Московский Государственный Университетим М.В. Ломоносова Семинарскаяработа студентки IV курса в оБескиной ДарьиНа тему Английский Парк 17 мая 2001 г. План работы 1. Историография 2. Концепция сада. Райский сад и средневековое обожествлениесадов. Отход от регулярности, смена вкусов в CUIII веке. 3.
Пейзажный парк в CUIII веке. Архитектура внутри пейзажного парка. 4. Стили садово-паркового искусства в Англии CUIII века. Леснойстиль Августовскийстиль Серпантинныйстиль Живописныйстиль Пейзажныйстиль 5. Концепция генезиса садово-паркого искусства. 6.Заключение. 1. В период возникновения Английского живописного парка , в
XVIII веке было написано огромное количествотрактатов, так как основы идеологии садово-паркового искусства были прежде написаны,а потом воплощены в жизнь. XVIII век оставилбогатое литературное наследство. Одним из первых, кто затронул проблематику парковогостроительства был Чарльз Эддисон. В эссе Удовольствия воображения он впервые указалключевые факторы для достижения идеала в затрагиваемой нами области.Сэр Юведал Прайс, Ланселот
Браун Хемпри Ремптон и Ричард Найт, будучи архитекторами,выражали свои требования к парковой архитектуре в многочисленных трактатах. Самыйизвестный и значительный трактат, в котором подробно описывается как надо оформлятьусадебные парки и даются характеристики целостного стиля называется Red Books Красныекниги . Гораций Уолпал выразилвкус нового стиля в письме Пропасти, горы, потоки, волны, Сальватор Роза , чемпроизвел сильный фурор и дал мощный толчок к созданию
нового живописного стиля .Очень известный теоретик XVIII века Уильям Гилпин написалтри очень популярных эссе Три эссе на живописную красоту, на живописные путешествияи на живой ландшафт . Из современных исследователей в первую очередь хотелосьбы отметить Николаса Певзнера, Который в50-е, 60-е гг. выступая с лекциями вывел английскую национальную теорию
планировки без границ , определил связь садово-паркового искусства с поэзией и эстетикойXVIII века от Поупа до Прайса , а так же признал, что парки это главный вклад англичанв мировую культуру.Из отечественных исследователей, занимающихся непосредственноэтой проблематикой нужно отметить А. Соболеву и е статью Семантика руин , Д. Швидковскогои его основную работу по данной проблеме Британские сады и их отражение в Европе ,где речь идет об английском влияние и распространении английской
культурной гегемониина Европу. А так же А.П.Вергунов и В.А.Горохов, в их работе Русские сады и парки уделяется огромное внимание появлению в России английского влияния, и дается подробныйанализ возникновения данного стиля. 2. Послевойны 1642-1649 в Англии начался динамичный период развития стилей и направленийв искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналоговв
Европе так называемых английских стилей . Англия становиться законодательницеймод по всей Европе со второй половины CUIII века. Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзажкак отдельно взятый жанр искусства. Именно английские художники, такие как ТомасГейнсборо с его новой типологией портрета человека и природы как одного целого,так называемого жанра портрета-прогулки или первыми пейзажами Лес в
Корнаке ,распространяют сво влияние на всю Европу. Важно отметить, что регулярный французскийстиль отходит на второй план. И тема красоты и естественности, слияния человекас окружающим миром занимает ведущее место. Наиболее характерно новые веяния проявилисьв области садово-паркового искусства. Война изменила подход к пониманию садово-парковойархитектуры.
Владельцы усадеб не относятся к искусственному ландшафту как к местудля увеселений, а как к среде обитания, словно к конкретной личности, как к убежищуот опасностей политической жизни. Возродилась древняя традиция сада уединенногоместа для созерцания и размышлений, восходящая еще к философии древнегреческой иримской. Основная идея данной философии совмещениекрасоты и удовольствия с пользой, а работы с созерцанием природы. Очень важную роль играет и христианскаятеология.
Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада Эдема. Адам до грехопадениябыл садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывалхлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство одиниз чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попыткавернуться в рай, воссоздать его приблизиться к Богу. Такая концепция появилась в средние века,в монастырских садах.
Возделывая эти сады, монахи проводили время в размышленияхи созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь. Эти сады появились в Англиипосле нормандского завоевания 1066г В CUI и CUII веках монастырские сады испытывали ренессансное влияние.Позже, в CUII-CUIII веках на месте монастырских садов расположились паркинового времени, оставив лишь монастырские постройки и полностью уничтожив средневековыйсад.
Так же происходило и со средневековымифеодальными замками, на месте которых или по схеме которых строились теперь загородныерезиденции, усадьбы.3. Итак,как уже говорилось выше, в CUIII веке владельцы поместий решили воплотить мечту о земномрае в реальность. Происходит так называемая Великая революция во вкусе . Е основнымифакторами являлись любовь к природе, Восстание против формальности, романтизм иоткрытие
новых территорий, а именно китайское и японское влияние. Целью стало созданиеидеального места пребывания. Чтобы создать идеал, использовали,заимствованные из разных источников идеи. Идеи черпались из философии, политики,искусства, науки и даже экономики. Как считают Н.Певзнер, Дж.Д.Хант, Р.Паульсон,М.Баридон, пейзажный парк обязан своим рождением отнюдь не профессиональным садоводами архитекторам, но литераторам, философам и знатокам искусства, то есть
своего родаанглийским гуманистам CUIII века. И в дальнейшем большинство устроителей парков вАнглии были теоретиками, причем на раннем этапе развития нового стиля теоретическиерассуждения одних и тех же авторов оказывались намного радикальнее их практическойдеятельности. Пейзажный парк явление чисто философского порядка, как, впрочем, илюбой другой садовый стиль, поскольку сад всегда отражает представления определеннойэпохи о мире в целом.
В таком случае наметившееся на рубеже CUII-CUIII веков радикальное изменение вкуса в области паркостроениясвидетельствует о том, что эти представления изменились. Все очевидные внешние различиямежду французским и английским парками являются следствием или отражением того,что картезианское восприятие мира как устойчивой системы, в которую включено всесущее, и в том числе воспринимающий ее человек, уступило место взгляду на мир состороны, как на картину. Таким образом, садовод должен быть в первую очередь художником-пейзажистом.
Один из многочисленных поэтических примеров строки из знаменитой поэмыЖ.Делиля Сады Ведь каждый сад пейзаж, и он не повторим, Он скромен иль богат равнолюбуюсь им. Художниками быть пристало садоводам Пейзажнаяживопись CUII века прежде всего пейзажи Лоррена, Пуссена и С. Розы была едва ли не основным источником вдохновения, а нередко и цитатником для устроителейпейзажных
парков. Сооружение парков никогда не начиналось с умозрительного архитектурногоплана, то есть создания системы, что было единственно возможным решением для предыдущейэпохи. Общая структура представляла собой совокупность отдельных видов, обычно программносвязанных между собой, каждый из которых садовод сочинял как законченную картину,делая предварительные графические наброски или акварельные эскизы. В восприятиипосетителя набор отдельных видов складывался в единый целостный
образ сада. Важнуюроль здесь играет то, что важнейшим источником формирования философии пейзажногопарка были метод и достижения новой эмпирической науки, которую активно распространялоАнглийское Королевское общество по всему миру. Новые ученые-эмпирики были яростнымипротивниками картезианства. Одним из первых рупоров новых идей былЧарльз Эдисон, один ведущих мыслителей своего времени. В 1712 году вышло эссе Удовольствиявоображения , где он указал ключевые факторы для достижения идеала
Уединение человекав окружающей природе Неоплатонизм Эмпиризм Локка Загородная усадьбадолжна иметь парк, лес и с х участки.В эссе было четко сформулированы главные признаки новогоидеала, и через короткое время оно дало мощный импульс для динамичного развитиясадово-парковой архитектуры в Англии CUIII века. Основной идеей стало соединить красотус пользой, простоту с величественностью, т.
е. соединение искусства и природы, приспособленногодля пользы человека. Парк в идеале должен воздействовать на состояние ума и душичеловека, он должен вносить гармонию в человека, и тогда он будет любить все вокругсебя. От архитектуры как таковой требовалось улучшить ландшафт,преобразить его и слиться с ним воедино. Слово landscape пришло в английский языкиз Голландии в конце CUI века, и было чисто живописным термином.
Тогда этот терминне обозначал что-то такое, по чему можно ходить,на чем можно строить или продавать и покупать. Теперь landscape это идеальное место внеповседнесной жизни, частичка Эдема. Английскийпарк, как уже говорилось выше был создан не только по типу монастырских садов, нои античных вилл. Идеалом античной виллы было соединение с природой, следовательноотсутсвие границ и симметричной системы парка. В серединеCUIIIвека Гораций Уолпол писал о том, что первым шагом на пути к созданию нового
английскогопарка стал отказ от визуальных границ. Исчезла граница между парком и окружающимпейзажем. 1 Регулярностьи прямые аллеи будут изгнаны из парка, а гарантом целостности картины мира станетсам человек. Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а возвращение к природе ,к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности,пышности, сложности, парадности и линейности, господствовавших в стилях к CUII-первой половине CUIIIвека.
Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируетсяв пейзаж и существует по его законам. Архитектурные принципы уступают место живописным,иррегулярность становится главным достоинством постройки. В этой ситуации парковыепавильоны приобретают совершенно новую для архитектуры задачу они должны воздействоватьна чувства зрителя, вызывать в нем определенные ассоциации и настроения. Об этом,в частности, писал Т.Уотли в своих Замечаниях о современном садоводстве 1770 , одном из первых
значительных трактатов по теории пейзажного парка. Каждаяпарковая постройка выражает свой характер, который может быть слабым в одном случаеи сильным в другом, серьезным или веселым, великолепным или простым, и по своемустилю может, или не может, соответствовать тому месту, которому она принадлежит.Но это соответствие само по себе не является единственным достоинством здания, котороеиногда обладает столь твердым характером, что может определить, усовершенствоватьили
исправит характер самого пейзажа . 2 Одним из самых передовых и новаторски мыслящихархитекторов этого времени был Ланселот Браун. Он высказал требования к архитектурепри создании ландшафта так, что это должен быть хороший и четкий план, он долженбыть грамотно и точно исполнен, он считал, что архитектор должен идеально знать строение местности и всех объектов на ней и естественных,и искусственных. Так же считал он, архитектор должен обладать талантом садовника и бескрайним чувством вкуса при посадке
деревьеви цветов. Но если сад,или парк, отражал в себе идеи античности и палладианства, то архитектура зачастуюбыла представлена отнюдь не в классическом стиле. Характерным примером может стать знаменитаязагородная усадьба Строберри Хилл , построенная Горацием Уолполом в неоготическомстиле. Предполагалось, что планировка ренессансныхпалаццо и виллы, особняка и усадебного дома в духе классицизма
должна быть правильной ,регулярной, с симметричными, четкими, прямоугольными контурами. Как уже не раз говорилосьвыше, регулярность и картезианское восприятиемира были врагами для нового идеального мира, мира гармонии и меланхолическогоспокойствия. Обращение к готике как к возвышенному старинному идеалу давало свободу,допускало асимметрию и живописность композиции, присущие зодчеству средневековья.Можно было планировать дом так, как хотелось и как того
требовало функциональноеустройство здания. Гораций Уолпол так сказал об этом Я собираюсьпостроить маленький готический замок Греческий стиль годится только для величественныхи общественных зданий. Колонны и все замечательные классические орнаменты выглядятсмешно, если украшать ими дом размером с комод или творожный торт. Разнообразияникакого, и не допускаются никакие приятные неправильности .
Личный вкус каждогоуважался и был поставлен выше общепринятой архитектурной формы. Ну и что, кольскоро кому-нибудь хочется покрыть сумраком аббатств и соборов собственное жилище тогдасад, наоборот, должен передавать не что иное, как солнечность и веселье природы . 3 Строберри Хилл состоит из нескольких узнаваемых средневековыхпостроек различных типов. Один фасад напоминает каменный готический дом горожанинаCIU-
CU века. Другой представляет собой стену готического собора,с характерными вынесенными вперед опорами, контрфорсами, большими стрельчатыми окнамии пристройками, похожими на часовни. Два сходящихся под углом корпуса объединяетвысокая башня с зубцами и приставленной к ней остроконечной башенкой. После созданияусадебного дома в Строберри Хилл мода на жилища в средневековом, неоготическом стилеохватила
Англию и не только е . По всей Европе неоготические тенденции в построенииусадеб и вилл были неотъемлемой частью паркового искусства. И даже в далекой Россиибыли построены такие замечательные памятники садово-парковой архитектуры в неоготическомстиле как Царицыно, Петровский дворец в Москве, Гатчина и десятки других построек.4. Стилей садово-парковогоискусства как таковых не существует.
