Реферат по предмету "Государство и право"


Международное атомное право

Содержание:





Введение



1. 
Понятие и
источники международного атомного права



2. 
Правовое
регулирование ядерной безопасности, радиационной защиты и транспортировки
радиоактивных веществ



3. 
Правовое
регулирование атомного морского судоходства



4. 
Использование
атомных источников энергии в космическом пространстве



5. 
Международное
агентство атомной энергетики и его гарантии



6. 
Международно-правовая
ответственность за ядерный ущерб



7. 
О концепции
атомного права России



Заключение



Список использованной
литературы









Введение





Общественные отношения в такой
потенциально-опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной
энергии в мирных и оборонных целях, требуют всесторонней правовой
регламентации.



В настоящее время сложилась
совокупность правовых норм и институтов, регулирующих указанные общественные
отношения и образующих комплексную отрасль российского права – атомное право.
Комплексный характер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм
конституционного, гражданского, административного, экологического, земельного и
других отраслей права.



Нормы атомного права, создающие
правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны
быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а
также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и
охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового
регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение
безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или
военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях)
целесообразного и эффективного использования атомных технологий.







1.Понятие и источники международного
атомного права





Под международным атомным правом (МАП)
понимается отрасль международного права, регулирующая сотрудничество государств
по использованию атомной энергии в мирных целях.



В предмет правового регулирования МАП
входят следующие блоки общественных отношений:



· 
по ядерному
разоружению;



· 
по обеспечению
ядерной безопасности;



· 
по регламентации
ядерного экспорта и транспортировке ядерных материалов;



· 
по физической
защите ядерных материалов;



· 
по атомному
судоходству;



· 
по использованию
ядерных источников энергии в космосе;



· 
по ядерному страхованию
и установление ответственности за ядерный ущерб.



Среди источников МАП выделяются:
Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом
пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия
(1968 г.); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980 г.);
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.); Конвенция о
помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.); Устав
Международного агентства по атомной энергии (1956 г.).



 



2. Правовое регулирование ядерной
безопасности, радиационной защиты и транспортировки радиоактивных веществ





Вопросы обеспечения ядерной
безопасности и радиоактивной защиты имеют в международном атомном праве
достаточно важное значение. Среди актов, направленных на реализацию ядерной
безопасности главным являются Конвенция 1980 г. о физической защите ядерных
материалов. В соответствии с указанным актом предусмотрено, что каждое
государство-участник конвенции принимает меры для обеспечения безопасности во
время перевозки ядерных материалов. В качестве приложения к Конвенции
излагаются уровни защиты ядерных материалов, которые должны соблюдаться
государствами - участниками конвенции. Несоблюдение обязательств об уровнях
защиты исключает возможность, по Конвенции, сотрудничать с данными
государствами в части транспортировки ядерных материалов. В развитие положений
Конвенции 1980 г. принято достаточно много актов как многостороннего, так
двустороннего характера, регламентирующих перевозку опасных грузов: Европейское
соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный
кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации;
Правила воздушной перевозки грузов Международной ассоциации воздушного
транспорта и др.



В рамках МАГАТЭ принимаются акты,
направленные на обеспечение ядерной безопасности. К их числу необходимо
отнести: Основные нормы безопасности по радиационной защите; Свод практических
правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке
радиоактивных руд и др. По мнению МАГАТЭ, основной целью ядерной безопасности
является поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально
достижимом низком уровне, как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в
случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных
лиц, их потомства и человечества в целом. МАГАТЭ активно занимается проблемами
обеспечения ядерной безопасности при эксплуатации АЭС. В этих целях Агентство
выпускает специальное издание - «Серию безопасности». Система радиационной
защиты предусматривает: закрепление общих правил радиационной защиты в
отношении отдельного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного
источника ионизирующего излучения.



3. Правовое
регулирование атомного морского судоходства





Международно-правовое регулирование
торгового судоходства регламентируется нормами Международного морского права.
Однако международное право, предоставляя мореплавателям права, возлагает на них
определенные обязанности, в том числе направленные на обеспечение судоходства с
атомными источниками энергии на борту. Конвенция по охране человеческой жизни
на море 1974 г. имеет главу «Ядерные суда», где предусматривает, что
государства флага судна должны предпринимать меры к недопущению чрезмерной
радиационной или иной ядерной опасности, должны быть соблюдены стандарты и
технические нормы при строительстве судов с атомными энергетическими
установками, включая контроль за строительством, обеспечение надлежащей
квалификации персонала, выдача сертификата о ядерной безопасности судна.
Конвенция также предусматривает обязанность капитана судна с АЭУ информировать
компетентные власти об аварии установки, право государств устанавливать
дополнительные требования безопасности к судам с АЭУ.



Кроме указанного акта в 1962 г. была
принята Брюссельская конвенция об ответственности оператора ядерных судов (не
вступила в силу). Данная конвенция повлияла на развитие национального
законодательства в части обеспечения безопасности атомного торгового судоходства.





4.
Использование атомных источников энергии в космическом пространстве





На космических объектах в настоящее
время весьма активно начинают использоваться ядерные источники энергии двух
типов: радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. В международном праве
отсутствует единый акт, который бы предусматривал регламентацию использования
ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космосе. В течение ряда лет в рамках
Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях
обсуждается вопрос о разработке международного акта, регулирующего
использование ЯИЭ в космосе. В настоящее время при разработке международного
акта рассматриваются следующие вопросы:



¾ 
проблемы
обеспечения безопасности при использовании ЯИЭ в космосе;



¾ 
ограничения дозы
радиоактивного облучения при использовании ЯИЭ в космосе;



¾ 
уведомления об
использовании ЯИЭ в космосе;



¾ 
оказание помощи в
ликвидации последствии аварии космических объектов с ЯИЭ в космосе;



¾ 
ответственности в
связи с использованием ЯИЭ в космосе и др.





5.
Международное агентство атомной энергетики и его гарантии





Международное агентство по атомной
энергии (МАГАТЭ). Эта межправительственная организация в области использования
атомной энергии была создана по решению ООН на международной конференции в
Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля
1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).



МАГАТЭ, хотя и относится к
специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН.
Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей
ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство
должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной
Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС. Если в связи с
деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета
Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях
нарушения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).



Организация ставит своей целью способствовать
развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной
энергии.



Высший орган МАГАТЭ - Генеральная
конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается
ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии.
Генеральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами
МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей
деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22
избираются Генеральной конференцией от семи регионов мира (Западной Европы,
Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии,
Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются
(наиболее развитые страны в области технологии атомной энергии). Совет
заседает, как правило, четыре раза в год. Он имеет два постоянных комитета: по
административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он
может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.



Секретариат МАГАТЭ осуществляет
административно-техническое руководство организацией. Он возглавляется
генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих
и утверждается Генеральной конференцией.



Основные направления деятельности
МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной
энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи
государствам - членам Агентства в области мирного использования ядерной
энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной
энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной
опасностью.



Одна из главных функций Агентства
состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того,
чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного
использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется
на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства - участники Договора о
нераспространении ядерного оружия 1968 г. должны заключать соглашения с МАГАТЭ
о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств.



В Европе функционирует Европейское
агентство по атомной энергии. Основные стандарты в рассматриваемой области
установлены Договором об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии
(ЕВРОАТОМ).





6. Международно-правовая
ответственность за ядерный ущерб





Вопрос о возмещении ущерба,
причиненного авариями на ядерных установках, в настоящее время не разработан в
достаточной мере. Отсутствуют общие международные соглашения, регулирующие
гражданско-правовую ответственность за ядерный ущерб; не разработан механизм
международно-правовой ответственности государств за негативные последствия
ядерных инцидентов, имеющих трансграничный характер.



Из наиболее известных являются
Венская конвенция 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб
(вступила в силу 12 ноября 1977 г.) и Парижская конвенция 1960 г. об
ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (вступила в
силу 1 декабря 1974 г.). В соответствии с указанными актами в МАЛ закрепляются
следующие принципы ответственности:



- принцип юридической канализации
ответственности, который понимается как единство ответственных лиц при
возникновении ответственности и необходимость осуществления ядерного
страхования;



- принцип абсолютной ответственности
подразумевает возникновение ответственности без вины в случае причинения вреда,
так как ЯИЭ являются источниками повышенной опасности;



- принцип ограничения ответственности
- ограничение ответственности происходит путем установления максимального
предела суммы возмещения.





7. О концепции атомного права России





До 1995 г. в России не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при
использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье и имущество граждан и
окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной
энергии и функционирования ядерного комплекса России. Однако за последние годы
в этой области произошли значительные изменения. Приняты и работают базовые
законы, регулирующие использование атомной энергии в стране – «Об использовании
атомной энергии», «О радиационной безопасности населения РФ», «О финансировании
особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных
экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков
территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от
радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты
многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему
правового регулирования использования атомной энергии в РФ. Особое,
концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики
в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержденные Президентом РФ
04.12.2003 г.)



Тот факт, что в нормативном правовом
массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании
преобладали подзаконные акты – правительственные и ведомственные) следует
отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного
регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации
конституционного принципа разделения властей и построения в России правового
государства.



В то же время, существующее правовое
обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя
признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития
ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, на
протяжении ряда лет не принимаются (или остаются по тем или иным причинам
«замороженными» на различных стадиях законодательной процедуры), многочисленные
законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной
энергии в мирных и оборонных целях. Во-вторых, основополагающие законодательные
акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы
об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения,
требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы,
которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают
ее эффективного функционирования. В-третьих, проведение современных
экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы
России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного
законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, в области
совершенствования государственного управления и государственного регулирования
безопасности в области использования атомной энергии; развития форм
собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а
также правового режима их имущества; лицензирования видов деятельности;
технического регулирования и т.д.).



Существующее правовое регулирование и
основные направления совершенствования законодательства в области использования
атомной энергии



1. Федеральный закон «Об
использовании атомной энергии» требует дальнейшего развития, внесения изменений
и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам
страны и отрасли, и не обеспечивают ее эффективного функционирования. С учетом
того, что в условиях рыночной экономики гражданско-правовое регулирование
отношений в области использования атомной энергии приобретает особое значение,
одним из важных направлений его развития должно стать совершенствование
регулирования отношений собственности на объекты использования атомной энергии.



Установленные ст. 5 Закона
ограничения в отношении собственности на ядерные материалы и, соответственно,
их способности находится в гражданском (имущественном) обороте, не дают
возможности использовать в ядерной области новые и эффективные механизмы
хозяйствования, например, механизм лизинга тепловыделяющих сборок для ядерных
реакторов. Законодательное решение вопроса о расширении рынка услуг в области
обращения с отработавшим ядерным топливом ставит вопрос о внесении изменений в
ст. 5 в этой части регулирования.



Дальнейшее развитие форм
собственности в сфере использования атомной энергии возможно не только путем
внесения изменений в ст.5 Закона. Возможности самой этой статьи также еще
далеко не исчерпаны; так, ч. 2 ст. 5 установлено, что «не имеющие оборонного
назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности,
если иное не установлено законом». Разработка федерального закона «О
собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты
хранения» была предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 12.03.96 г. №
367-р, что до сих пор не реализовано.



Требует существенных изменений и
гражданско-правовой статус организаций атомной энергетики (с учетом,
естественно, характера их гражданской правоспособности, владения объектами,
изъятыми из гражданского оборота, и осуществления деятельности, представляющей
повышенную опасность для окружающих), что также пока не получило адекватного
выражения в действующем законодательстве. В первую очередь, это касается таких
аспектов гражданско-правовой характеристики данных субъектов, как изменение организационно-правовых
форм, в которых могут создаваться эти юридические лица и правового режима их
имущества.



2. Проведение административной
реформы в атомной отрасли должно быть скоординировано с задачей
совершенствования государственного управления и государственного регулирования
безопасности в области использования атомной энергии, особо подчеркнутой в
Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных
Президентом РФ 4 декабря 2003 г. В настоящее время состояние дел с правовым
регулированием в этой области вызывает определенные опасения. Указ Президента
РФ № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» кардинальным образом изменил систему государственного
управления использованием атомной энергии в стране, упразднив главный штаб
государственного управления отраслью – Министерство Российской Федерации по атомной
энергии. Функции Министерства по выработке государственной политики и принятию
нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь
образованному Министерству по промышленности и энергетике.



Агентство по атомной энергии, созданное
Указом, является самым низшим звеном в иерархии федеральных органов
исполнительной власти и осуществляет правоприменительные функции, функции по
оказанию государственных услуг, ведению реестров, регистров, кадастров и
управлению государственным имуществом. Федеральное агентство не вправе
осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере
деятельности, а также функции по контролю и надзору (включая лицензирование),
кроме случаев, установленных указом Президента РФ. Федеральная служба по
атомному надзору также лишена права осуществлять нормативное правовое
регулирование. В то же время осуществление государственного управления и
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
невозможно без правоустанавливающей функции (разработка, утверждение и введение
в действие правил и норм в области использования атомной энергии) и других
функций, внутренне им присущих. Предусмотренная Указом возможность внесения
отдельных изменений в перечень полномочий указанных органов дополнительным
указом Президента дает возможность решить проблему.



Это направление должно быть
приоритетным и при дальнейшем совершенствовании законодательного обеспечения
деятельности в области использования атомной энергии. Вопросы структуры государственного
управления деятельностью в области использования атомной энергии в мирных и
оборонных целях, распределения полномочий и ответственности между федеральными
органами исполнительной власти по основным вопросам государственного управления
использованием атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной
безопасности должны быть четко урегулированы на законодательном уровне. При
этом следует учитывать и те международные обязательства, которые приняла на
себя Российская Федерация как участница международной Конвенции о ядерной
безопасности.



3. Использование атомной энергии в
оборонных целях представляет собой принципиально важную часть многогранной
деятельности, обеспечивающей национальную безопасность России. Особую роль при
этом играет деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием,
эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения. Однако существующий основополагающий закон «Об
использовании атомной энергии» эту деятельность не регулирует. Федеральный
закон о ядерном оружии принят Федеральным Собранием России еще в мае 1999 г., но он безнадежно застрял между Федеральным Собранием и аппаратом Президента России; закон о
ядерных установках военного назначения еще только разрабатывается.



Несовершенство нормативно-правовой
базы в указанной сфере деятельности и, в частности, отсутствие законодательных
норм, регулирующих использование атомной энергии в оборонных целях. Сказанное
диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования как
самой деятельности в области разработки, изготовления, испытания, эксплуатации
и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, так и
условий ее осуществления – обеспечения безопасности, физической защиты, а также
социальной защиты специалистов ядерного оружейного комплекса. Ускорение
разработки и принятия федеральных законов в этой области является одной из
насущных задач атомного законодательства .



4. Несмотря на то, что в РФ
существует специальный закон «О радиационной безопасности населения», он в
настоящее время не отвечает требованиям дня и нуждается в существенном
обновлении. В этих целях необходимо продолжение работы над правовой концепцией
новой редакции ФЗ «О радиационной безопасности населения» и на ее основе
совершенствование действующих законодательных и иных нормативных правовых актов
в области радиационной защиты и радиационной безопасности.



5. Включение в сферу действия
Федерального закона «О техническом регулировании» деятельности, связанной с
использованием атомной энергии, требующей специфических мер обеспечения ядерной
и радиационной безопасности, вызывает у специалистов справедливые возражения.
Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что техническое регулирование деятельности
в области использования атомной энергии сформировалось на базе Федерального
закона об атомной энергии и принятых в соответствии с ним подзаконных
нормативных правовых актов, в том числе правил и норм по безопасности. Переход
к техническому регулированию в этой области на основе закона «О техническом
регулировании» может привести к разрушению эффективно действующей в настоящее
время системы, противоречит действующему федеральному законодательству и
принятой Россией Конвенции о ядерной безопасности.



Наиболее целесообразной была бы
разработка специального законопроекта «О техническом регулировании деятельности
по использованию атомной энергии и обращению с радиоактивными веществами и
отходами». С этой целью необходимо также принять Федеральный закон «О внесении
изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», исключающий
отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных
целях и обращении с радиоактивными веществами и отходами из сферы применения
Федерального закона «О техническом регулировании» (как это сделано в данном
законе в отношении требований к функционированию единой сети связи РФ).



6. Не удается пока создать
эффективный правовой режим гражданской ответственности эксплуатирующих
организаций и ее финансового обеспечения. В Государственной Думе много лет
продолжается работа над проектом Федерального закона «О гражданской
ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении»,
однако его правовая концепция требует дальнейшей научной разработки. Данный
законопроект должен быть направлен на определение субъектов гражданской
ответственности за ядерный вред, установление оснований и пределов
ответственности, создание механизма обязательного финансового обеспечения
гражданской ответственности за ядерный вред, одной из основных форм которого
является ядерное страхование, а также закрепление дополнительных финансовых
гарантий возмещения вреда со стороны государства. Решение этих задач позволит в
полной мере обеспечить права лиц, подвергшихся радиационному воздействию, на
возмещение причиненного им вреда.



Следовало бы также интенсифицировать
работу по ратификации Венской (1963 г.) конвенции о гражданской ответственности
за ядерный ущерб. До настоящего времени Россия не является участницей
существующего международно-правового режима ответственности за ядерный ущерб (в
1996 г. РФ подписала Венскую конвенцию, но до сих пор ее не ратифицировала).
Ратификация Конвенции и принятие национального закона, соответствующего ее
положениям, позволит России присоединиться к существующему
международно-правовому режиму и тем самым создаст необходимые предпосылки для
полноправного выхода на международный ядерный рынок.



7. Актуальной проблемой остается
дальнейшее развитие правового регулирования социальной защиты и социальных
гарантий работникам объектов использования атомной энергии и населению,
проживающему или осуществляющему трудовую деятельность в районах их
расположения.



Отдельные меры социальной защиты декларируется
в целом ряде законодательных актов (в том числе в Федеральном законе «Об
использовании атомной энергии» и в Федеральном законе «О радиационной
безопасности населения»). В то же время, несмотря на существующие
законодательные предпосылки, механизм социальной защиты граждан РФ в связи с
использованием атомной энергии правом не урегулирован и нуждается в разработке.



8. На протяжении ряда лет не
принимаются многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование
ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях, в частности закон
об обращении с радиоактивными отходами и некоторые другие законодательные акты
в области использования атомной энергии.



Перечень первоочередных направлений
законопроектной деятельности:



1. Принятие изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».



2. Разработка и принятие Федерального
закона «О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и
пункты хранения»

3. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О
радиационной безопасности населения Российской Федерации».



. Продолжение разработки и принятие
новой редакции Федерального закона «О регулировании деятельности в области
ядерного оружия».



5. Продолжение разработки и принятие
новой редакции Федерального закона «О гражданской ответственности за ядерный
вред и ее финансовом обеспечении».



6. Принятие Федерального закона «О
ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб».



7. Разработка и принятие пакета
законопроектов в области технического регулирования в сфере использования
атомной энергии.



8. В числе первоочередных законов, в
которых остро нуждается атомная отрасль следует назвать также федеральные
законы: «О контроле за оборотом радиоактивных материалов»; «Об обращении с
радиоактивными отходами»; «О ядерных энергетических установках военного
назначения».



9. Следует рассмотреть и имеющиеся
предложения о гармонизации всей нормативно-законодательной базы в области
ядерной и радиационной безопасности под эгидой системообразующего закона,
например, «О ядерной и радиационной безопасности России» (в соответствии с
решениями Постоянного совещания по ядерному сдерживанию Совета безопасности
Российской Федерации – протоколы заседаний 1999–2002 гг.), регламентирующего
вопросы государственного управления обеспечением ядерной и радиационной
безопасности России, координации и рационализации надзора за обеспечением
безопасности при использовании атомной энергии, четкой государственной политики
в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России при
использовании источников различного назначения и происхождения, включая
техногенное, медицинское и природное.







Заключение





Нормы международного атомного права,
создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии,
должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических,
оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой
области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной
задачей правового регулирования в области использования атомной энергии
является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и
экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в
оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атомных
технологий. Атомное право должно обеспечивать:



- в области права – правовые
предпосылки для участия органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее
субъектов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан в
решении вопросов использования атомной энергии, равноправное и независимое
участие России в международном сотрудничестве в области использования атомной
энергии;



- в области обороны – суверенитет и
независимость России в условиях изменяющейся геополитической обстановки при
сохранении паритета ядерных вооружений как гарантии предотвращения внешней
агрессии и крупных военных конфликтов;



- в области экономики – дальнейшее
расширение и повышение экономической эффективности использования атомной
энергии в условиях рыночной экономики;



- в области обеспечения безопасности
человека и окружающей среды – создание правовых основ для минимизации риска от
воздействия до столь низкого уровня, который может считаться приемлемым как для
граждан, так и для общества в целом, а также для окружающей природной среды;







Список литературы





1. 
Договор о
запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и
под водой. Москва, 1963 г.



2. 
Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний Нью-йорк, 24 сентября 1996 года.



3. 
Договор о
нераспространении ядерного оружия.



4. 
Бирюков П.Н.
Международное право. - М.: Юристъ, 2000.



5. 
Журнал «Атомная
стратегия» № 11, июнь 2008 г.



6. 
Лукашук И.И. Международное
право. - М.: БЕК, 2005.



7. 
Лукашук И.И.
Нормы международного права. - М.: БЕК, 2007.



8. 
Международное
право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. - М.: Международные отношения,
2007



9. 
Международное
право. Под ред. Ю.П. Колосова, В.И. Кузнецова. - М.: международные отношения,
2006.



10. 
Панов В.П.
Международное право. - М.: Инфра - М., 2007.



11. 
Черниченко С.В.
Международное право: современные теоретические проблемы. - М.: Юридическая
литература, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фiнансова дiяльнiсть держави, ii правовi аспекти
Реферат Кризисные ситуации на предприятии в состоянии банкротства
Реферат Дослідження методів чисельного інтегрування
Реферат Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых проблем
Реферат А. П. Репьев «Генералам» о маркетинге
Реферат Эволюция и ключевые понятия современного этикета
Реферат Characterization Of A Rose For Emily Essay
Реферат Конструктивно-технологические характеристики здания
Реферат Определение роли в экономическом развитии страны государственных унитарных предприятий
Реферат Гумус - хлеб для растений
Реферат Абдукция как метод поиска и обоснования объяснительных гипотез
Реферат Финляндия - страна тысячи озер
Реферат Детско-родительские отношения в семьях наркозависимых
Реферат Безробіття, його макроекономічний зміст та наслідки
Реферат American Revolution Essay Research Paper American RevolutionEvents