трудовое право
Одной из самых важных областей в действующей в наше время правовой системе Украины – это трудовое право.
Общественная жизнь разнообразна и имеет разные формы проявлений, одной из которых является трудовая деятельность граждан. Последняя выступает способом проявления материальных потребностей, которые обеспечивают жизнедеятельность, а значит, существование человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивается в процессе их производства, которые возникают вместе с существованием человека и достигают развития от самых простых инструментов труда до самых современных конструкций и технологий.
Любое производство не возможно без использования труда человека. Материальные ценности и блага, которые появляются в процессе производства,- это результат труда людей, результат их целенаправленного воздействия путем своих действий, движений, приемов воздействия на отдельные предметы окружающего мира с целью появления других предметов или получения результатов; с другой стороны – это результат взаимодействия, взаимоотношений и взаимовыгодных отношений между людьми в процессе применения работы с той же целью. Право, как совокупность норм и правил поведения регулирует соответствующие сферы общественных отношений, и любые из них приобретают форму правовых, если они урегулированы нормами права. Что до трудовых отношений, то такую функцию исполняет трудовое право. Как область права – трудовое право зародилось при капиталистической формации, переход к которой, обусловлено развитием общественных отношений, призвал к ликвидации крепостной зависимости, разделение бывших масс людей от способов производства и тем самым, решив вопрос собственности на пользу своей, значительно меньшей части общества, заставив остальных для обеспечения своей жизнедеятельности предлагать на рынке единственное, что у них было,- свою способность к работе; создав появление наемной рабочей силы.
Именно в такой ситуации, за условиями сосредоточения собственности на способы производства в одних руках и следовательно использования наемного труда бесправных работников, под давлением их уже организованных на этот момент выступлений за облегчение своего экономического состояния, государство вмешалось, и взяла на себя функцию регулирования общественных трудовых отношений, целью которого было снизить напряжение классовой борьбы.
Такое регулирование проявилось принятием законодательных актов, местом которых были разные социальные гарантии для трудящихся, и проводилось в рамках гражданского права. Первые нормативные акты по вопросам труда регулирования продолжительности времени работы и отдыха, оплату и охрану труда, социальное обеспечение работников.
Со временем регулирование трудовых отношений, получив изменения и усовершенствование, перешло в самостоятельную правовую сферу, суть которой наиболее точно отображает термин «трудовое право», потому что охватывает широкий круг вопросов, связанных с реализацией его способности к труду и последствиям, порожденными этим фактом.
Главным среди них вопрос, который касается трудовых отношений, которые возникают непосредственно в процессе применения роботы – в сфере производства материальных и духовных благ, в сфере обслуживания.
Следует отметить, что трудовые отношения, как объект регулирования трудового права, базируясь на наемной силе, является частью производственных отношений, которые возникают впоследствии присоединения работников к составу трудового коллектива предприятия или организации путем составления трудового договора с его собственником или уполномоченной им особой. В результате работник, устроившись на работу, берет на себя ответственность исполнять свои трудовые функции в условиях придерживания правил внутреннего распорядка, которые действуют на этом предприятии.
Лишь трудовые отношения, которые возникают на выше перечисленных условиях, являются предметом регулирования трудового права. То есть целью трудового права является регулирование трудовых отношений, которые возникают непосредственно в процессе работы.
Трудовые отношения, основанные на работе собственника (собственников предпринимателей, работников, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью) не относятся к сфере регулирования трудового права. Последнее касается и работы судей, прокурорских работников, службы в органах Министерства Внутренних Дел
В вооруженных силах, в военизированной охране, где регулирование трудовых отношений осуществляется специальными законами, положениями, утверждениями и соответствующими постановлениями Верховной Рады или Кабинета Министров. Кроме непосредственных трудовых отношений по применению работы к предмету регулирования трудового права относятся так же отношения, которые возникают вокруг трудовых: граничат с ними или выходящие из них,- так или иначе связаны с этим. К таким относятся:
- организационно-управленческие отношения, т.к. работа, как целенаправленное действие, для достижения поставленной цели требует соответствующей организации и управления ее процессом;
- социально-партнерские отношения, которые отображают коллективные договора и проявляются между профсоюзными организациями или другими представителями рабочих и администрацией по поводу применения норм трудового права, улучшения условий труда и др.;
- отношения, которые возникают во время рассмотрения трудовых споров в случаях возникновения конфликтных ситуаций между работодателем и работником или трудовым коллективом, которые рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, созданных на предприятиях (учреждениях, организациях), на примирительных комиссиях, с участием посредников или трудовым арбитражем;
- отношения, которые приходят на смену трудовым и остаются между работодателем и работником в случае временной или постоянной утраты последним трудоспособности или достижения пенсионного возраста, и которые возникают только в связи с трудовой деятельности.
