Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантировал бы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. поставил бы человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:
правовая культура общества;
правовая культура личности;
правовая культура профессиональной группы.
Правовая культура общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.
Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.
Содержанием правовой культуры личности являются:
1) правосознание и правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого человека;
2) правомерное поведение;
3) результаты правомерного поведения и правового мышления.
Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:
1. степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;
2. специфики профессиональной деятельности.
индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.
Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены правовым и нормами.
Профессиональная правовая культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.
Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает и особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, напр., сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Здесь выявляется общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.
Следует признать, что правовая культура работников юридического труда нуждается в большей зрелости профессионализме.
Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому верховенству положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений и эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций ит.д.
Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.
Структура правовой культуры общества
Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
1) уровень правосознания в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.
Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.
Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.
Есть такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.
Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;
2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;
уровень развития правотворческой деятельности, состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;
состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня право реализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.
Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.
Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм общества и личности.
Правовой нигилизм – деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее, однако, преступный умысел.
Игнорирование закона с преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.
Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.
Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР - результат деформации правового регулирования того времени. В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:
1. теоретической (идеологической) - когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне обосновывались идеи: а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым принижалась роль права; б) о предпочтительности всемирной пролетарской революции перед правами человека; в) о превосходстве постановлений Коммунистической партии перед законом и др.;
2. практической - когда а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации общества, породила неверие в закон, пренебрежение им; б) установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности оправдательными объяснениями типа "в интересах народа", "для выполнения плана" и др., что породило ведомственный правовой нигилизм и даже правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства.
Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это, говоря словами А.И. Герцена, "убило всякое уважение к законности" в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.
В настоящее время причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать следующие:
1) экономические - процесс разрушения старого хозяйственного организма (нежизнеспособного, но все же целостного) значительно опережает становление украинской экономики как саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей производства - на основе экономической свободы. Граждане лишились привычных условий трудовой деятельности и, силу невозможности и неспособности быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлетворенность, апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;
социальные - социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;
политические - распад СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;
идеологические - падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;
юридические:
- в сфере правотворчества - отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны);
- в сфере правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения.
Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм.
В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:
- совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений;
наличие развитой системы правоприменительной деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;
повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов;
повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации;
качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.
Важное значение в преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль юриста является ведущей.
Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры
Правовой всеобуч – единая общегосударственная система изучения законодательства, которая охватывает все слои населения, всех государственных служащих. Правовой всеобуч и правовое образование - по сути одно и то же. Правовое образование, как и правовое воспитание, представляет собой процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания у граждан уважения к закону, к правам человека, формирование у членов общества чувства причастности к законности и правовому порядку.
Правовое образование - необходимый элемент правовой культуры, условие правовой воспитанности личности. На всех уровнях образования должно проводиться правовое обучение.
Структура образования включает образование: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное, аспирантуру, докторантуру, самообразование (см. ст.29 Закона Украины "Об образовании" от 23.03.1996 г. с изменениями и дополнениями).
В Украине разработана "Программа правового образования населения", которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.1995 г., где, в частности, подчеркивается, что правовое образование является обязательным для всех дошкольных воспитательных, средних образовательных, высших учебных заведений, учебных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, т.е. внимание акцентируется на преемственности в деле правового образования.
В связи с необходимостью повышения правовой культуры депутатского корпуса всех уровней, а также работников исполкомов Советов народных депутатов и государственной администрации, возникла необходимость в их профессиональной правовой подготовке.
Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость в правовом образовании руководителей, специалистов, должностных лиц коммерческих корпораций, руководителей и специалистов народного хозяйства. Правовое образование должностных лиц имеет целью не только овладение минимумом правовых знаний, но и умение их использовать: все управленческие решения должны отвечать «букве» и «духу» закона.
Важное значение имеет информирование населения о деятельности организаций юстиции и текущем законодательстве.
Средствами обеспечения такой информации являются:
- ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа "Правовое образование", "Юридический всеобуч", "Консультирует юрист", "Спрашивайте - отвечаем");
- правовые радио и телевизионные журналы типа "Право", "Закон" и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах;
- юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний (напр., "Юридичний вісник України" и др.);
- организационно-образовательные мероприятия: пресс-конференции, брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.
Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.
Брифинг - короткая пресс-конференция.
Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе.
Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.
С целью эффективного решения задач правового обучения граждан необходимо объединение усилий государственных органов и общественных организаций.
Юридические учреждения (органы внутренних дел, прокуратура, суд, нотариальная контора, юридическая фирма) призваны организовать конкретное участие юристов-практиков и ученых в разъяснении населению актов законодательства в информировании граждан о состоянии охраны правопорядка. На представителей юридической профессии возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы, возможных и надлежащих способах осуществления их прав и обязанностей.
Функции (основные направления развития) правового всеобуча:
1. правовое образование и воспитание молодежи;
2. правовое образование депутатского корпуса всех уровней;
3. правовое образование работников органов исполнительной власти на местах;
4. правовое образование работников органов управления общественных организаций;
5. правовое образование должностных лиц коммерческих корпораций - ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и иных объединений;
правовое образование правонарушителей в местах лишения свободы и др.;
методическое обеспечение правового всеобуча (поддержка совокупности современных принципов, форм, методов и способов правового образования и информации, активное участие в их осуществлении).
Наряду с обучением граждан конкретным правовым нормам важно внедрить в общественное сознание прошедшие испытание временем и проверенные практикой правовые аксиомы.
Правовые аксиомы должны включать знания о:
1. правовых стимулах - правовых побуждениях к законопослушному поведению, которые создают условия для удовлетворения собственных интересов субъекта (напр., льгота, право на собственность и др.);
2. правовых ограничениях - правовых сдерживаниях противоправного поведения, которые создают условия для удовлетворения интересов контр субъекта, охраны и защиты общества (напр., ограничение дееспособности детей; установленные законом избирательные ограничения и др.).
Задача юридической науки - осуществить отбор таких юридических аксиом, следование которым исключало бы рассогласование поведения человека с законом. Задача юридической практики (юристов-профессионалов) - внедрить их в правосознание граждан эффективной профессиональной деятельностью юриста-специалиста.
Профессиональная культура юриста как личности и ее роль в развитии правовой культуры общества
Профессиональная культура юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста. В свою очередь, как видно из структуры правовой культуры, от профессионализма деятельности юристов зависит состояние правовой культуры общества и личности - не юриста.
Уровень профессиональной правовой культуры, т.е. правовой культуры профессиональной группы - сообщества юристов, определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и тем самым укреплять не только свой престиж, но и престиж сообщества юристов.
Юрист - личность. Именно - личность, поскольку юрист призван стать выше своих обыденных привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Клиенты юриста - также личности. Преступники - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми совсем не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - это схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Получение юридического образования - лишь первый шаг к утверждению себя как личности. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязательств, а также прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.
Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, всего правового поля государства, а не только его отдельных направлений.
Правовая культура юриста усматривается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений сточки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.
В культуру юриста входит знание государственного языка Украины, а также особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность.
Профессиональная культура юриста имеет такое содержание:
знание законодательства и возможностей юридической науки.
Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости. Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;
умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и практики при принятии и оформлении решений.
Профессионализм и справедливость торжествует в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и практической юриспруденции.
Самостоятельной является проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.
Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |