Реферат по предмету "Искусство"


Армянская культура в XIX веке

Армянская культура в XIX веке В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные, демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии литературы, искусства, образования, печати и науки

большую роль играли армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира. 1. Литература, искусство В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам,

проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям. С 1820—1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям—романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы,

современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык—ашхарабар, формируется новая армянская литература. Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну (1796—1834) и писателю, публицисту

Месропу Тагиадяну (1803—1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян. Хачатур Абовян (1809—1848) родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветительско-

демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой. Абовян — автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и публицистических статей. Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в котором обрисованы положение армянского народа в начале

XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов. Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов.

Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности. Период 1850—1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления; среди них особенно

прославился писатель, революционер-демократ Микаэл Налбандян. Лучшие его стихотворения—«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской девушки»—написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял: «Свобода!»—восклицаю я. Пусть гром над головою грянет, Огня, железа не страшусь,

Пусть враг меня смертельно ранит, Пусть казнью, виселицей пусть, Столбом позорным кончу годы, Не перестану петь, взывать И повторять: «Свобода!». (Перевод В. Звягинцевой),Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому, угнетенному народу, В 1861 г. он писал: Мы добровольно посвятили себя отстаиванию прав простого народа.

Пера своего и себя мы не посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами золота особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными людьми вот этот армянин по всей справедливости привлекает наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши силы.

Защищать безжалостнопопранные права этого армянина—вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и освятить своею кровью прославляемую нами свободу. Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью установил' политические связи

с известными русскими революционерами Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его». Налбандян,—писал Огарев,—«золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».

За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской губернии. В 1840—1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820—1901)—одного из основоположников новой, патриотической армянской поэзии. В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт Смбат Шахазиз (1840—1907) и известный за-дадноармянский поэт

Мкртич Пешикташлян (1828—1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил замечательный лирик Петрос Дурян (1852—1872), один из ярких представителей армянской литературы XIX столетия. Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием боевого патриотизма и национально-освободительного движения, в литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление.

И следовал ответ: «Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать, Тот вправе молчать!». (Перевод Валерия Брюсова) О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной

любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в глубину любви Патканяна » Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835—1888) —один из крупнейших мастеров армянской художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также повести, рассказы, стихотворения и статьи. Творчество писателя отличается высоким мастерством.

Его исторический роман «Самвел»— одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского национально-освободительного движения против турецкого деспотизма. В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического капитала, подвергаются резкой критике

отсталые, феодальные порядки и свойственные им общественные и бытовые явления. Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия, основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян (1825—.1912). Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва», «Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо», написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом глубоко реалистическом произведении изображается действительность

того времени—жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра. Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников, бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная идея его творчества—стремление к социальной справедливости. В этот период получила развитие также сатира, блестящим представителем которой является

Акоп Паронян (1843— 1891). Им созданы многочисленные произведения: «Национальные столпы», «Высокочтимые попрошайки», «Багдасар-ахпар». «Восточный дантист», «Жертвы деликатности» и многие другие произведения, в том числе статьи, очерки, фельетоны и пародии. В армянской литературе второй половины XIX века своим реалистическим искусством и демократическими идеями выделялись также романист Перч Прошян (1832—1907), поэт, прозаик, детский писатель

Газарос Агаян (1840—1911) и другие. Значительные сдвиги произошли и в области армянского искусства—театра, музыки и живописи. Так, если до 1850-х годов театральные представления носили Случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось: представления стали более или менее регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты, на сцену вышла женщина-актриса

и т. д. В 1850—1860-х гг. ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Армении—в Ереване, Александрополе и других городах. В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии были показаны пьесы мировой классики. Сформировалось целое поколение талантливых артистов (М.