Таким образом, предмет трудового права составляет трудовые и относящиеся к ним или выходящие из них общественные отношения, существование которых обусловлено непосредственной связью с трудовыми отношениями.
Выяснение предмета трудового права является важным хотя бы потому, что от четкости установления перечисления общественных отношений, которые входят в его компетенцию, зависит установление сферы применения трудового законодательства. Поскольку формой проявления права является правовая норма, установленная в нормативном акте, то местом трудового права являются нормы, которые создаются в законах и других нормативных актах, которые устанавливают порядок решения основных вопросов трудовых отношений.
Так вот, трудовое право – это совокупность объединенных в систему правовых норм, которые регулируют общественные трудовые и связанные с ними отношения по поводу реализации гражданами их пригодности к труду.
Трудовое право Украины, регулируя трудовые и тесно связанные с ними отношения, представляет собой совокупность многочисленных юридических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.), такая форма (способ) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначается термином «источники права». Таким образом, в общей теории права под источниками права принято понимать вид деятельности государства по созданию правовых предписаний. Следовательно, источники трудового права необходимо рассматривать как следствие нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства или уполномоченных ими других органов.
Поэтому под источником трудового права следует понимать способы выражения норм права, направленных на регулирование трудовых и тесно связанных с ними отношений принимаемых компетентными органами. К таким органам относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации и др. Способ принятия норм права и форма выражения целиком зависят от компетенции тех органов, которые их принимают.
Основным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно правовой акт – это письменный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном порядке и содержащий юридические нормы.
Нормативно-правовые акты трудового права подразделяются на законы и иные (подзаконные) нормативно правовые акты.
В системе нормативно-правовых актов законы занимают ведущее место, поскольку они обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам, одним из условий, принятия которых является не противоречие их закону; регулируют наиболее важные общественные отношения, а иные нормативно - правовые акты призваны, как правило, детализировать предписания законов.
Основным законодательным актом, который призван комплексно, регулировать трудовые отношения и отношения, тесно связанные с ними, является Кодекс законов о труде Украины.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это письменные документы, принимаемые компетентным правотворческим органом, издаваемые на основе закона с целью детализации и исполнения его предписаний. К подзаконным нормативно-правовым актам как источникам трудового права относятся постановления Верховной Рады Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, нормативно-правовые акты Министерства труда и социальной политики Украины и иных министерств и ведомств, акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты.
В Конституции Украины впервые предусмотрено право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Данное право может быть использовано работающими для защиты своих экономических и социальных интересов, нарушаемых работодателем. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей. Так, согласно ст. 18 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 г. Сотрудникам милиции запрещается организовывать забастовки или принимать в них участие. Следует отметить, что забастовка имеет добровольный характер, никто не может быть принужден к участию или неучастию в ней. Запрет забастовки возможен только на основании закона.
Конституция Украины (ст.36) предоставляет гражданам право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности.
Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права, никто не может быть принужден к вступлению в них. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины.
Тесно связанным с правом на труд является закрепленное в КУ (ст.45) право работающих на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а так же ежегодного оплачиваемого отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Максимальная продолжительность рабочего времени. Источники трудового права Украины минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а так же иные условия осуществления этого права определяются законом.
КУ (ст.46) гарантирует право своим гражданам на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а так же в старости и других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а так же бюджетных и других источников социального обеспечения;
Созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
В КУ устанавливается важный социальный стандарт – пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Следует отметить, что КУ в ст.55 закрепила важнейшую юридическую гарантию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина – право на судебную защиту.
Таким образом, КУ заложила фундамент для развития и обновления национального трудового законодательства, которое должно развиваться на основе конкретизации и развития ее положений. Все принимаемые нормативно-правовые акты, призванные регулировать трудовые и тесно с ними связанные отношения, должны соответствовать Конституции, а раннее изданные быть согласованы с ее положениями.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |