глаза рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе. Его гнетет даже не страх смерти,а тяжкое сознание морального одиночества. Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогдане простят его, как ни тяжело им осуждать друга.Если в картинах, посвященныхистории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы нибыло тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманном прощении и о глубокомраскаянии человека,

совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведениеРембрандта Возвращение блудного сына . Произведение написано Рембрандтом в годсмерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальноетворение.Снова большая человеческаятрагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощенииприходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда и раскаяния, он стоит на коленях,оборванный, с бритой головой

каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрируя зрителюогрубевшие пятки. Впервые за много лет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнулк отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можнопрочесть и немой укор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустивему на спину слабые старческие руки.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том,что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываютсялюбовь, доверие, взаимопонимание.Но все же в этой встрече большегоря, чем радости трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизнии того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить вниманиена выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленную фигуру, поникшие

старческиеплечи, чтобы это почувствовать Возвращение блудного сына это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта омире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние годыжизни с одной стороны и ничем не сломленнаявера в человека, в нравственную высоту его с другой с равной силой звучат в последнем произведениигениального художника. Мало найдется в истории искусстваличностей столь загадочных и неоднозначных, как

Брейгель. Он не писал статей и трактатов,не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей.Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, чтоон иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтвержденийтому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.Ренессансное представлениео важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции

Брейгеля.На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрывает лица, лишая фигуры всякойиндивидуальности. Схожая тенденция прослеживаетсяи в изображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителяс Христом в толпе народа, а Поклонение волхвов вообще скрыто за завесойснегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор между доброми злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжениивсей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делаютего сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна примета произведений Брейгеля,роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве совмещениевременных и пространственных пластов.

На таких картинах, как Шествие на Голгофу , Перепись в Вифлееме , Избиение младенцев , ПроповедьИоанна Крестителя , Обращение Павла , Рождество , награвюре Успение Богоматери библейские персонажи присутствуют среди современниковБрейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываютсяна фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного подтяжестью креста

Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любогоиз изображенных на картине людей, и люди эти делают свой нравственный выбор, недогадываясь, что видят перед собой Бога.Годы творческой зрелости Брейгеляпроходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией ФилиппаII, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Антифеодальное движениесливается с национально-освободительной борьбой против владычества

Испании. В1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихсяисторических катаклизмов, Триумф смерти Мадрид , Падение мятежныхангелов Брюссель , Безумная Грета , Битва израильтян с филистимлянами .В течение своей жизни Брейгельявлялся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, а позже Брюсселя.По темпу роста Антверпенуне было равных в

Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западногомира. В этом городе- базаре c крупнейшим морским портом жило около тысячииностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединялани вера, ни единая церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптистыжили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенности и тревоги. Так образовалось поликультурное общество , где особенно остро возникали проблемы общения,прежде всего

на религиозной почве.Антверпен был символом мира.Башней , отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю, а на небо.Брейгель писал Вавилонскуюбашню по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня 1563 и Малая Вавилонская башня ок.1563 . Гигантское строение было запечатленодважды. Никогда ранее не удавалось художникам передать так живо чудовищную величинубашни, размах строительства, превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведениях Брейгеляуглубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных Слепых 1568 евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве,лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Вожак, возглавляющийцепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним судорожны их беспомощные жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печатьразрушительных страстей

и пороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерныйритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природа заднегоплана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход из трагического тупика. КартиныКараваджо 1573-1610 вызывали горячие споры , так как поражали своей необычностью.Также незауряден был характер этого художника - дерзкий, насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов таких, как Благовещение , Обручение , Введение в храм , которые так любили мастера Возрождения. Его влекут темы трагические.На его полотнах люди страдают, испытывают жестокие мучения. Караваджо наблюдал этитяготы жизни. На картине Распятие святого Петра мы видим казнь апостола, которыйбыл распят на кресте вниз головой.

Обращение Савла показано безжалостное гонениена христиан, их смерть под пятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаскего внезапно ослепил небесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа Савл,за что ты гонишь меня? После прозрения Савл становится одним из самых преданныхучеников Христа апостолом Павлом. Как народнуюдраму Караваджо показывает сцену

Положения во гроб . Безжизненное тело Христа бережноподдерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает к гробовой плите, над чернымпространством могилы.В картинахКараваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей. В евангельскихсценах он показывает жизнь простого народа. Современники Караваджо свидетельствуют он призирал все, что не было скопировано с жизни.

Художник называл такие картиныбезделушками, детскими и кукольными вещами. Иконописьпоявилась на Руси в 10 в после того как в 988 году Русь приняла от Византии новуюрелигию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательнопревратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений.Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения

и богослужения.Таким образом, Русь получила икону как одно из оснований новой религии.На протяжениивеков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простой люд приобщалсячерез них к искусству. Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцынаходили мотивы,задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представление о добреи зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сам придуматьсюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможности творить. Он могдобавить какие-то детали, по-своему прочитать церковный сюжет, подобрать сочетаниякрасок. По этим деталям можно отличить стиль Андрея Рублева от стиля Феофана Грекаили Дионисия. Вопросо принадлежности того или иного произведения

Рублеву служит ныне предметом оживленныхнаучных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона Троица .Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятности приписываются прославленномумастеру. По христианскомувероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах. Первое лицо Троицыесть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое.

Второе ее лицо- Бог-сын, Иисус Христос, принявший образ человеческий и сошедший с небес на землюради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческомуразуму непостижимо, как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троицевходит в число основных догматов христианских религий и в качестве такого являетсяобъектов веры, а не предметом осмысления.Истинныйвид божества неизвестен человеку - бога же не виде никто

Иоанн,1,18 . Однако,иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимая для этогодоступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам.Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, что под видом трех странниковот принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийскогодуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге- заколоть

нежного тельца.Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается в видетрех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественно восседают застолом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийскийдуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатым странникам угощение.

В иконеРублева поражает необыкновенная простота, немногословность , с какой воспроизведенобиблейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которыедают представление, где и как происходило действие, гора символ пустыни , палатыАвраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость в отношении к священному тексту напрасноискать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшаяза священным текстом, ставившая своей задачей

дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталасьраскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратиласьв искусство познающее.На Русив 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем едину силу, едину власть,едино господство , стало религиозным символом политического единения страны.

Неслучайно девизом Москвы на рубеже веков было Троицей живем, движемся и есть мы .Этой же идеей проникнута и Троица Рублева, ставшая как бы нравственным символомновой Руси. Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художникиобращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность. Список использованной литературы 1. Роз-Мари Хаген

Р. Питер Брейгель старший . Арт-родник , 2000г. 2. Андронов С. А. Рембрант. О социальной сущности художника Москва, Знание 1978г.3. Платонова Н.И. Искусство. Энциклопедия Росмэн-Пресс , 2002 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.