Есть общая концепция, общие эстетические идеалыи характерные черты, о которых говорилось в предыдущем разделе. Пейзажный парк былв CUIII веке территорией экспериментов здесь ломались традиционные представления об иерархиистилей и жанров архитектуры. Это своего рода театр с разнообразными сценами китайскиеворота, голландская ветряная мельница, минарет, итальянский виноградник, лес надгробийи т.д. Все это может по-разному располагаться и соседствовать рядом друг с другом.
При этом эти вещи не выглядят эклектично, прогулка по парку сопровождается неожиданнойсменой настроений, сменой картин. Сооружения в разных стилях превращают е в воображаемое большое путешествие .Безусловно,что это рождение нового стиля, а не отказ от него и переход к дикой природе. Естественная природа , термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета парковогостроительства, не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманнаясхема насаждения тенистых аллей,
зеленых лужаек и полян, свободно растущие и представляющиесобой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировкидеревьев и кустарников. Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины,вместо золотых фонтанов строятся водопады и ручьи. Но все-таки природность пейзажныхпарков CUIIIвека все тот же стиль и условность художественного символа.На первый взглядможно было бы выделить два основных стиля
Формальный регулярный Естественный пейзажный , но их гораздо больше. Forest style Лесной стиль Король Георг I с 1714г. малозаботился об искусстве и о садово-парковом искусстве, в частности. Поэтому контрольнад культурной отраслью в государстве взяла молодая аристократия. Это было началомсамого плодотворного столетия для садово-паркового искусства. Главной особенностью этого раннего, сложившегося уже в началевека, стиля были многочисленные аллеи
и плотное насаждение лесных деревьев. Главнымидеологом этого стиля был Стивен Швитзер, которому не нравился жесткий голландскийстиль господствовавший в конце CUII века. Основная идея это насаждение нескольких аллей, минимальноеколичество газонов и отказ от мощных и тяжелых стен. Швитзер создал несколько парков,в которых выразились основные принципы этого стиля. К сожалению ни один из них несохранился. До наших дней дошли несколько парков созданных на промежутке
между1700-1750гг. Самые известные из них это Bramham Park 1700-31 , Cirencester Park 1715-40 ,St. Paul s Walden Bury 1720-25 ,Wrest Park 1706-40 . Они сохраняют ещ многие черты регулярного парка, хотяи становятся более тихими и уединенными,с большим количеством лесного массива. От французского регулярного парка осталисьрасходящиеся аллеи лучи , перспективные решения.
Но если во французском парке былипышные придворные церемонии, праздники и балы, на которые и был рассчитан парк,то здесь никакой придворной жизни, скорей наоборот идиллия тихого сельского обитания. Как пример рассмотрим Cirencester Park. Автором парка стал Алан Батхорст. Как и в регулярном стиле, от дома расходятсятри аллеи, с каждой из которых, открываются замечательные виды. По парку следуетсемь дорожек, на пересечении которых возвышаются небольшие бастионы.
