Реферат по предмету "Разное"


"Процедуры общественного участия в принятии экологически значимых решений в разных странах"

"Процедуры общественного участия в принятии экологически значимых решений в разных странах". Общественное участие необходимо для получения достоверной и своевременной информации, снижения социальной напряженности и конфликтности, избежания принятия экологически и социально опасных проектов. Право граждан на участие в принятии значимых управленческих решений закреплено в законах и нормативных актах. Участие населения в решении вышеназванных вопросов является нормой международного права. Отличительным свойством экологического права США является его чувствительность к общественному мнению. Общественность оказывает большое влияние на развитие права и процессы его реализации. Это влияние во многих случаях носит непосредственный характер. Но довольно часто общественность влияет на правотворчество через суды. ^ В процессе получения разрешений на обращение с опасными отходами в США участвует общественность. Предприятие получает лицензию на переработку, хранение и захоронение отходов до начала строительства установки и затем продлевает ее каждые 10 лет. Лицензиат проходит несколько этапов.До подачи заявки на лицензирование заказчиком, организуется встреча с общественностью. Люди информируются через СМИ. На встрече заказчик рассказывает о планах по строительству и видах отходов. Граждане задают вопросы и вносят предложения. Лицензирующее ведомство создает список рассылки, в который входят участники встречи.По результатам, инициатор подает заявку. В заявке должна быть информация о том, как будет обеспечена защита окружающей среды и здоровья населения, о ликвидации аварий, утечек, загрязнений, окончании эксплуатации предприятия и очистке и восстановлению территории.Лицензирующее ведомство получает заявку. Текст заявки публикуется в общественно доступном месте. Все участники встречи информируются через рассылку. Одновременно ведомство проверяет заявку и оценивает безопасность проекта.Процесс рассмотрения и доработки заявки занимает несколько лет.Когда рассмотрение и доработка закончены, ведомство принимает решение о выдаче лицензии, или отказе. Лицензирующее ведомство объявляет о своем решении: рассылает письма по списку рассылки, помещает объявление в местной газете и объявляет по радио. Выпускается информационный листок с разъяснением принятого решения. После объявления граждане в течение 45 дней могут давать свои замечания и потребовать проведения общественных слушаний.После внимательного рассмотрения замечаний, поступивших от общественности, лицензирующее агентство готовит ^ Ответ на замечания общественности и затем выдает Окончательное разрешение или отказывает инициатору.В процессе получения разрешения общественность может подавать апелляцию в суд на решение о выдаче ^ Окончательного разрешения.Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) разработало Руководство для общественности по участию в процессе получения лицензии на обращение с опасными отходами и считает, что основными возможностями участия являются:публичное обсуждение, период рассмотрения и сбора отзывов,общественные слушания.Охрана окружающей среды в Канаде является всеобщей задачей. По Канадскому закону «Об экологической оценке» существует много возможностей участвовать в федеральной системе экологической оценки. Общественное участие обеспечивает открытый сбалансированный процесс и повышает качество и надежность принятых решений. Канадское агентство по экологической оценке поощряет общественное участие. Существует Программа финансирования общественного участия, с помощью которой граждане могут получить материальную помощь для участия в детальной экологической оценке, посредническом процессе и экспертных комиссиях. Возможности участия:Сайт ^ Канадского регистра по экологической оценке дает информацию для граждан об экологических оценках в регионе,участие в детальной экологической оценке, посредническом процессе и экспертных комиссиях,участие в процедуре отбора проектов (скрининге),проверка и обсуждение типовых отчетов по отбору проектов,участие в слушаниях и собраниях, связанных с работой экспертной комиссии.Рассмотрим подробнее.^ Детальная экологическая оценка – проекты, связанные со значительной потенциальной угрозой для окружающей среды, такие как крупномасштабная добыча нефти и газа, электростанции, в т.ч. АЭС, промышленные предприятия, проекты в национальных парках и другие проходят данную процедуру.^ Посреднический процесс – добровольный процесс переговоров, на котором независимый нейтральный посредник помогает заинтересованным сторонам решить разногласия. В посредническом процессе могут участвовать граждане, прямо заинтересованные или затрагиваемые планируемым проектом. Посредник назначается Министром окружающей среды.