Амештеян, Г. Чмшкян, А. Рачия и другие). Особенно большую известность приобрел Петрос Адамян (1849—1891) — прославленный армянский актер-трагик. Он выступал в Турции, на Кавказе, затем в театрах Москвы, Петербурга, Харькова и Киева, повсюду вызывая восхищение зрителей. Адамян, игравший преимущественно шекспировских героев, в частности

Гамлета, занимает почетное место среди актеров с мировой известностью. В 1860—1880-х годах произошли заметные сдвиги и в области музыкальной культуры. Демократически и патриотически настроенные музыковеды составили песенники, организовали хоры, стали записывать и обрабатывать народные песни. Было положено начало новой армянской музыке.Большую роль в развитии новой армянской музыки сыграл знаменитый западноармянский композитор

Тигран Чухаджян (1837—1898). Родился он в Константинополе, музыкальное образование получил в Италии (в Милане). В 1868 г. талантливый композитор написал оперу Аршак Второй и этим заложил основы армянской оперы. Чухаджяном созданы также оперетты, из которых особенно известна «Леблебиджи» («Каринэ»), романсы, произведения для фортепиано и оркестра, песни и др. Произведения

Чухаджяна, имевшие в свое время большой успех, пользуются широкой популярностью и в наши дни. Видными композиторами и музыковедами являлись Макар Екмалян (1856—1905) и Христофор Кара-Мурза (1853— 1902). Екмалян, наряду с созданием оригинальных музыкальных произведений, записал и переложил для четырех-голосого хора многочисленные армянские народные песни.

КараМурза, составив певческие хоры, выступал с концертами во многих городах Кавказа и России. Кроме того, он записал сотни народных песен и создал самостоятельные произведения. В области живописи выделялись портретист Акоп Овнатанян (1806—1881), основоположник армянской жанровой живописи Степан Нерсисян (1820—1884), пейзажист Геворг Башинджагян (1857—1925), Вардгес Суренян (1860—1921) писавший картины на исторические сюжеты, жанрист

Арутюн Шамшкнян (1856—1914), маринист Эманзел Махтесян (1857—1908) и другие. Определенное влияние на армянскую живопись оказал. выдающийся маринист Иван Айвазовский (1817—1900). Будучи армянином по происхождению, он поддерживал тесные связи с некоторыми представителями армянской культуры. Айвазовский написал полотна и на армянские темы—«Озеро Севан», «Резня армян в Трапезунде в 1895 г.», «Хримян

Айрик», «Арарат» и др. 2. Печать, публицистика Первое армянское периодическое издание—еженедельный журнал «Аздарар» («Вестник»)—выходил в свет в 1794—1796 гг. в армянской общине индийского города Мадраса. Его редактором был патриот и просветитель Арутюн Шмафонян. В «Аздараре» помещались торговые, экономические К политические новости, материалы по вопросам армянской истории, публицистические статьи и т. д.

Главной задачей еженедельника было распространение патриотических идей среди народа. В первой половине XIX века выходило до 30 периодических изданий; из них шесть в Константинополе, пять в Венеции, три в Тифлисе. Однако эти небольшие газеты и журналы не имели широкого распространения и просуществовали недолго. Наиболее значительными из них были «Арша-луйс Араратян», «Базмавеп» и «Азгасер». Газета «Аршалуйс

Араратян» («Заря Араратская») была основана в 1840 г. в городе Смирне (Измире). На ее страницах печатались материалы о политической и экономической жизни разных стран, об Армении, ее культуре и т. д. Газета распространялась не только в Западной Армении, но и среди кавказских армян. В 1843 г. в Венеции начал издаваться журнал «Базмавеп» («Полигистор»), освещавший преимущественно армянскую историю

и литературу. На страницах журнала публиковались также переводы из французских, английских и русских писателей, сведения об экономической, политической, научной жизни европейских стран и др. «Базмавеп» выпускается и в настоящее время. В 1845—1848 гг. в индийском городе Калькутте выходила под редакцией известного писателя Месропа Тагиадяна еженедельная газета «Азгасер» («Патриот»).