Все гораздопроще, чем во французских парках. Нет ни фигурно подстриженных кустов, ни искусственныхпартеров, но все же геометричность остается. Впервые уделяется внимание к особенностирельефа местности, что является шагом к более естественному стилю паркового искусства.Зачем срывать холмы и разбирать водопады, оставить их на местах будет и дешевлеи натуральнее. Augustan Style Августианский стиль Название этого стиля происходитоттого, что этот стиль близко связан
с поэзией так называемых августианцев . Этобыла попытка писателей, художников, архитекторов возродить славу Рима, периода первогоимператора, который принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Подобно Горацию иВергилию англичане прославляли новый золотой век после невзгод XVII века. В этихкругах возрождается палладианство, героическая поэзия, и рождается августианский стиль садов и парков. Главной фигурой, сыгравшей важную роль в формировании новогостиля, стал поэт
Александр Поуп. Вкус древних, виден в их садах, писал он неприкрашенная природа, придающая уму возвышенноеспокойствие . Одним из ведущих архитекторов, работавших в этом стиле, былУильям Кент. Он работал в паре вместе с Бриджменом, мнившим себя архитектором. Кентвыступал как генератор идей, а Бриджмен, как их технический воплотитель. Лучшие примеры их работы Klermont, Chisvick House,
Rushem и Stow. Современники называли Кента отцом современного сада .Кент любил придавать аллеям, каналам,фонтанам, прудам естественный облик, в отличие от геометрических форм в XVII веке.Кента интересовал ландшафт как картина, а не как некий четкий план. Его основнымипринципами были перспектива и игра светотени. Его интересовал античный ландшафт,поэтому он и Бриджмен наполняли сады и парки статуями, храмами, гротами
и пещерамиотшельников . Это были статуи Цезаря, Помпей,Цицерона и др. Так в Чизвик Хаусе находятся статуи с Виллы Ариана в Италии. Ав другом парке Стоу Кент поместил ниши для восьми британских Достоинств, которыесмотрят на Храм Древней Добродетели, расположенный там же. Все это ориентированно на Храм Весты напротив Тиволив
Риме.В Роушамон делает Долину Венеры со специальной аркадой, напоминающей ту, где сидел римскийоратор. В Клермоне возводиться греко-римский амфитеатр, сделанный не из камня, аиз травы. Перед ним огромный пруд, переделанный позже в естественное озеро.Этобыла эпоха, когда ландшафтный дизайн был благородным искусством для изысканнойаристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковоеискусство соединяло в себе эти
две вещи.Былопостроено множество парков и поместий, где вдохновленные виллами Палладио архитекторыстроили то Храм четырех Ветров парк в Кастл- Ховард, закзанный лордом Карлайлом,по типу Виллы Карпа Палладио , то выстраивались римские бани и целый набор бюстовримских императоров В Пейншилле, построенный Чарльзом Хамильтоном . Этобыла попытка воссоздать ландшафт античности .
Видение архитекторов и дизайнеров ландшафта сформировалось, благодаря чтению латинской поэзии, мест увиденных в такназываемом Гранд-Тур поездки по Франции и Италии, с целью знакомства с античностью ,благодаря пейзажам Лоррена и Пуссена.Serpentine Style Извилистый стиль Основоположником этого стиля является Ланселот Браун, по прозвищу способный .
Название этому стилю дал Хэмпри Рептон, сказав современная извилистаяпарковая архитектура . Августианский стиль перешел в извилистый в связис переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поляфантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модельпарка включалось огромное воображение художника. Этотстиль складывался с 1709 по 1748 гг. Он ознаменовал переход от рационализма к эмпиризму.
Появляется уже абсолютно обоснованная иррегулярность.Основныепамятники этого направления Bramham Park, Duncombe 1713-50 , Studley Royal 1715-30 , Rousham 1726-39 , Stourhead 1026-39 . Основные мастера Джордж Лондон, Стивен Швитцери Ланселот Браун. Главнымпринципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности.
Этотстиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным. Расцветстиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Он начинал как вольный художник.В 1751 году работал с У. Кентом в Stowe они вместе делали Греческую Долину. Здесь ему приходилосьиспользовать классические формы, но уже заметен его интерес к абстракции в композициипочвы
и деревьев. Главная его характерная черта извилистые линии и формы. Но античныеаллегории и символы ему не близки, и с 1732 года он работает самостоятельно какнезависимый архитектор. Стильего узнаваем сразу. Характерными чертами его зрелых и сложившихся работ, таких как Luton Hoo, Blenheim Park,Petwood, Harewood, можно назвать круглые группыдеревьев, луг с травой перед домом, а главное извилистые озера Luton Hoo, BlenheimPark .