^ Экспертная комиссия – группа экспертов, отобранных на основе их знаний и опыта. Члены экспертной комиссии и председатель назначаются Министром окружающей среды. Эксперты объективно проверяют и оценивают проект, который может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Экспертная комиссия организует открытую дискуссию и обмен мнениями с общественностью, проводит общественные слушания. По результатам работы готовится отчет по экологической оценке, который передается Министру окружающей среды. Министр представляет его общественности. Ответственное ведомство готовит ответ.^ Процедура отбора проектов (скрининг) - граждане знакомятся с отчетами по отбору проекта, оценивают их качество и подают свои замечания до принятия окончательного решения по проекту.^ Типовые отчеты по отбору проектов – группы отчетов, для которых отбираются однотипные проекты. Граждане участвуют в проверке и обсуждении, до того как Канадское агентство по экологической оценке примет отчеты в качестве базовых.В конституции Германии есть дополнение, в котором говорится что охрана окружающей среды, в особенности как основы жизни людей, является одной из задач государства. Германия в числе 22 государств ратифицировала Орхусскую конвенцию, что значительно увеличило возможности общественности участвовать в принятии решений на выдачу лицензий для реализации деятельности.В Германии, в соответствии с Законом об экологической оценке, общественность может участвовать в процедуре общественных обсуждений и консультаций. Выдача разрешения (лицензии) регулируется Законом об экологической оценке и специальными законами в разных областях. Если проект должен получить разрешение на выбросы в атмосферу, общественное участие проходит в соответствии с Федеральным законом о контроле за выбросами и Федеральным законом о предотвращении загрязнений. Минимальный стандарт общественного участия устанавливается Законом об экологической оценке и Федеральным административно-процессуальным кодексом. Немецкое экологическое законодательство может быть разделено на 2 категории. Первая категория - природоохранные законы, вторая категория – законодательные акты в сфере экологического планирования.В сфере общественного участия в ^ Англии действует ряд документов, рекомендуемых к исполнению, в том числе «Кодекс лучших практик консультаций и оценки политик», «Кодекс практики консультаций с общественностью». Отступление от принципов в Кодексах допускается при решении госорганов. Общие принципы должны максимально соблюдаться. Секретариат кабинета министров отслеживает эффективность выполнения Кодексов и собирает замечания и предложения граждан.Помимо Кодексов права общественности в Великобритании регулируются Законом о правах человека, Законом о защите информации, Законом о свободе информации.Основные формы участия общественности Великобритании в принятии экологически значимых решений:^ Письменные консультации,проведение стратегической экологической оценки. Основными формами участия общественности Франции являются общественные разбирательства и консультации с общественностью. Согласно определенных Директив, страны входящие в состав ЕС, обеспечивают общественности доступ к любой заявке и информации, связанной с получением разрешения на реализацию деятельности. Когда решение по заявке принимается, ответственный орган власти должен проинформировать об этом общественность. В законодательстве Франции требования к общественному участию сформулированы в Законе "Об охране природы» и в Постановлении о его применении. В Постановлении говорится, что основным источником информации является отчет по экологической оценке. И хотя в этой стране важные проекты открыты для общественного участия, но это участие ограничено правом доступа к документации и комментирования отчета только после его завершения. Так же во Франции существует практика общественного участия в принятии решений о размещении объектов ядерной энергетики и контроля за существующими объектами. И в этом направлении общественность добилась конкретного успеха. Так, в 1999 году агентству по управлению радиоактивными отходами (ANDRA) было выдано разрешение на создание подземной лаборатории в Bure на северо-востоке Франции только после проведения консультаций с общественностью. Тогда же премьер-министр разрешил создание консультативной группы граждан, которая должна была контролировать деятельность лаборатории.