В ней печатались статьи патриотического и просветительского характера, сообщения об армянской культуре, разные новости и т. д. Первым периодическим изданием кавказских армян была еженедельная газета «Кавказ», издававшаяся в 1846— 1847 гг. в Тбилиси. Там же в 1850—1851 гг. выпускалась газета «Арарат», имевшая более богатое содержание. Одним из крупнейших и наиболее известных периодических изданий XIX века стал журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»), выходивший в 1858—1864 гг. в

Москве. Журнал развернул смелую борьбу против реакционных сил и их идеологии. Он призывал отказаться от грабара и писать на понятном народу литературном языке—ашхарабаре, провести преобразования во всех областях общественной жизни и культуры, распространять просвещение, следовать примеру передовых европейских стран. Будучи главным органом просветительского движения того .времени, «Юсисапайл» сыграл громадную прогрессивную роль в развитии армянской общественной жизни, мысли и культуры.

Известным западноармянским периодическим изданием была газета «Мегу» («Пчела»), основанная в 1856 г. в Константинополе. В течение ряда лет ее редактором был соратник Микаэла Налбандяна «Арутюн Свачян (1831—1874). Будучи последовательным демократом и сторонникам национально-освободительного движения, он на страницах газеты вел смелую и энергичную борьбу против реакционных клерикалов и богачей-амираев. «Мегу» стала органом западно армянской демократии, защитнице и выразительницей

интересов западноармянских трудящихся. Редактор газеты считал, что только Россия может оказать реальную помощь западным армянам. «Мшак» оказал большое влияние «а патриотическую молодежь своего времени Газета «Мегу Айастани» («Пчела Армении», Тифлис, 1858—1886) стояла на консервативных позициях и выступала против «Мшака», вследствие чего между ними велась острая и длительная борьба.

С 1871 г. издавалась газета «Аревелян мамул» («Восточная печать»). Ее редактором был видный западноармянский публицист, общественный деятель Маттеос Мамурян (1830— 1901), имевший передовые, демократические воззрения и защищавший интересы народных масс. Газета «Масис», выходившая в Константинополе с 1852 г придерживалась либерально-буржуазного направления (редактор—Карапет Ютуджян). В 1880—1890 гг. были известны также газеты «Аревелк» («Восток») и «Айреник»

(«Родина»). Последняя, редактором которой был западноармянский писатель-реалист Арпиар Арлиарян (1851—1908), пропагандировала патриотические и демократические идеи. Первое периодическое издание в Восточной Армении— журнал «Арарат»—был основан в 1868 г. в Зчмиадзине. Журнал имел религиозное и историко-филологическое содержание. С 1880 г. в Ереване издавалась еженедельная газета

Титульный лист газеты «Мшак» «Псак» («Венок»), публиковавшая статьи на литературные, исторические, педагогические и прочие темы. За пропаганду свободолюбивых и патриотических идей газета была закрыта царскими властями в 1884 г. 3. Школа, наука В XIX веке в Восточной Армении функционировали школы трех основных типов—церковно-приходские, частные и государственные, а в Западной Армении,—(церковные и частные.) Число армянских школ было ограниченным, а количество учащихся незначительным.

Так, например, во всем Закавказье в 1875 г. действовали 213 армянских школ, в которых обучались около 9600 детей. Почти все школы находились в тяжелом материальном положении, не имели элементарных удобств для учебных занятий. Еще хуже обстояло дело в Западной Армении. Следует отметить, что большинство армянских школ, будучи начальными, церковно-сриходскими, имели всего несколько классов. Уровень обучения был низок, педагогически методы—отсталыми.

Преподавались в основном «закон божий», история и армянский язык. Однако в XIX веке было создано несколько первоклассных для своего времени учебных заведений. В 1815 г. в Москве был основан Лазаревский институт восточных языков, который вначале был средней школой, но позднее имел также классы высшего образования. В институте обучались многие юноши-армяне, сыгравшие впоследствии крупную роль в развитии армянской

культуры. Так, в его стенах учились известные армянские поэты Рафаэл Патканян, Смбат Шахазиз, Геворг Додохян, Иоаннес Иоаннисиан, Ваан Терян, арменоведы Мкртич Эмин, Григор Халатян и другие. Лазаревский институт стал одним из крупнейших востоковедческих центров в России и воспитал многих известных ученых востоковедов.

В 1824 г. в Тифлисе была открыта школа Нерсисян, просуществовавшая около ста лет. Из нее вышли учителя, публицисты, деятели печати, культуры и т. д. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян и Степанос Назарян. Школа Нерсисян сыграла большую роль в развитии просвещения и образования восточных армян. Спустя некоторое время были основаны первые школы в центре

Восточной Армении Ереване—уездное училище (в 1832 г.) и епархиальная школа (в 1837 г.). В тот же период открылись школа Мурадян в городе Падуе (в 1834 г.) и школа Рафаэлян в Венеции в 1836 г. (впоследствии эти две школы объединились), семинария в Константинополе в 1838 г. и т д. Во второй половине XIX века были созданы новые армянские школы, среди которых выделялась основанная в 1874 г. в

Эчмиадзине семинария Геворгян, давшая многочисленных учителей и деятелей культуры. Открылись также женские щколы. Школьная сеть, однако, не получила широкого развития а во второй половине века. Царское правительство ограничивало число армянских школ и всячески стремилось свести на нет их значение. Особенно усилились репрессии в 1880-х гг когда царские власти закрыли многие армянские школы. Весьма тяжелым было положение в Западной Армении.

В Османской империи, где господствовал жестокий султанский режим и проводилась политика грубого национального гнета, погромов и резни, школьное дело, конечно, не могло развиваться. Армянская научная мысль XIX века развивалась преимущественно в области истории Армении, армянского языка и литературы. Среди ученых первой половины века своими научными трудами и исследованиями особенно выделялись члены Венецианской конгрегации мхитаристов—историк и географ

Гукас Инчичян (1758—1833) и лингвист Мкртич Авгерян (1762—1854). Последний вместе с двумя другими авторами (Г. Аветикяном и X. Сюрмеляном) издал в 1836— 1837 гг. в Венеции двухтомный словарь армянского языка, не утративший своего научного значения до настоящего времени. Во второй половине XIX века развернулась научная деятельность крупных арменоведов

Г. Алишана, М. Эмина, К. Патканяна. Гевонд Алишан (1820—1901) известен не только как поэт, но и как крупный ученый-филолог. Ему принадлежат многочисленные труды по географии и истории Армении, по истории армянской культуры, из которых особенно известны работы «Сисуан», «Айрарат», и «Сисакан». Мкртич Эмин (1815—,1890) занимался вопросами армянской мифологии, археологии, истории, литературы и эпоса, перевел и издал на русском языке ряд трудов древнеармян-ских историков.

Он был почетным членом археологического и востоковедческого обществ России. Керовбе Патканян (1833—1889) издал ценные труды по истории и литературе армянского народа, а также по вопросам истории Востока. Он преподавал на восточном факультете Петербургского университета, был избран членом корреспондентом Российской Академии наук. Значительный вклад внесли в арменоведение историки

М. Гарагашян (1818—1903), И. Гатрчян (1820—1882), археолог А. Ерицян (1841 —1902), лингвист А. Айтинян (1825— 1902) и другие. В области естественных наук следует отметить известного геолога и химика Андреаса Арцруни (1847—11898). Обучался он в Петербургском, Дерптском и Гейдельбергском университетах. В 1870-х гг. работал в

Тифлисе, затем в Германии (в Берлинском университете, Аахен-ском политехническом институте). Занимался в основном вопросами геологии Кавказа и Урала, (руководил двумя научными; геологическими экспедициями в-Армении (в 1872—1875 и 1892 гг.). Написал ряд трудов по геологии. и минералогии, по вопросам химических свойств кристаллов. В 1895 г. Арцруни был избран членом-корреспондентом

Российской Академии наук. Многие армянские ученые XIX века получили образование-в университетах Москвы, Петербурга, Дерпта. Парижа, Берлина, Женевы и других городов



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.