Его линии сравнимы с линиями женскоготела. Все очень естественно, гармонично и целостно. Он создает единые ансамбли,более 211 проектов для английских парков создал Браун, к сожалению, весь его архивисчез бесследно. Браун стал почтинациональным героем. Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанныегруппы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусствово всей
Европе и Америке. В1764 году Браун создал в Blenheim Park самоевеличественное озеро во всей Англии. Перегородив речку Glyme, он создал естественное озеро, красивее которого нет в Европе.Лишь оплакивающие прежний строй регулярных парков не признавали его красоты. Позднее У. Тернер рисовал эти виды, созданныеБрауном, восхищаясь и превознося их.
Браун заставил впервые отнестись к ландшафтнойархитектуре серьезно, как к отдельному виду искусства, т.к. он был великий стилист и обладал прекрасным вкусом. Он не любил величественные, пафосные античные ландшафты,он предпочитал им мягкую, нежную природу тихую сельскую английскую жизнь, восхищалсяизвилистыми и гладкими, текучими линиями. Извилистые линии не настолько идеальныкак круг или квадрат, но более благородны, чем случайные узоры
и неровные изломы,характерные диким лесам и горам. Ещ при жизни его провозгласили в культурных кругах гением и законодателем мод, а егоработы считались истинно английскими и естественными по всей Европе. И его творчествопо праву можно назвать стандартом и фундаментом всей английской парковой архитектуры.Picturesque Style живописныйстиль В конце XVIII века очень популярным становиться
С. Роза, а так же природаАльп и вообще дикая природа. В 1790-е годы вкусы снова изменились и линеарность извилистого стиля сменила любовь ко всему дикому , скалистому , лесистому .Стали сажать разнообразные растения из других стран. Во многом это связанно с путешествиями и впечатлениями от других стран, особенно от тех,которые находятся в Альпах.Интереск дикой природе в садово-парковой архитектуре появился благодаря деятельности
У.Гилпина, который написал книгу Picturesque Toure в 1782-1809 годах. В ней описывалось путешествиеанглийского аристократа в Альпах, который испытывает благоговейный страх перед дикойприродой. Особое внимание уделяется описанию устрашающего очарования мятежных природныхсил . Гладкостьи мягкость сменяются дикостью и экспрессией.
Ориентирами для нового стиля сталикартины таких художников как С. Роза и К. Лоррен. Надо смотреть на объекты глазамихудожника писал Ю. Прайс. Он был одним из первых, кто выдвинул идею о создании диких романтических садов . Основными принципами таких парков были разнообразие,сложность и запутанность, суровость и мрачность. Произошел и отказ от искусственныхаллей и мощеных дорожек, подстриженных по шаблону кустов и деревьев,
регулярнойразбивки, прямых углов и геометрических форм, от газонов и прудов, аккуратных лужаеки клумб. Нужны разнообразие и светотеневые эффекты, интересные ракурсы и хаотичнопосаженые деревья. Однако перед самой усадьбой, считали они, все должно быть аккуратнои четко.ВDowntonCastle Прайс раскидал между дервьми огромныеглыбы камня, что бы достичь романтического эффекта, схожего с картинами С. Розыи Маньяско. Куски скал просто валялись перед усадьбой лет 20-30.
Таким образом,тотальная иррегулярность превратилась в основной принцип нового направления.Ещеодин архитектор, работавший в этом направлении Лоудон. Он создал Ditchley Park, Harewood House, Barnbarrow и др.К сожалению, мало из его работ сохранились до наших дней, но время и природа создалав них те эффекты, которые Лоуден хотел создать средствами искусства.
Благодаря живописному стилю, как уже говорилось выше, в Англии стали сажать множество иностранныхдеревьев и цветов. Экзотические растения соседствовали с английскими и выгляделивполне гармонично. Оченьважно отметить, что все эти выше перечисленные люди были поэтами. Поэзия была неотъемлемойчастью живописи и архитектуры, общее мировоззрение строилось, прежде всего,
на поэзии. Этот стиль наиболее радикальный уход от геометричности,правильности и регулярности. Это крайнее следствие идеи о том, что искусство должноимитировать природу как она есть, а не создавать парк искусственно, по четкому плану,и не менять уже существующие части ландшафта.Landscape Style Пейзажныйстиль Это своего рода суммавсех предыдущих стилей. Это, безусловно, самый значительный стиль. Схема загородногопоместья выглядит приблизительно так первый
план прекрасная терраса, затем переходк живописному парку , и, наконец, величественный задний план, открывающийся изпарка горы, море, река, вид на лесные дали.Таким образом, пейзажный стиль вобрал в себя элементы всех других вышеперечисленных стилей. Терраса первого плана отрегулярного парка, дальние перспективы от лесного стиля , парковая зона перехода средний план от извилистого , а задний план живописный парк .