^ Какова же ситуация в России? Право на участие в принятии экологически значимых решений входит в экологические права граждан России. В законодательстве эти права закреплены в Конституции, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», Положении «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду», Градостроительном, Земельном кодексах и др. документах. Формами участия являются:распространение информации,общественные обсуждения,общественная экологическая экспертиза,общественный Совет,общественный экологический контроль,митинги, демонстрации, пикетирование,письма, петиции, жалобы,референдумы. Рассмотрим на примере Мурманской области. Недавно в городе Мурманске был проведен соцопрос населения. Исследование «Отношение жителей города Мурманска к экологическим проблемам региона и степень информированности о деятельности общественных организаций» был заказан общественной экологической организацией «Беллона - Мурманск». Опрос проводился Социологическим центром северо-западного филиала Московского гуманитарно-экономического института. В результате исследования было опрошено почти 1 000 жителей города с населением в 350 000 человек. При изучении отношения жителей города Мурманска к развитию атомной энергетики в регионе было выявлено, что большинство жителей города Мурманска не одобряет  планы продления сроков работы реакторов Кольской АЭС и планы строительства второй Кольской АЭС. Это подтверждают следующие цифры: 25,7% респондентов скорее не одобряют, а 18,2% совершенно не одобряют планы продления сроков работы реакторов Кольской АЭС. Скорее не одобряют и совершенно не одобряют планы строительства второй Кольской АЭС соответственно 21,8% и 27,3% респондентов. Затруднились выразить своё отношение к этим вопросам 27,4% и 22,7% респондентов соответственно.Кроме того, на территории Мурманской области, одной из ведущих компаний по изучению общественного мнения «Ромир», недавно проводился опрос по заказу группы «Экозащита!» и Фонда им. Г. Белля. Абсолютное большинство жителей области негативно отнеслись к продлению срока службы старых реакторов на Кольской АЭС (85%) и к строительству новой АЭС (87%). Положительно высказались лишь по 1% респондентов, скорее положительно – 11% и 9% соответственно, по 3% воздержались. Длительное время ведется переписка с Мурманской и Генеральной прокуратурами по поводу нарушения природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании при выдаче лицензии Кольской атомной электростанции на право эксплуатации энергоблоков №1 и № 2. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору лицензия на право эксплуатации энергоблока №1 в очередной раз была выдана без проведения государственной экологической экспертизы. Эта служба не поднадзорна прокуратуре области, которая отправила проект представления руководителю Ростехнадзора в Генеральную прокуратуру. До настоящего времени никакого ответа со стороны должностных лиц Генеральной прокуратуры нет. Вывод - законодательство России, направленное на защиту окружающей среды, заметно ослабло по сравнению с 1990 годом. Права граждан подвергаются ущемлению. Так, известно, что ни одно дело, связанное с экологическими нарушениями, не удалось выиграть, опираясь на Конституцию. Ситуацию усугубило решение о ликвидации Комитета по экологии Государственной Думы в декабре 2007 года. Вследствие чего произошло ослабление природоохранного законодательства. Например, появились законопроекты, разрешающие сдавать в аренду заповедники и парки. В стране эффективно не работает система государственного экологического контроля. Промышленные предприятия, на которых предполагается осуществлять «неожиданные» проверки соблюдения экологических норм, узнают о визите заранее и маскируют нарушения. Нарушается конституционное право граждан на получение полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды. Кроме того, чиновники всё чаще держат в секрете информацию, имеющую существенное значение. У общественности как не было, так и нет никакой реальной возможности влиять на принятие решений по строительству ядерных и радиационно-опасных объектов. Ведь после того, как информация об этих объектах была отнесена к сведениям содержащих гостайну, не осталось правовых оснований к подобному влиянию. Так, государственной тайной стали материалы обеспечения лицензии атомных станций. Например, Ленинградская атомная станция эксплуатирует 4 реактора РБМК-1000. Обеспокоенность «Беллоны» вызывает продление срока эксплуатации блоков АЭС, исчерпавших свой 30-летний ресурс. А так же планы Росатома по строительству дополнительных реакторов. В 2008 году ЭПЦ «Беллона» попытался получить разрешение на проведение общественной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на сооружение ЛАЭС-2. Однако от чиновников был получен отказ. Повод для отказа – ЛАЭС является объектом федерального значения и относится к объектам «ядерного комплекса», которые в соответствии с Указом Президента входят в перечень сведений, отнесенных к гостайне. В итоге, муниципальный совет «Смольнинский» не зарегистрировал заявление на проведение ОЭЭ, а концерн «Росэнергоатом» отказал в предоставлении проектной документации. ЭПЦ «Беллона» считает, что «Материалы обоснования лицензии на сооружение ЛАЭС–2», в части производства общественной экологической экспертизы, состоят из перечня документов, не имеющих грифа секретности. Таким образом, документация «Материалов обоснования лицензии на сооружение ЛАЭС–2», в части производства общественной экологической экспертизы, государственной тайной являться не может. В 2009 году в Волгодонске Ростовской области прошли общественные слушания по обсуждению предварительного варианта материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) деятельности по строительству и эксплуатации 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. Оказалось, что проект был утвержден еще в 1979 году и не включает в себя строительство двойной защитной оболочки реактора и документы представленные для обсуждения спорны с точки зрения «Закона об использовании атомной энергии». По данным агентства «РОМИР» доля противников строительства дополнительных энергоблоков в Ростовской области составляет 91%. Большинство заинтересованных граждан, проживающих поблизости от АЭС, не смогло принять участие в обсуждении проекта, в связи с тем, что представители «Росатом» назначили слушания на 15.00 рабочего дня. Вместе с тем, по словам участников слушаний, были обеспечены все условия для того, чтобы в слушаниях приняли участие сотрудники атомной станции, выступающие за строительство новых реакторов. В результате слушаний стало известно, что в случае тяжелой аварии на атомной станции, потребуется эвакуация Волгодонска, для чего нужна модернизация дорожной сети, строительство нового моста и необходимо наладить защищенное водоснабжение для 170 тысяч человек. По данным местного ГО и ЧС, «Росатом» отказывается выделять деньги на решение этих вопросов. В 2005 году в Светлом, Калининградской области, по вопросу строительства нефтяного терминала был проведен референдум. Проведенный референдум был признан несостоявшимся, поскольку, согласно законодательству, для легитимности голосования необходимо участие 50% зарегистрированных избирателей. На избирательные же участки пришло 48,5% избирателей. Инициативная группа обратилась в суд с исковым заявлением об отмене решения о несостоявшемся референдуме. Были выявлены многочисленные факты нарушений при составлении списков избирателей. Так, 370 граждан, потерявших право голосовать на территории округа «в связи со смертью, изменением регистрации, нахождением в армии и в исправительных учреждениях» были включены в списки. Кроме того, несколько сотен граждан, зарегистрированных в Светловском округе, но проживающих в других местах были лишены возможности проголосовать. Но все же есть положительные примеры взаимодействия общественности в решении экологических вопросов в других регионах России. Взять хотя бы нашумевшую историю с переносом нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Руководство компании «Транснефть» было намерено проложить нефтепровод в 800 метрах от озера Байкал, в сейсмоопасной зоне. Несмотря на то, что по результатам ГЭЭ, Ростехнадзора и независимой общественной экспертизы проекта, было признано, что такой маршрут представляет опасность для экологии самого чистого и глубокого озера мира. Такое поведение нефтяников вызвало бурю негодования экологической общественности. В разных городах начались акции протеста. В итоге вмешался президент России. Во время визита в Иркутск он поручил компании «Транснефть» максимально отдалить маршрут нефтепровода от Байкала. РезюмеУчастие общественности в принятии экологически значимых решений в России существует в «зачаточном» состоянии. Если хорошие законы, но они не выполняются. Суды не защищают общественность, а идут на поводу у чиновников. Любая попытка участия общественности встречает мощный отпор со стороны чиновников. Отрицательных примеров взаимодействия народа, власти и бизнеса по вопросам экологии больше чем положительных.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История тюркских народов происхождение, быт и культура
Реферат Arthur MillerS The Crucible Essay Research Paper
Реферат Маркетинговое исследование производственно хозяйственной деятельности и стратегического поведения
Реферат Голый король фундаментальной физики
Реферат Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. Прокофьева
Реферат Film Review The Green Mile Essay Research
Реферат Проблемні методи навчання
Реферат Неклассические логики
Реферат Республика Боливия
Реферат Cry Wolf Essay Research Paper Cry WolfThree
Реферат Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 2
Реферат Характерные черты публицистических текстов на японском языке
Реферат Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя 2
Реферат Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект
Реферат From Village Life To City 80003000BC Essay