Первым, кто указал на то, чтовсе эти эллементы можно уложить в одну логичную систему был У. Гилпин в 1791 году .А Ю. Прайс, Р. Найт и Х. Ремптон создали пейзажный парк как единый ансамбль. Онивобрали в создание этих парков всю эстетику и культурные особенности XVIII века, включая литературу . Они написалимножество теоретических работ, которые стали фундаментом для культуры XIX века.5. Литература, поэзия, философия зарождают новоепонимание мира.
Во Франции появляется теория Ж.Ж. Руссо о, так называемом естественномчеловеке , когда естественный человек это ребенок, которому наведано борение страстей,чуждое норме природного существования 4 . В Англии рождаетсякультовый роман Л.Стерна Сентиментальное путешествие , который становится определеннымсимволом этой эпохи, которым зачитывается молодая аристократия, который волнуетумы и души многих людей конца CUIIIвека. Естественно, что все эти идеи не могли не отразиться в искусстве.
Тема гармонии естественного человека и естественной окружающей природы, индивидуализация образа, человека как неотъемлемой частиидеального мира охватила все сферы искусства.Устоявшиесяканоны барокко пошатнулись, а возвращение к природе , к простоте крепнет все болееи более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадностии линейности, господствовавших в стилях к CUII- первой половине CUIIIвека.Произошел отказот французской модели регулярного парка, как
проявления искусственности . Почтивезде эти парки переделываются в английские , т.е. в пейзажные.Соединение сприродой, отказ от визуальной границы парка, насаждение в парках разного рода театрализованныхпод естественную природу элементов, руин и экзотических деревьев, переход к иррегулярностии живописности, ориентация на картину, а не на четкий план, воспитание романтическихчувств в человеке при помощи литературы и изобразительного искусства, отказ от замкнутостии картезианства, переход на познание мира эмпирическим
путем вот основные чертынового парка. Очень важноотметить и акцентировать внимание на том, что никогда прежде в Англии вкус эпохи,общественное миропонимание, философия и эстетические воззрения так ярко не проявлялись,как в садово-парковой архитектуре CUIIIвека.И впервые, АнглияСтала законодательницей мод и вышла на первую главенствующую ступень в Европе иАмерике. Виды природывоспринимаются как некие идеализированные живые картины, выстроенные по
законам искусства живописи, происходит иобратный процесс, когда все эти виды воплощаются на холсте, запечатленные художником. Томас Гейнсборо, впервые пишет пейзаж как самостоятельныйжанр, таким образом, садово-парковое искусство повлияло и на живопись и на архитектуру,но главной заслугой является то, что живописный парк дал почву появления романтизмав XIX веке. Использованная литература1. Gabrielle van
Zuylen. Paradise on Earth The Gardensof Western Europe. Paris, 1989.2. Michael Symes. A Glossary of Garden history. London,1993.3. Anthony Huxley. An illustrated history of Gardening.London,1997.4. Monique Mosser. The history of Garden Design. London,1987.5. Tom Turner. Garden Design in the
British Isles.History and Styles since 1650. London, 1986.6. Швидковский Д.О. Британскиесады и их отражение в Европе. История садов. Вып.1.М 1994.7. Лихачев Д.С. Поэзиясадов. СПб,1991.8. Курбатов В.Я. Садыи парки. Пг 1916.9. Молок Н.Ю. Соун ипикчереск. История садов.
Вып.1.М 1994.10. Вергунов А.П ГороховВ.А. Русские сады и парки. М 1998. 1 Walpole H. History of modern Taste inGardening. 2 Whateley Th. Observations on Modern Gardening.London, 1770. P.123-124 3 Walpole H. History of modern Taste inGardening. 4 Соб. соч. т. 1. Стр.137
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |